Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 1

Дэвид линч, о котором мы только догадывались

Необходимые документы

Главное иметь при себе загранпаспорт. Крупные сетевики и прокатчики среднего уровня могут попросить показать права международного образца категории В. Или не попросить, потому что им все равно. Но обязательно предупредят, что если автомобиль попадет в аварию и окажется, что прав на управление транспортным средством нет, то возмещение понесенного компанией ущерба ляжет в полном объеме на водителя. Мелкие конторы часто вообще не страхуют автомобили, что позволяет им снижать цену и конкурировать с монополистами.

Иметь водительское удостоверение – в интересах арендующего. За управление без прав в Тайланде штрафуют. Ваши национальные права здесь не имеют силы. Крупные прокатчики не берут наличные и работают только с кредитными (иногда – с дебетовыми) картами.

Верить в потустороннее

Упертым рационалистам к Линчу сложно привыкнуть. Можно, конечно, трактовать его работы с психоаналитических позиций — это, безусловно, работает, но и серьезно обедняет. В детстве Линч дружил с индейцем, который однажды показал ему звериную нору и заявил, что это — вход в другой мир. С тех пор Линч старательно воспринимает потусторонние сигналы, переводя их на более-менее доступный язык визуальных образов. Самый простой пример — отрезанное ухо в «Синем бархате», туннель из уютного пригорода в садо-мазохистскую чертовщину. «По дороге домой я думал об ухе посреди поля, — рассказывал Линч. — Почему ухо, а не палец, например? Потому что ухо — открыто, широко, приглашает в него заглянуть и ведет в глубину».

Музыка, живопись, фотография

Дэвид Линч живёт в Калифорнии в доме современной архитектуры, спроектированном сыном Ф. Л. Райта. В свободное время занимается живописью и фотографией. Среди любимых фотографов — Диана Арбус, Джоэл-Питер Уиткин и Уильям Эглстон. Одна из фотографий Линча была выбрана в 2008 году в качестве афиши 61-го Каннского кинофестиваля. Он является автором фотосерии «Фетиш-шоу», где модели запечатлены в обуви дизайнера Кристиана Лубутена. «Фетиш-шоу» выставлялось, в частности, в московском центре современной культуры «Гараж» (2009).

Большую роль в фильмах Линча играет музыка. До 2000-х годов Линч тесно сотрудничал с кинокомпозитором Анджело Бадаламенти, который, по его словам, открыл ему подлинный потенциал музыки. В 1989 году Линч и Бадаламенти спродюсировали дебютный альбом певицы Джули Круз. В нулевые годы режиссёр увлёкся электронной музыкой; его первый музыкальный альбом BlueBob увидел свет в 2001 году. В ноябре 2010 года вышел его первый сингл — танцевальная мелодия «Good Day Today» с искажённым компьютерной технологией вокалом. 7 ноября 2011 года вышел первый сольный альбом Линча под названием Crazy Clown Time. 15 июля 2013 года вышел его второй альбом The Big Dream.

Нелинейная драматургия: пазл, Мёбиус, интуиция и подсказки

Кадр из фильма «Синий бархат» (1986)
Нестандартная драматургическая композиция — ещё одно постмодернистское свойство кинематографа Линча. Сквозь его фильмы проходит один простой сюжет — невинный герой-аутсайдер (альтер-эго режиссера?) знакомится с внешним миром, пытаясь осмыслить происходящее вокруг. Но реализуется этот мотив не в традиционной логике сюжетостроения, а в иррациональной или, как бы сказал Линч, интуитивной. Это означает, что коллизия не развивается, а усугубляется, двигается не вперёд, а вширь. При этом познание окружающей среды для героя оборачивается самопознанием, что ещё больше лишает действие внешней логики.Кадр из фильма «Шоссе в никуда» (1997)
Из-за последнего обстоятельства о Линче ходят слухи, что на самом деле он снимает кино без сценария. Режиссер же убеждает, что тщательным образом прописывает все детали и без готового текста не приступает даже к кастингу. Линч сравнивает этот процесс с собиранием пазла: идеи по отдельности «приходят свыше», и автор ищет их правильный порядок, пробуя «самые сумасшедшие комбинации». Одна из этих комбинаций, использованная в «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв», уподобляет истории ленте Мёбиуса, то есть сюжет движется по кольцевой композиции, заканчиваясь там же, где и начинался, а по сути, не имея ни начала, ни конца. Кадр из фильма «Малхолланд Драйв» (2001)
Техника пазла читается в структуре «Шоссе в никуда», когда история одного героя вдруг прерывается историей другого; или в «Малхолланд Драйв», где сюжет распадается на две разных истории одной героини; или во «Внутренней империи» – там хронологию событий выстроить в правильном порядке вообще невозможно. При этом Линч неизменно рассыпает по фильмам детали-подсказки, которые должны прояснить внимательному зрителю происходящее. Или окончательно его запутать. Порой в этом качестве используются звучащие рефреном слова, вроде «Silencio» в «Малхолланд Драйв». Кадр из сериала «Твин Пикс» (1990-1991)
Впрочем, пока публика ломает голову над тем, как же всё-таки понимать линчевские истории, автор продолжает настаивать, что все они абсолютно просты, традиционны и доступны: «Когда вы видите абстрактную картину, внутри вас что-то происходит. То же самое случается с тем, кто смотрит мой фильм. Но мне не доверяют именно потому, что я снимаю кино, а не пишу картины: от фильма ждут поверхностного и последовательного сюжета. Однако человек может понять гораздо больше, чем ему кажется. Просто иногда он не в состоянии передать это понимание словами».

«Твин Пикс» как общий мир для всех фильмов

Несмотря на то, что каждая работа Линча представляет собой отдельную историю и он никогда не связывал их вместе, поклонники ищут в его творчестве намёки на единый мир. Склонность режиссёра к мистицизму и неоднозначности открывает большой простор для фантазии.

В сериале «Твин Пикс» неоднократно звучит фраза: «Это история маленькой девочки, жившей в конце улицы». Имеется в виду погибшая Лора Палмер, вокруг убийства которой и строится основной сюжет. При этом в самом начале фильма «Внутренняя империя» в гости к главной героине приходит незнакомка и говорит, что живёт в конце улицы. А играет её Грейс Забриски, исполнившая в сериале роль Сары Палмер — мамы Лоры.

«Внутренняя империя»

До выхода фильма «Малхолланд Драйв» Линч рассказывал об идее сериала, который начинается со сцены, где второстепенная героиня «Твин Пикса» Одри Хорн проезжает по Малхолланд Драйв. И при этом сам фильм изначально задумывался как пилотный эпизод многосерийного проекта.

Но в итоге главную роль в фильме сыграла новая актриса Наоми Уоттс. И она же появилась в третьем сезоне «Твин Пикса», причём в том же образе и даже кофточке того же цвета. Поскольку часть сюжета «Малхолланд Драйв» происходит во сне, а к финалу сериала неоднократно появлялись упоминания, что всё происходящее нереально, возникли теории, будто часть действия — плод фантазии этой героини. Остаётся только гадать, можно ли считать совпадением, что секретаршу (и, похоже, возлюбленную) агента Купера в сериале сыграла любимица режиссёра Лора Дерн. Ведь у этой актрисы и Кайла Маклахлена уже был экранный роман в «Синем бархате».

Странные узоры на полу, которые можно увидеть в чёрном вигваме, явно повторяют антураж фильма «Голова-ластик». А красные шторы можно увидеть почти в каждой работе Линча, начиная с «Синего бархата». Обычно они отделяют реальность от мистики, поэтому можно считать, что так связываются и различные его картины.

1

Мать Линча отучила сына творить по шаблону

Детство в послевоенной Америке Линч, старший из трех детей сотрудника Минсельхоза и учительницы английского, вспоминает с большой теплотой. «Мой мир в Бойси (штат Айдахо) ограничивался парой кварталов, но для меня это была огромная вселенная», – рассказывает режиссер. Мать всячески подстегивала воображение сына и – на этом Дэвид останавливается отдельно – не покупала ему книжки-раскраски, с ранних лет воспитав в нем отвращение к шаблонам.

Впрочем, родители далеко не всегда благосклонно относились к пристрастиям сына. Позднее, навестив Дэвида в Филадельфии, Линч-старший настолько впечатлился собранными в мрачном подвале арт-объектами – гниющими фруктами и тушками мышей и птиц, – что посоветовал сыну не заводить детей.

Травматический опыт и медитации

Во время жизни в Филадельфии Дэвид Линч в очередной раз в жизни столкнулся со странной ситуацией. Неподалеку от него жила сумасшедшая, и однажды он стал свидетелем того, как она выбежала во двор на четвереньках, кудахча и крича «Я — цыпленок, я — цыпленок!». В другой раз она же подошла к Линчу, в исступлении щипая свою грудь со словами: «Мои соски горят!». Она явно хотела, чтобы Дэвид помог ей справиться с этим, но после такого опыта помощь потребовалась уже ему.

Другой травматический опыт непосредственно привел к созданию «Твин Пикс». Дэвид, по обыкновению, пил невероятно сладкий кофе в небольшом кафе. В тот момент, когда Линч наблюдал за улицей из окна, автомобиль насмерть сбил мотоциклиста. Приехавшие на место полицейские упаковали труп в полиэтиленовый мешок, совсем как Лору Палмер. Зрелище смерти стало мощным толчком для его фантазии и запустило череду фантастических образов, которые сложились в то, что мы теперь знаем как «Твин Пикс».

Точно так же опыт отцовства, ставший для Дэвида болезненным, породил «Голову-ластик». Линч, со свойственным ему взглядом на жизнь, испытал серьезное потрясение от осознания того, что некая часть него стала отдельным, чужеродным, но при этом вызывающим тревожную нежность объектом, который требует ответственности и способен умереть в любой момент.

Но главное достоинство режиссера в том, что он способен чрезвычайно убедительно передавать этот травматический опыт на экране, будь то рождение уродца, как в «Голове-ластике», или появление обнаженной и безумной женщины с окровавленным лицом, как в «Синем бархате». На первом показе «Ластика» потенциальный инвестор настолько проникся атмосферой фильма, что в первобытном ужасе, хватаясь за голову, сбежал с сеанса на середине фильма, оставив производство без финансирования.

Но травматического опыта даже вместе с безусловным талантом не хватило бы для того, чтобы Линч стал тем самым совершенно уникальным и ни на кого не похожим режиссером. Кроме этого в его работе есть еще два элемента: невероятная и даже болезненная чувствительность и медитации, которые одновременно и подстегивают, и позволяют контролировать ее.

Среди фанатов Линча принято говорить о том, что тот никогда не употреблял наркотики и даже не пьет и не курит с 1978 года. На самом деле, это не так. К 70 годам он снова взялся за никотин и теперь смолит сигареты одну за другой, а в молодости он активно употреблял марихуану. Однако вскоре ему пришлось завязать с ней, поскольку он оказался слишком чувствительным для стороннего психоактивного влияния. Его и трезвым слишком легко уносило во тьму подсознания или мрачный мир восхитительно жутких фантазий. С каннабисом эта особенность лишь чрезмерно усугублялась.

Поэтому для Линча открытие трансцендентной медитации стало крайне важным моментом биографии. Сейчас он пропагандирует ее с помощью своего фонда и даже сумел ввести курсы медитации во многих школах Америки. Тем, кто знает Линча только по фильмам, всегда кажется крайне удивительным, что сам он работает только в состоянии полнейшего умиротворения и даже эйфории. Дэвид, какими бы мрачными, болезненными и жуткими ни казались его миры, творит только будучи счастливым и считает, что это — ключ к его успеху.

Изабелла Росселини — дочь Ингрид Бергман и режиссера Роберто Росселини, с которой у Линча был роман.

В своей книге «Поймать большую рыбу» Линч пишет о своей концепции творчества. Идеи, по его мнению, — это своеобразные существа, живущие в глубинах нашего сознания, и выловить их не так-то просто. Причем, чем ценнее и крупнее идея, тем глубже придется за ней нырнуть и дольше повозиться, чтобы вытащить ее наружу. Расстроенный и безрадостный человек, сконцентрированный на своих несчастьях, не сможет сделать такое по определению — «рыба» будет срываться с крючка и уходить все глубже. В этом смысле сам Линч — азартный игрок, и это еще один ключ к понимаю его работы.

Смотри также

Подробнее

Семейный фильм, Приключения, Фэнтези

Билли Блэтчер, Адриана Каселотти, Кэнди Кандидо

Подробнее

Мистика, Триллер

Бесс Флауэрс, Альфред Хичкок, Джеймс Стюарт

Подробнее

Комедия, Драма, Мелодрама

Джек Леммон, Ширли МакЛейн, Хэл Смит

Подробнее

Драма, Мелодрама, Криминал

Марианн Стоун, Джеймс Мейсон, Питер Селлерс

Подробнее

Драма

Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Сандра Мило

Подробнее

Мистика, Драма, Триллер

Роман Полански, Джон Хьюстон, Джек Николсон

Подробнее

Драма

Энтони Куинн, Джульетта Мазина, Альдо Сильвани

Подробнее

Комедия

Эдуар Франкомм, Жак Тати, Люсьен Фрежис

Подробнее

Драма, Нуар

Фрэнк О’Коннор, Франклин Фэрнум, Харольд Миллер

Подробнее

Комедия, Драма

Eva Mattes, Майкл Гар, Буркхард Дрист

Подробнее

Комедия, Семейный фильм, Фэнтези

Оливер Харди, Ларри Симон, Брайант Уошберн

Подробнее

Драма, Научно-фантастический

Полин Картон, Энрике Риверо, Элизабет Ли Миллер

Назад
Вперед

Изломанный мир

https://youtube.com/watch?v=_afzIWQeTbc

Ещё одна отличительная черта многих картин Линча — нелинейный и сложный сюжет. Многие его картины можно трактовать неоднозначно, а действие либо разделено на две половины, как в «Шоссе в никуда», либо скачет по тематическим и временным линиям, как во «Внутренней империи». При этом сам режиссёр утверждает, что все его сюжеты построены на основе классических приёмов кинематографа. Нужно лишь распутать действие, и тогда все события выстроятся в логический ряд.

Но поскольку автор не даёт чётких объяснений своим работам, поклонники придумывают десятки интерпретаций «Внутренней империи» или финала третьего сезона «Твин Пикса»

Сложные фильмы Линча стоит пересматривать по несколько раз, ведь, зная сюжет, можно обращать внимание на мелкие детали и второстепенных персонажей. А после этого пытаться осознать смысл увиденного

«Дикие сердцем»

В противовес запутанным сюжетам Дэвид Линч изредка снимает очень простые и прямолинейные картины. В фильмах «Человек-слон» и «Дикие сердцем» действие вполне однозначное. Но ярче всего это иллюстрирует картина «Простая история» (название также можно перевести как «Прямая история»). В ней нет мистики, неоднозначности и запутанных судеб. Есть лишь поездка пожилого героя на газонокосилке.

Режиссёрский стиль

К анализу фильмов Линча часто обращаются последователи Фрейда и Лакана, видящие в них демонстрацию навязчивого повторения: неизбежного возвращения психотравмы, вызванной «первосценой». Джонатан Розенбаум констатирует, что герои фильмов Линча зачастую отказываются принимать болезненную правду о себе, однако вытесненное ими из сознания неизменно возвращается в их жизнь в ещё более причудливых и пугающих формах. Для стиля режиссёра характерна наполненность фильмов яркими деталями сюрреалистического, психоделического либо мистического свойства. По догадке известного исследователя киноавангарда Дж. Хобермана, эта линия восходит к экспериментаторским короткометражкам Майи Дерен («Полуденные сети»). Сам Линч всячески избегает давать трактовки своих фильмов, повторяя, что кино — это особый опыт, который надо самому пережить, желательно на большом экране, но который нельзя пересказать словами.

Несмотря на удалённость Линча от голливудского мейнстрима, он трижды номинировался на премию «Оскар» за лучшую режиссуру (1981, 1987, 2002).

Суд Линча в Америке

Выражение «суд Линча» стало популярным в США в XIX веке: чаще всего с подозреваемыми расправлялись на рабовладельческом юге и на Диком Западе.

После Гражданской войны и отмены рабства в южных штатах белые регулярно без суда казнили чернокожих — бывших рабов. Казни негров практиковал Ку-Клукс-Клан — расистское тайное общество, организованное бывшими солдатами-южанами. Нередко это делали не в наказание за реальное или мнимое преступление, а для запугивания других чернокожих.

Линчеватели продолжали бесчинствовать и в первой половине XX века. На юге США тогда действовали законы и неписаные правила, которые ущемляли права темнокожих. Жертвами судов Линча становились негры, заподозренные в преступлениях против белых (убийстве, изнасиловании, грабеже) или нарушавшие сегрегацию (разделение между белыми и цветными).

Линчевание в Сан-Франциско. 1861 год. Hulton Archive / Getty Images

Порой в суде Линча участвовали мэри, шерифы и судьи, а толпа имитировала законную процедуру — с предъявлением обвинения и оглашением «приговора». Чаще всего «суд» заканчивался повешением, реже — сожжением. Иногда подозреваемого подвергали пыткам.

Участники расправ не стеснялись позировать на фото рядом с телами убитых. Власти почти не вели борьбы с линчевателями, случаи их наказания были единичными.

Линчеванию могли подвергнуть и белого человека, однако такие случаи были значительно реже.

Всего в США с 1882 по 1968 год зафиксировано линчевание 3446 негров и 1297 белых (источник). Большинство бессудных казней совершено до 1930-х годов. Затем федеральное правительство США начало борьбу с линчеванием. После Второй мировой войны, а также после отмены дискриминационных законов практика судов Линча сошла на нет.

Последний случай линчевания чернокожего, как считается, был зафиксирован в 1981 году в городе Мобил в Алабаме. Тогда два члена Ку-Клукс-Клана похитили и повесили темнокожего Майкла Дональда. Оба преступника были арестованы: один умер в тюрьме, другой был казнен.

Дискография

Альбомы

  • BlueBob (с Джоном Неффом, 2001)
  • Ghost of Love EP (2007)
  • The Air is on Fire: Soundscape (2007)
  • Polish Night Music (с Мареком Жебровски, 2008)
  • Danger Mouse и Sparklehorse: Dark Night of the Soul (2010; Линч принял участие в создании двух песен.)
  • This Train (с Кристой Белл, 2011)
  • Crazy Clown Time (2011)
  • The Big Dream (15 июля 2013)
  • Somewhere in the Nowhere EP (с Кристой Белл, 2016)
  • Thought Gang (с Анджело Бадаламенти, 2018)

Ремиксы

  • Zola Jesus — In Your Nature (David Lynch remix) (2012)
  • Ultraísta — Strange Formula (David Lynch remix) (2012)
  • Moby — The poison tree (David Lynch remix)
  • John Foxx и Jori Hulkkonen — Evangeline (David Lynch remix) (2013)
  • Agnes Obel — Fuel To Fire (David Lynch Remix) (2014)

Слушать музыку

Саундтреки к фильмам Линча — самостоятельные произведения искусства. Речь не только об оригинальной музыке Анджело Бадаламенти (он сотрудничал с Линчем с «Синего бархата» 1986-го до «Малхоллланд Драйв» 2001-го), но и об авторских линчесвских компиляциях готовых песен. Меломанский разброс максимально велик, от сладчайших ретро-шлягеров до разрывающего барабанные перепонки индастриала. Очевидно, что I’m Deranged Дэвида Боуи и Брайана Ино помогает проникнуть в суть «Шоссе в никуда» лучше любых аналитических текстов. Полезно послушать и музыку самого Линча — кроме многочисленных коллабораций с другими артистами, он выпустил два полноценных студийных сольника, Crazy Clown Time (2011) и The Big Dream (2013).

Биография

Дэвид Линч – знаменитый американский режиссер, яркий представитель независимого кино, офицер ордена Почетного легиона и обладатель премий «Золотая пальмовая ветвь» и «Золотой лев» за вклад в мировой кинематограф, а также приза за режиссуру Каннского кинофестиваля.

Режиссерский стиль Линча – это сюрреализм и мистика, но без киношных штампов. В его фильмах чувствуется мощная энергетика, которая захватывает зрителей с первого кадра и не отпускает до титров.

Актер Дэвид Линч

Дэвид Линч появился на свет 20 января 1946 года. Его детство прошло в небольшом городке штата Монтана. Отец Дэвида – ученый, работал в Министерстве сельского хозяйства. Сын не пошел по его стопам. С детства Линча влекло все неизведанное и мистическое, особенно тушки мертвых животных, которые он аккуратно паковал в коробки и подолгу рассматривал. Одним из его увлечений было составление композиций из дохлых мух. В остальном Дэвид Линч был нормальным ребенком – послушным, тихим, он хорошо учился в школе.

Семья часто переезжала из одного города в другой, следуя за отцом. Дэвиду приходилось часто менять школы – с одноклассниками он не особенно дружил и не сильно переживал из-за частых переездов.

Дэвид Линч в молодости

Повзрослев, Линч не избавился от своего хобби. Наоборот, зачастил в местный морг, где с интересом наблюдал, как патологоанатомы расчленяют трупы. Он даже фотографировал разлагающиеся органы. Второй его страстью были рассказы о загробном мире. Кстати, в его существование он верит и сейчас.

Дэвид Линч мечтал стать художником, поэтому в 1963 году поступил в школу искусств в Вашингтоне, а через 3 года он перешел в академию изящных искусств в Пенсильвании.

Фильмы

Первый кинематографический опыт Дэвид приобрел в академии. В 1967 году он снял мультфильм «6 блюющих фигур» – он длился всего 1 минуту. В том же году был еще один эксперимент – авангардный фильм «Алфавит».

Работать над первой полнометражной картиной Линч начал в 1972 году. Это был проект «Голова-Ластик». Съемки продолжались 5 лет, но после премьеры Дэвид Линч стал культовым режиссером. Его заметил и предложил сотрудничество Мел Брукс. В 1980 году на студии Брукса вышел фильм «Человек-Слон», который был номинирован на «Оскар», получил Гран-при на фестивале фантастических фильмов.

В 1984 году на экраны вышел фильм «Дюна», экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта. Несмотря на знаменитый источник и обилие звезд в актерском составе, картина провалилась в прокате. Сам Линч объяснил провал тем, что финальная версия картины была подготовлена без его участия.

https://youtube.com/watch?v=mZEsFiHXLk4

В 1986 году вышло новое творение режиссера – детективный триллер «Синий бархат». Фильм о таинственном расследовании в маленьком городке собрал ряд престижных премий, но следующая картина Линча затмила успех этого фильма.

Режиссерским триумфом для Дэвида Линча стал детективно-мистический сериал «Твин Пикс», который вышел в 1990 году. Сериал рассказывает о расследовании шокирующего убийства старшеклассницы, которое постепенно обрастает подробностями, указывающими на вмешательство в дело потусторонних сил. После двух сезонов незавершенный серил был оставлен более чем на 25 лет. Этот факт придал «Твин Пиксу» еще большую популярность, а незавершенный сюжет оброс невероятным количеством теорий, объясняющих происходящее в картине.

https://youtube.com/watch?v=oAwhKitMHbc

В том же году его драма «Дикие сердцем» получила главный приз Каннского кинофестиваля. В 1994 году зрители увидели самый таинственный фильм Линча — «Шоссе в никуда». Сложный сюжет, идеальный монтаж, мистическая музыка – все элементы действовали на зрителей магически.

После проекта «Шоссе в никуда» Линч снял «Простую историю», в которой нет мистики, сюжет прост и в чем-то наивен. Это история о пожилом человеке, который отправляется за тысячи километров к своему брату на маленькой газонокосилке. Этой работой режиссер доказал, что ему по силам не только сюрреалистические проекты. Увы, общество прохладно восприняло его эксперимент – от мастера ожидали другого.

Вскоре Дэвид Линч вернулся к любимому стилю. В 2000 году вышел «Малхолланд-драйв». Этот фильм получил два приза за режиссуру – в Торонто и Каннах. Первоначально фильм был снят как пилотная серия нового сериала, но материал оказался забракован. Линч доснял недостающие части и выпустил «Малхолланд-драйв» как полноценный полнометражный фильм, который с теплотой приняли поклонники.

Фильм рассказывает о молодой актрисе, которая стала подругой случайно встреченной девушке, потерявшей память. Главные роли в картине исполнили Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг и Джастин Теру.

Дэвид Линч

Осенью 2006 года на Венецианском фестивале прошла премьера картины «Внутренняя империя» – это последний полнометражный проект Линча. Фильм рассказывает о попавшей в беду девушке, при этом картина наполнена перемещениями во времени, запутанными хронологическими переходами, альтернативными версиями событий и знаменитым сюрреализмом Линча. Режиссер получил за этот проект «Золотого льва».

Какие работы Дэвида Линча нужно смотреть в первую очередь?

За свою многолетнюю карьеру режиссёр снял не так много фильмов, поэтому ознакомиться практически со всем его творчеством большого труда не составит. Но есть несколько отправных точек для начала просмотра картин Дэвида Линча.

Синий бархат

  • Детективный триллер.
  • США, 1986.
  • Длительность: 120 мин.
  • IMDb: 7,8.

Юный Джеффри Бомон находит недалеко от своего дома отрезанное человеческое ухо. Сначала он просто сдаёт находку в полицию, но потом любопытство втягивает его в странную и опасную историю. Джеффри узнаёт о певице Дороти, её семейной трагедии и жестоком наркоторговце Фрэнке.

Смотреть в iTunes →Смотреть в Google Play →

Твин Пикс

  • Драма, фантастика, ужасы.
  • США, 1990.
  • Длительность: 3 сезона.
  • IMDb: 8,9.

Агент ФБР Дейл Купер прибывает в маленький городок Твин Пикс для расследования загадочного убийства местной старшеклассницы Лоры Палмер. Простой и тихий на первый взгляд город оказывается наполнен тайнами и мистикой, а многие его жители ведут двойную жизнь и скрывают весьма тёмные стороны своей натуры.

Изначально Дэвид Линч задумывал снять только восемь серий, оставив финал открытым. Но высокие рейтинги шоу заставили продюсеров выпустить продолжение. В съёмках второго сезона сам Линч практически не участвовал, зато позже выпустил отдельный фильм-приквел «Твин Пикс: Сквозь огонь».

Именно из-за недовольства сюжетом второго сезона режиссёр долгие годы отказывался от работы над третьим, пока не получил возможность снять именно то, что он сам хочет.

Малхолланд Драйв

  • Психологический детектив, неонуар, драма.
  • США, 2001.
  • Длительность: 147 мин.
  • IMDb: 8,0.

Загадочную девушку пытаются застрелить в машине, но внезапная автомобильная авария мешает планам преступников. Потеряв память, девушка приходит в дом, где поселилась начинающая актриса Бетти. Они сближаются и пытаются разобраться в загадочном прошлом незнакомки. Но история может приобрести настолько неожиданный оборот, что предсказать его невозможно.

Режиссёр готов пересматривать их бесконечно

Дэвид Линч — гениальный режиссёр, чьи фильмы узнаются с первого кадра. Он никогда не снимал по шаблону и не пытался угодить массам, но при этом «артхаусом» его картины не назовёшь. «Синий бархат», «Малхолланд Драйв», «Шоссе в никуда», «Твин Пикс» — известны всем. А какие фильмы любит сам Линч? Судя по его словам, он выбирает классику.

Любимые фильмы Дэвида Линча

О самых любимых фильмах Дэвид Линч рассказал в своей книге «Поймать большую рыбу», которая вышла в 2006 году. Двенадцать лет назад он выделил четыре фильма:

1963
/ Драма
/ Франция, Италия

В избранное

«Феллини обладает уникальной особенностью, свойственной всем живописцам-абстракционистам, – он передаёт эмоцию без слов, напрямую зрителю, по сути, ничего не объясняя. Это настоящая магия».

1950
/ Драма, Нуар
/ США

В избранное

«Стиль Билли Уайлдера очень отличается от стиля Феллини. В атмосфере его фильмов присутствует та же абстрактность, что и у Федерико, но в ней чуть меньше магии, чуть больше стилистики и технических трюков. Голливуд, который он описывает в своём фильме, – нереальный, но он заставил нас поверить в его существование, он погрузил нас в эту мечту».

1953
/ Комедия
/ Франция

В избранное

«На третьем месте в моём списке картина Жака Тати, в которой режиссёр показал свой уникальный взгляд на общество. Когда ты смотришь этот фильм, то осознаёшь, как хорошо он понимал и любил людей. Такое отношение вдохновляет поступать так же».

1954
/ Триллер, Мистика
/ США

В избранное

«В этом фильме Альфред Хичкок сумел создать и даже воссоздать картину целого мира в тесноте обычного жилого дома

Обратите внимание, что Джеймс Стюарт на протяжении всего фильма не встаёт со своего инвалидного кресла. И несмотря на такую ограниченность в движениях, мы в полной мере видим сложную сцену убийства глазами героя Стюарта

Хичкоку удалось втиснуть нечто очень большое в очень узкие рамки. А всё потому, что режиссёр полностью контролировал съёмочный процесс».

1962
/ Драма, Мелодрама, Криминал
/ США, Великобритания

В избранное

Из книги «Дэвид Линч: Интервью» под редакцией Ричарда А. Барни, 2009:«Я всегда смотрю «Сияние», когда его показывают по телевизору. Но самое лучшее творение Кубрика для меня – это «Лолита». Фильм меня пленил».

1974
/ Мистика, Драма, Триллер

В избранное

Из книги «Дэвид Линч: Интервью» под редакцией Ричарда А. Барни, 2009:«Всегда считал, что именно у этого фильма самый лучший финал… Если тайна разгадана, я чувствую опустошённость. Что-то всегда должно оставаться нераскрытым, чтобы можно было размышлять и мечтать. Чтобы ты одновременно понимал и не понимал — тогда тайна живёт».

1977
/ Драма, Комедия
/ ФРГ

В избранное

Из интервью кинокритику Керри Рикли, 2014 год: «Думаю, Херцог тоже один из гениев всех времён. Настоящих гениев. Я как-то, будучи в Англии, видел «Строшека» по телевизору. Смотрел не с начала и подумал, что это документальный фильм. Я посмотрел всего пару секунд – и я больше не мог оторваться от экрана. Никогда не видел ничего подобного».

1960
/ Комедия, Мелодрама, Драма
/ США

В избранное

Из интервью кинокритику Андрею Плахову в газете «Коммерсант», 2006 год: « все они открывают другой мир – а это самое потрясающее в кино. Но и фильм такого вроде бы бытового плана, как «Квартира» Уайлдера, не менее фантастичен и в то же время обжит мною как зрителем».

1930
/ Драма, Научно-фантастический
/ Франция

В избранное

Из документального фильма BBC Arena, 1997: «Я думаю, что Жан Кокто – это очень крупная фигура в сюрреалистическом кино, в одном ряду с Рене Клером. Кокто и Клер — из тех авторов, что работали интуитивно, как бы открывали кино заново. И я горд считать их своими единомышленниками».

1954
/ Драма
/ Италия

В избранное

«Дэвид Линч. Интервью: беседы с К. Родли», 2009: «Дорога» Феллини – один из моих самых любимых фильмов. Я думаю, любая дорога так или иначе всегда ведёт в неизведанное, и это мне нравится. То же самое и с кино – свет гаснет, занавес раскрывается в стороны и мы отправляемся в путь, не зная, с чем столкнёмся на этом пути».

1939
/ Приключения, Фэнтези, Семейный фильм
/ США

В избранное

Из интервью критику Мишелю Симану и режиссёру Юберу Ниогре в 1990 году: «В этой картине особенная сила. Я думаю, что Мартин Скорсезе и Джон Бурмен в детстве тоже остались под впечатлением от этого фильма. Неудивительно, что эта сказка живёт в наших сердцах и влияет на наше творчество».

Сансет бульвар (дубликат),
Квартира,
Строшек,
Волшебник из страны Оз,
«Кровь поэта» ,
Волшебник страны Оз,
Китайский квартал,
Сансет бульвар,
Окно во двор,
8½,
Каникулы господина Юло,
Дорога,
Лолита

Новинка

Линч — вовсе не тот, кем кажется

Разумеется, мы не препарировали творчество Линча (это было бы до смешного самонадеянное заявление). Но, взглянув на него внимательнее, удалось выяснить, как именно он работает и как выуживает свои идеи на гигантской глубине, недоступной обычным людям. На первый взгляд Дэвид выглядит как депрессивный сумасброд и психопат, который вываливает на зрителя всех своих внутренних демонов. Его внутренний мир ужасен, творчество болезненно, а сам он — полоумный старик из Монтаны, который потерял связь с реальностью еще ребенком, увидев нагую сумасшедшую и самоубийство соседа.

Дэвид Линч с дочерью

В действительности это вовсе не так. Дэвид Линч работает в исключительно умиротворенном состоянии. Он словно алхимик, который нашел секрет превращения травматического опыта в золотые слитки гениальных прозрений и образов. Кроме того, как и полагается рыбаку, Линч — азартный игрок, и, к тому же, у него все в порядке с чувством юмора. Просто оно него у него своеобразное.

Кстати, третий сезон «Твин Пикс» — это третья после «Головы-ластика» и «Внутренней империи» работа Линча, где он абсолютно не стеснен рамками, которые задают продюсеры и студия. В отличие от предыдущих сезонов, именно этот создается таким, каким хочет Дэвид и никто иной. Возможно, поэтому у многих фанатов он вызывает такое недоумение, ведь это — совершенно иное произведение, пересекающееся со старым лишь общей историей.

Трансцендентность и триггеры Линча

Чтобы по-настоящему проникнуться атмосферой линчевских фильмов, нужно понять, в чем его главная сила, и где ее источник. Это трансцендентность, редкое свойство, умение выходить за рамки и сталкиваться с тем, что в принципе недоступно познанию с помощью опыта. Звучит туманно и где-то банально, но у Линча есть довольно стройная система и полувековой опыт в этих погружениях. Он практикует трансцендентную медитацию, хотя дело не совсем в ней: она просто позволила ему обуздать довольно болезненную врожденную особенность — талант-проклятие мгновенно оказываться по ту сторону. Любая деталь внешнего мира может сработать как триггер: муравьи, ползущие по коре дерева, сгнивший фрукт, отцовство или нагая избитая женщина, идущая мимо лужайки семейства Линчей.

Фильмы

Путь к успеху в кинематографе для Александра Яцко не был стремительным. С 1985 года актер участвовал в работе над эпизодами или второстепенными ролями в картинах, которые не пользовались успехом. В 1991 году сыграл первую главную роль в фильме-притче Олега Тулаева «Водоворот». В течение 10 лет имя артиста было известно только немногим кинолюбителям.

В 1996 году актер появился в трагикомедии «Мужчина для молодой женщины», а еще через два года получил эпизодическую роль в фильме «Страна глухих». Режиссер Валерий Тодоровский собрал на рабочей площадке звездный актерский состав, главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов.

Но в начале 2000-ых, когда российский кинематограф начал массово выпускать сериалы и мелодрамы, ситуация изменилась. Яцко начал получать предложения от режиссеров в большом количестве. Особенно после выхода на экраны таких популярных проектов, как «Марш Турецкого», «Каменская», «Сыщики-1», «Молодой Волкодав», «Искатели приключений».

В 2006 году актер предстал перед зрителями в фильме «Жулики» в роли стареющего плейбоя, врача скорой помощи Перова, где наряду с отчаявшейся воспитательницей детского сада Машей (Мария Звонарева) отправляется на ограбление. Через два года Александр получает роль олигарха в мелодраме «Ермоловы». В популярном сериале «Доктор Тырса» актер сыграл интеллектуала, гроссмейстера Максима Бергера.

Затем последовали главные роли в проектах «Столица греха», «Судмедэксперты». Не менее значимыми работами артиста оказались фильмы «Группа счастья», «МУР. Третий фронт», «Закрытая школа». В драме «Ярость» Александр предстал в образе криминального бизнесмена, в сериале «Искатели приключений» – гонщика-испытателя. Череда рейтинговых фильмов – «Порох и дробь», «Хмуров», «Роковое наследство», «Танкисты своих не бросают» – подтвердила популярность артиста.

В 2014 году Александр Яцко подарил зрителям работы в детективе «Женщины и прочие неприятности», где сыграл в актерском дуэте со Светланой Кожемякиной, а также в медицинской мелодраме «Тест на беременность», где партнершей Яцко стала Светлана Иванова.

В сериале «Кухня» Александр Яцко появился в образе нового шеф-повара Антона Владимировича, а в проекте «Лондонград. Знай наших!» сыграл отца персонажа Артема Савенко. В общей сложности фильмография Александра Яцко насчитывает 135 работ.

Помимо актерской карьеры, Александр Яцко осваивает и работу телеведущего. В 2016 году артист появлялся в эфире передачи «Раскрывая мистические тайны», которая транслировалась в течение полугода на канале «Москва Доверие».

Основные этапы строительства фундамента монолитного типа

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации