Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Мирдза мартинсоне

Москва: начало славы

Увидев Мартинсона в «Балаганчике», Мейерхольд пригласил его в Москву. Сыграв в «Мандате», он сразу стал известен. Он был любимцем великого режиссера. В Париже, во время гастролей, зрители стоя аплодировали Мартинсону, который играл Хлестакова. После М. Чехова и Э. Гарина это был третий Хлестаков. За пределами СССР его называли вторым Чарли Чаплиным. Он уже тогда был сложившимся эксцентриком. В 1934 году вышел кинопамфлет «Марионетки», где он сыграл парикмахера Соль. Это была первая большая роль в кино. После выхода фильма его стали часто приглашать на эпизодические роли.

Очень пластичный, он говорил на «языке тела», как тогда говорили. А. Вертинский тоже говорил на этом языке, и снискал всемирную славу. Мартинсон же зависел от режиссера и не всегда мог применить свои способности в рамках роли. Но в эпизоде фильма «Гибель сенсации» 1935 года А. Андриевского он манерно поет романс, изображая его персонажей. Его называли «последним паяцем сцены».

Сыгранный в 1939 году Дуремар странным образом получился более сказочным, чем куклы в фильме. Он играл продавца пиявок органично, подобрав какие-то дрожащие интонации, и сам был похож на пиявку. Это вызывало отвращение и восторг одновременно – так перевоплотиться мог только большой художник.

В 1941 году он сыграл композитора, который сочинял «физиологическую симфонию» – Керосинова. Это был новый успех. Но началась война, и его пригласили на роль Гитлера. В фильмах Сергей Мартинсон дважды играл фюрера. За это Гитлер обещал повесить его, объявив своим личным врагом.

Примечания[ | код]

  1. Мартинсон Сергей Александрович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ «В поисках утраченного. Сергей Мартинсон», ОРТ, 1997
  3. ↑ «Сергей Мартинсон. Комический злодей», Первый канал, 2009
  4. Владимир Баршай, публикация и предисловие Александра Баршая. . Заметки по еврейской истории (март 2014).
  5. Виталий Вульф. . Мой серебряный шар. Россия-1 (2006).
  6. Половец А. Б. . Журнал «Чайка» (Seagull Magazine) (1 июня 2008).
  7. ↑ Актёры советского кино. Выпуск второй. — М.: «Искусство», 1966. — С. 272
  8. . Могилы знаменитостей. Московский некрополь.
  9. ↑ Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  10. . www.mayakovsky.ru. Дата обращения 5 июня 2017.

Отец и дети

Сын Александр, вернувшись из тюрьмы, занял комнату в квартире отца, тянул с него деньги, пил и дебоширил. Он обвинял отца во всех своих потерях. Дочь Наташа приходила за деньгами, но душевной близости между ними не было. Только с Аней и внуком Вальтером у него были семейные узы. Когда дочь решила уехать из страны, забрав Екатерину Ильину, он очень сильно переживал. Несмотря на многочисленные приглашения, его так и не выпустил ОВИР. В чем тут дело, неясно. Национальность Сергея Мартинсона – русский с примесью шведской крови – не являлась препятствием. Видимо, опасались, что он останется за границей. А он писал письма дочери и первой жене, как будто и не разводился с ней.

Театр

Сразу после получения среднего образования Сергей Мартинсон был призван на 2 года в армию, а вернувшись, поступил в Технологический институт по настоянию родных. Однако душа юноши настолько лежала к сцене, что он бросил учебу в техническом вузе и отправился покорять театральный. Студент защитил диплом Института сценических искусств в 1923 году, после чего началась его артистическая карьера.

Мартинсон входил в актерскую труппу театра «Вольная комедия» и «Свободного театра». В одной из своих первых постановок он изображал балерину-неудачницу, которой никак не удавалось исполнить танец маленьких лебедей из-за неуклюжести и постоянных падений.

Сергей Мартинсон в театре (кадр из фильма «Бенефис Сергея Мартинсона»)

Далее артист перебрался в столицу, где посвятил себя работе в 2 театрах — Революции и имени Мейерхольда (куда его пригласил сам владелец после того, как увидел Сергея в спектакле «Балаганчик»). Роль в постановке «Мандат» сделала Мартинсона знаменитостью.

За роль Хлестакова ему аплодировала стоя парижская публика. Вообще актера за пределами Советского Союза считали русским Чарли Чаплином благодаря его эксцентричности и умению рассмешить.

Биография

Сергей Мартинсон родился в семье шведского барона, почётного гражданина Санкт-Петербурга Александра Александровича Мартинсона и русской дворянки Феодосии Александровны (урожд. Петровой). По утверждению внука, Владимира Баршая, шведом был дед Мартинсона, в 15 лет переехавший в Россию на учёбу к графу Юсупову.

Разные источники называют А. А. Мартинсона инженером-строителем, торговцем недвижимостью и фабрикантом. Согласно же самому актёру, чьи слова приводит театровед Людмила Кафанова, его отец продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору. Семья жила в центре Петербурга в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин — близкий друг отца.

Сергей с детства посещал ведущие столичные театры, занимался музыкой. В 7 лет его отдали в школу Анненшуле, где он в совершенстве овладел французским и немецким языками. В 1918 году он окончил частную гимназию Г. К. Штемберга и вступил в Красную армию. Демобилизовавшись через два года, он, по настоянию родителей, поступил в Технологический институт, но вскоре перевёлся в Институт сценических искусств, который окончил в 1923 году.

Выступал в эстрадных театрах Петрограда — в театре «Вольная комедия», «Свободном театре». Работу в кино начал в мастерских ФЭКС. Играл в Театре Революции (1924—1941) и в Мюзик-холле (1933—1936). Трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда (1925—1926, 1929—1933, 1937—1938), где играл вплоть до закрытия театра.

С 1945 года состоит в труппе Театра-студии киноактёра. Снимался у кинорежиссёров: Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля , Александра Птушко.

Сергей Мартинсон также работал много и в мультипликации, озвучивая мультфильмы.

Выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чарли Чаплина[кто?].

Умер 2 сентября 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Кинокарьера

Новый период в биографии актрисы начался в 1970 году, когда ее пригласили на эпизодическую роль в фильм «Стреляй вместо меня».

В фильмографии Мартинсоне довольно много остросюжетных кинолент. Она сыграла Тони Гилмор в «Смерти под парусом», Сару Муберг в «Незаконченном ужине» и Мэри Пейдж в «Испанском варианте». Все эти фильмы пользовались успехом, но настоящую зрительскую любовь актриса ощутила после премьеры «Миража» — 3-серийной криминальной драмы со стрельбой, гангстерами и фургоном, в котором находятся три миллиона долларов. В этой картине Мартинсоне сыграла рыжеволосую красавицу Джинни Гордон, по плану которой была ограблена инкассаторская машина, но финал жизни героини Мирдзы оказался трагическим. В основу остросюжетной ленты положен роман «Весь мир в кармане», который сочинил знаменитый британский писатель Джеймс Х. Чейз.

Мирдза Мартинсоне в фильме «Мираж»

В криминальной драме Мартинсоне снималась с Борисом Ивановым, Мартиньшем Вилсонсом, Паулом Буткевичем, Арнисом Лицитисом и Регимантасом Адомайтисом.

В молодости у Мирдзы был комплекс из-за «чересчур пухлых губ». Девушка снималась в одной из картин с пожилой актрисой, которая указала юной коллеге на эту «проблему», после чего на съемках красавица старалась играть со сжатыми губами. Во время работы над ролью Джинни Гордон она услышала от режиссера Алоиза Бренча просьбу больше этого не делать, а гримеры получили задание выделить пухлые губы актрисы, чтобы ими могли любоваться зрители.

Мирдза Мартинсоне в фильме «Мираж»

Фильм «Мираж» сделал Мирдзу настоящей советской кинозвездой. Она получала мешки писем от поклонников и постоянно раздавала автографы.

Больше всего актрису удивил один сибирский ученый-математик, который начал ставить под своими научными работами, напечатанными в профессиональных журналах, подпись «Мирдза Мартинсоне».

По сравнению с другими звездами советского кино гонорары у актрисы были довольно скромными. Оплата одного съемочного дня с ее участием составляла двенадцать рублей, когда ставка знаменитой Вии Артмане за такую же работу была пятьдесят рублей. Но это не огорчало Мирдзу.

Некоторые советские гражданки были возмущены появлением Мартинсоне в фильме «Мираж» в обнаженном виде

Рижская киностудия получила коллективное письмо от латвийских учителей, которые потребовали наказать актрису за «развращение молодежи», но Мирдза не обращала на такую критику внимание

Мирдза Мартинсоне в фильме «Мираж»

В детективной «Фотографии с женщиной и диким кабаном» актриса исполнила роль учительницы, влюбившейся в модного фотографа, ради которого она бросила семью. В этом фильме тоже было много откровенных сцен.

В 2012 году Мартинсоне сыграла злодейку Лауру в многосерийной картине «Единственный мой грех» Каринэ Фолиянц, которую в Мирдзе привлекли европейская красота и аристократические манеры.

Героиня латвийской актрисы – коварная обольстительница, умеющая соблазнять богатых мужчин.

В этом фильме Мартинсоне снимался с прибалтийскими актерами Любомирасом Лауцявичюсом и Регимантасом Адомайтисом.

Мирдза Мартинсоне в сериале «Единственный мой грех»

Режиссеры любят работать с Мирдзой. Актриса не страдает звездной болезнью и очень ответственно подходит к съемкам, на которые она может не явиться только в случае тяжелой болезни. Из ее последних работ стоит выделить героиню альманаха «Мамы 3» и сиделку из «Сына».

Биография

Мартиньш Вилсонс — российский и латвийский киноактер, порадовавший киноманов примечательными работами. Например, он сыграл в «Интердевочке», «Мираже», «Морском волке» и прочих известных кинолентах. Мартиньш Вилсонс говаривал, что его родина – сибирский барак. И это чистая правда, ведь знаменитый актер появился на свет 13 декабря 1954 года в бараке, находящемся в поселке Транспортный Магаданской области. 

Актер Мартиньш Вилсонс

Дело в том, что родители актера отбывали ссылку в этом богом забытом месте: поляку Роланду Чеховичу и латышке Зэнта Вилсоне, которая училась на актрису, пришлось перекочевать из солнечной Риги в холодную и суровую Сибирь. Постройку, где родился Мартиньш, снесли, а под ней нашли золотой самородок. 

Также у Вилсонса есть брат Эрик, занимающийся актерским мастерством, и сестра Снедза, работающая психологом и умеющая играть на скрипке. К сожалению, Роланд Чехович ушел из жизни рано из-за силикоза. При жизни отец актера был чемпионом по настольному теннису.

Мартиньш Вилсонс в молодости

Информации о детстве и юности Мартиньша мало, известно, что пребывая в Латвии, молодой человек служил в армии. Актер признавался, что если описывать то, что происходило во время службы, то не хватит и целой книги, чтобы рассказать о событиях и эмоциях, пережитых Вилсонсом. Через полгода, после учебки в Чернигове, будущий деятель киноискусства как отличник боевой подготовки был переведен на БАМ под Тындой. 

Мартиньш делился в интервью, что на «гражданку» он вернулся еле живым, а многие ребята так и не смогли отправиться домой. Вилсонс вспоминал, что порой в армии не было возможности помыться на протяжении трех месяцев, потому что на дворе был 60-ти градусный мороз, солдаты часто болели, а из еды приходилось довольствоваться только замерзшей кашей, которую согревали за пазухой. 

Мартиньш Вилсонс

Но, тем не менее, по словам актера, армия – это отличная школа жизни. Демобилизовавшись, Мартиньш Вилсонс поступил на театральный факультет Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола, а затем начал сниматься в кино.

Фильмография персоны

Актер

  1.  Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000) (сериал)
  2.  И жизнь, и слезы, и любовь (1983)
  3. 9,05
    Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей (1981)
  4.  Про щенка (1979)
  5. 7,29
    Новые приключения капитана Врунгеля (1978)
  6. 8,50
    Ярославна, королева Франции (1978)
  7. 9,00
    Вооружен и очень опасен (1977)
  8.  Про дракона на балконе, про ребят и самокат (1976)
  9.  Бенефис Ларисы Голубкиной (1975)
  10.  В стране ловушек (1975)
  11. Большой аттракцион (1974)

  12.  Толик и Тобик (1974)
  13. Города и годы (1973)

  14.  Жук – кривая горка (1973)
  15. 9,36
    Маугли (1973)
  16. Летние сны (1972)

  17. 7,00
    Руслан и Людмила (1972)
  18.  Утенок, который не умел играть в футбол (1972)
  19.  Как ослик счастье искал (1971)
  20. 9,13
    Маугли. Возвращение к людям (1971)
  21.  В тридевятом царстве… (1970)
  22.  Любовь к трем апельсинам (1970)
  23. 9,33
    Маугли. Битва (1970)
  24. 6,50
    Самый главный (1970)
  25.  13 поручений (1969)
  26.  Время счастливых находок (1969)
  27.  Красавица (1969)
  28. 9,58
    Маугли. Последняя охота Акелы (1969)
  29.  Калиф-Аист (1968)
  30. 9,25
    Маугли. Похищение (1968)
  31.  Полчаса на чудеса (1968)
  32.  Улыбнись соседу (1968)
  33. 9,50
    Маугли. Ракша (1967)
  34. Дядюшкин сон (1966)

  35. 7,67
    Сказка о царе Салтане (1966)
  36.  Иные нынче времена (1965)
  37.  Пастушка и Трубочист (1965)
  38. 7,50
    Спящий лев (1965)
  39. 7,13
    Тридцать три (1965)
  40. 8,23
    Дюймовочка (1964)
  41. Москва – Генуя (1964)

  42.  Сказка о Мальчише-Кибальчише (1964)
  43. 8,67
    Сказка о потерянном времени (1964)
  44.  Дочь Солнца (1963)
  45. Укротители велосипедов (1963)

  46. Веселые истории (1962)

  47. 6,25
    Дикие лебеди (1962)
  48. 8,57
    Алые паруса (1961)
  49. 8,14
    Вечера на хуторе близ Диканьки (1961)
  50. 8,00
    Вольный ветер (1961)
  51.  Впервые на арене (1961)
  52.  Дорогая копейка (1961)
  53.  Ключ (1961)
  54.  Лиса, бобер и другие (1961)
  55.  Непьющий воробей (1960)
  56.  Спасите наши души (1960)
  57. 7,00
    Человечка нарисовал я (1960)
  58.  В нашем городе (1959)
  59.  Легенда о завещании мавра (1959)
  60.  Произведение искусства (1959)
  61.  Черноморочка (1959)
  62.  Идиот (1958)
  63. 7,91
    Кошкин дом (1958)
  64.  Мальчик из Неаполя (1958)
  65. 9,00
    Петя и Красная Шапочка (1958)
  66.  Тайна далекого острова (1958)
  67. 8,86
    Снежная королева (1957)
  68. Безумный день (1956)

  69. 8,00
    Илья Муромец (1956)
  70.  Миллион в мешке (1956)
  71. 9,00
    Заколдованный мальчик (1955)
  72. Корабли штурмуют бастионы (1953)

  73.  Налим (1953)
  74.  Сеанс гипноза (1953)
  75. 8,00
    Ревизор (1952)
  76. 8,75
    Садко (1952)
  77.  Пржевальский (1951)
  78.  Второй караван (1950)
  79.  Третий удар (1948)
  80. 8,67
    Федя Зайцев (1948)
  81.  Подвиг разведчика (1947)
  82.  Пропавшая грамота (1945)
  83. 8,50
    Свадьба (1944)
  84.  Сильва (1944)
  85.  Боевой киносборник 13 (1943)
  86.  Мы с Урала (1943)
  87.  Новые похождения Швейка (1943)
  88.  Боевой киносборник № 11 (1942)
  89.  Швейк готовится к бою (1942)
  90.  Юные партизаны (1942)
  91.  Антон Иванович сердится (1941)
  92.  Боевой киносборник 7 (1941)
  93.  Волшебное зерно (1941)
  94.  Ветер с востока (1940)
  95.  Ивась (1940)
  96. 7,00
    Золотой ключик (1939)
  97.  Степан Разин (1939)
  98.  Друзья из табора (1938)
  99.  Семья Оппенгейм (1938)
  100.  Остров сокровищ (1937)
  101.  Приключения Петрушки (1936)
  102.  Гибель сенсации (1935)
  103.  Восстание рыбаков (1934)
  104.  Дезертир (1933)
  105.  Марионетки (1933)
  106.  Две встречи (1932)
  107.  Братишка (1927)
  108.  Похождения Октябрины (1924)

Фильмы

В фильмографии Сергея Мартинсона более 100 кинокартин, включая эпизодические роли. Первая его серьезная работа перед камерой состоялась в 1934 году, когда актер сыграл парикмахера Соль в политическом памфлете «Марионетки».

Спустя год он снялся в эпизоде фантастического фильма «Гибель сенсации», изобразив певца в кабаре, который манерно исполнял романс. В 1939 году актер сыграл роль продавца пиявок по имени Дуремар в «Золотом ключике». Его партнерами на съемочной площадке частично были куклы, рядом с которыми Сергей смотрелся более чем органично.

Сергей Мартинсон в роли Дуремара (кадр из фильма «Золотой ключик»)

Через 2 года артист появился в фильме «Антон Иванович сердится». Его персонаж Керосинов являлся создателем «физиологической симфонии». С наступлением Великой Отечественной войны Мартинсон дважды примерил на себя роль «великого и ужасного» Гитлера (в «Самом храбром» и «Новых похождениях Швейка»). Адольфа это настолько разозлило, что он пообещал собственноручно разделаться с актером.

Вообще Сергей часто эксплуатировал образ злодеев. Таковыми были Вилли Помер в драматическом военном фильме 1947 года «Подвиг разведчика» и Карандышев в постановке по повести Островского «Бесприданница».

Последняя роль Сергея Мартинсона (кадр из фильма «И жизнь, и слёзы, и любовь»)

В 1944 году Мартинсон предстал на экранах в новом амплуа. Мужчина сыграл настоящего денди по имени Бонни, который был обходителен с дамами, ухожен и элегантен. Черно-белый фильм «Сильва» сняли по одноименной оперетте венгерского композитора Имре Кальмана.

Последней работой Сергея в кино стала роль Егошкина в драме режиссера Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь» 1983 года, повествующая о доме с ветеранами, жизнь которых меняется с приходом нового главврача Варвары Дмитриевны.

Биография

Сергей Мартинсон родился в семье шведского барона, почётного гражданина Санкт-Петербурга Александра Александровича Мартинсона и русской дворянки Феодосии Александровны (урожд. Петровой). По утверждению внука, Владимира Баршая, шведом был дед Мартинсона, в 15 лет переехавший в Россию на учёбу к князю Юсупову.

Разные источники называют А. А. Мартинсона инженером-строителем, торговцем недвижимостью и фабрикантом. Согласно же самому актёру, чьи слова приводит театровед Людмила Кафанова, его отец продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору. Семья жила в центре Петербурга в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин — близкий друг отца.

Сергей с детства посещал ведущие столичные театры, занимался музыкой. В 7 лет его отдали в школу Анненшуле, где он в совершенстве овладел французским и немецким языками. В 1918 году он окончил частную гимназию Г. К. Штемберга и вступил в Красную армию. Демобилизовавшись через два года, он, по настоянию родителей, поступил в Технологический институт, но вскоре перевёлся в Институт сценических искусств, который окончил в 1923 году.

Выступал в эстрадных театрах Петрограда — в театре «Вольная комедия», «Свободном театре». Работу в кино начал в мастерских ФЭКС. Играл в Театре Революции (1924—1941) и в Мюзик-холле (1933—1936). Трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда (1925—1926, 1929—1933, 1937—1938), где играл вплоть до закрытия театра.

С 1945 года состоит в труппе Театра-студии киноактёра. Снимался у кинорежиссёров: Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля , Александра Птушко.

Сергей Мартинсон также работал много и в мультипликации, озвучивая мультфильмы.

Выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чарли Чаплина[кто?].

Умер 2 сентября 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Питерская жизнь: первые шаги в профессии

После окончания гимназии Сергей Мартинсон два года отслужил в армии, а потом родители настояли на его поступлении в Технологический институт. Питер тех лет был наводнен маленькими театриками, на слуху были слова Луначарского о необходимости карикатуры и фантастической гиперболы. Конечно, он не выдержал учебы в техническом ВУЗе и пошел сдавать экзамены в Институт сценических искусств. Для чтения он выбрал монолог Бориса Годунова о кровавых мальчиках в глазах. И прочел его, тощий и нелепый, с механическими жестами паяца, ломающимся голосом, то срывающимся на бас, то дающим петуха: «Тошнит, и голова кружится». Экзаменаторы зашлись от хохота, на что и рассчитывал абитуриент.

Он закончил учебу в 1923 году. Потом занимался у режиссера Вивьена, у Радлера. Начинал он в Театре вольной комедии с роли неудачницы-балерины, которая исполняла танец маленьких лебедей и все время путалась в ногах, падая и вызывая гомерический хохот. Это был Мартинсон в пачке. Он участвовал во множестве сатирических эстрадных номеров. Тогда он получил от режиссера Л. Трауберга титул «Самые виртуозные ноги».

В Петербурге в то время существовал ФЭКС – эксцентрическая фабрика актеров. Л. Трауберг вместе с Г. Козинцевым обучали молодые дарования. Там Мартинсон впервые сыграл в немом кино. Он вылезал из бутылки, как джинн, и метался по экрану. Фильм, к сожалению, не сохранился.

Биография[ | код]

Сергей Мартинсон родился в семье шведского барона, почётного гражданина Санкт-Петербурга Александра Александровича Мартинсона и русской дворянки Феодосии Александровны (урожд. Петровой). По утверждению внука, Владимира Баршая, шведом был дед Мартинсона, в 15 лет переехавший в Россию на учёбу к князю Юсупову.

Разные источники называют А. А. Мартинсона инженером-строителем, торговцем недвижимостью и фабрикантом. Согласно же самому актёру, чьи слова приводит театровед Людмила Кафанова, его отец продавал бриллианты, в том числе поставлял камни к императорскому двору. Семья жила в центре Петербурга в особняке на Миллионной улице, где собиралась культурная элита города и выступал с концертами Александр Скрябин — близкий друг отца.

Сергей с детства посещал ведущие столичные театры, занимался музыкой. В 7 лет его отдали в школу Анненшуле, где он в совершенстве овладел французским и немецким языками. В 1918 году он окончил частную гимназию Г. К. Штемберга и вступил в Красную армию. Демобилизовавшись через два года, он, по настоянию родителей, поступил в Технологический институт, но вскоре перевёлся в Институт сценических искусств, который окончил в 1923 году.

Выступал в эстрадных театрах Петрограда — в театре «Вольная комедия», «Свободном театре». Работу в кино начал в мастерских ФЭКС. Играл в Театре Революции (1924—1941) и в Мюзик-холле (1933—1936). Трижды становился ведущим актёром труппы Театра Мейерхольда (1925—1926, 1929—1933, 1937—1938), где играл вплоть до закрытия театра.

С 1945 года состоит в труппе Театра-студии киноактёра. Снимался у кинорежиссёров: Всеволода Пудовкина, Якова Протазанова, Сергея Юткевича, Бориса Барнета, Григория Рошаля , Александра Птушко.

Сергей Мартинсон также работал много и в мультипликации, озвучивая мультфильмы.

Выдающийся комедийный актёр, эксцентрик, мастер пантомимы, буффонады и гротеска. Один из самых популярных мастеров кино и театра. Сам себя комиком не считал, в то время как за рубежом искусство Мартинсона сравнивали с искусством Чарли Чаплина[кто?].

Умер 2 сентября 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Примечания

  1. Мартинсон Сергей Александрович // Большая советская энциклопедия:
  2. ↑ «В поисках утраченного. Сергей Мартинсон», ОРТ, 1997
  3. ↑ «Сергей Мартинсон. Комический злодей», Первый канал, 2009
  4. Владимир Баршай, публикация и предисловие Александра Баршая. . Заметки по еврейской истории (март 2014).
  5. Виталий Вульф. . Мой серебряный шар. Россия-1 (2006).
  6. Половец А. Б. . Журнал «Чайка» (Seagull Magazine) (1 июня 2008).
  7. ↑ Актёры советского кино. Выпуск второй. — М.: «Искусство», 1966. — С. 272
  8. . Могилы знаменитостей. Московский некрополь.
  9. ↑ Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  10. . www.mayakovsky.ru. Дата обращения 5 июня 2017.

Роль человека из общества

Шел 1944 год, люди устали от голода и горя. И на экране появляется хорошая оперетта, первая экранизация И. Кальмана – фильм «Сильва». Сам автор после высоко оценивал работу Свердловской студии. Среди актеров – настоящие профессионалы вокала. И вот среди таких серьезных артистов – эксцентричный Сергей Мартинсон.

Он в этом фильме элегантен и ухожен, настоящий денди. Те, кто его помнят, утверждают, что в жизни он и был таким – кавалер, дамский угодник, изысканный, как мадригал. Он пластичен, изящен, танцует и поет, живет легко и не попадает в ситуации. А уж если попал – выскальзывает из них. Ну, в крайнем случае, вежливо предложит оппоненту конфетку. Он – воплощение несерьезности. Кульминацией проявления характера становится его объяснение в любви. Это очень смешно.

Семья

Сергей Мартинсон женился рано, в двадцать лет, на однокурснице Екатерине Ильиной. Из четырех детей выжила только дочь Аня, которую он нежно любил. Жена не стремилась на сцену, посвятив себя домашним хлопотам. А Сергей встретил яркую женщину, балерину Елену (Лолу) Добржанскую, и ушел к ней. От этого союза родился сын Александр.

Супругов часто приглашали на выездные концерты, в том числе в посольства. И однажды в 1945 году Добржанскую с двумя коллегами-балеринами арестовали за шпионаж. Осудили на семь лет и отправили в ГУЛАГ. Заботу о малолетнем сыне взяла на себя сестра Лолы, из лучших побуждений воспитав Сашу в ненависти к отцу и матери. Лола, узнав о предательстве, отказалась от лечения гепатита и умерла. Ей оставался еще год лагерей. Защитил ли отказ от родителей Александра? Нет. Потеряв корни, он выбрал преступный путь и стал уголовником.

На съемках Мартинсон познакомился с третьей женой – Луизой. У них родилась дочь Наташа. Но и тут не было счастья: купив жене квартиру, он оказался покинутым.

Мирдза Мартинсоне сейчас

Артистка продолжает служить в родном театре «Дайлес»: в репертуаре 2018 года занята в драматической постановке по роману американской писательницы Айн Рэнд «Идеал» и в спектакле по пьесе «Преступления сердца», за которую ее автор получил престижную Пулитцеровскую премию.

Мирдза Мартинсоне в ток-шоу «Привет, Андрей!» в 2018 году

Мирдза охотно принимает предложения посетить телепередачи, побеседовать с журналистами и дать интервью, где неизменно советует читателям научиться прощать и всегда и везде улыбаться. Например, в августе этого же года артистка стала гостьей программы «Привет, Андрей!», посвященной красавицам, чьи фотографии в прошлые годы оказались размещены на обложке «Советского экрана».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации