Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 0

«ирония судьбы, или с легким паром!»: актеры и судьбы

Культурное влияние

Не надо объяснять, как важно, чтобы всё окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрождённые жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов — это наша гордость

И всё же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной. (Оживление в зале. Аплодисменты.)

  • В 2006 году Юрий Яковлев и Барбара Брыльска заново исполнили свои роли в музыкальном фильме «Первый скорый», где Брыльску снова озвучила Талызина.
  • В 2007 году режиссёр Тимур Бекмамбетов снял сиквел «Ирония судьбы. Продолжение».
  • В серии «Ирония любви» сериала «Счастливы вместе», снятой в 2008 году, Гена Букин также пошёл в баню со своими друзьями и по такой же ошибке попал в похожую квартиру в Норильске, где также познакомился с хозяйкой квартиры.
  • В 2013 году в Индии был снят фильм с названием «Я люблю Новый год», сюжет которого идентичен фильму Рязанова. Героям фильма даны индийские имена, а вместо Москвы и Ленинграда фигурируют Чикаго и Нью-Йорк, куда, по сюжету, прилетает герой. Индийские продюсеры умалчивают о заимствовании идеи и сюжета фильма из советской кинокомедии. Впрочем, судебное дело о плагиате не возбуждалось.

Пародии

«Ирония судьбы» в разное время пародировалась в передачах «Осторожно, модерн!», «Оба-на!», «Городок», «Вечерний Ургант», а также неоднократно — в «КВН».
Несколько раз фильм пародировался в программе «Большая разница»:
«Ирония судьбы» с иностранными режиссёрами и актерами (также пародировались Джеймс Бонд, Джеки Чан, Арнольд Шварценеггер, Роуэн Аткинсон в роли Мистера Бина, Стивен Спилберг и другие);
«Ирония судьбы» со спецэффектами и рекламными вставками;
«Ирония судьбы» в стиле фильма «Аватар»;
«Ирония судьбы» в японском стиле. Кроме того, пародия на фильм показывалась и в передаче «„Большая разница“ в Казахстане».

Пьеса

В 1969 году Эльдар Рязанов совместно с драматургом Эмилем Брагинским написал пьесу «С легким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…». Московские театры брать для постановки ее отказались, но в провинции она имела большой успех. К началу 1970-х годов пьеса шла почти на 100 театральных площадках страны.

По воспоминаниям режиссера, изначально он хотел написать пьесу с минимальным количеством актеров и декораций. Что послужило основой сюжетной линии, точно неизвестно, потому что история создания фильма со временем обросла различными фактами. Сам Рязанов в одном из интервью рассказывал об услышанном им однажды розыгрыше: «Один человек 31 декабря пошел в баню, там выпил, потом зашел к друзьям, которые отмечали годовщину свадьбы… Пьяный шутник, один из гостей, отвез его на Киевский вокзал».

По другой версии, идею сценария режиссеру подсказали друзья, рассказав о шахматисте, летевшем на соревнования в Омск, но случайно оказавшемся в Новосибирске.

На основе пьесы Рязанов и Брагинский написали сценарий для художественного фильма. Однако на «Мосфильме» режиссеру отказали в постановке, сочтя историю «пропагандой пьянства». По одной из версий, съемки картины не одобрил сам руководитель Государственного комитета СССР по кинематографии (Госкино) Филипп Ермаш. Тогда Рязанов предложил постановку телевидению, его поддержал председатель Государственного комитета по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио) Сергей Лапин. Было принято решение снимать двухсерийную комедию на Творческом объединении телевизионных фильмов. «Мосфильм» по заказу телевидения предоставил производственно-техническую базу для съемок.

Подбор актеров

Рязанов очень тщательно отнесся к отбору актеров для будущей картины. На роль Жени Лукашина режиссер изначально планировал пригласить популярного советского актера Олега Даля, однако после проб отказался от этой идеи. Что конкретно послужило причиной, неизвестно. Однако существует версия, что Рязанов хотел сделать образ своего героя более мягким, а острохарактерный Даль для этого не подходил. Отказ получили также Андрей Миронов, во многом из-за своей высокой популярности, а также Петр Вельяминов и Станислав Любшин.

Позднее Рязанов обосновал свой выбор так: «Играть человека в несоображении, оставаясь при этом и натуральным, и симпатичным, и смешным — задача архисложная». Самыми убедительными для режиссера стали пробы Андрея Мягкова, который на тот момент еще не был широко известен зрителю. Сперва Рязанов не рассматривал Мягкова как исполнителя роли Лукашина, не считал его комедийным актером (до «Иронии судьбы…» сыграл, в частности, Аркадия Гайдара и Владимира Ленина). Однако после проб мнение режиссера изменилось. Впоследствии Мягков снялся в не менее популярной картине Рязанова «Служебный роман».

На роль Нади Шевелевой также пробовались несколько известных советских актрис — Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Алиса Фрейндлих, Валентина Талызина и др. Однако Рязанов остановил свой выбор на польке Барбаре Брыльской, которую запомнил по фильму «Анатомия любви» (1972; реж. Роман Залуский). Позднее режиссер в книге «Неподведенные итоги» писал, что «за ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба». Актриса говорила по-русски с сильным акцентом, поэтому ее пришлось дублировать Валентине Талызиной (при этом озвучивание в титрах не было указано). Сама Талызина сыграла в «Иронии судьбы…» подругу главной героини.

Жениха Нади Шевелевой — Ипполита — должен был играть Олег Басилашвили. Он был утвержден и снялся в нескольких эпизодах, но по ряду причин, в том числе из-за смерти отца, отказался от дальнейших съемок. Роль Ипполита в итоге сыграл Юрий Яковлев.

В фильме также были заняты Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский, Лия Ахеджакова, Ольга Науменко и др. Эпизодическую роль в своей картине, по традиции, исполнил сам режиссер: он сыграл соседа Лукашина в самолете.

Сюжет

Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки о создании и повсеместном распространении типовых архитектурных проектов, формирующих однотипную застройку в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).

1 серия

Действие происходит в Москве, в новостройке. 36-летний врач-хирург, закоренелый холостяк Евгений Михайлович Лукашин намеревается встречать Новый год с невестой Галей в квартире, недавно полученной по адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Собираясь сделать Гале в новогоднюю ночь предложение, он рассказывает ей о том, что как-то уже сватался к одной женщине, но потом резко передумал жениться и сбежал в Ленинград.

Галя собралась уходить, чтобы вечером вновь вернуться к Лукашину на встречу Нового года. В знак своих серьёзных намерений Женя даёт Гале ключи от новой квартиры. Перед встречей Нового года Женя и его друзья — Павлик, Саша и Миша — по давно сложившейся традиции отправляются в баню. Там они изрядно выпивают, а потом отправляются в аэропорт провожать Павлика, который должен лететь к своей жене в Ленинград. Однако в самолёт пьяные Саша и Миша по ошибке отправляют полусонного Женю.

Проснувшись уже в ленинградском аэропорту, он берёт такси и называет свой московский адрес, по которому в Ленинграде расположен точно такой же типовой дом, как и в Москве. Таким образом, Женя поднимается в квартиру, которую считает своей, и открывает типовой замок ключом от московской квартиры. Также в квартире с типовой советской мебелью после новоселья царит беспорядок, и ничего не подозревающий, обессилевший от долгого дня и алкоголя Женя засыпает.

Спустя некоторое время в квартиру возвращается живущая здесь учительница русского языка и литературы, 34-летняя Надежда Васильевна Шевелёва, которая готовится встретить Новый год со своим женихом Ипполитом Георгиевичем. Она с ужасом обнаруживает в своём доме спящего незнакомца и пытается разбудить и выгнать его до прихода Ипполита. Женя всячески сопротивляется: с его точки зрения, посторонняя женщина ворвалась в его квартиру и по неизвестной причине прогоняет его. В результате суматошного объяснения и взаимного предъявления паспортов выясняется правда: Галя ждёт Женю в Москве, а он находится в Ленинграде, куда в прошлый раз уже сбежал от предыдущей невесты.

Пришедший Ипполит устраивает Наде сцену ревности, и Женя уходит. Однако вскоре он обнаруживает, что денег на билет до Москвы у него нет, и поэтому возвращается, чтобы попросить взаймы. Надя соглашается помочь ему. У Ипполита это вызывает новую вспышку ревности, и в гневе он уходит. Женя безуспешно пытается догнать Ипполита. Надя разрешает протрезвевшему Жене остаться, чтобы он смог дозвониться до Гали и объяснить ей происходящее. Но когда он наконец дозванивается до любимой, та не хочет его слушать. Ипполит в приступе ревности гоняет под бой курантов на своем ВАЗ-2103 по ночному Ленинграду.

2 серия

Вынужденно находясь в одной квартире, герои постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией. После этого возвращается Ипполит. Из-за того, что Женя всё ещё тут, дело доходит до драки. Надя выгоняет их из дома обоих, но Женя, забывший портфель с банным веником, снова возвращается, и Надя сама предлагает ему остаться. Затем приходит уже пьяный Ипполит и, поев, выпив и приняв душ прямо в одежде, разъясняет обоим, что за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. После этого он уходит насовсем.

Потрясённая словами Ипполита, Надя считает, что у них с Женей нет будущего, а произошедшее было только игрой, и Женя возвращается самолётом в Москву, предварительно прихватив фотографию Нади. Но Надя обнаруживает, что Женя опять забыл портфель с веником, и поняв, что это судьба, в тот же день прибывает в Москву, чтобы навсегда остаться с любимым.

Новогодний анекдот

История, лёгшая в основу сюжета картины, анекдотична и забавна. В преддверии Нового года Евгений Лукашин с компанией верных друзей решает не откладывать празднование в долгий ящик. Приятели устраивают уютное застолье в бане. Опьянев от игристых напитков, все отправляются провожать одного из мужчин в Ленинград к жене, однако по ошибке в самолёт сажают сонного и ничего не соображающего Лукашина.

Домостроительство в СССР основывалось на однотипных проектах, поэтому многоэтажки в разных городах были похожи друг на друга, как две капли воды. Оказавшись в культурной столице, Евгений называет таксисту свой домашний адрес. Доехав, герой поднимется на свой этаж и открывает типовую дверь типовым ключом. Как ни в чём не бывало, он заходит «домой» и с блаженством падает на кровать. Женя вовсе не подозревает, что находится в чужом жилище.

Вскоре домой возвращается настоящая хозяйка квартиры — Надя. Она испугана и шокирована. Впрочем, женщина держится довольно храбро и поливает потенциального грабителя из чайника. Женя просыпается и начинает сам обвинять Надю в незаконном проникновении в его «крепость». Герои спорят, ругаются, пытаются выгнать друг друга. Но именно эта нелепая встреча меняет их судьбу и дарит им внезапную любовь, которая сваливается на головы Жени и Нади, словно новогодний снег.

Телевидение

В разное время актриса принимала участие в телевизионных проектах. Ее можно было застать в гостях у программы «Доброе утро», увидеть на ток-шоу «Мой герой», в популярной воскресной передаче «Пока все дома».

«Дело ваше»

В новой для себя роли Ольга Науменко выступила в проекте Первого канала «Дело ваше». Вместе с Натальей Варлей и Раисой Рязановой в первом пуле она принимала в гости самых обычных людей, чтобы попытаться распутать клубок их личных проблем. Программу назвали — «Дело ваше…», потому что ведущие дают советы героям, исходя из своего жизненного опыта, а прислушиваться к ним или нет, решать каждому самостоятельно.

Артистка уточняет: «Мне выпала еще не сыгранная мною роль — дотошной и въедливой ведущей, пытающейся вывести гостей на чистую воду, чтобы разобраться в их запутанных отношениях. В жизни же я совсем другая. Никогда не лезу с советами, да и с проблемами стараюсь справляться сама. Когда бывает совсем плохо, обращаюсь к родным — сестрам и брату».

Сюжет

Действие картины разворачивается в 1970-х годов в Москве и Ленинграде.

В основу сюжета легла история любви двух абсолютно незнакомых людей, которые встретились в результате неожиданного стечения обстоятельств в новогоднюю ночь. Главный герой — 36-летний москвич, врач Евгений Лукашин — накануне встречи Нового года вместе с друзьями отправляется в баню. После дружеских посиделок захмелевшие друзья по ошибке отправляют его в Ленинград.

В аэропорту Лукашин, не понимая, что он находится в другом городе, берет такси и называет шоферу свой московский адрес — 3-я ул. Строителей, дом 25, кв. 12. По иронии судьбы, в Ленинграде существует улица с тем же названием и таким же номером дома. В итоге ничего не подозревающий герой оказывается в чужой квартире, где и происходит его встреча с учительницей Надеждой Шевелевой.

Новый виток

Через тридцать два года после премьеры комедии Тимур Бекмамбетов, прославившийся благодаря двум «Дозорам», решил взять на себя смелость дать легендарной истории второе дыхание. Осовремененная история получила название «Ирония судьбы. Продолжение». Теперь двигателем сюжета является сын Жени Лукашина — Костя. Как выясняется, Женя всё-таки вернулся к Гале, а Надя связала судьбу с Ипполитом. Ни один, ни второй брак не был удачным, и Косте поручается вновь найти в Петербурге квартиру, в которой в былое время зародилась незабываемая любовь. Герой повторяет путь отца и попадает туда.

Однако теперь там живёт дочь Нади и Ипполита, которую решили назвать в честь матери. Надя-младшая, неосознанно копируя действия мамы, обнаруживает в квартире пьяного незнакомца и не может с ним справиться. Позднее в гости к девушке приходит её возлюбленный Ипполит — вечно занятый бизнесмен, который еле выкраивает хотя бы минутку для своей невесты в своём плотном графике. Конечно же, Надя и Костя в итоге влюбляются друг в друга, а Лукашин-старший, приехав за сыном, вновь погружается в ожившие чувства.

Надя Шевелёва (Барбара Брыльска)

На роль учительницы Нади, которая живёт в Ленинграде, была утверждена польская актриса Барбара Брыльска, из-за чего Рязанова часто спрашивали, почему он отдал предпочтение зарубежной актрисе. Как позже вспоминал режиссёр, во время проб с советскими актрисами он никак не мог найти в ком-то из них идеальный баланс «обаятельной, лишенной какой бы то ни было вульгарности, независимой, но немножко при этом и беззащитной женщины». Он высматривал исполнительницу с комедийно-драматическими способностями игры и в то же время с хорошими вокальными данными.

После увенчавшихся неуспехом поисков Рязанов вспомнил актрису, которая запомнилась ему при просмотре польской драмы «Анатомия любви» (1972), и связался с ней. Так Барбара Брыльска превратилась в Надю и стала любимицей советской публики. За эту роль она получила Государственную премию СССР в 1977 году.

В фильмографии актрисы много работ в зарубежных картинах. Её запоминающимися появлениями на экране после «Иронии судьбы…» были роли в военной драме «Сто коней к ста берегам» (1978), в российском «Даун Хаусе» (2001) и «Казусе Белли» (2002), а также в сказочном мюзикле «Тайна четырёх принцесс» (2014).

В личной жизни актрисы бывали и неудачи, и даже большая трагедия. Она трижды выходила замуж, но каждый новый союз неминуемо заканчивался разводом.

Первый муж был математиком, никак не поддерживал супругу в вопросах карьеры и даже отговаривал сниматься. Эти разногласия и привели к расторжению брака.

В 1966 году к актрисе пришла первая популярность с выходом фильма «Фараон». Кроме того, на съёмках она познакомилась с Ежи Зельником – вторым супругом. Однако страсть быстро угасла, и актёр быстро нашёл себе новое увлечение.

Через три года Брыльска влюбилась в югославского коллегу Слободана Дмитриевича, с которым она снялась в фильме «Белые волки». Пара обручилась, однако, свадьба не состоялась из-за вмешательства семьи Дмитриевича, которой не нравилась новоявленная невеста.

Последним мужем экранной дивы стал врач-гинеколог Людвиг Космаль. Супруги прожили вместе 18 лет, но их брак сложно было назвать счастливым: постоянные измены и скандалы стали причинами расставания.

В этом браке у актрисы родилось двое детей – дочь Барбара и сын Людвиг. Девочка росла настоящей красавицей и начала успешную карьеру в модельном бизнесе, где была очень востребованной. Однако её жизнь внезапно оборвалась в 1993 году: в возрасте двадцати лет она погибла в результате автомобильной катастрофы. Барбара Брыльска пережила это горе только благодаря тому, что у неё остался младший сын, который позже завёл семью и подарил ей двух прекрасных внуков.

Биография

Ольга Науменко – коренная москвичка, родилась и выросла в многодетной семье подполковника (танкиста) и домохозяйки. Первые годы жизни девочки прошли в Германии, там служил ее отец. В 1995 году Науменко-старшего перевели обратно в Москву, где Оля и пошла в школу.

О своем детстве актриса рассказывает: «Семья у меня не артистическая. Жили в Москве. Папа — военный, мама воспитывала детей — семь девочек и одного мальчика. Я — третья с конца. В детстве много играла в самодеятельности. Ходила в танцевальный кружок, а потом занималась в драматической студии во Дворце пионеров на Ленинских горах, вместе с Наташей Гундаревой. С ней мы поступали в Щукинское училище. Меня не приняли. Я пришла на высоких каблуках, с ярко накрашенными ресницами и, видимо, подготовила не соответствующий моему внешнему облику репертуар… Я так рыдала!

На следующий год все было иначе. Перед экзаменом уединилась в лесу. Много репетировала. Пришла на экзамен без косметики, скромно одетая, в туфлях на низком каблуке, с длинной косой… и душа моя была вся наполнена свободным лесным воздухом. Я чувствовала себя внутренне сильной, спокойной и уверенной. И легко поступила».

Издания

С 1990 года фильм выпущен на видеокассетах кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах — совместно с компанией «ВидеоМир». Перевыпущен в начале 2000-х на VHS дистрибьютором «Мастер Тэйп».

С 2000 года фильм отреставрирован, оцифрован и выпущен дистрибьютором «Твистер» на DVD со звуком Dolby Digital 5.1 (Surround), с русскими и английскими субтитрами, а также с русским и английским анимированными меню, и с дополнениями: фильмографией и текстами песен. Также, с 2003 года выпущен на DVD объединением «Крупный план» со звуками Dolby Digital 5.1 (Surround) и 1.0 (Моно), и с русскими субтитрами.

Ипполит (Юрий Яковлев)

Для Юрия Васильевича роль Ипполита, хоть и была безусловно значимой в карьере, далеко не являлась единственной хитовой. Ещё до образа ревнивого возлюбленного Нади он появлялся во многих комедиях («Человек ниоткуда» (1961) и «Гусарская баллада» (1962)) и драмах («Идиот» (1958), «Анна Каренина» (1967)), раскрывая весь спектр таланта разножанрового актёра.

Если в советский период актёр был очень востребованным, то в современных фильмах он практически не снимался, так как не любил и не понимал их. В театре Яковлев тоже появлялся очень редко. За последние двадцать лет своей жизни, начиная с 1993 года, его можно было увидеть всего в четырёх кинолентах, в числе которых – продолжение «Иронии судьбы…».

В молодости статный и привлекательный Яковлев имел репутацию сердцееда. Первой женой актёра стала врач Кира Манчульская, с которой он прожил почти десять лет. В этом браке не рождались дети, из-за чего отношения супругов рушились. Когда в семье появился долгожданный ребёнок, оказалось, что от Яковлева беременна ещё и актриса Екатерина Райкина. Она и стала второй супругой актёра, однако многочисленные измены мужа и пристрастие к алкоголю поставили точку на их браке через три года.

Семейная идиллия в жизни Юрия Яковлева наступила лишь в последнем браке. Третья жена актёра – искусствовед Ирина Сергеева. В начале были и интрижки на стороне, и недопонимания, но это не помешало прожить супругам душа в душу более 40 лет и воспитать сына. Любопытно, что все дети Юрия Яковлева выбрали профессию отца.

В 2013 году великий актёр ушёл из жизни после продолжительной болезни. Ему было 85 лет.

Съемки

Работа над фильмом началась в феврале 1975 года. На «Мосфильме» был выделен большой павильон площадью 600 кв. м. Там и была отснята большая часть интерьеров московской и ленинградской квартир главных героев, а также сцены в бане. Уличные съемки проходили в двух панельных жилых домах на проспекте Вернадского в Москве. В доме №125 располагалась «квартира» Лукашина, а в доме №113 — главной героини. В декабре 2003 года на зданиях были установлены мемориальные доски — в виде портфелей с торчащими из них банными вениками. Сцены на улице снимались также в Москве на ул. Шверника, ряд эпизодов был отснят в Ленинграде.

Уже в июне 1975 года фильм был полностью смонтирован, озвучен и готов к показу. Существенно сократить время съемок позволил «многоканальный метод», который применил оператор Владимир Нахабцев. При этом способе используют одновременно три киносъемочных аппарата, каждый из которых снабжен системой телевизионного визирования. Это позволяет добиться естественности при съемке, а также дает возможность просматривать отснятый материал на экранах монитора сразу всем членам съемочной группы.

Но ждать выхода ленты пришлось еще шесть месяцев, так как премьера была приурочена к Новому году.

Премьера

Телепремьера «Иронии судьбы…» состоялась 1 января 1976 года в 17:45 по Первой программе Центрального телевидения. Аудитория первого показа достигла 100 млн зрителей. Картина имела такой успех, что спустя месяц, 7 февраля, ее вновь показали по Центральному телевидению по многочисленным просьбам телезрителей. Был также сделан новый вариант комедии для ее демонстрации в кинотеатрах.

По воспоминаниям Рязанова, премьера его фильма вызвала у зрителей реакцию «восторженную и стремительную»: «Занятно, что несколько телеграмм (от зрителей — прим. ТАСС-ДОСЬЕ) были отправлены 1 января в 21 час 03 минуты, 05 минут, 06 минут, 08 минут, то есть немедленно после окончания показа».

Театр

В 1972 году Науменко окончила театральное училище им. Б.В. Щукина и сразу же была принята в труппу Московского драматического театра им. Гоголя (с 2013 г. — «Гоголь-центр»), которому верна по сей день.

«Театральная карьера началась с череды срочных вводов, — делится артистка. — Если честно, мне нравились такие экстремальные истории, в них был адреналин. Но я никогда не претендовала на то, чтобы сохранить за собой ту или иную роль. Надо было выручить коллег — я выручала…»

За годы службы в театре Ольге удалось сыграть множество ведущих ролей и поработать с известными режиссерами. В последнее время актриса также стала появляться в антрепризных спектаклях.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

«Гоголь-центр»:

  • Судья, Домохозяйка, Тетка Елисея, Мать Карины — «Идиоты» Ларс фон Триер (режиссер — Кирилл Серебренников)
  • Юлия Тафаева – «Обыкновенная история» (режиссер – Кирилл Серебренников)
  • Врач – «Персона» (режиссер – Лера Суркова)

Театр им. Н. В. Гоголя:

  • Луиза — «После грехопадения» (режиссер – Эд Хастингс)
  • Раиса Гусятникова — «Старым казачьим способом» (режиссеры – Борис Голубовский, Юрий Левицкий, Александр Покровский)
  • Она — «И эту дуру я любил» (режиссер – Арнольд Швецов)
  • Полина Андреевна — «Записная книжка Тригорина» (режиссер – Евгения Кемарская)
  • Эльза, по прозвищу Сантту — «Безобразная Эльза» (режиссер – Борис Голубовский)
  • Татьяна Репина — «Охота на женщин» (режиссер – Алексей Говорухо)
  • Елизавета — «Карнавал «Ламбада“ (режиссер – Сергей Яшин)
  • Ноэль — «Утомленная счастьем» (режиссер – Вячеслав Сорокин)
  • Елена Ларсонье — «Женщин похищать опасно (Похищение Елены)» (режиссер – Алексей Говорухо)
  • Донна Роза д’Альвадорец, тетушка Чарлея — «Тетка Чарлея» (режиссер – Сергей Яшин)

В ролях

АктёрРоль
Андрей Мягков хирург Евгений Михайлович Лукашин (вокал — Сергей Никитин)
Барбара Брыльска учительница русского языка и литературы Надежда Васильевна Шевелёва (озвучание — Валентина Талызина, вокал — Алла Пугачёва)
Юрий Яковлев жених Нади Ипполит Георгиевич
Любовь Добржанская мама Жени Марина Дмитриевна Лукашина
Ольга Науменко невеста Жени Галя
Лия Ахеджакова подруга и коллега Нади Таня
Валентина Талызина подруга и коллега Нади Валя
Александр Ширвиндт близкий друг ЖениПавлик/голос за кадром в начале фильма
Георгий Бурков друг Жени Мишка
Александр Белявский друг Жени Саша
Любовь Соколова мама Нади Ольга Николаевна Шевелёва
Готлиб Ронинсон ожидающий посадки на самолёт пассажир из Красноярска
Эльдар Рязанов пассажир самолёта (не указан в титрах)

Интервью

О своей визитной карточке

«Я давно отношусь как к данности, что, несмотря на множество сыгранных ролей, зрители меня в основном воспринимают как Галю из «Иронии судьбы». И я не против. Многие мои коллеги снимались куда больше моего, но зато у них нет визитной карточки — той роли, по которой их можно узнать».

О популярности

«В биографии любой актрисы случается момент, когда режиссеры предлагают ей разные варианты развития отношений. В моей жизни это было трижды, еще до замужества. И всем я отказала. Но я не жалею. Почему-то мне кажется, что я не вынесла бы груза популярности».

О профессии

 «У меня лицо как чистый лист, на нем можно нарисовать и деревенскую простушку, и светскую даму».

«В кино я всегда ощущала себя гостем: удалось сняться в хорошем фильме — замечательно, нет — и не надо. Я давно научилась себя дисциплинировать. Не вышло — значит, не мое».

«Наша профессия — замечательная. Только не надо стремиться обязательно стать звездой. Кто-то считает, что слава, успех — непременные составляющие актерской жизни. Но я думаю, не надо ставить их во главу угла. Это может оказаться губительным для здоровья, для психики».

«Актерская удача зависит не от таланта, а от того, окажешься ли ты в нужное время в нужном месте, с кем познакомишься, приглянешься ли режиссеру. Можно прилагать огромные усилия, чтобы сделать карьеру, а можно плыть по течению и добиться тех же результатов. Мне ближе последнее. Усилия направляю лишь на то, чтобы, получив работу, выполнить ее с максимальной отдачей. А бегать по киностудиям и себя предлагать не в моем характере».

О себе

«Я слежу за собой, поддерживаю физическую форму, в умеренных дозах занимаюсь спортом. Дома у меня стоит велотренажер, качалка для пресса — каждый день уделяю время мышцам.

Слежу за питанием — не отказываюсь от вкусненького, но и стараюсь не увлекаться. И не жалею денег на косметику, на уход за лицом».  

«Я вообще склонна переживать по пустякам. Смена привычной обстановки выбивает из колеи. Сколько раз бывало — еду на гастроли и плачу. Через какое-то время успокаиваюсь, смиряюсь с судьбой — и жизнь снова прекрасна и удивительна».

«Я произвожу впечатление деятельной, властной и волевой женщины. А я всегда плыла по течению и просто знала, как себя вести. Если было надо, становилась и деятельной, и волевой. Но мне нравилось быть слабой, беззащитной.

Сейчас у меня какой-то новый жизненный этап. Оказалось, я легко переношу одиночество. У меня есть работа — я снимаюсь в кино, играю в антрепризных спектаклях. Езжу на гастроли. Хочу ли я вернуться назад? Конечно, нет. Мне вполне комфортно в моем нынешнем возрасте. Я еще нравлюсь мужчинам. Правда, они мне не нравятся. Но, может, это временное явление. Поживем — увидим».

«Я делю свою жизнь на три этапа: до Саши, с Сашей и после него. Остаться без родного человека было тяжело, но я сказала себе, что Саша просто уехал на длительные гастроли, и потихоньку привыкла к тому, что его нет. Потом Света вышла замуж. Отпустить ее тоже было нелегко, но я привыкла жить без Светы. Умерла собака. Привыкла жить без нее. Я все принимала как данность. Но Света вернулась, и не одна, а с мужем, в доме снова появилась собака, и теперь кажется, что так было всегда

Моя «третья» жизнь продолжается, и надеюсь, что впереди еще обязательно будет что-то важное и интересное». 

Экранные любимчики

В наши дни, когда фильм изучен досконально, сложно вообразить кого-то другого на месте Жени или Нади. Режиссер не мог определиться, какие актеры ему нужны. Он долго искал фактурные лица, актеры “Иронии судьбы, или С легким паром!” являлись для Рязанова ключевым моментом. Но выбор он сделал весьма интересный.

Необычность заключалась в том, что исполнители главных ролей не были новичками. Предпочтение на роль Жени Лукашина, который по ошибке оказывается не в той, но очень похожей на свою квартире, было отдано уроженцу Ленинграда, известному актеру театра и кино Андрею Мягкову.

Свою деятельность он начал с образа дантиста Чеснокова из комедии “Похождения зубного врача”, сразу же тепло оцененной критиками. Можно сказать, у актера был хороший старт. Его следующими работами стали ленты “Братья Карамазовы” и “Нежданный гость”. До того как сыграть в “Иронии судьбы…”, он снялся более чем в десяти фильмах, и на момент съемок уже снискал популярность у зрителей.

Именно этот фильм закрепил за ним амплуа комедийного актера. Многие киноведы, тем не менее, не склонны к подобной идее, ведь в фильмографии Мягкова предостаточно и драматических ролей. “Ирония судьбы…” стала для него началом долгого сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Как известно, тот не забывает своих любимчиков. Вскоре мэтры снова встретились на площадке “Служебного романа”, “Гаража” и “Жестокого романса”.

Если вспомнить, как подбирались актеры “Иронии судьбы, или С легким паром!”, нельзя не сказать о поиске главного женского прообраза, который стоял перед постановщиком.

К удивлению многих, Рязанов остановил свой выбор на Барбаре Брыльска. Несмотря на то что пробы проходили самые перспективные актрисы того времени: Ольга Волкова, Антонина Шуранова, Светлана Немоляева и Людмила Гурченко, которая уже снималась у Рязанова в “Карнавальной ночи”.

Об уроженке Польши мало что было известно российскому зрителю. Ради роли Нади Шевелевой она перебралась в Москву, а до этого сыграла более чем в сорока картинах, большая часть которых снималась в родных просторах. По праву называясь интернациональной актрисой, Барбара сотрудничала с болгарскими и чехословацкими режиссерами

Ее важное появление состоялось в фильме “Их будний день”. В экранизации Болеслава Пруса “Фараон” она сыграла жрицу по имени Кама, а образ Евы из “Анатомии любви” (как и сама картина) оброс пеленой скандала

Не только ключевые актеры фильма “Ирония судьбы, или С легким паром!” вызвали зрительский интерес. Второстепенные персонажи оказались не менее колоритными. На роль жениха Нади -Ипполита — Рязанов взял Юрия Яковлева, с которым работал над картиной “Берегись автомобиля”. Друзей Жени сыграли Александр Ширвиндт, Георгий Бурков и Александр Белявский, а Лия Ахеджакова и Валентина Талызина воплотили подруг и коллег Нади. Сплоченный актерский коллектив сумел создать гармоничную и запоминающуюся атмосферу в кадре.

Примечательно и то, что после съемок картина была полностью переозвучена. Польский акцент Нади Шевелевой был заменен голосом Валентины Талызиной, а музыкальные композиции за нее исполняла Алла Пугачева. Женя Лукашин сам песни тоже не пел, за него это делал Сергей Никитин.

Факты

Кадр с опечаткой

  • В титрах, открывающих фильм, допущена опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» (во фразе «Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»).
  • В начале фильма в исполнении Сергея Никитина звучит песня на стихотворение Евгения Евтушенко «Со мною вот что происходит», которое уже появлялось на телеэкранах (в снятом четырьмя годами ранее телефильме «Холодно — горячо»), но без музыки.
  • В Москве с 1958 года существовала 3-я улица Строителей, но в 1963 году её переименовали — теперь это улица Марии Ульяновой, а дом 25 по этой улице — хрущёвская панельная пятиэтажка, на которой была установлена табличка о фильме в виде портфеля с веником. Пятиэтажка была снесена в 2015 году, но табличка была сохранена бывшими жильцами. В Ленинграде 3-й улицы Строителей не существовало никогда, зато c 1955 по 1962 год существовали сразу две улицы Строителей, одна — в промзоне Красногвардейского района; ныне эта улица носит название Бокситогорская, вторая — в Кировском районе, ныне — улица Маринеско[источник не указан 1055 дней].
  • В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Василий Катанян — это человек, совместно с которым в 1950-е годы Рязанов как оператор снимал документальные фильмы. Эта фамилия упоминается также в других фильмах Рязанова — «Забытая мелодия для флейты», «Вокзал для двоих» и «Привет, дуралеи!».
  • До 1974 года при покупке билетов и посадке на внутрисоюзный авиарейс в СССР паспорта действительно не спрашивали. Однако на момент премьерного показа паспорт для полётов уже требовался[источник не указан 1055 дней].
  • В одном из эпизодов фильма по телевизору идёт фильм «Соломенная шляпка». В частности, на экране видна Людмила Гурченко, которую Эльдар Рязанов снимал во многих своих фильмах. В этом же эпизоде вместе с Людмилой Гурченко можно увидеть и Андрея Миронова, который пробовался на роль Жени, но не был утверждён.
  • Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических режиссёрских ролей — раздражённого пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.
  • «Киноляп»: Учительница русского языка и литературы из Ленинграда говорит «Я забыла одеть праздничное платье».

Женя Лукашин (Андрей Мягков)

Народный артист России Андрей Мягков исполнил главную роль врача из Москвы, который по ошибке провожает старый год не в своей квартире и даже не в своём городе. Участие в этой ставшей культовой картине Эльдара Рязанова положило начало их сотрудничеству, которое продлилось ещё на три фильма: «Служебный роман» (1977), «Гараж» (1979), «Жестокий романс» (1984).

После развала Советского Союза актёр продолжил играть и в театре, и в кино, однако, начиная с середины 1990-х годов, его можно было видеть на экране очень редко. Он занялся преподавательской деятельностью в МХАТ, в котором когда-то учился со своей супругой Анастасией Вознесенской — с ней он живёт в браке уже более полувека.

На данный момент последней работой Андрея Мягкова в кино является «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) – неоднозначно принятая и зрителями, и критиками попытка сказать что-то новое в знакомой с детства истории любви. По словам актёра, современный российский кинематограф потерял свое лицо, поэтому новые предложения сняться он обходит стороной. Отсутствие детей в семье Мягкова компенсируется преподавательством, в котором заняты и муж и жена. Свободное время актёр посвящает своим любимым хобби — портретной живописи и написанию детективных романов.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации