Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 0

Иннокентий михайлович смоктуновский

Вооруженный нянь

Вдова актера предупредила, что в квартире идет ремонт. В комнате, куда нам позволили войти, стены увешаны огромными фотографиями Иннокентия Смоктуновского.

Скромная по-советски обстановка — чешские книжные полки, шкафы из модного в 70-х годах мебельного гарнитура. У окна — целая оранжерея.

— Что же тогда случилось у Белорусского вокзала в октябре 2007-го?

Я, конечно, все отрицал. Меня поместили в закрытую больницу и держали под наблюдением. Если бы у меня началась ломка, то я сейчас бы принудительно лечился. Но вы же видите — свободен.

— За нее приходится платить по 5 тысяч рублей в месяц, — вздыхает вдова.

Николая Крючкова

Вот и спровоцировали скандал. То ли электромонтер, то ли комендант — уж теперь и не помню — позвал меня к себе, и, едва я вошел, ни с того ни с сего как ударит! А потом на меня же все и свалил, будто я первый начал.

Сердечная боль

— Похоже, вы, Филипп, немало хлопот доставляли Иннокентию Михайловичу.

— А не стремились семью содержать?

— Почему бросили?

— Иннокентий Михайлович умер после четвертого инфаркта. Наверное, переживал, что у вас и в личной жизни проблемы, и с профессией не складывается.

— Этот актер — Армен Джигарханян. Он рассказывал, что вечером захотел посмотреть программу «Время», но телевизор в номере оказался неисправным. Тогда он пошел к Смоктуновскому. Они досмотрели новости вдвоем, ну и выпили немного. После десяти расстались. А в три часа ночи Иннокентию Михайловичу стало плохо. Врачи не успели.

Вот у отца и начались приступы: один, второй.

За отца и деда в ответе?

Теперь у Смоктуновских одна надежда — Настя, внучка Иннокентия Михайловича, дочь Филиппа. Она окончила хореографическое училище и Школу-студию МХАТ.

— Фамилия Настеньки — Буцкова, ее мама не захотела, чтобы она была Смоктуновской

Но это, наверное, не так уж и важно, — говорит Суламифь Михайловна, стараясь не выдавать обиду

— Как сам Олег Павлович объяснил свой отказ принять ее на работу?

Смоктуновского при жизни многие называли юродивым гением. Говорили, будто, играя князя Мышкина в «Идиоте» на сцене ленинградского Большого драматического театра, он не раз обращался за помощью к психиатрам. Извинившись, мы спросили, правда ли это. И вдова, и сын ответили, что это домыслы недоброжелателей великого актера.

СПРАВКА

Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ

Сцены из семейной жизни

Римме БыковойФирсом Шишигиным

* Ни в один из столичных театров Иннокентия Михайловича не приняли, и он был вынужден подрабатывать в массовке в «Ленкоме». Там он познакомился с молодой художницей по костюмам Шламитой Горшман, дочерью еврейской писательницы Ширы Горшман и художника Мэндла Горшмана. Девушка помогла Смоктуновскому устроиться в Театр киноактера и первое время даже оплачивала ему съемную квартиру.

Семейная трагедия

* Родные сестры Иннокентия Смоктуновского Галина и Зоя, жившие и умершие в Красноярске, были постоянными пациентками психиатрической клиники. Зоя как-то даже приезжала к брату в Москву, и актеру пришлось отправлять ее домой под присмотром психиатра. Ее гибель была ужасной: женщину убили на кладбище в родительский день — за четыре месяца до смерти Иннокентия, исколов вилкой. Кровью были забрызганы могила матери актера и соседние надгробия. Преступника не нашли.

* Из интервью актера Игоря Дмитриева: «Помню, мы снимались в Крыму. Он играл римского императора. И взял с собой сына, потому что не мог оставить его одного в Москве — боялся. Я видел, как он играет, а сам оглядывается по сторонам — глазами ищет, где в это время Филипп. В кадре!!! Кончается съемка, мы — все ведущие артисты — садимся в автобус. Нет Филиппа. Кеша молча сидит рядом, и я вижу, понимаю, что с ним происходит. Все это тоже понимают и тоже молчат. Автобус стоит. Парня вводят в состоянии такого наркотического безумия, что он падает между сидений ничком. Автобус трогается. Всю дорогу — тишина…»

Заступник Николай

Детство, юность

Иннокентий Михайлович родился в с. Татьяновка (Томская обл.) 28 марта 1925 г., его настоящая фамилия – Смоктунович. Семья жила бедно, голодала, всего у них было пятеро детей. Потом они перебрались в Красноярск. Отец устроился грузчиком, мать трудилась на колбасной фабрике.

Из-за голода в семье в 1932 г. Иннокентия вместе с братом Владимиром отправили жить к тёте. Своих детей у неё не было. Мальчик учился плохо, часто дрался в школе. Будучи шестиклассником, Кеша заинтересовался театром и записался в драмкружок, но не сумел сыграть роль на сцене, и в кружке не задержался.

Иннокентий часто пытался попасть на спектакли городского театра, он даже подделывал билеты. После школы он стал трудиться статистом в театре, начал учиться на киномеханика. Потом началась война, сначала призвали отца, а потом и Иннокентия. В войну он попал в плен, сумел бежать, его укрывала семья крестьян.

Фильмы Смоктуновского

ГодНазваниеРоль
1956Убийство на улице Дантемолодой нацист
1956Как он лгал её мужуГенри
1956СолдатыФарбер
1957Рядом с нами

Андрей Королёв

1957ШтормМуромцев
1958День первый

В. А. Антонов-Овсеенко

1958Ночной гостьПал Палыч
1959Неотправленное письмоСабинин
1960До будущей весныАлексей Ручьёв
1961Високосный год

Геннадий Куприянов

1961Девять дней одного годаИлья Куликов
1962Моцарт и СальериМоцарт
1963Если позовёт товарищШаталов
1964ГамлетГамлет
1965На одной планетеВ. И. Ленин
1966Берегись автомобиляЮрий Деточкин
1966Первый посетительВ. И. Ленин
1968Первая любовь

Пётр Васильевич

1968Степень риска

Александр Кириллов

1968Живой труп

Иван Петрович «Гений»

1969Преступление и наказание

Порфирий Петрович

1969Чайковский

Пётр Ильич Чайковский

1970Дядя Ваня

Иван Петрович Войницкий

1971Ехали в трамвае Ильф и Петровпассажир
1972Ночь на размышление

главная роль (две роли двойников — Интеллигент и Антипод

1972Укрощение огня

К. Э. Циолковский

1973Москва — Кассиопея

И. О. О. (исполняющий особые обязанности)

1973Исполнение желанийДмитрий Бауэр
1974Дочки-матери

Вадим Антонович

1974Романс о влюблённыхтрубач
1974Отроки во Вселенной

И. О. О. (исполняющий особые обязанности)

1974Анна и Командор

Вадим Петрович, драматург

1974Выбор цели

Франклин Делано Рузвельт

1975В горах моё сердцемистер Козак
1975Звезда пленительного счастья

Иван Богданович Цейдлер

1975Они сражались за Родинухирург
1975Доверие

губернатор Финляндии Бобриков

1976ФантазияДмитрий Санин
1976Дни хирурга Мишкина

Пахом Григорьевич

1977Легенда о ТилеКарл V
1977Принцесса на горошинеКороль-отец
1977Степь

Моисей Моисеевич

1977В четверг и больше никогда

Иван Модестович, отчим Сергея

1977ВрагиЗахар Бардин
1978Бархатный сезонкомиссар
1979БарьерАнтоний Манев
1979Москва слезам не верит

Смоктуновский (камео)

1979Маленькие трагедии

Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»)

1981Рождённые бурейстарый граф
1981Шутка?Гросс
1982Вновь я посетил…

читает стихи А. С. Пушкина

1982КражаЭнтони
1982Пиковая дамаЧекалинский
1983Двое под одним зонтомТиль
1983Поздняя любовь

Герасим Порфирьевич Маргаритов

1983Пробуждение

генерал Гиппиус

1983УникумСан Саныч
1984Мёртвые душиПлюшкин
1985Дети солнцаПротасов
1985Странная история доктора Джекила и мистера Хайдадоктор Джекил
1985Русь изначальная

император Юстиниан

1986Последняя дорогабарон Геккерн
1986Шерлок Холмс в XX веке

лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии

1986Очи чёрные

Модест Петрович, городской голова

1987Без солнцабарон
1987Гардемарины, вперёд!

кардинал Флёри

1987Загадочный наследник

Василий Григорьевич Ерихонов

1987На исходе ночиЗайферт
1987Первая встреча, последняя встреча

полковник контрразведки

1988Запретная зона

Артём Григорьевич Каланчёв

1988Чёрный коридор

Николай Иванович Ечевин, учитель истории

1989Сердце не камень

Потап Потапыч Каркунов

1989Матьгубернатор
1990Ловушка для одинокого мужчины

папаша Мерлуш

1990Дамский портной

Исаак, дамский портной

1991ДинаБардов
1991Гений

криминальный авторитет «Принц»

1991ДелоМуромцев
1991Дело Сухово-Кобылина

Пётр Константинович Муромский

1991Линия смертиЛуковецкий
1991Осада Венецииинквизитор
1991Иван Фёдоров, или Откровение Иоанна Первопечатника

царь Иван Грозный

1992Золотодон Диего
1993Убийцаследователь
1993Хочу в Америкуписатель
1994Белый праздникпрофессор Грэг
1994Заколдованныедегустатор
1994Поездка на востокМиколай
1995Вино из одуванчиков

полковник Фрилей (роль озвучил С. Безруков)

2000Воспоминания о Шерлоке Холмсе

премьер-министр лорд Томас Бэллинджер

2001Часы без стрелокВалентин

Голод, война, плен

Анна Акимовна тайком выносила с работы кости, чтобы сварить похлебку детям и мужу. В 1932 году голод настиг Красноярск. Смоктуновским пришлось отдать двоих детей Иннокентия и Владимира на воспитание бездетной тетке и ее супругу. Несмотря на всю боль, это было единственным рациональным решением. Кеша рос трудным подростком, который абсолютно не желал учиться и делал лишь, то что ему заблагорассудится.

В шестом классе Иннокентий стал посещать театральный кружок. Парню нравилось искусство перевоплощения, но он не думал насколько сложно выступать перед огромной аудиторией. Во время премьеры спектакля подросток вышел на сцену, полностью забыв текст. От волнения Смоктуновский громко рассмеялся, за что был изгнан из кружка.

Несмотря на небольшое фиаско, Иннокентий продолжат мечтать о светлой карьере артиста. Он не пропустил ни одной постановки в местном театре. Чтобы заработать на входной билет, парень брался за любую подработку. В 1942 году трагически погиб Михаил Петрович. Спустя несколько месяцев Смоктуновского самого мобилизовали на фронт. За два года военной службы парень побывал несколько раз в плену. Бежать русскому солдату помог немец.

Вернувшись домой, Иннокентий посвятил жизнь искусству перевоплощений. Парень устроился в театральную студию при красноярском драматическом театре. Вскоре неопытный, но талантливый статист вышел на большую сцену.

Несмотря на огромное желание играть, Смоктуновский стеснялся выступать перед большой аудиторией. Парень говорил тихо и не внятно, что вызывало гнев у режиссера.

Через год, после очередного скандала с режиссером Иннокентия выгнали из театра. Молодой, амбициозный артист отправился в Норильск, где его приняли на службу во второй Заполярный театр музыкальной драмы и комедии. Коллеги по цеху помогли Смоктуновскому избавиться от комплексов, перестать стесняться собственного голоса. Благодаря их поддержке актерская карьера скромного, но характерного парня стремительно пошла в гору.

Война

В первые месяцы Великой Отечественной глава семейства Михаил Петрович Смоктунович был призван в армию. Известно, что он воевал в 637 стрелковом полку. В августе 1942 года он пропал без вести.

В биографии Иннокентия Смоктуновского этот период хорошо задокументирован. Известно, что тогда юноша учился в фельдшерско-акушерском училище.

Но поскольку с уходом отца на фронт он остался самым старшим сыном, кормильцем семьи, Иннокентий нанялся стилистом Красноярского драматического театра. Кроме того, он работал в госпитале при воинской части, размещенной в этом городе.

Но уже в январе 1943 года 17-летнего юношу самого призвали в армию. Он прошел спешную боевую подготовку в Ачинске, в эвакуированном туда Киевском пехотном училище, и был отправлен в звании рядового в 75 гвардейскую стрелковую дивизию.

Он участвовал в сражениях при Курской дуге и в форсировании Днепра, в боях за освобождение Киева. За это актер был награжден своей первой боевой медалью – «За Отвагу». Правда, орден нашел его только через 49 лет.

Театр

По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.

Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета

Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.

В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.

Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене

В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.

Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.

Иннокентий Смоктуновский на сцене

Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.

Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.

Актер Иннокентий Смоктуновский

Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.

В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.

Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина

Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.

В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.

Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов

До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.

Учеба

В биографии Иннокентия Смоктуновского школьные годы остаются белым пятном для исследователя. В своих интервью актер только проговорился, что в шестом классе он вступил в театральный кружок, руководителем которого был актер Синицин.

Но дебют получился, как первый блин – комом. После спектакля «Предложение» (по А.Чехову), где Иннокентий сыграл Ломова, мальчика исключили из кружка. Но Смоктуновский уже заболел театром.

В возрасте 14 лет ему посчастливилось посмотреть настоящий спектакль на профессиональной сцене. «Это был Красноярский драмтеатр имени Пушкина, — вспоминал актер. – Теперь я понимаю, что это был примитивный уровень игры, но тогда я был потрясен».

Юный Иннокентий не мог жить без представлений ни дня. Поскольку денег у него не было, он пошел на то, что начал подделывать театральные билеты. Юноша окончил фельдшерско-акушерское училище, а потом учился на курсах киномехаников.

Возвращение на сцену. «Царь Фёдор Иоаннович»

В 1971 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А. К. Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову; в конце 60-х Владлен Давыдов пытался под Смоктуновского возобновить трагедию Толстого во МХАТе, но произошедшая в 1970 году смена художественного руководства заставила отложить вопрос на неопределённое время. Борис Равенских, художественный руководитель Малого театра, за постановку «Царя Фёдора» взялся по просьбе своего любимого актёра — Виталия Доронина, но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновский.

В его Фёдоре не было ни «жалкого скудоумия», о котором писал Карамзин, ни «нравственного бессилия», в котором Толстой видел трагическую вину своего героя, не было ничего от «блаженного», и даже слова о подаренных цесарем шести обезьянах, обычно служившие подтверждением его слабоумия, у Смоктуновского неожиданно наполнялись иронически-драматическим смыслом. Трагедия Фёдора—Смоктуновского, с редкой естественностью сочетавшего в себе простодушие и исключительность, была, по словам Б. Тулинцева, трагедией «чистого разума», который в спектакле Равенских подвергался жестокому испытанию действительностью — и терпел поражение». «Смоктуновский, — писала М. Рахманова, — играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя. Иначе говоря, трагедию личности, но столь глубокой и необыденной, что перед душевным сокровищем его героя мелкими кажутся и проницательный ум Годунова, и недальновидная, хотя и искренняя прямота Ивана Шуйского».

В кино и на телевидении

Всегда узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского звучал за кадром во многих игровых и документальных фильмах, в том числе в «Зеркале» Андрея Тарковского, где он озвучил роль главного героя, на протяжении всего фильма остающегося за кадром. Он дублировал Чаплина в фильмах «Огни рампы» и «Король в Нью-Йорке»; много работал на радио и на телевидении — как актёр и как чтец; его театральный репертуар дополнили роли, сыгранные в телевизионных спектаклях — «Зима тревоги нашей» Р. Сироты, «Вишнёвый сад» Л. Хейфеца, «Цезарь и Клеопатра» А. Белинского и других.

В 1965 году на вопрос, что он предпочитает — театр или кинематограф, Смоктуновский отвечал: «И то, и другое дорого моему сердцу, но вот вынести двойную нагрузку оно не в состоянии». В 60-х годах актёр выбрал кино, в 70-х — театр. После возвращения на сцену он по-прежнему много снимался, у самых именитых советских режиссёров, включая Сергея Герасимова и Сергея Бондарчука, при этом чаще в небольших, а порою и в необязательных ролях; но и среди эпизодических ролей были такие запоминающиеся, как Плюшкин в «Мёртвых душах» и Моисей Моисеевич в «Степи».

Кинематографисты не забывали о Смоктуновском даже в те годы, когда в России не снимали почти ничего; но выбор стал намного беднее, и сниматься в этот тяжёлый для всех российских актёров период приходилось главным образом ради заработка. Самой значительной ролью последних лет стал Исаак в фильме Л. Горовца «Дамский портной», отмеченный в 1990 году «Никой» как лучшая мужская роль, наиболее известной — криминальный авторитет Гиля «Принц» в фильме В. Сергеева «Гений», «человек с явно пошатнувшейся психикой», по определению самого актёра. Последняя кинороль Смоктуновского — полковник Фрилей в фильме «Вино из одуванчиков», роль, которую он не успел озвучить.

Иннокентий Смоктуновский умер 3 августа 1994 года в подмосковном санатории, где лечился после инфаркта, и стал первым российским актёром, которого в последний путь провожали аплодисментами, точнее — овацией. В России в то время такое прощание ещё не было принято, многих оно поразило, кого-то даже шокировало, другие же приняли как должное то, что уникального актёра и провожают не так, как всех: «В этот последний день, — написала Н. Барабаш, — у Иннокентия Михайловича всё было как всегда». После отпевания в церкви на улице Неждановой актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь

Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.

Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью

Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.

В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.

Иннокентий Смоктуновский с семьей

Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.

Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей

По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.

С Ефремовым во МХАТе

На новой сцене Смоктуновский дебютировал в самом конце 1976 года в заглавной роли в чеховском «Иванове». Своими впечатлениями от этого дебюта Анатолий Эфрос поделился в книге «Профессия: режиссёр»: «Смоктуновский играет „Иванова“ необычайно глубоко. Собственно, на него только и смотришь в этом мхатовском спектакле. Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото… Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов». При этом Смоктуновский «в слове» понравился режиссёру меньше: он как будто объяснял словами своё молчание, и слова оказывались беднее.

Здесь, как некогда в БДТ, ему приходилось играть и роли, сшитые не по его росту, — в «Кремлёвских курантах» Н. Погодина, в «Так победим!» М. Шатрова… Но и эту неизбежную повинность искупали Порфирий Головлёв, Дорн в «Чайке», Войницкий и Серебряков в «Дяде Ване» Чехова. После раскола МХАТа в 1987 году Смоктуновский остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. А. П. Чехова. Смоктуновский и Ефремов, составившие блестящий дуэт ещё в 1966 году в фильме «Берегись автомобиля», в последние годы с нескрываемым удовольствием играли вместе в «Кабале святош» М. Булгакова (Ефремов — Мольер, Смоктуновский — Людовик XIV) и «Возможной встрече» П. Барца (Смоктуновский — Бах, Ефремов — Гендель).

О том, чем был Смоктуновский лично для Олега Ефремова и для его театра, рассказывал Анатолий Смелянский: «Уход Смоктуновского был одним из тех ударов, от которых не восстановиться. Он занимал совершенно особое место в Художественном театре: пока он был рядом, было ощущение порядка, какой-то актёрской иерархии, если хотите. Все понимали своё место и положение, потому как была точка отсчёта. Играя со Смоктуновским в последний раз в спектакле „Возможная встреча“ Пауля Барца… руководитель МХАТ, казалось мне, испытывал простую радость, которая так редко посещает его в последние годы. …Жизнь Художественного театра изменилась с уходом Иннокентия Смоктуновского, искусство Ефремова изменилось. Надо было строить театр, но уже без Смоктуновского. Долг и крест остались, а радость, кажется, совсем ушла».

Внучка гения

Дети великого Смоктуновского, Филипп и Мария, попробовали пойти по его стопам, но не смогли пробиться в профессии, снявшись лишь в не слишком заметных ролях в нескольких фильмах. От брака Филиппа с костюмершей Ольгой Буцкевич появилась на свет Анастасия, единственная внучка Иннокентия Михайловича, которая также решила стать актрисой.

Мария Смоктуновская в фильме «Гений». Кадр из фильма

В конце девяностых Анастасия поступила в Школу-студию МХАТ. Тогда девушка носила фамилию матери, поскольку не хотела козырять родством с великим актёром. Она рассчитывала после окончания учёбы попасть в труппу МХАТ, но прославленный театр не принял внучку Смоктуновского.

— Табаков отказался взять её на работу во МХАТ. Не любит её, — рассказывал «Экспресс-газете» Филипп Иннокентьевич. — Он и моего папу очень не любил. В 80-е годы даже доносы на него писал в разные инстанции, дескать, артист не «нашего» плана, не советский. Мол, играет не так.

Филипп Смоктуновский в фильме «Маленькие трагедии». Кадр из фильма

Получив диплом, Анастасия всё же взяла фамилию деда — в надежде, что это поможет ей построить карьеру.

— По-моему, мне это только помешало. Я только потом поняла, что со мной произошло. Были случаи, когда меня не пускали в театр или не давали роль явно из желания поставить на место. Мол, хоть ты и внучка Иннокентия Смоктуновского, всё равно вставай в очередь! — сокрушалась девушка в интервью порталу «Собеседник». — Ведь сам Иннокентий Михайлович был настолько успешен и снимался так много, что в мире кино у него друзей почти не было. Актёры ему страшно завидовали! А многие из них до сих пор живы и теперь руководят театрами, имеют высокие чины. Зачем им внучка Иннокентия Смоктуновского? Они не только не помогут ей, но и сделают так, чтобы у неё ничего не получилось.

Анастасия Смоктуновская в юности. Кадр из телепередачи «Прямой эфир»

Война

Когда отец ушёл на фронт, Смоктуновскому пришлось помогать семье: он учился в фельдшерско-акушерском училище, затем перешёл на курсы киномехаников, по окончании которых, в 1942 году, работал в размещённой в Красноярске воинской части и госпитале при ней. В том же году он поступил статистом в Красноярский драматический театр; много лет спустя актёр признался в одном из своих интервью, что научился подделывать театральные билеты: покупать билеты каждый день не было никакой возможности, а жить без театра он уже не мог.

В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года в срочном порядке он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.

В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу». Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».

В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности». Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.

В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы; как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.

Смерть

Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже усопшего артиста – четвертый инфаркт он не пережил.

Могила Иннокентия Смоктуновского

Прощание со знаменитым актером прошло в МХАТе имени Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.

Детство и юность

Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.

Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.

Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей

В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.

Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.

Иннокентий Смоктуновский в юности

Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.

Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.

Иннокентий Смоктуновский в молодости

О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.

Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации