Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Свои

Истерн

«Свой среди чужих, чужой среди своих» считается одной из вершин специфического жанра истерн, советского синтеза историко-революционной тематики и канонов американского и итальянского вестерна. В соответствии с жанровыми установками в картине есть золото и ограбление поезда, погони и перестрелки, кони и пулеметы, широкополые шляпы и кожаные куртки, детективная интрига и романтика приключения. Нашлось место и цитатам из главных мировых мастеров вестерна – Джона Форда и Серджио Леоне. При этом альтернативой долине Монументов и испанским пустыням служат просторы Чечено-Ингушской АССР и окрестности Баку, а ковбоев и индейцев заменяют чекисты и бандиты из белогвардейцев. Не уступая в популярности другим советским истернам, вроде «Белого солнца пустыни» или трилогии о «Неуловимых мстителях», михалковский дебют в их ряду дебют стоит особняком – уж больно это картина поэтичная и изысканная в кинематографическом плане.
 

Награды

  • 2004 год, июнь — XXVI Московский Международный кинофестиваль — участие в конкурсной программе:
    • Главный приз «Золотой Георгий» за лучший фильм фестиваля
    • Приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссёрскую работу (Дмитрий Месхиев)
    • Приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли (Богдан Ступка)
    • Приз Жюри Российской кинокритики за лучший фильм основного конкурса
    • Приз Федерации Киноклубов России за лучший фильм основного конкурса
  • 2004 год — Премия «Ника»:
    • Лучший игровой фильм 2004
    • Лучший сценарий — Валентин Черных
    • Лучший оператор — Сергей Мачильский
  • 2004 год — Золотой орёл:
    • Лучший сценарий — Валентин Черных
    • Лучшая мужская роль в кино — Сергей Гармаш
    • Лучшая операторская работа — Сергей Мачильский

Сюжет детектива о суперпрофессионалах

Каждая новая серия детективного проекта «Свои» рассказывает о резонансном преступлении. Раскрывать изощренные убийства будут: капитан ФСБ Василий, судебно-медицинский эксперт Карина, криминалист Антон, психолог Виктория Берсеева, программистка Женя и экстрасенс Ольга Метелица.

Руководит необычной, но сплоченной командой профессионалов опытный оперативник Дмитрий Родимин. Изюминку в сериал добавляет строгая и бескомпромиссная куратор следственного комитета Татьяна Оленева.

«Свои» – команда профессионалов, которую собрали из разных структур, чтобы распутывать нетривиальные истории. Первый сезон уникального проекта успешно стартовал 27 ноября 2017 года, собрав миллионную аудиторию зрителей.

Детективный сериал принес «Пятому» каналу не только рекордные показатели просмотров, но и почетное второе место в рейтинге Национального телевидения. В 2018 году проект «Свои» одержал победу в номинации «Телевизионный сериал» на церемонии ТЭФИ.

После успешного дебюта, создатели проекта «Свои» принялись за съемки второго сезона. Премьерный показ состоялся 3 декабря 2018 года на том же «Пятом канале».

Начиная с первой серии, суперпрофессионалы приступят к поиску настоящего преступника, который беспощадно убил девушку в номере отеля, а также подставил правоохранителя Всеволода Косицкого. Не менее захватывающей станет история о девушке, которой в кафе подали хрустящий круасан. Только вместо сладкой начинки в нем находился отрезанный палец владельца этого заведения.

Перед зрителями предстанут уже полюбившиеся персонажи: глава отдела Дмитрий Родимин и его бескомпромиссная помощница Татьяна. На своих местах остались судмедэксперт, психолог и экстрасенс.

«Я шагаю по Москве»

Самый легкий и веселый фильм о Москве 1960-х — гимн молодости, простоте и дружбе. Настолько на первый взгляд незамысловатый и добродушный, что даже начальники из Госкино, посмотрев его, опешили: не слишком ли оптимистично и вообще — где смысл? А смысл самый простой: Москва — город, в котором живут хорошие люди. После премьеры в столицу хлынула масса ребят и девушек из провинции — им хотелось увидеть все своими глазами и попасть в такое же славное приключение, как сибирский монтажник Володя, нашедший в Москве отличных друзей. Георгию Данелии даже пришлось оправдываться перед девушкой, увидевшей столицу совсем не такой, как в кино: на вокзале у нее украли деньги, а потом забрали в отделение милиции, приняв за преступницу.

Фильм «Я шагаю по Москве» стал главной киносказкой 1963 года. Столица предстает в нем такой же юной и свежей, как его персонажи, городом, будто вчера отстроенным. Куда бы ни пришли герои Никиты Михалкова, Алексея Локтева, Евгения Стеблова и Галины Польских, все здания и объекты кажутся новыми. Прекрасно показанный Парк Горького выглядит совсем молодо — и старинный Зеленый театр, и Ландышевая аллея, появившаяся здесь еще до рождения актеров.

Д`Артаньян и Три Мушкетера

В картине Георгия Юнгвальда-Хилькевича в качестве Парижа мы видим архитектуру Львова. Именно этот город, по мнению руководителя съемочного процесса, был наиболее приближен к европейской культуре и архитектуре. Как сам город, так и его область стали прекрасной основой для съемки живописных видов с дворцами и замками.

Например, дворцом Кардинала стал львовский Дом Ученых, который сегодня является музеем и доступен для посещения. Знаменитую роскошную, деревянную лестницу этого дома, узнают многие и наверняка пожелают сделать здесь кадр на память.

В
кадрах кинофильма можно увидеть Бернардинский монастырь, внутренний двор
Армянского собора, ворота собора Св. Юра и другие католические костелы Львова.
Совершая поездки по достопримечательностям и природным памятникам, проявляйте
наблюдательность, возможно вы стоите на месте, имеющим богатую историю!

Факты

  • Танк PzKpfw38(t), принимавший участие в съёмках эпизода атаки немцев на деревню, можно увидеть в экспозиции и на сайте Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
  • В первоначальном варианте сценария в самом начале советские войска в городе успели приготовиться к обороне, в фильме же они застигнуты врасплох. Этот факт является странным, учитывая то, что в немецкой атаке участвовали танки, шум двигателей которых можно услышать издалека.
  • В сценарии В. Черных после того, как чекист убивает писаря, который хотел выдать Лившица, немцы расстреливают 10 военнопленных, однако из фильма эта сцена была убрана. По одной из версий это сбивало бы темпоритм фильма.

Бриллиантовая рука

Знаменитая
фраза Андрея Миронова: «чьёрт побьери» снималась отнюдь не в Стамбуле, куда
плыли советские туристы, а в Баку.

Именно здесь на улице Сабира, контрабандисты «фаршировали» гипс Никулина жемчугом, бриллиантами и драгоценными камнями.

С
самого конца мая и до середины июля съемочная группа колесила по Туапсе, Сочи,
Адлеру, Крыму и Новому Свету.

Кстати в Новом Свете Андрей Миронов снялся не в одной картине, чего стоит только кинофильм «3+2» по мотивам рассказа «Дикари», где на фоне Миронова возвеличивается гора Сокол.

Для
съемок «Бриллиантовой руки», Гайдаю даже позволили изменить название теплохода
«Россия», и назвать его на время съемок «Михаил Светлов», в честь любимого
поэта. Все сцены на теплоходе были отсняты за одни сутки.

Клев, из-за которого Сеня должен был позабыть обо всем на свете, на самом деле снимался в Туапсе, у скалы Киселева.

Сюжет сериала «Свои 3 сезон» (2020)

«Свои» много лет приковывают внимание к экранам всех поклонников криминального жанра. Это команда лучших экспертов из разных структур

После тщательного отбора их объединили в особый отряд для расследования самых загадочных преступлений, с которыми обычным следователям и оперативникам справиться не под силу.

В новом сезоне телезрителей снова ждет встреча с Татьяной Оленёвой и Дмитрием Родиминым, экстрасенсом Метелицей, психологом Берсеевой и другими героями, которые уже для многих на самом деле стали своими.

«Опасное любопытство», «Задохнуться от любви», «Подозревается труп», «Опасный свидетель», «Убийца с того света» — названия серий говорят сами за себя. Героев ждут неординарные преступления, а значит и методы расследований, как всегда, буду необычными.

Благодаря своему дару экстрасенс Метелица увидит связь между трупом на кладбище и свежей могилой, где похоронена невеста. Уникальный «айтишник» Женя сумеет вычислить таинственного хакера, который обнародовал список жертв для публичных убийств. Эксперт-трассолог Антон Спицин, обладая феноменальными познаниями в криминалистике, выяснит, кто копирует преступления, описанные в книгах известной писательницы. Всеволод Косицкий еще раз докажет, что он неподражаемый мастер перевоплощений, внедрится к адептам культа «Весеннее пробуждение» и узнает, зачем труп менеджера автосалона усыпали лепестками неизвестного растения…

Но Свои — не только профессионалы своего дела. Они такие же люди, как и все, со своими проблемами, переживаниями и слабостями.

Виктория Берсеева допустит сразу несколько ошибок подряд, когда похититель полугодовалого малыша не станет предъявлять каких-либо требований. Ольгу Метелицу будут мучать не только видения, но и самая обыкновенная простуда. А обыкновенный поход в районную библиотеку обернется для девушки серьезными неприятностями!

Под удар попадет и Татьяна Оленева, куратор Своих. Криминальный авторитет предъявит ультиматум: жизнь близких Татьяны в обмен на расследование загадочного самоубийства брата авторитета, флейвориста Владимира Козловского.

В новом сезоне Своих ждет пополнение. Антону Спицину, пунктуальному и дисциплинированному перфекционисту, достается в напарники вечно опаздывающая Маргарита Андреева. Марго будет подсмеиваться над руководителем группы Антоном, а он — строчить рапорты о его переводе в другую команду. Не смотря на свою непохожесть оба специалиста составляют прекрасный дуэт. Журналистское прошлое помогает девушке разговорить кого угодно и добыть любую информацию. Пикантности в развитие любовных сюжетных линий добавляет тот факт, что новая сотрудница нравится Родимину…

Жесткий и властный Литвинов получает в напарники мягкого, всем сочувствующего стажера Фазика. Добрый, доверчивый и не обидчивый отличник и медалист мирится с тем, что никто не воспринимает его как «полицейского». У Фазика фотографическая память и всегда наготове цитаты Омара Хайяма. Он невольно взбадривает Литвинова и заставляет посмотреть на дело другими глазами.

Не избежит конфликтов и группа Ольги Метелицы. Если Ольга — мастер чтения мыслей, то новая напарница экстрасенса — судмедэксперт Инга Жданова — специалист по чтению тела: по волосам, коже и ногтям человека она может рассказать о нем все, начиная от происхождения, заканчивая склонностями и привычками. Капитан Жданова — привыкла во всем доверять науке, а потому таланты Метелицы кажутся ей довольно сомнительными.

Усиление новой боевой единицей и в IT отделе. Катание на сноуборде для 13-летней Вероники закончилось травмой позвоночника и инвалидным креслом. Но девушка не сдалась и рационально подошла к выбору профессии. Ника может что угодно: достать картинку со всех ближайших к месту преступления камер, организовать прослушку, слежку за объектом, а также залезть в компьютер к начальнику и снять деньги с чужой банковской карты…

Интересные факты

Съемки фильма проходили легко и непринужденно, несмотря на то, что Леонид Гайдай был строгим режиссером и многие сцены заставлял переснимать по нескольку раз.

Актеры делились любопытными фактами, которыми до сих пор интересуются зрители:

  1. На столе во время женитьбы Володьки Завитушкина стояли подлинные блюда. На съемочной площадке присутствовало большое количество людей, и режиссер опасался, что еды не останется. Тогда он приказал залить ее керосином, чтобы у группы не возникло соблазна полакомиться разносолами. Запах в помещении стоял невыносимый, но это не повлияло на настроение артистов, и сцена получилась интересная и веселая. Из ненастоящих продуктов была только черная осетровая икра, поскольку этот продукт дорогой и труднодоступный. Ее в картине заменила мелкая охотничья дробь в масле.
  2. Актер Вячеслав Невинный параллельно со съемками киноленты «Не может быть» был задействован в другом проекте. Он попросил своего ассистента купить ему билет на самолет, чтобы скорее оказаться в Астрахани. В это время помощник получил телеграмму, в которой было написано: «Съемка сегодня Астрахани не может быть Гайдай». Ассистент Невинного не знал, как называется будущая кинолента, поэтому решил, что все отменяется, и сдал билет актера.
  3. Наталья Крачковская с большим удовольствием вспоминала, как однажды обнаружила в своем номере раков, которые подарили ей поклонники. Морепродукты были настолько вкусными, что актриса не могла удержаться и съела слишком много. Из-за этого у Крачковской на фоне аллергической реакции сильно опухли губы, что едва не привело к срыву съемочного процесса.
  4. Эпизод с чистильщиком обуви стал одним из самых запоминающихся. Он так полюбился зрителям, что через много лет чистильщику поставили памятник.
  5. Астраханец Анатолий Тимофеев снялся в небольшой эпизодической роли. На момент съемок ему было 11 лет. Гайдай заприметил мальчика и спросил, умеет ли он бегать, на что тот ответил, что занимает второе место по бегу в классе. Режиссер его сразу утвердил.

В августе 1975 г. состоялась премьера фильма. Критики восприняли картину прохладно, заявив, что своей экранизацией Леонид Гайдай испортил знаменитые шедевры Зощенко. Однако нашлись и те, кто похвалил режиссера за отличные съемки, тонкий юмор и прекрасное взаимодействие с актерами.

Сцена из фильма.

Выше всех оценили кинокартину зрители, а это самое главное. В год премьеры ее посмотрело более 50 млн человек. Фразы из фильма стали крылатыми и бессмертными.

«Карнавал»

«Какой у вас город красивый! Прям как заграничный!» — завороженно говорит Нина, героиня Ирины Муравьевой, оглядываясь на дома-книжки на проспекте Калинина. Она впервые в жизни приехала в Москву к отцу, когда-то оставившему ее с матерью в маленьком городке. У Нины много планов — поступить в театральное училище, познакомиться с интересными людьми и стать знаменитой артисткой. Но столичная жизнь обернется для нее лишь карнавалом, и к Новому году она вернется домой — ухаживать за заболевшей мамой.

Татьяна Лиознова часто говорила, что «Карнавал» — фильм о ней самой, хотя, в отличие от Нины Соломатиной, она родилась в Москве. Прочитав одноименную повесть Анны Родионовой, режиссер предложила писательнице вместе создать на основе ее текста киносценарий. Сцена с заболевшей матерью главной героини была добавлена Лиозновой — во время съемок заболела ее собственная мама.

Актерский состав

По замечанию критика, работая с актером, Михалков следует правилу: «…чем эпизодичнее персонаж, тем сочнее колорит его беглого портрета». Отсюда специфическая черта всего творчества режиссера, заявленная уже в дебюте – перенаселенность экранного мира пестрыми характерными героями. Прием этот несколько тормозит развитие действия, но, вместе с тем, отнюдь не снижает напряжения, поддерживаемого за счет яркости образов

«Свой среди чужих» оказался важной строкой в фильмографиях десятка больших отечественных актеров, которые на тот момент, словами Михалкова, были «молодые, неизвестные, голодные». Фильм стал дебютом для Юрия Богатырева и Александра Адабашьяна, сделал востребованными Александра Кайдановского и Александра Калягина, по-новому раскрыл грани таланта Анатолия Солоницына, Константина Райкина, Александра Пороховщикова и, наконец, самого Михалкова.
 

Сюжет

Август 1941 года. Неожиданно ворвавшись в одну из деревень Псковской области, немцы захватывают много пленных, в их числе политрук Лившиц, чекист Анатолий и молодой снайпер Дмитрий Блинов.

Лившица шантажирует один из пленных: забирает паек, под угрозой раскрытия должности и национальности (комиссар и еврей), — Анатолий расправляется с шантажистом, перерезав ему горло опасной бритвой.

https://youtube.com/watch?v=gH62rkzEma0

Любовь, предательство, месть — все смешалось на деревенском хуторе под Псковом в августе 1941 года. Вокруг бушует война, а здесь, вдали от военных действий, …Все видео

Недалеко от места прохождения колонны военнопленных находится родная деревня Блинова; узнав об этом, Лившиц и Анатолий решаются вместе с ним на побег. Но деревня Блинова давно занята немцами, и отец Дмитрия, Иван Блинов, оказывается местным старостой. Он утверждает, что старостой согласился стать исключительно по просьбам односельчан, прячет беглецов в сарае, однако не внушает им доверия; тем более что родственник Ивана убеждает его сдать беглецов, которых уже разыскивают, в противном случае и укрывателям грозит расстрел.

Иван Васильевич меняет профессию

Знаменитую
киноленту Леонида Гайдая увидело более 60 000 000 зрителей, и она по
праву заняла лидирующие позиции в рейтингах кино 1973 года. Комедия, как и
большинство советских фильмов, даже по прошествии многих десятилетий, не
утратили своей ценности. Сегодня туристы со всей страны и территории стран
бывшего СНГ желают узнать о местах, где проводилась часть съемок из «прошлого»,
где Ю. Яковлев и Л. Куравлев устроили настоящую аферу и попали в необычное
путешествие во времени.

Современные
сцены фильма снимались в Москве. А сцены прошлого Руси, были отсняты в Кремле
города Ростов. Кремль является памятником архитектуры зодчества и открыт к
посещению туристами.

Так что вы можете приехать и увидеть те самые места, где некогда бегали друг за другом легенды советского кино!

Актеры и роли

Дмитрий Козельский — Дмитрий Родимин, руководитель группы; Вероника Норина — Татьяна Оленёва, куратор от Следственного Комитета; Игорь Лепихин — Лев Романович Вайсберг, патологоанатом; Полина Ястребова — Женя Лисина, компьютерный гений; Ирина Горячева — Виктория Берсеева, психолог; Степан Бекетов — Всеволод Косицкий, специалист МЧС; Ярослав Воронцов — Антон Спицын, криминалист, эксперт-трассолог; Олег Жилин — Василий Литвинов, следователь; Татьяна Трунова — Ольга Метелица, экстрасенс; Янина Лакоба — Карина Майорова, судмедэксперт; Арсений Александров — Илья Потапов; Алина Мурзагалиева — Лиза Голикова; Анастасия Солабуто — Вера; Василий Рукша — Кашицын; Ксения Асмоловская — Надя Калюжная; Владимир Брест — Сергей Белов, автослесарь; Сергей Цветков — Василий Алексеевич Сахаров; Виктор Воронцов — Алексей Усов; Ксения Пацинская — Алиса Раевская; Валентина Гущина — Ольга, жена Полуянова; Ася Прохорова — Диана, цирковая гимнастка; Игорь Папылев — муж Маргариты; Вадим Бадмацыренов — Умед Лахуди; Лидия Рудь — Алиса Опалова; Валерия Мичкова — Света Макарова; Татьяна Шокурова — Мария Свиридова; Елизавета Ковалёва — Раиса; Софья Горелик — Лариса Рюмина; Константин Фёдоров-Фрейвальд — Тропов; Анастасия Ярёменко — Таня; Дмитрий Пиличев — Толя, охранник; Ирина Снеткова — Майя Авдеева; Дмитрий Лиманов — Никита; Матильда Гассельблат-Прокофьева — Анита; Сергей Андриенко — Голубев; Александр Какуев — очевидец аварии; Алина Недобитко — Аня; Владислав Шкерин — Гаспарян; Евгений Евсеев — Макс; охранник Яшки Чёрного; Руслан Дулич — Семён; Эдуард Орлов — преподаватель; Виталий Пьянов — мужик; Екатерина Белова — Ирина Пряхина; Игорь Киселёв — бандит; Сергей Гарусов — Василий Лосев; Татьяна Посашкова — Диана; Валентина Бодягина — сотрудница бизнес-центра; Александр Алейнов — участковый

Где снимали фильм «Не может быть!»

Большую часть уличных сцен снимали в Астрахани, второй локацией была выбрана Москва.

Астрахань

В Астрахани до сих пор сохранилось много мест, которые можно разглядеть в фильме. Например, песню «Купидон» Олег Даль исполняет на улице Никольской (тогда она называлась улицей Розы Люксембург).

Автомобиль с задержанным двигается по булыжной мостовой, которая практически полностью сохранила свой первоначальный вид до XXI в.

Кадры фильма, снятые в Астрахани.

Москва

Некоторые сцены, в которых не требовались декорации 20-х гг., снимались в Москве. Их было не так много, потому что в основном актеры снимались в Астрахани.

«Три тополя на Плющихе»

Название фильма Татьяны Лиозновой, конечно, стоило бы писать с двойными кавычками — «“Три тополя” на Плющихе». Конечная точка маршрута, по которому едут таксист Саша (Олег Ефремов) и его пассажирка Нюра (Татьяна Доронина), — кафе «Три тополя». Эта неопределенность — какие-то тополя, какая-то Плющиха — задает тональность всей картине, в основу сценария которой лег рассказ Александра Борщаговского о встрече двух людей в большом городе. Кажется, это судьба, но встреча ничем не заканчивается.

Нюра, приехавшая с чемоданом деревенской ветчины в гости к столичной родне, садится в такси на Комсомольской площади. Ехать на Плющиху, но с собой у нее только рубль 12 копеек, о чем она сразу предупреждает водителя. За эти деньги она прокатится по всему центру Москвы — увидит и только что построенные дома-книжки на Новом Арбате (тогда — часть проспекта Калинина), и Манежную площадь (еще без фонтанов — они появятся только в 1997 году), и здание кинотеатра «Горизонт» в первозданном виде.

Кафе «Три тополя» было сооружено в 6-м Ростовском переулке. А сцены в квартире нюриных родственников снимали в настоящей квартире в так называемом Доме архитекторов (Ростовская набережная, дом 5) — хозяева уехали на дачу, предоставив кинематографистам свое жилье.

Кстати, Плющиха в фильме появилась почти случайно: рассказ, по которому снят фильм, называется «Три тополя на Шаболовке». Коррективы внесла Татьяна Лиознова — Шаболовка прочно ассоциировалась с телевидением, и режиссер хотела избежать ненужных аллюзий.

Главные персонажи

Руководителя необычного отдела Дмитрия Родимина сыграл харизматичный артист Антон Васильев. Актер часто играет сотрудников правоохранительных органов. Из последних работ Васильева стоит выделить: «Невский», «Мамочки», «Отель Элеон», «Грецкий орешек», «Звоните ДиКаприо!».

Во втором сезоне сериала «Свои» роль Дмитрия Родимина получил Дмитрий Козельский. Актер известен ролями в таких проектах, как: «Особый случай», «Высокая кухня», «Пятая стража», «Мертвые ласточки». Патологоанатома Льва Романовича Вайсберга сыграл Игорь Лепихин.

Железную леди и, по совместительству, куратора из СК Татьяну Оленеву блестяще сыграла Полина Толстун. На счету актрисы 25 кинематографических, из них наиболее популярными стали следующие: «Шаман 2», «Апперкот для Гитлера», «Следователь Тихонова», «Грецкий орешек».

В образ судмедэксперта Карины перевоплотилась артистка лаборатории «ON. Театр» Инна Степанова. Ее героиня умеет виртуозно сканировать тело человека. По состоянию кожного покрова, ногтевой пластины, структуре волос она расскажет о человеке практически всё от состояния здоровья, до пагубных привычек.

Для актрисы это первая большая роль в кино, ранее она играла эпизоды в таких проектах, как: «Хмуров», «Майор полиции», «Тест на беременность», «По ту сторону смерти».

Роль капитана ФСБ Василия Литвинова, руководителя второй группы «Своих» получил Олег Жилин. Его персонаж обладает сверхмощным аналитическим умом. Благодаря логике и самодисциплине, он мастерски раскрывает тяжелые преступления. Несмотря на железный характер и выдержку, Литвинов весьма ранимая и романтичная личность.

В творческой копилке артиста 76 работ. Наиболее успешными стали такие, как: «Инспектор Купер 2», «Колыбель над бездной», «Шаман. Новая угроза», «Невский. Проверка на прочность».

Программиста в образе симпатичной брюнетки Жени сыграла начинающая актриса Полина Ястребова. На счету артистки пять проектов в кино: «Птица», «Звоните ДиКаприо!», «Один день лета», «Батальон».

Роль куратора, направленного в отдел со Следственного комитета Татьяну Оленеву получила Вероника Норина. Карьера артистки начиналась с популярного криминального сериала «Улицы разбитых фонарей 12», «Такая работа».

Психолога Викторию Берсееву сыграла Ирина Горячева, игравшая в таких картинах, как: «Когда его совсем не ждешь», «Рожденная звездой», «Колодец забытых желаний», «Мажор-2», «Канцелярская крыса», «Северное сияние». Ее героиня мастерски разбирается в эмоциях и жестах, а коллеги считают ее детектором лжи.

«Служебный роман»

Героев своего фильма режиссер Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский расселили в соответствии с иерархией, принятой в статистическом учреждении, где они работают, и московскими реалиями 1970-х годов. Все места были своеобразными маркерами для москвичей — по месту жительства сразу понятно, кто есть кто. Начальница Калугина, героиня Алисы Фрейндлих, живет в престижном доме-свечке на Большой Никитской — к моменту съемок он только-только был сдан в эксплуатацию и заселен важными персонами. Дом пижона Самохвалова (Олег Басилашвили) — в самом центре, на улице Горького (сейчас — Тверская). Стеснительного отца-одиночку Новосельцева отправили в переулок Чернышевского, неподалеку от современной станции метро «Достоевская», — тогда это был обычный спальный район.

Статистическое учреждение снимали в трех местах. Экстерьер взяли у здания Министерства речного флота СССР на углу Петровки и Кузнецкого Моста, интерьеры построили в павильоне Мосфильма. А сцену на террасе, куда «мымра» и «сухарь» Калугина уходит поплакать, сняли на крыше легендарного Дома Нирнзее — первого московского небоскреба, построенного в 1913 году, или «тучереза», как его тогда называли. Небывалая высота здания в проекте — девять этажей! — напугала комиссию по строительству. Нирнзее просили уменьшить этажность, но он настоял на своем. Дом, вопреки опасениям, стоит на своем месте уже второй век. А кино на его крыше снимают практически с первых лет существования. В 1915 году здесь был оборудован зимний съемочный павильон товарищества «Венгеров и Гардин».

«Москва слезам не верит»

Юные Катя (Вера Алентова) и Людмила (Ирина Муравьева), недавно приехавшие в Москву, отчаянно утоляют культурную жажду. Подруги посещают фестиваль французского кино в Театре киноактера, где им удается перекинуться парой слов с начинающим актером Иннокентием Смоктуновским, разглядывают сияющие витрины магазинов, слушают Андрея Вознесенского на площади Маяковского (сейчас — Триумфальная). Съемка последней сцены по каким-то причинам задерживалась. Массовка, собравшаяся перед памятником Маяковскому, зашепталась. Родилась шутка: Меньшов думает, как снимать — закапывать подземный переход или заново строить «Современник». Старое здание легендарного театра было снесено в 1974 году, а действие первой части фильма разворачивается в 1950-е.

Самым престижным жильем в Москве 1950-х были высотки. В высотку на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) героинь заносит судьба — пожить, пока хозяева на даче. Зовут только Катю, но Людмила не может упустить шанс отдохнуть от общежития и прикоснуться к красивой жизни. Бытовые проблемы юных героинь были хорошо знакомы и Владимиру Меньшову, и его супруге Вере Алентовой, исполнившей главную роль. Как рассказывал режиссер, фильм «Москва слезам не верит» стал для них отчасти автобиографическим — как Катя и ее подруги, в юности они приехали покорять Москву, жили в общежитиях, мало спали и много работали.

«Иван Васильевич меняет профессию»

«Красота-то какая! Лепота!» — говорит Иван Грозный в исполнении Юрия Яковлева, царственно окидывая взглядом Москву с высоты птичьего полета. Точнее, с балкона только что построенного дома по адресу: Новокузнецкая улица, дом 13, строение 1. Именно здесь расположена квартира изобретателя Шурика, открывшего портал из советской Москвы в средневековую. Внешний вид современного 13-этажного зигзагообразного здания соответствовал замыслу режиссера как нельзя лучше — в таком доме и должен был жить гений инженерной мысли. А вот его расположение не подошло. Но это было исправлено в процессе монтажа. Глазами вышедшего на балкон Грозного мы видим не только Новокузнецкую, но и Кутузовский проспект и Новоарбатский мост, снятые с верхнего этажа одного из домов-книжек.

Кратко о фильме «Не может быть!»

Сценарий фильма был основан на трех произведениях Михаила Зощенко: «Преступление и наказание», «Свадебное происшествие» и «Забавное приключение».

Изначально Леонид Гайдай выбрал другие произведения, а мысль создать картину возникла у режиссера на съемочной площадке комедии «Иван Васильевич меняет профессию».

Поначалу рабочая версия носила название «Тайна, покрытая лаком», и события должны были происходить в 70-х гг., но на киностудии не посчитали это хорошей идеей.

В фильме высмеивались различные пороки: алкоголизм, скупость и другие, поэтому режиссеру не разрешили переносить героев в современность. Все плохое должно было остаться далеко в прошлом. Гайдай решил не отстаивать свое мнение, и зрители увидели жизнь 20-х гг.

В фильме снимались Нина Гребешкова, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Сергей Филиппов, Вячеслав Невинный и другие талантливые актеры.

Плеяда замечательных актеров. 

Съемочный период

Съемки фильма проходили с перерывами – с июля по декабрь 1973 года. Работа началась в павильонах «Мосфильма», где был выстроен губком и некоторые другие интерьеры. Затем группа переместилась в тогда еще подмосковное Марфино – там сняли натуру и сцену проводов эскадрона красноармейцев. Большая часть натурных эпизодов, в том числе сплав по реке, была отснята под Грозным. По легенде, места были выбраны благодаря рекомендации Махмуда Эсамбаева, убедившего Михалкова, что более живописной природы в Союзе нет. К тому же, все необходимые локации – горы, лес, река – находились близко друг от друга. Завершилась же работа близ Баку, где пришлось переснимать сцену ночного ограбления поезда, так как в первый раз пленка оказалась бракованной.
Любопытно, что вопреки серьезному контролю процесса съемок, существовавшему в условиях государственного кинопроизводства, многие сцены в картине придуманы едва ли не на ходу и сымпровизированы, в частности воспоминания есаула. Кроме того, в окончательный вариант картины в некоторых местах и вовсе вошли кадры из проб, к примеру, в сцене расстрела предателя. Также любопытно отметить, что почти весь материал был отснят с первого-второго дубля – приходилось экономить крайне скудные запасы Kodak’а (при конечной длине фильма около 2700 метров, цветной пленки было выделено всего 5400 метров).
 

Кавказская пленница

Название
фильма не оставляет сомнений в том, что съемки проходили в сердце Кавказских
гор. Однако основным местом съемок был Крым, в частности Алушта, Демерджи,
Ай-Петринская Яйла и окрестности местных деревень.

Найти камень можно всего в ста метрах от Никулинского ореха, если идти на северо-восток. Здесь, на фоне камня Варлей хорошо виднеются вершины гор Ангар-бурун и Эльх-кая.

Знаменитая
фраза «помедленнее, я записываю…» была произнесена Шуриком в Алуште, на улице
Набережной #5. Здесь осталось здание с
колоннами, которое видно в кадре, и старые сосны у входа.

Знаменитая
«Психиатрическая больница #1», находится в
Симферополе, и является не больницей для душевно больных, а консервным заводом
имени 1-ого мая.

Съемки погони за троицей, похитившей Нину, проходили на Бахчисарайском и Южнобережском шоссе, а на других кадрах можно заметить вид на Ай-Петри с ее скалистыми зубцами.

Человек амфибия

Фильм
с фантастическим сюжетом, тесно связанный с подводной жизнью, было очень
нелегко снять в те годы. Нью-Йоркская газета даже высмеивала попытки советского
кинематографа, говоря о том, что за подобную работу не брался даже великий Уолт
Дисней. Однако наши режиссеры и вся группа не желали сдаваться.

Природа Крымского побережья стала лучшей декорацией для съемки живописных сцен.

Тренировки
актерской группы проходили на побережье Нового Света, в районе Судака. Основные
морские кадры были отсняты в живописных местах бухты Ласпи, а также на
Карадаге. Группа проживала в палаточном городке Ласпинской бухты, недалеко от
Севастополя. Все подводные кадры были отсняты в Ленинграде, в бассейне,
поскольку аппаратура не позволяла отснять четкое изображение в воде, причем,
что в море она частенько была мутной. Дома и улицы, которые мы видим в фильме,
были сняты в столице Азербайджана – Баку. 

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации