Содержание
- 1 Работа в кино
- 2 Кино с участием Вениамина Смехова
- 3 Семья, дети и муж Любови Аксеновой
- 4 Личная жизнь
- 5 Биография
- 6 Я РОС ЗА КУЛИСАМИ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ
- 7 Биография
- 8 Фильмография
- 9 Детство и юность
- 10 Алла Смехова – жена Вениамина Смехова
- 11 Детские годы
- 12 Старшая дочь Вениамина Смехова – Елена
- 13 Актер, режиссер, сценарист, поэт, писатель и путешественник
- 14 Литературная деятельность
- 15 Семья, дети и внуки
- 16 Смехов — автор музыкальной сказки про Али-бабу и 40 разбойников
- 17 Как «Кинопанорама» изменила жизнь актера
- 18 Фильмы
Работа в кино
Фильмография Смехова насчитывает более тридцати ролей. Дебютной работой в полном метре стала лента «Служили два товарища» (1968), в которой он перевоплотился в барона Краузе. Картина отображает события гражданской войны 1920 года: блокировку врангелевских войск в Крыму и подготовку Красной Армии к решающей атаке.
1976 год отметился для актёра участием в детском фильме «Смок и Малыш» в роли Смока. Но всесоюзно известным и невероятно популярным Смехов стал с выходом в прокат фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Таинственный и романтичный Атос в исполнении Смехова особенно выделялся в большой компании верных друзей-мушкетеров, которых сыграли Михаил Боярский, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин. Зрительницы СССР были покорены графским взглядом с некоторой обречённостью и низким бархатным тембром Атоса, заваливали актёра письмами и признавались в любви.
К своему звёздному персонажу В. Смехов вернулся в продолжении знаменитой ленты, названной «Мушкетёры 20 лет спустя».
Также на счёту актёра множество работ в различных картинах, наилучшими из которых являются:
- Роль доктора Стравинского в фильме «Мастер и Маргарит».
- Образ Кюре Максимен из «Ловушки для одинокого мужчины».
- Мустафа в «Али-Бабе и сорока разбойниках».
- Участие в сериале «Белая голубка Кордовы».
Кино с участием Вениамина Смехова
Фильмы в производстве:
х/ф. «Мафия». Режиссер С.Андреасян. (Лука Сергеевич), 2015.
м/ф. «Крякнутые каникулы». Режиссер В. Свешников. (Утенок Пенг Ли), 2015.
т/ф. «Белая голубка Кордовы». Режиссер В. Криштофович. (Аркадий Босота), 2015.
т/с. «Кости». «Гуд стори медиа», 2014.
2014
х/ф. «Наследство». /Дипломная работа ВГИК/. Режиссер Р.Амслер. ( Виктор Эрбер ).
х/ф. «Спираль». / Студия «Питон» /. Режиссер А.Волгин. ( Якоб Арнольдович ).
2013
х/ф. «Царевна Лягушкина». Режиссер И. Мережко. ( Константин Георгиевич Кащеев ).
т/ф. «Найти мужа в большом городе». / «1+1 Production» /. Режиссер Е. Шагалова. ( Александр Гордеев, отец Лизы ).
2012
х/ф. «Продавец игрушек». / Кинокомпания «Национальное кино» /. Режиссер Ю.Васильев. ( Иван Поликарпович, профессор ).
2011
т/с. «Фурцева». Режиссер С.Попов. ( Петр Богуславский ).
т/с. «Контригра». Режиссер Е.Николаева. ( Барон фон Либенфельс ).
2009
т/ф. «Предлагаемые обстоятельства. Игра в убийство». Режиссер А.Хван. ( Георгий Струнин ).
2008
т/с. «Монтекристо» /»Амедиа»/. Режиссер Д.Петрунь. ( Илья Орлов ).
к/ф. «Возвращение мушкетеров или Сокровища кардинала Мазарини». Режиссер Г.Юнгвальд-Хилькевич. ( Атос ).
т/ф. «Прилетит вдруг волшебник » /»Мостелефильм»/. Режиссер И.Штернберг. ( Семен Семенович ).
2007
т/с. «Капитанские дети» /»АртЮнис», Россия/. Режиссер В.Никифоров. ( Лев Горейно ).
2004
т/с. «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» /НТВ/. Режиссер Д.Фикс. ( Александр ).
1993
т/ф. «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» /Одесская к/ст./. Режиссер Г.Юнгвальд-Хилькевич. ( Атос ).
т/ф. «Завтрак с видом на Эльбрус» /ст.»Экран»/. Режиссер Н.Малецкий. (Сумароков).
1992
т/ф. «Ключ» /»Троицкий мост» (Россия), «7 канал»(Франция)/. Режиссер П.Чухрай. ( Браун ).
т/ф. «Мушкетеры двадцать лет спустя» /Одесская к/ст./. Режиссер Г.Юнгвальд-Хилькевич. ( Атос ).
1991
т/ф. «Дура» /»ОРФ»,»Беларусфильм»/. Режиссер А.Коренев. ( Бенджамен Боревер ).
1990
к/ф. «Ловушка для одинокого мужчины» /»ОРФ» при «Госкино»/. Режиссер А.Коренев.( Кюре ).
1988
т/ф. «Щенок» /Одесская к/ст./. Режиссер А.Гришин. ( Журналист ).
1986
к/ф. «Семь криков в океане» /»Мосфильм»/. Режиссер В.Басов. ( Барон Порто ).
1984
х/ф. «Фавориты луны». Режиссер О. Иоселиани. ( Эпизод ).
т/сп. «Жизнь и книги А.Грина», /Гл. ред. научно-популярных и образовательных программ/. Режиссер В. Ежов.
т/ф. «Десять джазовых сцен по «Макбету»», /Ленинградское ТВ. Лучший музыкальный фильм Ленинградского ТВ 1984 года/. Режиссер Н. Серова, композитор — А. Вапиров. (Макбет).
1983
к/ф. «Сказка странствий» /»Мосфильм»/. Режиссер А.Митта. ( Рыцарь ).
т/ф. «Месье Ленуар, который…» Режиссер А.Орлов. ( Виктор Ленуар ).
т/ф. «Али-Баба и сорок разбойников», /Лентелефильм/. Режиссер О.Рябоконь. ( Мустафа ).
1980
к/ф. «В моей смерти прошу винить Клаву К.» /»Ленфильм»/. Реж. Э.Ясан, Р.Лебедев. ( Дядя Сева ).
1979
т/ф. «Д’Артаньян и три мушкетера» /Одесская к/ст./. Режиссер Г.Юнгвальд-Хилькевич. ( Атос ).
1976
т/ф. «Смок и Малыш» /Литовская к/ст./ Режиссер Р.Вабалас. ( Смок ).
т/ф. «Середина жизни» /Свердловская к/ст./. Режиссер О.Воронцов.( Денис Ярамишев ).
1973
т/сп. «Маяковский о любви» /о М.Маяковском, ЦТВ/ . Режиссер С.Евлахишвили. (Читает стихотворения поэта).
1972
т/сп. «Волшебник из Шираза», /Гл. ред. лит.-драм. программ/. Режиссер В.Смехов.( Хафиз ).
1971
т/сп. «Двадцать лет спустя» /по А.Дюма /. Режиссер А.Сергеев. ( Арамис ).
1969
т/сп. «Хафиз» /Гл. ред. лит.-драм. программ ЦТ/. Режиссер В.Триадский
т/ф. «Воздух Совнаркома», /фильм из цикла «Штрихи к портрету», ТО Экран/. Режиссер Л.Пчелкин. (Станислав Песковский).
1968
к/ф.»Служили два товарища» /»Мосфильм»/. Режиссер Е.Карелов. ( Барон Краузе ).
1965
т/сп. «Комната» /по Б.Ермолаеву/ . Режиссер Л.Пчелкин. (Эпизод).
т/сп. «Четыре друга и волшебные тапочки» (по Д. Дару). Режиссер М. Григорьев.
1961
Семья, дети и муж Любови Аксеновой
Артистка состоит в браке. Ее избранником является Павел Аксенов. Их знакомство произошло благодаря общим знакомым. Они пришли вместе на премьеру картины «Шиповник», в которой участвовала Аксёнова. Между молодыми людьми сразу возникли чувства. Спустя три месяца девушка переехала к своему возлюбленному, потом постепенно перевезла вещи. В январе 2013 они сыграли свадьбу, и с тех пор никогда не расставались.
Люба и Павел
Супруги устраивают «день персонажа». На протяжении всего дня они вживаются в роль другого человека, и ведут себя соответственно выбранному типажу. Это нехитрое упражнение помогает им держаться в тонусе, мгновенно перевоплотиться в новый образ. Однажды они даже расстались на месяц. Любовь готовила к роли одинокой женщины, потерявшей мужа. Она предложила Павлу пожить раздельно, чтобы самой испытать этот сложный спектр эмоций.
Павел Аксенов — супруг (2013)
Мужчина родился в 1982 году. Он получил профессию механика, но недолго работал по специальности. Павел с детства был яркой, творческой личностью. Его творческая биография берет начало в 2000-х годах. Мужчина попробовал свои силы в кинематографе в качестве режиссера, а потом — продюсера. Сейчас он трудится в студии «Сообщество 73». Он снимает ролики для рекламных агентств. Аксенов не отрицает, что однажды может снять полнометражный фильм.
Муж и жена
Личная жизнь
Впервые актер женился, когда ему было немногим за 20. Супруга Алла училась в пищевом институте, но по специальности работать не стала, устроилась редактором на радио. В этом браке у Вениамина родились двое детей. Елена и Алика — творческие личности: первая — писательница, вторая — актриса и певица.
Леонид, сын Лены и старший внук, — кандидат филологических наук, преподает в Государственном гуманитарном университете. Сыновья Алики, Артём и Макар, носят фамилию деда. У младшего, по словам матери, нет отчества. Слово «папа» старший, понимая, как это может ранить брата, не произносит, даже когда встречается с собственным родителем.
Отец почитает за счастье выходить с Аликой на одну сцену. У семейного дуэта за спиной множество театрализованных представлений, в том числе музыкально-поэтическая программа «Двенадцать месяцев танго», спектакль «Лекарь поневоле».
http://www.liveinternet.ru/users/feigele/post421260508http://fb.ru/post/celebrities/2019/8/8/127131http://24smi.org/celebrity/1452-veniamin-smehov.html
Биография
Илья родился в московской интеллигентной семье. Актер признается, что у него было прекрасное детство. Он благодарен своим родителям, которые буквально окутали любовью детей, прилагая максимум усилий для их воспитания.
«Они положили всю свою жизнь, чтобы вырастить нас, поддержать и укрепить. Внешне у нас все было как обычно, но внутри, вот эта родительская любовь — она до слез трогает, — рассказывает Илья Любимов.
Мама наша — филолог, переводчик, специалист по английскому языку и литературе, в совершенстве владеющая еще и французским. Папа — как талантливый конструктор — всю жизнь двигал отечественное военное авиастроение в знаменитом ОКБ Сухого.
К слову, как и папа, я был силен в математике и долгое время хотел стать программистом. Впрочем, все науки давались мне легко. Нашел общий язык и с музыкой — мальчик из хорошей семьи, разумеется, окончил музыкальную школу.
Родители отдали энергичного ребенка в Театр юного москвича под руководством Александра Тюкавкина, где мой старший брат Олег уже занимался несколько лет.
Забегая вперед, скажу, что по проторенной братом тропке я поступил и в ГИТИС, вольным слушателем в «Мастерскую Петра Фоменко» (Олег тогда уже играл у прославленного мастера в театре). Выпускные классы школы параллельно окончил экстерном. А в двадцать один год стал актером того же театра. То есть моя биография выглядит довольно красиво».
Я РОС ЗА КУЛИСАМИ ТЕАТРА НА ТАГАНКЕ
Помню маленькую квартирку в районе Таганки. Вот мы сидим друг против друга, и он рассказывает мне про некую воображаемую Зину на стене и старается заставить хоть что-нибудь съесть. Я очень плохо ела, и в детстве папа был единственным человеком, который мог меня накормить. Сейчас я его прекрасно понимаю. У меня теперь у самой те же функции: накормить, напоить, довести до школы. Когда мы с сестрой были детьми, все это часто лежало на папе. Конечно, и мама вела дом и ходила на работу. Они старались согласовывать свои графики. Когда у папы спектакль, он был дома в первую половину дня, а потом приходила с работы мама.
Мы с сестрой спали в одной комнате. И если у папы не было спектакля, то перед сном он не только читал книжки, но разыгрывал целые сценки. Была такая игра. Папа говорил: «Раз — слушай мой рассказ», и так далее в рифму. А кончалось: «Десять — спит усталый месяц». А мы должны были на два, три, четыре… каждый раз придумывать новые строчки в рифму.
А вы со своими ребятами не делаете этого?
Именно это — нет. У них большая разница в возрасте, они засыпают в разное время и в разных комнатах. Но очень многие вещи из моего детства приняты как некая модель воспитания. Например, для меня тоже очень важен режим дня. Я стараюсь, чтобы сыновья много времени проводили на воздухе, обязательно читали. Конечно, у меня есть няня, есть помощники. А в те годы, когда росла я, кроме бабушек, дедушек, никто не помогал.
Наверное, вы часто бывали за кулисами?
Я росла за кулисами Театра на Таганке. Очень любила гримерный цех, где меня стригли, пока мы ждали, когда папа освободится. И артисты к нам очень хорошо относились.
Понимала, что он один из первых в театре. И было чувство, что он — необыкновенный папа. Я очень им гордилась. И до сих пор горжусь.
То, что вы пошли в актрисы, — это его влияние?
Нет. Просто я была очень подвижна и артистична с детства. Всегда хотела стать актрисой музыкального театра. Мечтала проложить свою дорожку. Очень любила музыку, пела. Сейчас один из последних подарков судьбы — совместный с папой спектакль «Двенадцать месяцев танго». У него был юбилей, и спектакль подготовили специально к этой дате.
Это наш уникальный спектакль. Мы же давно хотели вместе работать и теперь получаем огромное удовольствие, потому что здесь слилось все, что мы любим. Папа читает поэтов Серебряного века, он потрясающий чтец, я пою польские танго 30-х годов и читаю Ахматову. Папа написал свои оригинальные тексты ко всем месяцам танго — от января до декабря. А у меня в каждом сезоне — свой винтажный наряд из коллекции Галины Аксеновой, продюсера, идейного вдохновителя и супруги моего папы. Плюс пять великолепных музыкантов в команде.
Биография
Родилась в 1959 году. Окончила театроведческий факультет СПбГАТИ (ЛГИТМиК) в 1981 году и аспирантуру РАТИ (ГИТИС) в 1988 году. Кандидат искусствоведения (1988). Кандидатская диссертация была посвящена творчеству Питера Брука. Член Союза журналистов и Союза театральных деятелей России.
В течение 15 лет преподавала историю российского кино в летней Русской школе Миддлбери (США), с 2000 по 2009 г. — заместитель директора этой школы. В качестве приглашенного профессора читала курсы лекций в Grinnell College, Emory University, Maryland University, Smith College, Kansas University, Illinois Wesleyan University (США). С 2007 года по 2015 — доцент Школы-студии МХАТ. С 2007 года — лектор международной аспирантской программы Школы-студии МХАТ и Национального театрального института США.
Преподает историю мирового кинематографа, историю российского кинематографа. Специалист по немому кино. Автор научных статей в зарубежных специализированных изданиях. Сценарист и режиссёр документальных телефильмов. Автор публицистических статей, статей о театре и кино в журналах «Театр», «Огонёк», «Вечерняя Москва», «Независимая газета», «Российская газета», колумнист журнала «Русский пионер» («Фильм на выходные»). Переводчик с польского.
Ведущая циклов публичных лекций «Живопись и кинематограф» (Пятницы в «Пушкинском», ГМИИ им. А. С. Пушкина), «Film Fashionista», «Американское кино XX века: между искусством и бизнесом», «Итальянское кино. От начала до последних великих» (Киноклуб ГУМ).
Член совета Международного фестиваля театра и кино «Текстура» (2011—2012). Член жюри конкурса современных пьес фестиваля «Текстура».
Член жюри конкурса студенческих фильмов 33 Международного фестиваля ВГИК (2013).
Лектор — стипендиат образовательной программы имени Майи Брин в Университете Мэриленда (2015).
Фильмография
Является автором сценария и режиссёров нескольких документальных фильмов.
Автор сценария
- 1992 — Сны об Израиле: Фильм 1 «Прогулки по Иерусалиму»
- 1992 — Сны об Израиле: Фильм 2 «Вечный город»
- 1992 — Сны об Израиле: Фильм 3 «Мы — израильтяне»
- 1992 — Сны об Израиле: Фильм 4 «Олим хадашим»
- 1992 — Сны об Израиле: Фильм 5 «Неизвестный Израиль»
- 1993 — Луна на сцене
- 1993 — Слуга двух господ (документальный фильм о театре Габима)
- 1993 — Шаги по пустыне
- 1995 — Театр моей памяти (30-серийный цикл документальных фильмов)
- 2007 — Я забыл погоду детства (документальный фильм о Варламе Шаламове)
- 2016 — Единица хранения. Фильм 1-й. Александр Довженко и Юлия Солнцева
- 2016 — Единица хранения. Фильм 2-й. Элем Климов и Лариса Шепитько
Режиссёр
- 2011 — Двенадцать месяцев танго (музыкальный фильм)
- 2013 — Владимир Тендряков. Портрет на фоне времени (документальный фильм о Владимире Тендрякове)
- 2013 — Кинозвезда между серпом и молотом (документальный фильм о Марине Ладыниной)
- 2015 — Последний поэт великой войны (документальный фильм о Ионе Дегене)
- 2015 — Борис Заборов. В поисках утраченного времени (документальный фильм о Борисе Заборове)
- 2016 — Единица хранения. Фильм 1-й. Александр Довженко и Юлия Солнцева
- 2016 — Единица хранения. Фильм 2-й. Элем Климов и Лариса Шепитько
Детство и юность
Родился будущий актёр в столице России в августе 1940 г., по национальности — еврей. Его отец, Борис Моисеевич имеет звание профессора и степень доктора исторических наук, а мать, Мария Львовна — терапевт и завотделением московской больницы. Фамилия Смеховых по отцовской линии славится известными художниками и книжными иллюстраторами.
Когда началась Великая Отечественная война, мама с годовалым Веней эвакуировалась в Кировскую область, где прожила 2 года. После она вместе с мальчиком вернулась в Москву для продолжения учёбы в мединституте. Из-за постоянной занятости Мария Львовна отдала сына в детский сад на шестидневку. С отцом Вениамин впервые увиделся после окончания войны в 1945 году. Примером для мальчика были его родители-трудоголики, которые слову всегда предпочитали дело.
Маленький Веня мечтал стать шофером, когда вырастет. Освоив грамоту, он увлёкся сочинением романов и стихов. Мальчик, воспитываемый советской идеологией, был примером настоящего комсомольца, что было естественно для того времени. Он играл в драматическом кружке при районном Дворце пионеров, участвовал в капустниках, читал стихи. Сцена магически влекла подростка, на ней он раскрепощался, чувствовал себя свободно и безрассудно.
Поэтому неудивительно, что после окончания школы Вениамин Смехов решил поступать в актёрский вуз. Ему удалось успешно сдать экзамены во МХАТ и Щукинское училище, и будущий артист выбрал «Щуку». Родители юноши считали, что ему нужно было обучаться журналистике или литераторству, но Смехов был категоричен в своём выборе.
В училище его наставником стал молодой мастер Владимир Этуш, которому не нравилась чрезвычайная застенчивость и закрытость Вениамина, он даже требовал его отчислить. В связи с этим на второй курс Смехов был переведён на правах вольнослушателя. Чтобы не вылететь из учебного заведения, ему нужно было научиться справляться с природной стеснительностью, и юноше это удалось. В 1959 году он был восстановлен на курсе, а Этуш даже максимальным баллом оценил его актёрское мастерство. По окончании училища Смехова пригласили в Куйбышевский театр драмы.
Алла Смехова – жена Вениамина Смехова
В первый раз Вениамин Смехов женился на своей ровеснице Алле. Познакомились они в молодежном лагере под Москвой, когда оба были студентами. Вениамин учился в Театральном училище им. Б. В. Щукина, Алла была третьекурсницей Московского технологического института пищевой промышленности.
Вениамин Смехов в молодости
Будущий актер Смехов терпеливо ухаживал за девушкой, ожидал ее у подъезда и всякий раз приносил для Аллы яблоко, а вскоре предложил выйти за него замуж. Свадьба состоялась в 1960 году.
Вениамин Смехов с женой Аллой
Семейная жизнь Смеховых поначалу складывалась счастливо. В 1963 году у супругов родилась , а спустя пять лет – вторая . Алла Смехова говорит, что Вениамин был заботливым мужем и терпеливым отцом, много внимания и любви отдавал дочерям.
Вениамин и Алла Смеховы
Такая семейная идиллия продолжалась два десятилетия. Изменения в личной жизни Вениамина Борисовича произошли, когда актеру было 40 лет, он встретил молодую женщину и подал заявление на развод и раздел имущества.
Смехова признается в интервью, что «уходил он по частям», перемены в поведении мужа она заметила задолго до развода. Алла Александровна не работала по своей специальности, она стала редактором на радиостанции.
Вениамин Смехов с женой Аллой и дочерьми
Первая жена Смехова вырастила дочерей, а сейчас у нее уже трое внуков. После неудачного замужества с Вениамином Борисовичем женщина больше в брак не вступала.
Детские годы
Любовь (ее фамилия при рождении – Новикова) появилась на свет в 1990 году в Москве. Ее родители выбрали самые обычные профессии: мама работает в аптеке, а отец – военнослужащий. В семье также подрастал ее брат Данила.
Любовь Аксёнова в детстве с мамой. Фото https://www.instagram.com/im_lyubovaksenova/
Будущая актриса получала образование в школе с углубленным изучением иностранных языков, а в свободное время занималась бальными танцами и каталась на горных лыжах. Позднее она ушла из танцевальной студии, так как школьная программа была очень обширной, и она не успевала учить уроки. Но горные лыжи Аксёнова не забросила, со временем она перешла на сноублейды, на которых катается до сих пор.
с мамой и тетей
Девочка радовала преподавателей не только успешной учебой, но и активным участием в школьных мероприятиях и концертах, демонстрируя уже тогда свои способности к творческому делу. После окончания школы Люба твердо решила стать актрисой; она подала документы в ГИТИС, куда поступила без проблем.
Старшая дочь Вениамина Смехова – Елена
Дочь Смехова Елена родилась в декабре 1963 года, она росла в творческой атмосфере. Отец – популярный актер, мама, Алла Александровна, после института пищевой промышленности училась в ГИТИСе, работала в литературной части театра, редактором на радио и телевидении.
Елена Смехова с младшей сестрой Аликой
Литературные способности у Лены проявились еще в детстве, в 12 лет девочка написала свой первый рассказ. В юности появилась ее первая публикация в «Литературном обозрении» – рецензия на спектакль «Ленкома». После этого журнал заказывал Елене несколько статей.
Дочь Вениамина Смехова – Елена
Несмотря на участие Лены в телеспектаклях, Вениамин Смехов настаивал на литературной, а не актерской профессии для старшей дочери. Елена поступила в Московский институт культуры.
Писательница Елена Смехова
Она работала в Российской библиотеке искусств, в еженедельнике «Век», в агентстве «Информкино», писала научные статьи.
Старшая дочь Смехова является членом Союза Писателей Москвы. Елена замужем, у нее есть взрослый сын Леонид, который родился в 1987 году.
Вениамин Смехов с дочерью Еленой и внуком Леонидом
Старший внук Вениамина Смехова закончил филологический факультет МГУ, он преподает ораторское искусство, пишет книги о риторике, работает телеведущим.
Актер, режиссер, сценарист, поэт, писатель и путешественник
Профессию актера Вениамин Смехов осваивал после получения диплома на периферии. По распределению он уехал в Куйбышев. Однако родным для него Куйбышевский театр не стал и уже через 1,5 года актер вернулся в столицу. Однако, по распределению все было просто и ясно, а здесь в столице, которая перенасыщена актерской братией, надо было еще завоевать «место под солнцем».
Сразу работу найти не удалось, Смехова даже посещали мысли о том, чтобы поискать другую работу. Но молодого актера взял Александр Константинович Плотников, который на тот момент занимал должность главного режиссера в Московском театре драмы и комедии (1963 год). Правда, вскоре Плотникову пришлось уступить свое место Юрию Любимову.
Вениамин Смехов был востребован и как актер основного состава был задействован практически во всех постановках театра. В 1964 году официальное название театра «на Таганке». Только на 2 года актер покидал стены родного театра в связи с уходом Любимова. Таким образом, он, Филатов и Шаповалов заявили о своем протесте. Эти два года были отданы сцене «Современника».
С 1987 году Юрий Любимов вернулся в театр на Таганке, а вместе с этим и покинувшие его актеры. Если сложить все годы работы, то Смехов 21 год выходил почти ежедневно на сцену Таганки. И все же имя актера Вениамина Смехова непременно ассоциируется с его ролью в фильме «Дартаньян и три мушкетера», хотя кинокритики выделяют не одну роль актера как удавшуюся.
Среди них роль Мустафы в «Али баба и 40 разбойников», доктор Стравинский в «Мастер и Маргарита». «Лавушка для одинокого мужчины», «Смок и малыш» тоже входят в этот перечень. Самым первым опытом в кино была роль барона Краузе в «Служили два товарища».
И все же Вениамину Смехову гораздо комфортнее быть вне сцены, а точнее воплощать свои мысли в сценариях, книгах. Надо сказать, что родители рекомендовали сыну после школы поступать на факультет журналистики. Они пожалуй лучше всех знали его природные задатки. Если перед сценой он долго робел, то в литературном творчестве был и есть «как рыба в воде».
Еще при Любимове Смехов начал создавать свои режиссерские работы: «Фредерик Моро», «Сорочинская ярмарка», «Лекарь поневоле», «Джентльмены из конгресса». С 90-х годов актер полностью погрузился в режиссуру и писательскую деятельность, воплотив тем самым мечты своих родителей, а может и свои собственные. В 1998 совсем оставил театр, хотя трудовая так там и находится.
Им поставлено порядка 15 спектаклей для телевидения, создано множество аудиокниг и спектаклей. Ко всем своим видам деятельности Вениамин Смехов добавляет еще статус путешественника, поскольку много сегодня колесит по странам: Америка, Израиль, Италия, Чехия, Франция, Германия. В Америке в 90-е несколько лет жил и работал, преподавал актерское мастерство. В других ставил оперы и спектакли.
Последним своим детищем очень гордится — музыкально-поэтическая композиция по произведениям Маяковского «Флейта- позвоночник». Вениамин Борисович играет в ней сам с двумя актерами Театра на Таганке: Дмитрием Высоцким и Машей Матвеевой. Ставили этот спектакль как за границей, так и на сцене родного театра.
Смехова в молодости упрекали в тщеславии, хотя в разумных пределах это не грех. Но факты из его биографии говорят о другом. Вениамина Борисовича многие коллеги хотели видеть руководителем Театра на Таганке, но он отказался. К его юбилею 70 лет давали звание Народного артиста, от чего тоже отказался. Получается, что актер совершенно самодостаточен, говоря «мне всего хватает: и зрителей, и радостей, и трудов».
Литературная деятельность
Книги
- Г. Г. Аксенова, Т. К. Кирш. «Учебный театр». М.: «Русский язык», 1989
- Галина Аксенова «1968-ой и другие годы». М.: Библиотека «Огонек», 1991
- Аксенова Г. Г. Новый Брук: «Вишнёвый сад» и «Трагедия Кармен» // Западное искусство. 20 век. Классическое наследие и современность (Ред. Б. И. Зингерман). — М.: Наука, 1992. — С. 122—132. — ISBN 5-02-012780-9
- Galina Aksenova «A Tragedy in Grey» // Lioubimov: La Taganka. B. Picon-Vallin (Ed.), Paris: Centre National de Recherche Theatrale, 1997. ISBN 2-271-05496-6
- Galina Aksenova «Moscow, Open City. Perception of Neorealism in the USSR in the 1940s-50s» // Incontri con il cinema italiano. A. Vitti (Ed.), Salvatore Sciascia Editore, Italy, 2003
- Galina Aksenova «Textual metamorphoses on the way from fabula to siuzhet: G. Ostrovsky’s film script and V. Todorovsky’s film My Half-Brother Frankenstein» // The First Five Years of 21st-Century Russian Literature. H. Melat (Ed.), Sorbonne University Press, 2006
- Galina Aksenova «History of Russian Cinema» // Advanced Russian through History. B.Rifkin and O.Kagan (Eds.), Yale University Press, 2007
- Галина Аксенова «Большая история маленькой сумки» // Страсти старьевщика. Рассказы коллекционеров (Ред. Г. Аксенова). — М.: Старое Кино, 2016. — С. 36—55. — ISBN 978-5-9903820-2-2
Переводы
- 1983 — Михал Русинек «Непотерянный рай». М.: Радуга. 1983
- 1986 — Богдан Чешко. Избранное / сборник: пер. с польского. Сост. В. С. Селиванова/ М.: Радуга. 1986
- 1988 — Славомир Мрожек «Портрет». (Постановка — МХАТ им. А. П. Чехова, реж. В. Козьменко-Делинде, 1988)
- 1988 — Славомир Мрожек «Контракт». Пьеса в 3 актах. М.: ВААП-Информ, 1988. (Постановки — «Контракт» (Московский Театр Сатиры, реж. М. Зонненштраль, 1988), «Контракт на убийство» (Театр Российской Армии, реж. А. Вилькин, 1988)
- 1988 — Мира Михаловска «Роза — это роза, это роза». Монодрама. М.: ВААП-Информ, 1988. (Mira Michałowska, Róża jest różą jest różą).
- Агнешка Осецкая «Звезды эстрады»
Семья, дети и внуки
Биография, личная жизнь и дети Вениамина Смехова до сих пор интересны поклонницам импозантного Атоса.
Впервые актёр женился в ранней молодости (20 лет) на девушке по имени Алла, которая на тот момент училась в пищевом вузе. Однако работу девушка впоследствии выбрала не по специальности, устроившись редактором на радиостанцию. В 1963 г. у супругов родилась дочь Елена, а ещё через 5 лет у неё появилась сестра Алла, которую в семье всегда называли Алика. Девочки унаследовали гены отца и выбрали творческую стезю. Елена является писательницей, у неё есть сын Леонид, а Алика — популярная актриса и певица. Она продолжила род Смеховых двумя внуками — Артёмом и Макаром.
Несмотря на долгие годы совместной жизни, в 1980 году актёр развёлся с первой супругой и вскоре вступил в брак с Галиной Геннадиевной Аксёновой. Вместе пара счастлива уже 30 лет. Жена Вениамина Смехова Галя в настоящее время является кандидатом искусствоведения и киноведом.
Смехов — автор музыкальной сказки про Али-бабу и 40 разбойников
Это культовое произведение советской эпохи, бешеный хит — было продано 3 (!) миллиона пластинок — трижды платиновый альбом! А по словам самого автора — итог разгильдяйских капустников и пародия на скучнейшую «Шахерезаду».
Сначала Смехов написал пьесу, которая потом превратилась в сценарий. Но фильм с Роланом Быковым в главной роли не состоялся. Тогда Смехов, не желающий отказываться от проекта, решил выпустить пластинку и заключил с фирмой «Мелодия» бартерную сделку — они соглашались выпустить сомнительную версию известной сказки, а Смехов записывал для «Мелодии» цикл по произведениям Горького к юбилею Комсомола.
Музыку к спектаклю должен был написать Альфред Шнитке. Отсоветовал его Юрий Визбор, сказав Смехову, что есть и более понятные композиторы с чувством юмора, правда, они — кандидаты наук. Так появились авторы музыки к песням — Сергей Никитин и Виктор Берковский. Аранжировки делал Георгий Гаранян. Список актеров этой постановки — это настоящий Пантеон, без шуток. Хотя, конечно, вся эта постановка — одна гениальная шутка.
Как «Кинопанорама» изменила жизнь актера
После выхода на экране картины о мушкетерах советскому телезрителю стали интересны актеры, исполнившие роли четверки преданных друзей. Популярная на тот момент телепередача «Кинопанорама» решила снять о них сюжет, показав кадры из повседневной жизни актеров. Съемочная группа наведалась и в московскую квартиру Вениамина Смехова.
Животный мир демонстрирует трогательные семейные отношения
Не только слова любви: как фраза «Я ценю тебя» влияет на отношения
Консервы, злаковые батончики популярны на самоизоляции: почему люди это скупают
В результате на экраны телевизоров вышел выпуск, в котором телезрители могли полюбоваться тем, как их любимый Атос делает котлеты, находясь в семейном кругу. Этот выпуск увидела и будущая супруга актера — Галина Аксенова. Чуть позднее она сказала, что в тот момент, когда она увидела на экране этого прекрасного темноволосого мужчину с роскошной улыбкой, она поняла, что именно с ним у нее будет что-то связано. На тот момент она не понимала, что именно, но судьба не заставила долго ждать — ответ на эту загадку был получен очень скоро.
Фильмы
Кинематографическая биография Вениамина Смехова началась в 1968 году. Он сыграл барона Краузе в картине «Служили два товарища». Это лента о гражданской войне 1920 года, когда войска Врангеля были заблокированы в Крыму, и Красная армия готовилась к решающему наступлению.
Затем популярным фильмом, в котором появился Вениамин Смехов, стала драматическая 8-серийная лента по произведению Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы». Это мини-сериал о талантливом художнике, умевшем подделывать полотна известных мастеров.
В 2010 году Вениамин Смехов получил роль телеведущего в историко-детективном проекте «Дело темное» на канале «НТВ». Передача базируется на идее того, что громкие преступления прошлого века – покушения, политические убийства и даже сомнительные самоубийства – полны допущений и белых пятен, а официальная информация не раз редактировалась в угоду власти, но даже в таком виде не доходила до массовой публики. Вениамин Смехов с помощью экспертов и приемов тщательной реконструкции событий старается докопаться до истины.