Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 1

Актеры фильма «сияние»: тогда и сейчас

«Сияние»: за и против

Премьера фильма состоялась 23 мая 1980 года. Тогда лента собрала $44 млн, превысив свой бюджет более чем в два раза. Картина выходила в повторный прокат в разных странах в 2001, 2012, 2017 и 2019 годах. Также в 2019-м перемонтированная лента была показана на Каннском кинофестивале в секции Cannes Classic.

Впрочем, первоначальная реакция зрителей и критиков на «Сияние» была неоднозначной. Фильм получил номинации на несколько важных наград, однако лишь актёр второго плана Скэтмэн Крозерс получил «Сатурн». Организаторы «Оскара» и «Золотого глобуса» ленту проигнорировали. 

Не последнюю роль в этом сыграли завышенные ожидания критиков: Кубрик уже был культовым режиссёром, а книжная версия «Сияния» — бестселлером. Однако новая работа Кубрика в некотором смысле разочаровала зрителей.

Так, волну возмущения вызвали расхождения фильма с романом. Претензии на этот счёт выдвинул сам Стивен Кинг. Писатель заявил, что Кубрик опустил ряд принципиально важных моментов: из сценария исчез автобиографический компонент, а в изменённой концовке не осталось и следа от попытки Джека спасти свою семью.

Огорчил Кинга и актёрский состав: Джек Николсон с самого начала выглядел безумцем, тогда как его герой Джек Торренс должен был пройти путь от психически стабильного человека до монстра (писатель в главной роли ожидал увидеть Джона Войта или Майкла Мориарти). Игру Шелли Дюваль Кинг также счёл неубедительной.

Критик Гэри Арнольд из The Washington Post назвал экранизацию «нудной, тусклой выжимкой романа-бестселлера Стивена Кинга». Он также раскритиковал актёрскую игру и сделал вывод, что режиссёру не удалось использовать все предложенные книгой возможности

Арнольд обратил внимание, что на фильм потратили неоправданно большую сумму и пять долгих лет (если считать время подготовки к съёмкам и постпродакшен)

Однако позже восприятие картины в корне изменилось. Один из самых влиятельных американских критиков Роджер Эберт поначалу составил неоднозначное впечатление о фильме, однако в 2006 году включил ленту в собственный список великих лент с высшей оценкой.

Профессор английского языка, специалист по творчеству Кинга Тони Маджистрале писал об экранизации «Сияния» как о сложном, многослойном произведении — и даже простил Кубрику расхождения с оригиналом.

«Только в попытках выразить словами значение этих сцен становится возможным в полной мере оценить переплетённую матрицу образов и метафор фильма… На какие бы жертвы Кубрик ни пошёл в плане физического или психологического ужаса, он сполна компенсирует это запоминающимся великолепием визуальной составляющей», — заметил он.

Что касается многослойности повествования, то критики действительно углядели в фильме ряд дополнительных смыслов. Так, кто-то счёл трагедию семьи Торренсов аллегорией разрушительного действия капитализма. Нашла отображение в ленте и проблема равенства полов: по мнению некоторых экспертов, Джек Торренс пострадал от идеи, что мужчина обязан быть успешным.

К повторному прокату фильма в 2012 году критик The Guardian Питер Брэдшоу опубликовал восторженную рецензию. Он хвалил игру актёров и разного рода художественные решения Кубрика, включая нагнетающий саспенс неспешный характер съёмки.

В 2018 году «Сияние» вошло в перечень 100 лучших фильмов ужасов в истории по версии IndieWire. На Rotten Tomatoes рейтинг фильма составляет 85% и 93%, по оценкам профессионалов и аудитории соответственно. В рейтинге сайта IMDb фильм занимает 61-ю позицию из топ-250. Лента также вошла в список самых страшных фильмов по версии Американского института кино, а Джек Торренс был удостоен 25-го места в рейтинге лучших кинозлодеев.

Влияние «Сияния» на массовую культуру измеряется множеством отсылок и пародий. Так, знаменитая фраза Николсона «А вот и Джонни» (которая, между прочим, возглавила топ-100 самых страшных моментов в кино по версии британского Channel 4) была спародирована в рекламе, сериалах «Лучше звоните Солу», «Ясновидец» и других.

Одна из трёх новелл спецвыпуска «Симпсонов» к Хэллоуину 1994 года Theehouse of Horror V носит название «Сияние»; мотивы ленты Кубрика угадываются и в других эпизодах мультсериала. Кроме того, лента послужила источником вдохновения при создании песен и клипов таких музыкальных групп, как Ice Nine Kills и Slipknot. А в картине Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» отель «Оверлук» становится одной из локаций охоты за сокровищами. 

С развитием интернета «Сияние» разошлось на мемы: особенно популярны кадры, где Джек Николсон показывается в проломленной двери, а также финальная сцена, в которой его персонаж замерзает.

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

  • 109Создатели «Пацанов» высмеяли женскую сцену «Мстителей: Финала» — она была слишком тупой и надуманной
  • 67«Дюна» легко может заработать в мировом прокате миллиард — так считают аналитики
  • 63Древние германцы объединяются против непобедимого Рима в трейлере исторического боевика «Варвары»
  • 53Технический прогресс, сила богатырская и зубастый Колобок — вышел трейлер фэнтези «Последний богатырь: Корень зла»
  • 43Брюс Уиллис опять играет Джона Макклейна из «Крепкого орешка»
  • 39Николас Кейдж отражает инопланетное вторжение с помощью боевых искусств в трейлере фильма «Джиу-джитсу»
  • 38Милла Йовович воюет с гигантскими чудовищами в трейлере «Охотника на монстров»
  • 38RU77 — ответ украинских разработчиков на польский Cyberpunk 2077
  • 36Актриса из ребута «Зачарованных» назвала Холли Мэри Комбс и Роуз Макгоуэн жалкими
  • 34«Для Эмилии Кларк это было унизительно» — Николай Костер-Вальдау о съёмках первого сезона «Игры престолов»

Стивен Кинг – «Сияние»

Многие зрители знают, что фильм The Shining основан на одноименной книге короля ужасов Стивена Кинга (вышла в свет в 1977 г.). Во время написания романа автор страдал от алкоголизма, и это отразилось в книге – оригинальный Джек Торренс практически разрушил собственную семью пристрастием к выпивке, проявил насилие по отношению к сыну, чем и вызвал его дальнейшее странное поведение

Также особое внимание уделено нарастающей тяге к алкоголю уже в стенах отеля Оверлук. Стэнли Кубрик был очень возбужден, прочитав книгу Сияние, и закончил, тем самым, период творческого застоя

Несмотря на разницу в часовых поясах, он позвонил Стивену Кингу рано утром и приступил к обсуждению будущей экранизации.

Книга Стивена Кинга Сияние часто цитируется поклонниками творчества автора и приводится, как одно из его лучших произведений. Будучи фанатом фильма Стэнли Кубрика, я, признаться, был очень разочарован романом – из двух десятков книг Кинга, это была единственная, которую я просто вымучил до конца, хотя мнение у каждого свое. Литературный оригинал The Shining , даже на контрасте с фильмом, слишком психоделичен. Там, где ожидаешь густой атмосферы запорошенного снегами отеля, с его историей, получаешь шизофренические видения Джека и Денни Торренсов, излишне много общения с воображаемым голосом в голове, больше, чем того нужно, внимания к самому понятию сияния, целую цистерну сюжетной воды, разливаемой на 500 с лишним страниц текста.

Критика фильма Стивеном Кингом. Общеизвестно, что король ужасов не слишком жалует эту экранизацию своей книги, причем, как мы всем отлично знаем, свет увидело десятки низкопробных фильмов однодневок для ТВ, которые даже не корректно сравнивать с культовым «Сиянием» Стэнли Кубрика 1980 г. Сам Кинг позже признался, что до выхода в свет «The Shining 1980», он никогда не уделял особого внимания киноадаптациям своих работ. Тем не менее, они плотно работали с Кубриком над переносом на экран истории отеля Оверлук. Писатель заглядывал за съемочную площадку, но еще на процессе подготовки съемок Кинг выражал ряд недовольств и спорил с режиссером. Спустя годы, в разных интервью и комментариях, высказываниях, он одновременно и хвалил работу Кубрика и критиковал ее. В особенности он отмечал художественную и техническую изысканность фильма 1980 года, несомненный вклад в развитие всего жанра ужасов. Но был недоволен тем, как обошлись с оригинальной историей в его книге «Сияние». Что, для любого автора, впрочем, кажется вполне объяснимым.

Джек Николсон

Обстоятельства рождения голливудской звезды весьма необычны. Джек в юности полагал, что его воспитали мать и его старшая сестра. Позже узнал о страшной семейной тайне. Эти женщины были его бабушкой и матерью. Они пошли на подлог ради спасения чести. Мать Джека забеременела, будучи не замужем.

Предки Джека Николсона были ирландцами, голландцами, итальянцами. На выпускном вечере в школе, который состоялся в 1954 году, он был удостоен сомнительного звания – «Клоун класса». Стало быть, стремление к актерству у Николсона первыми обнаружили его одноклассники.

Актер является рьяным фанатом баскетбольной команды «Лос-Анджелес Лейкерс». В его контрактах присутствует пункт о том, что он не снимается в дни, когда играют его любимцы. Актер никогда не появляется на людях без темных очков. Николсон сыграл в фильмах «Дикая гонка», «Магазинчик ужасов», «Морская охота», «Ворон», «Страх», «Побег в никуда», «Перестрелка», «Беспечный ездок», «Китайский квартал», «Пролетая над гнездом кукушки» и других.

Из истории создания

В фильме «Сияние» актер Джо Тёркел сыграл бармена Ллойда. Изначально эту роль режиссёр предполагал отдать Гарри Дин Стэнтону. Но тот не смог принять участие в съемках в силу занятости в другой киноленте. Спустя некоторое время Стэнтон исполнил роль в другой экранизации Стивена Кинга — фильме «Кристина».

На роль сына Джека пробовалось около пяти тысяч мальчиков. Кубрик рассматривал и кандидатуру юного актёра, сыгравшего в фильме «Близкие контакты третьей степени». Однако родители Кэрри Гуффи отказали, едва прочитав сценарий.

Как уже было сказано, игра Шелли Дюваль была отмечена «Золотой малиной». Однако актрисе на съемках пришлось нелегко. Она находилась в постоянном стрессовом состоянии, в какой-то момент почувствовала себя полностью опустошенной и уже не способна была изображать какие-либо эмоции. Стэнли Кубрик требовал от членов съемочной группы не симпатизировать Дюваль, не говорить ей комплиментов. Сам же постоянно придирался к ней по пустякам. Так режиссёр пытался добиться от неё правдоподобной актерской игры, ведь во многих сценах Шелли находится на грани нервного срыва. Кинокритики утверждали, что ему это не удалось.

О чем фильм «Сияние» – Сюжет

Еще недавно школьный учитель, Джек Торренс решает сменить род деятельности – найти лучший доход и перспективы в писательской деятельности. Он проходит собеседование на должность зимнего сторожа в роскошный отель Оверлук – удаленное от городской суеты место среди живописных пейзажей. От управляющего мужчина узнает, что работа не требует особых усилий и заключается в контроле состояния отеля на период с 30 октября по 15 мая. Торренс слышит жуткую историю о своем предшественнике, который не справился с одиночеством, жестоко убил семью и покончил с собой – его звали Дилберт Грэйди.

Джек спокойно воспринимает рассказ и убеждает нанимателей, что пять месяцев покоя – это как раз то, что ему нужно для работы над книгой. Торренсы приезжают в отель Оверлук к закрытию сезона и принимают попечение территорией. В самой семье недавно был напряженный период, а маленький сын Денни страдает психическим расстройством, которому родители стараются не придавать излишнего значения. Спустя месяц после переезда, Джек стает нервным, неадекватно агрессивным – на него начинает действовать отель, построенный на бывших погребальных землях индейцев. Запертые снежной бурей в десятках километров от цивилизации, три члена семьи постепенно погружаются в омут страха и недоверия.

Шелли Дюваль

Актриса дебютировала в кино в 1977 году в комедии «Брюстер Макклауд». Режиссером этого фильма является Роберт Олтмен. Он был настолько потрясен игрой Дюваль, что пригласил ее в следующие свои картины, а именно: «Маккейб и миссис Миллер», «Воры, как мы», «Нэшвилл».

На конец семидесятых пришелся взлет актерской карьеры Шелли Дюваль. В 1977 году она была награждена призом на Каннском фестивале за роль в киноленте Олтмена «Три женщины». За эту же работу ее номинировали на премию BAFTA. Другие фильмы с участием Шелли Дюваль: «Бандиты времени», «Роксана», «Коммандо из пригорода», «Портрет леди», «Человек-ракета», «Вот такие пироги».

Отличия от книги[править | править код]

  • В книге Джек Торренс изначально был персонажем, который изо всех сил старался быть хорошим отцом и мужем, и боролся со своими пагубными пристрастиями. Однако демоны отеля Оверлук получили над Джеком контроль после того, как не смогли добраться до Дэнни. В конце концов, Джек лишился рассудка, что и привело к финалу истории. В фильме в образе Джека с самого начала есть что-то зловещее.
  • В книге Джек Торренс находился в отеле, когда произошел взрыв бойлера. В фильме Джек насмерть замерз в лабиринте. Вообще, опасности взрыва бойлера в фильме не уделено никакого внимания, в отличие от книги, и отель в конце фильма остался цел.
  • В книге вместо лабиринта была живая изгородь в форме животных, которые оживали.
  • В книге Дик Холлоран выжил.
  • В книге самым страшным номером отеля был номер 217, в фильме его заменили на 237. Дело в том, что сцены внутри отеля Оверлук снимались в реально существующем Тимберлайн Лодж, руководство которого опасалось, что постояльцы будут бояться останавливаться в номере 217. А 237 номера в отеле не существовало. Но эффект оказался прямо противоположным — отдыхающие часто просили заселить их именно в 217 номер.
  • В финале фильма Джек был вооружен топором, в книге это был молоток для игры в роке.
  • Некоторые известные сцены фильма созданы специально для него, в книге ничего подобного не было:
    • Поток крови, заливающий коридор.
    • Девочки-близнецы.
    • Напечатанные Джеком страницы с одной единственной фразой «Работа и отсутствие развлечений делают Джека занудой».
    • Восклицание Джека: «Вот и Джонни!», которое было импровизацией Джека Николсона. Фраза взята из передачи «Сегодня вечером с Джонни Карсоном».

Факты[править | править код]

  • Второе имя Дэнни — Энтони; его воображаемого друга зовут Тони.
  • В этом фильме, основанном на книге, Делберта Грейди неверно называют «Чарльз Грейди».
  • Дик Холлоранн появляется в сцене флэшбэка в романе Стивена Кинга Оно .
  • Сам Стивен Кинг презирал версию его романа у Кубрика и сделал мини-сериал с его оригинальными концепциями.
  • Клипы фильма были замечены в кинотеатре drive-in в фильме 1996 года «Twister«, прежде чем он был уничтожен торнадо F4.
  • Окружение фильма появляется как второй уровень в фильме 2018 года, Первому игроку приготовиться.
  • Безумная пародия журнала на фильм имела проклятую комнату «Комната 238», и объединила две сцены из фильма. В пародии Джек пытается заставить Дэнни преодолеть свой страх перед комнатой, открыв ее и показав, что там ничего нет. Внутри они видят скелеты, сидящие на мебели. Это было ошибочно принято за предпоследнюю сцену правильного фильма, где Венди обнаруживает свою собственную сияющую способность и бежит в ужасе при виде призраков, включая ту часть, где скелетные останки хорошо одетых людей найдены сидящими на мебели в вестибюле.

В ролях[править | править код]

Фото Персонаж Актёр-исполнитель Актёр дубляжа
Джек Торренс Джек Николсон Алексей Колган
Венди Торренс Шелли Дювалл Марьяна Спивак
Дэнни Торренс Дэнни Ллойд Фёдор Дахненко
Дик Халлоран Скэтмэн Крозерс Денис Беспалый
Стюарт Ульман Бэрри Нельсон Игорь Старосельцев
Делберт Грэди Филип Стоун Леонид Белозорович
Бармен Ллойд Джо Тёркел Валерий Сторожик
Доктор Энн Джексон
Тони Бертон
Молодая женщина в Ванной Лия Белдам
Старая женщина в Ванной Билли Гибсон
Бэрри Деннен
Лесной рейнджер 1 Дэвид Бакст
Лесной рейнджер 2 Мэннинг Редвуд
Дочка Грэди Лиза Барнс
Дочка Грэди Луиз Барнс
Пострадавший гость Оверлука Норман Гей
Телеведущий Гленн Ринкер Гленн Ринкер

Европейская версия[править | править код]

Для его выхода в Европе Кубрик вырезал около 25 минут из фильма. Вырезанные сцены включали более длительную встречу между Джеком и Уотсоном в отеле, Дэнни посещал врач (Энн Джексон), включая ссылки на Тони и то, как Дэнни был однажды избит Джеком в пьяной ярости, больше кадров попыток Холлорана добраться до отеля во время метели, включая последовательность с дежурным гаража (Тони Бертон), расширенные диалоговые сцены в отеле и сцену, где Венди обнаруживает группу скелетов в вестибюле отеля во время кульминации. Джексон и Бертон приписываются в европейской печати, несмотря на то, что их сцены были вырезаны из фильма. По словам Харлана, Кубрик решил вырезать некоторые последовательности, потому что фильм был «не очень хорошо принят», а после Warner Bros. пожаловались на его неоднозначность и длину. Российский дубляж фильма был сделан в 2014 году студией Пифагор и только на Европейскую версию.

Сцена, где Джек одержимо пишет на пишущей машинке «Работа и отсутствие развлечений делают Джека занудой», была снята, меняя язык машинописи на итальянский, французский, испанский и немецкий, потому что фильм будет дублироваться на этих языках в своих странах:

Итальянский: Il mattino ha l’Oro in bocca («Утро имеет золото во рту», эквивалент английской пословицы «Ранняя пташка ловит червяка»)

Испанский: No por mucho madrugar amanece más temprano («Проснувшись раньше, вы не заставите рассвет наступить раньше.»)

Немецкий: Was Du heute kannst besorgen, das verschiebe nicht auf Morgen («Не откладывайте на завтра то, что вы можете сделать сегодня»)

Французский: Un «Tiens» vaut mieux que deux «Tu l’Auras» («один ‘ Ваш ‘ лучше, чем два ‘У вас будет это’ «)

В итальянской версии Николсон был дублирован Джанкарло Джаннини; Кубрик послал ему поздравительное письмо за его отличную работу в качестве актера голоса.

Два альтернативных варианта были использованы в рекламном ролике британского телевидения.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации