Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Фильмы андрея тарковского

Безотцовщина

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье, которую иначе как литературной не назвать. Отец, Арсений Тарковский, был известным советским поэтом и переводчиком с восточных языков. Мать, Мария Вишнякова, также была поэтом и прозаиком, но известность ее ограничивалась лишь литературными кругами. Позже она уничтожила все свои рукописи. В дневниках она писала, что сделала это ввиду «отсутствия таланта». И отцовское увлечение восточной культурой, и материнская самокритичность позже заметно отразятся на жизни их первенца Андрея.

Место рождения будущего кинорежиссера — небольшой город Юрьевец в Ивановской области. Там он жил вместе с матерью и младшей сестрой почти до самой войны. Отец к 1935-му году окончательно оставил семью, что стало первым сильным потрясением в жизни маленького Андрея. Тема отца и расставания с ним крайне важна для понимания всего творчества Андрея Тарковского.

В 1939 году Мария Вишнякова вместе с детьми перебирается в Москву, где Андрей идет в школу. Но уже спустя два года семья вынуждена вернуться в Юрьевец — началась война. Отец, которого так не хватает подрастающему Андрею, отправляется добровольцем на фронт, где теряет ногу. Пока Арсений Тарковский переносит одну операцию за другой, его бывшая жена Мария в одиночку поднимает двоих детей в голодной российской глубинке. Позже Тарковский напишет о тех годах: «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери».

В 1943 году семья снова едет в Москву. Андрей возвращается в свою школу, где его одноклассником становится Андрей Вознесенский. Мать продолжает работу в типографии. И хотя жизнь начинает налаживаться, Андрей сильно скучает по родному деревянному дому в Юрьевце. Все эти мотивы позже лягут в основу кинофильма «Зеркало».

В школе к наукам Андрей особого интереса не проявляет, зато с увлечением занимается музыкой и рисованием. По окончании средней школы юноша не имеет никаких конкретных устремлений и решает пойти по стопам отца: Андрей поступает в Московский Институт Востоковедения.

Проучившись без особого энтузиазма около года и получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, Андрей оставляет институт и, не имея определенной цели, связывается с уличной компанией молодых людей крайне сомнительного свойства.

Весьма показателен такой случай из жизни молодого Тарковского: Андрей, одетый в новенький свитер, купленный матерью, шел по двору, на котором местная шпана играла в футбол. Андрею предложили присоединиться и стать вратарем. Дабы не обидеть «друзей», Андрей согласился.

Он занял место в импровизированных воротах и начал ловить грязный кожаный мяч руками. Мяч, попадая в Андрея, оставлял огромные грязные пятна на белоснежном свитере. Но чувство собственного достоинства не позволяло прекратить игру, и Андрей терпел до тех пор, пока она не закончилась. Свитер к тому времени пришел в негодное состояние.

В будущем уже кинорежиссера Тарковского не раз будут подвергать аналогичному испытанию на различных художественных советах и цензурных комиссиях. Не раз еще ему придется терпеть унижения и доказывать свою состоятельность уже как художника.

«В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»—так сам Тарковский вспоминает то время.

Вернувшись из годового путешествия по Сибири, набравшись жизненного опыта, увидев, что есть и другая жизнь, отличная от жизни московской уличной шпаны, летом 1954 года Тарковский подает документы на режиссерский факультет ВГИКа. Мастерскую в тот год набирал Михаил Ильич Ромм, славившийся умением разглядеть «будущих режиссеров» в еще совсем молодых ребятах и девушках. Не подвело чутье прославленного педагога и в тот год. Василий Шукшин, Александр Гордон, Андрей Тарковский, Ирма Рауш, Марика Бейку — известность многих из них позже выйдет далеко за рамки чисто профессиональных кругов.

Правило 1: не соглашаться на полумеры

«Следует выработать собственную позицию, свою точку зрения — перед лицом здравого смысла, разумеется, — и хранить её во время работы, как зеницу ока».— «Уроки режиссуры» (1993)

По мнению Тарковского, кинорежиссура начинается не во время обсуждения сценария, не в процессе работы с актёрами и уж точно не в момент непосредственной съемки. Старт даётся гораздо раньше, когда «перед внутренним взором человека» появляется замысел, образ будущего фильма. Главная же задача автора, как демиурга, — пронести этот замысел через весь процесс съёмок, уберечь от влияния извне, будь то видение оператора или личное отношение актера к персонажу.

Не соглашавшийся на полумеры Тарковский никогда не искал лёгких путей. Чтобы воссоздать в «Зеркале» атмосферу родного дома, он арендовал колхозное поле, на котором рос картофель, и засеял его гречихой. Монтировался фильм затем тоже с огромным трудом: существовало около 20 вариантов итогового монтажа. Картина рассыпалась на глазах, автор не видел в ней целостности, внутренней логики и отчаянно переставлял эпизоды, менял конструкцию. Ему было проще признать полное поражение, нежели смириться с неудовлетворительным, по его мнению, результатом.

И вот в один прекрасный день, с очередной перестановкой, фильм ожил. «Части фильма начали функционировать взаимосвязанно, словно соединённые единой кровеносной системой, — вспоминал Тарковский. — Я ещё долго не мог поверить, что чудо свершилось».

Андрей Тарковский (1979) / Gueorgui Pinkhassov/Magnum Photos

Детские годы и студенчество

Детство Андрея сложно назвать счастливым. Когда мальчику исполнилось три года, отец бросил семью ради другой женщины. Мария Ивановна вынуждена была в одиночку растить двух маленьких детей.

Позже Тарковский-младший вспоминал, что этот был один из самых тяжелых периодов – жизнь впроголодь усугублялась отчаянной тоской по отцу, которого так не хватало мальчику.

В военное лихолетье Тарковские вместе с  другими москвичами находились в эвакуации. Марию Ивановну с детьми приютили ее родственники в небольшом городке Юрьевец.

После возвращения в Москву Андрей продолжил обучение в своей старой школе, но, несмотря на все старания матери, не отличался особым прилежанием. С семи лет Андрей обучался игре на фортепиано в музыкальной школе. А в подростковом возрасте начал брать уроки академического рисунка.

Получив школьный аттестат на руки, Андрей подал документы в институт востоковедения, где приступил к изучению арабской культуры. Однако он проучился лишь год: юноша быстро понял, что поспешил с выбором будущей профессии.

В 1953 году Андрей в составе геологический экспедиции отправился в один из отдаленных районов Красноярского края, где в течение года жил на берегу реки Курейке. Тяжелая физическая работа и окружение девственно чистой таежной природы оставили неизгладимый след в душе двадцатилетнего Андрея. Именно тогда он понял, что хочет стать кинорежиссером.

Сразу по возвращении домой Андрей отнес документы на факультет режиссуры во ВГИК. Его куратором был знаменитый Михаил Ильич Ромм – выдающийся кинорежиссер, обладатель многочисленных наград и премий. Опытный преподаватель быстро разглядел в юноше большой талант.

Андрею очень повезло не только с куратором: годы учебы и становления будущего режиссера пришлись на период глобального обновления в советском искусстве. Кинематограф стал активно развиваться, начали снимать гораздо больше фильмов.

Так называемая «хрущевская оттепель» благотворно повлияла на развитие искусства, в ранее закрытый Советский Союза хлынула волна западного кино, музыки, литературы. Все это очень повлияло на дальнейшее творчество Тарковского.

Его первой  работой стала короткометражка «Убийцы», получившая высокую оценку Ромма. Во время учебы во ВГИКе Тарковский познакомился с Андреем Кончаловским, и эта дружба стала знаковой в судьбах двух талантливых людей.

В качестве дипломного проекта Тарковский снял фильм «Каток и скрипка», который был отмечен кинокритиками. В 1960 году Андрей стал дипломированным режиссером и с большим азартом приступил к работе.

Страсти по Тарковскому

Вскоре состоялся и первый полнометражный дебют Тарковского — фильм «Иваново детство», по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван». Фильм был поставлен в 1962 году на киностудии «Мосфильм». В этом же году Ирма Рауш родила Тарковскому сына Арсения. Начало работы над первым большим серьезным проектом, равно как и рождение сына, стали для Тарковского первыми большими испытаниями в его жизни. И если на первых порах и здоровье, и относительное семейное благополучие позволяли Тарковскому преодолевать эти испытания, то позже проблем становилось все больше, а сил, чтобы их решать — все меньше.

Ирма Рауш — исполнительница роли матери Ивана в фильме «Иваново Детство», жена Андрея Тарковского

Фильм «Иваново детство» повествует о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Рано лишившись матери, мальчик решает уйти на фронт, чтобы сражаться с врагом, отобравшим его детство. Детство, которое возвращается к Ивану лишь во снах. Сны в этой картине являются чем-то большим, нежели просто художественным приемом. Они образуют ткань фильма, они, по сути, и есть фильм. К тому же, под сцены сна Тарковский сумел замаскировать ту художественную свободу, что никогда не была бы пропущена пресловутым худсоветом как описание обычной жизни пусть и маленького, но все же солдата Советской Армии. Именно эта неслыханная по тем временам свобода самовыражения и принесла фильму мировую известность.

Картина получила главный приз на кинофестивале в Венеции и вдохновила целый ряд режиссеров: например, Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!». Также высоко оценил фильм и один из кумиров самого Тарковского — Ингмар Бергман. И если мы помним, что Брессон — католик, сам Тарковский — православный, нужно отметить, что Бергман — протестант. Но настоящие христианские ценности понимаются и принимаются людьми любых конфессий.

В 1964 году Тарковский начинает работу над масштабным проектом — «Страсти по Андрею». Цель проекта — показать всю ту внутреннюю работу, которую совершает художник при работе над своими произведениями. В качестве главного героя Тарковский не случайно выбрал великого русского иконописца Андрея Рублева. Получается, что страсти эти не только по Андрею Рублеву, но и по самому Андрею Тарковскому. Это, пожалуй, и есть начало того процесса, в ходе которого режиссер в качестве материала берет свои собственные переживания, а сюжет фильма является своего рода обрамлением. Разумеется, советская цензура в корне пресекает такого рода автобиографичность, и Тарковскому приходится переименовать фильм в «Андрей Рублев». В 1966 году фильм вышел в советский прокат очень ограниченным количеством копий и в крайне обрезанном виде. К счастью, сегодня мы имеем возможность смотреть полную версию фильма.

Фильм «Страсти по Андрею» разделен на 8 новелл, каждая из которых рассказывает о том или ином периоде в жизни Андрея Рублева. Главную роль в фильме исполнил Анатолий Солоницын. Сыграла в картине и жена Тарковского Ирма Рауш. Она исполнила роль юродивой девушки, что следовала за иконописцем по пятам. Весьма примечательна концовка фильма — после двух часов черно-белого повествования о жизни иконописца, мы видим яркие красочные произведения мастера — его иконы. Цветовые возможности кино использованы на самом высоком уровне.

На съемках фильма Тарковский знакомится с Ларисой Кизиловой, которая сыграет значительную роль в его дальнейшей жизни. В 1969 году картину удается отправить на Каннский кинофестиваль, где фильм демонстрируется вне конкурса и получает главный приз Международной Федерации Кинопрессы.

Лучшие фильмы Тарковского

  1. «Иваново детство» (1962)
    Перед съемками картины Андрей Арсеньевич раздумывал, сможет ли он снять фильм о войне. В центре сюжета оказался 12-летний мальчик, у которого фашисты отняли семью. Во снах парень продолжает жить прежней беззаботной жизнью, а наяву вынужден воевать.

    В итоге фильм получился чрезвычайно успешным. Именно эта кинокартина принесла отечественному кинематографу первого венецианского «Золотого льва».

  2. «Андрей Рублев» (1966)
    Биографическая лента, раскрывающая характер, душевное состояние и великий дар русского живописца. Значимый фильм, демонстрирующий также и жизнь на Руси в XV веке.

  3. «Солярис» (1972)
    Экранизация, ставшая причиной конфликта между Андреем Тарковским и автором повести Станиславом Лемом. Писатель хотел, чтобы история о внеземном контакте была изображена с акцентом на спецэффекты. Однако сам Тарковский решил всё сделать в излюбленной манере — проникновенные диалоги и затяжной сюжет. Успешность фильма доказывает, что режиссер всё-таки оказался прав.

  4. «Зеркало» (1974)
    Драматичный фильм-исповедь задумывался еще в начале 70-х, но тогда на его съемки режиссер разрешение не получил. Он желал рассказать о своем детстве, о моменте, когда из семьи ушел отец. Картину правили и возвращали на доработку много раз, а затем допустили к показу только в 3 кинотеатрах столицы. Режиссеру приходилось показывать «Зеркало» тайком.

  5. «Сталкер» (1979)
    Прочитав повесть «Пикник на обочине», Тарковский предложил братьям Стругацким написать сценарий для фильма. Уважая талантливого режиссера, фантасты согласились. Тогда они еще не подозревали, что работу придется переписывать около 15 раз.

    Съемки были тяжелыми. Андрей Арсеньевич сначала скандалил с одним оператором, затем со вторым. Весь отработанный за пару недель материал уничтожили и начали с нуля. Измотанные актеры тогда клялись, что больше с Тарковским работать не станут.

    Однако усилия окупились. И хотя у нас фильм сначала был принят неоднозначно, зато на Каннском кинофестивале картину сразу отметили, а режиссер вскоре получил звание народного артиста.

Личная жизнь Андрея Тарковского

Трудный характер мужчины проявлялся и в личной жизни, однако с первой супругой Ирмой Рауш он прожил 13 лет. Коллеги считали их гармоничной парой, а потому роман Андрея с Ларисой Кизиловой не восприняли всерьез. Сама же Ирма, застукав супруга с Ларисой, легко поверила, что та просто делает режиссеру массаж. Она и подумать не могла, что эта невзрачная женщина может быть ее соперницей.

И всё же Лариса стала не просто мимолетной спутницей Тарковского, но и полноценной женой на 16 лет — до последних дней жизненного пути Тарковского. Она обращалась к кинематографисту на «вы», откровенно льстила в его адрес и замечательно готовила. Даже останавливаясь в гостинице, она умудрялась жарить супругу котлетки и варить борщи.

Что его держало с этой женщиной? Он регулярно влюблялся и заводил романы на стороне. Лариса узнавала и устраивала скандалы, но результата это не приносило. Неудивительно, если вспомнить некоторые заявления режиссера.

«Женщина не имеет собственного внутреннего мира и не должна его иметь. Ее внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины», — однажды высказался Тарковский в интервью.

Отношение Ларисы Тарковской к мужу

И всё же Лариса прощала супруга, устраивала ему праздники чуть ли не каждый день, произносила тосты за его талант. Она ухаживала за ним, как за маленьким ребенком и мужчина это очень ценил. Лучшие фильмы Тарковского — во многом ее заслуга.

Однажды от режиссера забеременела даже близкая подруга жены. Узнав правду, Лариса сделала то, что, наверное, не сделал бы никто: она оплатила подруге аборт.

С годами Тарковский передал жене контроль над всеми своими делами, полностью уйдя в творчество. В личном дневнике он однажды отметил: «Не будь Ларочки, меня давно уже бы не было». Иногда ему даже приходилось жить за ее зарплату. Сама же Лариса отмечала, что ее миссия заключается в том, чтобы спасать гения от него самого.

«Да, несладко мне приходится. Но я его за все прощаю, это мой крест. Мое жизненное обязательство перед великим человеком. Я обязана спасать его ради того, чтобы он мог снимать фильмы. Для истории, для вечности», — заявляла Тарковская.

Режиссера не стало в 1986 году. Однако и после его ухода Лариса не смогла найти общий язык с его окружением и даже с руководством фонда его имени. Они считали, что женщина бесцеремонно назначила себя музой гения, нахально отвадила его от друзей и семьи. Спустя 11 лет этой борьбы не стало и самой Ларисы.

Фото на превью и в статье Getty Images

Зазеркалье

После завершения работы над «Андреем Рублевым» Тарковский берется сразу за два сценария: «Солярис» и «Исповедь». Первый, основанный на одноименном романе Станислава Лема, пишется Тарковским вместе со сценаристом Фридрихом Горенштейном. «Исповедь» же, полностью автобиографический проект, создается режиссером в одиночку (лишь много позже к работе подключится Александр Мишарин).

Вообще иметь в голове сразу несколько проектов Тарковский считал необходимым для режиссера. Так, в его дневниках мы можем прочесть, что всегда есть, по крайней мере, десять фильмов, каждый из которых он может начать снимать прямо сейчас. Среди них «Доктор Фаустус», «Игра в бисер», «Достоевский», жизнеописание Иисуса. Другое дело, что возможности, предоставляемые режиссеру государством, были куда меньше возможностей самого режиссера.

В 1972 году Тарковский заканчивает работу над фантастическим фильмом «Солярис». Фильм раскрывает тему этических, нравственных и религиозных проблем человечества посредством взаимоотношений последнего с внеземными цивилизациями. В том же году Тарковский сдает фильм на худсовет. В ответ режиссер получает список замечаний, состоящий из 35(!) пунктов. Среди них: «Изъять концепцию Бога», «Изъять концепцию христианства», «Убрать сцену с матерью». Есть среди замечаний и совсем абсурдные: «Не надо, чтобы Хари становилась человеком», «Зритель ничего не поймет».

Зритель же оказался куда проницательнее чиновников, и очереди в четыре кольца окружили советские кинотеатры. Многие жители больших городов ехали смотреть «Солярис» в провинцию, поскольку там он шел в менее обрезанном виде. Большой приз Каннского кинофестиваля 1972 года стал на этом фоне ожидаемым явлением. Несмотря на это, Тарковский тяжело переживал такое отношение со стороны своего «отечества». В дневниках за 1973 год мы находим: «<…>ты никому не нужен, ты совершенно чужд своей культуре, ты ничего не сделал для нее, ты ничтожество».

В следующем году Тарковский возвращается к работе над «Исповедью», прерванной из-за съемок «Соляриса», и подключает к работе Александра Мишарина. Рабочее название «Исповедь», уже успевшее стать и «Белым днем», и «Белым-белым днем», в итоге становится «Зеркалом», и под этим названием фильм снимается в том же году.

«Зеркало» для многих любителей кино — центральная работа Тарковского. Для такой точки зрения достаточно оснований: фильм полностью автобиографичен, сюжета как такового нет — фильм как бы «плавает» от одного образа к другому, от детства к взрослой жизни, от взрослой жизни к юности. Ярко проявляется образ отца, а точнее образ его отсутствия: стихотворения Арсения Тарковского, прочитанные самим автором, напоминают нам о том расстоянии, что еще в раннем детстве разделило главного героя (режиссера) и его отца. К этому времени Тарковский уже развелся со своей первой женой Ирмой Рауш и женился на Ларисе Кизиловой, которая родила ему сына Андрея. Таким образом, Тарковский стал для своего первого сына Арсения тем, кем стал для него в свое время его отец Арсений.

Также очень важно фактическое отсутствие самого главного героя. То есть мы видим мир его глазами, мыслим его категориями

Роль матери исполнила Маргарита Терехова, физическое сходство которой с матерью Тарковского отрицать довольно трудно.

Однако на фильм обрушилось и немало критики — как раз за его автобиографичность, за излишний символизм. Единственный аспект фильма, превосходность которого никто, кажется, не отрицает — это операторская работа Георгия Рерберга. Мы оставим все мнения и точки зрения на совести их авторов. Все, что мы можем сказать наверняка, — в этой картине полностью отражен ее автор, со всеми своими плюсами и минусами, со всеми благодарностями и обидами. И если мы хотим составить свое собственное мнение о человеке и режиссере Андрее Тарковском, необходимо смотреть в первую очередь «Зеркало».

Об отсутствии работы

Андрей Тарковский. Начало 1970-х годов

Пожалуй, наиболее точно определила творческую судьбу Тарковского кино­критик Майя Туровская, назвавшая свою книгу о нем «7 ½». Несмотря на доста­точно долгую режиссерскую карьеру (1956­–1986), Тарковский снял три коротко­метражных фильма (будучи студентом ВГИКа) и семь полнометраж­ных. Выход каждого из них был событием как для советского зрителя, так и для европейских кинофестивалей. При этом все они встречали тотальное сопротивление в советских бюрократических кинокругах. «Иваново детство», имевшее большой успех и получившее множество международных наград (в том числе «Золотого льва»), было закончено в 1962 году. Снятый в 1966 году «Андрей Рублев» четыре года пролежал на полке — до 1971-го, пока его не вы­пу­стили с купюрами в ограниченный прокат  Широкая премьера восстановленного фильма состоялась в 1987 году.. Тарковский остро нуждался в деньгах и очень нервничал. В СССР его ограничивали чиновники, на Западе — условия рынка. Последний фильм, «Жертвоприношение», уже после монтажа продюсеры требовали сократить на 20 минут. Съемки проходили в Швеции, поэтому Тарковский просил устроить показ для Ингмара Бергмана, чтобы доказать обоснованность выбранной им хронологии. В итоге ему пошли на уступки, но режиссер так и не смог привыкнуть к тому, что на Западе даже авторское кино сильно зависит от материальной составляющей.

Эмигрантский период

После окончания творческой командировки в Италии, Тарковский вместе с супругой не торопились покидать Рим. Он написал официальное письмо с просьбой предоставить ему и членам его семьи возможность остаться в Италии в течение ближайших трех лет, после чего обещал вернуться на родину.

Однако просьба режиссера не была удовлетворена, и в 1984 году он сделал официальное заявление о своем решении навсегда остаться на Западе, и таким образом стал невозвращенцем.

После переезда Тарковского на Запад, его фильмы оказались под запретом в СССР, а имя нельзя было упоминать в прессе. Тем временем Правительство Италии подарило режиссеру квартиру во Флоренции и присвоило ему звание почетного гражданина. Последней работой Тарковского стала картина «Жертвоприношение», снятая в 1985 году.

В конце уходящего 1985 года у выдающегося кинорежиссера врачи диагностировали страшное заболевание – рак легких. Узнав о смертельной болезни Тарковского, власти СССР дали разрешение его сыну вылететь в Италию к отцу. В этот же период был снят запрет с показов фильмов Тарковского – их снова начали демонстрировать в кинотеатрах страны.

Андрей Арсеньевич скончался 29 декабря 1986 года в Париже. Похоронен советский кинорежиссер на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Бунуа.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают

Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.

Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.

В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.

Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.

Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.

Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.

Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.

Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.

Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.

После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.

Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.

О планах

Репетиция оперы «Борис Годунов» в Ковент-Гарден. Лондон, 1983 год Слева направо: Роберт Ллойд (Борис), Андрей Тарковский и дирижер Клаудио Аббадо

В дневнике есть множество записей о творческих планах, касающихся и кино, и театра. Тарковский написал сценарий «Гофманианы», хотел снимать фильм по «Идиоту» Достоевского и двухсерийную картину о жизни писателя, экрани­зировать «Смерть Ивана Ильича», ставить «Гамлета», «Макбета» и «Юлия Цезаря», а также оперу Мусоргского «Борис Годунов». Некоторые из этих планов удалось претворить в жизнь: в 1977 году Тарковский поставил «Гам­лета» в «Ленкоме», а в 1983-м — «Бориса Годунова» в лондон­ском Ковент-Гарден.

ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

После «Сталкера» Тарковский под различными предлогами отказывался от работы на «Мосфильме». Он давно был знаком с Тонино Гуэррой и хотел снять фильм в Италии. Начались предварительные переговоры «Совэкспортфильма» с РАИ — итальянским телевидением. В марте 1981 года контракт с итальянцами о съемках фильма «Ностальгия» был подписан, и вскоре Тарковский уехал. Сын Андрей остался вместе с бабушкой в Москве.

Рим встретил Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера. А мэр Флоренции предоставил ему дом. Вначале был снят документальный очерк «Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра — время путешествия».

Героем «Ностальгии» должен был стать русский крепостной композитор (прототип — Бортнянский), отправленный на учебу в Италию. Но довольно быстро от этой идеи отказались, и место композитора занял современный писатель Горчаков (Янковский).

«Я хотел рассказать о русской ностальгии, — отмечал Тарковский, — том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины».

Три года длился подготовительный период и три месяца шли съемки. Для Тарковского эта работа была этапной. «Лишь в «Ностальгии» я почувствовал, что кинематограф способен в очень большой степени выразить душевное состояние автора, — говорил он в интервью. — Раньше я не предполагал, что это возможно».

Италия выставила «Ностальгию» на Каннский фестиваль 1983 года с расчетом на Гран-при. И тут разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот якобы выступил против присуждения «Ностальгии» главного приза.

Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. Режиссер требовал приезда к нему сына и тещи и продления заграничной командировки еще на три года.

Тарковский страшно нервничал. Не получив от советских официальных органов ответа на свои просьбы, он заявил на пресс-конференции в Милане, что вместе с женой остается на Западе. С этого момента Тарковский начал бояться, что его либо убьют, либо украдут и увезут в Советский Союз.

Для режиссера началась новая нелегкая жизнь. Денег на новую картину не было. Друзья выхлопотали ему стипендию Берлинской академии искусств — тысячу долларов в месяц в течение года. Пришлось жить в Берлине, искать средства на постановку «Гофманианы», предлагать другие проекты.

Тарковский с радостью взялся за постановку оперы «Борис Годунов» в лондонском Ковент-Гарден. Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Дирижером был знаменитый Клаудио Аббадо. Спектакль прошел с успехом.

Летом 1985 года на острове Готланд в Швеции Тарковский начал съемки фильма «Жертвоприношение» по собственному сценарию. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра (Эрланд Юсефсон). Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

В декабре 1985 года Андрей проходит медицинское обследование, и ему, как это принято на Западе, сообщают диагноз — рак легких. Болезнь Тарковского потрясла многих. Президент Франции Ф. Миттеран направил телеграмму М. Горбачеву с просьбой разрешить выезд сыну и теще режиссера. Через несколько дней они прилетели в Париж.

Но медицина была бессильна. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Потом был перезахоронен. Надгробие появилось лишь в 1994 году.

Великий швед Ингмар Бергман писал:

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации