Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Василий шукшин

Дикий заяц из леса — к смерти

Летом 1972 года 5-летняя Маша и 4-летняя Оля Шукшины отдыхали у бабушки (матери Лидии Федосеевой-Шукшиной) под Ленинградом. Дедушка поймал в лесу зайчонка и принес девочкам домой, а те забрали его в Москву. Дикий зверек вырос и стал совершено неуправляемым, из-за чего его пристроили в театр «Уголок дедушки Дурова».

Когда об этой истории узнала мама Шукшина Мария Сергеевна, то ужаснулась. Оказывается, у них на Алтае была такая примера: взять домой из леса живого зайца – к смерти.

Первого октября 1974 года на съемочной площадке фильма «Они сражались за Родину» все были в хорошем настроении. Изнуряющая работа постепенно подходила к концу. Вячеслав Тихонов, сыгравший рядового Стрельцова, получил звание народного артиста СССР и собирался проставляться.

К тому же должны были транслировать интереснейший хоккейный матч СССР-Канада — в общем все ждали и предвкушали прекраснейший вечер. Отличное настроение было и у Шукшина. Хотя многие замечали, как он был вымотан съемками у Серея Бондарчука и битвой за свой фильм про Стеньку Разина, вдобавок ночами он писал и практически не спал.

По одной из версий, которую озвучивал Георгий Бурков, они с Шукшиным посмотрели хоккей, а потом разошлись по каютам. Стоит пояснить, что киношники жили на теплоходе «Дунай», который использовали вместо гостиницы. Это было очень удобно, так как его пришвартовали недалеко от места съемок.

Буркову не спалось, и в 4 утра он решил выйти на палубу подышать свежим воздухом. В коридоре он столкнулся с Василием Макаровичем, который стонал, держась за грудь, и попросил что-нибудь от сердца, так как валидол не помог. Георгий Иванович нашел у кого-то из коллег капли Зеленина, дал их другу и отправился спать.

В 9 утра Бурков по договоренности с Шукшиным пошел его будить, приоткрыл дверь каюты, увидел, что тот спит, и решил товарища не трогать. А встретившись с Николаем Губенко, попросил его растолкать Шукшина. Тот начал его трясти, потрогал пульс и понял, что Василий Макарович мертв.

По официальной версии Шукшин умер во сне от сердечной недостаточности. Сам Бурков, когда появлялся на вечерах памяти своего друга, всегда сильно напивался и пару раз шепотом говорил, что Василия убили.

Георгий Бурков и Василий Шукшин в фильме «Они сражались за Родину», 1975 год

ИНТЕРВЬЮ

О современном российском кинематографе

«Сейчас много успешных коммерческих проектов. Мне кажется, нынешний кинематограф при всех его недостатках здоровее, чем советский. Он больше связан с публикой. И хотя деньги найти трудно, но появляются картины и авторского кино. Находят деньги и Сигарев, и Мизгирев, и Федорченко. Есть Роднянский и фильмы Звягинцева. В общем, все развивается все в здоровую сторону».

О стране

«Мне кажется, что просвещение — это самое необходимое для России. Но с этим надо хотя бы сто лет прожить. Чтобы четыре поколения знали свою историю, научились вести себя друг с другом».

О детях

«Все мои дети отличаются патологической самостоятельностью, так что сбить их с пути советами я не боюсь. Они почти наверняка сделают наоборот. Я вижу ошибки Дуни в сценарных или режиссерских работах, но, в целом, они мне нравятся. Стыдиться там нечего».

По материалам сайтов kino-teatr.ru, sobesednik.ru, colta.ru, vokrug.tv, uznayvse.ru, piter.tv, kinopoisk.ru

Смерть

Личная жизнь

Известный и талантливый актер Алексей Смирнов, личная жизнь которого всегда была интересна зрителям, никогда не был женат, хотя до войны у него была невеста. Еще перед войной он сделал предложение Лидии Масловой, которая ждала его всю войну. Но когда он вернулся, то неожиданно для всех и для самой девушки разорвал эту помолвку.

Только через время Лидия узнала, что контузия, полученная на войне, лишила его шанса иметь детей. Поэтому до конца своей жизни он жил в своей коммунальной квартире, ухаживая за мамой. Несмотря на то что талантливый актер пытался встречаться с женщинами, каждый раз такие встречи оканчивались одинаково. У него были большие комплексы по поводу своей внешности и того, что он не может иметь детей.

Но при этом известный актер Смирнов очень мечтал о детях. Понимая, что сам он иметь детей не может, Алексей Макарович решил усыновить ребенка. И даже некоторое время посещал детские дома для детей-инвалидов. Особенно ему приглянулся Ваня. Ребенок был тихий и спокойный. У малыша был врожденный порок сердца. Но разрешения на усыновление Алексей Смирнов так и не получил, ему было отказано.

Но талантливый и известный актер не расстроился, а по-прежнему посещал детские дома. Он привозил детям игрушки, которые делал сам, вырезая из дерева.

Биография

Ранние годы

Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской губернии в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых. Русский. В середине 1920-х семья переселилась в Ленинград. Макар Степанович рано умер, и Анна Ивановна осталась с двумя детьми: кроме старшего сына Алексея был ещё и младший Аркадий. Жили Смирновы в коммунальной квартире по адресу ул. Петра Лаврова, д. 44.

Ещё в школе Алексей Смирнов начал играть в драмкружке. В 1940 году окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был принят в труппу этого же театра. Там Смирнов успел сыграть всего лишь одну роль — Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари».

Участие в Великой Отечественной войне


Гвардии старший сержант Смирнов с трофейным пулёметом MG 42 — фотография из фронтового альбома Алексея Смирнова

Призван в РККА в октябре 1940 года. С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Служил химинструктором, а затем командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК. В составе своего подразделения Алексей Смирнов принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах; ходил в разведку и неоднократно отправлялся в тыл врага. В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трёх гитлеровцев автоматным огнём, будучи в разведке; заменив выбывшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника.

Во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944 года Смирнов со своим взводом уничтожил миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 солдат противника. Отбив Онацковцы, взвод продвинулся вперёд и 9 марта овладел городом Староконстантинов. В том бою старший сержант Смирнов со взводом уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. За мужество, проявленное в этих боях, Смирнов был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но был награждён менее значимым орденом Красной Звезды.

20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник бросил в атаку до 40 бойцов. Смирнов бросился в бой с личным оружием, воодушевляя товарищей, тем самым отбив атаку. В том бою немцы потеряли 17 солдат, а Смирнов лично взял в плен семь человек. Через неделю, в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, Смирнов и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 и взяв в плен пятерых. За личное мужество в этих боях Смирнов был удостоен ордена Славы III степени.

В ходе Висло-Одерской операции 17 января 1945 года батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов с тремя красноармейцами атаковал немцев. Алексей Макарович лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению. 22 января 1945 года, во время форсирования реки Одер, Смирнов с расчётом переправили на себе миномёт. Закрепившись на левом берегу, уничтожили две пулемётные точки и до 20 солдат противника. В результате 36-й гвардейский стрелковый полк сумел удержать и расширить плацдарм в районе деревни Эйхенрид, а Смирнов был награждён орденом Славы II степени.

Примечательно, что при своих заслугах Смирнов также руководил в полку художественной самодеятельностью: только в мае—июле 1944 года Смирнов организовал 10 концертов перед аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. Участвуя в смотрах красноармейской художественной самодеятельности, как в 1943-м, так и в 1944-м годах, самодеятельность полка, где служил Смирнов, заняла первое место среди частей дивизии. Алексей Макарович в этот же период представлялся к ордену Красной Звезды, но вместо этого был награждён менее значимой медалью «За боевые заслуги».

Завершить войну в Берлине гвардии старшине Смирнову не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен и после лечения в госпитале был комиссован.

Работа на сцене и в кино

В 1946 году Алексей Смирнов был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Будучи неизвестным, актёр жил бедно: не было ролей в кино и каких-либо значимых ролей в театре, к тому же, Смирнов ухаживал за больной матерью, у которой после гибели Аркадия на фронте развилось психическое заболевание. Алексей Макарович не мог уделять достаточно времени уходу за матерью из-за многочисленных гастролей и в 1952-м году покинул театр, перейдя в «Ленгосэстраду».

Позже внушительная комплекция и простодушная внешность помогли ему выделиться среди других актёров, и режиссёры стали предлагать ему комедийные роли второго плана. Театральной публике полюбились смешные и неуклюжие увальни Смирнова. В начале 50-х годов на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музыкальной комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох». Самого Смирнова амплуа комика тяготило, и актёр мечтал о драматических ролях. В спектакле по пьесе-сказке Николая Адуева «Табачный капитан» он сыграл свою первую полудраматическую роль — Петра I.

К концу 50-х годов Смирнов стал известен и среди кинематографистов. В 1959 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей». Актёр сыграл эпизодическую роль буржуйчика, единственного комедийного героя в серьёзной картине, после чего ему было предложено шесть других ролей. В фильме «Роман и Франческа», снимавшемся на киностудии имени А. Довженко, Смирнов согласился сняться, только чтобы посмотреть, как после войны был отстроен Киев.

В 1961 году, когда Алексей Смирнов стал актёром киностудии «Ленфильм», на экраны страны вышли сразу два фильма с его участием. И комедия Владимира Фетина «Полосатый рейс», где Смирнов сыграл матроса Кныша, и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу, где Смирнов перевоплотился в атамана запорожских казаков, посла к Екатерине II, были хорошо приняты публикой.

Всесоюзную известность Алексею Смирнову принесли роли в картинах Леонида Гайдая. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он сыграл роль Билла Дрисколла — добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь похищением детей. После этой роли Смирнов оказался широко востребован режиссёрами, которые помимо таланта перевоплощения ценили цепкий ум и покладистость актёра: он не только понимал все режиссёрские задания с полуслова, но и безоговорочно выполнял любые трюки, будь то падения, купание в ледяной воде или непосредственный контакт с дикими животными.

В 1964 году Смирнов снялся в «Зайчике» у Леонида Быкова, который впоследствии стал его близким другом, и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Наиболее известной ролью Алексея Смирнова стал великовозрастный хулиган и тунеядец Федя из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Уже в первый год проката фильм посмотрела треть страны, и в последующие годы он многократно демонстрировался по телевидению. Реплики Феди «Влип, очкарик!», «А компот?!», «Кто не работает, тот ест. Учись, студент!» и многие другие стали частью советского и российского фольклора.

Затем Смирнов снялся у Ролана Быкова в «Айболите-66» (1966), у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» (1967), у Виктора Садовского в «Удар! Ещё удар!», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка» (оба — 1968).

Благодаря роли механика Макарыча в фильме «В бой идут одни „старики“» Алексей Смирнов был открыт зрителю как незаурядный драматический актёр

Во всех этих фильмах он выступал в комедийных ролях, но, как и в театре, актёр мечтал играть драматические роли. Долгое время ему отказывали, и лишь в 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика». Работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, и в итоге массовый зритель этот фильм так и не увидел.

В 1968 году режиссёры Алексей Швачко и Игорь Самборский, зная о фронтовых заслугах актёра, пригласили его в свой фильм «Разведчики», где Смирнов сыграл роль увальня-повара, который упрашивает взять его в разведку и жертвует жизнью, прикрывая отход товарищей. В том же фильме снялся и Леонид Быков, которого Смирнов считал одним из своих преданных друзей и с которым ранее работал на съёмках фильма «Зайчик». В 1974 году на экраны страны вышел фильм «В бой идут одни „старики“», где Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а Смирнов — его механика. Леонид Быков сам выступил режиссёром и настоял на утверждении Смирнова на роль Макарыча. Фильм был восторженно принят зрителями, а образ Макарыча впервые по-настоящему высветил способность Смирнова играть драматические роли, но, как с горечью замечал сам актёр:

Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра.

По словам Владимира Талашко, сыгравшего в «стариках» роль Скворцова, в первый день съемок, во время репетиции финальной сцены у могилы, Смирнов схватился за сердце, и его увезла машина скорой помощи. Через несколько дней Смирнов вернулся и сказал, что «второй раз так не смогу, просто умру», после чего Леонид Быков оставил в картине тот дубль.

Кроме того, Смирнов часто уезжал со съемок в Ленинград, где давал эстрадные концерты. В одной из поездок автобус «Ленфильма», в котором ехал актёр, попал в аварию и перевернулся. Смирнов, спасая молодую актрису, сильно повредил ноги и потом хромал на протяжение почти всего съемочного процесса. При этом, по словам Талашко, он не унывал — шутил, опекал молодежь, кормил бутербродами коллег.

Личная жизнь

Тяжёлая контузия, полученная в бою, привела к тому, что Смирнов потерял возможность иметь детей. Вернувшись с фронта, он отказал своей возлюбленной в продолжении отношений, и об истинной причине она узнала лишь много лет спустя. Наиболее близким человеком для артиста осталась его мать — Анна Ивановна (скончалась в 1981 году, похоронена рядом с сыном), которую, по словам коллег, Смирнов «боготворил». Он до конца жизни прожил с матерью в старой коммуналке, не сумев получить отдельную квартиру, несмотря на свою известность и боевые награды. Актёр не любил вспоминать о войне, поэтому об этих наградах знали немногие.

Алексей Смирнов пытался встречаться с женщинами, но сильно комплексовал по поводу своей внешности и мужского недуга. В начале 50-х годов артист, по данным некоторых источников, придя к выводу, что жену ему не найти, решил усыновить ребёнка. Дети очень любили Алексея Смирнова, и он отвечал им взаимностью. Например, Виктор Косых, исполнитель главной роли в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», впоследствии вспоминал, что вокруг Смирнова всё время находилось множество детей, для которых он с удовольствием мастерил различные игрушки из дерева. Актёр также приносил собственноручно изготовленные игрушки в дом-интернат для детей-инвалидов, который часто посещал

Там он обратил внимание на Ваню — замкнутого, тихого мальчика с врождённым пороком сердца. Смирнов попытался усыновить ребёнка, но ему это не удалось.

Будучи одиноким (с однополчанами Смирнов по неизвестным причинам не поддерживал связи), актёр увлекался чтением: дома он собрал большую библиотеку и на съёмках «Айболита-66» удивил коллег знанием японской поэзии. Другим увлечением Смирнова было коллекционирование различных насекомых и пресмыкающихся, которых он хранил дома в заспиртованном или засушенном виде. Кроме того, артист собирал газетные и журнальные вырезки о себе, но таковых было очень немного: первое большое интервью с ним в прессе было опубликовано в ленинградской газете «Смена» в 1970-м году.

Последние годы

В последние годы жизни здоровье Смирнова значительно ухудшилось. Причиной тому были фронтовые раны, самоотверженная работа в кино, — во время съёмок он никогда не пользовался услугами дублёров, невзирая на риск для здоровья. Это значительно осложнило его профессиональную деятельность, Смирнов даже не смог в 1977 году сняться в кинокартине Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. Последней крупной работой Смирнова оказалась комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром», где артист сыграл фокусника по фамилии Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами. Мать актёра к тому времени находилась в доме для престарелых и из-за прогрессирующей болезни не узнавала сына, от чего тот очень страдал.

Смерть

12 апреля 1979 года Смирнов узнал о смерти Леонида Быкова, который накануне погиб в автокатастрофе. Шокированный известием, актёр, по данным некоторых источников, ушёл в запой. В 20-х числах апреля того же года он был госпитализирован в Мариинскую больницу. Доктора диагностировали у Смирнова ишемическую болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких и выраженную одышку. За две недели пребывания Смирнова в больнице его никто не навестил, но зато актёр пользовался большой популярностью у персонала, и ему всячески пытались угодить, в том числе бегая по его просьбе за алкоголем.

7 мая, в день выписки, Алексей Смирнов скончался. Данные относительно его смерти разнятся. По распространённой, но недостоверной версии, смерть наступила после того, как Смирнов узнал о гибели Леонида Быкова, однако именно смерть друга была одной из причин, по которой Смирнов попал в больницу. Другая, похожая версия, гласит, что известие о смерти Быкова застало Смирнова уже дома после выписки, после чего его опять увезли в больницу, где он и скончался. Ещё одна версия утверждает:

Наконец, по словам лечащего врача Алексея Смирнова, роковой стала бутылка коньяка, которую актёр выпил тайком от врачей в день выписки, что привело к разрыву сердца.

Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила). Впоследствии стало известно, что он хотел быть похоронен под вальс «На сопках Маньчжурии», но так как последние несколько лет актёр вел крайне замкнутый образ жизни, во время похорон об этом никто не знал.

Сложности при дубляже

Актер и мастер дубляжа отмечает, что при озвучке героя того или иного фильма в любом случае возникнут сложности

При этом важно не сопротивляться и не навязывать собственный характер герою, а наоборот. Необходимо корректно передать голос, особенности персонажа

Сергей в интервью рассказывал, сколько много усилий необходимо сделать, чтобы полностью передать весь образ и не исказить смысл игры. Важно помнить, что озвучка и дубляж могут быть успешными только при коллективной работе всей команды. Иначе размолвки на звукозаписывающей площадке просто испортят всю работу.

Сергей Смирнов рассказывает, что сложности могут возникнуть даже при озвучивании титров, особенно, если фамилии и имена звучат не на привычном международном английском языке. Примером может служить работа над героем сериала «Великолепный век», где в титрах указаны турецкие имена исполнителей. Кроме того, у иностранных актеров есть своя определенная хрипотца, тонкий или, наоборот, брутальный голос, под который обязательно надо подстроиться. Иногда звуки, которые есть в оригинальной картине, настолько специфичны, что их повторение не представляется возможным.

Кстати, актер поделился техническими особенностями работы, а именно тем фактом, что при записи диалогом каждый голос записывается отдельно. Поэтому актеры слышат только себя. И чтобы быть в курсе происходящих событий в кинофильме при любом раскладе необходимо лично смотреть пленку.

Судьбоносная встреча с Гайдаем

Леонид Иович предложил ему исполнить роль туповатого увальня Билла Дрисколла в новелле «Вождь краснокожих» из легендарной кинокартины «Деловые люди». Прохиндей на свою беду, решается похитить с целью выкупа самого большого сорванца на свете. И очень жалеет об этом.

И, конечно же, всем полюбился его Федя из «Операции «Ы» и других приключений Шурика», провозгласивший манифест советской (да и постсоветской – чего греха таить?) реальности:

«Кто не работает – тот ест!»

Сегодня это по-прежнему очень смешно. А в те годы, было не только смешно, но и смело.

К нему подходили похлопать по плечу и позвать в пивную, а он… порой шокировал коллег по съемочной площадки, начиная вдруг читать наизусть шедевры японской поэзии, которую он очень любил.

Не тут-то было! Алексея Смирнова все воспринимали как эдакого рубаху-парня, хулигана, любящего выпить, но это было ложным представлением. На самом деле, Смирнов был очень интеллигентным человеком и читал наизусть японскую поэзию.

Алексей Макарович Смирнов был по-настоящему утончённым, деликатным, стеснительным (в особенности, в те моменты, когда его узнавали) человеком. Но режиссёры видели толстяка-добрягу-выпивоху-тунеядца — и это было приговором.

Так он и кочевал из фильма в фильм, веселя людей глупейшей физиономией, «мастерить» которую в кадре он был мастак. Никто не помнит имён его киногероев (за исключением Феди). Мало кто помнит фамилию этого прекрасного актёра, но все помнят это глупое и доброе лицо хулигана. Сначала он гнул в бараний рог жб-конструкции.

А потом, в преддверии «глобальной порки», устроенной Шуриком, шептал:

— Может не надо?

На что получал ответ:

— Надо, Федя, надо! — эту фразу не устают повторять новые и новые поколения российских зрителей, желая подчеркнуть неизбежность предстоящего события.

Мечтал он совершенно о другом! Этот начитанный, талантливый человек, имей он другую внешность, мог бы сыграть не только Гамлета, но и короля Лира. Но ему было суждено прожить свою киножизнь в амплуа лоботряса. 

Именно поэтому он боготворил своего друга, режиссёра Леонида Быкова, предложившего ему сняться в роли механика, отправляющего в полёты лётчиков — «желторотиков» и «Стариков». Отправлять и втихаря крестить красные советские звёзды на бортах истребителей. Отправлять и гадать, кто вернётся, кто нет? Отправлять и ждать.

Роль механика Макарыча (отчество персонажа выбрано не случайно и совпадает с отчеством актёра) из кинокартины «В бой идут одни старики» стала ролью всей его жизни и судьбы.

К сведению! Самой главной ролью Алексея Смирнова можно считать роль механика Макарыча из фильма «В бой идут одни старики». Актёр прекрасно раскрылся во всём драматизме кинокартины.

Работа с Леонидом Быковым была не первой, до этого Алексей Смирнов снялся у друга в комедии «Зайчик», которую помнят, разве что, представители старшего поколения.

Леонид Быков, утверждая Смирнова на роль механика, прошёл через серию неприятных совещаний.

В Госкино воздевали длани к небесам! Никто не мог поверить, что алкоголик, хулиган и тунеядец сможет осилить драматическую роль в таком тяжёлом фильме. Смог!

Худсоветчики верещали: «Как может человек, игравший тунеядца и алкоголика, исполнить эту роль?!». Но Быков был режиссёр. И он настоял, аргументировав тем, что играл Смирнов роли не только алкоголиков, но и героически погибающего за товарищей повара Васю Сигаева в не запомнившейся широкому кругу зрителей картине 1968 года «Разведчики».

В конце концов с ним согласились. И благодаря настойчивости Леонида Фёдоровича появилась одна из самых пронзительных сцен в бесспорно лучшей, совершенно не пафосной картине о войне с участием Алексея Смирнова.

Именно в этой картине Смирнов сыграл главную драматическую роль своей жизни. Отыграв эту сцену не за счёт таланта, а за счёт сердца, которое вобрало в себя всю боль войны, он первый раз попал в больницу с сердечным приступом.

А когда Быков пришёл его навестить, прошептал:

— Лёня… дубля не будет. Второй раз я просто умру.

Дубля и не требовалось. Эта сцена вошла в картину, как есть.

Картины Леонида Быкова — уникальное сочетание комедийности и подлинного, не напускного драматизма. И, вспоминая о совместной работе, Алексей Макарович, сокрушался: «Как поздно я нашёл своего режиссёра…».

В фильмах о войне, на которой он был настоящим героем, Смирнов мог сказать так много – всё то, чего он не мог выговорить в этой жизни, где он никогда, ни словом, ни полусловом, о войне не вспоминал. А когда в канун 9 мая его донимали журналисты, актёр мягко отказывал, говоря, что ему больно говорить об этом.

Награды

  • орден Красного Знамени (25.03.1943)
  • орден Суворова II степени (06.04.1945)
  • орден Кутузова II степени (23.08.1944)
  • орден Отечественной войны I степени (09.06.1945)
  • орден Красной Звезды (03.11.1944)
Приказы (благодарности) Верховного Главнокомандующего в которых отмечен А. А. Смирнов.
  • За овладение важным опорным пунктом обороны немцев и крупным железнодорожным узлом – городом Ковель. 6 июля 1944 года. № 131.
  • За овладение штурмом областным центром Советской Белоруссии городом Пинск — важным опорным пунктом обороны немцев на брестском направлении. 14 июля 1944 года. № 137.
  • За переход в наступление из района Ковеля, прорыв сильно укрепленной обороны немцев продвижение вперед на 50 километров, выход к реке Западный Буг, и овладении более 400 населенных пунктов, в том числе крупных населенных пунктов Ратно, Малорыта, Любомль, Опалин. 20 июля 1944 года. № 142.
  • За овладение штурмом городом и крупным железнодорожным узлом Хелм (Холм) – важным опорным пунктом обороны немцев на люблинском направлении. 22 июля 1944 года. № 145.
  • За овладение штурмом овладели крупным промышленным центром Польши городом Радом — важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны немцев. 16 января 1945 года. № 222.
  • За овладение крупнейшим промышленным центром Польши городом Лодзь и городами Кутно, Томашув (Томашов), Гостынин и Ленчица — важными узлами коммуникаций и опорными пунктами обороны немцев. 19 января 1945 года. № 233.
  • За овладение штурмом городом Калиш — важным узлом коммуникаций и сильным опорным пунктом обороны немцев на бреславском направлении. 24 января 1945 года. № 250.

Найти друзей

Список пользователей

Фильмы

В кино Алексей Смирнов появился уже знаменитым актером благодаря участию в спектаклях. Сначала его попробовали в эпизоде военной драмы «Балтийская слава», затем дали единственную комедийную роль буржуя в серьезном фильме «Кочубей». После этой работы предложения посыпались на актера.

Алексей Смирнов (кадр из фильма «Полосатый рейс»)

Не всегда он выбирал картины из-за хорошего сценария или сотрудничества с опытными коллегами. Например, в мелодраме «Роман и Франческа» Смирнов захотел участвовать, чтобы посмотреть на восстановленный Киев, в котором бывал во время войны. Первыми «народными» ролями Алексея Макаровича были матрос Кныш из «Полосатого рейса» и атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Публика с восторгом встречала его появление на экране.

Самую большую любовь зрителей принесли Смирнову фильмы великого режиссера Леонида Гайдая. Киноновелла «Вождь краснокожих» и особенно «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» сделали его всенародным любимцем. Зрители цитировали персонажей Смирнова, как будто это были настоящие люди, а не экранные герои.

Алексей Смирнов (кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)

А режиссеры встали в очередь за популярным актером, так как стало повсеместно известно, что Алексей Смирнов не только требовательный к себе профессионал, но и очень послушный исполнитель, готовый беспрекословно купаться в ледяной воде, контактировать с дикими животными, падать с высоты и выполнять любые требования руководителей кинофильмов.

Сам актер считал по-настоящему «своим» режиссером только Леонида Быкова, с которым у него к тому же завязалась крепкая дружба. Вместе они поработали в комедии «Зайчик», героической картине «Разведчики», а затем в военной драме «В бой идут одни “старики”», которую Быков не представлял себе без участия Смирнова.

Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)

Режиссеру пришлось натуральным образом бороться за товарища с Министерством культуры. Эта работа по праву считается жемчужиной фильмографии артиста. Благодаря роли механика Макарыча в этом фильме Алексей Смирнов открылся зрителю как незаурядный драматический актер, а финальная сцена у могилы остается одним из самых драматических эпизодов в советском кинематографе.

Оценки и мнения

Биография

Творчество

Фильмография

Розовым цветом выделены короткометражные фильмы.

ГодНазваниеРоль
фБалтийская славареволюционный матрос с «Дианы» на демонстрации
фУлица полна неожиданностейполивальщик
фВосемнадцатый годИмя персонажа не указано
фСегодня увольнения не будетВасилий Макарович, человек в ковбойке, житель городка, во время войны служивший сапёром
фКочубейбуржуйчик в театральной ложе
фГорячая душаСапрыкин
фНе имей 100 рублей…шофёр грузовика
фЧеловек с будущимшофёр
фПобедительболельщик
фПойманный монахслуга Журдена
фРоман и Франческагерр Фриц
фКомандировкашофёр-комбайнёр Пижанков
фПолосатый рейсвахтенный матрос Валя Кныш
фВечера на хуторе близ Диканькиатаман, посол к Екатерине II
фГенерал и маргариткиВольфганг Функ
фКрепостная актрисахолоп Кутайсова, певец его крепостного театра
фДва воскресеньямайор в отставке Алексей Петрович Кошелев, муж кассирши
фДеловые людигангстер Билл Дрисколл (новелла «Вождь краснокожих»)
фПонедельник — день тяжёлыйповар кафе-ресторана Сметанкин
фУкротители велосипедовдиректор велозавода
фЗнакомьтесь, Балуевпосетитель ресторана
фБуря над Азиейпетроградский пекарь
фЗайчикшумовик в театре
фДобро пожаловать, или Посторонним вход воспрещёнзавхоз пионерского лагеря
фВозвращённая музыкачеловек с аквариумом в лифте дома профессора Корнилова
фДонская повестьбоец эскадрона ЧОН Землероб, сотня Кошевого
фПоезд милосердиямайор
фВесенние хлопотыгрузчик саженцев
фМать и мачехазаведующий скотомогильником
фОперация «Ы» и другие приключения Шурикапьяница и тунеядец Федя (новелла «Напарник») / покупатель на рынке (новелла «Операция „Ы“»)
фБывает и так (новелла «Скелет Аполлона»)Аполлон Чокаев
фСпящий левкассир леспромхоза Гриценко
фКто придумал колесо?эпизодическая роль
фКрасное, синее, зелёное (ТВ)хмурый продавец игрушек
фВ городе С.господин с ананасом
фТри толстякастарший кондитер во Дворце Трёх Толстяков
фАйболит-66Пират, весёлый слуга Бармалея
фГорькие зёрнаИмя персонажа не указано
фИх знали только в лицоподпольщик Лев Бычков
ф12 могил Ходжи Насреддинапациент психиатрической клиники
фЭта твёрдая земляКочерга
фСпасите утопающегомилиционер Марченко, умеющий играть на тубе
корСудбас Михайло
фСвадьба в Малиновкебандит Сметана
фЖитие и вознесение Юрася БратчикаЛявон Конавка, рыбак. Ему, по распределению кардинала Лотра, досталась роль Кифы, апостола Петра
фПопутного ветра, «Синяя птица»боцман-рассказчик в портовом кабачке
фБеглец из «Янтарного»эпизодическая роль
фОгонь, вода и… медные трубыГлавный пожарный
ГодНазваниеРоль
фСемь стариков и одна девушкаоперный певец Масленников
фРазведчикиразведчик Василий Сигаев
фБелый рояльвожак грузчиков из бюро «Добрые услуги»
фЗолотые часывладелец золотых часов Семён Семёнович Кудеяр, «честный кустарь-одиночка» и любитель выпить
фУдар! Ещё удар!шофёр такси, страстный болельщик ленинградского футбольного клуба «Заря»
фНеподсуденпассажир в аэровокзале Свердловска
фАдъютант его превосходительства (ТВ)арестованный фармазонщик Коломийцев
фЖди меня, Аннаофицер на банкете
фХозяинВарлаам
фБушует «Маргарита» (ТВ)пассажир в шляпе в аэровокзале и участник эстрадного трио
фГде вы, рыцари?поливальщик
фВесенняя сказкаБобыль Бакула
фМоре в огнеэпизодическая роль
фБольшой янтарьработает портье, завзалом кафе «Сигулда», коптильщиком салаки и подрабатывает ударником на празднике рыбака, получая везде по полставки
фКругпосетитель шашлычной
фПоследние дни ПомпеиЕремей Бабин
фЗолотые рогадревний Леший Капитоныч
фБоба и слон (ТВ)водитель поливальной машины
корАфоня, горим!муж
фХод белой королевынезадачливый спаситель Тимофей Крыжалов
фНовые приключения Дони и Микки (ТВ)жулик на фуре по кличке «Лопух»
фВ бой идут одни «старики»механик Макарыч
фЧиполлиноЧиполлоне
фДокерэкспедитор
фЗасекреченный городводитель грузовика в пионерском лагере
фЗвезда экраначлен киногруппы
фАвтомобиль, скрипка и собака Кляксаисполнил роли: музыканта, играющего на тубе; повара и жителя дома Фердыщенко
фНа ясный огоньвладелец гостиницы в Ялте
фМеняю собаку на паровозпокупатель пианино
фФинист — Ясный Соколбанщик
фПотрясающий Берендеевкочегар Артур Брагин
фДнепровский ветер (новелла «Чары-камыши»)Федотыч, охотник-индивидуалист Сахно
фСамый красивый коньконюх Еремеич
фМаринка, Янка и тайны королевского замкаГенерал
фСоло для слона с оркестромиллюзионист Эдуард Спиридонович Смирнов
фДипломаты поневолерыбак Лупполо
фЭти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ)камео
корОт возмездия не уйтиглавная роль
корВаша профессия?Имя персонажа не указано
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации