Содержание
- 1 Михаил Ефремов (Федор Кривицкий)
- 2 Соответствие эпохе
- 3 Внутренние кинематографические сложности
- 4 Награды
- 5 Примечания
- 6 Достоверности – в мелочах
- 7 Пьянству – бой! Но главное – в другом
- 8 Павел Деревянко (Геннадий Будник)
- 9 Фильм «Оттепель» 2013 — смотреть онлайн, рецензия на фильм
- 10 Фильм о нас
- 11 В ролях
- 12 Музыкальное сопровождение
- 13 Виктория Исакова (Инга Хрусталева)
- 14 Оттепель зрительской души
- 15 История создания
- 16 Женские, самые сильные образы
- 17 Александр Яценко (Егор Мячин)
Михаил Ефремов (Федор Кривицкий)
Михаил Ефремов | Афиша
Актеры фильма «Маленькая Вера»: 30 лет спустя
Режиссер Кривицкий бурно празднует рождение дочери и ломает ногу. Съемки нового фильма под угрозой, руководство киностудии предлагает Хрусталева помочь Кривицкому. За оказанную помощь героям разрешают снять фильм по сценарию друга. После завершения съемок Федору Андреевичу предлагают работу в Италии.
Роль подкаблучника Кривицкого принесла Михаилу Ефремову «ТЭФИ» в номинации «лучший актер сериала». На данный момент фильмография артиста насчитывает свыше 170 киноработ. Михаил много времени посвящает театру — Ефремов сам выступает на сцене и руководит постановкой новых спектаклей. В 2018 году выйдет фильм «Гардемарины 4», в котором актер сыграл адмирала Мордвинова.
Соответствие эпохе
Для фильма было пошито более сотни костюмов, и какое-то количество вещей было куплено в антикварных магазинах и на блошиных рынках. Эти костюмы служили эталоном, с них «подсматривались» технология, силуэт, ткани, обработка, форма того или иного платья.
Больше всего костюмов было у двух главных героинь — Анны Чиповской и Виктории Исаковой. У каждой из них было порядка 25 нарядов. По словам Анны Чиповской, для создания атмосферы у актрис под платьями были все атрибуты — бельё шестидесятых, с поясом, с чулками. Экипировка сложнейшая для ношения каждый день, но помогала создавать нужный силуэт».
Художники нашли в хорошем состоянии настоящие антикварные корсеты, лифчики, трусы того времени, подчёркивающие фигуру. Актрисы с радостью надевали это бельё. И даже когда не было откровенных сцен, предпочитали вниз надевать именно его.
Красный «Москвич», на котором разъезжает Виктор Хрусталёв, — точно такой же, какой был у Петра Тодоровского. Валерий Тодоровский вспоминает, что денег не хватало, жили в коммуналке, но Пётр Ефимович всё равно купил машину. А в компаниях родителей, которые собирались у них дома — половина была в белых брюках и модных очках .
Внутренние кинематографические сложности
Оказалось бы нечестным ограничиться простой демонстрацией закадровой жизни советского кинематографа. Сюжет фильма “Оттепель” пронизан любовной лирикой, которая займет в нем свою нишу. Повествование сосредоточено на операторе Викторе Хрусталеве, который после трагической гибели своего друга находит неутвержденный сценарий, понимая, что будущий фильм обещает стать “бомбой”. А пока ему необходимо снять комедию “Девушка и бригадир”, рассказывающую о колхозной жизни небольшой деревушки. Его новый знакомый, молодой режиссер Егор Мячин участвует в съемках. На площадке также присутствует бывшая жена Хрусталева Инга и начинающая актриса Марьяна, которая становится объектом страсти одновременно двоих мужчин.
Награды
- 2014 — специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год.
- 2014 — призы Ассоциации продюсеров кино и телевидения за 2013 год в номинациях:
- «Лучший телевизионный мини-сериал (5 — 24 серий)»
- «Лучшая режиссёрская работа» — Валерию Тодоровскому
- «Лучшая музыка к телефильму/сериалу» — Константину Меладзе
- «Лучшая операторская работа» — Ивану Гудкову и Фёдору Ляссу
- «Лучшая работа художника по костюмам» — Владимиру Купцову
- «Лучшая работа художника по гриму» — Ирине Мельниковой и Елене Соколовой
- «Лучшая работа звукорежиссёра» — Олегу Шлоссу и Алексею Майсеенко
- «Лучшая актриса телевизионного фильма/сериала» — Виктории Исаковой.
- 2014 — премия «ТЭФИ»:
- Лучший телевизионный фильм / сериал
- Телевизионный продюсер сезона — Валерий Тодоровский
- Лучший актёр телевизионного фильма/сериала — Михаил Ефремов
- Кроме того на премию «ТЭФИ» были номинированы актёры Виктория Исакова и Евгений Цыганов.
- 2015 — премия «Золотой орёл»:
- Лучший телевизионный сериал (более 10 серий)
- Лучшая мужская роль на телевидении — Евгений Цыганов (за роль Виктора Хрусталёва)
- Лучшая женская роль на телевидении — Виктория Исакова (за роль Инги Хрусталёвой)
- номинации на премию — Анна Чиповская (за роль Марьяны Пичугиной) и Александр Яценко (за роль Егора Мячина).
- 2015 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2015 год — Валерию Тодоровскому, Дмитрию Константинову, Алёне Званцовой, Виктории Исаковой, Евгению Цыганову — за создание телевизионного сериала «Оттепель»
Примечания
- ↑ . 1tv.ru (2 декабря 2013). Дата обращения 6 декабря 2013.
- ↑
- ↑ . kino-nika.com. Дата обращения 5 марта 2014.
- ↑ . Комсомольская правда (2 декабря 2014). Дата обращения 6 декабря 2013.
- . 1tv.ru (28 ноября 2013). Дата обращения 8 декабря 2013.
- (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (8 декабря 2013). Дата обращения 9 декабря 2013.
- . «Совершенно секретно» No.1/296 (24 Декабря 2013). Дата обращения 4 марта 2014.
- . 1tv.ru (5 декабря 2013). Дата обращения 11 декабря 2013.
- ↑ Ксения Ларина. . The New Times Новое время (9 декабря 2013). Дата обращения 16 декабря 2013.
- . 1tv.ru (5 декабря 2013). Дата обращения 18 ноября 2013.
- ↑ Сергей Ефимов. . Комсомольская правда (5 декабря 2013). Дата обращения 5 декабря 2013.
- . Коммерсантъ (3 декабря 2013). Дата обращения 7 декабря 2013.
- ↑ . Антенна – Телесемь (5 декабря 2013). Дата обращения 7 декабря 2013.
- Юрий Богомолов. . РИА Новости (6 декабря 2013). Дата обращения 7 декабря 2013.
- (недоступная ссылка). piter.tv (5 декабря 2013). Дата обращения 7 декабря 2013.
- Ирина Петровская. . Новая газета (6 декабря 2013). Дата обращения 7 декабря 2013.
- . Эхо Москвы (7 декабря 2013). Дата обращения 14 декабря 2013.
- . Газета.Ru (11 декабря 2013). Дата обращения 11 декабря 2013.
- . tverigrad.ru (5 декабря 2013). Дата обращения 8 декабря 2013.
- . Комсомольская правда (9 декабря 2013). Дата обращения 18 ноября 2013.
- . РИА Новости (5 декабря 2013). Дата обращения 2013-21-08.
- . 1tv.ru (5 декабря 2013). Дата обращения 8 декабря 2013.
- . Комсомольская правда (7 декабря 2013). Дата обращения 9 декабря 2013.
- . gazeta.ru (29 ноября 2013). Дата обращения 9 декабря 2013.
- . youtube.com. Дата обращения 9 декабря 2013.
- . youtube.com. Дата обращения 9 декабря 2013.
- . youtube.com. Дата обращения 9 декабря 2013.
- . youtube.com. Дата обращения 9 декабря 2013.
- (недоступная ссылка). rusproducers.ru. Дата обращения 26 апреля 2014.
- . Коммерсантъ (30.06.2014). Дата обращения 3 июля 2014.
- (17 декабря 2015). Дата обращения 24 декабря 2015.
Достоверности – в мелочах
Двенадцать серий сериала были показаны по Первому каналу со 2 по 13 декабря 2013 года. В апреле 2014 года был произведен релиз на DVD и Blu-Ray. Отзывы о фильме “Оттепель” Тодоровского еще предстояло узнать, но большее значение имели оценки критиков. Для того чтобы они оказались теплыми, в задачи создателей входило максимальное воспроизведение всех деталей. Реквизиторы скупали антикварные вещички, которых уже не найдешь в современных магазинах, а костюмеры шили сотни костюмов. Все они соответствовали духу 60-х, но Тодоровский хотел уйти от доскональной достоверности, считая, что сперва должно быть красиво. Две основные героини – Инга и Марьяна – удостоились наибольшего числа вещей для своего гардероба. Актриса фильма “Оттепель” Анна Чиповская признавалась, что сменила более двадцати пяти нарядов. Платья предусматривали и прочие атрибуты – чулочки, пояса, корсеты, нижнее белье. Такая каждодневная экипировка создавала требуемый силуэт. Потому актриса обладала стройной фигурой и с радостью надевала “раритет”, даже когда откровенные сцены этого не предусматривали.
Подобная работа костюмеров рождала заслуженную похвалу зрителей, полюбивших фильм “Оттепель”. Отзывы не раз повторяли, что незначительные детали помогают переноситься в советскую эпоху, как, например, музыка Константина Меладзе (работавшего с Тодоровским над “Стилягами”) и большинство исполненных актерами песен. Или автомобиль Виктора Хрусталева, красный “Москвич”, идею которого, кстати, Тодоровский взял из своего реального детства. Своеобразной “фишкой” стали стихи, звучащие в конце каждой серии. А до запуска сериала в эфир Первый канал показал ролики, где актеры читают стихи Геннадия Шпаликова и Беллы Ахмадулиной.
Пьянству – бой! Но главное – в другом
После выхода первых серий, социальные сети запестрели возмущенными постами о переизбытке некоторых показанных вещей, например, секса, курения и алкоголя. Не понимая зрительского негодования, создатели лаконично отвечали, что подобные вещи были и в шестидесятых годах. Подобные 60-е, как и своя правда о них, есть у каждого. К Первому каналу выдвинули соответствующее обвинение в нарушении федерального закона, а Владимир Жириновский предложил вовсе убрать проект из эфира. Как бы то ни было, фильм “Оттепель” (фото тому подтверждение) представляет собой историю о людях, желающих быть счастливыми и красивыми. По мнению зрителей, за пеленой табачного дыма более важным оказалось рассмотреть главное – разносторонние человеческие отношения, о которых многие забывают при оценивании фильма.
Павел Деревянко (Геннадий Будник)
Геннадий Будник – актер, назначенный руководителями киностудии на главную мужскую роль в фильме Хрусталева и Мячина. Во время съемочного процесса у актера происходит нервный срыв. Будник уговаривает режиссера заменить главного героя картины, так как он не справляется с ролью. Позже актер меняет свое решение и просит у Мячина копию сценария, чтобы глубже проникнуть в суть фильма.
Съемки в сериале, по признанию актера, доставили Павлу Деревянко удовольствие. В процессе принимали участия друзья артиста, поэтому работа проходила легко. Павел часто приносил на площадку интересные фильмы, которые вместе с другими актёрами разбирал на кадры и брал на вооружение интересные творческие трюки.
Фильм «Оттепель» 2013 — смотреть онлайн, рецензия на фильм
Смотрю Оттепель, впервые. Много всяких впечатлений, иногда противоречивых
Ну, что совершенно определенно: если почти весь актерский ансамбль – так себе, но есть хоть один талантливый актер — все внимание, конечно же, будет на нем
Не молодой, не красивый, не умный, или весь такой положительный, а именно талантливый. Так и тут: есть Михаил Ефремов. Вроде не главная, но серьезная, даже трагическая роль посредственного режиссера, свою серость осознающего. Так он эту личностную драму возвел почти до крайности — до комедии. Вот в том и талант — в диапазоне, который у Ефремова аналогичен замкнутому кругу.
Фильм о нас
Сложно вообразить “Оттепель” отдельным фильмом или сериалом. Это нечто большее. Целая история, пересказ автора и главного свидетеля Валерия Тодоровского, который выходит на диалог со зрителем. Каждый из них получил новую возможность вернуться в прошлое. А если это затруднительно, то хотя бы поверить и прочувствовать, глядя с экрана телевизоров.
Все персонажи индивидуальны, без деления на хороших и плохих. При своей простоте они кажутся сложными, но перед тем как приступить к обсуждению, стоит провести параллели с собой, ведь отчасти “Оттепель” – это зеркало, дающее возможность увидеть себя.
В ролях
|
|
В эпизодах
Список (по алфавиту)
|
|
Музыкальное сопровождение
Специально для телесериала «Оттепель» музыку и песни написал композитор Константин Меладзе.
Во время работы над музыкой к фильму он постарался войти в роль кинокомпозитора конца 1950-х — начала 1960-х годов. Для этого он прослушал очень много советской музыки тех времён, которая во времена «оттепели» была на редкость «фирменной». Но в большей степени, по его словам, он ориентировался на творчество итальянского композитора Нино Рота. Примерно такая музыка звучала тогда в итальянских и советских фильмах. Советская эстрадная музыка, считает Меладзе, вообще была ближе всего к западной именно в 1960-е годы. Тогда были невероятно стильные и раскованные артисты, такие как певица Лариса Мондрус и другие кумиры тех лет. Позже, когда период «оттепели» закончился, за музыкой стали следить, стали держать её под контролем.
В фильме «Оттепель» звучит много инструментальной музыки, для записи которой Константину пришлось искать аутентичные синтезаторы, электроорганы, барабаны, которых очень много в аранжировках. Во время студийного сведения звук был слегка «испорчен», чтобы он не был таким лощёным, как сейчас, и приобрёл «ламповое» звучание. Кроме того, в саундтреке использованы гитарные импровизации Тодоровского-старшего.
Помимо инструментальной музыки, Константин Меладзе написал две песни к фильму. Сначала композитор пробовал записывать их с известными профессиональными вокалистами, как и в фильме «Стиляги». Но пение современных исполнителей, по мнению Меладзе, не ложилось в кино Валерия Тодоровского. В его фильмах нужно петь актёрски: не голосом, а душой. Так что здесь, как и в «Стилягах», поют в основном те, кто играет роли:
- «Оттепель» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняет актриса Паулина Андреева.
- «Нет для любви преград» (музыка и слова Константина Меладзе) — исполняют актёры Виктория Исакова (солирует), Анна Чиповская, Таша Круз, Марина Литвинова, Рубен Толмачёв, Константин Меладзе.
Также в сериале звучат песни конца 1950-х — начала 1960-х годов:
- «Эй, рулатэ», в исполнении Гелены Великановой
- «Давай никогда не ссориться», в исполнении Тамары Миансаровой
- «Мой милый», в исполнении Нины Дорда
- «Не встретимся», в исполнении Нины Дорда
- «Троллейбус», в исполнении Ирины Бржевской
- «She She Little Sheila», в исполнении «Gene Vincent & His Blue Cap»
- «My Baby Don’t Low», в исполнении «Gene Vincent & His Blue Cap»
Виктория Исакова (Инга Хрусталева)
Виктория Исакова | Сплетник
Инга — актриса, которая давно не принимала участия в съемочном процессе. Внезапно артистку утверждают на роль в новом фильме Мячина. Ингу не смущает совместная работа со сбежавшим мужем. Бывшая жена становится свидетелем конфликта между Хрусталевым и следователем. Женщина всеми силами пытается помочь кинооператору. Такая самоотверженность подогревает остывшие чувства супругов.
После выхода на экраны «Оттепели» кинокритики отметили драматический талант Виктории Исаковой. За участие в сериале актриса награждена «ТЭФИ» и «Золотым орлом». В свежем интервью актриса объявила, что сюжетная линия Инги продлена на второй сезон «Оттепели».
В 2017 году вышел сериал «Демон революции», в котором Исакова сыграла Инессу Арманд.
Оттепель зрительской души
Сериал стал прекрасной возможностью насладиться игрой в “кино о кино”. Но не только получившая зрительское признание актерская игра отличает фильм “Оттепель”. Отзывы говорят о создании неповторимого антуража, поражает масштабность развернувшихся съемок, улицы и дворики, советские троллейбусы и узнаваемые архитектурные памятники. Фильм насыщен звуковым сопровождением, что позволяет создать атмосферу легкости. Образы главных персонажей продуманы в мелочах, включая наряды и дамские прически. Особенно ощущается продуманность каждого персонажа и его сопричастность с остальными. Переданный дух той поры, а не реалистичное отражение советского времени, ощущение эпохи и визуальная красота – вот части фундамента, на котором построен сериал “Оттепель”. Отзывы о фильме называют его величайшим эпизодом современной истории.
История создания
Идея снять сериал появилась у Валерия Тодоровского, когда он познакомился с Мэттью Вайнером, создателем культового американского сериала «Безумцы» (англ. Mad Men) о буднях рекламного агентства в 60-е годы XX века. На вопрос: откуда взялся его сериал, Мэттью Вайнер ответил, что его папа был рекламщиком, он вырос в этой среде. Валерий Тодоровский вырос в среде кинематографистов, и он решил снять сериал, основываясь на жизни отца (оператора и режиссёра Петра Ефимовича Тодоровского) и людей, окружавших его. «Я не снимал двенадцать серий про политическое явление. Мне было интересно снимать про людей, про их ощущения», отмечает режиссёр. Но в картине нет конкретных людей, режиссёр пользовался некими архетипическими, мифологическими в кинематографическом мире характерами и смешивал их так, чтобы можно было только угадывать какие-то черты определённых личностей. По словам Тодоровского, в образе директора киностудии есть черты директора «Мосфильма» Сизова (в прошлом — генерала МВД), замминистра кинематографии Павлёнка (в прошлом — белорусского партизана) и режиссёра Пырьева, в образе кинооператора Хрусталёва есть черты операторов Рерберга, Княжинского, Юсова и Лебешева, в образе режиссёра-стажёра Мячина — много от молодого Эльдара Рязанова времён «Карнавальной ночи». Прообразом персонажа «Петя из Одессы», к которому в финале уезжает Хрусталёв, послужил Пётр Тодоровский.
Валерий Тодоровский уже обращался в своём творчестве к времени 60-х — в 1993 году по его сценарию была снята картина «Над тёмной водой» режиссёра Дмитрия Месхиева. В титрах стояло посвящение «поколению наших отцов», но представители шестидесятников оскорбились, увидев в фильме издёвку и насмешку над их молодостью. Сюжет и герои балансировали между «Заставой Ильича» и «Июльским дождём». Спустя двадцать лет Тодоровский вновь вернулся к этой эпохе — эпохе юности своих родителей. Журналист Ксения Ларина отмечает, что его сегодняшний взгляд на время и на людей в нём — совсем иной, без стёба, без желания высмеять и призвать к ответу, без предъявления счёта, без попытки обвинения.
Валерий Тодоровский впервые выступил в качестве режиссёра-постановщика телесериала (до этого он только продюсировал телевизионные сериалы и снимал полнометражные художественные фильмы).
Сценарий писался полтора года, а сняли все 12 серий всего за три месяца. Натурные съёмки проходили в Минске. Там проще делать фильмы, действие которых разворачивается в советские годы, меньше рекламы и прочих примет времени. Чтобы точнее передать ощущения 1960-х, художником-постановщиком и художником по костюмам была проделана большая работа.
Женские, самые сильные образы
Сериал с равным успехом может похвастаться наличием женских персонажей. Отзывы о фильме “Оттепель” Тодоровского в основном положительные в отношении игры актрис. Так, Анна Чиповская сумела передать превращение наивной девочки в настоящую стерву, что особенно заметно на фоне всегда бесподобной Виктории Исаковой. Кинооператор Люся Полынина в исполнении Яны Сексте контрастно выделяется своими комплексами, отличаясь при этом удивительной силой прощения, а Светлане Колпаковой досталась роль Нади – воспитанной простой женщины, которая свято верит в идеалы. Среди других можно отметить также дочь Хрусталевых Асю, которой в силу своего подросткового возраста еще предстоит “испортиться”.
Александр Яценко (Егор Мячин)
Александр Яценко | «Рускино»
Начинающий режиссер попадает на съемки нового кино по протекции Хрусталева. Руководители киностудии не уверены, что могут доверить процесс неопытному человеку, поэтому ответственность давит на Мячина. Егор неравнодушен к начинающей актрисе и приглашает девушку на главную роль. Перфекционизм и неуверенность в себе заставляют героя покинуть пост помощника режиссера.
В интервью Александр Яценко говорил, что его герой чем-то схож с Валерием Тодоровским — оба перфекционисты, идущие к своей цели. Актер проходил пробы 2 месяца и уже отчаялся получить роль, когда узнал, что утвержден. Последней яркой работой Яценко стал фильм «Аритмия» режиссера Борис Хлебникова. Главная роль в картине принесла Александру статуэтку «Минотавра».