Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Кристофер нолан

Параллельный монтаж

С темой времени тесно связан любимый монтажный прием Нолана — параллельный монтаж. Режиссер виртуозно работает с этой старейшей кинематографической техникой. Она предполагает одновременное развитие на экране нескольких сюжетных линий. Как правило, к подобному решению режиссер прибегает в кульминационные моменты, подчеркивая взаимосвязь событий и взаимоусиливая эмоциональное звучание сцен. Яркими примерами могут служить кульминационные эпизоды «Престижа», «Интерстеллара» и «Начала».
 

https://youtube.com/watch?v=E16rMEqhf80

«Помни» и «Дюнкерк», по сути, целиком решены в сложных формах параллельного монтажа. В «Помни» двадцать два эпизода не просто чередуются, но и развиваются в разных направлениях: от начала к концу и от конца к началу. В «Дюнкерке» перемежаются три сюжетные линии, причем события каждой имеют свой хронометраж: неделю, день и час.

Престиж (2006)

https://youtube.com/watch?v=CPuxlM5VCuI%3F

События фильма происходят в Лондоне, в конце 19 века. Два талантливых иллюзиониста Роберт Энджер и Альфред Борден работали у известного фокусника и слыли настоящими друзьями.

Однако дружба быстро превратилась в соперничество после того как во время неудачного трюка погибает любимая супруга Энджера. Он обвиняет во всем Бордена и пытается ему отомстить, испортив его репутацию.

В ответ и Альфред стремиться навредить бывшему другу. Герои плетут против друг друга интриги и делают мелкие пакости, однако вскоре ради мести они готовы пойти не только на предательство, но даже на убийство.

Интересные факты о фильме:

  • Автор романа Кристофер Прист настоял на том, чтобы именно Нолан стал режиссером картины, отдав ему преимущество перед создателем оскароносной «Красоты по-американски» Сэмом Мендесом. В итоге во время написания сценария режиссер и его брат Джонатан существенно изменил историю и подал ее не в хронологическом порядке, а в виде флэшбеков.
  • Во время подготовки съемочного процесса Кристофер Нолан хотел видеть в одной из главных ролей Джуда Лоу.
  • Милтона, фокусника, у которого изначально работали Борден и Энджер, сыграл Рикки Джей, являющийся настоящим иллюзионистом.

«Престиж» и «Темный рыцарь»

Фильмы Кристофера Нолана публика ждет, как Рождество: любая картина талантливого режиссера получается выдающейся и срывает овации. В 2006 году на большие экраны по всему миру выходит новое творение маэстро под названием «Престиж». Как и предыдущие, этот шедевр не оставил никого равнодушным. Однако публика с нетерпением ждала выхода в свет продолжения истории про человека-летучую мышь.

И в 2008 году очереди в кинотеатры на картину под названием «Темный рыцарь» побили все немыслимые рекорды. Критики рукоплескали, публика задыхалась от восторга, Кристофер Нолан пожинал лавры. И лишь единственным человеком, который не дожил до триумфа картины, был Хит Леджер. Актер трагически погиб на пике своей карьеры еще до выхода ленты в прокат.

Фильм побил все рекорды и по количеству наград: восемь номинаций на премию «Оскар» были тому доказательством. Отрицательный персонаж Джокер в исполнении покинувшего этот свет Хита Леджера был признан критиками как один из лучших героев за всю историю кинематографа.

«Преследование» (1999)

Герой дебютного фильма Кристофера Нолана — молодой писатель, который не знает, о чем писать, и, чтобы прогнать из своей жизни пустоту, принимается следить за людьми на улице. Один из них, по имени Кобб (как у персонажа ДиКаприо в «Начале»), овладевает его воображением так сильно, что герой начинает ему подражать. Теперь, спустя двадцать лет, первая история Нолана кажется чуть ли не автобиографической. Ведь Нолан в каком-то смысле собрание всех клише, из которых складываются истории успеха. Режиссер-самоучка, постигавший ремесло по чужим фильмам. Дальтоник, задавший своим историям определенный цветовой и эмоциональный диапазон. Левша, который все делает не так, как другие. Фанат пленки, который впоследствии окажется самым упрямым из динозавров — и продолжит оставаться коммерческим автором, пока другие (Спилберг, Земекис) будут ломать голову, как адаптироваться в новом мире. В «Преследовании» Нолан — не только сам себе режиссер, но и оператор и продюсер. А съемки растягивается на год, потому что абсолютно у всех участников, кроме Нолана, есть постоянная офисная работа. Но поражает скорость, с которой дебютант превращается из неуверенного подражателя в спокойного хранителя традиций. Объект преследования в «Преследовании» — не нуар; чужого Нолану, как выяснится, не надо. Упрямый новичок пытается ухватить саму суть кино как искусства гипноза. И даже без скидок, которые обычно полагаются дебютантам, ему это удается.

Трилогия про Бэтмена

Бэтмен: Начало (2005)

https://youtube.com/watch?v=b_hnqrNVVt0%3F

Юный Брюс Уэйн после убийства своих родителей становится наследником многомиллионного состояния. Виновный получает тюремный срок, но спустя 14 лет его отпускают досрочно, так как он соглашается пойти на сделку, дав показания против главы мафии.

Считая это несправедливым, Брюс Уэйн пытается найти способы восстановить правосудие и начинает изучать боевые искусства. Став сильным бойцом и вернувшись в родной город, Уэйн принимает решение бросить вызов преступности.

Чтобы дать людям надежду на победу над мафией, он создает супергероя, который предстает перед жителями Готэма в обличье Человека-летучей мыши.

Интересные факты о фильме:

  • На роль Бэтмена рассматривались такие именитые актеры как Эштон Кутчер, Дэвид Духовны, Дэвид Бореаназ и Гай Пирс, после рассмотрение кандидатур на кастинг помимо Кристиана Бэйла также были приглашены Киллиан Мёрфи, Генри Кавилл и  Джейк Джилленхол.
  • Дэвид Финчер, режиссер фильмов «Семь» и «Бойцовский клуб» отказался от того, чтобы сесть в режиссерское кресло, так как не верил, что в истории про Бэтмена можно сказать что-то новое и опасался провала фильма.
  • Переговоры велись с режиссерами Клинтом Иствудом и Вольфгангом Петерсеном, но впоследствии «перезагрузку» Бэтмена доверили снять молодому режиссеру Кристоферу Нолану,

Тёмный рыцарь (2008)

https://youtube.com/watch?v=fmBt4PXWzpM%3F

Криминалу объявлена война и на этот раз перевес в сторону Бэтмена. В то время, пока супергерой борется с преступниками на улицах, меряясь с ними силой, новоназначенный прокурор Харви Дент и лейтенант Джим Гордон наказывают их с помощью закона.

Неожиданно к мафии присоединяется безумный гений Джокер, который уверяет ее лидеров, что как только удастся убить Бэтмена, они снова смогут завладеть городом и установить в нем свои порядки. На этот раз Брюсу Уэйну есть что терять, ведь опасность угрожает его возлюбленной Рэйчел Доуз.

Интересные факты о фильме:

  • Кристофер Нолан хотел, чтобы в роли Харви Дента выступил Мэтт Дэймон, но он отказался, также рассматривались такие кандидатуры как Райан Филипп и Хью Джекман.
  • На роль Джокера режиссер утвердил Хита Леджера, потому что знал, главной чертой характера актера является бесстрашие, что было характерно и для самого злодея.
  • Хит Леджер, который впоследствии получил за роль Джокера, премию Оскар посмертно, чтобы подготовиться к съемкам фильма, прожил в отеле целый месяц, ни с кем не общаясь.
  • Рейчел Доуз могли сыграть Рейчел МакАдамс или Эмили Блант, но утвердили на роль Мэгги Джилленхол.

Тёмный рыцарь: Возрождение легенды (2012)

https://youtube.com/watch?v=YB1V2n2XB7w%3F

После того как Бэтмен признал вину за убийство Харви Дента, Брюсу Уэйну пришлось на время забыть о костюме Человека -Летучей мыши.

На время в городе становится спокойно, но вскоре появляется новый злодей – человек в маске по имени Бэйн, который устраивает в городе несколько масштабных взрывов.

Злодей знает, кто скрывается за личиной супергероя, но сам Бэтмен, сражаясь с террористом, не догадывается, что Бэйн лишь подставное лицо и ему придется вступить в схватку с куда более опасным человеком. Неожиданно союзником Брюса в борьбе с преступностью, становится воровка Женщина-кошка.

Интересные факты о фильме:

  • Чтобы получить роль злодейки Энн Хэтэуэй пришлось превзойти на пробах Джессику Билл, Кейт Мару и Киру Найтли. Подготовка к роли у актрисы заняла немало времени, Энн усиленно занималась танцами и разучивала различные трюки.
  • К роли Миранды Тейт Марион Котийяр приступила спустя два месяца после рождения сына Марселя. Режиссер, которому очень понравилась игра актрисы, специально подстраивал график работы под ее беременность и роды.
  • Тому Харди, чтобы подготовиться к роли Бэйна и выглядеть на экране внушительно, пришлось набрать 20 кг веса и ежедневно заниматься боевыми искусствами. Он согласился на роль, даже не читая сценарий.

Список фильмов про Бэтмена все части по порядку

«Помни» (2000)

Alamy/Legion Media

Человек, который в состоянии помнить лишь последние пятнадцать минут своей жизни, пытается отомстить за смерть жены. «Мементо» («Помни» в нашем прокате) — первый американский фильм Нолана с шестизначным бюджетом, звездами (Гаем Пирсом из «Секретов Лос-Анджелеса» и Кэрри-Энн Мосс из «Матрицы») и промокампанией, начавшейся в Венеции-2000 и завершившейся на «Оскаре-2001». И в то же время — абсолютно свободное авторское высказывание и декларация метода, которому Нолан будет предан еще как минимум двадцать лет. И дело не только в нелинейном повествовании. И не только в переходах от внешней к внутренней фокализации истории (мы то видим мир глазами героя, то видим героя глазами других персонажей, но никогда не обладаем всей полнотой информации, как в традиционных сюжетах). И не в загадках и отсылках, которые тешат самолюбие зрителей — таких же киноведов-самоучек, как и сам Нолан.

Дело в другом: любовь (и ее производная — ярость мести за утрату любви), отсутствующая в «Преследовании», но играющая важную роль во всех следующих фильмах Нолана, здесь впервые становится такой же единицей измерения, как и расстояние и время. Герой забывает все — но только не смерть своей жены. Второстепенная героиня, которой потерявший память муж каждый день ставит уколы инсулина, переводит стрелки часов, чтобы ценой своей жизни проверить силу чувств супруга. В следующих фильмах Нолан сосредоточится на других проявлениях любви: ребенка к родителям («Бэтмен»), творца к искусству («Престиж»), отца к детям («Интерстеллар»), гражданина к стране «(Дюнкерк»), матери к сыну («Довод»). Но в каждой его работе чувства неизменно будут подчинять себе ход времени, силу стихий и полет планет.

И в то же время в фильме есть проблема, которая еще не раз даст о себе знать в творчестве Нолана. Разрезая сюжет на кусочки и перемешивая их, режиссер делает то же самое и с эмоциями зрителя. Накал страстей не нарастает, переживания не усиливаются, а каскад финалов нам приходится скорее анализировать, чем чувствовать. Но все встает на свои места при втором просмотре. Кстати, именно после «Мементо» у Нолана появляется репутация коммерческого режиссера, на фильмы которого, несмотря на их сложность, зрители готовы ходить дважды. Тем забавнее, что сама картина долго не могла найти прокатчика в Америке. Несмотря на успешные показы в Венеции, Торонто и на «Сандэнсе», дистрибьюторы из США боялись «Мементо». Среди тех, кто от него отказался, был и Харви Вайнштейн. Но ситуацию спас Стивен Содерберг, который никак не был связан с проектом Нолана — но, став его фанатом, буквально призывал прокатчиков купить фильм. С тех пор Нолан остается, возможно, единственным режиссером-сценаристом, который всегда приносит студиям деньги — и поэтому ему разрешают все снимать, что он захочет.

Нелинейное повествование и работа с цветом

Ещё один излюбленный приём Нолана — нелинейность повествования. События происходят не одно за другим, как в большинстве сюжетов, а параллельно, в обратную сторону или в разных временных плоскостях, то есть как угодно, но только не по порядку. Эту манеру съёмки он использовал ещё в самой первой своей работе «Преследование» и в дальнейшем только развивал и усложнял.

«Помни»

  • Детектив, триллер.
  • США, 2000 год.
  • Длительность: 113 минут.
  • IMDb: 8,5.

Главный герой фильма (Гай Пирс) ищет человека, который изнасиловал и убил его жену. Но основная его проблема заключается в том, что после травмы он не может держать в памяти события дольше нескольких минут.

Смотреть в iTunes →Смотреть в Google Play →

В других картинах режиссёр может использовать и более сложные структуры. В «Помни» сюжет идёт параллельно в двух направлениях: некоторые события показаны ровно так, как они происходят, а другие развиваются от конца к началу, делая главной загадкой не традиционное «чем всё закончится», а «с чего всё началось».

«Начало»

  • Научная фантастика, детектив, триллер.
  • США, Великобритания, 2010 год.
  • Длительность: 148 минут.
  • IMDb: 8,8.

Фантастический фильм о талантливом воре (Леонардо Ди Каприо), который крадёт идеи из подсознания во время сна. Но ему предстоит совершить своё лучшее преступление по ровно противоположному принципу — внедрить идею во сне.

Смотреть в iTunes →Смотреть в Google Play →

В «Начале» Нолан использует другие приёмы — картинку внутри картинки и замедление времени. Главные герои создают многослойные сны, и в каждом следующем слое время идёт медленнее, чем в предыдущем. За то время, пока на первом уровне сна машина падает с моста, в более глубоких успевают произойти существенные события. Но регулярно в кадре показываются события всех слоёв сна, происходящие одновременно с разным темпом.

В обоих случаях Кристофер Нолан разделяет различные этапы, выделяя их цветом, и это становится ещё одним фирменным знаком режиссёра. В «Помни» прямая хронология показана в чёрно-белых тонах, а обратная — в цвете. А в «Начале» каждый уровень сна выполнен в своей цветовой гамме: на первом всё показано в холодных синих цветах, во втором — в жёлтых, а далее всё уже покрыто снегом и используется в основном белый цвет. На последнем же этапе все эти цвета смешиваются в фантасмагоричную гамму самого глубокого уровня сна под названием Лимб.

Кристофер Нолан сейчас

Нолан и сейчас продолжает работать над новыми проектами. В мае 2019 года он приступил к съемкам научно-фантастического боевика «Довод». На главные роли режиссер пригласил Роберта Паттинсона, Джона Вашингтона, Элизабет Дебики и других. Сыграл в картине и российский актер Юрий Колокольников, ему достался образ подручного олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана) – брутального Волкова.

Сюжет разворачивается вокруг секретного агента – чтобы предотвратить новую войну, ему приходится управлять временем. В качестве локаций выбрали 7 стран, в их числе Норвегия, США, Италия и Индия. Фильм начинается с момента, когда террористы захватывают театр в Киеве, но теракт предотвращает агент ЦРУ, который вместе с русскими наемниками участвовал в операции по спасению груза.

Трейлер фильма Кристофера Нолана «Довод»

Из-за начавшейся в 2020 году пандемии коронавируса премьеру киноленты откладывали трижды. Ранее вышел трейлер, и долгое время поклонники боевиков находились в ожидании выхода картины. Второй ролик особенно приглянулся фанатам Нолана, когда они узнали, что ради минутного сюжета Кристофер приобрел и разбил самолет. Это был настоящий «Боинг», который вывели из эксплуатации. Сделать это кинорежиссер решил после подсчетов бюджета на разработку соответствующей миниатюры. Приобретение было спонтанным, он нашел место со списанной авиатехникой и купил самолет.

В международный прокат картина попала лишь в конце лета, сборы по миру составили порядка $207 млн, что значительно увеличило финансовое состояние Нолана.

Хотя большинство зрителей критиковали запутанный сюжет, в целом фильм получил положительные оценки. Особенно всем понравился профессиональный монтаж, режиссура, костюмы и отличная актерская игра главных героев.

Первое творение

Желание полностью отдаться страсти режиссуры сподвигнуло Нолана на создание собственной кинокомпании Sincopy Films. Руководить проектом стала его жена — миссис Эмма Кристофер Нолан. Фильмография режиссера началась с короткометражного кино под названием «Преследование». Эта лента сделала режиссера довольно знаменитым в Европе. Съемки картины длились около года, причиной чему послужило отсутствие достаточного количества свободного времени (ведь и актеры, и сам Кристофер с женой работали в других местах) и денег.

Примечательно, что бюджет снятого фильма не превысил отметку в шесть тысяч долларов. Однако в прокате картина собрала порядка 50 тысяч. Как признается сам Кристофер Нолан, он был очень рад, что команде удалось снять, смонтировать и выпустить фильм без долгов. После выхода данной картины молодого человека заметили крупные продюсерские компании, которые и предложили ему начать съемки полнометражных лент.

Начало (2010)

https://youtube.com/watch?v=85Zz1CCXyDI%3F

Главный герой киноленты Кобб – вор, который крадет чужие секреты, пока его жертва спит. С помощью своей команды мужчина создал идеальный мир сновидений.

Как только Коббу удается ввести человека в сон, он проникает в его сознание и получает необходимую информацию. Последний заказ героя – не выкрасть идею, а внедрить ее и жертвой становится наследник владельца огромной корпорации.

Кобб должен сделать так, чтобы после сна у мужчины появилась идея разрушить компанию, которая досталась ему в наследство. Запутавшись в снах и потеряв в одном из них свою супругу, герой пытается найти способ вернуться домой.

Интересные факты о фильме:

  • Первым, кто сразу же дал согласие на участие в проекте Кристофера Нолана, стал Леонардо ди Каприо. Он был единственным актером, которого Нолан рассматривал на роль Кобба.
  • Кейт Уинслет также могла присоединиться к съемочной группе, сыграв Мол, покойную супругу главного героя, которая является ему в снах.
  • Работа над сценарием заняла у Кристофера 10 лет, так как режиссер искал способы сделать его более глубинным и философским, а не представлять его исключительно как очередной красивый фильм-ограбление.

В процессе

В 2014 году планируется выход еще двух фильмов Кристофера. Премьера первой картины под названием «Превосходство» в США прошла 18 апреля. Опираясь на мнение кинокритиков, лента получилась несколько неудачной. Будем ждать мировой премьеры: что скажет общественность.

На ноябрь 2014 года запланирован выход ленты под названием «Инстеллар». Главную роль в картине исполняет Мэттью Макконехи, сорвавший овации за своего персонажа в оскороносном фильме «Далласский клуб покупателей». Посмотрим, удастся ли ему и Нолану сделать фильм таким же шедевральным, как предыдущие творения режиссера. В более далеком будущем запланирован выход еще одной картины — «Бэтмен против Супермена». По предварительным оценкам, это творение Нолана ожидает грандиозный успех. Однако не будем заглядывать так далеко, а дождемся 2016 года, на который и назначена премьера всеми ожидаемого фильма.

«Престиж» (2006)

Everett Collection/Legion Media

А вот и кино о фокусниках — и, кстати, пятый по счету фильм Кристофера Нолана в топ-50 на сайте iMDB. Но как он там оказался — не совсем понятно: для истории про магический наив это кино чересчур технично и педантично.

Возможно, Ноланов вновь подводит работа с чужим материалом — братья писали сценарий на основе романа Кристофера Приста. Возможно, дело в соседстве фильма с харизматичным «Иллюзионистом», вышедшим в том же 2006 году и смешавшим «Престижу» карты. Или же в том, что конфликт двух одинаково интересных (и в целом положительных) героев — не конек Нолана, персонажи которого обычно сражаются либо с памятью, либо со снами, либо со стихией, либо с самими собой. Кристофер Нолан — не Майкл Манн, чтобы снимать кино про спарринги угрюмых мужчин. Его в любой схватке интересуют правила, но настоящим героям по ним играть скучно. Вот и получается, что в соперничестве добросовестных фокусников, сыгранных Хью Джекманом и Кристианом Бейлом, не на кого делать ставки. Единственная отрада — то, что героями вновь движет любовь и желание творить, чтобы если не воскресить, то хотя бы отомстить (и освободиться от боли).

Биография

Детство и юность

Родился в Лондоне 30 июля 1970 года вторым ребёнком в семье англичанина Бернарда Джеймса Нолана, занимавшегося рекламными проектами, и американской стюардессы Кристины Нолан (в девичестве Дженсен). Детство провёл в разъездах между США и Англией и, став совершеннолетним, получил двойное гражданство. Кристофер — дальтоник, он не различает зелёный и красный цвета. Кинематографом увлёкся после того, как в 7 лет посмотрел «Звёздные войны». Героями его первых работ, снимаемых на отцовскую супер-8-мм камеру, стали игрушечные солдатики.

Карьера

Никому еще не удавалось, начав свою карьеру с победы на фестивале альтернативного кино в Роттердаме, стать одним из самых кассовых режиссёров в мире, да еще и остаться для широких масс таинственным экспериментатором.

Антон Долин, Вести.Ru

Обучался в Университетском колледже Лондона, на факультете английской литературы, при этом снимая короткометражные фильмы. Одна из этих короткометражек, Larceny (на русский язык можно перевести как «Кража» или «Воровство»), в 1996 году продемонстрировалась на Кембриджском кинофестивале. В другом фильме, «Жук-скакун» 1997 года, снялся Джереми Теобальд, друг Нолана и будущий исполнитель главной роли в его дебютном полнометражном фильме «Преследование».

Для создания «Преследования» Нолан основывает во второй половине 1990-х продюсерскую компанию Syncopy Films, главной пружиной которой стала его жена, Эмма Томас

«Преследование» (1998) привлёк внимание не только любителей кино, но и представителей голливудских студий, включая Newmarket Films, которая в 2000 году выпустила вторую, также малобюджетную картину режиссёра, «Помни», в одночасье ставшую культовой. Третий фильм — «Бессонница» — закрепил успех.

Любимые фильмы Кристофера Нолана

«Стукач»
«12 разгневанных мужчин»
«Тонкая красная линия»
«Завещание доктора Мабузе»
«Нетерпение чувств»
«Счастливого Рождества, мистер Лоуренс»
«Ради всего человечества»
«Кояанискатси»
«Мистер Аркадин»
«Алчность»

в интервью Criterion Collection

В 2005 году с фильмом «Бэтмен: Начало» Нолан дебютирует как режиссёр крупнобюджетных блокбастеров. Этому предшествовали длительные (с 1997 года) поиски компанией Warner Bros. режиссёра для «перезагрузки» бренда. Среди возможных кандидатов были Дэвид Финчер, Клинт Иствуд, Даррен Аронофски и братья Вачовски, однако все они отказались, и в 2003 году Нолан и сценарист Дэвид Гойер предложили компании своё видение будущего фильма. Их концепция была одобрена, на съёмки и «раскрутку» были потрачены 130 и 100 миллионов долларов соответственно, что делало фильм одним из самых дорогих для того времени. Нолан и Гойер справились с поставленной задачей, и в результате получился один из самых удачных фильмов серии, собравший неплохую кассу и множество хвалебных отзывов.

Далее следуют «Престиж» (2006 год) и очередной фильм о защитнике Готэма, «Тёмный рыцарь» (2008 год), превзошедший первый фильм как по кассовым сборам, так и по оценкам критиков и простых зрителей. Успех «Тёмного рыцаря» позволил Нолану получить карт-бланш на производство своего «фильма мечты» — «Начало», идею которого он вынашивал почти 10 лет.

В 2010 году Нолану присуждена Премия «Британия» подразделения BAFTA в Лос-Анджелесе за художественное совершенство и мастерство постановщика на протяжении всей карьеры.

Семья

Женат на Эмме Томас, которая является продюсером всех его фильмов. Четверо детей (Оливер, Магнус, Рори и Флора).

Младший брат Джонатан Нолан (род. 1976) — писатель, сценарист и телевизионный продюсер, соавтор по пяти фильмам.

Известные британские актёры Джон Нолан и Ким Хартман — родные дядя и тётя Кристофера.

Бессонница (2002)

https://youtube.com/watch?v=04DSY6e6ob4%3F

Уилл Дормер и Хэп Экхарт, два напарника-детектива, прилетают на Аляску, чтобы расследовать убийство девушки.

Следователи полиции Аляски уверены, что жертву могут убить влюбленный в нее одноклассник, с которым она до этого поссорилась. Не соглашаясь с версией, Догмер уверен, что виновен в преступлении Уолтер Финч, замкнутый в себе социопат.

Следователь принимает решение устроить ловушку для убийцы. Обмануть преступника удается, но ошибочно в погоне за ним Уилл убивает своего напарника. Он хочет скрыть от начальства произошедшее и на это у него обнаруживаются неожиданные причины.

Интересные факты о фильме:

  • В фильме мог сыграть известный актер Харрисон Форд.
  • Джонатан Демме, режиссер культовой картины «Молчание ягнят» должен был снять «Бессоницу», но уступил режиссерское кресло Нолану.
  • Фамилии и имена следователей подобраны не просто так, «Дормер» значит «спящий», а Хэп – «удача». По иронии после убийства коллеги Дормер мучился от дикой бессонницы, а Хэп был убит по несчастливой случайности.

Примечания

  1. Строго говоря, латынь.
  2. Для него эта роль стала последней, которую он сыграл до конца…
  3. Один из них лишился пальцев, другой — стал хромым.
  4. В российском прокате название фильма из-за отсутствия информации о сюжете перевели как «Начало», однако в официальном дубляже самого́ фильма термин переведён именно как «внедрение».
  5. Дословно — Межзвёздный.
  6. Положительные, видимо, писались «по привычке», ибо Нолана ругать почему-то не принято.
  7. Написал рассказ, адаптированный уже самим Кристофером.
  8. Вдвоём перерабатывали оригинальную книгу.
  9. В первых двух частях совместно с Джеймсом Ньютоном Ховардом.
В эту статью следует добавить:
  • Краткое резюме о третьей части «Тёмного рыцаря» и о фильмах, где выступил продюсером.
  • Иллюстрации.

Первая часть трилогии о Бэтмене

После удачного проката «Бессонницы» на Кристофера Нолана обратили внимание агенты компании Warner Bros. Долгое время представители этой студии искали человека, который бы вновь смог возродить интерес зрителя к картине «Бэтмен»

Кристофера Нолана было решено утвердить в качестве главного режиссера на продолжение провального фильма. В сотрудничестве с Дэвидом С. Гойером англичанин стал усиленно думать над будущим проектом.

Результат порадовал не только Warner Bros, но и всю мировую общественность. Первая часть трилогии о Бэтмене «Бэтмен: Начало» вышла в свет в 2005 году и сразу же заслужила любовь критиков и зрителей. Наградой за успешные труды стали призы различных кинофестивалей и даже номинация на «Оскар». Примечательно, что, хоть данный фильм и не оказался суперприбыльным, первостепенная задача была выполнена: интерес зрителей к персонажу комиксов возродился.

Награды и номинации

«Преследование»:

  • Кинофестиваль в Динарде 1999 года: «Серебряный Хичкок» (победа).
  • Кинофестиваль в Динарде 1999 года: «Золотой Хичкок» (номинация).
  • Международный кинофестиваль в Ньюпорте 1999 года: Лучший режиссёр (победа).
  • Международный кинофестиваль в Ньюпорте 1999 года: Приз жюри за лучший фильм (номинация).
  • Роттердамский кинофестиваль 1999 года: Tiger Award (победа)
  • Кинофестиваль в Слэмданс 1999 года: Black & White Award (победа).
  • Кинофестиваль в Слэмданс 1999 года: Большой приз жюри (номинация).
  • Премия «Роберт» 2003 года: Лучший Американский фильм (номинация).

«Помни»:

  • Премия американского института киноискусства (AFI) 2002 года: Сценарист года (победа).
  • Оскар: Лучший оригинальный сценарий (вместе с Джонатаном Ноланом, номинация).
  • Премия «Выбор критиков» 2002 года: Лучший сценарий (победа).
  • Премия американской гильдии режиссёров 2002 года: Выдающиеся режиссёрские достижения в кинематографе (номинация).
  • Золотой глобус 2002 года: Лучший сценарий (номинация).
  • Независимый дух 2002 года: Лучший режиссёр (победа).
  • Независимый дух 2002 года: Лучший сценарий (победа).
  • MTV Movie Award: Лучший новый режиссёр (победа).
  • Премия «Satellite Award»: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия «Satellite Award»: Лучший оригинальный сценарий (номинация).
  • Сандэнс: Waldo Salt Screenwriting Award (вместе с Джонатаном Ноланом, победа).
  • Сандэнс: Grand Jury Prize — Dramatic (номинация).

«Бэтмен: Начало»:

  • Премия журнала Empire: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия «Сатурн»: Лучший сценарий (вместе с Д. Гойером, победа).
  • Премия «Сатурн»: Лучший режиссёр (номинация).

«Престиж»:

  • Премия журнала Empire 2007 года: Лучший режиссёр (победа).
  • ALFS Award 2007 года: лучший режиссёр года (номинация).
  • OFCS Award 2007 года: Лучший адаптированный сценарий (вместе с Джонатаном Ноланом, победа).

«Тёмный рыцарь»:

  • Премия «Hollywood Movie of the Year» 2008 года: Лучший режиссёр (победа).
  • Премия американского института киноискусства (AFI) 2009 года: Лучший фильм года (победа).
  • Премия «Выбор критиков» 2009 года: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия американской гильдии режиссёров 2009 год: Выдающиеся режиссёрские достижения в кинематографе (номинация).
  • Премия журнала Empire 2009 года: Лучший режиссёр (победа).
  • Премия американской гильдии продюсеров 2009 года: Кинопродюсер года (вместе с Чарльзем Ровеном и Эммой Томас, номинация).
  • Премия «Сатурн» 2009 года: Лучший сценарий (вместе с Джонатаном Ноланом, победа).
  • Премия «Сатурн»: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия американской гильдии сценаристов 2009 года: Лучшая адаптация сценария (вместе с Джонатаном Ноланом и Д. Гойером, номинация).
  • Премия «Роберт» 2009 года: Лучший Американский фильм (номинация).

«Начало»:

  • Оскар: Лучший оригинальный сценарий (номинация).
  • Оскар: Лучший фильм (номинация).
  • Премия Золотой глобус: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия Золотой глобус: Лучший сценарий (номинация).
  • Премия американского института киноискусства (AFI) 2011 года: Лучший фильм года (победа).
  • Премия «Hollywood Movie of the Year» 2010 года: Лучший режиссёр (победа).
  • Премия «Satellite Award» 2010 года: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия «Satellite Award» 2010 года: Лучший сценарий (номинация).
  • Премия «WAFCA Award» 2010 года: Лучший сценарий (победа).
  • Премия «Сатурн» 2011 года: Лучший режиссёр (победа).
  • Премия «Сатурн» 2011 года: Лучший сценарий (победа).
  • Премия «Роберт» 2011 года: Лучший Американский фильм (победа).

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды»:

  • Премия «Hollywood Movie of the Year» 2012 года: Лучший продюсер года (победа).
  • Премия американского института киноискусства (AFI) 2013 года: Лучший фильм года (победа).
  • Премия «Сатурн» 2013 года: Лучший режиссёр (номинация).
  • Премия «Золотой орёл» 2013 года: Лучший зарубежный фильм в российском прокате — «Каро-Премьер» (номинация).
  • Премия «Роберт» 2013 года: Лучший Американский фильм (номинация).

«Бэтмен: Начало» (2005)

Everett Collection/Legion Media

Вообще-то, «Бэтмен: Начало» — пример героического кризис-менеджмента. Потому что покойный Джоэл Шумахер и беспокойный Тим Бертон превратили франшизу в то еще шапито. Одутловатый Майкл Китон словно бы олицетворял безразличие Бертона к самому герою. А соски на костюме Джорджа Клуни давали исчерпывающее представление о серьезности Шумахера. И вдруг Бэтмен переродился — и оказался героем глубоким, как та пещера, в которой мы его впервые находим. «Бэтмен: Начало» — безупречное подростковое кино о превращении слабости в силу и преодолении страха. Мальчик, испугавшийся в опере летучих мышей на сцене, чувствует себя виновником смерти родителей; но именно маска летучей мыши в итоге становится символом его отваги и воли. Герой-сирота настолько одержим воспитанием своего духа и закалкой своего тела, что даже оружие мастерит сам. И тут уж до всех доходит, что Бэтмен — наш «Брат». Снятый почти одновременно со скучным «Суперменом» (2006) и перед смешным «Железным человеком» (2008), «Бэтмен» становится отправной точкой в летописи современных кинокомиксов. А Нолан уворачивается от соблазна стать для DCEU (DC Extended Universe) кем-то вроде Кевина Файги из MCU (Marvel Cinematic Universe) — и вовремя уступает железный трон Заку Снайдеру. Лишнее доказательство того, что мудрец умеет ценить время.

Драматургия: нелинейность и твисты

Кадр из фильма «Преследование» (1998)
Именно с драматургией связана самая характерная черта кинематографа Нолана. Его фильмы часто называют «интеллектуальными блокбастерами», потому что его сюжеты — это своего рода головоломки, требующие во время просмотра не столько сопереживать, сколько размышлять, решать задачи. Во-вторых, его истории нелинейны, то есть события на экране разворачиваются не в хронологическом порядке, а в том, который необходим для реализации авторского замысла.
Основное действие у Нолана всегда разбавляется флэшбеками, флэшфорвардами, воспоминаниями или снами. Например, уже в дебютном «Преследовании» повествование строится по принципу мозаики — из эпизодов, происходящих в разное время, постепенно складывается общая картина. Это помогает создать интригу и выявить неоднозначность героев.
Самый же сложный в плане драматургии фильм Нолана — «Помни». Одна история здесь раскрывается двумя чередующимися линиями — последовательной и реверсивной. Так автор хотел заставить зрителя ощутить себя на месте главного героя — больного сложной формой амнезии.Кадр из фильма «Помни» (2000)
Страсть к нелинейности определяет несколько других особенностей нолановской драматургии. Его картины, как правило, открываются эффектной сценой из середины или из конца повествования. Так режиссер создает напряжение, интригу, ощущение загадки и предвкушение увлекательной истории. Интересно, что открывающие кадры обычно повторяются потом, но в контексте они воспринимаются зрителем уже иначе.
Не менее загадочным, чем начало, часто бывает и конец. Нолан любит неожиданные финальные твисты, меняющие наш взгляд на всю историю, а также открытые финалы, оставляющие зрителя в неопределенности по поводу дальнейшей судьбы героев.
Еще одна драматургическая особенность — использование закадрового голоса рассказчика. Повествование или ведется от лица одного из героев, или периодически комментируется. Это придает истории субъективность, наполняет ее личной интонацией, задает определенную точку зрения на события и, как итог, сближает героя со зрителем.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации