Содержание
Глава четвертая
Решение уехать немедля посещает Надю. У нее случается разговор с матерью, в котором она признается, что не любит своего жениха, что не понимает, почему мать так живет. Мать, в свою очередь, пытается урезонить дочь, говорит, что все образуется. Надя не хочет ее слушать. В очередной раз ей открывается вся пошлость существования ее родственников. Она бежит к Саше и просит разрешения уехать с ним завтра же. Он так рад, что пускается в пляс. Молодые люди договариваются: Надя поедет его провожать на вокзал, потом войдет вместе с ним в вагон (билет он ей купит), затем она доедет до Москвы, а там в Питер рванет уже без него. Северная Пальмира встретит ее прохладой и новыми научными знаниями.
Успокоенная девушка вернулась к себе в комнату и уснула.
Эта глава наиболее динамичная в рассказе, и все благодаря тому, что филигранно владеет пером А. П. Чехов. «Невеста» (краткое содержание вполне передает эмоциональность момента) заставляет трепетать читателя.
Сюжет
Мещане Жигаловы, у которых на выданье дочь Даша, к ужасу своему узнают, что чиновник Апломбов (Эраст Гарин), ежедневно обедавший у них и зарекомендовавший себя женихом, жениться вовсе не собирается. С большим трудом удалось отцу Дашеньки уговорить амбициозного жениха сделать предложение. Жених согласился, поставив условием обязательное присутствие на свадьбе генерала. Один из близких к дому Жигаловых людей — агент страхового общества Нюнин — обещает доставить на праздник генерала и получает за это 25 рублей.
И вот, наконец, свадьба. В торжественный момент прибыл главный гость — пожилой генерал Ревунов-Караулов, родной дядя Нюнина. Скандал разгорелся в самый пик веселья, когда выяснилось, что генерал — вовсе не генерал, а всего лишь капитан второго ранга (подполковник). Узнав о том, что Нюнину заплатили за то, чтобы генерал пришёл, ошеломлённый Ревунов-Караулов покидает празднество. Выпивший жених ссорится с телеграфистом Ятем, приглашённым на торжество, а узнав, что за невесту дают меньше приданого, в ярости рвёт дорогие подушки. Свадьба расстраивается.
История создания
Съёмки картины проходили в Москве, в Лиховом переулке в доме 3, строение 2, в двухэтажном старинном желтоватом здании, находящемся в углублении (в настоящее время там располагаются офисные помещения) и принадлежавшем в те годы документалистам. Съёмки проходили по ночам на верхнем этаже (днём документалисты готовили выпуски «Хроники»). В уличных кадрах можно видеть приметы военной Москвы — заклеенные крест-накрест окна.
Картину было приказано выпустить на экраны к 40-летию смерти А. П. Чехова. По выражению Фаины Раневской, «У нас ведь даже из годовщины смерти могут сделать праздник».
Эраст Гарин вспоминал «немногочисленные репетиции и очень длительное время съёмок». Он говорил о своей роли, что в его дореволюционном детстве «бродили такие вредные, вроде моего жениха, маски». Гарин сам предложил добавить к внешности Апломбова стояче-откидной крахмальный воротничок, а художник по костюмам Шелли Быховская его «гиперболизировала». Также по просьбе артиста ему прилепили усы щёточкой под Адольфа Гитлера, «вождя взбесившихся мещан», и одели в узкую визитку.
Глава первая
В провинциальном городке собирается званый обед, видимо, в честь окончательного решения по поводу судьбы Нади. Надя – девушка 23-х лет, а с 16-ти она мечтает выйти замуж. Хвала небесам, нашелся и жених подходящий – Андрей Андреич (он приходится сыном местному соборному протоиерею). В доме царит вязкая атмосфера всеобщей праздности. Надя и ее жених не работают. Андрей Андреич закончил филологический факультет, но не то что постоянного, но и вообще никого места и дела не имеет. Помимо молодых людей, на обеде присутствует бабушка Нади, в чьих руках основные капиталы семьи. Надина мама (жена ныне покойного сына бабушки) тоже ведет образ жизни совершенно праздный и бессмысленный: говорит с отцом Андреем об астрологии и оккультных практиках, плачет над книгами, рано ложится и поздно встает. И всем им кажется, что живут они совершенно нормально. Другого мнения по этому вопросу придерживается Саша – дальний родственник из Москвы.
Он небогат, поэтому ему надо работать. Московский гость прибывает в провинциальный городок единственно за тем, чтобы поправить здоровье: он очень болен, но ему противна вся та жизнь, которую ведут обитатели дома, и каждый год, приезжая, он об этом говорит Наде, так как считает, что только ее среди всех них и можно еще спасти. Остальные же завязли в праздности, как мухи в янтаре.
Первая глава заканчивается детальным описанием вечера, потом все разъезжаются по домам.
Произведение (его краткое содержание) «Невеста» Чехова начинается со вполне благополучной картины, а вот дальше, по ходу повествования, устроенность быта героев дает трещины.
В ролях
- Алексей Грибов — Евдоким Захарович Жигалов, отец невесты
- Фаина Раневская — Настасья Тимофеевна Жигалова, мать невесты
- Эраст Гарин — Эпаминонд Максимович Апломбов, жених
- Зоя Фёдорова — Дашенька, невеста
- Николай Коновалов — Фёдор Яковлевич Ревунов-Караулов, капитан 2-го ранга (подполковник) в отставке
- Михаил Яншин — Андрей Андреевич Нюнин, агент страхового общества
- Сергей Мартинсон — Иван Михайлович Ять, телеграфист
- Вера Марецкая — Анна Мартыновна Змеюкина, акушерка-певица
- Осип Абдулов — Харлампий Спиридонович Дымба, грек-кондитер
- Николай Плотников — шафер
- Сергей Блинников — Дмитрий Степанович Мозговой, матрос
- Владимир Владиславский — доктор Кондрашкин
- Лев Свердлин — шарманщик
- Александр Костомолоцкий — дирижёр
- Валентина Кузнецова — эпизод
- Софья Левитина — гостья
- Ирина Мурзаева — гостья
- Михаил Пуговкин — гость
- Георгий Бударов — гость
- Елена Понсова — гостья
- Антоний Ходурский — Осип Лукич Бабельмандебский, гость
- Александр Щагин — лакей
- Александра Данилова — прачка, выглядывающая из окна (нет в титрах)
- Иван Клюквин — Василий, гость (нет в титрах)
- Татьяна Пельтцер — жена доктора (нет в титрах)
- Павел Шпрингфельд — гость (нет в титрах)
- Григорий Мерлинский — шафер (нет в титрах)
Глава вторая
До свадьбы остается месяц или чуть меньше, но Надя не спит по ночам, реальность вообще кажется ей какой-то угнетающей. Удивительно, но она пытается поделиться своими сомнениями с матерью, и оказывается, что они с ней не только говорят на разных языках, но и живут будто бы на разных планетах. Надя впервые обнаруживает тотальную зависимость матери от бабушки, ее глупость и ее несчастье. Впервые за все время разговоры Саши о смысле, морали и других «высоких темах» падают на благодатную почву девических сомнений о том, а правильно ли она делает, что выходит замуж. Ей пока только неявно и подспудно кажется, что она совершает ошибку. Надя начинает несмело задумываться о возможности обучения в другом городе.
В этом месте рассказ (и вместе с ним краткое содержание) «Невеста» Чехова дарит читателю надежду на какую-то интригу, которая под пером мастера должна вот-вот раскрыть себя. Хорошо, что читатель не обманывается в своих ожиданиях.
Глава третья
Если бы у глав в этом рассказе А. П. Чехова были названия, то эту можно было бы смело озаглавить «Пошлость и отвращение».
В ней Андрей Андреич и Надя осматривают дом, который наняли для них. Сын отца Андрея ходит по комнатам и восхищается, а Надю мутит и от него, и от этих комнат, и от его бесконечных пустопорожних разговоров и фальшивого самобичевания, и от лживого покаяния за то, что он бездельник. Наде все время хочется домой, а еще она понимает, что совершенно не любит Андрея (может быть, никогда не любила), и даже больше: он ей ненавистен.
Вернувшись домой, она обнаруживает, что и приготовления к свадьбе ей противны. Вся эта суета, очередной обед, демонстрирующий только непомерную гордыню бабули, ей отвратительны!
Дальний родственник – Саша, видимо, тоже испытывает сходные чувства, поэтому решает уехать, но его просят остаться еще на некоторое время, и он уступает.
В этой главе произведение (краткое содержание) «Невеста» Чехова делает хоть и ожидаемый, но крутой поворот. Становится очевидным, что жизнь героев уже не будет прежней, и что всем планам на будущее, которые были до того, уже не суждено сбыться.
Пьеса Свадьба читать сюжет
Сюжетная линия произведения простроена на событиях, происходящих в доме мещан Жигаловых, выдающих свою дочь Дашу замуж за чиновника Апломбова.
Апломбов часто посещает дом Жигаловых, проводя время за обедом, но не планируя женитьбу. Родители Даши с трудом уговаривают молодого человека на свадьбу, на которую амбициозный жених соглашается лишь при условии хорошего приданого и обязательного присутствия на торжестве настоящего генерала.
Во время начала свадебного праздника жених напоминает новоявленной теще об обещанном приданом, указывая на то, что в его составе должны быть не только деньги, но два выигрышных лотерейных билета, о которых он недавно узнал, что они находятся в залоге.
Настасья Тимофеевна Жигалова, который неприятен разговор с Апломбовым, пытается отвлечь его начавшимися танцами, однако жених позиционирует себя культурным и состоятельным человеком, которому не характерно выделывание ногами кренделей.
Недовольство жениха заключается и в присутствии на свадьбе бывшего ухажера невесты, телеграфиста Ять, усиленно ухаживающего за мадам Змеюкиной, местной акушеркой. Телеграфист, изрядно приняв горячительных напитков, решает произнести тост, расхваливая молодоженов и приготовленные яства, однако он делает замечание хозяевам дома об отсутствии у них электрического освещения.
За столом вспыхивает спор, в котором Апломбов высказывает мнение, что электричество представляет собой вид мошенничества, демонстрируя свой уровень так называемой образованности. Жениха поддерживает и молодая жена с маменькой. В споре телеграфист непрозрачно намекает о денежном расчете Апломбова при вступлении в брак с Дашей, в результате чего начинается бранная перепалка и предложение жениха об уходе Ятя, который соглашается оставить праздник лишь в случае возврата женихом одолженных у него денег.
Раздается тост за молодых, гости успокаиваются. В этот момент объявляют о прибытии свадебного генерала Ревунова, который на деле оказывается капитаном второго ранга, но для гостей его представляют в генеральском чине заслуженного моряка. Раззадоренный принятием большого количества алкоголя, Ревунов открывает завесу тайны о своем статусе одному из гостей, результатом которого становится грандиозный скандал, в котором герои обвиняют друга друга во всех смертных грехах, а Ревунова оскорбляют получением взятки за роль генерала.
Финал произведения завершается несостоявшейся свадьбой.