Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Вера пашенная — биография, информация, личная жизнь

Артем Ткаченко

Фото: vokrug.tv: UGC

Актер Артем Ткаченко, известный по лентам «Петровка, 38», «Варвара», «Чужая война», в сериале «Красная королева» сыграл Льва Барского — любимого мужчину, а со временем — супруга Регины.

По сюжету Лев Барский — молодой и перспективный московский художник. Знакомство между ним и Региной завязалось в очереди за билетами на показ мод, который проводил в Москве парижский модельер.

Притом что в его окружении было множество молодых девушек, не заметить такую эксцентричную леди, как Регина, он не мог. Вскоре у них начался роман, который закончился свадьбой. Вначале пара жила душа в душу, пока Льва не обвинили в хранении валюты, а его жену не начали использовать сотрудники КГБ.

После того как очередной семейный скандал закончился прерыванием беременности Регины, история Льва в сериале прерывается.

Прототипом Льва Барского был Феликс-Лев Збарский — художник, который прославился далеко за советскими пределами. Он родился в семье ученых и получил двойное имя в честь химика Льва Карпова и революционера Феликса Дзержинского.

С раннего детства увлекался рисованием, что с годами переросло в профессиональную деятельность. Иллюстратор по образованию, он создавал рисунки к популярным на то время книгам и в начале 60-х годов прошлого столетия уже брался за постановки мультипликационных фильмов.

В отличие от Регины Колесниковой, он был дважды женат. Брак с ней мог бы длиться еще не один год, если бы не его интерес к прекрасному полу и нежелание обременять себя обязательствами в виде детей.

При отсутствии всяких установок на продолжение рода наследник у него все-таки появился, но в браке с другой женщиной — актрисой Людмилой Максаковой. После расставания с ней он некоторое время жил в Израиле, а последние дни провел в США.

Умер Лев-Феликс Збарский в 2016 году, так и не дожив до своего 75-летия.

Смена ветра

После начала Февральской революции участвует в нескольких манифестациях. Однако активного участия не принимает. Всё больше времени уделяет проблемам бывших политзаключённых.


Временному правительству.

Октябрьскую революцию Вера Николаевна также не поддержала. После установления советской власти держалась вдали от политики. Революционерка прожила долгую жизнь. На дни рождения и юбилеи власти устраивали мероприятия в её честь. Несмотря на ее отстранённость от политики все в партии знали, кто такая Вера Фигнер. Мемуары революционерки несколько раз переиздавались. Умерла Вера Николаевна пятнадцатого июня 1942 года.

Деятельность в послевоенный период

В 50-х годах Вере Пашенной предлагали все более серьезные роли, женщин в возрасте, с большим жизненным опытом и тяжелой судьбой. Она играла Кабаниху в «Грозе», старую хозяйку Нискавуори в «Каменном гнезде». А самая выдающаяся роль, по мнению самой актрисы, была непревзойденная Васса Железнова из одноименной пьесы Горького. Спектакль даже был снят на пленку.

Всего на сцене Вера Пашенная сыграла больше ста ролей. Многие роли приносили ей настоящее вдохновение и несказанное удовольствие. К примеру, чаще всего ставились спектакли с ее участием по Островскому: «Волки и овцы», «Доходное место», «На бойком месте», «Без вины виноватые».

Кроме театральных работ, Веру Пашенную приглашали на радио, она участвовала в озвучивании спектаклей для детей и взрослых. В частности, ее голосом говорят герои: Лариса из «Бесприданницы», Катерина из «Грозы», Мурзавецкая из «Волков и овец», Васса Железнова, Епанчина из «Идиота».

Кроме того, из-под пера Веры Пашенной (ее детища) вышли книги о театральной деятельности. Их было три: «Моя работа над ролью», «Искусство актрисы», «Ступени творчества», которые в настоящее время стали настольными книгами большинства театральных актеров.

Вера Пашенная: дети, мужья

В браке актриса была дважды. Как и у большинства актрис темпераментных, волевых и мужественных, личная жизнь Веры Пашенной сложилась не с первого раза.

Сначала ее избранником стал Витольд Полонский, актер немого кино. Брак был студенческим. Через год после росписи влюбленные обвенчались в церкви. В этом супружестве у них родилась дочь Ирина. Спустя три года Витольд и Вера развелись.

В 1913 году актриса вышла замуж во второй раз и тоже за актера — Владимира Грибунина. С ним она прожила длительное время.

Не стало Веры Пашенной в конце октября 1962 года. Несколько лет она боролась с онкологией. Практически до последнего дня играла в любимом театре.

Последняя роль

В январе 1962 года в Малом театре стартовала пьеса «Гроза» по сценарию Островского. Постановка пользовалась огромным успехом у столичных театралов. И это неудивительно, ведь одну из центральных ролей в спектакле исполняла Вера Пашенная. Как оказалось позже, это была последняя пьеса выдающейся артистки. На то время актриса находилась в довольно преклонном возрасте и регулярно болела. Однако ее выдержка продолжала поражать окружающих. Актриса не сдавалась, днями и ночами отрабатывая реплики с партнерами по постановке.

Когда показ спектакля «Гроза» завершился, творческой труппе наконец удалось уговорить Веру Николаевну отдохнуть. Актриса получила путевку в санаторий и отправилась загород. Казалось, что ее жизни на тот момент ничего не угрожает. Однако по возвращению в Москву пожилая артистка стала чувствовать себя хуже. У Веры Николаевны проявилось общее недомогание. Состояние актрисы ухудшалось с каждым днем. Ирина Витольдовна – дочь актрисы – решила перевезти больную раком мать в собственную квартиру. Но даже тщательный уход за Верой Николаевной со стороны близких людей не позволил избежать трагедии. 28 октября 1962-го знаменитая театральная и киноактриса ушла из жизни.

Провожать Веру Пашенную в последний путь собралось пол-Москвы. Прощание с актрисой состоялось у входа в Малый театр, перед которым был размещен гроб с телом артистки. Вокруг театра собралась огромная толпа поклонников творчества Веры Николаевны. На протяжении нескольких часов никто никуда не расходился. Мужчины толпились вокруг театра, сняв головные уборы и склонив головы, а женщины не могли остановить слезы.

Всегда готова!

В семьдесят четвёртом году переезжает в Берн, где поступает в другой университет. Тут знакомится с активистами организации «Народная воля».

В семьдесят девятом полностью посвящает себя революционной деятельности. Переезжает в Санкт-Петербург для агитации среди местного студенчества и военных. Участвует в подготовке покушения на императора Александра Второго. Народовольцы считали, что именно убийство царя станет тем катализатором, отправной точкой, которая запустит революцию в России. Также имелась связь с польской интеллигенцией, которая стояла на позициях сепаратизма и обещала выступить в случае смерти царя.

Арест

Вера Фигнер лично не участвовала непосредственно в покушении. Однако она собирала информацию и занималась подготовкой этого террористического акта. После казни лидеров Народной воли Фигнер отбывает в Харьков.

Однако позже суд заменил казнь на пожизненную каторгу. Находясь в тяжёлых условиях заточения, Фигнер писала стихи и даже продолжала политическую деятельность. Вышла на связь со многими заключенными и устраивала забастовки. В девятьсот четвёртом году ей несколько изменяют наказание и отправляют в ссылку. После революции 1905 года царский режим стал с опаской относиться к революционерам, которые могли принять образ мучеников. Поэтому Вере разрешают выехать за границу на лечение.

Дебют в театре

В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.

В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.

Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Пашенная Вера Николаевна // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. Проверено 28 сентября 2015.
  2. ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  3. Рощин-Инсаров Николай Петрович — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  4. Толченова Н. П. Живая Пашенная. — 2-е изд., перераб. — М.: Советская Россия, 1987. — С. 4. — 126 с.
  5. ↑ «К 120-летию со дня рождения Веры Николаевны Пашенной» «Живая Пашенная». Малый театр (28 июня 2007).
  6. Полонская И. В. Вера Николаевна Пашенная. Статьи. Воспоминания. — М.: Искусство, 1971. — С. 242. — 304 с.
  7. ↑ Театр П. П. Струйского | Topography of Terror, Moscow
  8. В. А. Гапеенко. Авторский блог Валентины Гапеенко: «Вера Пашенная и театр её имени».
  9. ↑ «Присуждение учёных званий выдающимся мастерам театрального искусства». «Известия» № 87 (7463) от 13 апреля 1941 года
  10. ↑ Пашенная Вера Николаевна. Новодевичье кладбище.
  11. ↑ Толченова, с. 6.
  12. ↑ Пашенная Вера Николаевна. KM.ru.
  13. ↑ Владимир Фёдорович Грибунин (1873—1933)
  14. ↑ ГОМЕРОВСКОЕ РОДСТВО ПОЭТОВ. Часть 1-я
  15. ↑ Спектакль «Гроза» Архивировано 19 июня 2009 года., страница аудио архива театра
  16. ↑ Пашеная Вера Николаевна (1887—1962)
  17. ↑ О департаменте

Деятельность в послевоенный период

В 50-х годах Вере Пашенной предлагали все более серьезные роли, женщин в возрасте, с большим жизненным опытом и тяжелой судьбой. Она играла Кабаниху в «Грозе», старую хозяйку Нискавуори в «Каменном гнезде». А самая выдающаяся роль, по мнению самой актрисы, была непревзойденная Васса Железнова из одноименной пьесы Горького. Спектакль даже был снят на пленку.

Всего на сцене Вера Пашенная сыграла больше ста ролей. Многие роли приносили ей настоящее вдохновение и несказанное удовольствие. К примеру, чаще всего ставились спектакли с ее участием по Островскому: «Волки и овцы», «Доходное место», «На бойком месте», «Без вины виноватые».

Кроме театральных работ, Веру Пашенную приглашали на радио, она участвовала в озвучивании спектаклей для детей и взрослых. В частности, ее голосом говорят герои: Лариса из «Бесприданницы», Катерина из «Грозы», Мурзавецкая из «Волков и овец», Васса Железнова, Епанчина из «Идиота».

Кроме того, из-под пера Веры Пашенной (ее детища) вышли книги о театральной деятельности. Их было три: «Моя работа над ролью», «Искусство актрисы», «Ступени творчества», которые в настоящее время стали настольными книгами большинства театральных актеров.

Вера Пашенная: дети, мужья

В браке актриса была дважды. Как и у большинства актрис темпераментных, волевых и мужественных, личная жизнь Веры Пашенной сложилась не с первого раза.

Сначала ее избранником стал Витольд Полонский, актер немого кино. Брак был студенческим. Через год после росписи влюбленные обвенчались в церкви. В этом супружестве у них родилась дочь Ирина. Спустя три года Витольд и Вера развелись.

В 1913 году актриса вышла замуж во второй раз и тоже за актера — Владимира Грибунина. С ним она прожила длительное время.

Не стало Веры Пашенной в конце октября 1962 года. Несколько лет она боролась с онкологией. Практически до последнего дня играла в любимом театре.

Тяжелая болезнь

В 1961 году на сцене Малого театра состоялась премьера постановки «Честность» по произведению писателя А. Сафронова. В пьесе Вере Николаевне достался образ пожилой коммунистки по фамилии Колесова. Спектакль ставился к памятной дате – открытию 22-го съезда КПСС. Поэтому неудивительно, что все артисты, которые готовились к участию в пьесе, находились в нервном состоянии. Однако больше всего репетиции негативно отражались на самочувствии Пашенной. Артистка постоянно ощущала себя усталой и больной. Вскоре коллеги по сценической площадке забили тревогу и, как оказалось, не понапрасну.

В один момент Вере Пашенной потребовалась врачебная помощь. В ходе репетиций к показу будущей пьесы в театр была вызвана карета скорой помощи. После целой череды обследований Вере Николаевне поставили неутешительный диагноз – рак. Вначале актриса согласилась пройти комплексное лечение. Однако после проведения нескольких дней на больничной койке решила выписаться из медицинского учреждения. Актрису угнетала тамошняя атмосфера. Пашенная не привыкла проводить день за днем бездельничая. Да и оставаться наедине со своей проблемой артистка также не желала.

Вернувшись к работе в театре, Вера Николаевна осознавала, что это станет для нее приговором. Но артистка продолжала выходить на сцену, играя своих сильных, непокорных героинь. В утреннее время Пашенная посещала больницу, где проходила процедуры по облучению рентгеном. Уже в обеденное время ее можно было лицезреть в полной бодрости духа на сценической площадке.

Дебют в театре

В 1907 году, сразу же после успешного окончания столичного театрального училища, начинающая актриса Пашенная Вера получила предложение стать частью труппы Малого театра. На тот момент как раз заканчивала свою карьеру знаменитая артистка Мария Ермолова. В последующем некоторые ее роли перешли именно к Пашенной.

В течение короткого времени Вере удалось добиться статуса ведущей артистки Малого театра. И это неудивительно, ведь юной актрисе было по силам мастеровито раскрывать образы простых барышень из народа в комедийных и драматических пьесах на бытовую тематику, которые пользовались спросом у заядлых театралов того времени.

Уже на первом этапе развития актерской карьеры Вера Пашенная сумела продемонстрировать на сцене весь свой незаурядный актерский талант. Молодую артистку ценили за ее чрезвычайно эмоциональную, темпераментную игру на сцене, а также великолепное владение речью.

Сценическая деятельность в начале 20-х гг.

После 1918 года актрисе предложили преподавательскую деятельность, какое-то время ее привлекало новое направление в деятельности, она с удовольствием вела курсы у молодых артистов. Однако непосредственную свою деятельность не бросала. К 1919 году освоила уже весь классический репертуар театра. Параллельно работе на родных подмостках выступала в Театре Корша, давала спектакли в Замоскворецком театре.

В начале 20-х годов прошлого века вместе с труппой Московского художественного театра отправилась в заграничную поездку. Приглашение на поездку поступило от самого Константина Станиславского. За границей Вера Пашенная играла в нескольких спектаклях: «Царь Федор Иоанович», где она представала перед зрителем в образе Ирины, «На дне» — Василисы и «Три сестры» — Ольги.

О семье актрисы

Вера Пашенная родилась в семье русского провинциального актера Николая Пашенного, известного под сценическим псевдонимом Рощин-Инсаров. Играть в театре отец нашей героини начинал на любительских площадках Москвы. Настоящим родным домом для него стали театральные труппы Немчиновского и Секретаревского театров. Это были небольшие сцены, с которых, тем не менее, сошла целая плеяда выдающихся советских артистов.

В молодые годы в театре играла и мать Веры – Евгения Пашенная. Ее ожидала успешная сценическая карьера. Однако Евгения Николаевна заметила, что театральная деятельность не оставляет ей времени на семью. С этого момента она отказалась от выступлений на сцене и регулярных гастролей. Впрочем, протест матери Веры Николаевны против занятости в театре вскоре негативно отразился на отношениях с мужем. В результате – некогда крепкая семья в скором времени распалась.

Покушение

Различные радикальные группировки неоднократно устраивали покушения на императорскую особу. Александр Второй, несмотря на ряд реформ, среди которых была отмена крепостного права, считался виновником всех бед народа. Для покушения на Александра был выбран его визит в Санкт-Петербург для участия в различных церемониях. «Народная воля» решила взорвать карету императора во время его проезда вдоль Екатерининского канала. Подготовка велась довольно долго. Заблаговременно революционеры купили лавку, из которой прорыли туннель под мост. Туда планировалась заложить бомбу.

Однако во время визита царя его маршрут изменился. Народовольцам пришлось срочно менять план. В итоге два революционера, Гриневицкий и Рысаков, получили на руки самодельные бомбы и заняли места на улице, по которой должен был проехать Александр. Когда императорская карета подъехала, Рысаков метнул бомбу, но ранил только охрану царя. После этого Александр вышел из кареты, чтобы посмотреть на раненых казаков. Именно в этот момент Гриневицкий взорвал свою бомбу, убив себя и царя.

Пашенная Вера Николаевна

Родилась 19 сентября 1887 года в Москве. Дочь знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. В 1904-1907 годах училась у А.П. Ленского в Московском театральном училище. С 1907 года — актриса Малого театра. С 1918 года — преподавала на драматичесих курсах при театре. В 1924 году с Н.А. Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала её директором. С 1933 года руководила несколькими курсами в Театральном училище при Малом театре. Профессор (1941). Вера Пашенная в Малом театре начинала с ролей, перешедших к ней от Ермоловой. Ближе всего Пашенной были образы бытовой драмы и комедии, она играла героинь Островского и Грибоедова. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью. Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом — и его легендой. Об ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. Михаил Царёв писал: «Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно её дарования. Она — художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни». В 1920-е годы выступала и в других московских театрах, участвовала в зарубежных гастролях МХАТа по приглашению Станиславского. Своей наиболее значительной ролью Вера Николаевна считала Вассу Железнову в пьесе «Васса Железнова» А.М. Горького. Этот спектакль был снят на плёнку в пятидесятых годах. Народная артистка СССР (1937). Ушла из жизни 28 октября 1962 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.театральные работыМосковский мюзик-холл 1934 — «Как 14-я дивизия в рай шла» Демьяна Бедного (реж. Ф.Каверин) Порция («Юлий Цезарь», У.Шекспир), Анна Андреевна («Ревизор», Н.В. Гоголь), Любовь Яровая («Любовь Яровая», К.Тренев), Девица «Старик», А.М. Горький; Мария («Мария Стюарт», Ф.Шиллер), Кабаниха («Гроза», А.Н. Островский), Гурмыжская («Лес», А.Н. Островский), Евгения («На бойком месте», А.Н. Островский), Кукушкина («Доходное место», А.Н. Островский), Хозяйка («Каменное гнездо», Х.Вуолийоки), Ламбрини («Остров Афродиты», А.Парнис)призы и наградыЛауреат Сталинской премии СССР (1943). Лауреат Ленинской премии (1961).роли в кино1959 Растеряева улица (фильм-спектакль) :: Блаканиха1959 Повесть о молодоженах :: Ольга Николаевна1958 Идиот :: Елизавета Прокофьевна Епанчина1957 Екатерина Воронина :: бабушка Екатерины1956 Дорога правды :: Ремизова1953 Васса Железнова (фильм-спектакль) :: Васса Борисовна Железнова :: главная роль1952 На всякого мудреца довольно простоты | There Are Enough Common People for Every Wise Man (фильм-спектакль) :: Манефа1952 Горе от ума (фильм-спектакль) :: Анфиса Ниловна Хлёстова1952 Волки и овцы (фильм-спектакль) :: Меропия Давыдовна Мурзавецкая1920 Хромой барин :: Мордвинская1919 Поликушка :: Акулина, жена Поликея :: главная роль1912 Тайна дома № 5 :: Эльза, куртизанка :: главная роль1912 Гроза :: Катерина1912 Бесприданница :: Лариса :: главная рольархивные кадры2011 Александр Сумбатов-Южин. Битва за театр | Alexander Sumbatov-Yuzhin. The Struggle for the Theater (документальный)

Рейтинг: 0.0

Творчество[править | править код]

Фильмография

  • 1912 — Бесприданница — Лариса
  • 1912 — Гроза — Катерина
  • 1912 — Тайна дома номер пять — куртизанка Эльза
  • 1919 — Поликушка — Акулина
  • 1920 — Хромой барин — Катенька Мордвинская
  • 1952 — Горе от ума (фильм-спектакль) — Хлёстова
  • 1952 — Волки и овцы (фильм-спектакль) — Мурзавецкая
  • 1952 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Манефа
  • 1953 — Васса Железнова (фильм-спектакль) — Васса Борисовна Железнова
  • 1956 — Дорога правды — Ремизова
  • 1957 — Екатерина Воронина — бабушка Екатерины
  • 1958 — Идиот — Генеральша Епанчина
  • 1959 — Повесть о молодожёнах — Ольга Николаевна, директор детского дома
  • 1959 — Растеряева улица (фильм-спектакль) — Балканиха

Участие в фильмах

1960 — Женщины в искусстве (документальный)

Архивные кадры

2011 — Александр Сумбатов-Южин. Битва за театр (документальный)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации