Андрей Смирнов
Время чтения: ~29 мин.
Просмотров: 0

Люлли, жан-батист

Биография

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Лулли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 года в свите герцога де Гиза в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.

В 1653 году в борьбе против Людовика XIV терпит поражение Фронда, в которой мадемуазель де Монпансье принимала активное участие. Её ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, просит освободить его от должности, а спустя три месяца танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. В то же время учился у Н. Метрю, Н. Жиго, Ф. Робердэ и, возможно, у Ж. Кордье (скрипка). Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки.

Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец). Среди произведений Люлли 1650—60-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII в и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 г. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развёрнутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).

Порой — особенно при Людовике XIII — темы их могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли как музыкант проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений. Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит т. н. «французская увертюра» (grave-allegro-grave — в противоположность итальянской «синфонии»: allegro-grave-allegro), ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии — всей национальной школы; в 1663 году в «Балете Флоры» — также впервые в истории — композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар.

В 1655 году Люлли возглавляет оркестр «Малые скрипки короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 году он переходит во французское подданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином») и получает должность «композитора камерной музыки». В 1662 году, когда Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера, свадебный контракт скрепляют Людовик XIV и королева-мать Анна Австрийская. Брак был заключён по требованию короля, которому надоело отчитывать придворного композитора за гомосексуальные «шалости».

В 1658 году в Париже дебютирует Мольер. В 1663 году Людовик XIV назначает ему пенсию в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу, где он сам будет танцевать. Мольер сочиняет комедию-балет «Брак поневоле». Под его руководством работают хореограф Бошан и Люлли. С этой постановки начинается многолетнее сотрудничество Люлли и Мольера. Вместе они сочиняют «Брак поневоле» (1664), «Принцессу Элиды» (1664), «Любовь-целительницу» (1665), «Жоржа Дандена» (1668), «Господина де Пурсоньяк» (1669), «Блистательных любовников» (1670) и «Психею» (1671, в сотрудничестве с Корнелем). 14 октября 1670 года в замке Шамбор впервые представлена их самая знаменитая совместная работа — «Мещанин во дворянстве» (28 ноября спектакль был показан в театре Пале-Рояль с Мольером в роли Журдена и Люлли в роли Муфтия). Объём материала, принадлежащего в комедии собственно Люлли, сопоставим по размеру с мольеровским и состоит из увертюры, танцев, нескольких интермедий (в том числе турецкой церемонии) и завершающего пьесу большого «Балета наций».

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

дальнейшее чтение

  • Куврёр, Мануэль Жан-Батист Люлли, Музыка и драматургия на службе у принца ( Марк Вокер, ).
  • Хейер, Джон Хайду, изд. (2000). Люлли Исследования . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-62183-6.
  • Ла Горс, Жером де , Жан-Батист Люлли (Париж: Fayard, 2002).
  • Ла Горс, Жером де, L’Opéra à Paris au temps de Louis XIV, histoire d’un théâtre (Париж: Desjonquères, 1992).
  • Норман, Буфорд, тронутые грациями, либретти Филиппа Кино в контексте французского классицизма (Бирмингем, Алабама: Summa, 2001).
  • Пауэлл, Джон С. (2000). Музыка и театр во Франции, 1600–1680 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN   .
  • Сэди, Стэнли ; Росоу, Лоис (1992). «Люлли, Жан-Батист». Словарь оперы New Grove . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-73432-7.
  • Шнайдер, Герберт, «Люлли (лес)», в Марсель Бенуа, изд., Dictionnaire de la musique en France au XVIIe et XVIIIe siècles (Париж: Fayard, 1992), стр. 414–419.
  • Скотт, RHF (1973). Жан-Батист Люлли . Лондон: Питер Оуэн Лимитед. ISBN 0-7206-0432-X.

Музыка, стиль и влияние

Музыка Люлли была написана в период среднего барокко , с 1650 по 1700 год. Типичным для музыки барокко является использование бассо континуо как движущей силы музыки. Стандарт высоты звука для музыки французского барокко составлял около 392 Гц для A выше среднего C, что на целый тон ниже, чем в современной практике, где A обычно составляет 440 Гц.

Музыка Lully известна своей силой, живостью в быстрых движениях и глубоким эмоциональным характером в медленных движениях. Некоторые из его самых популярных работ — это пассакальи ( passacaglias ) и chaconnes , танцевальные движения, которые можно найти во многих его работах, таких как Armide или Phaëton .

Влияние музыки Люлли произвело радикальную революцию в стиле танцев самого двора. На месте медленных и величественных движений , которые не преобладавшими до тех пор, он представил оживленные балетов быстрого ритма , часто на основе хорошо известных типов танцев , таких как gavottes , menuets , rigaudons и Сарабанда .

Благодаря его сотрудничеству с драматургом Мольером в 1660-х годах возникла новая музыкальная форма: комедийный балет, сочетающий в себе театр, комедию, случайную музыку и балет. Популярность этих пьес с их иногда щедрыми спецэффектами, а также успех и публикация опер Люлли и их распространение за пределами Франции сыграли решающую роль в синтезе, консолидации и распространении оркестровой организации, партитуры, исполнительской практики и репертуара. .

Портрет нескольких музыкантов и художников — Франсуа Пюже . Традиционно двумя основными фигурами были Люлли и либреттист Филипп Кино. ( Лувр )

Эти инструменты в музыке Люлла были: пять голоса струн , такие как Dessus (более высоким диапазон , чем сопрано), высокий-Contre (инструментальный эквивалент высокого голоса тенора под этим именем), Taille ( baritenor ), Quinte и Basse , разделенные следующим образом: один голос скрипки, три голоса альтов, один голос виолончели и бас де виоль (фиалка, виола да гамба). Он также использовал гитару, лютню , архлюту , теорбо , клавесин, орган, гобой, фагот, блокфлейт , флейту, духовые инструменты (натуральная труба) и различные ударные инструменты ( кастаньеты , литавры ).

Ему часто приписывают введение новых инструментов в оркестр, но эта легенда требует более внимательного изучения. Он продолжал использовать флейты, а не новую поперечную флейту, а «hautbois», которые он использовал в своем оркестре, были переходными инструментами, где-то между шаумом и так называемыми барочными гобоями .

Опера Жана-Батиста Люлли и Филиппа Кино » Альцест» исполняется в мраморном дворе Версальского дворца , 1674 г.

Люлли создал оперу во французском стиле как музыкальный жанр ( tragédie en musique или tragédie lyrique ). Сделав вывод, что опера в итальянском стиле не подходит для французского языка, он и его либреттист Филипп Куино , уважаемый драматург, использовали ту же поэтику, которую драматурги использовали для стихотворных трагедий: 12-слоговое « александрин » и 10-слоговое «героическое». «Поэтические линии разговорного театра использовались для речитатива опер Люлли и воспринимались современниками как создающие очень« естественный »эффект. Арии, особенно если они основывались на танцах, напротив, устанавливались на строки из менее чем 8 слогов. Люлли также отказался от итальянского метода разделения музыкальных номеров на отдельные речитативы и арии , предпочтя вместо этого комбинировать и смешивать их для получения драматического эффекта. Он и Куино также предпочли более быстрое развитие сюжета, что больше пришлось по вкусу французской публике.

Уильям Кристи резюмировал распределение инструментов в операх Люлли: «Оркестр легче воссоздать. В случае Люлли он состоит из струнных, духовых, а иногда и медных духовых. Струны, или grand chœur, написанные для пяти частей, отличаются от Пети Choeur , который является контиим из немногих игроков, следуя формулу , унаследованную от контиего опер пост- Monteverdian композиторов, Антонио Честь и Франческо Кавалли . контиая является гибкой формулой , которая сводит к минимуму роли оркестра, таким образом отдавая предпочтение лютне, теорбо и клавесину. Таким образом, разрешается изменение цвета речитативов, которые иногда кажутся чрезмерно длинными ».

Люлли приписывают изобретение в 1650-х годах французской увертюры , формы, широко использовавшейся в эпоху барокко и классицизма, особенно Иоганном Себастьяном Бахом и Джорджем Фридрихом Генделем .

Биография

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Люлли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 г. в свите герцога де Гиза, в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.

В 1653 г. терпит поражение Фронда в борьбе против Людовика XIV, в которой м-ль де Монпансье принимала активное участие. Её ожидает ссылка в замок Сен-Фаржо. Люлли, чтобы остаться в Париже, просит освободить его от должности, а спустя три месяца танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. Произведя благоприятное впечатление на короля, он вскоре заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки.

Мещанин во дворянстве

Все видео

Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к балетам (ballets de cour) и танцуя в них вместе с королём и придворными. Изначально отвечая только за инструментальную часть, он достаточно быстро взял в свои руки работу над вокалом (вокальные номера до середины XVIII в. были такой же принадлежностью балета, как и танец). Среди произведений Люлли 1650-60-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времен года, Альцидианы и др. Все они следуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII в и восходящей ещё к «Комическому балету королевы» 1581 г. Балеты, в которых выступали как члены королевской семьи, так и простые танцоры (и даже музыканты — играя на скрипках, кастаньетах и т. п.) представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре, объединённых общей драматургией или развернутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия).

Порой — особенно при Людовике XIII — темы их могли быть весьма экстравагантными («Балет конторы знакомств», «Балет невозможностей»), однако при новом дворе и в новую эпоху, тяготевшую к более ясным и классическим образам, Люлли как музыкант проявил себя, не столько изображая нечто необычное, сколько целым рядом формальных нововведений. Так в 1658 году в «Альцидиане и Полександре» впервые звучит т. н. «французская увертюра» (grave-allegro-grave — в противоположность итальянской «синфонии»: allegro-grave-allegro), ставшая визитной карточкой Люлли и впоследствии — всей национальной школы; в 1663 году в «Балете Флоры» — также впервые в истории — композитор вводит в оркестр трубы, исполнявшие до того лишь полуслужебную функцию фанфар.

В 1655 г. Люлли возглавляет ансамбль «Малых скрипок короля» (фр. «Les Petits Violons»). Его влияние при дворе постепенно растёт. В 1661 г. он переходит во французское подданство (именуя при том своего отца «флорентийским дворянином»), и получает должность «композитора камерной музыки». В 1662 г., когда Люлли женится на Мадлен, дочери композитора Мишеля Ламбера, свадебный контракт скрепляют Людовик XIV и королева-мать Анна Австрийская. Брак был заключён по требованию короля, которому надоело отчитывать придворного композитора за гомосексуальные «шалости».

Работы по жанрам

Оперы (Tragédies en musique)

  • Кадм и Гермиона (1673)
  • Алькесте (1674)
  • Тезея (1675)
  • Атис (1676)
  • Исида (1677)
  • Психе (1678)
  • Беллерофонт (1679)
  • Прозерпина (1680)
  • Персе (1682)
  • Фаэтон (1683)
  • Амадис (1684)
  • Роланд (1685)
  • Армида (1686)
  • Ахилл и Поликсена (1687) (завершено Паскалем Коллассом )

Балеты

  • Ла raillerie или Осмеяние , (одна тысяча шестьсот пятьдесят девять)
  • Возрождение привычек балета и комедии (1661)
  • L’impatience (1661)
  • Сезон (1661)
  • Искусство (1663)
  • Лес-деревня (1663)
  • Les amours desguisés (1664)
  • Дворец Альсин (1664 г.)
  • Le naissance de Vénus (1665)
  • Les Gardes (1665)
  • Mascarade du Capitaine (1665)
  • Маленький балет Фонтенбло (1665)
  • Муз (1666)
  • Карнавал (1668)
  • Флора (1669)
  • La jeunesse (1669)
  • Les jeux pythiens (1670)
  • Балет де стран (1670) в Мещанин во дворянстве , написанные Мольером
  • Триумфальная любовь (1681)
  • Храм де ла пэ (1685)

Балеты, написанные с другими

  • Mascarade de la foire de St-Germain (1652)
  • Пословицы (1654)
  • Le temps (1654)
  • Плезиры (1655)
  • Лес биенвеню (1655)
  • Psyché ou la puissance de l’amour (1656)
  • Временные галантереи (1657)
  • Беспокойные плези (1657)
  • Альцидиан ( LWV 9, 1658, с Боэссе)
  • Триумф Вакха в Индесе (1666)

Комедии (Comédies)

  • L’Impromptu de Versailles (1663)
  • Le Mariage Forcé (1664)
  • L’Amour Médecin (1665)
  • Le Sicilien (1667)
  • Жорж Данден (1668)
  • Месье де Пурсоньяк (1669)
  • Великолепные аманты (1670)
  • Графиня д’Эскарбанья (1671)

Дивертисменты

  • Le Grand Divertissement de Versailles (1668) в Жорже Дандене
  • Дивертисмент Шамбор (1669) в Monsieur de Pourceaugnac
  • Королевский дивертисмент (1670) в Les Amants Magnifiques
  • Идилль-сюр-ла-Пэ (1685)

Гранд мотеты

в порядке композиции:

  • Jubilate Deo omnis terra (Псалом 100), LWV 77/16 (1660)
  • Miserere mei Deus (Псалом 51), LWV 25 (1664)
  • O lachrymae fideles , LWV 26 (1664)
  • Plaude laetare Gallia , LWV 37 (1668)
  • Те Деум , LWV 55 (1677)
  • De profundis clamavi ad te (Псалом 130) соль минор, LWV 62 (1683)
  • Dies irae соль минор, LWV 64/1 (1683)
  • Песнь: Benedictus Dominus Deus Israel , LWV 64/2 (1683)
  • Quare fremuerunt (Псалом 2), LWV 67 (1684)
  • Exaudiat te Dominus (Псалом 20), LWV 77/15 (1684)
  • Нот в Иудее Деус (Псалом 76), LWV 77/17 (1685)

Petits motets

в алфавитном порядке:

  • Анима Кристи , LWV 77/1 (1684)
  • Ave caeli munus supernum à 3, LWV 77/2 (1684)
  • Диксит Доминус (Псалом 110), LWV 77/3
  • Domine salvum fac regem , LWV 77/14 (1670).
  • Exaudi Deus устаревшая , LWV 77/5
  • Laudate pueri Dominum (Псалом 113), LWV 77/7 (1685)
  • O dulcissime Domine , LWV 77/9 (1685)
  • Omnes gentes plaudite , LWV 77/10
  • O sapientia in misterio , LWV 77/11
  • Марианский антифон: Regina caeli laetare , LWV 77/12 (1684)
  • Марианский антифон: Salve regina , LWV 77/13 (1684)

Другие работы

  • Воздух де тендре и куранте
  • Диалог герцога авек ла па (1655)
  • Première marche des mousquetaires (1658)
  • Мужество, любовь, la paix est faite (1661)
  • Douce et charmante paix (1661)
  • Инграт Бержер (1664)
  • Qui les saura, mes secrètes amours (1664)
  • Бранль (1665)
  • Trios pour le coucher du roi (1665)
  • Belle inhumaine, soulagez la peine (1665)
  • Savez-vous bien, la belle (1665)
  • La langueur des beaux yeux (1666)
  • Que vous connaissez peu trop aimable Climène (1666)
  • Si je n’ai parlé de ma flamme (1666)
  • En ces lieux, je ne vois que des promenades (1668)
  • Ах, qu’il est doux de se rendre à l’empire de l’Amour (1668)
  • Le printemps ramène la verdure (1668)
  • Depuis que l’on soupire sous l’amoureux empire (1668)
  • Марши и батареи тамбура (1670)
  • Sans mentir on est bien misérable (1671)
  • Марке (1672)
  • Марши за регион Савойи (1685)
  • Пьесы симфоний, арии для мадам Дофин (1683)
  • Воздух для карусели Монсеньора (1686)
  • Il faut mourir, pécheur (1687)
  • Жига
  • Марш не на марше королевских драконов, Марш на марше принца д’Оранж
  • Marche des mousquetaires noirs
  • Marche des mousquetaires gris
  • Aunque prodigoas
  • Soca per tutti
  • A la fin petit Desfarges
  • D’un beau pêcheur, la pêche malheureuse
  • Ун тендре кер
  • Non vi è più bel piacer
  • Le printemps, прицельная Сильви
  • Tous les jours cent bergères
  • Viens, mon aimable bergère
  • Nous mêlons toute notre gloire
  • Кулон que ces flambeaux
  • Венерабилис барба капуцинорум

Апокрифическая композиция

Французские источники широко приписывают Люлли композицию британского патриотического гимна « Боже, храни королеву» : единственный конечный источник атрибуции — подделка 19-го века « Сувениры маркизы де Креки» (см.) .

Заметки

  1. La Gorce, Lully , стр. 21–22; Жан-Лоран Ле Серф де ла Вьевиль , Сравнение итальянской и французской музыки , Брюссель, 1705, II, стр. 183.
  2. La Gorce, стр. 23–27. Ле Серф, II, стр. 184, ошибся, сказав, что он су-мармитон , кухонный рабочий.
  3. Л Горец, стр 30-56. Le Cerf de La Viéville, II, стр. 184–85.
  4. La Gorce, стр. 56; сравните это заявление, сделанное самой мадемуазель, с комическим и, вероятно, апокрифическим рассказом Ле Серф де ла Вьевиль, II, стр. 185–86.
  5. La Gorce, стр. 105–108, 129–131.
  6. La Gorce, стр. 28–29, 115–119.
  7. Л Горец, стр 88-91. а о Малых Виолонах и Гранд Виолонах см. статьи Бернара Барде в Марсель Бенуа, Dictionnaire de la musique en France au XVIIe et XVIIIe siècles (Париж: Файард, 1992), стр. 724–728.
  8. La Gorce, стр. 309-313, 339-340.
  9. La Gorce, стр. 340-354.
  10. ^
  11. Максимилиан Титон дю Тийе, Le Parnasse françois , изд. of Paris, 1732, стр. 393–401.
  12. ^ Об оркестре Люлли см. Джон Спитцер и Нил Заслав , Рождение оркестра: история учреждения , 1650–1815 гг. Глава 3, «Оркестр Люлли»
  13. Ранум, Гармонический Оратор , пассим .
  14. Уотерман, Джордж Гоу и Джеймс Р. Энтони. 2001. «Французская увертюра». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  15. Пауэлл 2000, стр. 153.
  16. Lully предоставил единственный курант для этой работы (Powell 2000, стр. 153).
  17. Le CerfдеЛаViéville, II, стр. 204, 212, 215, 218–219, 223–224; Патрисия М. Ранум, Гармонический оратор (Pendragon, 2001), стр. 3, 34–35.

НАШИ ЛЮДИ

Zedd
Музыка

немецкий музыкант, диджей и продюсер

ZAZ
Музыка

французская певица, выступающая под псевдонимом ZAZ

Zardonic
Музыка

Агреда, так же известный как Zardonic, Венесуэльский клавишник, DJ, музыкант, продюсер, известный по своим музыкальным проектам в таких жанрах, как drum and bass, dark ambient, black metal и minimal techno

Zaho
Музыка

алжирская R’n’B певица, ныне проживающая в Монреале и Квебеке

Yung Lean
Музыка

шведский рэп-исполнитель

Yuki (певица)
Музыка

японская певица, музыкант и композитор

Yppah
Музыка

это произнесенное наоборот слово «happy»

Youth Lagoon
Музыка

американский певец и музыкант-мультиинструменталист, выступающий под псевдонимом Youth Lagoon

Елизавета Малёва: «Fish и не только»

Творчество

В своих операх, носивших название «tragédie mise en musique» (букв. «трагедия, положенная на музыку», «трагедия под музыку»; в русском музыковедении часто используется менее точный, но более благозвучный термин «лирическая трагедия»), Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, драматическое значение — хору. Благодаря блеску постановки, эффектности балета, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет, оказав влияние на дальнейшее развитие жанра. При Люлли певцы в операх впервые стали выступать без масок, женщины — танцевать в балете на публичной сцене; трубы и гобои впервые в истории были введены в оркестр, а увертюра, в отличие от итальянской (Allegro-Adagio-Allegro), приобрела форму Grave-Allegro-Grave. Кроме лирических трагедий перу Люлли принадлежит большое число балетов (фр. ballets de cour), симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр и мотетов.

Работы по жанрам

Оперы (Tragédies en musique)

  • Кадм и Гермиона (1673)
  • Алькесте (1674)
  • Тезея (1675)
  • Атис (1676)
  • Исида (1677)
  • Психе (1678)
  • Беллерофонт (1679)
  • Прозерпина (1680)
  • Персе (1682)
  • Фаэтон (1683)
  • Амадис (1684)
  • Роланд (1685)
  • Армида (1686)
  • Ахилл и Поликсена (1687) (завершено Паскалем Коллассом )

Балеты

  • Ла raillerie или Осмеяние , (одна тысяча шестьсот пятьдесят девять)
  • Возрождение привычек балета и комедии (1661)
  • L’impatience (1661)
  • Сезон (1661)
  • Искусство (1663)
  • Лес-деревня (1663)
  • Les amours desguisés (1664)
  • Дворец Альсин (1664 г.)
  • Le naissance de Vénus (1665)
  • Les Gardes (1665)
  • Mascarade du Capitaine (1665)
  • Маленький балет Фонтенбло (1665)
  • Муз (1666)
  • Карнавал (1668)
  • Флора (1669)
  • La jeunesse (1669)
  • Les jeux pythiens (1670)
  • Балет де стран (1670) в Мещанин во дворянстве , написанные Мольером
  • Триумфальная любовь (1681)
  • Храм де ла пэ (1685)

Балеты, написанные с другими

  • Mascarade de la foire de St-Germain (1652)
  • Пословицы (1654)
  • Le temps (1654)
  • Плезиры (1655)
  • Лес биенвеню (1655)
  • Psyché ou la puissance de l’amour (1656)
  • Временные галантереи (1657)
  • Беспокойные плези (1657)
  • Альцидиан ( LWV 9, 1658, с Боэссе)
  • Триумф Вакха в Индесе (1666)

Комедии (Comédies)

  • L’Impromptu de Versailles (1663)
  • Le Mariage Forcé (1664)
  • L’Amour Médecin (1665)
  • Le Sicilien (1667)
  • Жорж Данден (1668)
  • Месье де Пурсоньяк (1669)
  • Великолепные аманты (1670)
  • Графиня д’Эскарбанья (1671)

Дивертисменты

  • Le Grand Divertissement de Versailles (1668) в Жорже Дандене
  • Дивертисмент Шамбор (1669) в Monsieur de Pourceaugnac
  • Королевский дивертисмент (1670) в Les Amants Magnifiques
  • Идилль-сюр-ла-Пэ (1685)

Гранд мотеты

в порядке композиции:

  • Jubilate Deo omnis terra (Псалом 100), LWV 77/16 (1660)
  • Miserere mei Deus (Псалом 51), LWV 25 (1664)
  • O lachrymae fideles , LWV 26 (1664)
  • Plaude laetare Gallia , LWV 37 (1668)
  • Те Деум , LWV 55 (1677)
  • De profundis clamavi ad te (Псалом 130) соль минор, LWV 62 (1683)
  • Dies irae соль минор, LWV 64/1 (1683)
  • Песнь: Benedictus Dominus Deus Israel , LWV 64/2 (1683)
  • Quare fremuerunt (Псалом 2), LWV 67 (1684)
  • Exaudiat te Dominus (Псалом 20), LWV 77/15 (1684)
  • Нот в Иудее Деус (Псалом 76), LWV 77/17 (1685)

Petits motets

в алфавитном порядке:

  • Анима Кристи , LWV 77/1 (1684)
  • Ave caeli munus supernum à 3, LWV 77/2 (1684)
  • Диксит Доминус (Псалом 110), LWV 77/3
  • Domine salvum fac regem , LWV 77/14 (1670).
  • Exaudi Deus устаревшая , LWV 77/5
  • Laudate pueri Dominum (Псалом 113), LWV 77/7 (1685)
  • O dulcissime Domine , LWV 77/9 (1685)
  • Omnes gentes plaudite , LWV 77/10
  • O sapientia in misterio , LWV 77/11
  • Марианский антифон: Regina caeli laetare , LWV 77/12 (1684)
  • Марианский антифон: Salve regina , LWV 77/13 (1684)

Другие работы

  • Воздух де тендре и куранте
  • Диалог герцога авек ла па (1655)
  • Première marche des mousquetaires (1658)
  • Мужество, любовь, la paix est faite (1661)
  • Douce et charmante paix (1661)
  • Инграт Бержер (1664)
  • Qui les saura, mes secrètes amours (1664)
  • Бранль (1665)
  • Trios pour le coucher du roi (1665)
  • Belle inhumaine, soulagez la peine (1665)
  • Savez-vous bien, la belle (1665)
  • La langueur des beaux yeux (1666)
  • Que vous connaissez peu trop aimable Climène (1666)
  • Si je n’ai parlé de ma flamme (1666)
  • En ces lieux, je ne vois que des promenades (1668)
  • Ах, qu’il est doux de se rendre à l’empire de l’Amour (1668)
  • Le printemps ramène la verdure (1668)
  • Depuis que l’on soupire sous l’amoureux empire (1668)
  • Марши и батареи тамбура (1670)
  • Sans mentir on est bien misérable (1671)
  • Марке (1672)
  • Марши за регион Савойи (1685)
  • Пьесы симфоний, арии для мадам Дофин (1683)
  • Воздух для карусели Монсеньора (1686)
  • Il faut mourir, pécheur (1687)
  • Жига
  • Марш не на марше королевских драконов, Марш на марше принца д’Оранж
  • Marche des mousquetaires noirs
  • Marche des mousquetaires gris
  • Aunque prodigoas
  • Soca per tutti
  • A la fin petit Desfarges
  • D’un beau pêcheur, la pêche malheureuse
  • Ун тендре кер
  • Non vi è più bel piacer
  • Le printemps, прицельная Сильви
  • Tous les jours cent bergères
  • Viens, mon aimable bergère
  • Nous mêlons toute notre gloire
  • Кулон que ces flambeaux
  • Венерабилис барба капуцинорум

Апокрифическая композиция

Французские источники широко приписывают Люлли композицию британского патриотического гимна « Боже, храни королеву» : единственный конечный источник атрибуции — подделка 19-го века « Сувениры маркизы де Креки» (см.) .

Заметки

  1. La Gorce, Lully , стр. 21–22; Жан-Лоран Ле Серф де ла Вьевиль , Сравнение итальянской и французской музыки , Брюссель, 1705, II, стр. 183.
  2. La Gorce, стр. 23–27. Ле Серф, II, стр. 184, ошибся, сказав, что он су-мармитон , кухонный рабочий.
  3. Л Горец, стр 30-56. Le Cerf de La Viéville, II, стр. 184–85.
  4. La Gorce, стр. 56; сравните это заявление, сделанное самой мадемуазель, с комическим и, вероятно, апокрифическим рассказом Ле Серф де ла Вьевиль, II, стр. 185–86.
  5. La Gorce, стр. 105–108, 129–131.
  6. La Gorce, стр. 28–29, 115–119.
  7. Л Горец, стр 88-91. а о Малых Виолонах и Гранд Виолонах см. статьи Бернара Барде в Марсель Бенуа, Dictionnaire de la musique en France au XVIIe et XVIIIe siècles (Париж: Файард, 1992), стр. 724–728.
  8. La Gorce, стр. 309-313, 339-340.
  9. La Gorce, стр. 340-354.
  10. ^
  11. Максимилиан Титон дю Тийе, Le Parnasse françois , изд. of Paris, 1732, стр. 393–401.
  12. ^ Об оркестре Люлли см. Джон Спитцер и Нил Заслав , Рождение оркестра: история учреждения , 1650–1815 гг. Глава 3, «Оркестр Люлли»
  13. Ранум, Гармонический Оратор , пассим .
  14. Уотерман, Джордж Гоу и Джеймс Р. Энтони. 2001. «Французская увертюра». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Macmillan Publishers.
  15. Пауэлл 2000, стр. 153.
  16. Lully предоставил единственный курант для этой работы (Powell 2000, стр. 153).
  17. Le CerfдеЛаViéville, II, стр. 204, 212, 215, 218–219, 223–224; Патрисия М. Ранум, Гармонический оратор (Pendragon, 2001), стр. 3, 34–35.

Персоны

АВЕРИНЦЕВАРАБОВАРХАНГЕЛЬСКИЙАСТАФЬЕВАХМАТОВААХМАДУЛИНААДЕЛЬГЕЙМАЛЛЕГРИАЛЬБИНОНИАЛЬФОНСАЛЛЕНОВААКСАКОВАРЦЫБУШЕВАДРИАНАБУНИНБЕХТЕЕВБИТОВБОНДАРЧУКБОРОДИНБУЛГАКОВБУТУСОВБЕРЕСТОВБРУКНЕРБРАМСБРУХБЕЛОВБЕРДЯЕВБЕРНАНОСБЕРОЕВБРЭГГБУНДУРБАХБЕТХОВЕНБОРОДИНБАТАЛОВБИЗЕБРЕГВАДЗЕБУЗНИКБЛОХБЕХТЕРЕВАБУОНИНСЕНЬЯБРОДСКИЙБАСИНСКИЙБАТИЩЕВАБАРКЛИБОРИСОВБУЛЫГИНБОРОВИКОВСКИЙБЫКОВБУРОВБАКВАРЛАМОВВАСИЛЬЕВАВОЛОШИНВЯЗЕМСКИЙВАРЛЕЙВИВАЛЬДИВОВОЗНЕСЕНСКАЯВИШНЕВСКАЯВОДОЛАЗКИНВОЛОДИХИНВЕРТИНСКАЯВУЙЧИЧГАЛИЧГЕЙЗЕНБЕРГГЕТМАНОВГИППИУСГОГОЛЬГРАНИНГУМИЛЁВГУСЬКОВГАЛЬЦЕВАГОРОДОВАГЛИНКАГРАДОВАГАЙДНГРИГГУРЕЦКИЙГЕРМАНГРИЛИХЕСГОРДИНГРЫМОВГУБАЙДУЛИНАГОЛЬДШТЕЙНГРЕЧКОГОРБАНЕВСКАЯГОДИНЕРГРЕБЕНЩИКОВДЮЖЕВДЕМЕНТЬЕВДЕСНИЦКИЙДОВЛАТОВДОСТОЕВСКИЙДРУЦЭДЕБЮССИДВОРЖАКДОННДУНАЕВДАНИЛОВАДЖОТТОДЖЕССЕНЖУКОВСКИЙЖИДКОВЖУРИНСКАЯЖИЛЛЕЖИВОВЗАЛОТУХАЗОЛОТУССКИЙЗУБОВЗАНУССИЗВЯГИНЦЕВЗОЛОТОВИСКАНДЕРИЛЬИНКАБАКОВКИБИРОВКОЛЛИНЗКОНЮХОВКОПЕРНИККУБЛАНОВСКИЙКУРБАТОВКУЧЕРСКАЯКУШНЕРКАПЛАНКОРМУХИНАКУПЧЕНКОКОРЕЛЛИКИРИЛЛОВАКОРЖАВИНКОРЧАККОРОЛЕНКОКЬЕРКЕГОРКРАСНОВАЛИПКИНЛОПАТКИНАЛЕВИТАНСКИЙЛУНГИНЛЬЮИСЛЕГОЙДАЛИЕПАЛЯДОВЛОСЕВЛИСТЛЕОНОВМАЙКОВМАКДОНАЛЬДМАКОВЕЦКИЙМАКСИМОВМАМОНОВМАНДЕЛЬШТАММИРОНОВМОТЫЛЬМУРАВЬЕВАМОРИАКМАРТЫНОВМЕНДЕЛЬСОНМАЛЕРМУСОРГСКИЙМОЦАРТМИХАЙЛОВМЕРЗЛИКИНМАССНЕМАХНАЧМЕЛАМЕДМИЛЛЕРМОЖЕГОВМАКАРСКИЙМАРИЯНАРЕКАЦИНЕКРАСОВНЕПОМНЯЩИЙНИКОЛАЕВАНАДСОННИКИТИННИВАОКУДЖАВАОСИПОВОРЕХОВОСТРОУМОВАОБОЛДИНАОХАПКИНПАНТЕЛЕЕВПАСКАЛЬПАСТЕРПАСТЕРНАКПИРОГОВПЛАНКПОГУДИНПОЛОНСКИЙПРОШКИНПАВЛОВИЧПЕГИПЯРТПОЛЕНОВПЕРГОЛЕЗИПЁРСЕЛЛПАЛЕСТРИНАПУЩАЕВПАВЛОВПЕТРАРКАПЕВЦОВПАНЮШКИНПЕТРЕНКОРАСПУТИНРЫБНИКОВРАТУШИНСКАЯРАЗУМОВСКИЙРАХМАНИНОВРАВЕЛЬРАУШЕНБАХРУБЛЕВРЕВИЧРУБЦОВРАТНЕРРОСТРОПОВИЧРОДНЯНСКАЯСВИРИДОВСЕДАКОВАСЛУЦКИЙСОЛЖЕНИЦЫНСОЛОВЬЕВСТЕБЛОВСТУПКАСКАРЛАТТИСАРАСКИНАСАРАСАТЕСОЛОУХИНСТОГОВСОКУРОВСТРУВЕСИКОРСКИЙСУИНБЕРНСАНАЕВСИЛЬВЕСТРОВСОНЬКИНАСИНЯЕВАСТЕПУНТЮТЧЕВТУРОВЕРОВТАРКОВСКИЙТЕРАПИАНОТРАУБЕРГТКАЧЕНКОТИССОТАВЕНЕРТОЛКИНТОЛСТОЙТУРГЕНЕВТАРКОВСКИЙУЖАНКОВУМИНСКИЙФУДЕЛЬФЕТФЕДОСЕЕВФИЛЛИПСФРАФИРСОВФАСТФЕДОТОВХОТИНЕНКОХОМЯКОВХАМАТОВАХУДИЕВХЕРСОНСКИЙХОРУЖИЙЦВЕТАЕВАЦФАСМАНЧАЛИКОВАЧУРИКОВАЧЕЙНЧЕХОВЧЕСТЕРТОНЧЕРНЯКЧАВЧАВАДЗЕЧУХОНЦЕВЧАПНИНЧАРСКАЯШЕВЧУКШУБЕРТШУМАНШМЕМАНШНИТКЕШМИТТШМЕЛЕВШНОЛЬШПОЛЯНСКИЙШТАЙНЭЛГАРЭПШТЕЙНЮРСКИЙЮДИНАЯМЩИКОВ

Творчество

В своих операх, носивших название «tragédie mise en musique» (букв. «трагедия, положенная на музыку», «трагедия под музыку»; в русском музыковедении часто используется менее точный, но более благозвучный термин «лирическая трагедия»), Люлли стремился усилить музыкой драматические эффекты и придать верность декламации, драматическое значение — хору. Оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет. Они оказали большое влияние на развитие французской оперной школы. При Люлли певцы в операх впервые стали выступать без масок, женщины — танцевать в балете на публичной сцене; трубы и гобои впервые в истории были введены в оркестр, а увертюра, в отличие от итальянской (Allegro-Adagio-Allegro), приобрела форму Grave-Allegro-Grave. Кроме лирических трагедий перу Люлли принадлежит большое число балетов (фр. ballets de cour), симфоний, трио, арий для скрипки, дивертисментов, увертюр и мотетов.

Литература

  • Beaussant, Philippe. Lully ou Le musicien du Soleil. Paris: ?ditions Gallimard, 1992
  • Bukofzer, Manfred, Muzyka w epoce baroku. Od Monteverdiego do Bacha. przekł. E. Dziębowska, Warszawa 1970.
  • Anthony, James R. Hasło «Lully» w: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. 1980, tom 14, s. 315-326.
  • Merrick Jeffrey, Bryant T. Ragan, Jr., Homosexuality in Early Modern France. A Documentary Collection. New York and Oxford: Oxford University Press, 2001
  • Muffat, Georg Suavioris harmoniae instrumentalis hyporchematicae florilegium primum, Augsburg, 1695.
  • Roland, Romain Z pierwszych wiek?w opery, Przekł. J. Kozłowski, Krak?w 1971.
  • de la Vi?ville, Lecerf, Comparaison de la musique italienne et de la musique fran?aise, o?, en examinant en d?tail les avantages des spectacles et le m?rite des compositeurs des deux nations, on montre quelles sont les vraies beaut?s de la musique, Bruxelles, 1704 .

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Jean-Baptiste Lully (1632 — 1687) – Armide — Passacaille William Christie, CD…

1. Биография

Родился в Флоренции в семье мельника

Музыкальные способности и актерский темперамент подростка привлекли внимание герцога де Гиза, который увез Люлли в Париж, назначив на службу к принцессе Монпансье (сестры короля Людовика XIV). В Париже Люлли занимался композицией, пением, брал уроки игры на клавесине и скрипке

Молодой итальянец добился благосклонности Людовика XIV и сделал при его дворе блестящую карьеру. Он скоро вошел в знаменитого оркестра «24 скрипки короля», около 1656 организовал и возглавил свой малый оркестр «16 скрипок короля». В 1653 г. Люлли получил место «придворного композитора инструментальной музыки», с 1662 г. — суперинтенданта придворной музыки, а в 1672 стал владелец патента на право основания в Париже Королевской академии музыки «с пожизненным пользованием этим правом и передачей его по наследству поэтому с сыновей, кто станет его преемником на посту суперинтенданта музыки короля «. В 1681 г. Люлли был почтен дворянскими грамотами и званием королевского советника-секретаря. Умер в Париже, до конца дней сохраняя положение обладателя музыкальной жизни французской столицы.

История жизни Жана Батиста Люлли

Либретто этой знаменитой лирической трагедии написано было Кино на сюжет одного из эпизодов эпической поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Действие происходит на Востоке в эпоху крестовых походов. 

Опера Люлли состояла не из одних только речитативов. Встречаются в ней и закругленные ариозные номера, мелодически родственные тогдашним, чувствительные, кокетливые или написанные в энергично-маршевых либо жеманно-танцевальных ритмах. Ариями завершались декламационные сцены-монологи. 

Силен был Люлли в ансамблях, особенно в характерных, порученных комическим персонажам, которые очень удавались ему. Немалое место занимали в «лирической трагедии» и хоры — пасторальные, военные, религиозно-обрядовые, фантастически-сказочные и другие. Их роль, чаще всего в массовых сценах, была по преимуществу декоративной. 

Люлли был блестящим для своего времени мастером оперного оркестра, не только искусно сопровождавшего певцов, но и рисовавшего разнообразные поэтически-живописные картины. Автор «Армиды» видоизменял, дифференцировал тембровые краски применительно к театрально-сценическим эффектам и положениям. 

Особенно прославилась великолепно разработанная Люлли вступительная «симфония» к опере, открывавшая действие, а потому и получившая название «французской увертюры» 

До наших дней в театральном и концертном репертуаре сохранилась балетная музыка Люлли. И здесь его творчество было для французского искусства основополагающим. Оперный балет Люлли — это далеко не всегда дивертисмент на него возлагалась нередко не только декоративная, но и драматическая задача художественно-расчетливо сообразованная с ходом сценического действия. Отсюда танцы пасторально-идиллические (в «Альцесте»), траурные (в «Психее»), комически-характерные (в «Изиде») и различные другие. 

Французская балетная музыка до Люлли имела уже свою, по крайней мере, вековую, традицию, но он внес в нее новую струю — «бойкие и характерные мелодии», острые ритмы, оживленные темпы движения. В то время это явилось целой реформой балетной музыки. В общем, инструментальных номеров «лирической трагедии» было гораздо больше, чем в итальянской опере. Обычно и по музыке они были выше и более гармонировали с действием, происходившим на сцене. 

Скованный нормами и условностями придворного быта, нравов, эстетики, Люлли все же оставался «великим художником-разночинцем, сознававшим себя ровней самым знатным господам». Этим он заслужил себе ненависть среди придворной знати. Он не чужд был вольнодумства, хотя и писал немало церковной музыки и во многом реформировал ее. Кроме дворцовых, спектаклями своих опер он давал представления «в городе», то есть для третьего сословия столицы. Он с энтузиазмом и настойчивостью поднимал к высокому искусству талантливых людей из низов, каким был и сам.

Воссоздавая в музыке тот строй чувств, манеру изъясняться, даже те типы людей, какие зачастую встречались при дворе, Люлли в комических эпизодах своих трагедий (например, в «Ацисе и Галатее») неожиданно обращал взоры к народному театру, его жанрам и интонациям. И это удавалось ему, ибо из-под пера его выходили не только оперы и церковные песнопения, но и застольные и уличные песенки. Его мелодии распевались на улицах, «бренчались» на инструментах. Многие из его напевов, впрочем, вели происхождение от уличных песенок. Его музыка, заимствованная частью от народа, к нему возвращалась. Не случайно младший современник Люлли, Ла Вьевиль, свидетельствует, что одна любовная ария из оперы «Амадис» распевалась всеми кухарками Франции. 

Знаменательно сотрудничество Люлли с гениальным создателем французской реалистической комедии Мольером, который часто включал в свои спектакли балетные номера. Помимо чисто балетной музыки, комические выходы костюмированных персонажей сопровождались пением-рассказом. «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» написаны были и ставились на сцене как комедии-балеты. Для них Люлли, сам отличный актер, не раз выступавший на сцене, писал танцевальную и вокальную музыку. 

Итак, создатель «Персея» и «Армиды» не только музыкой своею, благородной и величавой, подавлял или снимал прециозно-галантные слабости Кино, поднимая лирическую трагедию на уровень Расина и Корнеля, а комический балет делал созвучным Мольеру, — он бывал порою шире и выше чистого классицизма своей эпохи. 

3. Наследие

Основные сочинения:

3.2. оперы (лирические трагедии):
  • Cadmus et Hermione ( )
  • Alceste ( )
  • Th?es?e ( )
  • Atys ( )
  • Isis ( )
  • Psych? ( )
  • Bell?rophon ( )
  • Proserpine ( )
  • Pers?e ( )
  • Pha?ton ( )
  • Amadis ( )
  • Roland ( )
  • Armide ( )
  • Achille Polyx?ne ( )
3.3. комедии:
  • L’Impromptu de Versailles ( )
  • Le Mariage forc? ( )
  • L’Amour m?decin ( )
  • Le Sicilien ( )
  • Georges Dandin ( )
  • Monsieur de Pourceaugnac ( )
  • Les Amants Magnifiques ( )
  • La Comtesse d’Escarbagnas ( )
  • Les Burgeois gentilhomme ( )
3.4. церковная музыка:
  • Jubilate Deo (Motet de la Paix) ( )
  • O Lachrymae fideles ( )
  • Miserere ( )
  • Plaude Laetare Gallia ( )
  • Te Deum ( )
  • De profundis ( )
  • Dies irae ( )
  • Exaudiat te Dominus ( )
  • Quae fremuerunt ( )
  • Benedictus ( )
3.5. инструментальные произведения:
  • Les trio des op?ra, mis en ordre pour les concerts ( )
  • Les airs de trompettes, timbales et hautbois ( )
  • Trios pour le coucher du Roi ( )
  • 9 органных произведений

2. Творчество

Творчество Люлли развивалась преимущественно в тех жанрах и формах, которые сложились и культивировались при дворе «короля-солнца». В первые десятилетия своей службы (1650-60 гг) Люлли писал инструментальную музыку (сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, отдельные пьесы и марши для духовых и т.п.), духовные сочинения, музыку к балетным спектаклям («Больной Амур, Альсидиана, Рождение Венеры «и др..). Постоянно участвуя в придворных балетах как автор музыки, постановщик, актер и танцор, Люлли освоил традиции французского танца, его ритмоинтонацийни и сценические особенности. Сотрудничество с Ж. Б. Мольером помогла композитору войти в мир французского театра, почувствовать национальное своеобразие сценической речи, актерской игры. Люлли пишет музыку к пьесам Мольера («Женитьба по принуждению, Принцесса Элиды, Сицилия, Любовь-целительница» и др.)., Выполняет роль Пурсоньяк в комедии «Господин де Пурсоньяк» и Муфти в «Мещанин во дворянстве».

Люлли долгое время не признавал оперы и считал, что французский язык непригоден для этого жанра, однако в начале 1670-х гг он круто изменил свои взгляды. В период 1672-86 гг он поставил в Королевской академии музыки 13 лирических трагедий (среди которых «Кадм и Гермиона», «Альцеста», «Тесей», «Атис», «Армида», «Ацис и Галатея»). Именно эти произведения заложили основы французского музыкального театра, определили тип национальной оперы, что на протяжении нескольких десятилетий господствовал во Франции. «Люлли создал национальную французскую оперу, в которой как текст, так и музыка сочетаются с национальными средствами выражения и вкусами и которая отражает как недостатки, так и достоинство французского искусства», — пишет немецкий исследователь Г. Кречмер.

Стиль лирической трагедии Люлли формировался в тесных отношениях с традициями французского театра эпохи классицизма. Тип большой пятиактную композиции с прологом, манера декламации и сценической игры, сюжетные источники (древнегреческая мифология, история Древнего Рима), идеи и нравственные проблемы (конфликт чувства и разума, чувства и повинности) сближают оперы Люлли с трагедиями П. Корнеля и Ж . Расина. Не менее важным является связь лирической трагедии с традициями национального балета — большие дивертисменты (вставные танцевальные номера, не связанные с сюжетом), торжественные шествия, процессии, праздники, волшебные картины, пасторальные сцены усиливали декоративно-зрелищные качества оперного спектакля. Традиция введения балета в оперу оказалась чрезвычайно устойчивой и сохранялась во французской опере на протяжении нескольких веков. Влияние Люлли сказалось в оркестровых сюитах конца XVII-начала XVIII века (Р. Муффат, И. Фукс, Г. Телеман и др..). Написанные в духе балетных дивертисментов Люлли, они включали французские танцы и характеристические пьесы. Большое распространение в оперной и инструментальной музыке XVIII века приобрел особый тип увертюры, сложившийся в лирической трагедии Люлли (т.н. «французская» увертюра, состоящая из медленного, торжественного вступления и энергичного, подвижного основного раздела).

Во второй половине XVIII века лирическая трагедия Люлли и его последователей (М. Шарпантье, А. Кампра, А. Детуш), а вместе с ней и весь стиль придворной оперы становится объектом ожесточенных дискуссий, пародий, осмиювання («война буффонов, война глюкистив и пиччиннистив «). Искусство, возникшее в эпоху расцвета абсолютизма, воспринималось современниками Дидро и Руссо как падшее, вялое, надменно-помпезное

В то же время творчество Люлли, сыгравшая определенную роль в формировании большого героического стиля в опере, привлекало внимание оперных композиторов ( Ж. Ф

Рамо, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк), которые тяготели к монументальности, патетики, строго рациональной, упорядоченной организации целого.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации