Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 0

Татьяна пельтцер

Содержание

Награды и звания[ | код]

  • Сталинская премия третьей степени () — за исполнение роли Лукерьи Власьевны Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова
  • Заслуженная артистка РСФСР ()
  • Народная артистка РСФСР () — за заслуги в области советского искусства
  • Народная артистка СССР ()
  • Орден Ленина ()
  • Орден Октябрьской Революции ()
  • Орден Трудового Красного Знамени ()
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «Ветеран труда»

Смерть

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов. Отношения у этой пары были особые. Пельтцер ценила в молодом коллеге талант и открытость, а он осыпал ее только им двоим понятными комплиментами.

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов Со временем «любимой бабушке страны» пришлось лечиться в психиатрической клинике. В 1992-м Пельтцер снова попала в больницу с нервным перенапряжением. Там актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причина смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

Могила Татьяны Пельтцер Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив — театру «Ленком». Памяти любимицы миллионов телеканал культура посвятил документальный фильм «Родное лицо».

Существует легенда, что незадолго до смерти к актрисе обратились с просьбой использовать ее фото в рекламе сигарет. Татьяна Пельтцер заметила:

Секретная операция

 После переезда в Москву Пельтцер приняли в труппу театра МГСПС (ныне Театр имени Моссовета). Но исключили с формулировкой «за профнепригодность». И уникальная артистка была вынуждена устроиться руководителем драмкружка при карандашной фабрике!

Внимания девушки тогда пытались добиться многие фабричные работяги, но ни с одним из них длительные отношения не сложились. Таня мечтала о кавалере с глубоким внутренним миром.

На демонстрации 7 ноября 1926 года Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, приехавшим учиться в Москву в школу Коминтерна.

«Школа готовила нелегалов для работы за рубежом, но поначалу Ганс представился Татьяне философом, изучающим марксизм. О том, кто он есть на самом деле, Татьяна узнала перед свадьбой. «Это надо же такому случиться, чтобы в центре Москвы на демонстрации немец встретился с немкой!» — удивлялся Ганс».

По отцу Пельтцер действительно была немкой (правда, ее папа давно обрусел и стал самым настоящим русским актером, выпестовав талант дочери). Ровно через год после знакомства — на десятую годовщину победы революции — молодые люди расписались, а спустя еще некоторое время переехали в Берлин.

А до этого московские врачи поставили Тане печальный диагноз — «бесплодие». Она не опускала руки и в надежде родить малыша пробилась на прием к знаменитому в те годы профессору Малиновскому, считавшемуся лучшим специалистам по этому делу. Но и тот не смог помочь. Впрочем, суженый Татьяны не сильно грустил, что потомства у них не предвидится. И даже обидел ее случайно брошенной фразой: «Наверное, так будет лучше».

«Татьяна умела печатать на машинке. Поэтому еще в Москве они с Гансом договорились, что она станет работать машинисткой в советском торгпредстве в Берлине. Туда брали далеко не всех: работа считалась очень ответственной и была связана с секретными документами, но Ганс пользовался определенным весом… Берлин оказался совсем не таким, как виделось из Москвы, и работа оказалась совсем не такой, как ожидала Татьяна. Атмосфера в постпредстве была невероятно напряженной. Все друг друга подозревали, начальство постоянно твердило о бдительности, на выходе Татьяну через день обыскивали, проверяя, не выносит ли она какого-нибудь документа…»

Татьяне с Гансом дышалось нелегко

Увы, дома Пельтцер тоже ждало недопонимание. Они с мужем вдруг стали отдаляться. Особенно Татьяну обидело, когда муж промолчал во время ее жаркого спора с торгпредской немкой Элеонорой, дочерью знаменитого коммуниста Вильгельма Пика, которая в присутствии девушки из СССР заявила, что не видит разницы между актрисами и проститутками. Несмотря на это, Пельтцер в душе оправдывала мужа:

«Она убеждала себя, что надо потерпеть. Но рано или поздно любая чаша терпения переполняется. Последней каплей стала роль Инги в одноименной пьесе драматурга Анатолия Глебова, которую предложил Татьяне немецкий режиссер (и коммунист) Эрвин Пискатор».

Татьяна заявила, что ради сцены уходит из торгпредства. Муж запротестовал. Тогда она стала настаивать на разводе.

«Ганс заявил, что развод возможен лишь в одном случае — чтобы на него не упало ни малейшей тени… Татьяна предложила Гансу вариант, который полностью его устроил: легкомысленная жена изменяет своему вечно занятому работой мужу, и это становится поводом для развода… Объект для «измены» у Татьяны был. Один из командированных на учебу советских инженеров буквально не давал ей проходу: дарил цветы и конфеты, настойчиво приглашал на свидание. Всего и делов-то — разок уйти с работы под руку с новым кавалером, а спустя пару дней поведать «по секрету» посольским сплетницам о своей невероятной любви… Единственную в своей жизни «секретную операцию» Татьяна Пельтцер провернула блестяще. Развод оформили в советском консульстве в Берлине. Татьяна сразу же выехала в Москву».

Приезжая в СССС, Тейблер приглашал свою бывшую в рестораны и рассказывал о новой жизни — молодой супруге, детишках, работе.

«Татьяну эти встречи немного тяготили, но она считала невежливым уклоняться от них. Недолгое замужество, впоследствии казавшееся наваждением, оставило в душе Татьяны Пельтцер глубокий след. Она разочаровалась… в любви. Переболела так сильно, что получила иммунитет.»…

В книге Андрея ШЛЯХОВА приведены потрясающие подробности, проливающие свет на загадки биографии актрисы

Творчество

Настоящая любовь

Недавно на одном из центральных телеканалов показали документальный фильм о Татьяне Пельтцер, весь сюжет которого строился вокруг слова — «одиночество». Мол, актриса так страдала от одиночества, так переживала из-за отсутствия семьи, плакала в подушку по ночам… Будто авторы фильма подсматривали за ней из коридора или наблюдали через окно.

Друзья и коллеги утверждают обратное. Никогда Татьяна Ивановна не сокрушалась по поводу своего одиночества. «Все ваши проблемы — из-за детей, этих неблагодарных, маленьких эгоистов! — басила она своим молодым подругам. — У меня их нет, и я счастлива!»

Для Пельтцер важнее всего была свобода, и она наслаждалась ей в полной мере. Съемки, спектакли, телевидение, эстрада, вечера в Доме актера и Доме кино, преферанс с любимой подругой Валентиной Токарской и «кем-нибудь третьим»… О каком одиночестве можно говорить? Вот замуж больше не вышла, это правда. Романы были, говорят, очень красивые. С ожиданием у окошка в розовом, кружевном пеньюаре, со вздохами и печальными взглядами…

Но настоящая любовь была одна, на всю жизнь. Милый Ганс. Он стал профессором, доктором философских наук, работал в институте Маркса — Энгельса. Иногда они встречались — на гастролях или в домах отдыха на море. В такие моменты весь театр, затаив дыхание, наблюдал за их трогательными прогулками — как в юности, взявшись за руки. Но все свидания бывших супругов неизменно сопровождались ссорами и обвинениями: кто же виноват, что они расстались?! А дальше — смех, примирение, новые звонки, телеграммы…

Когда сын Ганса приезжал учиться в Москву, то часто гостил, а то и останавливался у Татьяны Ивановны. Новая фрау Тейблер страшно и небезосновательно ревновала мужа, устраивала скандалы, запрещала переписываться, но бывшие супруги оставались привязанными друг к другу всю жизнь.

Если Татьяна Пельтцер кого-нибудь любила, то до беспамятства. Она обожала свою парикмахершу, которой везла подарки отовсюду. Боготворила Андрея Миронова, которого считала своим сыном и была неразлучна с ним с первых дней его жизни, поэтому всем надоела своими тостами за здоровье любимца и рассказами о его появлении на свет 8 марта 1941 года.

За своим старым, слепым отцом она ухаживала до его последних дней, заботилась о своей одинокой матери, а потом — о брошенном брате Шуренке. Бывший инженер-гонщик остался без ног, и жена выставила его из дома…

Полюбила режиссера Марка Захарова и больше не находила себе места с его переходом из «Сатиры» в «Ленком». Скучно ей стало в родных стенах. Валентин Плучек не ставил на нее спектакли, давал ей проходные роли, да еще и покрикивал на ведущую актрису. Долго терпеть Пельтцер не могла и не желала. На репетиции «Горя от ума» грубо огрызнулась. А потом — слово за слово — и такой скандал начался! Да еще и на весь театр — трансляцию со сцены не вырубили… Пельтцер назвала Плучека «старым дураком» и бросилась вон из театра! Едва ли не на следующий день она уже была у Захарова. Марк Анатольевич было растерялся, но принял легендарную актрису в свою молодежную труппу. Об этом поступке судачила вся Москва. Как можно бросить театр после тридцати лет звездной карьеры? Первая народная артистка СССР в истории «Сатиры», великая старуха, премьерша! В семьдесят лет променять академический театр на «комсомольцев»? Тут нужен очень цельный и азартный характер. И у Пельтцер он был.

Бабка, Баушка — так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизодики в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда. А потом выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила.

И ни у кого мысли не возникало, отправить Баушку на покой и лишить сцены

Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие, Захарову дорого ее имя на афишах

И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!»

За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Баушкой.

Текст Сергей Капков

Телеспектакль

«Проснись и пой!»

(1973) 

Приключения желтого чемоданчика

(1970)

Полная версия

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

Татьяна Пельтцер

Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер

Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.

Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.

Татьяна Пельтцер в последние годы

Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.

Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

Биография[ | код]

Родилась 24 мая (6 июня)  года (по другим источникам — 6 июля) в Москве.

Актёрскому мастерству училась у отца Ивана Романовича Пельтцера, который ставил её первые спектакли. На сцену впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши?» по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет играла роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина», но её путь на сцену не был лёгким: актрисой она стала без актёрского образования. С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.

Татьяна Пельтцер.1920-е годы

Профессиональную актёрскую деятельность начала в 1920 году в передвижном театре политуправления. В дальнейшем, в 1920—1921 годах — актриса драматического театра в Нахичевани, в 1921—1922 годах — театра военно-морского ведомства и 1-го художественного коллектива артистов русской драмы в Ейске, в 1922—1923 годах — «3-го театра РСФСР. Комедия» (бывший театр Корша) в Москве. В 1923—1930 годах — актриса театра имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета).

В 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Э. Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса — театральная актриса, пригласил её в свою постановку «Инги» (по А. Г. Глебову). Благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё. Несмотря на отсутствие бытовых трудностей, языкового барьера, она развелась с мужем и вернулась в Москву, где вернула себе фамилию Пельтцер; но хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году вновь стала актрисой театра имени МОСПС, в 1934 году уволена «за профнепригодность». С 1935 года — машинистка на заводе ЗИС, где главным инженером работал её брат Александр.

С 1936 года — актриса Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова, с  — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве. В 1938 году вернулась в театр имени Моссовета.

В Московском театре миниатюр | код

С 1940 года служила в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»), где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек. Много позже, когда актриса уже служила в «Ленкоме», М. А. Захаров в одном из интервью, говоря об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способны захватить и «держать зал», как М. А. Чехов, заметил: «Из наших, безусловно, Татьяна Ивановна Пельтцер»[источник не указан 3016 дней].

В 1946—1947 годах — актриса театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, режиссёр Н. С. Плотников)

В Театре Сатиры | код

В 1947—1977 годах служила в Московском театре сатиры.

Настоящая, всенародная известность пришла с выходом экранизации киноверсии спектакля театра сатиры «Свадьба с приданым», поставленного Б. И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы стать одной из основных в фильме.

В «Ленкоме» | код

В феврале 1977 года, после скандала с главным режиссёром театра В. Н. Плучеком, перешла в театр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с М. А. Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в театре сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В «Ленкоме» актриса работала почти до самого последнего дня своей жизни.

Один из последних спектаклей с участием актрисы — «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти), а реплики за неё говорил А. Г. Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход актрисы на сцену сопровождался овациями и продолжительными аплодисментами зрительного зала.

Была заядлой курильщицей, предпочитала сигареты Marlboro. Обожала преферанс. Многие отмечают, что она была очень темпераментным игроком, готова играть всегда, даже на последние деньги, очень строго подходила к выбору партнёра по игре, такой чести удостаивались только уважаемые ею люди.

В 1950 году окончила университет марксизма-ленинизма; была депутатом райсовета и Моссовета. Член КПСС с 1956 года.

Последние годы | код

Могила Пельтцеров на Введенском кладбище

С 1980-х годов начала пропадать память. В конце 1980-х годов развилась подозрительность и мания преследования. Большую часть 1991 года провела в психиатрической больнице им. Ганнушкина, откуда её привозили на спектакли. В 1992 году вновь попала в психиатрическую лечебницу. Там получила травму — упав, сломала шейку бедра.

Скончалась 16 июля 1992 года в Москве на 89-м году жизни после инфаркта и пневмонии, похоронена на Введенском кладбище (28 участок) рядом с отцом и братом.

Согласно завещанию актрисы, двухкомнатная квартира в актёрском доме на улице Черняховского отписана домработнице — Анне Александровне Кукиной, ухаживавшей за ней более двадцати лет, архивы с фотографиями — театру, библиотека — М. А. Захарову.

Семья | код

Иван Романович Пельтцер

По отцовской линии семья Пельтцер происходила из российских немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришёл пешком в Россию из Рейнской области (Германия).

  • Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер (1871—1959), актёр театра и кино, режиссёр, заслуженный артист республики (1925).
  • Мать — Эсфирь Боруховна (Евгения Сергеевна) Ройзен (18 декабря 1874 — 28 ноября 1962), дочь первого казённого раввина Киева в 1862—1863 годах Боруха Ройзена (из бердичевской купеческой семьи).
  • Младший брат — Александр Иванович Пельтцер (1906—1975), автоконструктор, главный инженер ЗИС, после войны — создатель и испытатель первого отечественного гоночного автомобиля «Звезда-1», трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.
  • Муж (1927—1930) — Ганс Тейблер, немецкий коммунист и философ.

Театр

Во время своего пребывания в Германии, Татьяна освоила специальность машинистки, что позволило ей устроиться в этом качестве на машиностроительный завод АМО (где ее брат Александр выполнял тогда обязанности Главного конструктора). Отработав здесь 2 года, она уехала в Ярославль, где стала актрисой драмтеатра им. Федора Волкова (36-37 г.). Затем вернулась в Москву и некоторое время работала в Колхозном театре и в том же театре МГСПС. Первым театром, в котором Татьяна осталась на долгий срок — 7 лет — стал Театр Миниатюр, куда Пельтцер пришла в 40-ом г. Ее партнерами по сцене были такие известные актеры, как Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер, конкурировать с которыми было очень не просто. В 47-ом г. Татьяна Ивановна перешла в Театр Сатиры, с которым не расставалась целых 30 лет.


Татьяна Пельтцер. “Приключения желтого чемоданчика” 1970 г.

Как Пельтцер дебютировала в Ленкоме в 73-летнем возрасте!

Скорее всего, он стал бы последним в ее театральной карьере, но когда в 73-ем г. место режиссера Марка Захарова в Театре Сатиры занял Валентин Плучек, актриса не нашла с ним общего языка. Отношения все больше обострялись. Однажды на репетиции “Горе от ума”, Пельтцер в присутствии всей труппы отказалась выполнять какое-то распоряжение режиссера. Слово за слово, и разгорелся настоящий скандал. Обозвав на прощание Плучека “сумасшедшим стариком”, актриса покинула театр. Марк Захаров, занимавший тогда должность главного режиссера в “Ленкоме”, принял 73-летнюю Пельтцер в свою труппу, где она и останется еще 15 лет до последних дней своей жизни.

Первый сценический опыт

Татьяна по темпераменту очень была похожа на отца – решительная, резкая, упорная, поэтому не удивительно, что маленькая девочка уже с детских лет мечтала о сцене. Иван Романович стал для дочери первым и единственным преподавателем актёрского мастерства. Он был не только одним из первых Заслуженных артистов РСФСР и лауреатов Сталинской премии, но и замечательным учителем, ещё до революции организовал небольшую театральную школу. Отец научил Таню видеть мир живым, а саму жизнь воспринимать всегда необычно и неожиданно.

Свою первую роль Пельтцер сыграла в девятилетнем возрасте. Причём это был не какой-нибудь детский утренник, а настоящий взрослый спектакль по произведению польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши»

Важное событие в жизни ребёнка случилось в 1913 году в Екатеринославле в театральной труппе режиссёра Н. Н

Синельникова. Таня играла Авгия – брата главной героини Литтии. Она хорошо запомнила, какое настроение праздничности охватило её, когда впервые вышла на сцену перед зрителями.

Её следующей работой стала постановка романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», за этот спектакль в 1914 году Татьяна уже получила небольшой гонорар. В одиннадцать лет в частной антрепризной постановке «Анны Карениной» Пельтцер отлично справилась с ролью Серёжи – сына главной героини. Она так хорошо сыграла сцену прощания мальчика со своей матерью, что особенно впечатлительные дамы теряли в зале сознание от нахлынувших чувств.

В сезоне 1915-1916 годов её отец организовал в Харькове театр миниатюр. Дела шли не совсем благополучно, и, чтобы поднять сборы, Иван Романович поставил «Красную Шапочку» и «Белоснежку». Таня была задействована в этих спектаклях, будучи ученицей гимназии.

Многие предлагали ей продолжить обучение актёрскому мастерству на курсах или в училище, но подобные советы Татьяна воспринимала как оскорбление. Она считала, что её отец – замечательный актёр и способен научить дочь всему, что нужно для этой профессии.

Болезнь и смерть

До 85 лет Татьяна Ивановна делала по утрам зарядку, и, несмотря на рекомендации врачей, много курила и пила кофе. Но в 1991 году от нервного перенапряжения актриса стала терять память. Она прошла курс лечения в психиатрической клинике и ещё вернулась на сцену. Но в следующем 1992 году упала и получила перелом шейки бедра, оказавшись прикованной к постели. Потом добавились пневмония и инфаркт.

16 июля 1992 года поздно вечером на больничной кровати Татьяна Ивановна тихо ушла из жизни, выкурив за несколько часов до этого свою последнюю сигарету, которую, несмотря на запреты врачей, ей принесла домработница Аня.

Актрису похоронили на столичном Введенском кладбище рядом с братом и отцом.

https://youtube.com/watch?v=BCqcnmnEmFw

Личность

Два капитана (1955)

Впрочем, и сама актриса ангелом не была. Рано пристрастилась к курению, любила собрать актерскую братию за преферансом. У себя угощала особыми «квадратиками» — что-то вроде печенья, которое пекла ее домработница. К ним подавалась красная икра и кофе.

Еще со времен жизни в Германии Татьяна Ивановна имела особое пристрастие к хорошему костюму и еде. Для первого у нее была своя модистка, а еще она никогда не питалась в столовых, а готовила сама. У плиты стояла вместе с домработницей, к которой относилась как к дочери. Та не раз давала теплые сердечные интервью уже после смерти актрисы.

Пельтцер никогда не покупала молотый кофе — только сырые зерна, который сама обжаривала и молола. Уже в пожилом возрасте актриса сдружилась с Ольгой Аросевой. Та вспоминает, как Татьяна Ивановна звонила ей по утрам и властно приказывала не завтракать, а срочно бежать к ней — уже все готово. Вместе они кофейничали с теми самыми «квадратиками» с икрой, а потом отправлялись на службу.

Вас никто не любит… кроме народа!

Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду»

Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер

В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

Авторы Гайдпарка

  • Антон Савельев

    Святая Земля -это вовсе не Иерусалим, а Шамбала

    Читать полностью

  • Юрий Ковалёв

    Киргизию поставили на компромисс-паузу. Надолго ли?

    Читать полностью

  • Олег Громов

    Ленин Сталину и Троцкому. Только цитаты

    Читать полностью

  • kim klimov

    Медведи с маузерами, стреляющие лошади и промасленные моржи — реалии советской границы

    Читать полностью

  • Антон Савельев

    Человек эпохи динозавров

    Читать полностью

  • Юрий Ковалёв

    Как закончить конфликт в НКАО

    Читать полностью

  • Борис Приходько

    МВФ придумал, как спасти мир: России это угрожает нищетой

    Читать полностью

  • Уксус пельмень

    Президент Армении назвал условие признания независимости Карабаха

    Читать полностью

  • Юрий Болдырев

    Судей – к ноге! Последняя стадия деградации

    Читать полностью

  • Юрий Ковалёв

    Джордж Сорос предложил свои услуги по демократизации Белоруссии

    Читать полностью

  • Уксус пельмень

    Богданчиков наехал на Ротшильдов и кинул им предьяву на 100 млн долларов

    Читать полностью

  • Борис Приходько

    «Кому сегодня нужны дебаты», или Noblesse oblige 3.1

    Читать полностью

Фильмы

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль артистка получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пропылилась на полках 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.

Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)

Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее.

Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в сказке «Морозко» и комедии «Укротительница тигров», бабушек в «Карантине», «Раз, два — горе не беда!», преподавателя в киноповести «Это мы не проходили», медсестру в «Медовом месяце», Бабу-Ягу в «Там, на неведомых дорожках».

Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках…»)

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. В мелодраме «Вам и не снилось» у нее не совсем положительный образ: героиня читает чужие письма, придумывает всевозможные отговорки, только бы любимый внук не связывался с одноклассницей.

Не одно поколение зрителей выросло на сюжетах «Ералаша» с участием Пельтцер, на мультфильмах и радиопостановках, в которых звучит голос Татьяны Ивановны. Например, «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Приключения домовёнка», «Ёжик плюс черепаха».

Детство и юность

Повереннова Дарья Владимировна появилась на свет в Москве 15 июня 1972 года. Ее отец Владимир Повереннов был переводчиком издательства «Прогресс». Мать актрисы всю свою жизнь служила в театре на Таганке, а любимая бабушка Надежда Тышкевич когда-то была балериной в труппе театра оперы и балета Киева.

Интересно, что дедом Даши был легендарный советский актер Сергей Лукьянов, которого зрители знают по ролям в картинах «Кубанские казаки», «Большая семья», «Дело Румянцева» и других. Вся родня по материнской линии родом из Украины.

Дарья Повереннова рассказывала, что, когда ее бабушка была молодой, а мама совсем маленькой, дед покинул семью и ушел к известной артистке Кларе Лучко, в которую влюбился на съемках фильма. Для бабушки это стало сильнейшим ударом и травмой на всю жизнь. Она больше не вышла замуж и растила дочь одна. Родители Даши тоже развелись. После развода девочка жила с мамой. В детстве Дарья Повереннова много времени провела за кулисами театра, куда ее брала мать.

Будущая артистка училась в школе, где усиленно изучался английский язык. Родители хотели, чтобы Дарья стала переводчиком, как папа. Но в 1989 году, когда девушка получила аттестат, она решила поступить в театральное училище имени Щукина. Эта попытка не удалась.

Благодаря хорошему знанию английского Повереннова год работала помощницей у известного режиссера Александра Митты. В то время он как раз работал над международным проектом «Затерянный в Сибири».

В 1990 году Дарья Повереннова стала студенткой театрального училища имени Щукина (училась на курсе В. В. Иванова).

История появления семьи Пельтцер в России

Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.

Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.

Биография

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.

Актриса Татьяна Пельтцер Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.

ИВАН ПЕЛЬТЦЕР

Иван Пельтцер в фильмах «Дочь моряка» (1941) и «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955)

Иван Пельтцер родился в зажиточной многодетной семье. Родители категорически не принимали его выбор актерской профессии, а потому учился он этому в тайне от них. После обучения Иван долгое время переезжал из одного провинциального театра в другой. Когда вернулся назад в Москву, то был уже довольно известным в стране комедийным актером.

Любовь к профессии у Ивана была настолько сильна, что он готов был заниматься этим при любой власти и в любых условиях. В конце жизни он тяжело болел, но и тогда продолжал сниматься в кино, сыграл массу обаятельных старичков.

Иван находил себе интересное занятие — играл на сцене и в немом кино, сам снимал фильмы и ставил спектакли, даже организовал актерскую школу, чтобы в голодные военные и революционные годы хоть как-то прокормить семью. И детей, Таню и Сашу, активно задействовал во всем этом с ранних лет.

Татьяна Пельтцер с отцом / Александр Пельтцер

Татьяна и ее младший брат Александр оба выросли неординарными людьми. С самых юных лет она уже научилась зарабатывать актерским мастерством. Причем, приглашал ее в постановки не только отец, но и другие режиссеры. А Александр выбрал другую профессию — его манила скорость. Пельтцер был создателем первого гоночного автомобиля «Звезда», работал главным инженером на заводе по выпуску автомобилей.

Его судьба сложилась не очень удачно. Однажды он попал в серьезную аварию и уже не смог ходить. Оказался на склоне лет ненужным жене и детям, и Татьяна до последнего заботилась о брате, как до этого — об отце.

Краткая биография

Звездная актриса Татьяна Пельтцер родилась в Москве в начале июня 1904 года. Ее отец, Иван Пельтцер, был знаменитым режиссером и актером, но только до революции он играл на театральных сценах и снимался в кино. Для своей дочери Иван Романович был не только отцом, но настоящим примером для подражания, а также наставником и учителем. Он старался научить дочь смотреть на мир живо и неожиданно.

Но в жилах известной актрисы текла не только еврейская кровь, но и немецкая. Дедушка Татьяна по материнской линии был главным раввином Киева. А мама, Эсфирь Боруховна Ройзен, после замужества стала Евгенией Сергеевной. В 1906 году в семье Пельцеров родился сын Александр, который стал известным автогонщиком и конструктором. Пока не началась война, в семье Пельтцер дома всегда разговаривали на немецком языке.

Тренажеры для космонавтов стали доступны детям ОАЭ в новом космическом лагере

«Папа приехал. Поздравил с днюхой»: Крид похвастался подарком от Пригожина

Житель Португалии в одиночку переплыл океан ради встречи с 90-летним отцом

Ссылки

Пуанты для плюшки (2015)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации