Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Кого не cмог спасти «союз спасения»: пять фактов о восстании декабристов

Содержание/сюжет

1808 год. Частный воспитательный пансион в Париже. Император Франции Наполеон, посещая пансион, приказал показать ему самого талантливого ученика. Им оказался сын российского дипломата в Париже, подданный Российской империи Сергей Муравьёв-Апостол.

1814 год. Русская армия разгромила наполеоновскую Францию. Во время высочайшего смотра лейб-гвардии Семеновского полка императором Александром I гвардейские офицеры в честь победы решили выпить с ним шампанского, но государь, не пожелав, проехал мимо.

1820 год. Россия стала сильнейшей державой мира. Однако солдаты, ветераны боёв с Наполеоном, возмущены частыми телесными наказаниями и чрезмерной муштрой. Бунт лейб-гвардии Семёновского полка был усмирён самими офицерами полка Муравьёвым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым, но несмотря на это, бунт всё же заставил царя отправить любимых командиров в армейские части Малороссии, а простых солдат прогнать сквозь строй и выслать в Сибирь. Поручик Муравьёв-Апостол вместе с полковником Пестелем уезжает из Санкт-Петербурга в Черниговский пехотный полк в Киевскую губернию.

1825 год. 13 декабря. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё: собственное благосостояние, положение в обществе, любовь красавиц и даже жизнь: свою и подчинённых солдат. Обсуждая пути реформ, дворяне задаются главным вопросом, что же предпочесть: «Русскую правду» Павла Пестеля, написанную им в республиканском духе, либо конституционный проект Никиты Муравьёва, где Россия останется империей.

Черниговский полк. К Пестелю приезжает генерал Юшневский. От него Пестель узнает, что капитан Майборода, один из офицеров, написал донос в Петербург. Павла вызвали в Тульчин для ареста. Пестель решает сдаться. Муравьев сообщает об этом Бестужеву. Солдаты поднимают восстание…

Утро 14 декабря. Московский пехотный полк во главе с Оболенским, Пановым, Бестужевым и Петром Каховским выходят на Сенатскую площадь и готовятся атаковать Сенат (не зная, что Сенат уже присягнул Николаю). Генерал-губернатор Милорадович пытается уговорить солдат уйти в казармы. Ему это фактически удаётся, и поэтому один из руководителей восстания — Каховский, решается выстрелить Милорадовичу в спину, затем князь Оболенский ударяет его штыком. Поняв, что восставшие не сдадутся, Николай I приказывает Конной гвардии Алексея Орлова атаковать и рассеять их. Атака не имеет успеха.

16.10. 14 декабря. Николай приказывает артиллерии стрелять картечью. Много солдат мятежных полков погибает, оставшиеся стихийно бегут на лёд Невы. Мятежные офицеры не могут их остановить. На Неве офицеры приказывают выжившим восставшим солдатам строиться на льду с целью захвата Петропавловской крепости и Арсенала. В ответ на это Николай приказывает переместить артиллерию и своим огнем разбить лёд. Солдаты и офицеры гибнут от осколков ядер или проваливаясь под лёд, разбитый ядрами.

Январь 1826. Черниговцы идут строем по Ржевской дороге. Неожиданно выстреливает артиллерия. Там офицеры полка замечают орудия и правительственные войска. Муравьев проводит черту, сказав, что если войска перейдут её, начнется война. Сергей Иванович отбирает знамя и идёт на переговоры. Через несколько минут, майор Баранов, некогда разжалованный в солдаты, приказывает солдатам строиться. Офицеры пытаются отговорить майора, но Баранов убеждает их со словами «А вы хотите, чтобы его просто убили?». Солдаты переходят черту, правительственные войска открывают огонь. Муравьёв-Апостол получает тяжёлое ранение, ахтырские гусары разбивают мятежников…

Фильм в деталях показывает как декабристское восстание на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, так и восстание Черниговского пехотного полка Русской императорской армии, расквартированного в Киевской губернии Российской империи.

1826 год, 13 июля. Верховный уголовный суд по делу декабристов по окончании судебного процесса приговаривает пятерых предводителей восстания (Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьёв-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Пётр Каховский) к смертной казни через повешение. С виселицы срываются Рылеев, Муравьёв-Апостол и Каховский. Сорвавшемуся с виселицы Сергею Муравьёву-Апостолу мерещится новая встреча с Александром I, где на этот раз русский царь соглашается выпить шампанского со своими гвардейцами…

Сюжет, исчезающий в пустоте

Кино начинается с показа взволновавшей в 1820 году всю РоссиюСемёновской истории» — волнений одного из самых привилегированных гвардейских полков, вызванных недовольством полковником Фёдором Шварцем, новым командиром полка. Это был поразительный бунт, в котором солдаты выступили против начальства, движимые высоким чувством собственного достоинства. Гвардейцы при полном параде выстроились на полковом плацу и потребовали избавить их от Шварца.

Что же показано на экране? Какой-то дикий бунт солдат в шинелях поверх исподнего. Озверевшая толпа чуть не убивает полковника, хотя на самом деле Шварц ничуть не пострадал и более того, во время беспорядков он благоразумно не появлялся поблизости от восставших. Кстати, особого смысла показывать выступление семёновцев не было. Разве для того, чтобы объяснить, почему один из героев фильма, офицер гвардии Сергей Муравьёв-Апостол, оказался в армейском полку на юге России.

Но учитывая то, как снят фильм, в этом не было никакой нужды. Ведь на протяжении более чем двух часов перед зрителем мелькает множество самых различных персонажей, связь между которым чаще всего не объясняется никак. Порой даже возникает ощущение, что начали снимать большой сериал, а потом спешно смонтировали полнометражное кино, безжалостно вырезаялишние» сюжетные линии, которые из-за этого обрываются на полуслове, чтобы потом внезапно продолжиться там, где их никто не ждёт.

«Избранное величество»

Когда я работал за океаном, мне доводилось бывать в поместьях «отцов-основателей» США, включая ее первого президента и главнокомандующего войсками в первой войне за независимость (1775–1783 годы) Джорджа Вашингтона. Я читал и слышал о том, как после победы один из его чересчур восторженных подчиненных призывал военного лидера американской революции короноваться, но тот сразу решительно и даже гневно отверг эту идею. Позже он точно так же отклонил и предложение собственного вице-президента Джона Адамса о том, чтобы его как главу нового государства официально титуловали «Ваше избранное величество» или «Ваше высочество президент Соединенных Штатов Америки и защитник их свобод».

Никто же не знал тогда, как правильно величать руководителя исполнительной власти в республике. В итоге оставили просто — президент США.

Уже там, в вашингтоновском Маунт-Верноне, мне приходила в голову мысль о том, что очень похожие усадьбы я встречал прежде и в родном Подмосковье. А позже, в поместье третьего президента и автора Декларации независимости США Томаса Джефферсона в Монтичелло меня вдруг осенило: «Да это же наши декабристы!» Те же революционеры из благородного сословия. Просто заокеанские, принадлежавшие к чуть более старшему поколению и… победившие.

Сюжет

Армия Российской империи смогла разгромить Францию, тем самым свергнув Наполеона и заняв Париж. Вся Европа была вынуждена признать то, что российские войска – сильнейшие в своем роде. Враги потихоньку начали уходить в сторону, принимая более лояльную позицию. В это время Российскую империю начинает ломать изнутри собственное население.

К несчастью для России, появились недруги, способные повлиять на ход истории в пределах государства. После громогласной победы над войсками Наполеона многие военные поверили в собственную значимость, решив продолжить путь завоевателей, но не все вышестоящие чины были согласны с подобным утверждением.


Декабристы тайного сообщества

Война – это самое страшное зло, ведь тогда не сыны хоронят отцов, а отцы – сыновей. Благодаря тому, что российские военные познакомились с европейской системой жизни, им захотелось таких же прав и свобод. Молодая группа гвардейцев решилась на отчаянный шаг – было создано тайное политическое общество декабристов.

Офицеры всеми силами пытались повлиять на систему крепостного права и полностью искоренить самодержавие. Как уже известно из книг по истории XIX века, эта повесть закончилась весьма печально. Благодаря жертвам, павшим в сражениях за права крестьян и других угнетенных слоев населения, Россия получила то, что мы имеем сейчас.

Нельзя недооценивать подвиг людей, которые сражались не только за Родину, но и за благополучие своих сограждан. Вторая часть должна рассказать о дальнейших событиях, а также затронет времена правления следующих царей после Александра I.

Используйте в фильме максимально неподходящую музыку

Про звуковой ряд рассказывать без слез просто нельзя. Такого откровенного провала в крупном российском блокбастере давно не было.

Создалось впечатление, что композитор Дмитрий Емельянов был не в курсе, к какому именно фильму он писал музыку. Он буквально не понимал ни общее настроение фильма, ни отдельных сцен. Абсолютно проходные телевизионные мелодии, которые забываются в следующей же сцене.

Для пущего убивания атмосферы Дмитрий переработал знаменитые рок-мелодии. Кино, Наутилус и даже Мумий Тролль (ещё есть Баста, но это уже другая история). Комментировать это недоразумение даже не хочется.

Уж лучше бы украли использовали копии произведений Ханса Циммера.

Обсуждать странные решения режиссера, сценариста и продюсеров можно долго. Вывод один – фильм не получился. Он пытается быть актуальным для современной действительности и даже говорит знакомыми нам фразами.

Цитата из фильма: Никаких разговоров с бандитами.

Расстреливать несогласных здесь практически поощряется авторами, а власть пытаются максимально «очеловечить». Царь-батюшка молодец и добрый, декабристы – инфантильные бунтари и предатели. Точка.

Но выглядит все это притянутым за уши и топорно. Да и четкой морали или посыла фильм не несет, оставляя зрителя к финальным титрам в полном замешательстве. Причины неудачи декабрьской революции прописаны плохо. Кто не знаком с историческими событиями, так и вовсе не поймет произошедшее на экране.

Размышлять и обсуждать события и «союз» после выхода из кинозала просто не хочется. Эффектное, масштабное, но абсолютно бессмысленное и не трогающее душу кино.


iPhones.ru

Должно быть стыдно такое снимать.

Артём Баусов

Главный по новостям, кликбейту и опечаткам. Люблю электротехнику и занимаюсь огненной магией.

Telegram: @TemaBausov

Почему меня расстроил сюжет

С самого начала картины меня увлекли яркие сцены, в которых показано огромное количество красивых костюмов. Как только я привыкла к ним, начала понимать, что фильм становится скучным из-за огромного количества диалогов, предшествующих началу самого восстания.

Как почистить диффузор тем, что есть дома: эко-средство для посуды и салфетка

Где нужно поставить диван, чтобы привлечь в дом благополучие

Космический турист впервые выйдет в открытый космос с русским космонавтом

Очень опечалило то, что в картине почти ничего не говорится о женах декабристов. Да, есть несколько моментов, в которых встречаются вдова Рылеева и княгиня Трубецкая, но эти эпизоды незначительны. Из-за этого у меня сложилось такое впечатление, что фильм снят исключительно для мужчин — мне, как женщине, местами было скучно его смотреть — не хватало любовной составляющей в сюжете.

Развязка меня немного расстроила — все-таки я ожидала пусть небольшого, но хэппи-энда. Трагичность судьбы главных героев в конце показана во всех красках.

В целом, я могу порекомендовать «Союз спасения» как неплохой фильм, который будет очень интересным для просмотра. Однако будьте готовы к тому, что после киносеанса вам придется пересмотреть ту трактовку известного исторического события, о которой нам рассказывали в школе, либо, наоборот, остаться верным ей, охарактеризовав сюжет картины как красивую выдумку автора, никак не связанную с реальной историей.

Визуальный ряд должен вызывать восторг, но только в трейлере

Если внимательно ознакомиться с любым из трейлеров к фильму, может показаться, что нас ждет настоящий исторический эпик. Огромная массовка, военные сражения на фоне зимнего Петербурга, масса разнообразных локаций в разное время года, дворцы и офицерские мундиры. Красота!? Нет.

Игорь Гринякин, снявший неплохое (с точки зрения кадра) «Движение вверх» на этот раз расслабился и снял типичное диалоговое дешевое российское тв-кино. Это когда максимально близко демонстрируют сначала одного говорящего персонажа, затем другого. Академично. Медленно. Скучно.

Не стоит ждать хотя бы интересной операторской работы или необычных ракурсов. Увы.

На заднем фоне действительно будут видны красоты дворцов Петербурга, а разрекламированному военному сражению уделят достаточно много экранного времени.
Но батальные сцены будут страдать средними и крупными планами. Ни о какой эпичности речи не идет (лишь крайне изредка). Красиво, местами драматично, но без всякой изюминки.

Кстати, посчитайте количество пластиковых окон. Интересно, сколько увидите в 1825 году.

Да и какая может быть изюминка, когда переживать в этих сценах просто не за кого? Застрелили? Закололи? Ну… ладно. А как его звали?

Для российского кино военные действия выглядят достаточно бодро и свежо. До момента, пока не вспоминаешь «Войну и Мир» Сергея Бондарчука. Вот уж, где эпичность и зрелищность!

Отдельного внимания заслуживает рейтинг фильма 12+. Константин Львович, действительно ли разумно показывать подросткам сцены, в которых детально показываются моменты, где ядрами сносятся головы?

Актерский состав

Леонид Бичевин сыграл Сергея Муравьева-Апостола. Ранее актер играл главные роли в следующих популярных проектах: «Наследники», «Адаптация», «Хождение по мукам», «Содержанки». Максим Матвеев перевоплотился в образ Сергея Трубецкого. Наиболее успешными работами с участием обаятельного актера стали: «Про любовь. Только для взрослых», «Игрок», «Триггер», «Любит не любит 2».

Звезда сериала «Мажор» Павел Прилучный получил роль Павла Пестеля. За последние несколько лет творческая копилка актера пополнилась следующими работами: «Любовь с ограничениями», «Преступление», «Жизнь впереди», «Форс-мажор», «Возмездие», «В клетке». Иван Янковский перевоплотился в образ Михаила Бестюжева-Рюмина. Молодой артист известен по таким проектам, как: «Индиго», «Тряпичный союз», «Источник», «Ночные стражи».

В образе Рылеева предстанет Антон Шагин, известный по следующим телевизионным сериалам: «Бесы», «Анка с Молдованки», «Молот», «Пятница», «Довлатов», «Подкидыш». Именитый российский актер Александр Домогаров снялся в роли Михаила Милорадовича. Игорь Петренко перевоплотился в образ гренадера Черниговского полка Баранова. Ранее актер снимался в таких проектах, как: «Черная кошка», «Чужая дочь», «Спящие», «Решение о ликвидации», «Спящие-2», «Игра с огнем».

Также в картине «Союз спасения» играли: Сергей Перегудов, Виталий Кищенко, Иван Колесников, Алексей Гуськов, Александр Устюгов, Сергей Колтаков, Владислав Ветров, Александр Лазарев (младший), Ингеборга Дапкунайте, Софья Заика, Артем Ткаченко, Павел Баршак, Дмитрий Лысенков, Петар Зекавица, Марта Тимофеева, Юрий Батурин.

«Декабристы составляют важную культурную константу в России»

— Никита Павлович, почему фильм «Союз спасения» вызвал столь бурную реакцию?

— Я думаю, здесь много что сыграло свою роль. Во-первых, о декабристах давно не снимали фильмов, прошло уже 40 с лишним лет после выхода «Звезды пленительного счастья». Во-вторых, декабристы составляют важную культурную константу в России, не только в рамках освободительного движения, но и в рамках мифологии российского социума в целом. Подобно тому, как Карамзин на рубеже XVIII—XIX века выработал и внедрил своим примером в жизнь образ частного человека, не чиновника, не служащего, но достойного того, чтобы к нему прислушивались, декабристы своим поведением выработали образ человека, живущего в истории. Начиная с декабристов, образованный и просвещенный русский человек живет не просто под забором, а ежедневно в истории, и все его поступки соотносятся с ней и имеют значение. Ровно поэтому попытка изменить образ декабристов, конечно, вызывает большие споры.

— Многие историки говорят, что авторы картины передергивают факты. Вы согласны? Какие именно?

— Есть совершенно прямые передержки, причем чрезвычайно обидные, потому что непонятно, зачем они вообще понадобились. Показана «семеновская история», возмущение первого батальона Семеновского гвардейского полка в 1820 году против притеснений нового полковника Шварца. Солдаты показаны какими-то потемкинскими матросами образца 1905 года, совершенно озверелой массой погромщиков. Ничего похожего близко не было в Семеновском полку. Это был элитный полк, в котором офицеры уже несколько лет перед тем вели просвещенческую работу среди солдат, где отменили телесные наказания. Это были совершенно другие люди. И никакого погрома в Семеновском полку 1820 году не было, весь бунт заключался в том, что государева рота выстроилась для проверки и отказалась расходиться, пока не отменят неуставные смотры, которые ввел полковник Шварц, и самого его не уберут из полка. Зачем понадобилось в фильме искажать этот факт, совершенно непонятно.

— Но семеновский эпизод был важен в истории декабристов?

— Да. Потому что выступление семеновцев показало, что не надо готовить народ, ждать народной революции, а можно произвести переворот, опираясь на специальным образом подготовленные войска. И декабристов в этом представлении укрепили европейские события, когда ровно по такому сценарию просвещенные офицеры произвели конституционный переворот — сначала в Испании, несколько позже в Неаполитанском королевстве. И тогда был распущен «Союз благоденствия», который был только «говорильней», то есть занимался исключительно работой со светским общественным мнением, и началась подготовка солдат и офицеров к военной революции. То есть для истории декабризма это важная веха, но в том виде, в каком она показана в фильме, она ни для чего не нужна и совершенно лжива. Но самая крупная ложь заключается не в ложных тезисах, а в важных умолчаниях.

— В умолчаниях чего?

— Зритель, который давно отучился в школе и все забыл, вообще не поймет, с какой стати эти люди устроили мятеж и вывели войска на площадь. Нам показывают только, что русские войска вошли в Париж, ура, пьем шампанское. Но что там внутри, в Российской империи, какое там неблагоустройство и неблагополучие? Денег нет, промышленность в упадке после войны, технологически отстаем во всем — в финансовых, управленческих, образовательных и военных технологиях. Нужны прямо-таки петровские реформы нового вида. Но все упирается в крепостное право. Нельзя существенно реформировать ни армию, ни налоговую, ни судебную систему без ликвидации крестьянской крепости. А за эту работу никто не решается приняться, это тупик. Ничего про это нам даже очень кратко не сообщается. Сидят исключительно молодые люди, пьют шампанское, потом вдруг начинают бунтовать. С чего, почему?

Small news

Конечно, скорее всего, я ломлюсь в открытую дверь и пишу то, что давно известно профессиональным историкам. Вот у покойного академика Николая Болховитинова еще в советское время был очерк «Декабристы и Америка».

Там рассказано, как наши юные революционеры чтили американских предтеч, прежде всего Вашингтона и Бенджамина Франклина, как в их кругу Павлу Пестелю прочили «славу Вашингтона»

Как они изучали опыт государственного строительства в заокеанской республике, обращая внимание не только на его сильные стороны, но и на изъяны, прежде всего сохранение рабства, а также на различия между Америкой и Россией («Там жителей девять миллионов, у нас — сорок», — указывал один из отечественных противников федерализма).  . Но все же в целом тема, как я понимаю, проработана пока слабо

Для американцев она и вовсе, по сути, не существует: они считали свою революцию маяком для всего мира и Россию особо не выделяли. На дипломатическом донесении о попытке переворота в Санкт-Петербурге, поступившем в Вашингтон лишь осенью 1826 года, рукой тогдашнего госсекретаря США Генри Клея сделана пометка: «Мелкое известие» (Small news)

Но все же в целом тема, как я понимаю, проработана пока слабо. Для американцев она и вовсе, по сути, не существует: они считали свою революцию маяком для всего мира и Россию особо не выделяли. На дипломатическом донесении о попытке переворота в Санкт-Петербурге, поступившем в Вашингтон лишь осенью 1826 года, рукой тогдашнего госсекретаря США Генри Клея сделана пометка: «Мелкое известие» (Small news).

У нас же, по свидетельству Болховитинова, в советский период из всей этой обширной и многогранной темы «более или менее основательно изучено лишь влияние федеральной конституции 1787 года и конституций отдельных американских штатов на конституционные проекты декабристов и в первую очередь на конституцию Н.М. Муравьева».

Актеры и роли

Роль князя Сергея Трубецкого, «несостоявшегося» руководителя Сенатского восстания, исполняет Максим Матвеев. Главный зачинщик мятежа не явился на площадь, лишившись, по воспоминаниям родственников, чувств при первых выстрелах пушек от стыда за содеянное. Матвеев также играет знаменитого сыщика в сериале «Шерлок Холмс в России», съемки которого начались летом 2019 года.

Леонид Бичевин снялся в роли Сергея Муравьева-Апостола, казненного после подавления мятежа. Вешали подполковника, поднявшего восстание в Черниговском полку, дважды — в первый раз веревка оборвалась. Бичевин снимается в телесериале «Содержанки», первый сезон которого был показан в марте-апреле 2019 года.

Павел Прилучный

Актер Павел Прилучный предстанет в образе руководителя Южного общества, Павла Пестеля. Среди декабристов выходец из немцев отметился призывами не столько к установлению конституционной монархии, сколько к уничтожению всех членов императорской фамилии, включая женщин и детей. В 2019 году звезда «Закрытой школы» снимался также в готовящемся к выходу 4-серийном мини-сериале «Призрак» канала НТВ.

Михаила Бестужева-Рюмина приговорили к повешению вместе с другими лидерами восстания. Находясь в заточении, радетель за благо России обратился с прошением к следователям о позволении на допросах отвечать на французском языке, поскольку по-русски говорить не привык. Декабриста в фильме играет Иван Янковский, исполнивший также главную роль в фантастической драме «Икария», премьера которой запланирована на 2019 год.

Иван Янковский

Роль Кондратия Рылеева, поэта-декабриста и правителя канцелярии Российско-американской компании, исполнил Антон Шагин. Этот организатор восстания первым начал выплачивать гонорары писавшим в «Полярную звезду» авторам, положив тем начало коммерческой журналистике в России. В 2020 году планируется выход фэнтези-фильма «Конек-горбунок», где Антон Шагин играет главную роль — Ивана-дурака.

Также в фильме снимались Иван Колесников (Николай I), Виталий Кищенко (Александр I), Александр Домогаров (генерал Милорадович) и Ингеборга Дапкунайте (княгиня Бельская).

Незнание? Нет — халтура!

Из-за стремления создателей кино показать множество событий и персонажей действие становится скомканным. Планы восставших не объясняются, их действия непонятны, отчего особенно страдает параллельная линия мятежа Черниговского полка, случившегося под Киевом уже после поражения декабристов. Некоторые факты просто исковерканы до неузнаваемости. Так, назначенный диктатором полковник князь Сергей Трубецкой во время мятежа находится на Дворцовой площади и постоянно пытается затеять разговор с Николаем I, просто навязывая себя ему в качестве лидера восставших, с которым можно вести переговоры. Вначале это выглядит как неудачная штука, затем как откровенное издевательство.

На ту же тему Последний заговор русской гвардии

В действительности Трубецкой, увидев утром дня восстания, что Сенат уже присягнул новому императору и план действий рушится прямо на глазах, не явился на Сенатскую площадь, проведя время в метаниях по городу. Именно в это время он случайно пересёкся с Николаем, который ещё не знал о роли князя среди заговорщиков. Конечно же, в суматохе событий они даже не обмолвились парой слов.

Убедившись, что дело восставших провалено, Трубецкой спрятался в доме свой родственницы Татьяны Потёмкиной, а затем оказался в доме австрийского посла графа фон Лебцельтерна, где и был арестован. Никаких переговоров императора с Трубецким не было и в помине!

Похожее случилось и с видным вельможей Николаем Мордвиновым. Во-первых, его в кино произвели в графы, хотя он получил этот титул девять лет спустя. Во-вторых, он оказался сенатором, хотя в действительности был членом Государственного совета. И в-третьих, он внезапно оказался одним из заговорщиков, хотя на самом деле не имел к тайным обществам никакого касательства.

Специалисты не нужны!

Начнём всё с той же многострадальнойкартинки». Надо признать,Союз спасения» красиво снят. Виды Санкт-Петербурга, дворцовые интерьеры, военные в блестящей форме конца александровского царствования — всё это неизбежно впечатляет, даже если имеется множество ошибок. А они есть. В должном числе. Те же мундиры, занимающие немалую долю экранного времени похожи на существовавшие в реальности, но странности постоянно бросаются в глаза: то у Милорадовича еще в 1814 году обнаружится белый чепрак, то адъютантскую шляпу наденутне по регламенту». И сидит форма на большинстве актеров плохо — мешковато, хотя по моде тех лет должна была носиться чуть ли не в обтяжку.

Есть давняя неразгаданная загадка: почему, когда снимают историческое кино, консультанты оказываются далеко на вторых ролях? Такие специалисты есть. Но проходят годы, историки тихо пишут свои статьи и книги, а в кино всё, как и раньше, происходит без них — либо они есть, но их игнорируют,чтобы было красиво». Специалисты не нужны. С создателями кино они живут в абсолютно непересекающихся мирах.

Вопрос об объединении Южного и Северного обществ

Необходимость этого понимали члены обоих обществ. Но прийти к общему мнению им было нелегко. У каждого общества были свои сомнения насчет отдельных вопросов конституций. Кроме того, даже сама личность П. Пестеля вызывала у членов Северного общества сомнение. К. Рылеев находил даже, что Пестель «человек опасный для России».  Весной 1824 г. Пестель сам приехал к членам Северного общества с предложением принять «Русскую правду». На собрании звучали страстные споры, но в то же время этот приезд подтолкнул Северное общество к более решительным действиям. Обсуждали вопрос о подготовке выступления в Белой Церкви, где предполагался царский смотр в 1825 г.  Но выступление могло быть только совместным: Северного и Южного обществ. Все согласились, что надо выработать общую программу: идея республики (вместо конституционной монархии) и Учредительного собрания (вместо диктатуры Временного революционного правительства) были более приемлемыми для большинства. Окончательно эти вопросы должен быть решить съезд 1826 года.

Но события стали развиваться по непредусмотренному плану: в ноябре 1825 г. внезапно умер император Александр I. Наследником престола являлся брат Александра Константин, который еще раньше отказался от правления, но это его решение не было обнародовано, и 27 ноября население присягнуло Константину. Однако он престола не принимал, но и формально не отрекался от императорского трона. Николай не дождался от брата формального отречения и объявил себя императором. Переприсяга должна была состояться 14 декабря 1825 г.

Император Николай на Сенатской площади 14 января 1825 г.

Создалась ситуация междуцарствия, и декабристы решили начать восстание — они  еще раньше, при создании  первой организации, приняли решение выступить в момент смены императоров. Этот момент теперь и наступил, хотя он был неожиданным и преждевременным.

«Перед собой, перед Богом, перед людьми…»

По поводу названия картины Кравчук сказал, что «Союз спасения» — «это, конечно, некоторое обобщение», отражающее идеалистические настроения людей, стремившихся «личным примером изменить и спасти страну». 

По своему социальному положению, по своим взглядам все они были очень разные, «но для них было важно, чтобы в стране существовал закон, перед которым все равны», —пояснил режиссер, добавив, что «конституционная монархия это подразумевает». «В целом это, наверное, история о том, на что и как далеко ты готов пойти ради своих желаний, ради своей мечты, — сказал Кравчук

— А если пошел, то готов ли, можешь ли взять на себя ответственность за все, что происходит. Потому что, когда ты сам по себе живешь и что-то делаешь, это одно, а когда ты выводишь множество людей, то отвечаешь и за них тоже»

«В целом это, наверное, история о том, на что и как далеко ты готов пойти ради своих желаний, ради своей мечты, — сказал Кравчук. — А если пошел, то готов ли, можешь ли взять на себя ответственность за все, что происходит. Потому что, когда ты сам по себе живешь и что-то делаешь, это одно, а когда ты выводишь множество людей, то отвечаешь и за них тоже».

Этот лейтмотив не раз еще всплывал в разговоре. «У нас была своя позиция, но она относилась не к политике, а к людям: к человеческой душе, к пути человека в этом мире. К чувству ответственности перед собой, перед Богом, перед людьми», — сказал режиссер-постановщик.

На вопрос о том, стремился ли он провести какие-то параллели с сегодняшним днем, он с улыбкой ответил отрицательно. В творчестве, на его взгляд, актуальность привлекательна «художественно, а не социально»

«Актуальность художественного образа — вот что важно, — сказал Кравчук. — Если он складывается как образ, то он актуален всегда». 

Смысл фильма «Союз спасения»

Фильм «Союз спасения» основан на реальных событиях. Эта история повествует не только о значимых лицах государства, но и о простых обыкновенных людях. Гвардейские офицеры вдохновлены победой над Францией. После ожесточенных боев они возвращаются на Родину. Только что они видят? Несмотря на то, что Россия стала самой сильной державой Европы, жизнь обыкновенных людей далека от идеала. Крестьяне вынуждены много трудиться, чтобы просто существовать. Они находятся в рабском положении. Рядовые солдаты в царской армии страдают от постоянных унижений и издевательств.

Герои уверены, что так больше продолжаться не может. Художественный фильм «Союз спасения» показывает зарождение обществ, которые со временем становятся истоками движения декабристов. Дворяне готовы положить конец беспределу, который отравляет жизнь простых людей. Молодые победители уверены, что перед ними открыты все дороги. В этой жизни нет ничего невозможного. Они борются за свободу и равенство всего русского народа. Гвардейские офицеры объединились ради достижения благородной цели. Герои приносят в жертву не только любовь, положение, богатство, но и свою жизнь.

Гвардейскими офицерами движут молодость и жажда справедливости. Их основными целями являются: смена царской власти на конституционную монархию и уход от крепостного права. Фильм «Союз спасения» показывает не только действия героев. Кинокартина рассказывает об атмосфере, которая царила внутри декабристского общества.

Между молодыми победителя возникали конфликты, споры. Они совместными усилиями разрабатывали план по свержению власти, которая их не устраивала. Герои были уверены, что они борются за правое дело. Но не все было гладко. Разногласия, недопонимание среди некоторых членов общества тормозили движение декабристов. Однако гвардейские офицеры находили в себе силы, чтобы идти дальше.

«Союз спасения» — это первое преддекабристское общество, возникшее в 1816 году. В него входило небольшое количество участников — около 30 человек. Молодые офицеры рассчитывали на мирное урегулирование конфликтных ситуаций, они боролись за общественное просвещение. Герои негативно относились к радикальному пути изменения жизни простых людей. Они считали, что условия для переворота должны самостоятельно сложиться. Но не все в «Союзе спасения» поддерживали мнение большинства. Часть членов общества не хотела ждать просветления простых людей, полагая, что это займёт слишком много времени. Молодые победители выступали за революцию. Противостояние внутри общества, различия в целях и методах достижения результатов нашли отражение в фильме «Союз спасения».

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

  • 103Создатели «Пацанов» высмеяли женскую сцену «Мстителей: Финала» — она была слишком тупой и надуманной
  • 67«Дюна» легко может заработать в мировом прокате миллиард — так считают аналитики
  • 63Древние германцы объединяются против непобедимого Рима в трейлере исторического боевика «Варвары»
  • 53Технический прогресс, сила богатырская и зубастый Колобок — вышел трейлер фэнтези «Последний богатырь: Корень зла»
  • 50«Пора принять тот факт, что женщины жёсткие и крутые» — Джессика Честейн о цели фильма «355»
  • 42Брюс Уиллис опять играет Джона Макклейна из «Крепкого орешка»
  • 39Николас Кейдж отражает инопланетное вторжение с помощью боевых искусств в трейлере фильма «Джиу-джитсу»
  • 38Милла Йовович воюет с гигантскими чудовищами в трейлере «Охотника на монстров»
  • 37RU77 — ответ украинских разработчиков на польский Cyberpunk 2077
  • 36Актриса из ребута «Зачарованных» назвала Холли Мэри Комбс и Роуз Макгоуэн жалкими

Что мне понравилось в фильме

С первых минут просмотра картины меня приятно удивили костюмы героев, которые были тщательно продуманы не только для главных действующих лиц, но и для массовки

Отдельное внимание хотелось бы уделить местности, в которой была снята картина — глядя на эту обстановку, хотелось верить в реалистичность всего показанного на экране

Задачка про улитку, которую легко решают дети (а взрослые разгадывают с трудом)

Огромный пузырь под открытым небом: не выдумка, а отель в Исландии (фото)

Пара сэкономила £11 000, построив компактный домашний тренажерный зал

По душе пришлась и музыка, сопровождающая фильм «Союз спасения», а также хорошо прописанный сценарий. Все это сочетается с яркой картинкой, на которую очень приятно смотреть, вникая в сюжет.

На мой взгляд, очень хорошо были поставлены сцены, снятые на Сенатской площади, во время просмотра которых даже дух захватывало.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации