Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Козаков, михаил михайлович

Смерть

Поздней осенью 1992 года Казаков скончался в полном одиночестве в московском военном госпитале. Причиной смерти 55-летнего писателя стали диабетический криз и инсульт, вызванные алкоголизмом. Из гражданской больницы Юрия Павловича, в последние годы жившего с ослепшей и обезумевшей матерью на даче в Абрамцево, незадолго до кончины выгнали за «нарушение режима».

На гражданской панихиде Федор Абрамов назвал Казакова гением. Могила Юрия Павловича находится на Ваганьковском кладбище. В фильме-биографии Аркадия Кордона «Послушай, не идет ли дождь…», вышедшем в 1999 году, роль писателя сыграл Алексей Петренко. Кордон лично познакомился с прозаиком во время экранизации его повести «Мальчик из снежной ямы», рассказывающей о ненецком художнике Тыко Вылке.

Участие в совещательных органах

Член Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, также входит в его президиум (с июля 2018 года).

Возглавляет правительственные комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополь (с 2014 года), по вопросам развития электроэнергетики (с 6 июля 2018 года), по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей в Пермском крае (с 7 декабря 2018 года).

Член наблюдательного совета Внешэкономбанка (с 2008 года). В 2000-х годах был членом совета директоров ОАО «РЖД».

Входил в состав советов при президенте по вопросам совершенствования правосудия (июнь — октябрь 2004 года); по реализации приоритетных национальных проектов (2005-2007; в 2007-2008 годах входил в состав президиума Совета); по развитию местного самоуправления (2007-2009); по развитию физической культуры и спорта (2008-2013); по межнациональным отношениям (2012-2014).

Был председателем правительственных комиссий по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение (2007-2018); по территориальному планированию в РФ (2011-2016); по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти (январь — июль 2012 года); по региональному развитию (2016-2018).

Фильмы

После многочисленных сюжетов в «Ералаше» стал получать Михаил Казаков роли и в кино. Он появлялся в эпизодах психологической драмы «Демон полдня», боевика «Побег», комедии «День денег» и ситкома «Моя прекрасная няня 2: Жизнь после свадьбы». Но всероссийскую славу принес Михаилу Казакову ситком «Папины дочки».

Михаил Казаков в сериале «Папины дочки»

В этом комедийном сериале он начал сниматься в 2007 году в роли двоечника Ильи Полежайкина, у которого завязывается дружба, а затем и романтические отношения с героиней актрисы Елизаветы Арзамасовой – Галиной Сергеевной. Домашние и даже учителя называли девочку по имени-отчеству, потому что она обладала незаурядным интеллектом и знаниями. Слава вундеркинда и большие очки в роговой оправе не мешали Гале участвовать в конкурсах красоты. Позднее ради Полежайкина девушка оставляет мечту об учебе в Оксфорде и поступает вместе с ним на один факультет академии МВД. Позднее пути героев разошлись, но они остались друзьями.

Актер также появился и в сиквеле «Папины дочки. Суперневесты», в общей сложности приняв участие в 20 сезонах за пять лет. Этот фильм стал главной работой в фильмографии Михаила Казакова.

Михаил Казаков в сериале «Стройбатя»

Кроме того, актер снялся в главной роли в лирической комедии «Стройбатя». Михаил предстал в роли доброго и недалекого толстяка Владимира Булкина.

В драматическом боевике «Берег» Казаков исполнил роль наркомана. В сериале речь пошла о столичном майор-лейтенанте, попавшем на службу в приграничный военный городок. На новом месте главный герой пересматривает жизненные ценности и становится по-настоящему высококлассным офицером. В фильме также снялись Александр Носик, Екатерина Вуличенко, Ян Цапник, Елена Захарова.

Михаил Казаков до и после похудения

Стоит отметить, что, хотя у Михаила обычно амплуа недалекого парня, вечно мечтающего о еде, сам актер далеко не обжора, а во время съемок в «Папиных дочках» Казаков и вовсе похудел на 20 килограмм.

Фильмография

Творчество

По одной из версий, Казаков захотел стать писателем, чтобы рассказать людям о том, чему мешало его заикание. Однако в юношеских дневниках контрабасист писал, что хочет прославиться, а литератору добиться известности легче, чем оркестранту.

Первой публикацией Юрия стала одноактная пьеса «Новый станок», напечатанная в 1952 году в неприметном репертуарном сборнике. В дальнейшей библиографии Казакова преобладали рассказы и короткие повести.

Константин Паустовский и Юрий Казаков

Помимо упомянутых произведений, популярными у читателей стали новеллы «Тихое утро», «Арктур — гончий пес» (о слепой охотничьей собаке), «Осень в дубовых лесах» (о неприкаянности, разрушающей любовь»). Казаков достиг вершин жанра, его имя носит премия, ежегодно присуждаемая журналом «Новый мир» за лучший рассказ.

В 1964 году Юрий Павлович участвовал в написании коллективного юмористического детектива «Смеется тот, кто смеется». Через 3 года литератор ездил во Францию, где собирал материалы для романа об Иване Бунине, которого очень любил. Но большая форма не покорилась талантливому создателю прозаических миниатюр, и планы остались нереализованными.

Начало карьеры, предпринимательская деятельность

В 1985-1989 годах был стажером, прокурором, старшим прокурором Ленинградской прокуратуры. Одновременно являлся секретарем организации Коммунистической партии Советского Союза Ленинградской прокуратуры.

В 1989-1990 годах — начальник юридического отдела концерна «Монолит-Кировстрой» в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Также был главным юрисконсультом Ассоциации морских торговых портов.

В 1990-1991 годах — заместитель начальника юридического управления Ленинградского горисполкома, в 1991-1994 годах — начальник юридического управления Ленинградского (затем — Санкт-Петербургского) городского Совета народных депутатов. В этот период познакомился с будущим президентом РФ Владимиром Путиным, который возглавлял комитет по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга.

В декабре 1993 года вместе с Юрием Кравцовым стал соучредителем юридической фирмы «Конвент». В апреле 1994 году с рядом юристов, в числе которых был Владимир Плигин (в 2004-2016 годах — председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству) учредил товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) «Юридическая фирма «Нева-Юст».

В марте 1994 года по списку блока «Весь Петербург», который поддерживал мэра города Анатолия Собчака, баллотировался в Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Выборы были признаны несостоявшимися.

С сентября 1994 года по июль 1996 года — председатель юридического комитета мэрии Санкт-Петербурга (мэром города в это время был Анатолий Собчак).

С 1996 по 1998 года — председатель юридического комитета, в 1998 году — вице-губернатор — председатель юридического комитета канцелярии губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева.

В 1999 году являлся соучредителем и председателем совета директоров открытого акционерного общества (ОАО) «Международный инвестиционный финансовый союз». Также входил в совет директоров Санкт-Петербургского банкирского дома.

С января по май 1999 года — председатель совета директоров ТОО «Юридическая фирма «Нева-Юст».

внешняя ссылка

Биография

Замечательный актёр и режиссёр Михаил Михайлович Козаков родился в Ленинграде в октябре 1934 года. Он воспитывался в интеллигентной семье, где работа родителей была самым тесным образом связана с литературой. Отец Михаил Эммануилович Козаков был писателем. Мама Зоя Александровна Гацкевич трудилась редактором одного из питерских издательств.

Актер Михаил Козаков

Предки Михаила Козакова были евреями. Стремясь ассимилироваться, они изменили фамилию на «Козаковы». Но в жилах Михаила Михайловича текла не только еврейская, но и сербско-греческая кровь, доставшаяся от мамы. Семьи будущего артиста коснулись сталинские репрессии. Мама и бабушка Михаила Козакова (одесситка Зоя Параскева-Борисова) были дважды арестованы. Первый раз до войны, второй после. К счастью, обе выжили.

Михаил Козаков в молодости

Годы Великой Отечественной войны Михаил Козаков провёл вдалеке от блокадного Ленинграда. 4 года он жил в Краснокамском районе, в деревне Чёрная. После окончания войны Козаков вернулся в родной город и поступил в хореографическое училище.

Детские и юношеские годы запомнились ему огромным количеством прочитанной литературы, которой в доме папы-писателя и мамы-редактора было великое множество. Родители, невзирая на загруженность, всегда находили время на «взрослые» разговоры с сыном. Они обсуждали прочитанные книги, спорили об искусстве. Единственная тема, которую старались обходить – политика.

Биография актера

Творчество

Роли в театре

  • «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Шервинский (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Чайка» А. П. Чехова — Треплёв (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Амадей» — П. Шеффера — Моцарт (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Эмигранты» С. Мрожека — АА (Театр-студия «Человек»).
  • «Чинзано» — Л. Петрушевской — (Театр-студия «Человек»).
  • «Косметика врага» — А. Нотомб — Жером Ангюст (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина).

Постановки спектаклей

  • 1987 — «Чинзано» Людмилы Петрушевской
  • 1989 — «Елизавета Бам на ёлке у Ивановых» по пьесам Даниила Хармса и А. А. Введенского
  • 1990 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
  • 1991 — «Дон Кихот» Булгакова по Сервантесу
  • 1994 — «Банан» по пьесе Славомира Мрожека «Вдовы» («Независимая группа Аллы Сигаловой», художник Павел Каплевич)
  • 1995 — «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  • 1996 — «Пляска смерти» Августа Стриндберга (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  • 1997 — «Отелло» Шекспира (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  • 1997 — «Женитьба» Н. В. Гоголя (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
  • 1998 — «Ботинки на толстой подошве» Петра Гладилина
  • 1999 — «Золото» по пьесе Йосефа Бар-Йозефа «Жених из Иерусалима» / «Трудные люди»
  • 1999 — «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
  • 2000 — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  • 2001 — «Ужин дураков» Франсис Вебер (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  • 2001 — «Академия смеха» Митани (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  • 2004 — «Не боюсь Вирджинии Вульф» Эдварда Олби (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  • 2005 — «Самоубийца» Н. Эрдмана (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  • 2005 — «Косметика врага» Амели Нотомб (совместная постановка — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и театр «Сатирикон»)
  • 2006 — «Марьино Поле» (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  • 2006 — «Джан» (по прозе А. Платонова) (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  • 2006 — «Девичник Club» (Московский драматический театр им. А.С. Пушкина)
  • 2007 — «Ивонна, принцесса Бургундская» (Рижский театр «Дайлес»)
  • 2008 — «Саранча» Б. Срблянович (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  • 2008 — «ОFFИС» (Московский драматический театр им. А. С. Пушкина)
  • 2009 — «Игрок» (по роману Ф. Достоевского) (Рижский театр «Дайлес»)
  • 2010 — «Бешеные деньги» А. Островского (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)

Смерть

Биография Романа Ефимовича Козака оказалась короткой. Смерть настигла постановщика в возрасте 52 лет. Тяжелая болезнь не позволила ему продолжить творческую деятельность. Активный в молодости и в зрелые годы, Козак не позволил себе быть прикованным к четырем стенам квартиры и соблюдать постельный режим.

Программа «Наблюдатель» — «Роман Козак: 55 лет со дня рождения»

Он работал, мечтая успеть выпустить премьеру «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского. Посещая все репетиции, режиссер истощил и без того слабое здоровье. Он умер 28 мая 2010 года. Причиной смерти стал рак гортани. Премьера спектакля прошла без него.

Похороны провели спустя 2 дня после кончины мастера. Могила режиссера находится на Троекуровском кладбище в Москве. Творческое наследие постановщика составляют фото и видеозаписи его спектаклей, а также заметки, которые он писал для персонального блога в проекте «Сноб».

Биография

Роман Козак родился в Виннице 29 июня 1957 года.

В 1982 году Роман Козак окончил Школу-студию МХАТ (курс О. Н. Ефремова). Спустя год, в 1983 году, начал работать как актёр во МХАТе, а также параллельно сотрудничал с театром-студией «Человек» как актёр и режиссёр.

В 1990 году Роман Козак основал театр «Пятая студия МХАТ». Затем, в 1991—1992 годах, был главным режиссёром театра им. К. С. Станиславского.

Роман Ефимович ставил спектакли во многих театрах страны и за рубежом. Среди его творческих адресов: Рижский русский театр имени Михаила Чехова, Московский Художественный театр имени А. П. Чехова, Старый театр в Кракове им. Елены Моджеска (польск. Stary Teatr im. Heleny Modrzejewskiej w Krakowie), театр «Трон» в Глазго, «Театр Нижняя Саксония» (нем. Theater für Niedersachsen) в Ганновере, другие театры Германии, Великобритании, Бельгии, Польши, Швеции, Швейцарии, Латвии.

С 1983 года преподавал в Школе-студии МХАТ. В 2003 и 2007 годах совместно с Дмитрием Брусникиным руководил актёрской мастерской. Среди его учеников: Наталья Негода, Никита Высоцкий, Наталья Рогожкина, Дина Корзун, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, Александр Арсентьев, Дарья Мороз, Анастасия Скорик, Дарья Калмыкова, и другие. Роман Ефимович поставил со своими учениками дипломные спектакли: «Последняя встреча», «Чудо св. Антония», «Буря», «Сцены из „Отелло“», «Синяя птица», «Носорог», «Любовные сцены».

С 17 апреля 2001 года по 28 мая 2010 года — художественный руководитель театра им. Пушкина.

Роман Козак был председателем Гильдии театральных режиссёров России.

Ушёл из жизни 28 мая 2010 года после тяжёлой и продолжительной болезни . Похоронен 30 мая 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве .

Роман Козак был женат на хореографе Алле Сигаловой.

Творчество

Роли в театре

  • «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Шервинский (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Чайка» А. П. Чехова — Треплев (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Амадей» — П. Шеффера — Моцарт (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Эмигранты» С. Мрожека — АА (Театр-студия «Человек»).
  • «Чинзано» — Л. Петрушевской — (Театр-студия «Человек»).
  • «Косметика врага» — А. Нотомб — Жером Ангюст (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина).

Постановки спектаклей

  •  — «Чинзано» Людмилы Петрушевской
  •  — «Елизавета Бам на ёлке у Ивановых» по пьесам Даниила Хармса и А. А. Введенского
  •  — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
  •  — «Дон Кихот» Булгакова по Сервантесу
  •  — «Банан» по пьесе Славомира Мрожека «Вдовы» («Независимая группа Аллы Сигаловой», художник Павел Каплевич)
  •  — «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Пляска смерти» Августа Стриндберга (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Отелло» Шекспира (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Женитьба» Н. В. Гоголя (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
  •  — «Ботинки на толстой подошве» Петра Гладилина
  •  — «Золото» по пьесе Йосефа Бар-Йозефа «Жених из Иерусалима» / «Трудные люди»
  •  — «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
  •  — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Ужин дураков» Франсис Вебер (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Академия смеха» Митани (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Не боюсь Вирджинии Вульф» Эдварда Олби (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Самоубийца» Н. Эрдмана (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Косметика врага» Амели Нотомб (совместная постановка — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и театр «Сатирикон»)
  •  — «Марьино Поле» (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Джан» (по прозе А. Платонова) (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Ивонна, принцесса Бургундская» (Рижский театр «Дайлес»)
  •  — «Саранча» Б. Срблянович (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Игрок» (по роману Ф. Достоевского) (Рижский театр «Дайлес»)

Биография

М. М. Козаков 24 апреля 2007 года

Михаил Михайлович Козаков родился 14 октября 1934 года в Ленинграде, в семье писателя Михаила Эммануиловича Козакова (1897—1954) и Зои Александровны Никитиной (урождённой Гацкевич, 1902—1973), редактора «Издательства писателей в Ленинграде». Отец происходил из образованной еврейской семьи; его предки, «стремившиеся к ассимиляции в русской среде», приняли фамилию «Козаков». Этнические корни матери были сербско-греческими; бабушка Михаила Михайловича, Зоя Дмитриевна Параскева-Борисова, была родом из Одессы В годы сталинских репрессий мать дважды арестовывали: в 1937 году (вместе с бабушкой артиста, обе освобождены в 1938 году); повторно — в 1948 году.

Во время войны Мишу с другими ленинградскими детьми эвакуировали в Молотовскую область (сейчас — Пермский край). С 1941 по 1944 год он жил в деревне Чёрная Краснокамского района.

С 1945 года учился в Ленинградском хореографическом училище.

По окончании 222-й средней школы (бывшей Петришуле) г. Ленинграда в 1952 году Михаил Козаков поступил в школу-студию МХАТ. Учась на последнем курсе, успешно дебютировал в кино, снявшись в роли Шарля Тибо в политической драме М. И. Ромма «Убийство на улице Данте» (1956).

В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ (курс П. В. Массальского) и поступил на работу в Театр имени В. Маяковского, где прослужил с 1956 по 1959 год. На этой сцене в 22 года выступил в роли Гамлета. Затем играл в «Современнике» (1959—1970), во МХАТе (1971—1972), в Театре на Малой Бронной (1972—1981) и в Ленкоме (с 1986). Также, по словам Михаила Козакова, он играл на сцене Саратовского ТЮЗа у Ю. П. Киселёва в пьесе «Обыкновенная история».

Добился блестящих успехов как актёр и режиссёр театра и кино. Много и успешно работал на телевидении в качестве режиссёра-постановщика («Безымянная звезда», «Покровские ворота», «Фауст» и др.). Проникновено читал стихи Пушкина, Тютчева, Пастернака, Бродского и других поэтов. Наряду со Смоктуновским, Юрским, Марковым и другими мастерами художественного чтения принял участие в записи серии пластинок «Страницы русской поэзии XVIII—XX вв.»

В автобиографической книге «Третий звонок» актёр писал, что с 1956 по 1988 год сотрудничал с КГБ СССР.

В августе 1991 года М. М. Козакову предложили высокооплачиваемую работу в Израиле, после чего он переехал туда вместе с семьёй. В течение четырёх лет играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре; кроме того, создал русскую труппу (антрепризу), с которой подготовил четыре спектакля. В 2012 году в беседе с Дмитрием Гордоном продюсер Марк Рудинштейн рассказал:

В 1996 году артист вернулся в Россию и организовал собственную труппу под названием «Русская антреприза Михаила Козакова».

До 2010 года Михаил Козаков выступал с моноспектаклями (один из таких моноспектаклей — «Пушкин и о нём») и в роли чтеца (в частности, записал компакт-диск) и со стихотворными произведениями И. А. Бродского и А. А. Ахматовой.

В 2010 году у актёра был диагностирован рак лёгких в неоперабельной форме. Лечение проводилось в Израиле в клинике Тель-ха-Шомер. 22 апреля 2011 года Михаил Козаков скончался после продолжительной болезни. Ранее СМИ сообщали, что 76-летний артист находился в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Незадолго до кончины артист приобрёл участок на Введенском кладбище, где покоится его отец и где, согласно завещанию, актёр похоронен.
Художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров так сказал о М. М. Козакове:

Семья

Жёны:

  1. Грета Антоновна Таар (род. 1934; в 1955—1966 годах), соученица по «Петришуле», костюмер на «Мосфильме»;
    • дочь Катерина (род. 1957), филолог;
    • сын Кирилл (род. 1962), киноактёр;
      • внук Антон (живёт в Нью-Джерси);
      • внучка Мария (от Алёны Яковлевой);
  2. Медея Берелашвили (в 1968—1971 годах), художник-реставратор;
    • дочь Манана (род. 1969), выпускница Щукинского училища, актриса Тбилисского академического театра имени Котэ Марджанишвили

      внучка — Тинатин Цуладзе (род. 1995);

      ;

  3. Регина Соломоновна Быкова (урожд. Вольцингер; род. 1940; брак в 1971—1988 годах), переводчица поэзии и прозы с английского языка на русский и с русского языка на английский, литератор, с 1988 года живёт в Нью-Йорке;
  4. Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинёв; в 1988—2003 годах), выпускница ГИТИСа, актриса и театральный продюсер;
    • сын Михаил (род. 1988);
    • дочь Зоя (род. 1995);
  5. Надежда Седова (род. 1981, Нижний Новгород; в 2006—2010 годах), историк.

Ссылки

Личная жизнь

В Литинституте Юрий дружил с Тамарой Жирмунской, однако в 1963 году однокурсница Казакова вышла замуж за сценариста и режиссера Павла Сиркеса.

Роман с Мариной Литвиновой у прозаика разгорелся в начале лета 1960 года и продолжался 5 лет. Переводчица вдохновила его на написание «Северного дневника». Любовь к Марине нашла отражение в рассказах Казакова «Двое в декабре» и «Розовые туфли».

В июне 1965 года влюбленные, вместе читавшие книги и ездившие в творческие командировки на Русский Север, расстались. Через полгода Юрий предложил Марине встретиться и сказал, что им надо возобновить отношения, иначе он женится на хорошей девушке, с которой встречается. Литвинова ответила, что согласна на предложение Казакова при условии, что он начнет лечиться от алкоголизма.

Юрий Казаков с собакой

Еще в разгар романтических отношений Марина заметила, что Юра зависим от спиртного. Но, когда Литвинова заговорила о необходимости лечения с матерью Юрия, Устинья Андреевна восприняла идею в штыки и даже привязала на ручку двери тряпочку на отворот сына от возлюбленной.

В итоге Казаков взял замуж упомянутую «хорошую девушку» Тамару Михайловну Судник. В сентябре 1967 года жена родила писателю сына Алешу. Отцовские монологи, обращенные к маленькому Алексею, стали самыми пронзительными рассказами «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал».

Однако семейная жизнь Юрия и Тамары не сложилась. Сын много болел. Заработков писателя не хватало на лечение, еду, выпивку и поддержание дома в Абрамцево, где жила семья. Домик Казаков купил на гонорар за перевод трилогии казахского прозаика Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». Тамара ушла от мужа, забрала Алешу, но затем определила жить мальчика к прабабушке в Минск.

Осенью 1969 года у Казакова от переживаний случился сердечный приступ, спровоцировавший микроинфаркт. Неоднократно Юрий и Тамара пытались возобновить отношения, но семейную лодку, разбившуюся о быт, склеить не удалось.

Станислав Рассадин характеризовал Казакова как «наглого, скучного, скупого и самовлюбленного жлоба». Однако этой характеристике противоречит бескорыстная помощь, которую автор «Адама и Евы» оказывал коллегам по литературному цеху.

Юрий Павлович спас Евгения Евтушенко от самоубийства после разноса, устроенного поэту Никитой Хрущевым. Казаков поддерживал в трудные минуты Андрея Вознесенского и Юрия Трифонова, был верен дружбе с однокурсником Михаилом Рощиным. По мнению Литвиновой, в рассказе «Трали-вали» в образе пьющего бакенщика, наделенного божественным даром пения, прозаик дал автопортрет, черты которого точнее, чем на фото и в воспоминаниях современников.

Творчество

Роли в театре

  • «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Шервинский (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Чайка» А. П. Чехова — Треплев (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Амадей» — П. Шеффера — Моцарт (МХАТ им. А. П. Чехова).
  • «Эмигранты» С. Мрожека — АА (Театр-студия «Человек»).
  • «Чинзано» — Л. Петрушевской — (Театр-студия «Человек»).
  • «Косметика врага» — А. Нотомб — Жером Ангюст (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина).

Постановки спектаклей

  •  — «Чинзано» Людмилы Петрушевской
  •  — «Елизавета Бам на ёлке у Ивановых» по пьесам Даниила Хармса и А. А. Введенского
  •  — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
  •  — «Дон Кихот» Булгакова по Сервантесу
  •  — «Банан» по пьесе Славомира Мрожека «Вдовы» («Независимая группа Аллы Сигаловой», художник Павел Каплевич)
  •  — «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Пляска смерти» Августа Стриндберга (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Отелло» Шекспира (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Женитьба» Н. В. Гоголя (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
  •  — «Ботинки на толстой подошве» Петра Гладилина
  •  — «Золото» по пьесе Йосефа Бар-Йозефа «Жених из Иерусалима» / «Трудные люди»
  •  — «Самое главное» Н. Н. Евреинова (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
  •  — «Обнажённые одеваются» Луиджи Пиранделло (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Ужин дураков» Франсис Вебер (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Академия смеха» Митани (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Не боюсь Вирджинии Вульф» Эдварда Олби (Рижский русский театр имени Михаила Чехова)
  •  — «Самоубийца» Н. Эрдмана (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Косметика врага» Амели Нотомб (совместная постановка — Московский драматический театр имени А. С. Пушкина и театр «Сатирикон»)
  •  — «Марьино Поле» (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Джан» (по прозе А. Платонова) (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Ивонна, принцесса Бургундская» (Рижский театр «Дайлес»)
  •  — «Саранча» Б. Срблянович (Московский драматический театр имени А. С. Пушкина)
  •  — «Игрок» (по роману Ф. Достоевского) (Рижский театр «Дайлес»)

Первый «Золотой глобус»

В 1988 году в павильонах киностудии «20 век Фокс» был снят фильм-комедия с элементами фантастики под названием «Большой». Картина принесла Тому Хэнксу первый «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». После этого успеха фильмы с участием Тома Хэнкса стали пользоваться невиданной популярностью.

Еще один фильм 1988-го — «Изюминка» режиссера Дэвида Зельцера, в котором Хэнкс сыграл главную роль. Его персонаж, артист разговорного жанра Стивен Гольден, берет шефство над домохозяйкой Лайлой Крыцик, которая мечтает стать эстрадной артисткой.

В 1989-м на съемочной площадке встретились Том Хэнкс, популярный актер, и Бизли, бордосский дог. Фильм режиссера Роджера Споттисвуда был снят, что называется, на одном дыхании. Персонаж Хэнкса, детектив Скотт Тернер, расследует преступление. Единственный свидетель убийства — Хуч, собака.

В том же году Том Хэнкс снялся в картине режиссера Джо Данте «Предместье», где он сыграл главного персонажа Рея Питерсона. Надо сказать, что все картины с Томом Хэнксом, снятые в жанре фильмов-ужасов, поражали своей правдивостью. Сценарий картины «Предместье» также был написан по классической схеме фильма ужасов. Зритель, сидящий в кинозале, находится в напряжении в течение полутора часов.

Театр

Первыми крупными работами, созданными Козаком, оказались «Чинзано» 1987 года и «Елизавета Бам на елке у Ивановых», вышедшая в 1989-м. Спектакли, поставленные по мотивам произведений Людмилы Петрушевской, Даниила Хармса и Андрея Введенского, принесли Козаку первую славу. Режиссера одинаково увлекала современная драматургия и классический репертуар. Поэтому, когда в 1990 году мастер создал театр «Пятая студия МХАТ», его дебютной премьерой оказалась постановка «Маскарад» по произведению Михаила Лермонтова.

Сергей Земцов, Роман Козак, Игорь Золотовицкий в спектакле «Чинзано»

Спустя год Роман Козак стал главным режиссером в театре им. К. С. Станиславского и продолжил работу с признанными авторами, выпустив спектакль «Дон Кихот». Сотрудничество с театром на позиции главного постановщика продолжалось 12 месяцев, после чего Романа Ефимовича пригласили к сотрудничеству в Рижский театр русской драмы.

Продолжая линию работ по классической литературе, режиссер выпустил в 1995 году постановку «Самое главное» по произведению Николая Евреинова, спустя год – «Пляску смерти» Августа Стриндберга, а в 1997-м зрители увидели интерпретацию «Отелло» Уильяма Шекспира.

Он продолжал сотрудничать с родным МХАТом, где поставил спектакли «Любовь в Крыму» по пьесе Славомира Мрожека, «Маленькие трагедии» по произведению Александра Пушкина, интерпретацию гоголевской «Женитьбы» и др. Романа Козака неоднократно приглашали к сотрудничеству зарубежные театры.

Роман Козак на репетиции в Театре имени Пушкина

Его творческий метод пользовался любовью и интересом публики Великобритании, Чехии, Польши, США, Швейцарии, Латвии и других стран. Козак ставил шекспировскую «Меру за меру» в Ганновере, «Чинзано» Петрушевской в Глазго и «День рождения Смирновой» в Кракове.

В 2001 году руководство театра им. А. С. Пушкина обратилось к режиссеру с приглашением возглавить его творческий коллектив. Театр в этот момент находился в гибельном положении. Публика отвернулась от него, на сцене продолжительное время шли спектакли, не несущие культурной и художественной ценности, труппа артистов страдала без мощного управления и художественного вдохновения. Эту рутину призван был разрушить Роман Козак.

Главным условием Козака было получение должности не главного режиссера, а худрука. Такое положение дел давало ему больше полномочий в управлении. Это потребовало редактуры устава театра.

Режиссер Роман Козак

Азарт, с которым постановщик принялся за работу, привнес свежее дыхание. Изменения происходили постепенно. Сначала были сняты с репертуара 6 спектаклей. Обезличенный до этого театр стал приобретать индивидуальность. Коммерция, бульварщина и мелодрамы уступили место творчеству, стройной репертуарной логике и идее.

Приход Козака в театр им. А. С

Пушкина заставил обратить на него внимание драматургов и других постановщиков. Многие хотели получить шанс на сотворчество с талантливым режиссером, и это также повышало статус театра

Роман Ефимович занял возрастных актеров и ратовал за приглашение молодых талантов, делая ставку на юность.

Поддерживая концепцию театра-дома, режиссер хотел сделать свое детище местом главных культурных мероприятий. Одним из первых событий, организованных им, стал концерт Леонида Десятникова. Вечер собрал все сливки общества и даже именитых гостей, которые ни разу не бывали в театре имени Пушкина.

Кадр из спектакля «Offис»

На его сцене Козак поставил спектакли «Академия смеха», «Ромео и Джульетта», «Трое на качелях», «Косметика врага», «Offис», «Бешеные деньги» и др. Кардинально обновленный репертуар основной сцены и филиала в Сытнинском переулке вывел театр в число самых популярных площадок города. Козак приглашал к сотрудничеству Кирилла Серебренникова, Евгения Писарева, Дмитрия Брусникина, которые приносили свежие идеи и проекты.

Роман Ефимович обладал педагогическим талантом и сумел воспитать учеников, занявших на российском театральном олимпе достойное место. Среди актеров, чьим наставником он выступал, — Дарья Мороз, Никита Высоцкий, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк и другие. Он также имел опыт преподавательской деятельности в Гарварде и использовал в режиссерской работе методики и приемы, актуальные для европейских театров.

Семья

Биография

Роман Козак родился в Виннице 29 июня 1957 года.

В 1982 году Роман Козак окончил Школу-студию МХАТ (курс О. Н. Ефремова). Спустя год, в 1983 году, начал работать как актёр во МХАТе, а также параллельно сотрудничал с театром-студией «Человек» как актёр и режиссёр.

В 1990 году Роман Козак основал театр «Пятая студия МХАТ». Затем, в 1991—1992 годах, был главным режиссёром театра им. К. С. Станиславского.

Роман Ефимович ставил спектакли во многих театрах страны и за рубежом. Среди его творческих адресов: Рижский русский театр имени Михаила Чехова, Московский Художественный театр имени А. П. Чехова, Старый театр в Кракове им. Елены Моджеска (польск. Stary Teatr im. Heleny Modrzejewskiej w Krakowie), театр «Трон» в Глазго, «Театр Нижняя Саксония» (нем. Theater für Niedersachsen) в Ганновере, другие театры Германии, Великобритании, Бельгии, Польши, Швеции, Швейцарии, Латвии.

С 1983 года преподавал в Школе-студии МХАТ. В 2003 и 2007 годах совместно с Дмитрием Брусникиным руководил актёрской мастерской. Среди его учеников: Наталья Негода, Никита Высоцкий, Наталья Рогожкина, Дина Корзун, Сергей Лазарев, Александра Урсуляк, Александр Арсентьев, Дарья Мороз, Анастасия Скорик, Дарья Калмыкова, и другие. Роман Ефимович поставил со своими учениками дипломные спектакли: «Последняя встреча», «Чудо св. Антония», «Буря», «Сцены из „Отелло“», «Синяя птица», «Носорог», «Любовные сцены».

С 17 апреля 2001 года по 28 мая 2010 года — художественный руководитель театра им. Пушкина.

Роман Козак был председателем Гильдии театральных режиссёров России.

Ушёл из жизни 28 мая 2010 года после тяжёлой и продолжительной болезни . Похоронен 30 мая 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве .

Роман Козак был женат на хореографе Алле Сигаловой.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации