Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 1

Жила-была одна баба

«Жила-была одна баба»: содержание серий

Показывают озеро, безлюдные берега, а потом камера уходит под воду. Там церковь, дома, под потолком одного дома люлька, хорошо видна икона, с которой на зрителя смотрит Богородица.

Далее идет титр «1909 год» (хорошее сочетание, я тоже такие люблю). В той церкви, что мы видели затонувшей, идет венчание.

Венчают молоденькую Варвару и Ивана. Варвара – очень бедная. У нее одна мать, летом они живут в деревне, а зимой побираются. Семья Ивана зажиточная, но сын их горький пьяница и с придурью. Видимо, только бесприданницу, ему и смогли сыскать.

Варвара в чужом доме. Один раз глава семьи Варвару сильно избил кнутом за то, что она напоила их коня холодной водой, и он издох. Конечно, ужас, но думать-то тоже надо? А она удавиться пыталась, но муж спас. Женщины на Варваре зло тоже срывают. Свекор ей, вроде сочувствует, Варвара к нему тянется, но напрасно. Свекор понял это превратно, и спьяну хотел ее изнасиловать. Но у него ничего не получилось, он умер.

После смерти свекра Варвара почувствовала себя уверенней. Новый глава семьи — старший сын решил отделить молодых от греха подальше и купил им хутор. Но тут Варю опять изнасиловали.

Но, похоже, что и этот случай пошел «одной бабе» на пользу, потому что она родила дочь – муж-то как был импотентом, так и остался. Об этом мы узнаем из следующих кадров, где ребенку уже года два, Варвара с Иваном живут на хуторе. Они строят, но никак не достроят приличный дом.

Далее Варвара почему-то оказывается с ребенком на том самом озере, которое мы видели в начале фильма. На берегу сидят мужики и бабы и рассуждают о граде Китеже, который, якобы, есть в озере. Он ушел туда за людские грехи и не покажется, пока люди грешны, но если прислушаться, то иногда слышны его колокола. Среди людей бродит карлик, поет и побирается

Но основное внимание направлено на сверх обаятельного персонажа Аверина, который клеит нашу бабу. Разумеется, она не устояла

Не такая уж она и дурочка – когда ей надо, очень даже соображает. Но не везет ей – только Варя вернулась домой, как обнаружила, что дом сгорел. Муж рядом лежал, побитый, но с бутылкой. Он поджег? Его побили и подожгли? Неизвестно. Но он взял топор и ушел плотничать, а Варвара стала побираться. Тут война началась, мужа еще и на фронт забрали.

Следующая часть начинается с 1919 года.

Варвара все побирается. Едет с подросшей дочерью в поезде. Красные требуют со всех деньги, безобразничают. Но Варвара как-то все же добирается до своего хутора. Оказывается, там все же есть дом, где можно жить.

В ее доме живет какой-то полоумный недомерок Малафей. Вроде как он и дезертир, и бандит. Но Варвара прижила от него сына, а также украла у него отрез ткани (он его сам украл из лавки, которую ограбили его дружки). На этот отрез Варвара выменяла корову.

Малафей же человек сложной судьбы. Воевал, дезертировал, был в банде грабителей, попался, но его не расстреляли, а отправили в продотряд; вместе с продотрядом еще раз пришел в эту деревню. Но тут деревенские взбунтовались, красных поубивали, а Малафея оставили. Он стал партизаном. Уже в качестве партизана он был ранен, и его принесли к Варваре. Когда опять пришли красные, она сдала его, как партизана, чтобы обменять его жизнь на жизнь своего любимого, но его опять не взяли, а умер он самостоятельно на руках у Варвары.

Несмотря на обилие связанных с ним событий, показывают Малафея урывками, а больше, как красные грабят крестьян и как Варвара сохнет по красивому соседу Лебеде (Серебряков).

Красные от зверства расстреливают процессию с чудотворной иконой, отбирают последнюю корову, расстреливают за то, что продотряду пытались всучить слишком мелкую картошку (меньше куриного яйца), расстреливают за то, что нашли в домах оружие.

В ответ крестьяне в 1921 году собрали свою армию.

Лебеда не хотел идти в эту армию. У него было 7-ро детей, он сильно хромал из-за ранения, полученного на войне. Но антоновцы реквизировали у него лошадь, он ее отбил, потом скрывался. И вот пока он скрывался, Варваре удалось с ним переспать. Уж так она радовалась, так радовалась… Но тут опять пришли красные, и всех расстреляли кто под руку попался.

Андрей Смирнов раскрылся во всей красе

Имя Андрея Смирнова молодой публике мало что говорит, ибо он 18 лет не выпускал ни одной новой картины (а это время сопоставимое со всем жизненным циклом молодого человека), а даже те немногочисленные роли, где он играл, как актёр, относятся к жанру т.н. «высокохудожественного кино», которое подавляющее число людей никогда не видело и не увидит (например, фильм о Бунине). Из молодых некоторые возможно знают только, что Андрей Смирнов – это отец той самой Дуни Смирновой, которая ведёт неведомую большинству ночную передачу «Школа злословия» вместе с Татьяной Толстой и которая вышла замуж за всеобщего российского «любимца» Анатолия Борисовича Чубайса. И это, пожалуй, всё…

А вот старшему поколению это имя хорошо известно, ибо нет человека из этого поколения, хоть раз не посмотревшего фильм-эпоху «Белорусский вокзал». Многие помнят также более камерный, но также очень яркое произведение Андрея Смирнова «Осень». В общем, образованная часть старшего поколения, конечно, не могла пройти мимо нового творения режиссёра, которого вполне можно с некоторыми оговорками отнести к киноклассикам. Вот и я не прошёл…

Интересные факты

1. Премьера фильма «Жила-была одна баба» состоялась 22 ноября 2011 года. В 2015-м создали 5-серийную версию для телевидения, которую показали на Первом канале. Повторная дата выхода российского драматического фильма — 24 августа 2020 года.

2. Режиссером проекта стал Андрей Смирнов. Деятель искусства отметил, что работа над сценарием заняла у него 10 лет: «Я очень долго погружался в материал. Сценарий писал много лет. Мой перерыв в качестве режиссера составил почти тридцать лет. Замысел возник в 1987 году. Я городской человек, и мне надо было почувствовать эту фактуру, поездить по Тамбовской губернии, поговорить со стариками».

3. Съемки стартовали летом 2008 года, однако из-за проливных дождей в Тамбовской области работу приостанавливали. Загруженный график актеров также замедлял ход работы, поэтому последние кадры снимали уже летом 2009-го.

4. Помимо сел Тамбовской области, фильм «Жила-была одна баба» снимали в павильонах «Беларусьфильма» в Минске, Задонском монастыре (Липецкая область) и на железнодорожном вокзале Санкт-Петербурга.

5. Эпизодическую роль в фильме «Жила-была одна баба» исполнил солист группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Российский рок-музыкант предстал в образе одного из руководителей крестьянской войны.

6. Солдат Красной армии Андрей Смирнов отбирал из армейцев. Об этом сообщил Артем Макаров, опубликовав эпизоды из фильма с подписью: «Как сейчас помню, пришел с дежурства, а мне говорят: «Тут режиссер приходил, отбирал солдат для съемок». Я пропустил этот момент, но так сложились обстоятельства, что я в деле!»

7. Для Дарьи Екамасовой роль Варвары стала первой главной в карьере после 16 эпизодических. Сама актриса так характеризует творческий прорыв в личном Instagram-аккаунте: «Это была настоящая школа, потому что люди, окружавшие меня, были настоящими профессионалами. Хотя я часто переживаю перед первым съемочным днем даже сейчас. Всегда кажется, что вдруг все узнают, что на самом деле я никудышная артистка».

Чем закончится сериал — 5 серия. ВАРВАРА

1921 год. Антоновское войско входит в село. Священник служит благодарственный молебен. На площади партизаны смешались с деревенскими жителями – играет гармошка, встречают родных, разбирают убитых, командир просит крестьян помочь лошадьми.

Лебеда крадет из штаба свою кобылу, Варвара помогает ему скрыться. Они проводят ночь любви в лесу. На утро их задерживает красноармейский разъезд. Лебеду увозят в ЧК.

Красная армия заняла деревню, народ согнали на площадь. Взяты заложники, жителям предлагается сдать спрятанное оружие и выдать бандитов, в противном случае заложников расстреляют. В числе заложников Лебеда. Варвара решается на отчаянный шаг – она выдает как бандита умирающего Малафея… 

Актеры

Главную роль в ленте исполнила Дарья Екамасова, она сыграла Варвару, девушку из бедной семьи. Вместе с матерью Варваре пришлось жить в деревне, а зимой — бежать оттуда. Так сложилось, что Варвару выдают замуж за Ивана, который вырос в богатой семье. Однако в жизни Варвары наступает момент, когда ей пришлось столкнуться с болью, насилием и горем. Никто и не думал, что свадьба может настолько сильно изменить ее жизнь.

  • Нина Русланова исполнила роль Крячихи.
  • Владимир Абашин сыграл роль Ивана, первого мужа Варвары.
  • Роман Мадянов предстал в образе Баранчика, отца Ивана.
  • Всеволод Шиловский играет роль отца Еремея, служителя в церкви.
  • Евдокия Германова играет Феклушу.
  • Максим Аверин примерил образ Александра.
  • Людмила Ларионова исполнила роль Хунтяихи.
  • Алексей Шевченков сыграл роль Малафея.
  • Алексей Серебряков играет Лебеда, отца семерых детей.
  • Людмила Палякова в образе Парамоновны.
  • Агриппина Стеклова в роли Паньки.

О сюжете

Сценарий также был написан Андреем Смирновым, он же выступил в качестве продюсера проекта вместе с Еленой Прудниковой. На счету автора и режиссера много выдающихся работ, среди них обозначим «Осень» (1974), «Верой и правдой» (1979), «Француз» (2019).

Зритель сможет наблюдать за драматической судьбой крестьянки из Тамбова, которая живет в сложные времена Гражданской войны и революции. На фоне этих событий можно посмотреть за тем, как жили люди в российской деревне в прошлом.

Простой народ втянут в восстание, во главе которого идет Александр Антонов. Оно охватило Тамбовскую губернию и вошло в историю как антоновщина. На экране развернется история всей страны, которая не лишена кровавых моментов.

В жизни героини появляется 4 мужчин. Каждый из них сыграет свою роль в ее непростой судьбе. Начинается история в 1909 году, в тот момент, когда она выходит замуж. Заканчивается сюжетная линия Антоновским восстанием в 1921 году.

Чем закончится фильм «Жила-была одна баба»

В последних кадрах пошел ужасный дождь. Кино из цветного стало черно-белым. Бабы рыли могилы и хоронили покойников прямо в воду. Варвара с дочерью пытались запихнуть в эту грязь труп Малафея. Потом красные стали ее с детьми выселять из дома, видимо, в Сибирь. Она забежала в дом, чтобы что-то взять, а тут как хлынет поток воды – все и смыло.

А из потока вдруг вынырнул карлик и сбежал в лес.

Последний кадр повторяет первый – мы видим озеро, под водами которого град Китеж. По экрану ползут слова с апокрифом про Китеж. Там говорится, что он утонул за грехи его жителей и не покажется, пока люди не раскаются.

2 серия. АЛЕКСАНДР

Вся деревня знает, что Иван не живет с Варварой, ей советуют сходить к колдунье Чуманихе. Иван дарит ей серьги, чтобы как-то скрасить ее существование. Баранчик, напившийся после покупки Сухалева хутора, пытается изнасиловать Варвару. Отбиваясь, она случайно убивает свекра. Семья разделилась, Иван и Варвара переезжают в землянку на Сухалев хутор. 1914 год.

Священник советует Ивану все продать и уехать в другое место, Варваре — сходить к угоднику. На богомолье она впервые слышит легенду о граде Китеже. На утро в Задонском монастыре Варвара слышит, как архиерей читает царский манифест о войне с Германией. На пути домой ее соблазняет беглый монах Александр.

3 серия. МАЛАФЕЙ

1919 год. Поезд, в котором Варвара с дочкой Палашкой возвращаются домой, останавливают и грабят бандиты. Вернувшись на хутор, они видят дым из трубы и думают, что это Иван. Малафей, дезертир, который там прячется, истеричный и пьяный, едва не пристреливает их, но Варвара бесстрашно отстаивает свои права.

Хозяйство Варвары налаживается – священник одалживает проса на посев, а сосед Лебеда пашет. Малафей с товарищами совершают налет на магазин и закапывают награбленное добро в сарае. Варвара пьет с Малафеем и отдается ему. На рассвете, пьяная, она вскрывает тайник и прячет отрез ситца.

Создание фильма

По словам режиссёра, в плане сюжета и персонажей «фильм был готов 24 года назад». Сценарий был дописан в 2004 году после нескольких лет работы в архивах, изучения диалектных и этнографических особенностей тамбовского крестьянства. «В Тамбовской губернии сегодня нет ни одного района, в котором бы я не побывал: и в деревне жил, и с бабками общался, и с музейщиками работал», — вспоминает режиссёр. Смирнова занимала идея показать то, что сразу после Октябрьской революции «в той или иной мере пережила практически каждая семья в России», где 90 % населения было крестьянским. Режиссёр убеждён: «весь Шекспир там ещё спрятан» — при том, что «за все 74 года нет ни одной вещи, ни одного романа, ни одной повести, в которой рассказали бы — а что пережил мужик, когда случилась революция».

Финансирование для съёмок помог в 2007 году найти Владислав Сурков. Режиссёр обещал поблагодарить в финале помимо Суркова ряд лиц — Виктора Вексельберга, Альфреда Коха и Романа Абрамовича, Леонида Гозмана, Анатолия Сердюкова и Владимира Якунина и Анатолия Чубайса.

О съёмочном процессе повествует документальная лента И. Бессарабовой «Под говор пьяных мужичков» (2010). Летом 2008 года съёмочная группа во главе с Андреем Смирновым прибыла в Тамбов и разместилась в гостинице «Турист» (Пригородный лес). Кинопробы в тамбовскую «городскую» и «сельскую» массовки проходили в ДК «Знамя труда» (г. Тамбов). Исполнителей главных ролей учили разговаривать на тамбовский лад.

Бо́льшая часть фильма снималась в 2008—2009 годах в Тамбове, сёлах Царёвка (Знаменский район), Лысые горы (Тамбовский район) и селе Кривополянье (Бондарский район) Тамбовской области.

Сцены церковных праздников, сельских расстрелов, почти все сцены с антоновцами снимались в селе Кривополянье Бондарского района, сцены во «дворе Баранчика» — в специально выстроенных рядом с сельским кладбищем декорациях в селе Царёвка Знаменского района; съёмки сцен «на Хуторе» проводились в декорациях у восточной окраины села Лысые горы Тамбовского района, там же снимался эпизод «Крестный ход»; городские сцены расстрела иконы снимались в Тамбове во дворах школ № 6 и № 7, а также проход Варвары «из тюрьмы в ЧК» во дворе домов по ул. Советской, 71-73.

Фильм также снимался в павильонах «Беларусьфильм» в Минске (интерьеры); натурные съёмки проходили у Задонского монастыря (Липецкая область) и на железнодорожном вокзале Санкт-Петербурга.

По мнению историка Давида Фельдмана, показанные в фильме события имеют документальную основу, хотя в реальности всё было ещё страшнее. Режиссёр признаётся, что не стал переносить на киноэкран самые страшные эпизоды восстания, ибо «люди ходят в кино не для того, чтобы после повеситься». Музыкальным продюсером картины является артистка Ольга Юкечева, в фильме звучит её голос в песне «Да в воскрёсный день рано…» которую поёт Варвара на застолье с Малафеем.

Критика

Абсолютно каждый фильм на территории российского государства встречают не только с улыбкой и счастьем в глазах, но и с критикой. Так произошло и с этой лентой. Тем не менее, нашлись люди, которые выступили в защиту фильма, их очень много и у каждого есть свои аргументы в пользу данной ленты. Критик Андрей Плахов отметил аллегоричность происходящего с главным персонажем этого фильма Варварой, которая уподобляется России. Он заметил, что картина удивительным образом вписалась в нишу как образец антибольшевистской пропаганды.

Другой критик, Антон Долин, считает, что фильм достоин внимания, но все же он не вышел таким, каким его ждали.

По мнению Антона Долина, режиссер кинокартины предается археологии чувств, он пытается отстраненно воссоздать мир, который давно исчез. Российские СМИ оценили фильм режиссера Смирнова как «самый честный фильм о гражданской войне». По мнению известных журналистов, в ленте продемонстрировали жестокость и насилие в прогрессии «семья, деревня, страна». Критик «Московских новостей» говорит, что «волна стихийного насилия, поднимаясь с Гражданской войной», не имеет смысла. По мнению критика, зрителю подается укорененная модель поведения, в силу экстремальных обстоятельств вырвавшихся из-под контроля.

Антон Долин отметил и недостатки кинокартины, а именно — слишком длинный хронометраж, который заставляет зрителя зевать, а также невнятность ряда этнографических деталей. Если говорить в целом, то в России этот фильм восприняли неоднозначно. Он получился мрачным и растянутым, гораздо лучше было бы сделать его не таким длинным, либо выпустить полноценный сериал с несколькими эпизодами, чтобы успеть рассказать историю и угодить зрителю одновременно.

Актеры и роли

  • Дарья Екамасова — Варвара
  • Владислав Абашин — Иван Максим Аверин — Александр Алексей Серебряков — Лебеда Алексей Шевченков — Малафей Роман Мадянов — Баранчик Евдокия Германова — Феклуша Агриппина Стеклова — Панька Андрей Курносов — Егор Александр Колодин — Тимоха Нина Русланова — Крячиха Всеволод Шиловский — отец Еремей Ёла Санько — Чуманиха Полина Костина — Палашка 3 года Мария Белявская — Палашка 7 лет Ольга Лапшина — Федиха Наталья Тетенова — Трынка Эльвира Волошина — Клашка Людмила Давыдова — Матрена Алексей Алексеев — Гришка Игорь Чигасов — Игнаха-Слизень Евгений Харитонов — Захар Сергей Фатьянов — Митяй Владимир Федоров — юродивый Людмила Полякова — Парамоновна Игорь Класс — дед Лыков Александр Борисов — Евсей Вячеслав Крикунов — Лычонок Андрей Дежонов — командир продотряда Виктор Катушенко — Жунтяй Николай Рубцов — Ельмень Алексей Ошурков — Бодунок Петр Логачев — Орелик Дмитрий Муляр — командир Виталий Кищенко — чекист Борис Полунин — комдив Сергей Легостаев — Степан Чуканов

Максим Аверин — Александр

Максим Викторович — харизматичный актер, наиболее популярный благодаря ролям в сериале «Склифосовский» и «Глухарь. Продолжение».

Родился в ноябре 1975 года в Москве в семье художников-декораторов. В младшем возрасте снялся в картине «Похождения графа Невзорова», где исполнил эпизодическую роль.

Обучался в Доме кино, а в девять лет играл в Театре миниатюр.

Играл на протяжении двадцати пяти лет в театре «Сатирикон», но ушел оттуда в начале 2015-го. Награжден званием «Заслуженный артист Российской Федерации».

Касательно личной жизни актера практически ничего не известно. В актерской среде ходят слухи, что Максим гомосексуалист, но эта информация не подтверждена. Является левшой, но, как утверждает он сам, это не мешает ему в жизни.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации