Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Фильм «знакомьтесь: джо блэк»: актеры и роли

Сюжет

Картина повествует о взаимоотношениях человека и смерти. Писатели и кинематографисты поднимали эту тему не раз. Отнюдь не уникальную идею использовал Мартин Брест – режиссер фильма «Знакомьтесь: Джо Блэк» (1998). Актеры, подобранные прекрасно, и нетривиальный сценарий – в этом, пожалуй, и заключается успех киноленты, которая пользуется популярностью спустя почти двадцать лет после премьеры.

Главный герой – Уильям Перриш. Однажды к нему является Смерть в обличье молодого человека, не так давно трагически погибшего. И заключает с Перришем договор. Уильям должен стать проводником Смерти в мире живых. Джо Блэк – а именно под таким именем Смерть планирует свое пребывание на земле – повсюду будет сопровождать Перриша, знакомиться с простыми человеческими радостями.

Молодой человек, в чье тело вселяется Джо Блэк, незадолго до смерти познакомился с дочерью главного героя. На Сьюзен Перриш он произвел сильное впечатление, а потому девушка рада, но вместе с тем и удивлена, увидев его в доме отца. Так начинается история, которая легла в основу фильма «Знакомьтесь: Джо Блэк». Актеры не получили каких-либо наград за роли в этой картине. Более того, согласно мнению критиков, эта работа не лучшая в фильмографии каждого из них. Зрителям же понравилась кинолента «Знакомьтесь: Джо Блэк».

Сюжет

История об Ангеле Смерти, который решает взять отпуск от своих обычных обязанностей, чтобы побыть среди людей. Для этих целей он вселяется в тело трагически погибшего молодого человека (Брэд Питт), который ранее знакомится в кафе со Сьюзен (Клэр Форлани), дочерью медиамагната Уильяма Перриша (Энтони Хопкинс). Он появляется у него дома в канун его 65-летнего юбилея.

Смерть заключает с Перришем сделку: Уильям станет его проводником в мире людей, а кончина Перриша будет отложена. Магнат представляет Смерть своей семье и близким как Джо Блэка, но толком не объясняет, кто это. Присутствующая на ужине Сьюзен удивлена и одновременно обрадована встречей с тем самым молодым человеком, с которым она познакомилась в кафе и который ей очень понравился. Джо Блэк неумело, но с энтузиазмом погружается в мир вещей, вкусной еды и людских отношений. Оказавшись в теле человека, Ангел Смерти начинает чувствовать то, чего в своём истинном воплощении почувствовать не способен, — он влюбляется в Сьюзен. Она отвечает ему взаимностью, хотя и удивлена кардинальным изменением его поведения. Увидев открытое проявление их чувств, Перриш начинает нервничать.

Джо везде сопровождает Перриша, в том числе и на собрании директоров, где планируется недружественное слияние компании магната с конкурентами. Перриш категорически против слияния. Один из членов совета директоров, Дрю, хочет провернуть сделку за спиной Перриша. Собрав собрание директоров, Дрю обвиняет Перриша в том, что тот не в состоянии управлять компанией, и отправляет в отставку. Перриш не может объяснить подчинённым, что же с ним рядом делает Джо и, пользуясь этой слабостью, Дрю вынуждает его принять решение об отставке и согласиться со слиянием.

Наступает день празднования юбилея, который проводится с большой помпой. Вскоре Джо сообщает магнату, что влюбился в его дочь и решил забрать её с собой. Перришу удаётся убедить Смерть этого не делать, но взамен тот переносит срок исполнения сделки на окончание юбилейного торжества. Джо находит Сьюзен среди гостей и сообщает ей, что сразу после праздника он должен навсегда уехать, и почти признаётся в том, кто он есть на самом деле.

Перед юбилеем зять Перриша, Куинс, признаётся тестю, что непреднамеренно предал его, дав Дрю необходимую информацию для отставки Перриша. Джо неожиданно предлагает Перришу разделаться с Дрю и обещает для этого отсрочить смерть магната. Во время встречи Джо представляется секретным агентом налоговой службы и угрожает Дрю, что сделка содержит состав преступления, и тот может оказаться за решёткой. Дрю под давлением угроз отзывает назад своё требование об отстранении Перриша с поста главы компании.

Торжества заканчиваются праздничным салютом. Юбиляр прощается с гостями и с дочерью. Вместе с Джо они идут по лестнице, ведущей в глубь парка, и скрываются из виду, но через некоторое время навстречу отправившейся за ними встревоженной Сьюзен выходит один Джо. Он сообщает, что после встречи в кафе ничего не помнит. По его поведению Сьюзен понимает, что перед ней тот самый парень из кафе, который ей так понравился, но с грустью понимает, что того Джо, которого она узнала совсем недавно, уже никогда не будет.

Великолепное актерское трио

Энтони Хопкинс — вот жемчужина фильма. Роль Билла Перриша не сыграна — прожита на экране. В «Молчании ягнят» Хопкинс маньяк, безжалостный людоед, с леденящим душу взглядом. Теперь перед зрителем отец, чьи глаза переполнены нежностью к своим девочкам. Столь контрастное перевоплощение под силу только гению Хопкинса.

Молодые актеры Брэд Питт и Клэр Форлани соответствуют старшему коллеге. Клэр — воплощение естественной женственности. Питту удалось создать сразу два образа — обаятельного земного парня и сущности, от которой веет могильным холодом. Вместе актеры создали атмосферу фильма, напоенную искренней любовью и самопожертвованием.

Пожилой мужчина вдруг просыпается среди ночи, встревоженный смутным нездоровьем. Он пытается размять левую руку, затекшую во сне. Ему много лет и закономерно возникает подозрение, что причиной недомогания может быть сердечная недостаточность. Таинственный голос вслух отвечает на его немой вопрос. Это «да» звучит из ниоткуда. Билл Перриш гонит ночной кошмар. Он благоразумен и не подвержен панике. Эти качества, как и еще много достоинств, помогли ему стать медиамагнатом — успешным и богатым, подобно Крезу. Близится юбилей Перриша. Возраст почтенный — 65 лет.

Старшая дочь Эллис готовит грандиозное торжество, на которое приглашена элита страны. С первых минут утреннего диалога между Перришем и двумя его дочерьми режиссер ловко расставляет акценты. Старшую отец называет Эллис, а младшую Сьюзен — деткой. Они обе взрослые женщины, но одна из них — любимое дитя, девочка, нуждающаяся в родительской опеке.

Смотреть обязательно всем…

Что сказать еще? Актеры сыграли великолепно. Из Энтоти Хопкинса получился отличный бизнесмен, и главное, он творец, который стремится создавать, а не просто перепродавать что-то. И по нынешним временам это большая редкость. Брэд Питт — самая классная Смерть, уверенная и неуверенная одновременно. Клэр Форлани — потрясающе невинна, несмотря на то, что богата и давно крутит любовь с помощником отца.

Сам по себе фильм восхитительно печальный, очень красивый, очень романтичный, очень трогательный. Сюжет интересный и необычный даже для наших дней. смотрится на одном дыхании даже там, где некоторые сцены кажутся затянутыми из-за того, что актерам дали время на выражение чувств. В общем, советую всем посмотреть это кино. Оно поднимает слишком важные вопросы и при этом дает хорошие ответы.

Совет отца, как руководство к действию

Совсем недолгий разговор по дороге на работу становится для Сьюзен полной неожиданностью. Отец дает ей житейские наставления, но не о карьере и поиске выгодной партии идет речь. Он говорит о любви. О том, что она должна открыть свое сердце для стрелы, что пронзит его любовью. Если не случится в ее жизни этого чувства, то «значит она и не жила». Сьюзен встречается с Дрю — партнером отца, но нет в их отношениях той страсти, о которой папа вдруг заговорил с такой пронзительной откровенностью.

Случайная встреча в кафе словно в подтверждение слов отца оказалась настолько кстати, что при расставании с новым знакомым Сьюзен, несмотря на природную сдержанность, признается в своей симпатии. Они прощаются, даже не назвав друг другу имен. Он говорил о той же стреле, которая пронзила их сердца одновременно. Сьюзен спешит на дежурство в клинику, а он — навстречу смерти. Вот еще один смысл — нужно быть решительным. Стоило Сьюзен поддаться чувству, окликнуть, продлить разговор еще на минуту, и был бы изменен ход событий.

Знакомьтесь, Джо Блэк

Смерть является в дом Перриша и безапелляционно заявляет хозяину, что устала от бесконечных трудов. Она решила отдохнуть и развлечься. Проводником в мир человеческих радостей избран Билл. Он прожил достойную жизнь, знает в ней толк и сгодится для этой роли. Все это Смерть излагает устами утреннего знакомого Сьюзен. Его тело стало временным пристанищем той сущности, которая решила попробовать этот мир на вкус, цвет, запах.

Как только Смерти наскучит земная «командировка», так и закончится существование Перриша. С этого момента она обретает не только тело, но и имя — Джо Блэк. Джо становится неотлучным спутником Перриша дома и на работе. Недоумение и немые вопросы вызывает появление незнакомца у всех окружающих Билла. Джо ведет себя с непосредственностью ребенка, которому все внове: вкус орехового масла, желейного печенья, мягкость матраса.

Все незамысловатые житейские радости забавляют Смерть, пока она не открывает для себя главное человеческое предназначение — любовь. Сьюзен влюблена в Джо еще с той встречи в кафе. Он покорен ее нежностью, женственностью и впервые испытывает все прелести любви: обладание любимой, тепло ее тела и сияние любящих глаз, единение душ. Новые ощущения делают воплощение вселенского зла уязвимым, пробуждают чувства, коих оно лишено по своей природе.

Мужество Перриша

Еще одним открытием для Джо становится поведение Перриша в последние часы жизни. На краю могилы, тот ни на секунду не думает о миллионах, которые оставляет в этом мире. Перриш вспоминает синий жакет своей жены в день знакомства, болеет сердцем за судьбу дочери, его беспокоит будущее компании — дела всей жизни. Он живет по-прежнему, не изменив привычного расписания. Только семейные ужины теперь становятся ежедневными. Вот с кем Биллу действительно жаль расставаться — с родными.

Своим примером он учит Джо наслаждаться простыми человеческими радостями — видеть в них главный смысл жизни. Такое поведение жертвы, которая даже после оглашения приговора, ведет себя мужественно и с достоинством, вызывает невольное уважение у Смерти. Только оно заставляет прислушаться к доводам отца, протестующего против решения Джо забрать Сьюзен с собой. Билл находит слова, чтобы предотвратить гибель дочери. Убеждает, что истинное чувство должно приносить благо любимой, даже в ущерб собственному.

Использовать свое могущество — это эгоизм, но не любовь. Смерть, прежде невозмутимую и холодную, как камень, начинают разрывать человеческие чувства — сомнения, горечь потери, гнев от правдивых речей Перриша, угрызения совести. Поступает она совсем по-человечески — жертвует своими интересами во имя счастья любимой. Да еще и помогает уйти Перришу в иной мир, сохранив еще одно его детище — компанию.

Прощание и почему нельзя задувать свечу

Заканчивается фильм на очень печальной и в то же время какой-то торжественной ноте. Я иногда пересматриваю это кино и в финале почти всегда плачу. Так трогательно это прощание. Прощание Билла с миром, прощание Смерти с любимой, прощание Сьюзен с отцом и Джо. Все очень красиво, очень душевно.

Поняла ли Сьюзен, кем был на самом деле Джо? Думаю нет, просто приняла тот факт, что он уйдет, а вместо него будет кто-то другой. Что было бы если бы Джо сказал ей кто он на самом деле? Думаю, она бы ушла с ним добровольно. В какой-то степени эта история напомнила мне миф о Персефоне, но та была вынуждена жить в царстве Аида, а здесь все могло бы быть на добровольной основе.

А вот то, что отец скоро умрет, Сьюзен осознала несомненно. В итоге, отце и дочери смогли проститься. Кстати, как так вышло, что Смерть плачет? Думаю, ничего странного в этом нет. Смерть лишь испытала всю глубину чувств, а физическое тело уже отреагировало должным образом. Для Смерти это был очень необычный опыт.

А как символично Билл Перриш затушил свечу на своем торте? Хочу отметить тот факт, что свеча это символ души. И дурацкий обычай, задувать свечи на торте в день рождения, это очень плохой ритуал. Он символично отражает завершение жизни. А теперь подумайте, что мы делаем сами для себя каждый год, да еще и других заставляем?

Кадр из фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк»

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации