Андрей Смирнов
Время чтения: ~7 мин.
Просмотров: 0

Старики-разбойники (фильм)

Сюжет

Следователя Николая Сергеевича Мячикова (Юрий Никулин) хотят отправить на пенсию по возрасту. Начальник Мячикова — Федяев (Георгий Бурков) — мотивирует это тем, что за последние два месяца тот не раскрыл ни одного преступления, хотя на самом деле причина в другом: «сверху» поступило указание освободить место следователя для блатного человека (Андрей Миронов). В это же время выходит на пенсию и друг Мячикова — инженер Валентин Петрович Воробьёв (Евгений Евстигнеев). Однако на прощальном собрании, тронутый речами коллег, Валентин Петрович, несмотря на возрастные неприятности с сердцем, вдруг принимает решение остаться на работе и энергично его отстаивает, чем немало озадачивает и смущает руководство.

Хорошо понимая нежелание друга выходить на пенсию, Воробьёв предлагает организовать «преступление века», и после того, как Мячиков раскроет его, начальству ничего не останется, как оставить его на работе. Для начала старики-разбойники похищают из музея картину Рембрандта. Однако их план полностью проваливается — в музее никто не хватился бесценной картины. Рембрандта приходится вернуть на место. Следующая идея Воробьёва — ограбить свою соседку, хорошую знакомую Мячикова, инкассатора Анну Павловну (Ольга Аросева). Сговорившись с будущей потерпевшей, Воробьёв собирается на дело, но внезапно старику становится плохо. Грабить идёт сам Мячиков. Успешно захватив сумку с деньгами и уйдя от преследования, Мячиков прячется в подворотне — и встречается там с настоящим грабителем. Наутро Мячиков оказывается в очень затруднительном положении: деньги пропали, преступника не найти, а дело раскрывать надо.
Честный следователь продаёт всё своё имущество, но полную сумму собрать не удаётся. Анна Павловна, ничего не зная о настоящем ограблении, решает, что Мячиков просто присвоил себе часть денег. Единственный, кто сразу понимает, что Мячиков попал в беду, — его друг Воробьёв. Он отдаёт незадавшемуся разбойнику все свои сбережения со словами: «Мы с тобой жили честно, и давай помрём честно». Федяев догадывается, что следователь решил вложить собственные деньги, лишь бы остаться на работе. Мячиков рассказывает начальнику, что и ограбление устроил он сам, но Федяев ему всё равно не верит. Тогда Николай Сергеевич на правах следователя арестовывает сам себя. В камере ему является «почти вещий» сон: в зале суда всё встанет на свои места.
Завершается фильм кадрами, когда Мячиков поздним вечером выходит из арестантской. Его ждут на лавке Анна Павловна с Воробьёвым, и троица удаляется.

В ролях

АктёрРоль
Юрий Никулин Николай Сергеевич Мячиков следователь
Евгений Евстигнеев Валентин Петрович Воробьёв инженер, друг Мячикова
Ольга Аросева Анна Павловна Суздалева инкассатор, возлюбленная Мячикова
Георгий Бурков Фёдор Фёдорович Федяев прокурор, начальник Мячикова
Андрей Миронов Юрий Евгеньевич Проскудин «блатной»
Валентина Владимирова Мария Тихоновна жена Воробьёва
Юрий Белов Петя милиционер на «проходной»
Валентина Талызина секретарша Федяева
Роман Филиппов человек, ограбивший Мячикова
Готлиб Ронинсон врач «скорой помощи»
Юрий Смирнов слесарь домоуправления
Лев Дуров  шофёр инкассаторской машины
Борис Рунге директор обувного магазина
Ирина Мурзаева смотрительница музея
Нина Агапова смотрительница музея
Виктор Байков сослуживец Воробьёва, главный бухгалтер
Борис Владимиров сослуживец Воробьёва, начальник планового отдела
Георгий Куликов сослуживец Воробьёва, начальник технического отдела
Наталия Санько представитель от молодёжи, сослуживица Воробьёва
Евгений Перов сослуживец Воробьёва, директор треста
Александр Ширвиндт референт министра
Эльдар Рязанов коллега Мячикова (нет в титрах)

Юрий Яковлев — текст от автора

Съёмки

Лестницу музея снимали на журфаке МГУ. Картина Рембрандта «Портрет молодого человека с кружевным воротником», которую похищают герои фильма, хранится в Эрмитаже. Всадники, которые гонятся за Мячиковым в его сне-кошмаре, — это статуи кондотьера Гаттамелаты и кондотьера Коллеони, копии которых находятся в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Большинство уличных сцен и эпизодов сняты во Львове. В частности, видны архитектурные ансамбли на площади Рынок, Королевский арсенал (место работы Мячикова), Львовская ратуша (вид музея снаружи), Пороховая башня, Латинский собор, Башня Корнякта и другие достопримечательности. Сцена ограбления Мячикова снята в Москве, Трубниковский пер. 19, где позднее снимался фильм «Романс о влюблённых».

Съёмочная группа

  • Сценарий — Эмиля Брагинского, Эльдара Рязанова
  • Режиссёр — Эльдар Рязанов
  • Операторы — Генри Абрамян, Николай Немоляев
  • Художник-постановщик — Михаил Богданов
  • Композитор — Андрей Петров
  • Звукооператор — Валерий Попов
  • Костюмы — Шелли Быховской
  • Грим — Ольги Струнцовой
  • Монтаж — Е. Карповой
  • Комбинированные съёмки:
    • Оператор — Игорь Фелицын
    • Художник — А. Клименко
  • Редактор — Анатолий Степанов
  • Дирижёр — Владимир Васильев
  • Музыкальный редактор — Раиса Лукина
  • Исполнители трюков — А. Микулин, В. Корзун, В. Балашов, Г. Провалов
  • Ассистенты:
    • режиссёра — Е. Судакова, Н. Апарин
    • оператора — Ю. Базаров, В. Новиков
    • художника — В. Антоненков, М. Горизонтов
    • звукооператора — Валентина Щедрина
  • Директор картины — В. Зайцева

Картину таскали «весело»

«Старики-разбойники» родились у Эльдара Рязанова не от хорошей жизни. Сначала ему не разрешили ставить фильм «Сирано де Бержерак», о котором он мечтал, затем начались и другие неприятности, проблемы со здоровьем и смерть матери, которые сопровождались довольно долгим творческим простоем.

Из-за переживаний Эльдар Александрович попал в больницу. Там познакомился с мужчиной преклонного возраста, который пожаловался, как его коллеги по работе выпроводили на пенсию. Фантазия режиссера заработала туг же, идеей он поделился с Эмилем Брагинским. Так родились старики Мячиков и Воробьев.

– Съемки проходили весело, замечательно, – вспоминает Лев Дуров. – Свою маленькую рольку в «Стариках-разбойниках» я сыграл с удовольствием, тем более это единственная роль, которую дал мне Рязанов!

Только не подумайте, что я за это на него в обиде! Мы с ним в прекрасных отношениях, просто я, видимо, больше ни в одну картину Рязанова не вписывался. Замечательно, что «Старики-разбойники» существуют.

Ведь эта отличная комедия еще и память об ушедших. Все они – и Никулин, и Евстигнеев, и Бурков, и Миронов – были удивительные люди, а уж о том, какие актеры, я и не говорю.
Действительно, что и говорить, актеров Рязанов умеет подбирать великолепно. А они охотно идут сниматься к нему не только как к одному из самых знаменитых режиссеров, но и как к профессионалу, умеющему по-настоящему работать с артистами.

Все знали, что Евстигнеев сценариев почти не читает, а берет роль какой-то непостижимой интуицией. И вот однажды на съемках «Стариков-разбойников» Никулин ему серьезно сказал: «Женя, ты к завтрашнему дню хорошо подготовился?»

«А что у нас завтра?» — спросил ничего не подозревающий Евтигнеев. «Как, ты забыл сценарий? — ответил Никулин. — Мы же прыгаем с парашютами! Я вот уже предупредил семью: мало ли что…»

Рязанов потом долго не мог понять, какого дублера от него требует Евстигнеев.

На главные роли Рязанов сразу же пригласил Евгения Евстигнеева (Воробьев) и Юрия Никулина (Мячиков). А вот над кандидатурами других артистов пришлось подумать. Например, на роль молодого следователя Проскурина, которого потом сыграл Андрей Миронов, режиссер поначалу приглашал «товарища Сухова» Анатолия Кузнецова.

– Я до этого уже сыграл несколько следователей, а тут опять такое предложение, – рассказывает Кузнецов. – Говорю Рязанову: «Я хочу одного из стариков». А он отвечает: «Да нет, я уже выбрал, ты будешь на своем месте…» Но я отказался. А когда фильм вышел на экраны, пожалел об отказе.

На роль кассира Анны Павловны режиссер пригласил Ольгу Аросеву. Правда, поначалу он сомневался в выборе.

– Помню, он пригласил меня на пробы, но смотрел с неким предубеждением, – говорит Аросева. – Тогда был популярным «Кабачок «13 стульев»», и Рязанов боялся, что в фильме зритель снова увидит во мне пани Монику.

Он решил внешне полностью меня изменить, например сделать другую прическу. «Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники, уберу из фильма», – говорил он мне строго.

Аросева ни разу в жизни не держала боевого оружия, а в фильме ее героине приходится иметь с ним дело. Но актриса не подвела, она с жаром начала осваивать стрельбу, вплоть до того, что в дни тренировок она не могла поднести ложку ко рту из-за того, что болела рука…

Кстати, самая популярная цирковая реприза клоуна Никулина «Бревно» пришла на арену цирка с экрана. В фильме «старикам-разбойникам» приходится «красть» в музее большую, тяжелую картину.

Несколько дублей они таскали эту картину, и у Никулина появилась идея повторить этот «творческий процесс» на арене, только картину заменить на бревно…

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации