Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Николай васильевич сергеев, актер: биография, личная жизнь, фильмография

Биографическая справка

Необходимо отметить, что Сергеев – актер-выходец из дворянской семьи. Изначально она жила в Курской губернии (с. Озерки), где будущий лицедей и родился в 1894 году, а спустя некоторое время родители перебрались в Москву. По приезду в большой и многолюдный город Николай стал учиться в гимназии. Именно в стенах вышеуказанного образовательного учреждения он начал принимать участие в спектаклях и театральных постановках.

После окончания гимназии молодой человек становится студентом физмата Московского университета. Параллельно с учебой Сергеев (актер) трудоустраивается в кооператив в качестве агента. Часть своего заработка он отдает родителям, чтобы поправить материальное положение семьи.

В разгар гражданской войны молодой человек бросает учебу и по собственному желанию пополняет ряды ВС. В армии он исполняет обязанности секретаря гарнизонного клуба и играет в спектаклях, организованных отделом народного образования.

Мастер эпизода

Стоит отметить, что большинство ролей, сыгранных им в кино, были исключительно эпизодическими. При этом многие образы так сильно запоминались зрителю, западали в душу, что актера узнавали на улице. Так что и ему пришлось узнать, что такое слава.

В 1985 году герой нашей статьи играет стрельца в сказке Юзовского «После дождика в четверг». Это история основана на либретто Александра Островского для так и не поставленной никем оперы. В главных ролях в этой картине снялись Татьяна Пельтцер и Олег Табаков.

В центре повествования оказалась история царя Авдея, у которого родился первенец. В тот же день ребенок появился на свет и у ключницы Варвары, а в капусте обнаружили новорожденного подкидыша.

Все трое получили имя Иван. Авдей приказал растить мальчиков вместе. Но ключница сделала по-своему, положив в царскую люльку своего сына, а двух других отправила на каторгу.

Через 20 лет Иваны решили выйти на свободу, чтобы победить Кащея Бессмертного и дать свободу прекрасной царевне Милолике.

Смерть

Именно Сергей Тульчак взял на себя заботу о друге во время болезни. Еще в декабре 2015 года актер, страдавший болезнью сердца, перенес двойную операцию: ему сделали шунтирование и удалили часть легкого, на котором образовалась опухоль.

Сергей Тульчак ухаживал за товарищем: навещал, готовил еду, ходил в аптеки и магазин. После хирургического вмешательства Николаев почувствовал себя лучше и вроде даже пошел на поправку, но в мае 2016 года у него случился приступ удушья.

Сергей Николаев в последние годы жизни

Актер сам вызвал скорую помощь, и его увезли в Боткинскую больницу, где он скончался 16 мая на 70-м году жизни. Накануне Сергей Сергеевич попрощался с другом, предчувствуя, что уходит. Попросил, чтобы «хоронили его без всяких помпезностей».

Он был верующим человеком. С 1995 года являлся членом Центрального совета Всероссийского общественно-политического движения «Духовное наследие», с 1996-го – членом Правления Православного народного движения.

Урна с прахом актера захоронена на Бабушкинском кладбище в Москве.

[править] Работа по записи танцев

Но главным в его творческой деятельности оказались не театральные постановки и режиссёрское руководство Петербургской императорской балетной труппой.

Он увлекся записью танца по системе своего педагога В. И. Степанова. В то время, когда техника киносъёмки была ещё весьма далека от совершенства, графическая запись танца оказалась единственно возможной для передачи знаний следующим поколениям. Н. Г. Сергеев старательно записывал специальными разработанными знаками балеты репертуара Мариинского театра, он даже сумел привлечь некоторых артистов из труппы, с 1903 года ему активно помогал артист и балетмейстер Александр Иванович Чекрыгин, и часть балетов они записали совместно (балеты «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Капризы бабочки», «Голубая георгина» и танцы в операх «Руслан и Людмила» и «Садко»).

Тем не менее далеко не все в театре восприняли работу по записи адекватно, видя в ней конец творческому полёту и самостоятельности решения воплощения образов. Споры о необходимости работы по записи танцев в театре были немалые, образовалось даже два лагеря.

В пылу споров о создателе системы — артисте В. И. Степанове уже не вспоминали, что вызвало справедливый отклик со стороны вдовы В. И. Степанова, балерины той же Петербургской императорской труппы Марии Александровны Эрлер. Обо всём этом поведала «Петроградская газета» (издатель С. Н. Худеков), 1915, 13 декабря, № 342, которой главный режиссер балетной труппы давал интервью по поводу системы записи танца:

Н. Г. Сергеев сам неоднократно доказывал важность своей работы по хореографической записи, возобновляя записанные им балеты. Среди таких его постановок в Петербурге:

  • 1908 — «Царь Кандавл», возобновление по хореографии Петипа
  • 1910 — «Капризы бабочки», возобновление по хореографии Петипа
  • 1914 — «Спящая красавица», возобновление по хореографии Петипа.

Фильмы

Получив первый опыт съемок еще в школе, Сергей хотел вновь ощутить волшебную атмосферу кино и в 22 года устроился разнорабочим на отечественную «фабрику грез» — киностудию имени Горького.

Ребята разгружали реквизит, таскали декорации, траншеи рыли, в общем, делали самую черную работу. Как это всегда бывает в преддверии успеха, в дело вмешался случай. Однажды один парень из бригады предложил поехать вожатым в пионерский лагерь от киностудии: якобы хотел сам, но обстоятельства изменились. Вызвался Сергей.

Сергей Николаев в фильме «Варвара-краса, длинная коса»

Разнообразить и наполнить культурным досугом детский отдых приехала команда знаменитого режиссера-сказочника Александра Артуровича Роу: кинематографисты привезли в лагерь сказку «Огонь, вода и медные трубы». Рослого и фактурного пионервожатого заметила бессменная помощница Роу Надежда Сорокоумова и представила режиссеру:

Роу тогда лишь одобрительно покивал. Но через полгода, когда запускал «Варвару-красу…», вспомнил:

Так Сергей Николаев получил первую и самую популярную в своей жизни роль царевича Андрея. Роль, что называется, выстрелила: критики наперебой хвалили работу непрофессионального актера и признали в нем явный комедийный талант. Как потом говорил Николаев, если бы эта работа не получилась, он не стал бы больше сниматься.

Сергей Николаев (справа) на съемках фильма «Варвара-краса, длинная коса»

Однако зритель принял и полюбил актера, и скоро Николаев вновь появился на экране в сказке «Самый сильный» в образе Ветродуя (1973).

К этому времени Николаев уже учился во ВГИКе, но поступил не на актерский, а на экономический факультет, пришел к такому решению, «насмотревшись на несчастные судьбы многих актеров, которые были популярными в свое время, но потом оставались за бортом».

Сергей Николаев в фильме «Самый сильный»

В 1975 году Николаев окончил вуз, а через 2 года возглавил актерский отдел киностудии имени Горького и пробыл в этой должности до 1996 года, под его началом работали свыше 130 артистов. Но и с обретением стабильной профессии Сергея Сергеевича тянуло в кино, да и оно его не отпускало.

Среди ярких образов, воплощенных Сергеем Николаевым на экране, есть пекарь из «Русалочки» (1976), стражник из хора Кощея в «Там, на неведомых дорожках» (1982), стрелец в «После дождичка в четверг» (1985), Павел-царевич в фильме-сказке «На златом крыльце сидели» (1986).

Сергей Николаев в фильме «Там, на неведомых дорожках…»

А чего стоят образы, созданные им в «Ералаше», куда его пригласил товарищ по «горьковской» рабочей бригаде Борис Грачевский. Серия под названием «Вот это внук!», где Сергей Николаев сыграл внука-переростка, зовущего на подмогу экранную бабушку Татьяну Пельтцер, вошла в «золотой фонд» детского киножурнала. А еще и взрослые, и дети обожают сюжет «Школа моей мечты», где Николаев сыграл учителя-физкультурника, распекаемого учеником, которого изобразил Саша Лойе.

Актерская работа нравилась Сергею Николаеву. На съемках знакомился с интересными людьми. Партнерами артиста были такие мэтры, как Георгий Милляр, Михаил Пуговкин, Александр Хвыля.

Сергей Николаев в сериале «Кодекс чести»

Даже в 90-е, когда сказки, да и другие фильмы, снимать практически перестали, Николаев снялся в эпизодах почти 20 картин. А начиная с 2000 года стал играть в сериалах: «Next», «Игры в подкидного», «Безмолвный свидетель», «Мастер и Маргарита», «Звезда эпохи». В последнем телепроекте актер сыграл роль советского политика Георгия Маленкова.

В фильмографии Сергея Николаева свыше 50 картин.

Биография

На сцене с 1920 года. В 1925 году окончил Московский театральный техникум имени А. В. Луначарского и до 1932 года был актёром в различных домах самодеятельности. В 1932—36 годах служил в Театре ВЦСПС, в 1936—1959 годах — в Центральном театре Советской Армии. Хотя в кино Николай Сергеев впервые снялся в 1937 году, дебютировав ролью командира фашистской эскадрильи в фильме «Глубокий рейд», известность ему принесли роли возрастные. Этапной в этом отношении для него стала роль старого рабочего Басманова в картине Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954). В этой картине актёра заметил Михаил Швейцер и дал ему создать совершенно противоположный образ — скупого крестьянина Силантия Ряшкина в «Чужой родне» (1955). С этого момента Николая Сергеева стали приглашать ведущие советские режиссёры, и вскоре он оставил театр ради кинематографа.

Могила Н. В. Сергеева на Ваганьковском кладбище в Москве

Умер 8 января 1988 года в Москве. Похоронен на 26 участке Ваганьковского кладбища.

Образы, которые принесли успех

Режиссер ставил фильм «Чужая родня» (1955) и предложил маэстро отнюдь не второстепенную роль Силантия Петровича Ряшкина.

Тот согласился и смог максимально достоверно перевоплотиться в образ крестьянина, отстаивающего собственнические интересы. Фильм «Чужая родня» стал для актера триумфальным.

В конце 50-х годов Николай Васильевич все реже появляется на театральной сцене, сосредотачиваясь на работе в кино. Его талантом актера на съемочной площадке зритель не перестает восхищаться после выхода таких картин, как «Саша вступает в жизнь» (реж. М. Швейцер, 1956), «Трудное счастье» (реж. А. Столпер, 1958), «Солнце светит всем» (реж. К. Воинов, 1959).

Очередной виток славы Сергееву приносит кинолента, снятая А. Тарковским. Речь, конечно же, идет об «Андрее Рублеве» (1966-1969). Андрей Арсеньевич и увидел в интеллигентном Сергееве, обладателе аскетичного лица, худощавой фигуры и выразительных глаз, образ Феофана Грека.

Отдельного упоминания заслуживает картина «Живые и мертвые» (реж. А. Столпер, 1963), в которой Николаю Васильевичу досталась пусть и второстепенная, но яркая роль соседа Синцова.

Выгодная дружба с Прилепиным

Михаил Пореченков — интриган с опытом. Будучи первым заместителем Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов России, он жаловался на Олега Табакова в Минкультуры и выше. Пореченков был уверен, что достоин большего, чем играть две роли в театре: в «Крейцеровой сонате» и «Татуированной розе», и окольными путями добивался отставки Олега Павловича. Но тот своим незыблемым авторитетом и большими связями удержал власть. Правда, избавиться от Пореченкова не смог. Дело в том, что Михаил Евгеньевич тогда сдружился с Захаром Прилепиным и в результате тоже оказался очень близок к Кремлю.

Сергей Женовач хорошо усвоил, что Пореченков — сильный противник, и сразу дал ему понять, что без ролей он не останется. В своем спектакле «Бег» доверил Михаилу сразу две роли — генерала Черноты и Дамы. Причем эту постановку умудрились приурочить к 50-летнему юбилею актера, который тогда же, в минувшем году, получил звание народного.

Правда, недавно стало известно, что из репертуара сняли спектакль «Трамвай «Желание»» по пьесе Теннесси Уильямса. Пореченков очень любил свою роль Стэнли и возмущался: зачем убирать успешную постановку, на которой всегда аншлаг. По слухам, от «Трамвая…» решили избавиться из-за Марины Зудиной, которую Женовач давно хочет убрать из театра. Каждый год она теряет роли. С нового сезона Марина Вячеславовна не будет выходить на сцену в спектакле Богомолова «Мушкетеры», где играла Миледи.

Заметим, что зарплата Пореченкова — одна из самых больших. К тому же в МХТ играет его старший сын — Владимир Любимцев. Этот факт удерживает актера в театре. Михаила, как того солдата (он был курсантом военного училища), не отпускает мысль дослужиться до генерала, то есть худрука.

У братьев Верников жизнь по-своему удалась. Фото Ларисы Кудрявцевой

[править] Коллекция Сергеева

Н. Г. Сергеев не имел семьи, и после его кончины всем его имуществом пришлось заниматься директору «Интернешнл балле» Моне Инглусби (Mona Inglesby). Архив балетных записей какое-то время хранился у администрации труппы. Но труппа прекратила свое существование, все имущество распродавалось, ушла куда-то и коллекция балетных записей. Затем она неоднократно меняла владельцев, которые мало интересовались ее содержимым.

Коллекция записей выдающихся балетов могла бы пропасть, не попади она каким-то чудом в 1969 году в Гарвардский университет, США, куда была продана последним ее хозяином и где хранится до настоящего времени. Теперь этот архив получил официальное название «Коллекция Сергеева» (Sergeyev Collection) и доступен всем интересующимся академической хореографией. Всего коллекция насчитывает 27 записей больших балетов, в том числе созданные М.Петипа, Л.Ивановым и др., и еще несколько балетных вариаций балетных спектаклей, 2 балетных сценки и 24 танцевальных актов к операм — все это теперь активно используется разными балетмейстерами для возобновления академических постановок и новых версий балетов.

Коллекция Сергеева насчитывает:

«Барышня-служанка, или Испытание Дамиса», балетмейстер М. Петипа

«Баядерка», балетмейстер М. Петипа (балет восстановил С.Вихарев в 2002 г. в Мариинском театре)
«Волшебная флейта», балетмейстер Л. И. Иванов

«Дочь фараона», балетмейстер М. Петипа (в 2000 г. запись для своей постановки использовал Пьер Лакотт)
«Жизель», балетмейстер М. И. Петипа, по хореографии Ж. Коралли и Ж. Перро

«Капризы бабочки», балетмейстер М. Петипа
«Конёк-горбунок», балетмейстер М. Петипа; по хореографии А.Сен-Леона

«Коппелия», балетмейстеры М. Петипа и Э.Чекетти (по первоначальной версии А. Сен-Леона); балетмейстеры восстановления Э. Чеккетти, Л. И. Иванов (восстановил по записям Сергей Вихарев в 2001 в Новосибирском театре оперы и балета; в 2009 перенес постановку в московский Большой театр)
«Корсар», балетмейстер М. Петипа (записи для собственных постановок использовали Манард Стюард (2004), а также А.Ратманский и Ю.Бурлака, 2007, Большой театр, Москва)
«Лебединое озеро», балетмейстеры М. Петипа, Л. И. Иванов
«Миллионы Арлекина», балетмейстер М. Петипа
«Очарованный лес», балетмейстер Л. И. Иванов
«Пахита», балетмейстер М. Петипа (балет возобновил в 2000 г. Пьер Лакотт в Гран-Опера, Париж)
«Привал кавалерии», балетмейстер М. Петипа
«Пробуждение Флоры», балетмейстеры М. И. Петипа и Л. И. Иванов (балет восстановил Сергей Вихарев в 2007 г.)
«Раймонда», балетмейстер М. Петипа (восстановил Сергей Вихарев)
«Спящая красавица», балетмейстер М

Петипа (балет восстановил С.Вихарев)
«Тщетная предосторожность», балетмейстеры М. Петипа и Л. И. Иванов
«Ученицы господина Дюпре», балетмейстер М

Петипа
«Фея кукол», балетмейстеры братья Н. Г. Легат и С. Г. Легат

«Царь Кандавл», балетмейстер М. Петипа
«Щелкунчик», балетмейстер Л. И. Иванов

«Эсмеральда», балетмейстер М. Петипа; по хореографии Ж.Перро

две небольшие танцевальные сцены, балетмейстер М. Петипа

Le Songe du rajah («Мечта раджи»), 1930 — версия Н. Сергеева балета «Баядерка» по хореографии М. Петипа

Кроме того, коллекция включает балетные фрагменты к 24 операм, балетмейстер М. Петипа.

Биография

На сцене с 1920 года. В 1925 году окончил Московский театральный техникум имени А. В. Луначарского и до 1932 года был актёром в различных домах самодеятельности. В 1932—36 годах служил в Театре ВЦСПС, в 1936—1959 годах — в Центральном театре Советской Армии. Хотя в кино Николай Сергеев впервые снялся в 1937 году, дебютировав ролью командира фашистской эскадрильи в фильме «Глубокий рейд», известность ему принесли роли возрастные. Этапной в этом отношении для него стала роль старого рабочего Басманова в картине Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954). В этой картине актёра заметил Михаил Швейцер и дал ему создать совершенно противоположный образ — скупого крестьянина Силантия Ряшкина в «Чужой родне» (1955). С этого момента Николая Сергеева стали приглашать ведущие советские режиссёры, и вскоре он оставил театр ради кинематографа.

Могила Н. В. Сергеева на Ваганьковском кладбище в Москве

Умер 8 января 1988 года в Москве. Похоронен на 26 участке Ваганьковского кладбища.

Биография

На сцене с 1920 года. В 1925 году окончил Московский театральный техникум имени А. В. Луначарского и до 1932 года был актёром в различных домах самодеятельности. В 1932—36 годах служил в Театре ВЦСПС, в 1936—1959 годах — в Центральном театре Советской Армии. Хотя в кино Николай Сергеев впервые снялся в 1937 году, дебютировав ролью командира фашистской эскадрильи в фильме «Глубокий рейд», известность ему принесли роли возрастные. Этапной в этом отношении для него стала роль старого рабочего Басманова в картине Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954). В этой картине актёра заметил Михаил Швейцер и дал ему создать совершенно противоположный образ — скупого крестьянина Силантия Ряшкина в «Чужой родне» (1955). С этого момента Николая Сергеева стали приглашать ведущие советские режиссёры, и вскоре он оставил театр ради кинематографа.

Могила Н. В. Сергеева на Ваганьковском кладбище в Москве

Умер 8 января 1988 года в Москве. Похоронен на 26 участке Ваганьковского кладбища.

Начало карьеры

В 1925 году Николай Сергеев, биография которого представляет огромный интерес для отечественных киноведов, получает документ, подтверждающий, что он профессиональный актер.

Куда идти работать? Этот вопрос был самым важным для новоиспеченного лицедея. Он сменил не одно учреждение культуры, прежде чем найти себя в искусстве.

Сначала он выступал на сцене Московского дома самодеятельного искусства имени Поленова. Затем вплоть до 1930 года трудился в профклубной мастерской при ВЦСПС. После Сергеев (актер) еще раз меняет место работы, попав в штат Дома самодеятельного искусства имени Крупской.

В период с 1932 по 1936 год Николай Васильевич пребывает в труппе театра ВЦСПС. Далее переходит работать в Центральный Театр Красной Армии (ЦТКА). В годы войны Сергеев некоторое время трудится в столичной филармонии, а потом становится актером 1-го фронтового театра ВТО. Осенью 1943 года маэстро вернулся в ЦТКА и прослужил на сцене данного храма Мельпомены до 1959 года.

Фильмография

Роли в кино

  •  — Глубокий рейд — командир вражеской эскадрильи
  •  — Родные поля — Унылый
  •  — Большая семья — Басманов
  •  — Дорога — парикмахер
  •  — Чужая родня — Силантий Ряшкин
  •  — Саша вступает в жизнь — Игнат Гмызин
  • — Телеграмма — Тихон Иванович
  •  — Трудное счастье — Овсей Ермолин, деревенский староста
  •  — Отцы и дети — Василий Иванович Базаров
  •  — Василий Суриков — чернобородый
  •  — Снежная сказка — часовой мастер
  •  — Пять дней, пять ночей
  •  — Мичман Панин — капитан Сергеев
  • — Серёжа — Лукьяныч
  •  — Воскресение — тюремный смотритель
  •  — Девять дней одного года — отец Гусева
  •  — Горизонт
  •  — Укрощение строптивой — старый учитель
  •  — Битва в пути — Василий Васильевич Сугробин, дедушка Сергея
  •  — Домик в дюнах
  • — Живые и мёртвые — Попков Зосима Иванович, сосед Маши
  •  — Жили-были старик со старухой — бухгалтер
  •  — Авария — Алексей Николаевич, адвокат
  •  — Время, вперёд! — эпизод
  •  — В городе С. — мужик
  •  — Андрей Рублёв — Феофан Грек
  •  — Звёзды и солдаты — монах
  •  — Разбудите Мухина! — учитель физики, Галилей
  •  — Золотой телёнок — старик Синицкий
  • — Возвращение «Святого Луки» — музейный смотритель
  • — Карусель — старый дирижёр
  •  — Бег — гробовщик
  •  — О друзьях-товарищах — Илья Ильич Великжанов, старый профессор-историк
  •  — Достояние республики — Данила Косой
  •  — Меченый атом — Афанасий Кузьмич
  • — Моя жизнь — Андрей Иванович Редька
  •  — Нейлон 100% — Сольди
  •  — От зари до зари — старик, эпизод в конце фильма
  •  — Высокое звание — отец Шаповалова
  •  — Назначение — дядя Миша
  •  — Концерт для двух скрипок — дед Оли
  •  — Прошу слова — Степан Трофимович
  •  — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил — Афанасий Ртищев
  •  — Риск — благородное дело — настройщик
  •  — Расследование — свидетель

В журнале «Ералаш»

Многим Николаев запомнился своими ролями в детском телевизионном журнале «Ералаш» у Бориса Грачевского. В коротких юмористических историях о школьниках он появлялся четыре раза.

В 1980 году сыграл в эпизоде «Вот это внук!», в 1981-м — в выпуске под названием «Осторожно, двери закрываются!». В 1986-м он появляется в небольшой теленовелле «Садитесь, пожалуйста», а в 1993-м — в образе учителя физкультуры Петрова в «Школе моей мечты»

Примечательно, что Николаев попробовал свои силы в кинематографе не только в качестве актера, но и сценариста. В 1998 году вышел приключенческий боевик «Отражение» по его сценарию. Режиссером картины стал Игорь Шавлак, который и исполнил главную роль. Также в ленте сыграли Марина Дмитриева, Борис Химичев, Владимир Земляникин, Наталья Фищук, Никита Прозоровский, Василий Мищенко, Александра Назарова, Валерий Гурьев, Александр Баринов.

Главный герой истории, написанной Николаевым, Саша Васильев. Он уходит от жены, устраивается на работу в заповедник на место егеря. Через некоторое время ему приходится столкнуться с влиятельным политиком, который хочет выкупить берег реки, которую охраняет Саша, чтобы начать его застраивать коттеджами.

Главному герою предстоит подписать только одну бумагу, чтобы все мирно решить, но он идет против системы. Фильм вышел на экраны, но не имел большого успеха.

Биография

На сцене с 1920 года. В 1925 году окончил Московский театральный техникум имени А. В. Луначарского и до 1932 года был актёром в различных домах самодеятельности. В 1932—36 годах служил в Театре ВЦСПС, в 1936—1959 годах — в Центральном театре Советской Армии. Хотя в кино Николай Сергеев впервые снялся в 1937 году, дебютировав ролью командира фашистской эскадрильи в фильме «Глубокий рейд», известность ему принесли роли возрастные. Этапной в этом отношении для него стала роль старого рабочего Басманова в картине Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954). В этой картине актёра заметил Михаил Швейцер и дал ему создать совершенно противоположный образ — скупого крестьянина Силантия Ряшкина в «Чужой родне» (1955). С этого момента Николая Сергеева стали приглашать ведущие советские режиссёры, и вскоре он оставил театр ради кинематографа.

Могила Н. В. Сергеева на Ваганьковском кладбище в Москве

Умер 8 января 1988 года в Москве. Похоронен на 26 участке Ваганьковского кладбища.

Сегодня по календарю



20 октября

1671 г. Всем холостякам в Новой Франции (Северная Америка) велено жениться только на девушках из Франции.
1707 г. На Дону начался казачий бунт под руководством Кондратия Булавина.
1880 г. Московский цирк на Цветном бульваре принял первых зрителей.
1945 г. Впервые женщинам Франции предоставлено избирательное право.
Родились:
1854 г. Артур Рембо — французский поэт-символист («Пьяный корабль», «Сквозь ад», «Озарения»).
1891 г. Джеймс Чедвик — английский физик, открывший нейтрон, Нобелевский лауреат.
1927 г. Игорь Олегович Горбачев — русский актер («Любовь Яровая», «Операция Трест», «Прохиндиада, или Бег на месте»).

Биографическая справка

Необходимо отметить, что Сергеев – актер-выходец из дворянской семьи. Изначально она жила в Курской губернии (с. Озерки), где будущий лицедей и родился в 1894 году, а спустя некоторое время родители перебрались в Москву. По приезду в большой и многолюдный город Николай стал учиться в гимназии. Именно в стенах вышеуказанного образовательного учреждения он начал принимать участие в спектаклях и театральных постановках.

После окончания гимназии молодой человек становится студентом физмата Московского университета. Параллельно с учебой Сергеев (актер) трудоустраивается в кооператив в качестве агента. Часть своего заработка он отдает родителям, чтобы поправить материальное положение семьи.

В разгар гражданской войны молодой человек бросает учебу и по собственному желанию пополняет ряды ВС. В армии он исполняет обязанности секретаря гарнизонного клуба и играет в спектаклях, организованных отделом народного образования.

Вне профессии

Актер Николай Сергеев, личная жизнь которого сложилась достаточно удачно, был женат на актрисе Ольге Васильевне Долговой. Их семейная идиллия длилась до самой кончины маэстро. Николая Васильевича и Ольгу Васильевну навсегда связал театр Советской Армии, в котором они прослужили долгие годы. Когда актер принял решение уйти с театральной сцены, его супруга последовала его примеру, посвятив себя хранению домашнего очага. В браке у Николая Васильевича детей не было, но он по-родственному заботился о своей племяннице Светлане, которая жила у Сергеевых и была членом семьи.

Коллеги Николая Васильевича отмечают его природную интеллигентность, доброту и порядочность в отношениях с окружающими. На досуге он увлекался археологией и историей. Он любил проводить время на собственной даче и ухаживать за розами, которые он просто обожал: он обустроил на участке целую аллею из этих красивых цветов.

Когда актер отмечал юбилей 85 лет, его наградили орденом за заслуги в искусстве кинематографии.

В самом начале 1988 года Николай Васильевич сломал шейку бедра и был госпитализирован. Умер маэстро 8 января 1988 года. На скромные похороны пришли лишь немногочисленные родственники и режиссер Иосиф Хейфиц. Похоронили его на Ваганьковском кладбище столицы.

Вне профессии

Актер Николай Сергеев, личная жизнь которого сложилась достаточно удачно, был женат на актрисе Ольге Васильевне Долговой. Их семейная идиллия длилась до самой кончины маэстро. Николая Васильевича и Ольгу Васильевну навсегда связал театр Советской Армии, в котором они прослужили долгие годы. Когда актер принял решение уйти с театральной сцены, его супруга последовала его примеру, посвятив себя хранению домашнего очага. В браке у Николая Васильевича детей не было, но он по-родственному заботился о своей племяннице Светлане, которая жила у Сергеевых и была членом семьи.

Коллеги Николая Васильевича отмечают его природную интеллигентность, доброту и порядочность в отношениях с окружающими. На досуге он увлекался археологией и историей. Он любил проводить время на собственной даче и ухаживать за розами, которые он просто обожал: он обустроил на участке целую аллею из этих красивых цветов.

Когда актер отмечал юбилей 85 лет, его наградили орденом за заслуги в искусстве кинематографии.

В самом начале 1988 года Николай Васильевич сломал шейку бедра и был госпитализирован. Умер маэстро 8 января 1988 года. На скромные похороны пришли лишь немногочисленные родственники и режиссер Иосиф Хейфиц. Похоронили его на Ваганьковском кладбище столицы.

Начало карьеры

В 1925 году Николай Сергеев, биография которого представляет огромный интерес для отечественных киноведов, получает документ, подтверждающий, что он профессиональный актер.

Куда идти работать? Этот вопрос был самым важным для новоиспеченного лицедея. Он сменил не одно учреждение культуры, прежде чем найти себя в искусстве.

Сначала он выступал на сцене Московского дома самодеятельного искусства имени Поленова. Затем вплоть до 1930 года трудился в профклубной мастерской при ВЦСПС. После Сергеев (актер) еще раз меняет место работы, попав в штат Дома самодеятельного искусства имени Крупской.

В период с 1932 по 1936 год Николай Васильевич пребывает в труппе театра ВЦСПС. Далее переходит работать в Центральный Театр Красной Армии (ЦТКА). В годы войны Сергеев некоторое время трудится в столичной филармонии, а потом становится актером 1-го фронтового театра ВТО. Осенью 1943 года маэстро вернулся в ЦТКА и прослужил на сцене данного храма Мельпомены до 1959 года.

Этот день в курской истории



20 октября

1893 г. в селе Коробкино Дмитриевского уезда Курской губернии открыта земская школа.
* * *
1915 г. родился Егоров Дмитрий Андреевич (1915, д.Алферово, Ярославской губ. — 1982) — строитель, руководитель предприятий.
С 1951 г. жил и работал в Курске, занимая руководящие должности в «Центрохимстрое», «Курскжилстрое», Управлении строительства Курского совнархоза, тресте «Курскпромстрой». Был начальником объединения «Курскстрой».
При его непосредственном руководстве строились заводы РТИ, «Аккумулятор», «Химволокно», вводились многие объекты жилищного, социального, культурно-бытового и сельскохозяйственного назначения.
* * *
1954 г. родился Дмитрий Васильевич Булгаков — военачальник, генерал-полковник, уроженец села Верхнее Гурово Советского района Курской области. С 1998 — первый заместитель начальника тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.
* * *
1990 г. в Курске по инициативе начальника ТПО «Курскавтотранс» А.И. Лопухова учреждён музей автомобильного транспорта.

Перспективы в кино

Как уже подчеркивалось, слава и признание в кино к Николаю Васильевичу пришли поздно, когда он был уже в солидном возрасте. Почему же не востребован в молодые годы был на съемочной площадке Сергеев? Актер начал сниматься в кино еще в 30-е годы, но ему доставались эпизодические роли. К сожалению, в пред- и поствоенные годы в СССР снималось сравнительно немного картин и вполне вероятно, что Николай Васильевич по этой объективной причине не смог в должной мере раскрыть свой потенциал.

Только со второй половины 50-х годов кинопроизводство получило новое развитие и стране стали нужны актеры, способные играть новые характеры и образы.

«На златом крыльце сидели…»

После эпизода в спортивной драме Юрия Иванчука «Парашютисты» Николаев вновь получает яркую роль в сказке. В ленте Бориса Рыцарева «На златом крыльце сидели…» он играет Павла-царевича. На этот раз это одна из главных ролей.

Вместе с ним на съемочной площадке появляется Геннадий Фролов, Михаил Пуговкин, Леонид Куравлев, Лидия Федосеева-Шукшина, Зиновий Гердт. Интересно, что Пуговкин уже во второй раз играет отца персонажа Николаева.

Эта история о сыновьях царя Федота, которые отправились свататься к принцессе в соседнее королевство. Та дает им поручение — победить Кащея Бессмертного, который сам влюблен в нее, добивается руки девушки. Также из плена следует освободить мастеров, которые должны к свадьбе отремонтировать пришедшее в запустение королевство.

Павел, которого играет Николаев, и Петр бездельничают, выполнять поручение принцессы отправляется только Иван, которому помогает внучка Михея, бойкая и изобретательная Алена.

Иван успешно выполняет все поручения, даже освобождает из плена морского царя Амфибрахия. Принцесса отдает предпочтение Ивану, но тот вынужден отказаться, так как его сердце отдано Алене.

Биография

На сцене с 1920 года. В 1925 году окончил Московский театральный техникум имени А. В. Луначарского и до 1932 года был актёром в различных домах самодеятельности. В 1932—36 годах служил в Театре ВЦСПС, в 1936—1959 годах — в Центральном театре Советской Армии. Хотя в кино Николай Сергеев впервые снялся в 1937 году, дебютировав ролью командира фашистской эскадрильи в фильме «Глубокий рейд», известность ему принесли роли возрастные. Этапной в этом отношении для него стала роль старого рабочего Басманова в картине Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954). В этой картине актёра заметил Михаил Швейцер и дал ему создать совершенно противоположный образ — скупого крестьянина Силантия Ряшкина в «Чужой родне» (1955). С этого момента Николая Сергеева стали приглашать ведущие советские режиссёры, и вскоре он оставил театр ради кинематографа.

Могила Н. В. Сергеева на Ваганьковском кладбище в Москве

Умер 8 января 1988 года в Москве. Похоронен на 26 участке Ваганьковского кладбища.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации