Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Александр сокуров

Призыв вести себя по-христиански

Начал триумфатор с того, что «сердечно поблагодарил за сердечность», а после рассказал, как звонил маме, которой 90 лет. Мама просила сына ничего не говорить с трибуны, или «они тебя убьют». Начало довольно серьезное. Если я верно понимаю язык иносказания интеллектуалов, то мама считает (не сам Сокуров. Или сам Сокуров тоже?), что мы живем в тоталитарном государстве, где могут убить за гражданскую позицию. Тут, вероятнее всего, намек на Бориса Немцова, убитого на Большом Москворецком мосту в 2015 году. По умолчанию смерть политика приписывается, без сомнения, Кремлю. «Ты вечно споришь с правительством», — продолжила мать. «Я не спорю, я высказываю точку зрения», — ответил матери кинорежиссер. Далее Сокуров сказал, что ждет от Владимира Путина ответа о судьбе режиссера Сенцова.

Олег Геннадьевич Сенцов — украинский кинорежиссер и писатель. Задержан в Крыму в 2015 году. Обвиняется в террористической деятельности. Сенцов не признал себя виновным в инкриминируемых ему преступлениях и назвал дело политическим и сфабрикованным.

Сам режиссер Сокуров 2 декабря 2016 года встречался с Путиным и сказал, «что на этом человеке (Сенцове) нет крови. Мы осуждаем его за намерения». Путин обещал «подумать», а Сокуров «остался доволен содержанием беседы». До этого Сокуров в открытом обращении к Путину просил его отнестись к делу Сенцова по-христиански. А ведь известно, что сам Сокуров активно выступает против сращивания церкви и государства. Собственно, раз ты имеешь такую позицию, почему же просишь о таких странных вещах? Иногда логика великих художников не ясна простому человеку. Хотя не исключено, что РПЦ и христианство для Сокурова, как и для большинства жителей планеты, вещи разные.

Если отойти от проблемы Сенцова, то статья за терроризм (ст. 205 УК РФ) уже давно критикуется виднейшими правозащитниками. Основными фигурантами этих дел, к сожалению, является мусульманская часть населения. О всех тех, кто осужден по данным статьям и отбывает наказание в местах не столь отдаленных, режиссер Сокуров, конечно же, не упомянул. Возможно, дело в его особом отношении к Кавказу? Но это потом.

Сокуров ждет ответа от Путина, пока тот думает. Что ж, подождем и мы…

Сокуров обратил внимание на то, что требуется гуманитарное просвещение, а внедрение в систему образования религиозных, подменных понятий ведет к развалу государства. Фото os.colta.ru

Награды

Вручение Государственных премий Российской Федерации за 2014 год, 12 июня 2015 года

  • 1987 — Бронзовый Леопард кинофестиваля в Локарно за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1987 — Московский кинофестиваль — приз внеконкурсной программы;
  • 1987 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
  • 1988 — номинация на премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»;
  • 1988 — номинация на первом вручении European Film Awards за фильм «Дни затмения»;
  • 1989 — приз Берлинского кинофестиваля в рамках форума нового кинематографа за фильм «Дни затмения»;
  • 1991 — Роттердамский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ за фильм «Круг второй» и KNF Award за фильмы «Элегия» и «Простая элегия»;
  • 1995 — решением Европейской киноакадемии Александр Сокуров признан одним из ста лучших режиссёров мирового кино;
  • 1996 — Государственная премия России за фильмы «Элегия из России… Этюды для сна», «Духовные голоса»;
  • 1997 — премии Московского кинофестиваля имени А. Тарковского, кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын»;
  • 1997 — Заслуженный деятель искусств России;
  • 1998 — лауреат премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена Иоанном Павлом II;
  • 1999 — МКФ в Каннах: Приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
  • 1999 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Молох»;
  • 1999 — номинация на European Film Awards за фильм «Молох»;
  • 2001 — Государственная премия России (за фильмы «Молох» и «Телец»);
  • 2001 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм, лучшую операторскую работу и лучшую режиссуру — «Телец»;
  • 2001 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Телец»;
  • 2001 — приз за изобразительное решение за фильм «Русский ковчег» на МКФ в Торонто;
  • 2002 — премия «Ника» за лучший фильм, лучшую операторскую работу и режиссуру фильма «Телец»;
  • 2002 — Специальный приз МКФ в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф;
  • 2002 — номинация на Золотую пальмовую ветвь МКФ Каннского кинофестиваля за фильм «Русский ковчег»;
  • 2002 — номинация на European Film Awards за фильм «Русский ковчег»;
  • 2003 — приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале за фильм «Отец и сын»;
  • 2003 — «Премия Свободы», учреждённая польским режиссёром Анджеем Вайдой и компанией «Филип Моррис»;
  • 2004 — Народный артист России;
  • 2004 — премия «Ника» за фильм «Русский ковчег»;
  • 2004 — Себряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
  • 2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
  • 2005 — Ереванский кинофестиваль, лучший фильм конкурса — «Солнце»;
  • 2005 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Солнце»;
  • 2006 — Почётный Леопард Кинофестиваля в Локарно за особый вклад в кинематограф;
  • 2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
  • 2007 — премия имени Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
  • 2007 — обладатель премии имени Тарковского 27 сентября 2007 года;
  • 2010 — Всероссийская премия «Хранители наследия» (г. Псков). Номинация: «Подвиг»;
  • 2010 — мексиканская премия цифрового кино «Эль Почоте»;
  • 2010 — «Небесная линия» (премия за общественную деятельность в сфере градозащиты Петербурга);
  • 2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
  • 2011 — орден Восходящего солнца 4 класса (Япония)
  • 2012 — награда за вклад в мировое киноискусство на фестивале «Зеркало» имени Андрея Тарковского
  • 2012 — премия Армянской церкви «Да будет свет», врученная на IX международном кинофестивале «Золотой абрикос»
  • 2013 — «Ника» за лучший игровой фильм и лучшую режиссуру за кинофильм «Фауст»
  • 2013 — премии Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший фильм и лучшую режиссуру — «Фауст»
  • 2014 — почётный приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» на фестивале «Кинотавр»
  • 2014 — офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)
  • 2014 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства «за вклад в развитие отечественного и мирового кинематографа»
  • 2015 — Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония».
  • 2017 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
  • 2017 — Премия Европейской киноакадемии «За жизненные достижения»

«На мой вкус, Нияз несколько перебрал с хвалебными эпитетами в адрес мэтра»

Как все-таки приятно получать ответы. А то бывает — стараешься, пишешь, и кто бы что сказал. А вот сказал. И не абы кто, а сам Нияз Игламов, наш прославленный театральный критик и заведующий литературной частью в Театре Камала. Для меня, начинающего колумниста, лестно быть замеченным столь видной фигурой, и как уж тут удержаться и не написать пару слов в ответ, когда в твою сторону «повернули голову» и даже «навели лорнет».

Как несложно догадаться, Нияз (в статье господин Игламов несколько раз обращается в мой адрес: «Ренат», и, вероятно, он не обидится на мое столь же простецкое обращение в ответе) — ярый сторонник и поклонник творчества Сокурова. В этой связи, как мне кажется, я своей статьей затронул нечто святое, неприкосновенное, искренне любимое, настоящее. Ничего не имею против, но, на мой вкус, Нияз несколько перебрал с хвалебными эпитетами в адрес мэтра.

«Великий режиссер попал в нерв эпохи…», «Александр Николаевич с упорством Сизифа…», «нравственный камертон русской интеллигенции…». Тут и правда невольно задумаешься: «Куда я сунулся?» Справедливости ради подмечу, что меня и вправду несколько раз посещала такая мысль. Но с другой стороны: почему нет? Для меня тоже, как и для уважаемого Нияза, существуют сакральные понятия, но даже они в правильном контексте требуют порой жестких и конкретных вопросов. Почему же Сокуров, при всем моем уважении к Александру Николаевичу, должен быть избавлен от критики и анализа?

При всех успехах, неуспехах и политической позиции даже самые ярые враги дома Михалковых-Кончаловских поостерегутся называть их просто талантливыми и распиаренными. Фото tvc.ru

Кино как смысл жизни

В самом начале своей творческой карьеры в кино Борис Чирков, фильмы которого с огромным удовольствием смотрят и по сей день, сыграл в крохотном эпизоде у братьев Васильевых. Его персонажем был старенький крестьянин, приходивший к Чапаеву с жалобой. А чуть позже на экраны вышла трилогия о Максиме, где тоже снимался начинающий актер. Этого персонажа Чиркова зрители полюбили сразу же. Даже спустя десятилетия, встречая актера на улицах, его называли по имени героя фильмов.

Потом было много интересных работ — роли Антоши Рыбкина, Махно, Дениса Давыдова, Михаила Глинки… Когда началась война, принимал активное участие в концертах и различных встречах с бойцами, уходящими на фронт.

А какими замечательными были его послевоенные фильмы: «Суд чести», «Кавалеры Золотой Звезды», «Верные друзья», «Дорогой мой человек», «Голубая чашка», «7 стариков и одна девушка», «Строговы»…

Вторая половина 50-х и 60-е года двадцатого века ознаменовались расцветом творчества Бориса Чиркова. Одной из наиболее значительных работ в этот период была роль хирурга Чижова в комедии «Верные друзья». Актеру удался его персонаж просто великолепно. Он наполнил роль задушевностью, мягкостью. В итоге из скучного резонера получился немного наивный, лукавый и очень мудрый простак.

Как фамильярность превращается в умелых руках в гражданскую войну

А заговорил на эту тему Сокуров, поскольку наблюдал за тем, что происходило в воскресенье, 26 марта. И далее цитата: «Государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми». По мне, так термин «фамильярно» здесь не совсем уместен, но проблема, поднятая Сокуровым по данному пункту, имеет под собой серьезные основания.

Налицо странная позиция Кремля. Некий гражданин Навальный обвиняет второе лицо государства ни много ни мало в коррупции. Делает он это путем публикации фильма-расследования «Он вам не Димон», который на момент написания статьи просмотрели уже 16 миллионов раз. По логике вещей после столь громкого обращения оппозиционера номер один должно быть одно из двух: либо Навального обвиняют в клевете и сажают по 121 УК РФ, либо…

Но не у нас. У нас можно промолчать. И все. Без сомнения, Навальный, съевший собаку на провокационных сюжетах, ожидал и такого исхода. Именно поэтому объявил митинги по городам России. Татарстан в его списке имеет особое положение, ведь в связи с банковским кризисом и у нас поднялась волна народного возмущения. На этой волне, как заправский серфер, и маневрировал кандидат в президенты страны Алексей Навальный в нашей республике.

Митинги собрали тысячи людей в крупных городах, основной массой которых была молодежь — студенты и старшеклассники. Более девятисот человек были задержаны. В том числе и кандидат в президенты Навальный. Именно эти задержания и назвал «фамильярностью» Сокуров. Режиссер сказал, что очень хорошо знает настроения молодых людей, поскольку сам университетский человек. «Нельзя начинать гражданскую войну между школьников и студентов. Надо услышать их». Вот так легко фамильярность переросла в гражданскую войну. О чем говорит наш прославленный кинематографист? Очевидно, что здесь Сокуров довольно ловко играет терминами. И даже если невозможно не согласиться с тем, что нужно услышать молодое поколение, сам Сокуров не может не понимать, сколь дорого может стоить эта игра словами самому подрастающему поколению. Для того чтобы это понять, не нужно быть «университетским человеком», а просто оглянуться назад. Все было ровно сто лет назад.

«Никто с ними не разговаривает. Наши депутаты боятся это делать, — продолжил Сокуров. — Давайте мы примем закон, запрещающий прикасаться к женщинам, девушкам в общественных акциях». Здесь, хоть в зале и слышатся аплодисменты, нужно просто задаться вопросом: а почему вообще задерживают на акциях протеста? Видимо, по причине нарушений. Разве у нас по Конституции не все граждане имеют равные права? О чем тут вообще речь? Что за странный популизм?

Кадр из фильма А.Сокурова «Русский ковчег»

О чем повествует «Франкофония»

Еще одна картина, в которой принял непосредственное участие Сокуров, – фильм «Франкофония» – совсем свежая лента, вышедшая в свет в 2015 году. Работа получила признание на Венецианском кинофестивале и серьезно всколыхнула общество.

О чем повествует «Франкофония»? Сокуров снимал фильм о Париже, который был оккупирован фашистами в 1940 году. В нем речь идет о том, как француз — директор Лувра — и немец, присланный надзирать за музеем, сделали то, чего от них не ждали – они сохранили от разорения коллекцию Лувра. «Франкофония» – фильм, который кричит о необходимости спасения европейских культурных ценностей. И сюжетная линия в нем отнюдь не выдумана, не навеяна абстрактными мыслями. Картина, снятая мастером кино, отражает мнение Александра Сокурова о сегодняшней обстановке в мире – о столкновении мусульманского и христианских миров, о неминуемости гуманитарной катастрофы, которую еще можно предотвратить

Мастер считает, что самое важное сейчас – осознать это и срочно что-то предпринять

Александр Николаевич не стесняется обозначать свою позицию и свое отношение ко всему происходящему в современном мире. Он искренне уверен в том, что фундаментальные основы христианства и ценности, которые с таким трудом складывались веками, сегодня находятся под угрозой исчезновения. Под натиском представителей мусульманской культуры – людей другого склада, другого подхода к жизни и принципов в целом – ценности Старого Света могут навсегда исчезнуть, кануть в бездну небытия. И это страшно. Намек на эту ситуацию и отражает картина «Франкофония».

Сокуров подчеркивает, что с большим уважением относится к людям мусульманского вероисповедания, но считает, что «нам» просто жизненно необходимо держаться на расстоянии друг от друга.

Личная жизнь

Жизнь Александра Сокурова подобна книге за семью печатями. Поговаривают, что на 2017 год режиссер остается завидным холостяком, ибо для него карьера на кинопоприще стоит на первом месте, нежели супруга и дети. Однако не стоит исключать тот факт, что создатель картины «Русский ковчег», возможно, обзавелся любимым человеком, но скрывает амурные отношения от журналистов, жаждущих сенсаций.

Александр Сокуров не женат

Известно, что запретный плод сладок. Поэтому личное пространство Сокурова – это лакомый кусочек для средств массовой информации, многие новости пестрят заголовками, что якобы Сокуров тайно встречается с женами других режиссеров и богатых финансистов. Но этим слухам желтой прессы нет достоверного подтверждения.

Также Александр Николаевич имеет ярко выраженную общественную позицию, в многочисленных интервью он готов рассуждать как о любимом деле, так и о политике или российском и зарубежном обществах. Поговаривают, что этот режиссер – один из немногих людей, кто не побоится высказать критическое мнение по поводу устройства страны лично Владимиру Путину.

Помимо этого, Александр Николаевич высказался по поводу конфликта с Украиной: по его мнению, украинцы – это самобытный народ, имеющий право претендовать на отдельное государство.

Замкнутый круг гениев

Не стоит однако думать, что фильмы, не вышедшие в широкий прокат и награжденные премией, — это некий артхаус, интересный лишь тем, кто его сотворил. Это большое заблуждение. Картины, получившие «Нику», — это всегда событие. Как правило, они обладают высокой художественной ценностью и несут собой массу интересного. К примеру, картина «Рай» Кончаловского производит сильное впечатление.

Подобные картины, безусловно, не без огрехов и спорных моментов, заставляют осмысливать и переосмысливать не только Вторую мировую войну — как чудовищный эпизод человеческой истории, но и вопросы общечеловеческой морали в периоды страшных потрясений в целом. Остается лишь сожалеть, что данные фильмы не доходят до людей. В этом, без сомнения, есть «заслуга» создателей, которые подчас создают картины исключительно для западного потребителя и кинофестивалей. Эти картины как будто намеренно не желают быть русскими.

В то же время для работ, которые нужно показывать и смотреть именно здесь, ни у телевидения, ни у прокатчиков не находится места в эфире рядом с рекламой и «шестнадцатым «Форсажем». Вот и получается набивший оскомину замкнутый круг, когда зритель, переросший «Человека-паука», не может отыскать в расписании сеансов ничего более интересного, чем «50 оттенков» коричневого. Ситуация не так безвыходна в крупных городах, где нет-нет, да и появится что-то вроде того же «Рая» Кончаловского или «Милого Ганса, дорогого Петра» Миндадзе. В этом контексте, когда фильм просто не доходит до зрителя, не приходится удивляться, что деятели искусства используют любую высокую трибуну, чтобы высказать то, что наболело, уже не кинематографическим языком, а напрямую. Именно поэтому премия «Ника» прогремела не очередными шедевром отечественного производства, а речью Сокурова, о которой мы и поговорим.

Встреча В.Путина с А.Сокуровым, 2011 год. Фото iskusstvo.tv

Свобода

Примерно в конце 80-х годов его кинокартины все-таки были выпущены и удостоены положительных отзывов на международных фестивалях, где представлялось русское кино. В течение десяти лет Сокуров упорно занимался режиссерской деятельностью и старался выпускать больше фильмов. В то же время он жертвовал деньги начинающим режиссерам, а также лично занимался с ними при киностудии «Ленфильм». Благодаря японским друзьям Сокуров вместе со своей группой снимает несколько документальных картин по заказу японских каналов.

В 1995 году его имя включают в список 100 лучших режиссеров мира. Сокуров стал настоящей знаменитостью, чьи кинокартины не теряют своей ценности и популярности. В различных странах до сих пор проходят ретроспективы его работ. За всю его карьеру он получил огромное количество наград, в том числе и премии ФИПРЕССИ. Сокуров, фильмография которого так полюбилась многим, также является обладателем премии Ватикана. На самых престижных конкурсах он был номинирован около 40 раз, 26 номинаций были победными.

Эмоциональное воздействие

По мнению Пиотровского, в представленной в Главном Штабе выставке каждый пришедший найдет свой смысл. «Неподготовленных зрителей не бывает, бывает много разных уровней смыслов. Великое искусство, так же, как и сам Рембрандт, — там есть для каждого», — считает он.

«Эмоциональное воздействие, эмоциональное чувство, которое может быть главным в восприятии того, что мы показываем, оно откроет какие-то и смысловые новые идеи, соображения зрителю. Я почему-то уверен, что это будет интересно всем, кто сможет попасть сюда», — сказал Сокуров. На брифинге для журналистов режиссер признался, что посвятил эту работу Пиотровскому, которого он назвал своим учителем и наставником.

Выставка «Lk 15, 11-32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров» откроется для широкой публики 16 сентября, она будет доступна для посещения по 1 ноября.

«Мальчик русский»

Александр Золотухин в своем дебюте соединил два фильма. Первый — история юноши Алеши, которого привезли на фронт Первой мировой совсем неопытным. Он потерял зрение в результате газовой атаки, чудом остался в живых, а после госпиталя отказался отправляться домой и стал служить «слухачом». Его задача — с помощью специального прибора заранее узнавать о приближающихся бомбардировщиках и предупреждать своих.

Сокуров-продакшн

Кадр из фильма «Мальчик русский» режиссера Александра Золотухина

Фото: Ленфильм

Сцены с Алешей сняты с огромной любовью к деталям и часто практически неотличимы от хроники. Режиссер внимательно изучал сохранившиеся цветные фотографии тех лет, постарался перенести на экран стилистику полотен Сурикова, Левитана и Шишкина. Боевые действия, несмотря на маленький бюджет, выглядят очень достойно, хотя заметно, что, например, весь польский город в «Мальчике» «поместился» на маленьком узнаваемом пятачке Выборгского замка.

Но есть здесь и «второй фильм» — съемка репетиции Третьего фортепианного концерта Сергея Рахманинова, которая стала и саундтреком для военной драмы, и основным отстраняющим инструментом, и свидетельством эпохи (произведение было написано в 1909 году). Поначалу смотреть такое кино трудно, но вскоре к новаторскому языку привыкаешь и воспринимаешь его как единственно возможный способ повествования, что свидетельство несомненного таланта Золотухина. «Мальчик русский» был представлен на Берлинале, а на прошедшем «Кинотавре» получил диплом от Гильдии киноведов и кинокритиков.

Последняя работа «Франкофония»

«Франкофония» Александра Сокурова является документально-игровым фильмом, снятым в 2015 году в таких странах, как Франция, Нидерланды и Германия.

Кинолента переносит нас из настоящего в 40-е. Нам будет рассказана история о жизни людей из разных времен. Дрейк, который живет в настоящем времени, терпит кораблекрушение и борется за свою жизнь в ужасном шторме. Тем временем в 1940 году нас знакомят с немецким генералом Метернихом и директором парижского музея Жаком Жожаром. По приказу начальства немецкий генерал должен перевести коллекцию Лувра из временного хранилища. Директор музея не проявляет никакого желания содействовать немцу, но вскоре последний добивается понимания с его стороны. На протяжении всего фильма мы станем свидетелями жесткости со стороны гитлеровских захватчиков. В качестве рассказчика выступит сам Сокуров, который в течение всего фильма будет обращаться с вопросами непосредственно к зрителям.

Фильм был хорошо встречен и представлен на международном фестивале кино в Торонто и Лондоне. Он также был номинирован на премию «Золотой лев» и удостоен награды за лучший евро-средиземноморский фильм.

Примечания[ | код]

  1. . Дата обращения 15 февраля 2020.
  2. . www.kbsu.ru. Дата обращения 12 августа 2017.
  3. . www.hermitagendowment.ru. Дата обращения 7 июля 2017.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 августа 2011.
  5. Николай Болдырев. «Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского». — Челябинск: Урал ЛТД, 2002. — 384 с. — ISBN 5-8029-0254-X.
  6. .
  7. .
  8. Кувшинова М. . seance.ru (5 июня 2014). Дата обращения 26 апреля 2015.
  9. Карпюк, Д. . The Hollywood Reporter Russia (3 августа 2017). Дата обращения 11 августа 2017.
  10. Валерий Кичин. . «Российская газета» — Федеральный выпуск №5578 (202) (12 сентября 2011). Дата обращения 13 сентября 2011.
  11. . ria.ru. Дата обращения 13 декабря 2011.
  12. Анатолий Стреляный. . Радио Свобода (9 апреля 2000).
  13. . Индекс (2000).
  14. Александр Сокуров. . КиноСоюз (8 марта 2014). Дата обращения 20 февраля 2016.
  15. . Znak.com (9 февраля 2017).
  16. . Новая газета (17 февраля 2017).
  17. . Дата обращения 29 марта 2017.
  18. . Дата обращения 15 февраля 2020.
  19. .
  20. .
  21. .
  22. . Новости -Армения (9 июля 2012). Дата обращения 1 августа 2012.
  23. Кичин В. . rg.ru (2 апреля 2013). Дата обращения 16 апреля 2015.
  24. . Сеанс (3 иня 2014). Дата обращения 17 июня 2014.
  25. . БалтИнфо (18 сентября 2014). Дата обращения 23 октября 2014.
  26. . ТАСС. Дата обращения 23 января 2020.
  27. Домбровская И. . russian.rfi.fr (30 января 2011). Дата обращения 26 апреля 2015.

Деятельность

  • 1968-1974 гг. — работал в редакции художественного вещания Горьковского телевидения, где выпустил свои первые телевизионные программы: несколько телевизионных фильмов, телевизионных программ прямого эфира, в том числе и спортивные передачи. 
  • В 1980 г. по рекомендации А. Тарковского был зачислен на киностудию «Ленфильм», где снял свои первые игровые картины. Одновременно сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где в разное время выпустил все свои документальные работы. Вплоть до конца 1980-х гг., ни один из его фильмов не был допущен к прокату. Лишь в конце 80-х гг снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях.
  • 1980—1990 гг. — интенсивно работал, снимал по несколько картин в год. Одновременно принимал участие в работе благотворительных программ для молодежи на радио, занимался с группой молодых начинающих режиссеров при киностудии «Ленфильм».
  • 1998—1999 гг. — вел на Петербургском телевидении цикл передач «Остров Сокурова».
  • С середины 1990-х гг. с коллегами начал освоение технологии видео, которое продолжается до сих пор. Группой Сокурова снято несколько документальных видеофильмов, в том числе по заказу японских телевизионных каналов, благодаря энтузиазму и участию японских друзей.
  • В 2010 г. открыта мастерская Сокурова на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова, в Нальчике.

Является заслуженным деятелем искусств РФ, обладаем множеством российских и зарубежных кинонаград.

Ссылки

Личная жизнь Александра Сокурова

А. Сокуров всю жизнь посвятил кино. Времени, а возможно, и желания на создание семьи у него не было. Многие журналисты не раз замечали его с женами знаменитых людей, но данные сведения всегда опровергались. Настоящая легенда в киноиндустрии до сих пор находится в статусе холостяка.

Все его планы на будущее сосредоточены лишь на том, чтобы совершенствоваться и радовать нас своими неповторимыми кинолентами. В нем наблюдается то самое усердие, когда человек целиком и полностью отдается своему делу. Он прилагает уйму сил к созданию тех картин, которые помогают ему показать свои истинные мысли. Несмотря на все удары жизни, он остается верен своим взглядам. Он, как никто другой, может перенести зрителя в прошлое, помочь ощутить счастье в настоящем и дать задуматься о будущем.

Все, что касается семейного очага, всегда находилось на втором месте после работы. Как остальные, режиссер Александр Сокуров также мечтает о той, которая сможет разделить с ним остаток его дней и внести свет и радость в его жизнь. Может быть, когда-нибудь он все же встретит свою единственную и неповторимую и сможет разделить с ней все тяготы и прелести жизни. Остается лишь верить в это и желать долгой жизни такому великолепному режиссеру, чтобы он долго радовал нас своими работами.

Оттепель

В конце 1980 годов в творческом развитии режиссера Александра Сокурова наметился новый виток.

Его картины, которые изначально запрещались к показу, наконец-то добрались до целевой аудитории. Причем их не только смогли увидеть обычные обыватели, но и оценили члены жюри на различных кинофестивалях, в том числе и международных. Режиссер неустанно подчеркивал, что его Родина – Россия, и Александр Сокуров, национальность которого – русский, всегда об этом помнит. Надо сказать, что благодаря картинам Сокурова Родина режиссера была представлена на фестивалях весьма достойно.

В течение целого десятилетия, начиная с 1980 года, Александр Николаевич много и плодотворно работал. Нередко за один год ему удавалось дать жизнь нескольким кинолентам. Параллельно съемкам режиссер Сокуров обучал начинающих коллег по цеху при «Ленфильме», был ведущим на телевидении. Кинорежиссер выпустил целый цикл программ с названием «Остров Сокурова», в которых он вместе со зрителем искал ответы на многие насущные вопросы; дискутировал с аудиторией о месте кинематографа в современной жизни социума.

Кроме этого, Александр Сокуров вел благотворительные программы на радио для молодежи.

Элитарный режиссер для своих

Александр Сокуров — российский и советский кинорежиссер, сценарист. Народный артист России (2004 г.). В 1995 году по решению Европейской киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссеров мирового кино. Фильмы Сокурова номинировались 43 раза на крупнейших кинофестивалях мира, 26 раз одерживали победу. Наиболее известными работами Александра Сокурова являются «Молох», «Русский ковчег», «Фауст».

Российскому массовому зрителю имя российского кинорежиссера Сокурова не скажет ровным счетом ничего. Этот режиссер всегда оставался и, вероятнее всего, старался находиться в ряду кинематографистов, чьи картины сняты для круга избранных. Ни о каком широком прокате в России фильмов Сокурова не может быть и речи.

Свою «Нику» в этом году Сокуров получил в номинации «За честь и достоинство».

Что касается самой «Ники», то здесь награждают фильмы, которые в прокат если и выходят, то весьма ограниченным тиражом. Что греха таить: никто вообще не знает те фильмы, которые здесь награждают. Возьмем самую престижную» номинацию «Лучший фильм года»:

  • 2017 г. — «Рай», А. Кончаловский.
  • 2016 г. — «Милый Ганс, дорогой Петр», А. Миндадзе.
  • 2015 г. — «Трудно быть богом», А. Герман.
  • 2014 г. — «Географ глобус пропил», А. Велединский.
  • 2013 г. — «Фауст», А. Сокуров.
  • 2012 г. — «Жила-была одна баба», А. Смирнов.

Кадр из фильма А.Сокурова «Фауст»

«Софичка»

«Софичка» — вольная экранизация повести Фазиля Искандера, созданная Кирой Коваленко. Во время учебы Коваленко делала этюды по мотивам этого произведения, потом решила поставить по нему дипломную работу. В итоге она первая среди всех выпускников Сокурова выпустила полнометражный дебют — причем на абхазском языке, с узнаваемыми сокуровскими интонациями и очень сильной женской линией.

Режиссер Кира Коваленко

На экране часто присутствуют одновременно две Софички. Одна — молодая жена, мужа которой зарубил топором ее брат, не желавший отдавать сестру чужому человеку. Вторая — сильно постаревшая женщина, вернувшаяся из ссылки и наблюдающая за собой в юности с мудрым осознанием, что минувшего не исправить и что в общей трагедии террора, войны и нищеты ее судьба мало что значила. К слову, Коваленко помогала Балагову в работе над «Теснотой». В настоящий момент она закончила съемки своего второго полного метра, продюсер которого, как и у «Дылды», Александр Роднянский. Официального названия у картины пока нет.

Последние новости

3 октября 2020

Уважаемые преподаватели и студенты!

В свя­зи с вне­сён­ны­ми 2 ок­тября 2020 г. из­ме­нени­ями в пос­та­нов­ле­ние Пра­витель­ства Санкт-Пе­тер­бурга от 13.03.2020 № 121 «О ме­рах по про­тиво­дей­ствию расп­рос­тра­нению в Санкт-Пе­тер­бурге но­вой ко­рона­вирус­ной ин­фекции (COVID-19)» и в со­от­ветс­твии с при­казом рек­то­ра от 03.10.2020 г. №210 «Об ор­га­низа­ции об­ра­зова­тель­но­го про­цес­са с 5 ок­тября 2020/2021 учеб­но­го го­да» пе­реход на сме­шан­ный вид обу­чения, пла­ниру­емый с 5 ок­тября 2020 го­да, при­ос­та­нав­ли­ва­ет­ся

19 октября 2020

16 октября на 90-м году жизни скончался российский и советский кинорежиссер Виталий Евгеньевич Аксенов

Ши­роко­му зри­телю Ви­талий Ев­гень­евич за­пом­нился, преж­де все­го, кар­ти­нами «Как стать звез­дой» (1986) и «Му­зыкаль­ные иг­ры» (1989). Яр­кие, не­обыч­ные ре­шения, ка­залось бы, три­ви­аль­ных за­дач, де­лали Ак­се­нова од­ним из са­мых ин­те­рес­ных ре­жис­се­ров ле­нинг­рад­ско­го ки­нема­тог­ра­фа

18 октября 2020

Волшебный фонарь Леонида Менакера. Премьера документального фильма о творчестве кинорежиссера и педагога СПбГИКиТ

13 ок­тября 2020 го­да на ки­нос­ту­дии «Лен­фильм» сос­то­ялась премь­ера до­кумен­таль­но­го филь­ма о ле­нинг­рад­ском-пе­тер­бург­ском ки­норе­жис­се­ре, пи­сате­ле и ки­нопе­даго­ге Ле­они­де Иса­ако­виче Ме­наке­ре (1929-2012)

16 октября 2020

Вакцинация студентов СПбГИКиТ от гриппа

В пе­ри­од с 16 по 23 ок­тября 2020 го­да с 9:00 до 16:00 в здрав­пунк­те инс­ти­тута в УЛК №3 на ули­це Бу­харест­ской, дом 22 бу­дет про­водить­ся вак­ци­нация сту­ден­тов от грип­па. Так­же при­вив­ку от грип­па сту­ден­там мож­но сде­лать ежед­невно в го­родс­кой по­лик­ли­нике №75 по ад­ре­су: ул. Куз­не­цовс­кая, дом 9

13 октября 2020

Дополнительные меры безопасности в СПбГИКиТ

С на­чала ок­тября 2020 го­да по все­му ми­ру наб­лю­да­ет­ся рост за­боле­ва­емос­ти ко­рона­вирус­ной ин­фекци­ей. Для обес­пе­чения бе­зопас­ности сту­ден­тов, пре­пода­вате­лей и сот­рудни­ков в Санкт-Пе­тер­бург­ском го­сударс­твен­ном инс­ти­туте ки­но и те­леви­дения ус­та­нови­ли семь бес­контакт­ных де­зин­фекто­ров: два в глав­ном кор­пу­се на ули­це Прав­ды 13, один в кор­пу­се на Бу­харест­ской ули­це 22, один в Ки­нови­де­отех­ни­чес­ком кол­ледже и в каж­дом об­ще­житии

Все новости

Примечания[ | код]

  1. . Дата обращения 15 февраля 2020.
  2. . www.kbsu.ru. Дата обращения 12 августа 2017.
  3. . www.hermitagendowment.ru. Дата обращения 7 июля 2017.
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 22 августа 2011.
  5. Николай Болдырев. «Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского». — Челябинск: Урал ЛТД, 2002. — 384 с. — ISBN 5-8029-0254-X.
  6. .
  7. .
  8. Кувшинова М. . seance.ru (5 июня 2014). Дата обращения 26 апреля 2015.
  9. Карпюк, Д. . The Hollywood Reporter Russia (3 августа 2017). Дата обращения 11 августа 2017.
  10. Валерий Кичин. . «Российская газета» — Федеральный выпуск №5578 (202) (12 сентября 2011). Дата обращения 13 сентября 2011.
  11. . ria.ru. Дата обращения 13 декабря 2011.
  12. Анатолий Стреляный. . Радио Свобода (9 апреля 2000).
  13. . Индекс (2000).
  14. Александр Сокуров. . КиноСоюз (8 марта 2014). Дата обращения 20 февраля 2016.
  15. . Znak.com (9 февраля 2017).
  16. . Новая газета (17 февраля 2017).
  17. . Дата обращения 29 марта 2017.
  18. . Дата обращения 15 февраля 2020.
  19. .
  20. .
  21. .
  22. . Новости -Армения (9 июля 2012). Дата обращения 1 августа 2012.
  23. Кичин В. . rg.ru (2 апреля 2013). Дата обращения 16 апреля 2015.
  24. . Сеанс (3 иня 2014). Дата обращения 17 июня 2014.
  25. . БалтИнфо (18 сентября 2014). Дата обращения 23 октября 2014.
  26. . ТАСС. Дата обращения 23 января 2020.
  27. Домбровская И. . russian.rfi.fr (30 января 2011). Дата обращения 26 апреля 2015.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации