Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Фильм «мама»: отзывы, сюжет, актеры

Содержание

Объяснение четвёртое: «мама!» — аллегория создания и потребления

Может быть в их паре художник Он, но Мама тоже творит. Она отвечает за дом и и его содержание. В конце концов, они создают что-то вместе — ребёнка.

Но когда они предложили своё творение миру, то полностью потеряли контроль над ситуацией. Толпа любит слова поэта, но они вдохновляют их на бешенство. Мама позволяет гостям заходить в свой дом, который они вначале даже дополняют, но потом всё ведёт к уничтожению того, что она так тщательно строила.

В итоге, когда у матери остаётся только ребёнок, то она не желает выпускать его в мир. Однако её муж всё-таки делится своим сыном с миром и худшие опасения подтверждаются. Малыш оказывается буквально разорван жадной толпой.

Смысл очень прост — что аудитории не дай, то всё это будет разорвано критиками, как собственно говоря и произошло с фильмом «мама!».

Этот фильм — о несовместимости творческой личности и домохозяйки

Может, в этом-то все и дело? Ну, не нужны ему обеды/чистые рубашки/мытые полы… Нет-нет, нужны, но без претензий обеспечивающей все это женщины на ответное внимание и ласку. Она для него всего лишь «умный дом», исправно функционирующий, но не отвечающий его запросам о массовом преклонении

Ему мало преклонения в лице единственной женщины.

Вспомним двух персонажей из Библии, сестер Марфу и Марию. Пока Марфа хлопотала по хозяйству, готовя угощение для зашедшего на огонек Иисуса, Мария бездельничала, внимая речам гостя. Нашему Поэту в жены досталась деятельная и самоотверженная Марфа, и ему надо бы радоваться такому стечению обстоятельств. Будь его женой одухотворенная Мария, случилась бы борьба двух самомнений в одном доме.

Первое и самое главное объяснение происходящего: «мама!» — это своеобразный пересказ Библии

Несмотря на то, что этот фильм многие могут интерпретировать по-разному, вполне очевидным фактом остаётся тот, что это пересказ Библии (как Нового, так и Ветхого Завета). Персонаж Хавьера Бардема, указан в титрах как «Он», — это Бог, а Лоуренс — Мать-Земля.

Параллели слишком очевидны, чтобы их игнорировать. Первые гости олицетворяют собой Адама и Еву; спор братьев — это версия истории Каина и Авеля; бедствие на кухне является отсылкой к библейскому наводнению; поедание младенца Матери — очень буквальное изображение Причастия; и так далее.

Несмотря на то, что в Библии описывается только отношения между человеком и Богом, в фильме «мама!» фигурирует также ещё и Земля, с точки зрения которой и происходит всё повествование. Красной нитью через весь фильм тянется идея, что Земля не просила никого из нас, ведь с момента возникновения человечество только и занимается тем, что пьёт из Земли все соки, попутно разрушая её.

Фильмография персоны

Режиссер

  1. 20000 лье под водой / 20,000 Leagues Under the Sea (2021)

  2. 9,00
    Война миров Z 2 / World War Z 2 (2020)
  3. Манк / Mank (2020)

  4. 8,38
    Охотник за разумом / Mindhunter (2017-2019) (сериал)
  5. 8,27
    Исчезнувшая / Gone Girl (2014)
  6. 8,39
    Карточный домик / House of Cards (2013-2018) (сериал)
  7. 8,32
    Девушка с татуировкой дракона / The Girl with the Dragon Tattoo (2011)
  8. 8,32
    Социальная сеть / The Social Network (2010)
  9.  Rendezvous with Rama (2009)
  10. 8,43
    Загадочная история Бенджамина Баттона / The Curious Case of Benjamin Button (2008)
  11. 7,95
    Зодиак / Zodiac (2007)
  12.  George Michael: Twenty Five (2006)
  13.  Video Hits: Paula Abdul (2005)
  14. 8,18
    Комната страха / Panic Room (2002)
  15.  Ladies & Gentlemen: The Best of George Michael (1999)
  16. 8,76
    Бойцовский клуб / Fight Club (1999)
  17.  Мадонна: Видео-коллекция 93:99 / Madonna: The Video Collection 93:99 (1999)
  18. 8,63
    Игра / The Game (1997)
  19. 8,84
    Семь / Se7en (1995)
  20.  Aerosmith: Такого Вы еще не видели / Aerosmith: Big Ones You Can Look at (1994)
  21.  The Best of Sting: Fields of Gold 1984-1994 (1994)
  22. 9,00
    Кто он? / Who Is It (1993)
  23. 8,00
    Опасность: Короткий фильм / Dangerous: The Short Films (1993)
  24. 7,74
    (1992)
  25.  Мадонна: Безупречная коллекция / Madonna: The Immaculate Collection (1990)
  26.  The Beat of the Live Drum (1985)

Продюсер

  1. Манк / Mank (2020)

  2. 8,97
    Любовь, смерть и роботы / Love, Death & Robots (2019-2020) (сериал)
  3. 5,39
    Девушка, которая застряла в паутине / The Girl in the Spider`s Web (2018)
  4. 8,38
    Охотник за разумом / Mindhunter (2017-2019) (сериал)
  5. 8,39
    Карточный домик / House of Cards (2013-2018) (сериал)
  6. 8,33
    Звезда / Star (2001)

Актер

  1. 9,50
    Хичкок/Трюффо / Hitchcock/Truffaut (2015) … Himself
  2. 7,92
    Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999) … Christopher Bing

    (uncredited)

Актеры дубляжа

Давайте познакомимся поближе с актерами фильма «Мама!», которые озвучивали персонажей новой картины.

  • Наталья Грачева. Актриса русского дубляжа озвучила Грейс (мама). Голос девушки звучит в фильме «Валериан и город тысячи планет», «Собачья жизнь», «Почему он?». Удивительно, но Наталью Грачеву узнают на улице, ведь она неоднократно озвучивала Дженнифер Лоуренс в «Пассажирах» и во всех частях «Голодных игр».
  • Сергей Чихачев озвучил персонажа Хавьера Бардема. Это один из самых востребованных актеров дубляжа, чей голос звучит в «Твин Пиксе» (новый сериал), «Логане», «Кредо Убийцы». Сергей Чихачев запомнился нам тем, что он неоднократно озвучивал Логана (Росомаха) — вымышленного персонажа из вселенной Marvel.
  • Валерий Сторожик. Незнакомец, которого сыграл Эд Харрис, был озвучен Валерием Сторожиком. Его голос ранее звучал в «Инферно», «Логане» и «Темная башня».

Другие актеры дубляжа, которые не менее востребованы в российском кинематографе: Ольга Зубкова, Станислав Тикунов, Ольга Сирина, Александр Носков.

Отечественный проект

В преддверии выхода в прокат детища Мускетти состоялся премьерный показ российского фильма-альманаха, созданного по заказу кинокомпании Enjoy Movies. Среди русских фильмов «Мамы» (2013) выделяются своей искренностью. Сентиментальность и доброта в восьми киноновеллах, поставленных разными режиссерами, просто зашкаливает. События разворачиваются в канун 8 Марта. Происходит сбой работы телефонной сети, но для восьми мужчин было жизненно необходимо поздравить свою маму. Во время просмотра создается впечатление, что создатели в большинстве своем рассказывают истории тех, кого почитают и любят. Это кино о наших матерях, вырастивших и отпустивших, несмотря на боль в сердце, своих детей в огромный мир, в этом и есть прелесть проекта. В картине играют практически все знаменитые и востребованные отечественные актеры современности.

Хорошие ужасы с грустным финалом

Почему Мама хотела убить девочек? Возможно, они должны были умереть еще тогда, несколько лет назад. Или же это был чистый эгоизм, она вернулась за ребенком, она долго искала его, она его нашла. Она хочет уйти. Даже когда Аннабель отдала ей то, что осталось от ее настоящего ребенка, она конечно, обрадовалась. Но он не был ее ребенком в том понимании, что Мама не воспитывала его, не видела, как он рос. А вот Лили и Виктория да, это ее дети…

В общем-то, неважно. Концовка придала фильму особый трагизм, но и оставила надежду

Викторию мама все-таки оставила, глядя на то, как за нее отчаянно цепляется Аннабель. Возможно, призрак несчастной женщины таким образом поделился своим маленьким счастьем, а Лили всегда была ближе к маме. В общем, фильм по-настоящему роскошный, напряженный, непредсказуемый и очень грустный в конце. 

Объяснение номер три: «мама!» — повествование о тёмной стороне жизни знаменитостей

Из всех участников фильма только мама хочет, чтобы гости ушли. Поэту нравится иметь вокруг себя поклонников, он находит их присутствие бодрящим и вдохновляющим. «Как приятно общаться с теми, кто понимают мою работу», — рассказывает Он жене. Он восхищается собой, приветствуя фанатов, а затем и журналистов.

Но все эти люди хотят чего-то взамен, они требуют внимания, времени, вещей. Они массово вламываются в дом, всё фотографируют и толпятся вокруг него. Они говорят что любят своего кумира, но не могут перестать вторгаться в личную жизнь супружеской пары, разрушая дом и в итоге убивая и пожирая их ребёнка.

Подобный взгляд на фильм позволяет по-другому взглянуть на интерес к жизни знаменитостей со стороны фанатов, которые требуют от своих кумиров всё больше и больше.

Связь девочек с призраком

Почему Виктория продолжает общаться с Мамой без особого энтузиазма? Да просто она была чуть старше, она помнила своих мать и отца, саму жизнь в семье. А вот на момент смерти родителей Лили была еще младенцем, Мама была единственным существом кроме Виктории, кого она видела.

Да и Мама видимо относилась к ней лучше. Все-таки по возрасту Лили больше походила на ее ребенка. Когда же девочка ощутила ласку и теплое отношение Аннаболь, она тоже по-другому начала воспринимать призрака. Но все-таки тесная духовная связь у Лили была больше с Мамой, чем у Виктории.

Стоит отдать должное доктору и самой Аннабель. Они довольно быстро разобрались во всей этой истории. Благо Виктория дала почти полное ее описание, да и место было известно. Так что найти женщину, которая когда-то сбежала из психушки и покончила с собой, было не так уж сложно. Более того, в архиве даже сохранились останки ее ребенка.

Кадр из фильма «Мама»

О чем фильм Мама

Все действие картины происходит в одном доме, находящимся вдали от других поселений. Жители этого дома — Мать и Он. Имен вы так и не узнаете. Мужская рука ставить на полку кристалл, в то время как ото сна отходит героиня. В чем связь между этими событиями автором изначально не объясняется.

Герой — поэт, который страдает творческим кризисом. Он не знает с чего начать свое новое произведение. Единственное, что дает ему хоть какое-то вдохновение — это тот самый кристалл.

Мать всячески ухаживает за домом. Она пытается создать в нем настоящий рай. Примечательно то, что в доме периодически слышно сердцебиение и видны кровяные подтеки.

И вот в один момент к ним приходит незнакомец, который представляется фанатом поэта. Он дает согласие на то, чтобы гость остался, хотя Мать была абсолютно против такого визита. Причем оператор делает яркий акцент на том, что у гостя есть шрам, похожий на тот, что остается после извлечения ребра.

Далее гость приводит в дом своих детей и жену. В первый же день один сын убивает другого. Организовываются поминки, гости заполняют дом, полы трещат и из них льется кровь. Постепенно ее становится все больше и больше.

Через некоторое время Мать рожает ребенка, а Он заканчивает свое творение. В этот же момент в дом врывается недовольная толпа и ломают дом. Мать рожает, однако толпа уносит новорожденного. Они передают его из рук в руки, однако случайно доводят его до смерти.

Злая Мать уничтожает дом, о котором заботилась при помощи бомбы. Он находит ее тело и вытаскивает из ее сердца кристалл. И история снова повторяется.

Агитация и пропаганда

Теперь вернемся к нашему вопросу: зачем Аронофски потребовалось использовать библейские мотивы для продвижения своих идей о защите природы и прав женщин?

Ответ кроется в той оценке, которую вынужден дать зритель персонажу Бога-поэта.

Очевидно, что в истории Аронофски Бог – очень нравственно сомнительный персонаж.  Он получает явное удовольствие от созерцания людских бед; а человеческая драма даёт ему вдохновение.

Режиссер явно показывает, что Бог и дьявол – это одно и то же лицо, т.е. причина мирового зла содержится в самом Боге. Это подчеркивается тем, что Бог уважает гордость. (35:18)

Положение о том, что зло – это проявление самого Бога содержится в Каббале, но противоречит традиционному вероучению в авраамических религиях.

Согласно фильму, именно Бог, а значит и религия, является причиной пренебрежительного отношения человека к природе. Поэт использует мать лишь как ресурс для своего творчества, и позволяет людям, своим поклонникам, разрушать и истощать природу, их общий дом. Всё человеческое зло, согласно режиссеру, происходит из разных трактовок священного писания. А природные катаклизмы, которые в традиционном понимании считались гневом Бога, в интерпретации Аронофски являются гневом Матери.

Аронофски переворачивает и профанирует все основные идеи иудаизма и христианства.

Взяв идею Бога-творца, он показывает, что это творчество пронизано тщеславием. Что Бог-творец нуждается в людях: в их похвале и поклонении.

Аронофски отрицает евангельский тезис, что Бог есть любовь и утверждает, что источник любви – это мать, природа, а Бог только экспроприатор. Сам Бог не любит, но ему нравится, когда любят его.

Непорочное зачатие Аронофски показывает скорее, как насилие, а не как акт любви. Сын Божий у него не воскресает. А Причастие изображается как ритуальный каннибализм.

И наконец, вся действительность в его понимании – это бесконечная последовательность вселенных, созданных любовью Женственности, и постоянно разрушаемых Мужественностью.

Всё это переворачивание привычных смыслов делает фильм Аронофски самой настоящей антирелигиозной пропагандой.

Аронофски говорит:

Но важный нюанс состоит в том, что на библейских историях построена вся наша культура. Та самая традиционная патриархальная культура, в которой женственности, надо сказать, отводится весьма почётное место. И библейские персонажи – это культурные архетипы, которые так или иначе задают модели нашего поведения и формат нашего осмысления мира.

Стало быть, чтобы изменить культуру, нужно изменить отношение к ее архетипам. Нужно сделать так, чтобы они вызывали раздражение и отторжение. Чем больше зритель раздражается на библейские отсылки, тем больше будет его неприязнь и к самим библейским идеям, и к верующим, и к религии вообще. Тем проще будет склонить людей к принятию новых либеральных ценностей.

Аронофски, по его словам, «бросает гранату в поп-культуру и смотрит, что из этого выйдет». Но поскольку режиссер сам принадлежит поп-культуре, то думаю, он, на самом деле, подразумевает именно разрушение традиционной культуры, или того, что от нее еще осталось.

Интересные факты

В основу фильма «Мама!» 2017 года легли такие знаменитые картины, как «Ребенок Розмари» и «Ужас Амитивилля». А вот и другие примечательные факты:

  • До самой премьеры не было понятно до конца, о чем будет новая экранизация. Однако пресс-релиз гласит, что в отдаленный особняк, куда переехала новоиспеченная семья, внезапно нагрянули непрошенные гости. Пока Грейс пытается добиться от мужа хоть какой-нибудь реакции, тот в свою очередь спокойно говорит: «Они пришли посмотреть на меня». Зачем незнакомцам это нужно, почему именно на главного героя — не понятно. Однако в пресс-релизе упомянули, что муж Грейс — писатель, который совсем недавно опубликовал нашумевшую книгу, и фанаты стали следить за ним, чтобы лично познакомится с культовым автором.
  • Сюжет фильма «Мама!» рассказывает и о сектантах, которые также вносят некую загадочность в картину. О тайном заговоре говорят и символика в постере, и неожиданное появление «Красной» комнаты в старом особняке, и старая фотография главного героя, которая заставляет зрителя начать сомневаться в реальности происходящего.

Этот фильм — о любви

Помните, что сказал апостол Павел в первом послании Коринфянам?

Вот так себя ведет и героиня фильма. Воплощение апостольской любви. «Без имени, а значит — без судьбы» (формула позаимствована из шлягера про «Арлекино»). Как у безымянного клоуна из песни нет у молодой женщины судьбы. Есть только любовь. К Поэту. Или к Демиургу. Или к Богу. Нужное — подчеркнуть

Впрочем, неважно, к кому. Она любит Мужа

И она только и делает, что служит своему господину. Восстанавливает дом после пожарища. Готовит еду. Моет. Подметает. И преклоняется. Перед его поэтическим даром.

А что делает он? А ничего. Принимает ее обожание как должное. Более того: предпочитает поклонение толпы, отмахиваясь от тихих восторгов жены.

Основная информация

Интрига

Как выясняется, малышки фактически разучились говорить и ходить. У старшей Виктории быстро восстанавливаются простейшие навыки, но младшая Лилли игнорирует блага цивилизации и продолжает бегать по-паучьи. Опеку над племянницами получает Лукас, брат сорвавшегося с катушек отца (Николай Костер-Вальдау из «Игры престолов»). Случаем заинтересовывается психиатр — доктор Дрейфус (Даниэль Каш). Он решает наблюдать за адаптацией сирот. Лукасу предоставляется дом, в котором он и его подруга Аннабель (Джессика Честейн) смогут жить с детьми. Взамен Дрейфус получает разрешение проводить с девочками еженедельные сеансы, чтобы наблюдать за их состоянием. Однако вскоре к детям возвращается сущность, призрак не намерен отдавать людям своих дочерей. После того как он отправит Лукаса в больницу, бороться за девочек придется Аннабель. Описывать полностью сюжет фильма «Мама» (2013) – значит прибегнуть к спойлерству. Что будет нечестно по отношению к зрителю, не смотревшему хоррор. Можно лишь с уверенностью заявить: идиллии и хэппи-энда в традиционном понимании ожидать не стоит.

Этот фильм — пересказ Библии

Такая трактовка сюжета получила наибольшее число сторонников. Жил-был Бог, который в титрах единственный именуется с большой буквы — Him. Богу стало скучно. Завязка сюжета: прозвучали четыре удара в дверь: тук-тук-тук-тук. Совсем как «тема судьбы» у Бетховена.

В дверь вошел Адам, а ночью Бог соорудил из его ребра Еву. И дальше по тексту: парочка нагло вломилась в рай (кабинет Бога) и расколотила кристалл, о котором зрителю пока ничего не известно. После изгнания родителей из рая подросшие сыновья Адама и Евы исполнили свои роли — Авель убит Каином. Потом случился всемирный потоп, воплощенный незакрепленной кухонной мойкой, которую бесцеремонно раскачали нахальные гости, наполнившие дом.

Написанная, наконец, книга — Новый Завет, а растерзанное толпой дитя — Сын Божий, плоть и кровь которого символически по-прежнему поедают верующие во время Таинства Евхаристии.

Обычно в Библии мы видим две силы: всемогущего Бога и бесконечно прощаемое им человечество. Однако люди-то не витают в пространстве, они топчутся по Земле, своей единственной планете. Аронофски, написав сценарий фильма всего за пять дней (на целых два дня опередив самого Создателя с его сотворением мира!), вводит в повествование третью силу — Землю, терзаемую неразумными потомками Адама.

И вот тут мы подходим к следующей трактовке сюжета.

Таинственный желтый порошок

Число пазлов, из которых складывается фильм, можно было бы множить и множить. Однако есть один маленький пазл, не дающий покоя всем, посмотревшим ленту. Что такое желтенькое насыпает героиня в свой стакан в критических ситуациях? Этот же порошок из флакона с безыскусной надписью yellow (желтый) она добавляет и в штукатурку, окрашивая стены.

Когда про желтый порошок спросили Аронофски, тот ответил следующее:

Пазлы можно множить до бесконечности: фильм многослойный как пирог. В нем нет одной-единственной интерпретации. И не на каждый вопрос дан однозначный ответ.

Сюжет. Завязка

Начало фильма «Мама» 2013 года знакомит зрителя с предысторией основных событий. Джеффри, не в силах справиться с потрясением, вызванным наступлением финансового кризиса, расстреливает коллег, мчится домой, убивает супругу, забирает дочерей — пятилетнюю Викторию и годовалую Лилли — и мчится по заснеженной дороге неизвестно куда. На одном из крутых поворотов автомобиль слетает в кювет и врезается в дерево. Мужчина и чудом уцелевшие девочки бредут через заснеженный лес в заброшенную хижину. Там совершенно отчаявшийся отец решает покончить с собой и дочерьми. К счастью для малышек, в происходящее вмешивается некая сущность, которая, расправившись с Джеффри, становится для них мамой на протяжении последующих 5 лет. Так начинается фильм «Мама» (2013). Описание фильма продолжит цепочка последующих событий, произошедших после обнаружения одичавших сирот.

Лукас

Из многих критериев складывался успех «Мамы». Актеры стали одним из них. В главных ролях предстали исполнители, которые уже успели полюбиться зрителям. Среди них и Николай Костер-Вальдау, наиболее известный своей ролью в сериале «Игра престолов».

После школы Костер-Вальдау без особых трудностей поступил в театральный. Тогда началась его карьера на подмостках театра. Первая роль пришла позже, его пригласили в датский фильм «Ночное дежурство». Эта картина стала пользоваться популярностью по всему миру. Николаем заинтересовались в Голливуде. Тогда датчанин решил покорить мировой кинематограф и перебрался в США. Однако после роли в «Падении «Черного ястреба»» наступило затишье. Николай уже готов был вернуться в Данию ни с чем, когда получил одну из центральных ролей в сериале «Игра престолов».

Теперь Николай не испытывает трудностей с получением новых ролей. Одним из его новых проектов стала картина «Мама». Фильм ужасов оказался интересным опытом для актера.

В чем смысл и суть: Даррен Аронофски о своем новом фильме

В основу фильма положен библейский сюжет. Объяснение, про что фильм, никто не даст, так как сам Даррен Аронофски сделал все возможное, чтобы перед показом у зрителя было минимум информации, о чем сюжет. Все, что нужно было знать, это то, что Аронофски снял «Рэквием…» и «Черного лебедя», а значит, от картины можно ожидать чего-то похожего, но ничего подобного в сравнении с современным кино.

Аронофски написал сценарий к «маме!» за 5 дней. У него выпало свободное время, и он закрылся в доме, чтобы сделать будущий проект. Несмотря на уникальную скорость, режиссер созревал для этого сюжета много лет.

В одном из интервью Даррен Аронофски поделился, что создать фильм – сам по себе долгий путь. Каждый раз натыкаешься на стену непонимания, выгрызаешь новые возможности и все, что ты слышишь – «нет». С этими «нет» приходится вставать по утрам и работать дальше, пытаясь сделать из них хоть что-то похожее на хороший продукт. Именно эти эмоции в нем накипели и вероятно выплеснулись в «маму!».

Когда журналисты спросили режиссера об интерпретациях сюжета, то Аронофски посчитал, что тут все ясно как ясным днем. Но суть фильма, особенно на фоне отсутствия каких-либо отправных точек, дает возможность каждому зрителю утонуть в постепенно нарастающих переживаниях и найти свою аллегорию.

Тут вам и Господь Бог с Божьей Матерью, и произведение, рожденное в муках творчества, и поглощающая женщин маскулинность. Образность и символичность – только панно для работы собственного воображения. Поэтому расшифровка у каждого будет своя. То, что вы увидите в фильме, будет вашим взаимодействием с фильмом, для которого вы на данный момент созрели.

Среди журналистов и критиков самым популярным стало объяснение о трудной публичности и всех его ужасах, хотя сам Аронофски эту идею не закладывал, как он признался. По его словам, такая аналогия произошла случайно, бессознательно.

Чем заканчивается фильм Мама

Можно заметить, что конец фильма имеет цикличный характер. Он заканчивается и начинается тем, что Он ставит кристалл на полку и просыпается Мать. Она каждый раз новая, однако мужчина не меняется. Уничтоженный Дом снова восстанавливается. Однако цикл снова и снова повторяется. Исходя из этого, можно понять, что концовки всех теорий в корне отличаются.

Если брать во внимание отношение человека и природы, то можно понять, что концовка означает очищение мира и его новое создание Богом. Уничтожаются все пороки общества вместе с этим обществом

Планета очищается полностью, давая возможность новой жизни появиться на свет. Однако понятно, что и она станет настоящей проблемой для мира и будет уничтожена Создателем. Этот цикл и будет повторяться раз за разом. Мир будет уничтожаться миллионы раз, однако каждый раз восставать из пепла снова для того, чтобы снова пасть.

Божественная теория отчасти похожа на природную. Адам и Ева не оправдывают своего создания, они предают Бога. За это он отправляет их в Дом. Но и тут они разрушают все, что воздвигнуто создателем. По сути, они отвергают того, кто дал им абсолютно все. Понятно, что Богу не нравится такая жизнь, поэтому он и уничтожает весь мир, чтобы создать новый. Однако можно понять, что ничего нового это не принесет, ведь сама жизнь снова предаст его и начнет уничтожать сама себя. Этот цикл так и будет бесконечно повторяться.

Патриархальный замысел подразумевает, что традиционные отношения рано или поздно разрушат общество. Девушки восстанут против системы, ущемляющей их как личность. Они перестанут молчать и бояться защищать свои человеческие права. Это и перевернет «Дом» с головы на ноги. А после сражения за права должно восстать новое общество, которое снова будет угнетать «Мать».

Актерский ансамбль

Все восемь историй органично переплетены между собой, ни в одной ни на секунду не теряется логика повествования. Это, несомненно, подчеркивает творческие способности, талант каждого постановщика. Каждый из привлеченных к созданию исполнителей продемонстрировал незаурядные актерские способности. Федор и Иван Добронравовы в тандеме с Мариной Голуб порадовали незаурядным комическим даром. Блестяще показали себя Дмитрий Дюжев, Мария Шалаева, Нина Русланова, Лия Ахеджакова, Гоша Куценко. Ноток драматичности привнесли работы Егора Бероева, Сергея Безрукова, Равшаны Курковой, Михаила Пореченкова, Алексея Горбунова и Екатерины Васильевой. Никто не сфальшивил, актерский ансамбль смотрится безупречно и образцово органично.

Если вы испуганы и расстроены хоррором Мускетти, включайте кино «Мамы», картина обязательно поднимет настроение, подарит заряд бодрости и оптимизма.

Достоинства и недостатки

Рецензенты среди достоинств фильма «Мама» (2013) в отзывах указывают интригующую завязку, образцовую операторскую работу Антонио Риестры и профессионализм неожиданно темноволосой и татуированной Джессики Честейн, убедительной в образе члена рок-группы. Ее Аннабель не готова к материнству, ей в тягость даже роль сиделки для двух как минимум ведущих себя странно девочек. Но впоследствии сдержанность героини сменяется заботой и нежностью. Та достоверность, с которой передала все трансформации своей героини Честейн, достойна высших похвал.

К недостаткам большинство относит демонстрацию «суррогатной матери». По мнению специалистов, в этот момент умело нагнетенный саспенс куда-то улетучивается. И в дальнейшем картина становится стандартным мистическим хоррором, повествование которого содержит пару «резких» пугающих моментов с вполне предсказуемой развязкой, разворачивающейся неподалеку той самой хижины в лесу. Кстати, почти все отзывы на фильм «Мама» 2013 года содержат информацию о том, что заглавную героиню, ту самую мистическую сущность, успешно сыграл актер-мужчина Хавьер Ботет.

Что лежит в основе сюжета

Уничтожение планеты человеком

Одно из самых очевидных объяснений сюжета фильма — грубое отношение человечества к природе. В этой трактовке дом — это Земля, а Мать — та самая «мать-природа», которая сама восстанавливает флору на планете (делает ремонт) и даёт новую жизнь (рожает ребёнка).

Люди поначалу приходят вежливо, но сразу же нарушают правила — первый же гость курит в помещении. А потом они начинают вести себя всё наглее, сначала используя дом как туалет, а потом ломая всё, что создала природа.

Она же «отвечает» им различными катаклизмами (потопы и пожары). А после уничтожения незваных гостей природа сама восстанавливает дом и возвращается к началу истории.

Эту версию подтвердил и сам режиссёр в интервью Darren Aronofsky on ‘Mother!’ Meaning, How Evangelicals Sabotaged ‘Noah’  Variety. По его словам, люди относятся к Земле без уважения, грабят и насилуют её. Это Аронофски и попытался показать в фильме.

Жестокий Бог и библейские сюжеты

В том же интервью режиссёр рассказал, что Хавьер Бардем сыграл в этом фильме Бога, причём в самом жестоком его проявлении — каким он представал в Ветхом Завете — эгоистичным и требующим поклонения. Бог создаёт дом, после чего Мать (природа) ухаживает за ним.

Далее в сюжете есть много очевидных библейских отсылок. Первые люди, которые приходят в гости к главным героям, — Адам и Ева (их имён тоже не называют). Именно поэтому мужчина появляется раньше женщины, а у него на спине есть шрам, будто от извлечённого ребра.

Их дети, очевидно, Каин и Авель, поэтому один брат убивает другого из-за завещания. Что интересно, сыграли их настоящие братья: Донал и Брин Глисоны.

Затопление дома после первого нашествия гостей — аналог Всемирного потопа. Потом Мать (Богородица) рожает ребёнка, в котором очевиден намёк на Иисуса, поскольку фанатики его убивают и съедают его плоть. Ну а финал, похоже, подводит к мысли об апокалипсисе, который уничтожит всех людей, если они продолжат вести себя подобным образом.

Муза, отдающая себя творцу

Персонажа Бардема можно считать творцом не только в божественном смысле, но и в чисто поэтическом. Он создаёт произведения, а Мать служит ему музой. Пока он пытается написать хоть что-нибудь, она занимается будничными делами, готовит и ремонтирует дом. И при этом её обязанность — вдохновлять поэта на новое творчество.

Став снова популярным, Он купается в славе и поклонниках, даже забывая про приготовленный ужин. А Мать должна разбираться с последствиями и снова приводить в порядок дом после нашествия фанатов. Но главное происходит в финале, когда выясняется, что кристалл, который так оберегал поэт, — это на самом деле сердце его музы.

Она полностью отдаёт Ему себя, чтобы он мог творить дальше. А последние кадры, которые повторяют вступление, но уже с другой актрисой, показывают, что у поэта тут же появляется новая муза.

Токсичные отношения в семье и обществе

Если спускаться от творчества и религии к человеческим будням, то «мама!» также раскрывает многие важные темы. Во-первых, идея патриархата. Мать всегда находится в тени мужа. Он не спрашивает её мнения, когда приглашает гостей в дом, а она постоянно выступает в роли прислуги. При этом Он даже не понимает, что её не устраивает, и продолжает делать только то, что хочет сам.

Во-вторых, в фильме есть несколько намёков на боязнь материнства. Пришедшая женщина беззастенчиво намекает, что Матери уже пора рожать, выступая здесь в качестве давящего на человека общества с традиционным «часики тикают».

Если воспринимать дом как аналог тела героини, то происходящие в нём изменения можно считать отражением страха перемен в организме во время беременности — кровоточащее отверстие в полу, стук сердца, который Мать слышит в стенах, потоп и последующая смерть ребёнка на это намекают совершенно явно.

В-третьих, даже если не касаться именно семейных отношений, в «маме!» прослеживаются намёки на вторжение общества в жизнь интроверта. Причём Он выступает в роли яркого экстраверта: приглашает гостей в дом и не может понять, почему Мать это не устраивает.

Для неё же присутствие посторонних в доме и в личной жизни и их поведение совершенно неприемлемо. Но общество начинает диктовать свои порядки, что приводит к катастрофе.

Как поняли картину зрители

Несмотря на мнение самого автора и множество уже известных трактовок, фильм «мама!» допускает и другие версии. Его отчасти можно считать психологическим тестом, где каждый увидит что-то своё, наиболее близкое или, наоборот, страшное.

Об этом автор сам прямо говорит устами поэта. Пообщавшись с фанатами, Он произносит: «Они всё поняли. Но каждый понял совершенно по-своему». Это подтверждают и отзывы критиков, и просто мнения зрителей.

У многих зрителей фильм отзывается как-то по-своему. Поэтому личное восприятие может не совпадать ни с одной из перечисленных выше теорий. «мама!» специально снята неоднозначно, чтобы провоцировать на эмоции и размышления.

Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость

Все фильмы режиссёра Аронофски сводятся к тому, что в каждом из них есть одержимый персонаж, готовый пожертвовать всем, чтобы получить своё: наркотики, славу, художественное совершенство и т.д.

Главная героиня «мамы!» является весьма пассивным персонажем и всё чего она хочет — это просто чтобы их оставили в покое наедине с мужем, который в свою очередь одержим всеобщим вниманием. В какой-то мере она и сама одержима домом, мужем, ребёнком

Таким образом, режиссёр возможно хотел создать нечто, что позволит взглянуть на его творения с другой стороны.

Самое замечательное в этой теории, что она может запросто ужиться и с другими из этого списка.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации