Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Фильмография терри гиллиам

Сериал “Невеста комдива”: содержание серий

Пасторальная жизнь на ферме и переезд в Лос-Анджелес

Терри Гиллиам частенько сокрушается из-за того, что у него было счастливое детство. Он родился в пасторальной глуши Миннесоты в семье плотника и официантки. Отец Терри был приятнейший и мягкий человек, который не только был мастером на все руки, но и одним из последних кавалеристов на службе США. Когда началась Вторая мировая, тот даже пытался отправиться добровольцем на фронт, но в армии сказали, что он уже староват, и они ума не приложат, как им использовать кавалерию в войне против танков. Так что Гиллиам-старший остался дома.

Мать Терри была строгой женщиной, но всячески потакала своим детям в плане выдумок и творчества. Так, например, она настояла на покупке пианино — довольно необычное приобретение, учитывая, что сам режиссер заявляет, будто родился в семье настоящих реднеков.

Рисунки маленького Гиллиама

В Миннесоте блаженное семейство Гиллиамов жило прямо на берегу озера в лесной глуши, так что малыш Терри частенько гулял по окрестностям с отцом и его верным дробовиком — настолько дикие были места. В конце концов близость природе (а также необходимость ходить в туалет на улице) наскучила родителям и семья перекочевала а Калифорнию, прямо в Лос-Анджелес, где каждый второй тогда, кажется, работал в киноиндустрии.

Карикатуры Терри для школьного журнала

Противоречия в характере клана Гиллиамов начались задолго до его рождения: один дед Терри был баптистским священником, другой — хозяином кинотеатра. Именно в Калифорнии оба этих начала начали расцветать. Во-первых, юный пресвитерианин был крайне набожным, хотя у протестантов это скорее связано с практичностью. Во-вторых, стоило ему приехать в Лос-Анджелес и пойти в школу, как он получил прозвище «клоун» за свое умение веселить одноклассников.

Пока остальные парни пытались стать спортсменами, Терри пошел в чирлидеры. Разумеется, свою роль в этом сыграли девчонки

Однако, как оказалось, отираясь рядом их внимание не завоевать. Зато Гиллиам научился здорово, быстро и много рисовать: в обязанности чирлидера входили не только пляски перед публикой, но и создание журнала и карикатур, показывающих команды противников сущими олухами

Иными словами, в школе Терри был настоящим активистом — отлично учился, много работал для престижа школы (в основном, рисуя карикатуры), был прилежным бойскаутом и в результате заслужил серьезную привилегию. Трудно поверить, но парень, который пошел в чирлидеры, чтобы приставать к девчонкам, получил право бесплатно поступить в один из лучших университетов западного побережья, да еще и получил церковную стипендию.

Холодильник Саратов 452 (КШ-120) – вместительный (общий объем 122 литра)

«Воображариум доктора Парнаса»

Терри Гиллиам задумал снять этот фильм, уже имея более чем солидный опыт как в качестве режиссера, так и как сценарист. Тщательно переработав легенду о докторе Фаусте, он собрал звездную и опытную актерскую и съемочную группу, намереваясь создать киношедевр.

Сложно однозначно сказать, преуспел ли Терри Гиллиам в этом своем начинании, потому что фильму еще только предстоит пройти испытание временем. Картина фантасмагорична, мир, созданный режиссером, постоянно изменяется, так что смысл может ускользнуть. В самом разгаре работы над фильмом один из исполнителей главной роли — Хит Леджер — был найден мертвым, что поначалу поставило под вопрос будущее ленты, ведь многие сцены с ним уже были отсняты. Тем не менее, даже из этого затруднительного положения Терри Гиллиам нашел блестящий выход: роль доиграли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фарелл.

Да, пожалуй, это не самый легкий для восприятия фильм, однако он красив, интересен и смотрится на одном дыхании. Вв конце концов, становится очевидно, что номинации на «Оскар» были не зря.

07. «Тропы славы» (Стэнли Кубрик, 1957)

https://youtube.com/watch?v=KBNrKn0SrJI

Первым всерьёз задевшим меня кино были «Тропы славы». Мне тогда было шестнадцать, я пошел на субботний дневной сеанс в Панорама-Сити. После «Троп славы» стало вдруг понятно, что бывают фильмы о чём-то — в данном случае о несправедливости, фильмы с идеями и с темами, фильмы, где добро может и не восторжествовать. Эта картина меня изменила. Я пытался заставить всех моих знакомых её посмотреть. В начале «Бразилии» вы можете увидеть очень длинный кадр, который был вдохновлен, да и по сути украден из «Троп славы». Так бывает, когда делаешь фильмы: ты подражаешь тому, что оказало на тебя влияние. По мне, это один из лучших фильмов Кубрика. Здесь он сделал многие вещи по-новому. Благодаря этой картине я понял, что камера — это не только инструмент записи изображения. Она может быть и самостоятельным героем.

Детство и юность

Терренс Вэнс Гиллиам родился 22 ноября 1940 года в американском городе Миннеаполис, штат Миннесота. Его отец Джеймс Холл Гиллиам сначала работал торговым представителем кофейной компании Folgers, а затем переквалифицировался в плотника. В связи с этим в 1952 году семья вместе с тремя детьми переехала в Калифорнию, в пригород Лос-Анджелеса под названием Панорама Сити.

Режиссер и сценарист Терри Гиллиам

Там мальчик пошел в Бирмингемскую среднюю школу, где вскоре отличился и стал президентом класса. Воспитанный на классических американских мультфильмах, среди которых были «Остров сокровищ» и «Пиноккио», Терри увлекся рисованием и подавал большие надежды как художник.

В старших классах юноша увлеченно читал сатирический журнал MAD и восхищался карикатурами и пародиями, созданными Доном Мартином и Антонио Прохиасом. Это издание повлияло на мировоззрение Терри, и он в душе стал скептиком и бунтарем, тем не менее выбранным королем выпускного бала.

Терри Гиллиам в детстве

По окончании школы Гиллиам получил степень бакалавра политологии в Западном колледже Лос-Анджелеса. В студенческие годы молодой человек продолжал рисовать и публиковаться в молодежной газете. Вскоре некоторые из его работ появились в нью-йоркском издании Help! благодаря содействию бывшего редактора MAD Харви Куртзмана.

Терри в течение 3 лет работал иллюстратором в любимом журнале и получал опыт, окончательно сформировавший его взгляды на мир. Кроме того, юноша познакомился с английским репортером Джоном Клизом, который позже пригласил товарища в комик-труппу «Монти-Пайтон».

Терри Гиллиам в молодости

В молодости Гиллиам столкнулся с перегибами американской полицейской системы и неоднократно подвергался арестам в ходе гражданских беспорядков, связанных с противостоянием властей и темнокожих эмигрантов. В одном из интервью режиссер признался, что в то время испытывал невероятную агрессию и был готов «бросать бомбы» на родную страну.

Чувствуя, что надо выбираться из создавшейся ситуации, Терри покинул Соединенные Штаты, переехал в Англию по приглашению своего друга Джона Клиза и в 1968 году официально стал подданным британской королевы.

Терри Гиллиам

Гиллиам поселился в Лондоне и первое время работал аниматором в юмористической программе «Не крутите ручку настройки». На съемочной площадке художник познакомился с актерами Терри Джонсом, Майклом Пейлином и Эриком Айдлом, с которыми после закрытия проекта организовал комедийное шоу «Летающий цирк Монти Пайтона».

В то время изобразительное искусство Гиллиама характеризовалось сочетанием фигур с луковичными формами и мягких градиентов, являвшихся фоном для движущихся вырезок из старинных фотографий.

Терри Гиллиам в начале карьеры

В 1978 году Терри описал эти приемы в книге «Animations of Mortality», ставшей частичной автобиографией аниматора и руководством по использованию языка визуализации.

«12 обезьян»

Выпустил множество знаменитых фильмов Гиллиам. Остановимся только на некоторых из них. В 1995 году на экраны вышел фантастический триллер «12 обезьян» с Брюсом Уиллисом и Брэдом Питтом в главных ролях.

В этой картине свое мастерство в полной мере раскрыл Терри Гиллиам. Фильмография любого режиссера была бы украшена этой работой.

События происходят в 2035 году. На тот момент на Земле свирепствует неизвестный вирус, который уже успел унести жизни пяти миллиардов человек. Оставшиеся люди вынуждены жить под землей, отваживаясь только на редкие вылазки на поверхность.

Брюс Уиллис играет уголовника, осужденного на 25 лет заключения за неподчинение властям. Его отправляет на поверхность для сбора жизненно важных образцов биологической жизни в вымершем городе. Взамен ему предлагают сократить срок или даже освободить, если его миссия окажется успешной.

Вскоре ему предлагают еще более опасную авантюру взамен на освобождение. Отправиться в прошлое, в 1996 год, чтобы выяснить, из-за чего началась страшная эпидемия и можно ли ее каким-либо образом предотвратить.

Человек, который убил Дон Кихота (2018)

https://youtube.com/watch?v=YSqB711yxXU%3F

Фантастическая комедийная история с элементами приключений, которую режиссер Терри Гиллиам переделывал в течение 8 раз и создавал на протяжении девятнадцати лет!

Сложно найти человека, которому бы не был знаком милый, добрый и невероятно наивный герой по имени Дон Кихот. Он так хотел помогать людям. Но люди оказывались жестокими и подлыми.

Они смеялись над добрым сердцем того, кто готов был протянуть им руку помощи, даже жертвуя своими собственными силами. Но на этот раз его прототипом стал житель современного мира, который самым невероятным образом переносится в средневековую Испанию. Именно сейчас у него появляется уникальная возможность узнать, кто же совершил убийство Рыцаря печального образа по имени Дон Кихот.

  • Фильмы Андрея Тарковского
  • Фильмы Уэса Андерсона
  • Фильмы Стэнли Кубрика

Братья Гримм (2005)

https://youtube.com/watch?v=d893K84rz-Q%3F

Не так часто можно увидеть на наших экранах приключенческие фантастические триллеры, основанные на сюжетах известных сказок. Но эта волшебная киноистория действительно может заинтриговать своего зрителя.

Сюжет фильма основан на элементах черного юмора, повествующем о двух братьях – больших любителя авантюр и опасных приключений. Они неплохо зарабатывали своими шутками и полагали, что их аферы так и окажутся нераскрытыми и безнаказанными. Братья обманывали жителей поселения тем, что изгоняли с их домов злых духов. Напуганные сельчане готовы были отдать все что угодно, лишь бы в их доме больше не было нечистой силы.

Но однажды демонические сущности сами нашли этих героев. И теперь им придется доказать всему миру не только свою отвагу и умение изгонять злых духов, но и спасти девушек, попавших в сети к этим сказочным злодеям.

Воображариум доктора Парнаса (2010) (The Imaginarium of Doctor Parnassus)

Детектив, Зарубежный фильм, Приключения, Фэнтези

tagHD 1080, tagHD 720, tagАвангард и Сюрреализм

Режиссер: Терри Гиллиам

В ролях: Кристофер Пламмер, Джуд Лоу, Эндрю Гарфилд

Доктора Парнас обладает удивительной способностью: ему подвластны видения других людей. Доктор странствует по всему миру вместе с труппой и дает представления, предлагая зрителем перенестись в любой воображаемый мир, по их собственному желанию. Способность эту Парнас получил от самого Дьявола, заключив с ним сделку. Парнас отдал Дьяволу свою дочь, взамен он получил нечеловеческие способности. Однажды к труппе доктора присоединяется таинственный человек по имени Тони, который мечтает о том, чтобы вырвать дочь доктора из лап Дьявола.

«Воображариум доктора Парнаса»

В 2010 году на экраны выходит фэнтези в жанре магического реализма «Воображариум доктора Парнаса».

Доктора Парнас странствует по всему свету со своим аттракционом. Любой может пройти сквозь волшебное зеркало и очутиться в мире своих самых сокровенных фантазий. В мир грез погружает своего зрителя Терри Гиллиам. Фильмы этого режиссера всегда отличаются оригинальностью. И этот не исключение.

Доктор Парнас обладает уникальным даром — раскрепощать людей и многократно усиливать силу их воображения. Благодаря этому их фантазии на короткое время превращаются в реальность. Доктор Парнас много лет назад заключил пари с неким стражем высшего ранга, выиграв бессмертие. Через сотни лет он встречает настоящую любовь и заключает новую сделку — меняет свое бессмертие на юность. Правда, с одним опасным условием. Все его дети, как только им исполнится 16 лет, должны стать собственностью стража по имени Ник.

Дочери Парнаса Валентине 16 лет исполнится совсем скоро. Он всячески пытается ее уберечь от ужасной участи. Однако в назначенный час Ник является за Валентиной. В последний момент Парнасу удается уговорить его на новое пари. Победителем спора будет тот, кому первому удастся соблазнить и пленить пять человеческих душ.

В картине много сюрреалистических сюжетов, в которых принимают участие соратники Парнаса — карлик Перси, красивый юноша Антон и неизвестный незнакомец Тони.

Заключительная обработка

После сварочных работ необходимо зачистить швы болгаркой, провести антикоррозионную обработку, установить новые панели шумоизоляции. Дно ВАЗ 2110 необходимо обработать антикором как с внешней, так и с внутренней стороны. Финишная обработка днища:

  1. До блеска вычищаются сварные швы, используется болгарка, на заключительном этапе — наждачная бумага Р-80.
  2. Мастикой на основе битума покрываются швы.
  3. Поверхность дна грунтуется снаружи и внутри салона.
  4. На внутреннюю поверхность наносится антикор на масляной основе. Состав проникает во все скрытые пазы и карманы.
  5. Внешняя часть кузова обрабатывается антигравийной защитой.
  6. Вырезаются необходимого размера панели шумоизоляции, греются строительным феном, укладываются на дно внутри салона.
  7. Устанавливаются двери.

Работы по замене днища закончены, остается смонтировать салон, установить элементы обшивки, подключить электропроводку.

Бармаглот (1977)

https://youtube.com/watch?v=mKDxK7nNE0A%3F

Очередная работа режиссера Терри Гиллиама, созданная в жанре черной комедии, приукрашенной фантастическим сюжетом.

В жуткое испытание превратилась жизнь в одном небольшом поселении, где с некоторых пор появилось страшное чудовище. Люди прозвали его Бармаглот. И не было от него никакого спасения, потому что крестьяне никогда не видели существа более мерзкого и отвратительного, чем этот злобный монстр.

Никто не решался вступить с ним в схватку. Все старались как можно быстрее покинуть родные места, которые когда-то казались такими милыми и радушными. Но чудовище никого не щадило. И за короткий срок уничтожило большую часть поселения. Молодой человек по имени Денис тоже собирался покинуть эти места. Но по пути к своей невесте столкнулся с Бармаглотом и был вынужден вступить с ним в лютое сражение.

Гиллиам идет в университет и изображает Геббельса


Университет «Оксидентал». Лос-Анджелес

В престижном университете Оксидентал, в который врывается вчерашний деревенский паренек, становится понятно, что обучение здесь — худшее, что можно придумать для воспитания молодого христианина.

Оказавшись в среде богатеньких разгильдяев, Терри быстро освоился и начал участвовать в самом развитом и изощренном спорте Оксидентала — розыгрышах. Легендарными шутками потока стали две проказы. В первой дверь в комнату общаги снимается с петель, но приставляется так, чтобы она выглядела как обычно, однако изнутри ее держит натянутая веревка и груз, свисающий снаружи из окна. Объект розыгрыша возвращается с пар, открывает дверь, и та улетает на улицу, унося с собой оконную раму и половину комнаты в придачу. Другая шутка — гораздо изощреннее: автомобиль жертвы разбирается на части, проносится в ту же комнату общаги и собирается там заново.

Обложка журнала Fang, который в университете делал Терри Гиллиам

Кроме этого Оксидентал запомнился Терри вступлением в студенческое братство «сиг-аль», во время которого новобранцев заставляли неделю ходить в трусах из мешковины, драить унитазы зубной щеткой и практически никогда не спать. После такого его увлечение «Теорией большой лжи» Геббельса кажется закономерным. Начиная с третьего курса он с соратниками начал воплощать ее, создав помпезный ритуал вступления в ряды студентов: факельные шествия, пламенные речи, парады и так далее. Самое смешное, что перваков удалось убедить в том, что это — обряд, которому сотни лет. И даже больше: в эту ложь поверили старшекурсники. Хотя на деле это был очередной розыгрыш Гиллиама и его товарищей.

Еще одной странной шуткой Терри и его компании стало создание кинопародии на мюзикл «Вестсайдская история», который носил название «Гомосайдская история» и был дешевой версией классики, снятой студентами и сделанной с легким оттенком гомофобии. Иронично, что это, фактически, — первый фильм всемирно известного Терри Гиллиама.

На съемках «Гомосайдской истории»

Но главное, что университет дал ему как режиссеру — это журнал Fang, который Терри создавал вместе с той же группой друзей-хулиганов. Издание было сатирическим, глумливым и достаточно новаторским, чтобы талант Гиллиама заметил крупный бизнес. Другая вещь, которую Fang подарил Терри — это осознание того, что он — дальтоник. В самом прямом смысле: впервые начав работать с разноцветными изображениями, он понял, что смотрит на цвета совсем не так, как другие люди.

Фильмография

Он не устает удивлять своей работоспособностью. Всего этот человек принял участие в более чем 120 фильмах, занимаясь самой разной работой. Перечислить их все — задача не из легких, поэтому, пожалуй, стоит упомянуть только те, в которых он выступил как режиссер.

  • «Бармаглот» («Джаббервоки») — первый самостоятельный фильм, хоть и очень близкий по духу к «Монти Пайтон», был встречен зрителями и критиками довольно холодно (1977).
  • «Бандиты времени» — намечается отрыв от наработанного стиля (1981).
  • «Бразилия» — Терри Гиллиам хоть и был известен по своим предыдущим работам, настоящий успех получил именно после этого фильма (1985).
  • «Приключения барона Мюнхгаузена» — четыре номинации на «Оскар» (1988).
  • «Король-рыбак» — еще один шедевр в жанре психологической драмы, номинация на «Золотой глобус» (1991).
  • «12 обезьян» — фильм, занимающий заметное место в карьере своего создателя (1995).
  • «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» — эта кинолента также стала культовой, несмотря на провал в прокате (1998).
  • «Братья Гримм» — фильм был встречен довольно прохладно, но сборы покрыли бюджет (2005).
  • «Страна приливов» — в связи с некоторыми особенностями, лента почти не демонстрировалась на широком экране, часть критиков была возмущена содержанием (2005).
  • «Воображариум доктора Парнаса» — одна из самых известных и масштабных постановок Гиллиама, работа в которой стала последней ролью Хита Леджера. Две номинации на «Оскар» (2009).
  • «Теорема Зеро» была представлена на Венецианском кинофестивале, довольно неоднозначно принята зрителями и критиками (2013).

Страна приливов (2005)

https://youtube.com/watch?v=bZNAuH56z-o%3F

Большая часть критиков была настроена довольно враждебно по отношению к этому фильму, который сразу полюбился массовому зрителю и получил самую высокую награду на кинофестивале.

Не слишком повезло десятилетней девочке Джелизе — Роуз с родителями. Когда-то они были вполне нормальными и вменяемыми людьми. И, несомненно, были рады появлению на свет их единственной дочери. Но потом словно злая сила внедрилась в их души.

Отец помешался на рок музыке и целыми днями пропадал на своих никому не нужных концертах. Мать от одиночества сначала начала беспробудно пить, а потом и вовсе подсела на наркотики, от которых вскоре и погибла. Отец переезжает с дочерью на свою малую родину. И этим местом оказалось страшное захолустье. Где теперь придется выживать этому несчастному ребенку.

Ссылки

Терри стремительно пробивается в мир сатиры (но сначала пашет на заводе)

Пока Терри Гиллиам учился в университете, он перепробовал целый ворох профессий на лето: мыл бочки из-под соленой говядины, собирал «Шевроле» на конвейере, подрабатывал ресторанным рабочим, полотером, почтовым служащим и работником архитектурного агентства. Зато, окончив Оксидентал, он практически сразу устремился к своей мечте, но перед этим недолго поработал вожатым в лагере для детей голливудских звезд, очевидно, только ради того, чтобы лишиться там невинности с одной из молоденьких коллег.


Шевроле 1959 года. Именно такие собирал Терри Гиллиам

Весь этот чрезмерный пролетарский опыт заставил Терри рискнуть и начать настойчиво искать альтернативу. Сама мысль о том, чтобы до конца жизни собирать «Шевроле», вызвала панику и дала силы на весьма наглый поступок. Гиллиам вломился в журнал Help и, раз за разом атакуя его главного редактора Харви Курцмана, добился-таки встречи и устройства в издание.

Обложка HELP, на которой Гиллиам поместил своего университетского друга

Help тогда был пределом мечтаний любого иллюстратора и карикатуриста: его основала та же команда, что работала над культовым журналом Mad, а Харви Курцман был кумиром целого поколения. Так что, судя по всему, удача Гиллиама была связана с тем, что остальные просто не посмели вот так запросто врываться в святая святых и настырно клянчить работу. Терри повезло: именно в этот момент ушел помощник главреда, и Курцман сообразил, что ему как раз пригодился бы такой паренек: упертый, трудолюбивый и, если быть честным, готовый на минимальную зарплату.

Так Терри переехал в Нью-Йорк и стал работать в важнейшем контркультурном журнале Америки. Денег едва хватало на то, чтобы снимать комнату, в которой не было ничего, кроме стола, стула, кровати и таракана, а работать приходилось все время, кроме сна. Но Гиллиам был счастлив и полон сил. Вскоре Курцман понял, что нашел себе не просто парня на побегушках, но талантливого иллюстратора с совершенно сумасбродным чувством юмора.

Терри Гиллиам представляет себе Beatles в старости. Вышло все несколько иначе.

Дела пошли в гору, Терри получил повышение и начал вместе с другом снимать отличную квартиру в центре Нью-Йорка. Там они, в основном, занимались тем, что приглашали девчонок, пробовали разные психоактивные субстанции и устраивали оргии на крыше. Именно здесь, во время вечеринки по случаю своего дня рождения, 22 ноября 1963 года Гиллиам встретил новость об убийстве Кеннеди.

В Help Терри, в том числе, занимался созданием так называемых fumetti — комиксов, в которых вместо рисунков использовались фотографии. Так как жанр — сатирический, Гиллиаму постоянно требовались фактурные персонажи с забавными лицами. Одним из них оказался модный нью-йоркский стендап-комик Вуди Аллен, который тогда был известен только в этом амплуа. Один будущий великий режиссер снимал другого будущего великого режиссера — буквально за пять долларов.

Вуди Аллен в fumetti Гилилама

Именно благодаря fumetti Терри познакомился с Джоном Клизом — тогда еще просто студентом, который приехал в США с представлениями от своего университета. Будущий участник «Монти Пайтона» снялся у Гиллиама в роли юноши, который влюбился в куклу Барби, в результате чего потерял всякий сексуальный интерес к настоящим женщинам.

Мир глазами Терри

Фильмы Терри Гиллиама легко узнать по его фирменному визуальному «почерку». Даже человек, не разбирающийся в технических тонкостях, поймёт, что «Бразилию», «Страну приливов» и «Теорему Зеро» снял один человек. Правда, не сможет объяснить, почему так решил. А вот специалисты — смогут.

На съёмках монти-пайтоновских фильмов Терри привык всё делать сам, поэтому найти людей, на чьи плечи он мог бы переложить часть груза, для него непросто. Гиллиам всегда придирчиво выбирает себе художника-постановщика и оператора — тех, от кого зависит передача на экран картинки из головы режиссёра. Раскадровку Гиллиам, как неизлечимый мультипликатор, не доверяет никому и сам прорисовывает каждый кадр.

Операторов он меняет редко и только по принципу «хорошего на лучшего». С англичанином Роджером Праттом он снял «Бразилию», «12 обезьян» и «Короля-Рыбака». На «Приключениях барона Мюнхгаузена» работал Джузеппе Ротунно, снимавший фильмы Феллини и Висконти. В последние годы Гиллиам работает с другим итальянским оператором — Никола Пекорини. Это он снимал «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Братьев Гримм», «Страну приливов», «Воображариум доктора Парнаса» и «Теорему Зеро». Зловещая деталь к портрету: Пекорини слеп на один глаз.

Никола Пекорини с Терри Гиллиамом на съёмках «Воображариума доктора Парнаса».

Картинка в фильмах Гиллиама как будто увидена близоруким человеком, который старается получше рассмотреть то одну деталь, то другую на фоне неустойчивого, расплывающегося мира. Именно так сняты роскошные галлюцинации главного героя «Страха и ненависти в Лас-Вегасе».

Этот эффект достигается благодаря линзам крайне малого фокусного расстояния — 28 мм. Обычно в киносъёмке применяются линзы от 40 до 65 мм фокусного расстояния, имитирующие естественное зрение нормально видящего человека. Но такие линзы, по словам Никола Пекорини, «для нас с Терри слишком длиннофокусные».

А широкоугольные линзы с экстремальным фокусным расстоянием всего в 14 мм получили в кругу кинематографистов прозвище «гиллиамовские», потому что режиссёр использовал их при съёмках «Бразилии». Забавно, что Терри объяснял их использование нехваткой бюджета. Мол, широкоугольная съёмка заставляла маленькие декорации выглядеть большими, а иначе атмосферу антиутопического государства-монстра было не передать.

«Рыбий глаз» в «Бразилии».

Кадр в фильмах Гиллиама часто выстроен так, чтобы искажать перспективу. Он использует необычные ракурсы: «лягушачью перспективу» (съёмку из точки на уровне пола), которая превращает зрителя в «маленького человечка в большом мире»; съёмку с верхней точки («с потолка»); «голландский угол» (метод съёмки, когда камера смотрит на персонажа снизу на фоне «заваленного горизонта») — Гиллиам большой любитель последнего.

По словам режиссёра, эти приёмы — следствие «я так вижу», а не желания покрасоваться. И он честно предупреждает, что из-за этого видения его фильмы гораздо лучше воспринимаются со второго-третьего просмотра, когда уже нет нужды бороться с укачиванием и приучать себя к необычным ракурсам и композициям.

«Голландский угол» в «12 обезьянах».

Фильмы

Кинобиография Гиллиама началась в 1974 году, когда он появился на экране в скетчах «Монти Пайтон», «Ночь выборов» и «Самая ужасная семья в Британии». Его пригласили сниматься, потому что «очкастого комментатора» и «кричащего сопляка на диване» никто не хотел играть. Сам Терри получал удовольствие от перевоплощения и уморительно изображал персонажей, загримированных до неузнаваемости и одетых в неудобные костюмы.

Терри Гиллиам и «Летающий цирк Монти Пайтона»

Когда британская комик-труппа распалась, Гиллиам занялся самостоятельным творчеством и написал сценарий к фантастической черной комедии «Бармаглот», вышедшей на экраны в 1977 году.

После этого автор задумал создать «трилогию воображения», посвященную бегству из сумасшедшего, нелепо организованного общества. Эту идею режиссер воплотил в фильмах «Бандиты времени», «Бразилия» и «Приключения барона Мюнхгаузена», которые показали проблему глазами ребенка, 30-летнего мужчины и пожилого человека.

Терри Гиллиам в составе комик-труппы «Пайтонов»

Затратив огромное количество денег на производство этих картин, переполненных звездными актерами, сложными декорациями и невероятными костюмами, Гиллиам поругался с продюсерами Universal Studios и Columbia Pictures из-за убытков. С тех пор режиссера начала преследовать слава эксцентрика, негодяя и скандалиста.

В 1990-х годах Терри сделал следующий шаг в творческой карьере и снял киноленты «Король-рыбак», «12 обезьян» и «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», которые были объединены территориально и получили название «Тrilogy of Americana». На этот раз сюжеты были менее фантастичными, но по-прежнему запутанными и сюрреалистичными.

https://youtube.com/watch?v=MV549eWY-AE

Трейлер киноленты «Король-рыбак»

Публика не понимала глубину таланта Гиллиама и считала его работы нелепым, ярко раскрашенным хаосом, вплетенным в поток сознания «законченных психов». Критики и продюсеры поддерживали общее мнение и всячески препятствовали деятельности режиссера.

Несмотря на это, Терри справился с общественным мнением и в 2005 году пополнил фильмографию «Братьями Гримм» и «Страной приливов». Последняя картина стала самой эпатажной работой Гиллиама из-за обилия сцен с педо- и некрофильским подтекстом и завоевала приз Международной федерации кинопрессы на фестивале игрового кино в Сан-Себастьяне.

Терри Гиллиам и Робин Уильямс

После этого режиссер снова ушел в подполье и спустя 4 года вернулся с очередным шедевром под названием «Воображариум доктора Парнаса». Впервые показанный вне конкурсной программы Каннского кинофестиваля, фильм стал первым коммерческим успехом Гиллиама и был номинирован на 2 премии Empire Awards.

Впрочем, и с этой картиной не обошлось без скандала. После того как исполнитель главной роли Хит Леджер умер во время съемок от передозировки наркотиков, злые языки начали говорить, что работа с Гиллиамом кого угодно доведет до смерти.

Трейлер фильма «Воображариум доктора Парнаса»

В 2012 году пошли слухи, что австрийский актер Кристоф Вальц ведет переговоры с режиссером об участии в его новом проекте. Вскоре стало известно, что фильм будет называться «Теорема Зеро» и впервые его покажут на Венецианском фестивале в 2013 году.

Картина вновь получилась запутанной и неоднозначной. Кроме киберпанковских костюмов и декораций, Терри использовал игру древнееврейских терминов в имени главного героя и призвал эти средства для поиска воображаемого, но несуществующего смысла жизни.

Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота»

Параллельно с «Теоремой» Гиллиам продумывал сюжет «Человека, который убил Дон Кихота» и воевал с продюсерами за авторство и бюджет. Когда фильм был почти закончен, режиссера лишили авторских прав по заявлению компаньона Пауло Бранко, однако Терри ответил, что это детище полностью принадлежит ему.

«Воображариум доктора Парнаса»

Терри Гиллиам задумал снять этот фильм, уже имея более чем солидный опыт как в качестве режиссера, так и как сценарист. Тщательно переработав легенду о докторе Фаусте, он собрал звездную и опытную актерскую и съемочную группу, намереваясь создать киношедевр.

Сложно однозначно сказать, преуспел ли Терри Гиллиам в этом своем начинании, потому что фильму еще только предстоит пройти испытание временем. Картина фантасмагорична, мир, созданный режиссером, постоянно изменяется, так что смысл может ускользнуть. В самом разгаре работы над фильмом один из исполнителей главной роли — Хит Леджер — был найден мертвым, что поначалу поставило под вопрос будущее ленты, ведь многие сцены с ним уже были отсняты. Тем не менее, даже из этого затруднительного положения Терри Гиллиам нашел блестящий выход: роль доиграли Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фарелл.

Да, пожалуй, это не самый легкий для восприятия фильм, однако он красив, интересен и смотрится на одном дыхании. Вв конце концов, становится очевидно, что номинации на «Оскар» были не зря.

Личная жизнь

С 1973 года женой Гиллиама является британская костюмерша и визажист Мэгги Уэстон. Пара познакомилась на съемках «Монти Пайтона» и с тех пор не расставалась.

Терри Гиллиам и его жена

С 1978 по 1988 годы в семье режиссера родились трое детей: девочки Холли и Эми и мальчик Гарри. Повзрослев, младшее поколение Гиллиамов участвовало в нескольких кинофильмах отца.

Терри благоустроил личную жизнь в Великобритании и в 2006 году отказался от американского гражданства из-за несогласия с политикой президента Джорджа Буша-младшего. Сейчас режиссеру разрешено оставаться в США не более 30 дней в году.

Терри Гиллиам с женой и дочками

Увлеченный работой Гиллиам почти не тоскует по родине, он купил особняк в Италии и старается как можно больше времени проводить с семьей там.

В 2015 и 2018 годах ходили слухи о смерти создателя «Воображариума». В первый раз еженедельник Variety ошибочно опубликовал некролог, в котором значилось имя Терри, а во втором СМИ заявили, что сценарист и режиссер скончался от инсульта.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации