Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 0

Режиссер и сценарист василий сигарев: биография, личная жизнь, лучшие фильмы

Ранний неудачный брак

Если в карьере актрисы у Яны Трояновой все складывалось более-менее гладко, то личная жизнь преподнесла ей немало сюрпризов, в том числе и неприятных. Замуж девушка вышла очень рано. Она едва закончила школу и решила, что пришло время жить взрослой жизнью.

Избранником девушки стал Константин Ширинкин. Молодые люди были знакомы не один год, так как были соседями по двору. Несмотря на уговоры родителей молодые люди поженились. Буквально сразу после свадьбы в семье начались проблемы. Константин был неравнодушен к спиртному, а после выпитого постоянно поднимал руку на свою супругу.

Не исправило положение дел и рождение ребенка. У Яны родился сын, которого она назвала Николаем. С появлением ребенка жить в браке стало еще тяжелее. Последней каплей стало то, что после побоев девушка попала в больницу. Выписавшись Яна первым делом подала на развод.

Краткое описание сюжета

В фильме «Жить» смерть неумолимо атакует по трем направлениям.

Гришка (персонаж Яны Трояновой), украшенная дредами, направляется в церковь захолустного городка на венчание с возлюбленным Антоном (Алексей Филимонов). Возвращаясь домой на электричке, они становятся жертвой нападения гопников, от полученных травм новобрачный умирает.

Спивающаяся вдова Галина Капустина (Ольга Лапшина), приходит в себя только после того, как социальная служба забирает у нее дочерей. Женщина прекращает злоупотреблять алкоголем, делает в доме ремонт и добивается возвращения детей. Но, увы, дочки-близнецы возвращаются к ней мертвыми, по дороге домой они гибнут в автокатастрофе.

Обладатель метафорического для картины велосипеда отец Артема (Евгений Сытый) совершает суицид, топится, оставив на берегу ботинки и незатейливое средство передвижения. Этим он наносит глубокую психологическую травму своему ребенку (Алексей Пустовойтов). Мальчик, едва оправившийся от развода родителей, практически сходит с ума и покидает дом, уйдя с привидением утопленника, которое ему ближе, чем сварливый отчим и мать.

Коротко говоря, суть фильма «Жить» сводится к тому, что или живой отказывается принять и поверить в смерть близкого, продолжая считать его живым, или начинает считать себя мертвым.

Adam Sandler

Кино и реалии

Современные российские зрители обычно не слишком любят фильмы, которые отмечает высокое фестивальное жюри. Интересно, почему обществу не интересна реальная жизнь, которой живет большинство представителей этого общества? Ответ на этот сложный вопрос Василий Сигарев дает незамедлительно.

Проблемное, социальное кино и прочий артхаус пользуется великим спросом только в благополучных странах, там, где людям не хватает такого плана переживаний. Таков запрос общества. И чем оно живет хуже, тем неправдоподобнее становится кинематограф. Однако кино не является лекарством от проблем. Это сама жизнь и ее свидетельство.

Награды и премии

Василий Сигарев в июне 2008 года

  • «Дебют» (2000)
  • «Антибукер» (2000)
  • «Эврика» (2002)
  • «Новый стиль» (2002)
  • «Evening Standard Awards» (2002)
  • За фильм «Волчок»:
    • Кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (2009):
      • Главный приз кинофестиваля
      • Приз «Российской гильдии кинокритиков»
      • Приз им. Г. Горина «За лучший сценарий»
    • Специальное упоминание FICC (International Federation of Film Societies) на 44 МКФ в Карловых Варах (2009)
    • Приз за лучший международный художественный фильм на МКФ в Цюрихе (2009)
    • 39 МКФ «Молодость» в Киеве (2009):
      • Приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI
      • Приз Международной федерации киноклубов FICC «Дон Кихот»
      • Специальный диплом Экуменического жюри
    • Главный приз фестиваля Douro film harvest (Португалия)(2009)
    • Главный приз Kunst Film Biennale (Кёльн, Германия) (2009)
    • Лучший дебютный фильм в Онфлёр (Франция) (2009)
    • Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Белый слон»:
      • Приз за лучший фильм
      • Приз за лучший фильм-дебют
    • Приз за лучшую режиссуру на Batumi International Art House Film Festival (Грузия) (2009)
    • Приз фестиваля «Спутник над Польшей» (2009)
  • За фильм «Жить»:
    • Главный приз фестиваля восточноевропейского кино «goEast» в Висбадене (2012)
    • 23 открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» (2012):
      • Приз за лучшую режиссуру
      • Приз Гильдии киноведов и кинокритиков
  • Премия «Имя» на фестивале «Текстура» в Перми (2013)
  • За фильм «Страна ОЗ»:
    • Кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи (2015):
      • Приз имени Григория Горина за лучший сценарий
      • Приз «Российской гильдии кинокритиков»
    • 22 ММКФ «Лiстапад» в Минске (2015):
  • Сценарная премия «Слово» имени Валентина Черных за лучший сценарий полнометражного фильма (2016)

«Детки» в клетке

А еще Яна Троянова снялась в сериале о проблемах молодого поколения. Это ситуационная комедия «Детки». В фильме много интересных режиссерских и актерских решений: юный возраст с поисками работы, с первой любовью, с неясностями в отношениях с родителями.

Конечно, Яна устает, поскольку в каждую роль вкладывает все, что у нее хранится в закромах души, проживает каждое экранное мгновение «вживую», в полную силу. Но теперь послесъемочное опустошение долго ее не мучает, поскольку есть дом, а там и поддержка, и подпитка от самого лучшего для нее человека в мире — Сигарева Василия Владимировича.

Постановки и публикации

«Пластилин» поставлена в Москве в Центре драматургии и
режиссуры (спектакль участник фестиваля Bonner biennale-2002
(трансляция в прямом эфире на канале ARTE)), победитель фестиваля
«Новая драма-2002»), в театре Royal Court (Лондон), на
радио БиБиСи (радиоверсия), в театре Шаушпильхаус (Гамбург). Пьеса идет
в Норвегии (Берген, Осло — Национальный театр), Софии, Белграде, Порто
а также других городах Европы. Опубликована в антологии современной
русской драмы «Гвоздени век» Белград, в сборнике
«Пластилин», в сборнике пьес «Репетиция», в
журналах «Урал» «Свежая литература»,
«Театр Хойте» (Германия), «Диалог» (Польша) и
других журналах Европы. Переведена на английский, немецкий, польский,
сербский, финский, французский, датский, шведский, голландский и другие
языки.
«Чёрное молоко» поставлена в двух
театрах Москвы (в театре Гоголя и театре «У Никитских ворот»), в театре Royal
Court (Лондон), в театре им Горького (Берлин) и некоторых городах России.
Опубликована в журнале «Современная драматургия», в сборнике пьес «Репетиция»,
переведена английский и немецкий, финский, шведский, греческий и польский языки.

«Метель» по одноименной повести А.С. Пушкина поставлена в 1999 году в
Камерном театре г. Екатеринбург и нескольких городах России. Опубликована в
сборнике пьес уральских авторов «Метель».
«Детектор лжи» поставлена в
Сатиричный Театр (София), Нижнем Тагиле,  Волгограде,  Гомеле,  Минусинске,  Благовещенске, Владимире,
Москве и других городах. Переведена на болгарский язык
«Семья вурдалака» поставлена в Нижнем Тагиле,
Омске, Екатеринбурге, Уфе, Чебоксарах, Тобольске, во многих городах Казахстана и
других городах России. Опубликована в журнале «Урал», переведена на немецкий и
польский языки.
«Русское лото» поставлена в Ангарске, Дзержинске.
«Пышка» по
мотивам одноименной новеллы Ги де Мопассана поставлена в МХТ, Нижнем
Тагиле, Благовещенске.
«Фантомные боли» поставлена в театрах «Подвал»,
«Камелот», «Театре.doc» и московском театре «Сфера».
Опубликована в сборниках «Майские чтения» и
«Репетиция». Переведена на польский, французский и сербский языки.
«Яма» —
документальная пьеса поставлена в Москве в рамках фестиваля «Документальный
театр».
«Любовь у сливного бачка» поставлена в
Красноярске.
«Замочная скважина» опубликована в сборнике «Майские чтения»
и журнале «Уральский следопыт».
 «Вождь краснокожих» по О. Генри 
участник фестиваля ТЮЗов в Санкт-Петербурге. Поставлена в театре имени
А.Миронова (Санкт-Петербург).
«Божьи коровки возвращаются на землю…»
опубликована в журнале «Современная драматургия». Переведена на английский язык.
Поставлена во многих городах России. В Лондоне — Роял Корт, в Сан Франциско и др…

Самое интересное

Критика

Фильм «Жить» отзывы зрителей получил в большинстве хвалебные. Многие рецензоры удивлялись, как режиссеру удалось связать три параллельно развивающиеся сюжетные линии в один тугой тревожный узел. Кроме профессионализма постановщика, ими высоко оценен виртуозный эмоциональный монтаж и ритмическое, не присущее нашему кино музыкальное сопровождение композитора Павла Додонова, специализирующегося на нойз-роке. Стилистические изыски операторской работы Алишера Хамидходжаева названы образцовыми. Его поэтичной камере удается заглянуть в самые угрюмые уголки человеческого бытия, пролить на них свет.

Но если честно, во время просмотра мало кто из зрительской аудитории в состоянии оценить технические характеристики картины, потому как суть фильма «Жить» заключена в редком для современного кино искреннем высказывании. Когда главными являются не звездные актеры, не лихо закрученный ритмичный сюжет, не ошеломляющие спецэффекты, а только эмоции и чувства, которые Сигарев воплотил на экране.

Биография

Василий Владимирович родился в 1977 году, 11 января, в Верхней Салде (Свердловская область). В этом городе прошли детские и подростковые годы драматурга, о которых он сейчас мало говорит. Получив аттестат о среднем образовании, Сигарев переехал в Нижний Тагил ради поступления в ВУЗ. Парню потребовалось проучиться два курса в педагогическом институте, дабы понять, что он нуждается в творческой профессии.

В 1997 году Василий Сигарев стал студентом Екатеринбургского театрального института, выбрав специальность «драматургия» (семинар Н. В. Коляды). Говоря о вещах, которые его вдохновляют, он всегда вспоминает о военной драме Э. Климова «Иди и смотри». Сигарев является противником российского клерикализма, безальтернативных выборов и политического преследования театра «Гоголь-центр».

На «Кинотавре» состоялся показ фильма «Жить»

Известный театральный драматург, ученик Николая Коляды Василий Сигарев дебютировал в большом кино в 2009 году фильмом «Волчок». Фильм сразу вызвал резонанс, победил на «Кинотваре» и собрал массу призов на международных фестивалях. Неудивительно, что второй фильм Сигарева «Жить» пошёл по стопам первого: картина побывала на фестивалях в Роттердаме, получила главный приз кинофестиваля в Висбадене и приз за режиссуру на «Кинотавре-2012». Сегодня «Жить» выходит в российский прокат, и мы публикуем интервью с Василием Сигаревым, которое состоялось незадолго до «Кинотавра».

Василий Сигарев: «Фильм «Жить» не про Россию и не про наш народ»

Наталия Осипова
Василий, вы говорили, что впервые задумались о смерти в 12 лет. Насколько фильм «Жить» — отражение тех детских переживаний, или это всё-таки взрослое переосмысление вопроса?

Кадр из фильма «Жить»

Василий Сигарев
В детстве это был просто первый толчок к размышлениям. Поэтому сейчас я даже уже не могу различить, какие мысли оттуда, из детства, а какие новые.

Наталия Осипова
Герои вашего фильма пытаются пережить потерю близких и жить дальше. Можно сказать, что картина жизнеутверждающая?

Василий Сигарев
Я думаю, это зависит от зрителя — при желании можно увидеть в фильме какое угодно настроение – жизнеутверждающее или наоборот. Но лично для меня это жизнеутверждающий фильм.

Наталия Осипова
Картина «Жить» уже побывала на фестивале в Роттердаме и получила главный приз на фестивале в Висбадене. Как зарубежная публика принимала фильм?

Василий Сигарев
Мне показалось, что хорошо. Даже повторные показы проходили с аншлагом, и пресс-конференция была очень оживлённая. Но я всё равно не могу ручаться, что люди всё правильно поняли. Таких буквальных вопросов об условиях жизни в России, к счастью, не возникало, потому что фильм вообще не социальный – он не про Россию и не про наш народ.

Наталия Осипова
«Жить» – ваша вторая полнометражная картина. Насколько она далась легче или, наоборот, сложнее, чем первый фильм «Волчок»?

На Международном кинофестивале в Висбадене картина «Жить» выиграла главный приз — «Золотую лилию».

Василий Сигарев
Меня все пугали так называемым «синдромом второго фильма», который, как мне теперь кажется, просто кем-то выдуман. Мне вторая картина далась легче. Уже больше всего знаешь, тебе понятны механизмы, сам процесс. Я допускал меньше ошибок, которые могли возникать первый раз просто от нехватки профессионализма. С «Волчком» мы возились больше полугода, а в этот раз всё очень быстро сняли и смонтировали – после первой сборки фильм, в принципе, был уже готов. И количество материала, которое в «Волчке» просто ушло в корзину, в этот раз было в разы меньше – практически весь отснятый материал пошёл в работу.

Наталия Осипова
Чего ждёте в этот раз от «Кинотавра»?

Василий Сигарев
Думаю, того эффекта, тех ощущений, когда твой фильм впервые показывают на «Кинотавре», уже не повторить. Конечно, хочется, чтобы картину поняли и приняли, но всё зависит от жюри.

Наталия Осипова
Какие картины вы сами будете смотреть на фестивале?

Василий Сигарев
Ерунду смотреть не хочется, а она обязательно будет, поскольку невозможно набрать такое количество хороших фильмов из восьмидесяти, которые ежегодно снимают в России. Обычно я беру советы-рекомендации у отборщиков фестиваля – они подскажут, что обязательно нужно смотреть.

Среди призов фильма «Жить» — престижная награда международной федерации кинопрессы FIPRESCI на фестивале в Висбадене.
Все фото предоставлены кинокомпанией «Коктебель»

Новинка

Кирилл, сын Сергея Супонева. Необъяснимый конец

Отца и сына Супоневых трагический конец настигал по очереди. В декабре 2001 года разбился на снегоходе легендарный телеведущий.

Сергей Супонев в передаче «Звездный час»

А почти 12 лет спустя, в сентябре 2013-го, его старший сын Кирилл в 29 лет повесился у себя в квартире. Самоубийство произошло очень неожиданно, причины его до сих пор неясны — записки молодой человек не оставил. В карьере у него вроде бы все складывалось неплохо — Кирилл окончил журфак МГИМО и уже имел опыт работы на телевидении.

Кирилл Супонев под псевдонимом Кирилл Венопус в передаче «Возможно всё»

Помимо этого Супонев-младший был барабанщиков в группе «Ромео должен умереть». Сами члены коллектива ничего не рассказывали, но один из знакомых музыкантов вспоминал: «Ребята несколько месяцев назад сообщили поклонникам, что в конце нынешнего года группа «Ромео должен умереть» прекратит свое существование. Такое решение приняли сообща, потому что особого продвижения вперед не было. Но Кирилла эта новость не порадовала. Мне кажется, ему не хватало реализации собственного потенциала».

Личный архив

Не было объяснений и из личной жизни Кирилла — последний год он жил гражданским браком, но его спутница так и не высказалась в СМИ.

Сестра Сергея Супонева певица Елена Перова считала, что определенные нездоровые зерна в поведение Кирилла могли заронить и отношения с отцом:

«У него был очень сложный период: и когда папа ушел из семьи, и когда папа ушел из жизни. Я думаю, что у него была довольно подвижная нервная система. Кто-то находит силы совладать со своим мозгом. А кто нам вредит больше всего: наша собственная голова. Иногда он обижался на папу, конечно.

В последнее время Кирюха был аскетом. У него были одни джинсы, одни шорты, одна майка, кеды. Он пересматривал свою жизнь своеобразным способом».

Сообщается, что замкнутость молодого человека тревожила родных, но самоубийство все же стало полной неожиданностью. В роковой день Кирилл, не так давно захотевший пожить с матерью, поехал с ней до своей старой квартиры, откуда ему нужно было забрать кое-что из личных вещей.

«Он поднялся за вещами, оставил машину заведенной. Его не было 5-10 минут. Когда она поднялась наверх, было уже поздно», — рассказала Перова.

Кирилла похоронили в той же могиле, что и отца, сделав на ней общее надгробие.

moscow-tombs.ru

Фильмы

Так случилось, что творческая карьера Василия Сигарева началась в театре, хотя настоящей любовью драматург считает кинематограф. Сигарев утверждает, что театру не удалось поймать его в свои сети. Он говорит, что его пьесы выглядят скорей как готовые сценарии для кино, а не театра. Да и «Пластилин» задумывался для кинематографа, но случайно попал в театр. Василий планировал съемки. К работе уже подключился французский продюсер Жан Луи Пиэль, который сотрудничал с Вонгом Кар-Ваем, Питером Гринуэем, Никитой Михалковым. Были найдены локации, но проект сорвался по независящим от Сигарева причинам.

Василий Владимирович, получивший чрезвычайно престижные награды за театральные постановки, несколько шокирует поклонников своего таланта, когда откровенно признается, что в театре ему скучно. Это чувство посетило его даже тогда, когда он пришел на премьеру собственной драмы.

Удовлетворение от творчества уральский драматург получил, когда на экраны начали выходить фильмы по его сценариям. В 2005 году был представлен первый кинопроект Сигарева «Продается детектор лжи», в котором в качестве сценария использовалась пьеса автора. Режиссер Владимир Назаров создал не просто фильм, а настоящий комедийный мюзикл, в котором сыграли Евгения Лоза, Артем Назаров, Любовь Руденко.

Спустя 2 года последовали съемки короткометражки «Сахар», в которой Сигарев выступил не только сценаристом, но и режиссером и оператором. Фильм стал первой работой актрисы Яны Трояновой в кино.

Дебютной полнометражной лентой Василия Сигарева как режиссера стала драма «Волчок». Эта картина, где в главной роли вновь появилась талантливая актриса Яна Троянова, принесла Сигареву не меньше популярности, чем несколькими годами ранее пьеса «Пластилин». Сама артистка была не уверена в своих способностях и просила режиссера взять более опытную исполнительницу для возможной замены.

Фильм и его творец сразу были осыпаны множеством наград, как российских, так и мировых. В 2009 году в России «Волчок» был награжден премией киноведов и кинокритиков «Белый слон», а также первым призом имени Григория Горина за лучший сценарий на «Кинотавре».

Василий Сигарев и его жена на награждении картины «Волчок»

Что касается международного признания, то и тут оглушительный успех. Картина «Волчок» удостоилась специального упоминания FICC на 44-м Международном кинофестивале в Карловых Варах, а также была награждена на фестивалях в Швейцарии, Германии, Португалии, Франции, Грузии и Польше. Фильм получил награду от Международной федерации кинопрессы.

Вдохновленный первым успехом в кино, Василий Сигарев в 2012 году представил зрителям свою вторую картину — драму под названием «Жить». И снова выступил как сценарист и режиссер. Он считает, что только тот, кто писал сценарий, может лучше всего понимать, как нужно снимать по нему фильм.

Премьера картины «Жить» состоялась в январе 2012 года в Роттердаме, где проводился международный фестиваль. Зрительный зал после просмотра фильма российского режиссера взорвался продолжительными овациями. Лента вновь получила множество наград, среди которых главный приз российского фестиваля «Кинотавр».

Василий Сигарев и Яна Троянова на съемках фильма «Волчок»

Сюжеты к сценариям Сигарев черпает из жизни, как собственной, так и близких людей. Примечательно, что картины Василия Владимировича всегда имеют глубокий смысл, остросоциальны и драматичны по своей сути. Например, «Волчок» — о девочке, которую бросила мать, а фильм «Жить» — о том, как пережить смерть самых близких людей.

В 2015-м Василий Сигарев порадовал поклонников своего таланта новым творением — фильмом «Страна 03». Премьера картины состоялась летом этого же года на 26-м фестивале «Кинотавр». И снова приз за лучший сценарий, а также награда Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». На экраны фильм вышел в декабре 2015-го. В цензурированном варианте его показал канал ТНТ. В главной роли снялись Яна Троянова и Гоша Куценко.

Несмотря на то, что Василий Сигарев только начинает режиссерский путь, он уже прославился как один из наиболее талантливых режиссеров современного российского кинематографа. Критики специально для творений Сигарева придумали термин «новый народный реализм».

Одной из последних работ в фильмографии артиста является короткометражка «Z», которая была представлена зрителю в 2017 году. Фильм посвящен теме зомби-апокалипсиса, который случается в России. В центре событий — мать с двумя детьми, которой необходимо преодолеть все препятствия и оказаться в городе, под защитой.

Фильмография

Фильмы

Василий Сигарев считает свои пьесы более подходящими для киносценариев, нежели театра. Его заявление о том, что он ощущал скуку во время премьеры спектакля по собственному рассказу, несколько шокировало поклонников. Дебют Василия Владимировича как сценариста и режиссера состоялся в психологической драме 2009 года «Волчок». Картина и ее создатель были осыпаны наградами отечественных и международных фестивалей.

В 2012 году мир увидел вторую киноработу драматурга Василия Сигарева, которой стала драма «Жить». Головокружительная премьера прошла в Роттердаме в рамках международного кинофестиваля. Среди множества полученных драмой наград имеется приз Гильдии кинокритиков и киноведов на «Кинотавре».

В 2015 году Василий снял комедию «Страна ОЗ», которая повторила успех предыдущих фильмов.

Три вариации личного апокалипсиса

Изначально режиссер хотел поставить картину о конце света, но работа над сценарием «не пошла», поэтому вместо этого Сигарев снял три новеллы о персональном конце света. Три истории персонажей, утративших самых родных и близких людей и пытающихся справиться с потерей, неравноправны и неравноценные. Возможно, из-за того, что в ленте участвует любимая актриса, по совместительству супруга и муза режиссера Яна Троянова. С нее повествование начинается и ею заканчивается

Все внимание автора сосредоточено на истории ее героини. Некоторые кинокритики интерпретируют название проекта «Жить» как цитирование монолога трояновской героини из «Волчка», которая постоянно твердила о том, что хочет жить

Об актрисе

Член академии кинематографии Asia Pacific Screen Awards Яна Александровна Троянова родилась в Екатеринбурге (тогда Свердловск) в феврале 1973-го. Детство у нее не было безоблачным, так как маменька ей досталась со странностями: родила дочь, едва достигнув совершеннолетия. Отцом ребенка стал женатый мужчина, певец в ресторане, но ему молодая мать сообщать о беременности не стала.

Отчество дочери она позаимствовала у хорошего человека — Александра Сергеевича Пушкина, а потом и фамилию сменила на более звучную (все думают, что это псевдоним): была Мокрицкая, стала Троянова Яна Александровна. В энциклопедии фамилий маме именно эта приглянулась.

А через десять лет появилась у будущей актрисы сестра Елена. Работала мама Яны и Лены в университете секретарем. Так получилось, что Яну до пяти лет воспитывала бабушка. Актерские способности у девочки проявились почти с младенчества. Уже в детском саду Яна блистала в танцах и пении. По нраву она была дерзкой, чем частенько отличаются люди творческого склада. Поэтому в школе ей было трудновато: училась будущая актриса Яна Троянова средне, слыла хулиганкой.

Сколько ни жить, а обо всем не перетужить

Российский кинорежиссер, драматург и сценарист Василий Владимирович Сигарев – признанный поэт в отечественном кино, он умудряется добиться нехарактерной для российской киноиндустрии гармонии, и во мраке каждой своей работы демонстрирует непритворную нежность к людям, что в настоящее время редкость. В содержании фильма «Жить» нет катарсиса, как такового в прямом значении слова. Автор не настаивает на том, что все люди, по-разному переживающие трагедию, должны отыскать в себе силы, чтобы продолжать существование. Но суть фильма «Жить» заключается в том, что после просмотра фантастически созданной ленты умирать хочется меньше всего.

Фильмография

Личная жизнь Василия Сигарева

Как уже не раз отмечалось выше, Василий Сигарев женат на Яне Трояновой, которая не только играла главные роли во всех его фильмах, но и с момента знакомства была его музой. Многие произведения именитого уже драматурга и сценариста написаны при ее непосредственном участии.Василий Сигарев женат на актрисе Яне ТрояновойОни познакомились в 2009 году, когда театр «Театрон», в котором тогда работала Троянова, собрался ставить «Черное молоко» Сигарева. Во время перекура Яна попросила зажигалку у стоящего рядом мужчины, даже не подозревая, что это тот самый драматург, о котором судачил весь театр.

За время работы над постановкой режиссер и актриса сблизились. Оказалось, в их биографиях много общего – оба родились и выросли в маленьком бедном городе, у обоих за спиной уже было по неудавшемуся браку и ребенку: у Яны – сын Николай (повесился в канун 2011 года), у Василия – дочь Елизавета. Сейчас они живут в гражданском браке, представляя один из самых интересных и самобытных творческих супружеских союзов России.Василий Сигарев с женой на отдыхеСреди других увлечений Сигарева – компьютеры. «Он – компьютерный наркоман, часами пропадает в интернете, создает сайты», – рассказывала Троянова. В свободное время «уральский гений», как его иногда называют в прессе, любит готовить, особенно хорошо у него получается плов.

Василий

Василий Сигарев не только драматург и кинорежиссер. Он поистине умеет все, ему приходилось побывать и продюсером, и оператором, и монтажером. Родился он в 1977-м на Урале, в городе Верхняя Салда. Так же, как Яна, не сразу нашел свое занятие. Сначала он поступил в педагогический институт Нижнего Тагила, но закончил театральный в Екатеринбурге.

Эталонным произведением искусства Василий всегда считал кинофильм Элема Климова «Иди и смотри». Рано женился и, как уже было сказано, неудачно. Но дочь от первого брака Елизавета в список неудач никогда не входила, Василий Сигарев ее очень любит. Он начинал работу, как драматург, и весьма преуспел. Именно драматические произведения сделали его знаменитым. Его «Пластилин» и «Черное молоко» ставятся на подмостках лучших театров самых разных и отдаленных стран.

Василий Сигарев: начало пути

Будущий режиссер и сценарист появился на свет в Свердловской области, произошло радостное событие в январе 1977 года. Василий Сигарев родился в обычной семье, среди его родственников нет известных актеров и режиссеров. О своем детстве он рассказывать не любит, утверждает, что был обыкновенным ребенком.

К моменту окончания школы Василий Владимирович еще не определился с выбором профессии. Продолжить образование он решил в Нижнетагильском педагогическом институте, однако учеба быстро ему наскучила. Молодой человек забрал документы и вскоре поступил в Екатеринбургский театральный институт, выбрав специальность «драматургия». Курс, на который зачислили Василия, вел Николай Коляда.

Новый год, я люблю тебя! (2019)

Мелодрама, Музыка, Русский фильм

tagНовогодние

Режиссеры: Павел Бардин, Михаил Местецкий, Михаил Сегал

В ролях: Таисия Вилкова, Максим Виторган, Михаил Горевой

Под Новый год всегда происходят чудеса, люди верят в самое светлое и доброе, а любовь и творчество идут рука об руку. Герои восьми историй совершат удивительное путешествие по окутанной снегом Москве, сочиняют добрые письма для Дедушки Мороза, надеются на сказочное волшебство в ночь с 31 декабря на 1 января. Хорошо знакомые звезды эстрады – Ани Лорак и Валерий Меладзе – раскрываются совершенно с другой стороны, а знаменитая певица Пелагея слушает невероятные истории любви, находясь в аэропорту. С легкой грустью коллеги вспоминают ушедших из жизни деятелей искусства актера Олега Табакова, певца Иосифа Кобзона, режиссера Киру Муратову и многих других выдающихся талантов. Все эти зарисовки складываются в большое и доброе полотно.

Образование

После школы Сигарев хотел поступать в медицинский институт в Перми, но там не было мест в общежитии. По дороге домой Сигарев наудачу вышел из поезда в Нижнем Тагиле и поступил в местный педагогический институт на факультет химии и биологии.Кинематографом Василий Сигарев увлекся еще в детствеПосле третьего курса парень бросил учебу и переехал в Екатеринбург, чтобы в 1997 году стать студентом Екатеринбургского театрального института курса драматургии под руководством Николая Коляды. Стоит отметить, что близких отношений с мастером у Василия не сложилось, да и Коляда никогда не называл Сигарева в числе своих любимых учеников.

Внутренний цензор

omsk.aif.ru: – Вы на спектакли по Вашим пьесам ходите? У нас в омском ТЮЗе, кстати, совсем недавно возродили спектакль «Семья вурдалака». Тема наркомании среди молодёжи опять набирает обороты.

В.С.: – Мне уже даже диск дали. Я его посмотрю. Хотя… Мне не очень хочется смотреть «Семью вурдалака». Я их столько уже насмотрелся в своей жизни! Я всегда иду дальше. Если тема для меня отработана – ставлю точку, я это уже прожил. Я лет десять назад бросил смотреть спектакли по своим пьесам, терпения не хватает. Мне не нравится. Понимаете, я отношусь нормально к тому, что делают люди, но это их произведение.  Я к этому никакого отношения не имею.

omsk.aif.ru: – Можно ли остановить эту чуму-наркоманию, если рассказывать об этом в театре?  

В.С.: – Остановить её до конца невозможно. В той или иной степени наркотики всегда будут в нашей жизни. Но они не должны попадать в руки молодёжи. Потому что если тебе, к примеру, 40 лет, ты вольный художник и употребляешь наркотики, то это твой сознательный выбор. Главное, не ходи потом на улицу и не грабь никого. Нюхнул, укололся — сиди дома. У человека должен быть свой выбор. Ещё сейчас с этими спайсами беда, и с курительными смесями, которые даже не успевают вносить в список запрещённых веществ. Нужно на федеральном уровне перекрывать границы с Таджикистаном и другими странами, откуда наркотики в Россию поступают. Я целиком и полностью на стороне Ройзмана (борец с наркотиками, политический деятель. — Ред.), который свои деньги вкладывает в эту проблему. Я с ним дружу.

omsk.aif.ru: – Василий, Вы, наверное, как никто другой из драматургов умеете откровенно показывать на сцене то, что происходит в реальной жизни. Зачем это нужно?

В.С.: – Мне часто говорят, что подобные вещи мы видим по каналу НТВ. Уверяю вас, вы не видите этого! В новостных сюжетах просто говорят: посмотрите что случилось! Но никогда вы не погрузитесь в проблему настолько глубоко, насколько можно это сделать в фильме. У кино есть свойство – оно заставляет тебя смотреть на вещи глазами автора. А в новостях какие авторы? Человек снял сюжет, получил деньги и забыл. Ему вообще не интересно, что он там снимает. Особенно на канале НТВ.

omsk.aif.ru: – Вы сами новости смотрите?

В.С.: – Телевизор у меня включен постоянно, но я его не смотрю. Мне просто нужно ощущение присутствия. Когда ложусь спать, то включаю сериал «Южный парк». Я считаю, что это образец телевизионного искусства, к которому стоит стремиться. Это так талантливо сделано, что ничего подобного я не видел со времен Гоголя. Честно. Всем кажется, что «Южный парк» — это нечто пошлое и очень простое, но это не так. Там такие проблемы поднимаются, я столько узнал про Америку из обычного сериала, сколько ни один русский патриотический фильм не рассказал мне про мою страну. Нужно критически относиться к своей стране, иначе ты просто не сдвинешься с места.

omsk.aif.ru: – И что подвергается критики с позиции Василия Сигарева?

В.С.: – Человеческий пофигизм. Отношение людей к чиновникам. Если общество начало относиться к ним по-другому, то у нас бы такие чиновники исчезли бы

Потому что людям неважно, кто находится у руля страны. При другом раскладе и другом отношении они бы там не появились

omsk.aif.ru: – Этого уже не изменишь?

В.С.: – Изменить можно всё. Прежде всего нужно менять людей, а не чиновников. Наша власть – это то, чего заслуживает большинство населения. Есть 10% людей, которые с этим не согласны и которые хотят жить в другой стране. Но им не повезло, в том числе и мне. Нам придётся жить в этой стране, с этими людьми, а не с этими чиновниками. Делают-то всё люди. И чиновники тоже люди. Глупо списывать все наши проблемы на них. Мы сами есть своё окружение.

omsk.aif.ru: – Как относитесь к закону, который запрещает мат в СМИ?

В.С.: – Это вообще какая-то невероятная инициатива, которая оказалась дублирующим законом о СМИ вообще. Депутаты умеют придумать законы и имитировать политическую деятельность. Я ни разу не слышал, чтобы в СМИ кто-то матерились, любому человеку понятно, что это невозможно. Всё определяет только внутренний цензор. Если человек или автор пошлый, то его просто никто не будет смотреть или слушать.

omsk.aif.ru: – Вас часто критикуют режиссеры или зрители?

В.С.: – Критикует старшее поколение режиссёров. Говорухин, например, который сидит в Госдуме и придумывает законы, которые нам жить мешают. Нечем заняться человеку, кроме как придумывать нам проблемы в кино. Дай Бог ему здоровье, но к какой критике здесь должен прислушиваться? К маразму? Эта старческая деменция, нужно только пожалеть человека.

Бизнес по-русски(«Черное молоко», 2002)

Будучи учеником Николая Коляды, Сигарев как драматург и театральный режиссер во многом следовал созданной учителем эстетике. С одной стороны, он делал подчеркнуто бедный театр (в нем костюмы и декорации собраны с миру по нитке и с бору по сосенке), с другой — подчеркнуто шумный. Здесь любили громкую, откровенно попсовую музыку, световые эффекты, педалированные эмоции (драка так драка, погоня так погоня). Принципиальная разница была в том, что Коляда всегда избыточен, у него прекрасно найденные детали часто нивелируют друг друга: ошеломленный зритель теряется и перестает следить за смыслом происходящего. Сигарев же намеренно скуп. Вместо увешанной гирляндами новогодней елки у него получаются несколько больших новогодних шаров: это могут быть как детали костюма (варежки на веревочках у Олега Ягодина — Левчика, подчеркивающие бесконечную инфантильность героя в «Черном молоке»), так и детали сценографии (ящик с углем без дела стоит весь спектакль в углу и «выстреливает» только в последней сцене: озверевший Левчик заваливает этим углем юную сожительницу, рассказывая, кто она такая, и демонстрируя свою власть).

В основе произведений Сигарева всегда лежит архетипическая ситуация — взаимоотношения матери и дочери, взаимоотношения человека со смертью. Несмотря на ерничание, балаган, шутки и очень современный антураж, конфликт у него часто почти античный: мать должна выбирать между собой и своим ребенком.

При этом Сигарева интересуют странные люди с очень размытыми возрастными, социальными, национальными, а временами и гендерными характеристиками. Вот и в «Черном молоке» акулы капитализма носят имена Левчик и Мелкий (это, между прочим, женщина) и ведут себя как сущие дети. Они с ног до головы увешаны светящимися прибамбасами, постоянно фотографируют друг друга и все вокруг (сегодня они бы делали селфи) и разговаривают на каком-то немыслимом жаргоне, которому позавидовала бы Эллочка-людоедка — ее словарный запас был явно богаче. Апофеозом детскости становится блистательно придуманный танец чупа-чупсов, дважды исполненный героями. Детали у Сигарева не одномерны: уголь символизирует не только мрачную тяжесть жизни, но и ее живительную, спасительную силу — за этим углем в финале потянется ручеек местных жителей с ведрами, спасающихся от холода. Банка молока, данная молодым в дорогу тетей Пашей, разбивается, и молоко сначала становится черным, обозначая беспросветность их жизни, а потом снова белеет, давая надежду.

Не склонный к декларациям, он все же верит в человека, в возможность его преображения. Именно поэтому, плоть от плоти новой драмы, он парадоксальным образом оказывается одновременно частью самого что ни на есть традиционного театра.

Стандартная авторизация

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации