Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Кинократия. «на последнем дыхании» жан-люка годара

«Лето с Моникой» (Ингмар Бергман, 1953)

https://youtube.com/watch?v=wvkvuqYLNpE

Стоит посмотреть «Монику» только ради необычайных минут, когда Харриет Андерсон, прежде чем снова переспать с парнем, которого она бросила, пристально смотрит в камеру, её смеющиеся глаза увлажнены смятением, призывая нас в свидетели того отвращения, с которым она выбирает преисподнюю вместо небес. Это самый печальный кадр в истории кино. О чем мы подумали, когда на экраны вышла картина «Лето с Моникой»? Оказалось, что Бергман уже сделал то, чего недоставало французским режиссерам. «Моника» была уже раньше фильмом «И Бог создал женщину…», но в превосходном изложении. И финал «Ночей Кабирии», когда Джульетта Мазина смотрит в камеру, уже существовал в предпоследней части «Моники». Лично я отдаю предпочтение «Монике», а не картине «Чувство» Висконти, а также «политике авторов», а не «политике режиссеров». Мало кто станет сомневаться, что среди европейских режиссеров Бергман, за исключением Ренуара, является самым характерным представителем авторского кино.
 

Примечания

  1. ↑ . www.newwavefilm.com. Дата обращения 7 апреля 2020.
  2. . web.archive.org (2 ноября 2013). Дата обращения 7 апреля 2020.
  3. , p. 1.
  4.  (фр.).
  5.  (англ.).
  6. .
  7. , p. 7.
  8. Brody, pp. 8–17
  9. . www.newwavefilm.com. Дата обращения 7 апреля 2020.
  10.  (англ.) (недоступная ссылка). Monsters and Critics. Дата обращения 7 сентября 2020.
  11. Brody, pp. 29–30
  12. Brody, pp. 26–27
  13. Brody, pp. 31–34
  14. Brody, pp. 39–42
  15. Brody, p. 45
  16. Brody, pp. 47, 50
  17. . www.moma.org. Дата обращения 7 апреля 2020.
  18. , pp. 375–376.
  19. Cieply, M.  (англ.). The New York Times (1 November 2010). Дата обращения 9 октября 2017.
  20. Brody, R.  (англ.). The New Yorker (2 November 2010). Дата обращения 9 октября 2017.

Политические взгляды и обвинения в антисемитизме

Годар широко известен антисионистскими взглядами, критикой государства Израиль и поддержкой палестинцев. В 1976 году на основе съёмок, которые Годар смог провести во время своего путешествия на Ближний Восток несколькими годами ранее, он выпустил документальный фильм «Здесь и там (фр.)русск.». В нём Годар средствами монтажа проводит параллель между угнетением палестинцев и Холокостом. Биограф режиссёра Ричард Броди (англ.)русск. основную идею фильма излагает следующим образом: «Гитлер — это реакция на коммунизм, Израиль — результат Холокоста, а страдания палестинцев — последствия результатов Холокоста».

В 2010 году, после объявления о том, что Годару будет вручён почётный «Оскар», в прессе прошла бурная дискуссия о высказываниях режиссёра разных лет, вызвавших обвинения в антисемитизме, и о том, достоин ли он в связи с этим награды. Броди, комментируя эти обвинения, основанные в том числе и на приводимых в его работе цитатах, охарактеризовал Годара как режиссёра, который «как никто другой кроме Клода Ланцмана подходил к Холокосту с величайшей этической серьёзностью; в своих фильмах Годар рассматривал его как центральный политический и даже эстетический кризис своего времени и утверждал, в фильмах и интервью, что неспособность кинематографа задокументировать Холокост в надежде предотвратить его может считаться безусловным и невосполнимым поражением» этого вида искусства.

Николас Рэй: «Джонни-Гитара» (1954), «Бунтарь без идеала» (1955), «Больше чем жизнь» (1956), «Горькая победа» (1957)

Трейлер к фильму «Джонни-Гитара» (1954)Уже были театр (Гриффит), поэзия (Мурнау), живопись (Росселини), танец (Эйзенштейн), музыка (Ренуар). Отныне существует кино. Кино – это Николас Рэй. Если бы не было кино, похоже, одному Николасу Рею пришло бы в голову его выдумать. После просмотра таких картин, как «Джонни-Гитара» или «Бунтарь без идеала», уже трудно не сказать: вот человек, который живет одним кинематографом, вот человек, который ничего не добьется на литературном поприще, на сцене, еще где-то, зато на экране он фантастически прекрасен. Николас Рей по природе своей моралист. Это и объясняет тот факт, что он существует постольку, поскольку работает в кино.
 

Фильмы

Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.

Режиссер Жан-Люк Годар

Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.

В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.

Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»

С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.

Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.

Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»

Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.

В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:

Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»

После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.

На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.

Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»

К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».

За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».

Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»

В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.

2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.

«Мужское – женское», 1966

Поль встречает в кафе Мадлен, между ними завязывается разговор — странный и внешне отвлеченный, как всегда бывает у Годара. Поль пишет стихи, увлекается левыми идеями, он интеллектуал и герой своего времени, поэтому остается в меньшинстве. Он только что отслужил в армии и воспринимает начинающую певицу Мадлен немного свысока. Для Годара «женское» — это жизнь человека с обыденностью и комплексами, простыми запросами и желаниями. А «мужское» — это манифест морали и взглядов на жизнь с всецелой урбанизацией общества, эксплуатируемой «денежными мешками» и фабрикантами. «Мужское» в поэтической форме выбивается наружу и ищет выражения, необходимость донести мотивы сложных проблем бытующих в данном обществе.

Фильмография

  1.  — «Операция бетон» / Opération béton (короткометражный)
  2.  — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
  3.  — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
  4.  — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
  5. 1957 — «История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо)
  6.  — «На последнем дыхании» / À bout de souffle
  7.  — «Маленький солдат» / Le Petit Soldat
  8.  — «Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
  9.  — «Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse)
  10. 1962 — «Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
  11. 1962 — «РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
  12.  — «Карабинеры» / Les Carabiniers
  13. 1963 — «Презрение» / Le Mépris
  14.  — «Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
  15. 1964 — «Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
  16. 1964 — «Замужняя женщина» / Une femme mariée
  17.  — «Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
  18. 1965 — «Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
  19. 1965 — «Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
  20.  — «Мужское — женское» / Masculin, féminin
  21. 1966 — «Сделано в США» / Made in U.S.A.
  22.  — «Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
  23. 1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
  24. 1967 — «Китаянка» / La Chinoise
  25. 1967 — «Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
  26. 1967 — «Уик-энд» / Week end
  27.  — «Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil)
  28. 1968 — «Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
  29. 1968 — /Cinétracts
  30.  — «Весёлая наука» / Le Gai Savoir
  31. 1969 — «Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
  32. 1969 — «Ветер с востока» / Le Vent d’est
  33.  — «»
  34. 1970 — «Правда» / Pravda
  35. 1970 — «Лотта в Италии» / Lotte in Italia
  36. 1970 — «Звуки Британии» / British Sounds
  37.  — «В час ночи» / One P.M.
  38. 1972 — «Всё в порядке» / Tout va bien
  39. 1972 — «Письмо Джейн» / Letter to Jane
  40.  — «Номер два» / Numéro deux
  41.  — «Здесь и там» / Ici et ailleurs
  42.  — /Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
  43. 1977 — /France / tour / détour / deux / enfants (TV)
  44.  — «Как дела?» / Comment ça va?
  45.  — «Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie)
  46.  — «Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
  47.  — «Страсть» / Passion
  48.  — «Имя: Кармен» / Prénom Carmen
  49.  — «Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie
  50. 1985 — «Детектив» / Détective
  51.  — «Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
  52. 1986 — «Мягко стелет» / Soft and Hard
  53. 1986 — «Встреча с Вуди Алленом» / Meetin’ WA
  54.  — «Король Лир» / King Lear
  55. 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide)
  56. 1987 — «Тренируй правую» / Soigne ta droite
  57.  — «Сила слова» / Puissance de la parole
  58. 1988 — /On s’est tous défilé (TV)
  59.  — /Le Rapport Darty
  60.  — «Новая волна» / Nouvelle Vague
  61.  — «Забвенью вопреки» / Contre l’oubli
  62. 1991 — «Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro
  63.  — «Увы мне» / Hélas pour moi
  64. 1993 — «Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
  65.  — «ЖЛГ — автопортрет в декабре» / JLG — Autoportrait de décembre
  66. 1995 — «Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
  67.  — «Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
  68.  — «Старые места» / The Old Place
  69. 1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
  70.  — «Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
  71.  — «Хвала любви» / Éloge de l’amour
  72.  — «На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
  73.  — «Наша музыка» / Notre musique
  74.  — «Социализм» / Film Socialisme
  75.  — «Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage
  76.  — «Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image

История жизни Жан-Люка Годара

В «Маленьком солдате» (1961) Годар рассказывал о журналисте, которого террористы пытаются использовать в борьбе против подпольной организации алжирских патриотов в Женеве. Однако фильм запретила цензура, и лишь в 1963 году он вышел на экран. Годара обвинили в симпатиях к коммунистам, а лидер французских националистов Ле Пен и вовсе потребовал выслать режиссера из страны. Жан-Люк получал письма с угрозами, а однажды ночью какие-то воинствующие молодчики разбили камнями окно его квартиры на Сен-Дени… 

В начале шестидесятых Годар работает много и плодотворно. Он снимает один фильм за другим «Женщина есть женщина (1961), «Жить своей жизнью» (1962), «Карабинеры» (1963), «Презрение» (1963) по А. Моравиа, «Замужняя женщина» (1964), «Отдельная банда» (1964). Годар обретает своеобразный стиль киноповествования, выраженный в динамичном монтаже, частом применении ручной камеры, в использовании натуры вместо павильонных декораций, в нетрадиционной лексике диалогов, в которых уличная речь чередуется с цитатами из литературы. 

Годар часто определяет свои фильмы как «музыку, сочиненную при помощи красок», или «социологическое эссе в форме романа». О «новой волне» он писал:

«Я думаю, что кино показывает только любовные истории. В военных фильмах идет речь о любви парней к оружию, в гангстерских — о любви парней к краже… А «новая волна» принесла любовь к кино. Трюффо, Риветт, я сам и еще двое или трое полюбили кино, прежде чем полюбили женщин, деньги, войну…» 

Свою жену Анну Карину Годар снял в семи фильмах. Он заставлял ее героинь глупо предавать, легкомысленно изменять и снова возвращаться как ни в чем не бывало.

«Я думаю, что Анна была со мной несчастна, — скажет потом Жан-Люк. — Она никогда меня не понимала и не знала, как играть в моих фильмах. Но была так искренна в своем желании мне помочь…» 

С двадцати лет Годар носил черные очки. 14 февраля 1968 года он потерял их в драке с полицией, когда «дети Синематеки» протестовали против смещения Анри Ланглуа с поста ее директора. Потеря очков совпала с обращением «прозревшего» Годара в маоистскую веру. Вечерами он пропадал на занятиях в политических кружках. Вместе с Пазолини Жан-Люк называл свои фильмы «найденными на свалке». 

9 июня 1971 года Годар страшно разбился на мотоцикле «Я лечился в больнице два или три года, это была моя собственная гражданская война. Другие воевали во Вьетнаме, я был в больнице». Чуть оправившись, он сделал фильм «Все хорошо» (1972), разрекламированный как возвращение Годара в кино. В этой картине Джейн Фонда должна была играть роль прогрессивной журналистки, Ив Монтан — бывшего члена социалистической партии. Годар не счел нужным познакомить актеров со сценарием, и они ничего не знали ни о своих персонажах, ни об основной идее, ни о содержании фильма. Джейн чувствовала себя растерянной, Монтан же наорал на Годара и ушел, хлопнув дверью. Мир был восстановлен лишь после того, как режиссер все же поделился с ними своими замыслами. 

Эта ситуация типична для Годара — режиссера-деспота, который полагал, что «актеры просто-напросто винтики, которые выражают то, что от них требуют… Но они не хотят быть простыми солдатами. Они принимают себя за полковников». 

Годар уезжает сначала в Гренобль, потом в Швейцарию, наступают (в сотрудничестве с Анн-Мари Мьевилль) «годы видео» (1973-1979). Годар — первый, кто осмыслил видео как новый вид искусства, принципиально отличный от кино.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации