Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Александр шалвович пороховщиков: биография, карьера и личная жизнь

Детство и начало творческого пути

Александр Шалвович Пороховщиков родился в семье, принадлежащей к именитому роду. Прадедом Пороховщикова по материнской линии был Александр Пороховщиков — дворянин, создатель и владелец ресторана «Славянский базар», а дедом — инженер-изобретатель и авиаконструктор Александр Пороховщиков, который являлся создателем первого в России танка.

Мама будущего актера Галина Александровна очень ценила свои родственные узы и считала, что супругой ее сына обязательно должна стать представительница не менее знатной семьи.

Александр Пороховщиков с мамой

Так позже и случилось, но единственный брак Пороховщикова не принес ему долгожданного счастья.

Александр Шалвович – коренной москвич. Его отец, Шалва Амбековича Барабадзе, ушел от жены, когда мальчику было всего два года. Причина расставания Галины и Шалвы доподлинно неизвестна. Пороховщиков со слов матери знает, что его отец оставил семью так как побоялся ареста и репрессий в 1941 году, а родственники уже покойного хирурга уверяют, что Шалва ушел на фронт, а когда вернулся, то понял, что супруга не ждала его с войны и устроила личную жизнь с другим мужчиной.

Окончив школу, Александр Пороховщиков, взявший фамилию матери, поступил в медицинский институт в Челябинске. Правда, до конца выучиться на врача ему не удалось, так как семья переехала в Москву, и ВУЗ пришлось бросить.

В российской столице Пороховщиков устроился работать мебельщиком-реквизитором в Театре им. Вахтангова. Актерская жизнь настолько очаровала молодого и амбициозного Александра, что он решил строить карьеру в этом направлении.

В 1961 году Александр Пороховщиков окончил актёрский факультет при Российском театральном обществе; в 1966 — вечернее отделение Театрального училища им. Б. В. Щукина и в том же году был принят в труппу Московского театра Сатиры. Далее была работа в Театре на Таганке, а затем — в Московском театре им. Пушкина, которому Пороховщиков прослужил с 1981 года до конца своих дней.

Первую роль в кино будущая звезда сыграл в 1966 году. Это был фильм «Поиск», появление актера в нем было мимолетным и очень непродолжительным.

Виртуальные гадания онлайн

Режиссёрские работы и сценарии

В 1987 г. Александр Пороховщиков попробовал себя в роли режиссёра. Его первой режиссёрской работой в кино стал короткометражный фильм «9 мая». В 1991 г. вышла картина «Цензуру к памяти не допускаю». Она является попыткой переосмысления жизни и смерти деда актёра. Главный герой отыскивает в архивах документы, могущие помочь ему узнать о судьбе погибшего родственника, репрессированного перед началом войны. Основой для фильма послужили факты из биографии актёра. Он же выступил в роли режиссёра и сценариста для фильма.

В 2002 г. Александр Пороховщиков пишет сценарий для одной из серий сериала «Удар Лотоса 2: Сладкая горечь полыни». Других сценарных работ в кино не было, актёру всё же нравилось больше играть, чем писать сценарий.

Фильмы об актёре

Об Александре Пороховщикове сняли несколько фильмов и телепередач:

  1. «Пойми и прости». Документальное кино, показанное на первом канале. Съёмка производилась в доме главного героя (в особняке на Рублёвке). Там он провёл последние 20 лет своей жизни. Зрители знакомятся с друзьями актёра, узнают интересные, ранее сокрытые факты из его биографии. Фильм вышел в 2014 г.
  2. «Александр Пороховщиков. Чужой среди своих…». Картина показана на канале ТВ-Центр в январе 2019 г., снята Геннадием Навныко.

Программы и фильмы о Пороховщикове были показаны по национальным каналам, в том числе и телезрителям канала «Звезда».

Молодая возлюбленная

Пороховщиков всегда выделялся среди мужчин своей статной фигурой и аристократической внешностью. Он никогда не жаловался на отсутствие женского внимания. Но несмотря на популярность Александр не спешил связывать себя узами брака.

Свою первую любовь он встретил на заре своей карьеры. Девушку звали Лидой. Это была настоящая любовь. Александру было все равно из какой семьи ее возлюбленная и богата ли она. А вот родители парня придерживались абсолютно другого мнения. Они посчитали, что Лидия не пара их сыну, так как была из бедной семьи.

Когда Пороховщиков обрел всенародную любовь и стал ведущим актером театра на Таганке, судьба свела его с молодой девушкой по имени Ирина. Она работала в том же театре костюмером.

Девушке было всего 15 лет, а Александру 41 год, но это не помешало чувствам. Актер красиво ухаживал за своей возлюбленной. Но несмотря на свою неопытность в отношениях красивые жесты не вскружили голову Ирине с первых дней. Прошло немало времени прежде чем возлюбленные стали жить вместе.

История с исчезновением артиста и его последние годы

С возрастом артист стал выглядеть более солидно, и амплуа злодея постепенно сменилось ролями начальников. Со скандальной ленты Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» (в которой Пороховщиков сыграл полковника милиции, «отмазавшего» сына-насильника и его дружков от тюрьмы) начинается новый виток в кинокарьере артиста. Генералы, полковники, а иногда даже главари преступных группировок и бизнесмены — это герои, которых чаще всего играл в последние годы Александр Пороховщиков.

Фильмы и телесериалы с его участием этого периода — это и «Женщин обижать не рекомендуется» (бизнесмен Шахов), и «День рождения Буржуя 1, 2» (Борис Русланович), и «Слепой» (генерал ФСБ Петр Кречетов), и «Кадетство» (генерал-майор Матвеев), и «Исаев» (генерал В. М. Молчанов) и многие другие.

Последний кинофильм «Мы из джаза-2» с артистом вышел уже после его смерти, в 2013 г.

Что касается жизни за кадром, то в последние годы жизни Пороховщикову удалось вернуть себе особняк в Подмосковье, который принадлежал его предкам. Артист отреставрировал его и мечтал восстановить былую славу, но не успел.

За несколько месяцев до смерти, зимой 2012 года, Александр Шалвович неожиданно исчез. Несколько дней его искали друзья и супруга, но не могли найти. Они подключили к поискам власти, и вскоре выяснилось, что артист просто уехал на дачу, чтобы побыть одному.

Но через 2 месяца из-за проблем со здоровьем (Пороховщиков страдал диабетом) актеру ампутировали часть стопы, а потом он перенес инсульт и попал в больницу. Несмотря на благоприятные прогнозы, состояние артиста стало ухудшаться. Когда врачи сказали, что надежды нет, Ирина Пороховщикова уехала домой и покончила с собой, оставив записку, в которой объяснила свой поступок неспособностью жить без любимого человека.

К счастью для артиста, на тот момент он был без сознания и так и не узнал о кончине супруги. Жену Александр Пороховщиков пережил на 1 месяц и 5 дней, а 15 апреля 2012 года умер в больничной палате от остановки сердца.

Похоронен артист рядом с матерью и отчимом, который заменил ему отца, в деревне Рождествено в Подмосковье.

От ненависти до любви

Будущая жена Александра Пороховщикова Ирина родилась в Москве в семье племянника легендарного полководца Георгия Жукова. Ее отец также был военным и продолжал семейное дело. То же самое он требовал от своих детей. Он мечтал, чтобы его дочь стала военным юристом, а сын — военным медиком. Но Ирина не хотела подчиняться воле отца.

Тогда он стал угрожать ей, что перестанет давать деньги и она должна будет заработать их сама. Но это не испугало Ирину. Свои первые деньги она заработала в 15 лет.

Для Ирины первым местом работы стал театр на Таганке. Там девушка занималась костюмами. Работа была тяжелой. Она должна была стирать и гладить костюмы для актеров и помогать им переодеваться. Когда Ирина не успевала справиться со своей работой в театре, она брала костюмы домой. Гладить и стирать костюмы дома ей помогала бабушка.

Работа в театре свела Ирину с любовью всей ее жизни Александром Пороховщиковым. Но любовь пришла не сразу. Поначалу она просто ненавидела актера. Причем еще задолго до знакомства.

Дело в том, что подруга была поклонницей Александра. Она ходила на все спектакли с его участием и смотрела все фильмы. Ирина при одном упоминании имени актера закрывала уши. А тут ей довелось встретиться с Пороховщиковым лично. И эта встреча изменила всю ее жизнь.

Любовь и семейная жизнь

Первую большую и искреннюю любовь молодой тогда человек встретил в городе своей юности – Челябинске. Девушка отвечала взаимностью, но ее родители были против, считая парня недотягивающим до их высокого положения. С переездом Александра в столицу отношения прекратились.

Впоследствии была девушка Лида из бедной семьи. Здесь уже воспротивилась мама актера.

Таким образом, семейная жизнь знаменитого артиста долго не складывалась. Женщины были, но до загса дело не доходило.

И вот в Пушкинском театре уже маститый актер встречает совсем юную костюмершу. Возраст ее на тот период в разных источниках варьируется от 14 до 19 лет. Их отношения часто сравнивают с набоковской Лолитой, чуть не разгорается большой скандал в прессе. Да и мама против их отношений с девочкой, годящейся в дочери.

Совместная жизнь их началась в девятиметровой комнате Ирины Жуковой. Расписались они только через 15 лет совместной жизни. Жена взяла фамилию мужа. Позже они венчались. Супружеская жизнь длилась тридцать лет.

В последние годы жизни Пороховщиков был серьезно болен, ему требовалась постоянная диета и уход. Из-за пагубного воздействия диабета ему вынуждены были отнять стопу, начались проблемы с сердцем. Из больницы актер уже не вышел.

Ему не довелось узнать, что его горячо любимая Ирина добровольно отказалась от жизни раньше него, не выдержав постоянной травли и наговоров.

Его не стало 15 апреля 2012 года.

Фильмы

Первые фильмы с актёром, появились ещё в 1966 г. В картине «Поиск» начинающему актёру достался совсем незначительный эпизод (Василь). Далее последовали также эпизодические роли. Давали играть всяких иностранцев (внешность позволяла), военных и белогвардейцев (уж очень благородный профиль), фильмография этого периода обширна:

  • «И эти губы, и глаза зелёные» (1967 г.);
  • «Крах» (1968 г., сыграл Бенито Муссолини);
  • «Гори, гори моя звезда» (1969 г., белогвардеец);
  • «Случай с Полыниным (1970 г.);
  • «Спокойный день в конце войны» (1970 г.);
  • «Бой после победы» (1972 г.).

Фильмы в главной роли играл бы Александр Пороховщиков, долго не попадались. Долгожданная роль досталась ему только в 1973 г. Он сыграл Петра Исаева, бывшего боксёра в картине, называвшейся «Ринг». Режиссировал картину Вилен Новак, сумевший рассмотреть в подающем надежды молодом человеке, большой актёрский талант. Фильм получился успешным, Александра Шалвовича стали присылать сценарии и другие режиссёры:

  1. «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фильм 1974 г., режиссировал сам Никита Михалков. Это была его дебютная работа. Фильм снимали на киностудии «Мосфильм», в Чечне и Азербайджане. Александр Пороховщиков сыграл роль председателя ЧК Николая Кунгурова (одна из лучших актёрских работ в кино).
  2. «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Картина вышла в 1975 г., сценарий написал Юлиан Семёнов. Александру Шалвовичу досталась роль Осипа Шелехеса.
  3. «Звезда пленительного счастья». В фильме 1975 г. актёр сыграл П.И. Пестеля. Режиссёром картины был Владимир Мотыль, повествовала она о судьбе декабристов и их родных, прежде всего, жён, последовавших за своими мужьями в ссылку.
  4. «Капитан Немо». Фильм снят Василием Левиным по мотивам произведений Жуля Верна. Александру Пороховщикову досталась в нём роль капитана Фарагута.

С 1976 г. главных ролей не предлагают. Актёр продолжает играть врачей, геологов, белогвардейцев, следователей. В 1979 г. выходит получивший признание и у зрителей, и у критиков, фильм «С любимыми не расставайтесь». Александр Пороховщиков играет на одной площадке с Александром Абдуловым и Ириной Алферовой. Партнёршей по сцене стала Екатерина Васильева, выступившая в роли жены актёра, подавшей на развод (семья Никулиных). Съёмочная группа и актёр исполнением были довольны, фильм получился достойным просмотра.

С 1980 г. актёр снимается в таких картинах, как:

  1. «Крах операции «Террор». Зрителю предстояла увидеть воочию борьбу между чекистами и преступным миром. Александр Пороховщиков сыграл Б.В. Савинкова – русского революционера и террориста, одного из лидеров партии эсеров. Сценарий написал Юлиан Семёнов, сам фильм посвящён Ф.Э. Дзержинскому. Савинков действует на территории Польши, встречаясь с представителями западных держав и надеясь организовать террористические акции на территории советского государства.
  2. «Тростинка на ветру». Фильм 1980 г., снятый Виктором Аристовым по повести Георгия Маркова. Александр Пороховщиков играет соседа сестры главной героини Вари, Виссариона Аркадьевича.

Далее идёт ряд эпизодических ролей второго плана в таких картинах, как «Главный конструктор», «Два долгих гудка в тумане», «Наследница по прямой», «Лунная радуга» (по роману советского фантаста Сергея Павлова) и «Избранные».

В фильме «Возвращение с орбиты» актёр исполняет роль А.Е. Свиридова, генерал-майора. В том же 1984 г., он играет в картинах «Пока не выпал снег», «Завещание профессора Доуэля» и «Капкан в английском парке».

Всего за годы работы на телевидении в копилке актёра собралось более 70 ролей. Даже эпизоды второго планы удавались ему та, что зрителю запоминался не только главный состав, но и Пороховщиков, изредка мелькающий на экране. В конце 1980-х выходит фильм «Следствие ведут ЗнаТоки», в котором Александру Шалвовичу достаётся роль наркобарона. Актёру такие роли удавались более всего, он одинаково успешно примерял на себя форму милиционера и шкуру бандита. В 1990-е актёр начинает сниматься в популярных сериалах (на карьерный рост это не повлияло, поскольку сериалы были действительно очень хороши, в фильмы актёра продолжали приглашать):

  • «День рождения Буржуя»;
  • «Даша Васильева. Любительница частного сыска;
  • «Кадетство»;
  • «Империя под ударом».

Известного уже актёра можно увидеть и в драме «Ворошиловский стрелок». Последняя роль – картина «Ледников», где сыграл следователя в отставке. Увидеть выход картины Александру Пороховщикову не довелось, его персонажа озвучил Сергей Дрейден.

Молчаливый антигерой

Пожалуй, кинематограф при всей популярности Александра Пороховщикова у зрителей так и не смог потом предложить ему ролей такого же уровня, как Белогубов, — по возможности показать гибкость актерской душевной организации и способность внутренне преображаться в рамках одного характера. Пороховщиковские киногерои — в основном уже оформившиеся и заматеревшие в своей суровой и непреклонной инфернальности, такие, например, как его первый белоказачий нелюдь в истерне Владимира Любомудрова «Ищи ветра…» 1979 года, где антигерой Пороховщикова вызывает особенную неприязнь приказом расстрелять табун ни в чем не повинных лошадей. «После этого обо мне сложилось мнение, что я последний оставшийся в живых белогвардеец», — иронизировал Пороховщиков о потянувшемся за ним отрицательном «шлейфе», с которым он не пытался отчаянно бороться, а нес его величаво, с неизменным достоинством, гордостью и спокойствием сильной личности, пусть даже и вставшей на темную сторону, как главарь наркомафии в фильме Геннадия Павлова «Следствие ведут Знатоки. Мафия», где герой цитирует Есенина, а на финальный вопрос: «Как умирать будешь — стоя или на коленях?» — долго смотрит в камеру таким взглядом, что ответ не вызывает сомнений.

пороховщиков

Актер театра и кино Александр Пороховщиков выступает на сцене

Фото: РИА Новости/Тер-Месропян

Александр Пороховщиков вообще ценил немногословность, когда каждое произнесенное персонажем слово приобретает вес золота, и мечтал о хорошем большом фильме, где текста у него вообще не было бы, а все оттенки эмоций передавались глазами, улыбкой, пластикой. Сила пороховщиковской улыбки, совершенно меняющей его строгое лицо, прекрасно ощущается уже в его первом эпизодическом появлении на экране — в киноповести Евгения Хринюка и Константина Жука «Поиск» 1967 года, где он играет вальяжного друга героя-архитектора, уже не по годам рассудительного молодого резонера, завсегдатая международных авиалиний и явного ходока, со знанием дела рассматривающего хорошеньких пассажирок. Однако героев-любовников Пороховщиков при всей его редкой, породистой красоте удивительным образом почти не играл — если в Щукинском училище его определили в острохарактерные артисты, то кинорежиссерам, вероятно, наоборот, он казался слишком солидным и основательным джентльменом для каких-то амурных шашней.

Конец комедии

Перебирая в памяти список достойных внушительных мужчин, сыгранных Пороховщиковым на экране, трудно представить, что Театральное училище им. Б. Щукина он окончил как острохарактерный комедийный актер, которого взяли в Московский театр сатиры. Там его поначалу одолевали некие комплексы и сомнения: впоследствии актер говорил, что вообще бросил бы театр, если бы не удостоверился в своем таланте после блестящего участия в «Доходном месте» в роли антигероя, карьериста Белогубова. На глазах загипнотизированного зала Белогубов-Пороховщиков из юркого молодого человека развивался в потенциальное чудовище, перед которым трепещет даже его начальник Юсов, сыгранный Анатолием Папановым, цепеневшим перед Пороховщиковым, по захаровскому выражению, как «лягушонок перед удавом».

пороховщиков

Сцена из спектакля «Гамлет» в постановке Театра на Таганке. Владимир Высоцкий в роли Гамлета (справа), Александр Пороховщиков в роли Клавдия (слева)

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Тот же Марк Захаров в книге «Театр без вранья» попытался определить своеобразие актерской индивидуальности Пороховщикова: «В период нашей совместной работы он обладал огромной внутренней заразительностью, мог выглядеть то очень большим, зрелым и сильным актером, то становился профессионально беззащитным, неумелым, начинающим, у которого мало что получалось. Чаще всего такие явления свидетельствуют об очень большой творческой незаурядности». Когда режиссер Валентин Плучек сократил сатирическую роль председателя горсиполкома, которую Пороховщиков играл в пьесе Григория Горина и Аркадия Арканова «Банкет», актер ушел из Театра сатиры «в никуда» и совершенно не ожидал, что Юрий Любимов позовет его в Театр на Таганке, где Пороховщикову предстояло сыграть Клавдия в «Гамлете». То, что актерская судьба вспыльчивого актера складывалась не всегда гладко, зигзагообразно, Марк Захаров считал побочным эффектом слишком сильной энергетической заряженности, иногда дававшей потрясающий результат: «Когда он работал, он эту вспыльчивость загонял внутрь, она действовала, как атомный реактор, эта вспыльчивость перерастала во что-то более серьезное, это была энергетика большого артиста, который, вероятно, использовал какие-то гипнотические акции».

Награды и звания

Награды и звания не обходили актёра стороной. В 1987 г., он получил звание Заслуженного артиста РСФСР, в 1994 г. был провозглашён народным артистом. Его режиссёрский фильм «Цензуру к памяти не допускаю» получил «Золотой парус» — главный приз фестиваля Сен-Рафаэле, и награду за «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Бригантина» 1999 г. В следующем году на этом же фестивале актёру была присуждена награда за «Лучшую мужскую роль второго плана» в фильме «Ворошиловский стрелок».

За режиссёрскую работу в 2008 г. Александр Пороховщиков получил приз поэта Александра Твардовского фестиваля «Золотой феникс».

Подлые любовницы

— Черное пятно — на совести поклонниц Пороховщикова, которые звонили и угрожали Ире, мол, уведем мужа, — говорит племянница актера. — Из-за этого она начала стремительно худеть. У Иры даже появился бзик, что она теперь Саше не подходит. А еще Иру родной брат Володя предал, который принялся судиться с ней из-за квартиры их умершей мамы. Переживаний добавила и смерть любимой собаки, которую они похоронили прямо на территории дачи. И, конечно, тяжелая болезнь Саши. Словом, весь мир Иры стал рушиться.

Ира выла от отчаяния в трубку: «Ну, что мне сделать, чтобы Саша выжил?!» Дядя толком не хотел лечиться от диабета, а после внезапно случившегося инсульта его нужно было перевести в неврологию из другого отделения, где он тогда лежал. Но Ирка от ужаса почему-то запретила это делать. Наверное, уже ничего не соображала. Хотя счет шел на минуты. Но мы дядю Сашу втайне, через черный ход больницы, все равно перевезли. Каким-то образом это сняли журналисты. Потом ему сделали операцию, часть мозжечка отрезали, из-за чего координация движений нарушилась. Если б выжил, все равно остался инвалидом.

Ирина стала звонить каждую ночь и твердить: «Саша умер». «Что за бред, — я отвечала. — Только из больницы от него еду». Оказалось, это снова дело рук то ли нечистоплотных репортеров, то ли любовницы Александра. Кто-то из них звонил и выражал соболезнования Ире в связи с кончиной мужа. Та поднимала на уши всех, названивала врачам . «Он жив, — отвечали медики. — Состояние тяжелое, лежит в искусственной коме». Видимо, на этой почве у Иры и созрел окончательный план свести счеты с жизнью.

Наталье ДМИТРИЕВОЙ очень не хватает ПОРОХОВЩИКОВЫХ

Личная жизнь и жена Александра Пороховщикова

Необычайная аристократическая внешность артиста и его холеные манеры на протяжении всей жизни привлекали к нему внимание женщин. У Пороховщикова были многочисленные романы не только с коллегами по работе, но и с поклонницами

Однако, несмотря на успех у прекрасного пола, серьезные отношения у него долго не складывались. Некоторые из близких знакомых артиста полагали, что во многом причиной тому была его мать, к которой Александр Шалвович был очень привязан. Возможно, именно поэтому главную любовь своей жизни он повстречал уже после сорока. Ею оказалась неприметная театральная костюмерша Ирина Жукова.

Новость о романе красавца-Пороховщикова и девушки, которая моложе его на 24 года, моментально облетела всю Москву. Театральная общественность, да и сама мать артиста, называли этот союз мезальянсом.

Первое время возлюбленной артиста пришлось терпеть ненависть и унижения со стороны артистов, а больше артисток театра, в котором она работала. Однажды девушку даже хотели уволить, но неожиданно за Ирину вступилась сама Вера Алентова.

Но больше всего доставалось Ирине от Галины Пороховщиковой. Долгие 14 лет девушка пыталась заслужить ее одобрение, но так и не смогла. Суровая женщина попрекала невестку не только разницей в возрасте, но и низким происхождением и социальным положением. Чтобы соответствовать своему любимому, Ирина выучилась на театрального критика, а позже сделала карьеру в качестве журналистки и специалистки по пиару.

Только после кончины Галины Александровны влюбленные смогли пожениться, однако их любовь подверглась новому испытанию. Выяснилось, что из-за солидного возраста мужчины Александр Пороховщиков и его жена уже не смогут иметь детей. Не помогло ни дорогостоящее лечение, ни даже надежды на клонирование. Ирина даже соглашалась на усыновление, однако ее супруг был категорически против чужого ребенка в доме.

Болезнь и смерть актёра

Александра Пороховщикова не стало 15 апреля 2012 г., прожил он 74 года. Перед смертью долго болел, перенёс инсульт, не мог говорить. В больнице ему отрезали часть стопы, давал о себе знать сахарный диабет. Состояние актёра стремительно ухудшалось на фоне затеянной его родственниками тяжбы по поводу недвижимости. Он очень переживал, нервничал. Официальная причина смерти – не выдержало сердце, ослабленное длительной болезнью. О том, когда, как и отчего умер актёр, стало известно уже после получения известия о смерти его жены. Она повесилась после известия об ухудшении состояния мужа. О трагедии с женой Александру Шалвовичу сообщить не успели. Дата смерти – 15 апреля 2012 г.

Упокоился на кладбище в Мытищах в селе Рождественно, там, где похоронены были мать и отчим. Всё наследство досталось сводному брату по отцу Шалве Барабадзе (википедия), другие наследники не обнаружились. Брат пришёл на похороны. Могилу актёра часто навещают поклонники его творчества. Памятник представляет собой обычную чёрную стелу, состоящую из двух частей, на одной из которых изображена кинолента.

Александр Пороховщиков был выдающимся актёром, заслужившим призвание зрителей и кинокритиков. Он начал свою актёрскую карьеру в советское время с малых ролей, каждая из которых, всё же, стала событием. Скоропостижный уход его из жизни – это невосполнимая потеря для российского кино.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации