Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Анатолий исаакович васильев — биография, информация, личная жизнь

Содержание

Содержание

Биография Править

Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовка Алтайского края, умерла 25 апреля 1970 года в Новосибирске.

По окончании школы приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во ВГИК полгода проучилась в землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре была отчислена — будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, но не для кино.

Впоследствии Савинова, преодолев большой конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Институт она окончила в 1950 году; дипломный спектакль — «Там, где не было затемнения» — Савинова защитила с отличием. У Савиновой был хороший голос. По окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду; на оба приглашения актриса ответила отказом.

С будущим мужем, Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе, — Евгений был её однокурсником. Поженились они спустя восемь месяцев после окончания института. В 1957 году у них родился сын Андрей.

В кино с 1949 года (первая роль — Любочка в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки»). После участия в этом фильме все двери в кино перед Екатериной были закрыты волей всемогущего главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила.

После окончания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения.

Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время перезванивали и, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в так называемом «чёрном списке» Мосфильма.

С 1952 года играла в Театре-студии киноактера. При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля А. Д. Дикого; Екатерина должна была быть задействована на одной из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра» (1963 год). Эта роль, принесшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков. По воспоминаниям современников, картина снималась в обход запретов Пырьева (для этого съемочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию). Съемки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности) и Е. Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии.

После участия в фильме «Приходите завтра» Екатерина больше не получала крупных ролей. Единственной, пожалуй, заметной ролью в кино после этого фильма стала роль служанки в картине «Женитьба Бальзаминова».

Ещё во время съемок фильма «Приходите завтра» у Екатерины начались серьёзные проблемы со здоровьем (из-за чего съемки были прерваны на год), однако поставить правильный диагноз тогда врачи не смогли. Как позднее выяснилось, перед съёмками фильма Екатерина подхватила инфекцию (бруцеллёз). Из-за несвоевременного лечения болезнь дала осложнение на головной мозг, что привело к развитию у актрисы шизофрении. Полностью выздороветь Екатерине так и не было суждено; последующие девять лет ежегодно актриса была вынуждена проводить в больнице 2—4 месяца. В периоды ремиссии Савинова гастролировала с мужем по стране; снялась в нескольких эпизодических ролях в кино. Постепенно актриса стала осознавать, что то к чему она так стремилась — недостижимо, а для её близких, по её убеждению, она стала лишь обузой. В 1970 году актриса уехала из Москвы к своей сестре в Новосибирск.

Зная о неизлечимости своей болезни, весной 1970 года она бросилась под поезд на узловой станции Новосибирска, как героиня «Анны Карениной», чей монолог она читала на вступительных экзаменах во ВГИК.

Савинова — заслуженная артистка РСФСР (1965). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы актёрам за 1964 год».

Предположительно была убита с использованием психотроники.

Начало актёрского пути

Во время учёбы она не забывала о детском театральном увлечении. В студенческий театр университета её поначалу взяли костюмершей, а потом стали доверять небольшие роли на сцене. Так начиналась её актёрская карьера. Руководитель студенческого коллектива Липский Игорь Константинович сумел рассмотреть в Ие талант.

Когда режиссёр Ролан Быков собирался ставить со студентами произведение чешского драматурга Павла Когоута «Такая любовь», Липский порекомендовал ему взять для главной роли Саввину. Ия так жизненно сыграла Лиду Матисову, что среди студентов её стали звать «актрисой», а постановка ещё много раз проходила на сцене МГУ с неизменным успехом. Ие было очень приятно, в душе она собой гордилась и твёрдо решила, что теперь никогда не бросит театр.

Вне кино и театра

Ия очень много читала и знала наизусть огромное количество стихов. На старости лет она говорила: «Я прочитала уже всё, что положено образованному человеку. Теперь могу себе позволить читать ерунду – детективы». Благодаря такой начитанности, была фантастической кроссвордисткой. Разгадывала не то, что в журналах и газетах печатали, а кроссворды научного уровня.

Все присущие ей черты характера проявлялись в Саввиной феноменально. Она обладала отменным чувством юмора и очень ценила его в людях, могла рассмешить любого. Потрясающая была у неё память, она всегда первой выучивала роль, а через несколько репетиций знала не только свою, но и все остальные роли в пьесе. Актёры не боялись забыть текст, если что – Саввина подскажет. Ия была актрисой такого масштаба, что уже с первой репетиции входила в роль, какой бы сложной она ни была.

Творчество

Роли в театре

Театр имени Моссовета

  • «Нора» Г. Ибсена (1960) — Нора
  • «Ленинградский проспект» И. В. Штока — Маша
  • «Совесть» Д. Павлова — Валя
  • «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1965) — Фэрри
  • «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому — Софья Семёновна Мармеладова
  • «Аплодисменты» А. П. Штейна (1967) — Гусарова
  • «Поезда расходятся» И. Г. Ольшанского и Н. И. Рудневой — Люся
  • «Поющие пески» А. П. Штейна — Марютка
  • «Возможны варианты» В. З. Азерникова — Галина Аркадьевна
  • «Турбаза» Э. С. Радзинского — Саша Душечкина
  • «День приезда — день отъезда» В. К. Черных — Ольга
  • «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова — Сестра Эльдара

МХАТ

  • «Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна
  • «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Войницкая
  • «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина — Калерия Фёдоровна
  • «Дачники» М. Горького — Марина Львовна
  • «Утиная охота» А. В. Вампилова — Валерия
  • «Обратная связь» А. И. Гельмана — Вязникова
  • «Так победим» М. Ф. Шатрова — Варвара Михайловна
  • «Эльдорадо» А. Н. Соколовой — Она
  • «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина — Лиззи
  • «Плач в пригорошню» (Гуркина Владимира Павловича) — баба Даша
  • «Московский хор» (Петрушевской Людмилы Стефановны) — Лика

Роли в кино

  1. — Дама с собачкой — Анна Сергеевна
  2. 1960 — Кроткая — Кроткая
  3. — Грешница — Ксения
  4. — Звонят, откройте дверь — мать Гены
  5. — В городе С. — дама с собачкой
  6. — Анна Каренина — Долли
  7. 1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») — Ася Клячина
  8. 1967 — Маляр (киножурнал «Фитиль», по рассказу Н. Тэффи) — хозяйка квартиры
  9. — Трембита — Василина (озвучание)
  10. 1968 — Служили два товарища — Саша
  11. — Сюжет для небольшого рассказа — Мария Павловна Чехова
  12. — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Вера Комиссаржевская
  13. 1971 — Месяц август — Соня
  14. — Красно солнышко — Анюта, мама Вени
  15. — Каждый день доктора Калинниковой — Калинникова
  16. 1973 — Облака — Мария
  17. 1973 — Последний подвиг Камо — Софья, жена Камо
  18. 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Майя Петровна Багрова
  19. — Романс о влюблённых — Мария, мать Татьяны
  20. — Венька — охотник за шпионами
  21. 1975 — Дневник директора школы — Валентина Фёдоровна, завуч
  22. 1975 — Маяковский смеётся, или Клоп-75 — Зоя Берёзкина
  23. — Спроси себя — Градова, судья
  24. 1976 — Эти непослушные сыновья
  25. — Марка страны Гонделупы — мама Пети
  26. 1977 — Нос — проститутка с Невского
  27. 1977 — Смятение чувств — Нина Дмитриевна, мама Нади
  28. — Чужая — Вера Дмитриевна
  29. — Открытая книга — Татьяна Петровна Власенкова
  30. 1979 — Гараж — Лидия Владимировна Аникеева, зам. директора
  31. — Узнай меня
  32. 1980 — Три года — Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
  33. — Наше призвание — Маргарита Анатольевна Радыгина
  34. — Слёзы капали — Ирина Васина, жена Павла Ивановича Васина
  35. 1982 — Частная жизнь — Наталья Ильинична, жена Абрикосова
  36. — Продлись, продлись, очарованье… — Анна Константиновна Шарыгина
  37. — Я — вожатый форпоста — Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой
  38. — Запомните меня такой — Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева
  39. — Сюжет для двух рассказов — мать
  40. — Троцкий — Наталья Седова, жена Троцкого
  41. — Чехов и К° — Наталья Владимировна
  42. — Два товарища — бабушка Валеры
  43. — Здравствуй, столица!
  44. 2003 — Постельные сцены — мать Славы
  45. 2003 — Список влюблённых РФ
  46. — Место под солнцем — бабушка Оли
  47. — Слушая тишину — Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории
  48. 2006 — Ты меня слышишь? — бабка Артемьевна

Телеспектакли

  1. 1964 — Чайка — Нина Заречная
  2. — Улица ангела — Метфилд, машинистка конторы «Твиг и Дэрсингем»
  3. — Доктор Жуков, на выезд! — Шестопал, врач
  4. 1972 — Золото, золото — сердце народное
  5. — Звёздный час — Крупская, Надежда Константиновна
  6. — Мы — мужчины — Женщина, давняя подруга учителя
  7. 1976 — Бернард Шоу (телеспектакль) — мать Виви Уоррен, леди Бритомарт, Кандида, Джудит, Элли
  8. — Дачники — Мария Львовна, врач
  9. — Героини пьес Александра Островского — сценарист
  10. — Театр И. С. Тургенева — сценарист
  11. — Рождественские грёзы — Софья Ивановна
  12. — Сквозная линия (телеспектакль) — Анна Вениаминовна
  1. — Винни-Пух — Пятачок
  2. — Винни-Пух идёт в гости — Пятачок
  3. — Винни-Пух и день забот — Пятачок
  4. — Лев и девять гиен — Гиена — просто гиена

Гримм (Grimm)

Первый успех и первая трагедия

Первую звездную роль Савинова получает без труда – и зритель до сих пор помнит ее Любочку, подругу главной героини в «Кубанских казаках» Пырьева. На экране она не уступает таким признанным звездам, как Марина Ладынина и Клара Лучко. Однако режиссер фильма – знаменитый Иван Пырьев, мэтр советского кинематографа – питал слабость к молоденьким актрисам. А молодая и прямолинейная Савинова не просто отказала ему – она, со свойственным ей темпераментом, прилюдно влепила режиссеру пощечину.

Пырьев, конечно же, вспылил. И объявил, что больше Савинова сниматься не будет. У него было достаточно влияния, чтобы на этом настоять.

«Сплетница»

Самоубийство ли

Родители

Ия появилась на свет 2 марта 1936 года в городе Воронеже. Такое интересное имя ей придумала мама. Сначала она хотела назвать дочь Светланой, потому что девочка родилась со светлыми волосиками и глазками. А потом женщина подумала, что с годами волосы могут потемнеть, и назвала дочку Ией.

Её мама, Кутепова Вера Ивановна, родом из города Верхний Мамон Воронежской области. После учёбы на рабочем факультете стала одной из первых студенток только что открывшегося в Воронеже медицинского института. Её высшее образование особенно пригодилось во время войны, когда Вера Ивановна оказалась единственным медиком на дюжину сёл. На «дохтора» деревенские в прямом смысле слова молились – она и зубы им вырывала, и роды принимала.

Ие было пять лет, когда на фронт призвали отца, Сергея Гавриловича Саввина. Но вскоре от него пришло письмо: «Домой не ждите, у меня другая семья». Мама оформила с ним развод, а спустя какое-то время второй раз вышла замуж. А маленькая Ия, когда после победы стали возвращаться домой соседи, каждый раз при шуме проезжающей машины выбегала на улицу в ожидании папы. Девочка ещё долго хранила под подушкой отцовскую фотографию, в её памяти он навсегда остался как в тот день, когда уходил на фронт – улыбающийся, молодой, в сдвинутой набекрень военной фуражке.

Маленькая Ия с мамой

Сергей Гаврилович вспомнил об Ие, когда она уже стала знаменитой. Посмотрев фильм «Дама с собачкой», он поехал в Москву и разыскал Саввину в надежде, что его встретит обворожительная, нежная и кроткая дочь. Но когда-то давно Ия слишком сильно и долго его ждала, в результате чего стала жёсткой и не склонной к сантиментам. Она выставила родителя за дверь и крикнула вдогонку: «Отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал».

1960-е

Одной из самых заметных работ этого десятилетия стала упомянутая выше «Дама с собачкой». Также стоит отметить «Грешницу», снятую Александром Борисовым по роману Достоевского. Она стала одной из многих антирелигиозных картин, вышедших в то время и ознаменовавшей времена «хрущёвской оттепели». Приятно наблюдать за кротостью и добротой Ксении, которую сыграла Ия. В конце фильма она понесла наказание за грешную любовь.

В 1967 году Ия Саввина, фото которой красовалось во многих газетах страны, исполнила роль Долли в художественной картине «Анна Каренина». Героиня киноленты прилично измотана болезнями детей, беспокойным и огромным домом, родами и изменами мужа, который пышет здоровьем и безответственен, как испорченный ребёнок.

Творчество[править | править код]

Навигация

Ия Саввина: болезнь и смерть

У актрисы диагностировали меланому в 2008 г., ее успешно прооперировали. Но через несколько лет опухоль стала прогрессировать. На химиотерапию, несмотря на уговоры родных, Ия так и не согласилась. 27 августа 2011 г. актрисы не стало, она умерла на руках у мужа.

В конце жизни Саввина желала лишь одного – умереть с сыном в один день: “ни мне не будет без него жизни, ни ему – без меня”. К счастью, после смерти матери опекуном Сергея стал Анатолий Васильев. “Это мой долг перед покойной” – объясняет он. В результате Сергей ведет достаточно активную жизнь и недавно справил свое 60-летие.


Сын Саввиной Сергей

Татьяна Пилецкая — биография

Сострадание – её главная черта

Ия Сергеевна, частенько битая жизнью, была безумно сострадательным человеком. Она как будто нутром чувствовала, кому в данный момент особенно плохо и как этому человеку помочь.

Когда у актёра Олега Табакова в тридцатилетнем возрасте случился инфаркт, Саввина первой примчалась к нему больницу. Они тогда ещё не были знакомы, а актриса привезла ему что-то вкусненькое и сказала: «Здравствуйте! Я – Ия Саввина, а вы – Олег Табаков. Вот узнала, что вы заболели, решила проведать». И так было всегда, если у кого-то беда, Ия откликалась на неё первой.

От несправедливости она страдала физически. Могла заболеть, если рядом кого-то зря обижали или обходили стороной, а потом делала всё, чтобы восстановить справедливость.

Белая полоса

Анатолий Васильев считает, что сейчас у него наступила белая полоса в жизни, а начало ее берется от момента встречи со второй женой Верой. Они повстречались в далеком 1991 году. На тот момент Вера была шеф-редактором журнала. Это была любовь с первого взгляда.

Несмотря на то, что отношения Веры и Анатолия складываются удачно, они никогда не афишировали их и не рассказывали подробностей семейной жизни. Супруга Васильева не публичный человек. Она близка к миру искусства, но при этом всегда остается по ту сторону камеры.

Вера Васильева после знакомства с актером, перешла работать на телевидение. Это стало делом всей ее жизни. Когда у них родилась дочь Варвара, ему приходилось отказываться от ролей в кино и театре, чтобы Вера не потеряла свою работу. Он практически полностью взял заботу о семье на себя.

Сейчас дочери Васильевых уже 20 лет. Но для Анатолия она все также остается маленькой девочкой о которой нужно заботиться. Актер делает все возможное, чтобы обеспечить финансовое благополучие своей семье. Сейчас он берется за любые роли, которые ему предлагают. Даже после инфаркта, как только Васильева выписали из больницы, он принялся сниматься.

Анатолий Васильев с дочерью Варварой

Радует тот факт, что его близкие ценят такие жертвы ради их благополучия. В их семье царит взаимопонимание и гармония. За долгие годы брака в прессу не просочился ни один слух о конфликте в их семье. Уже на протяжении почти 30 лет семейная пара Васильевых служит примером счастливого брака.

Работа в кинематографе

Имея огромное желание сниматься в кино, а также симпатичную внешность и поразительной силы голос, Екатерина могла бы вскоре прославиться и стать звездой советского кино, подобно Любови Орловой. Однако судьба распорядилась иначе.

Кадр из фильма «Чук и Гек»

Дебют Екатерины в кино состоялся еще на втором курсе ВУЗа, это была эпизодическая роль в фильме «Страницы жизни». Ее имени даже не было в титрах. Но зато следующая роль, хоть и была не главной, но принесла начинающей актрисе большую популярность. Это была роль задорной певуньи Любочки в музыкальной комедии Пырьева «Кубанские казаки». Премьера фильма состоялась в 1949 году.

Екатерина Савинова на съемках фильма «Кубанские казаки»

Но участие в съемках фильма, принесшего популярность не только Кате, но и Кларе Лучко, Марине Ладыниной и Сергею Лукьянову, стоило молодой актрисе слишком дорого. Дело в том, что режиссер этой кинокартины – Иван Пырьев имел довольно бурный темперамент, и многие начинающие актрисы прошли через его руки в буквальном смысле. Девушки не смели отказаться от предложений мэтра советского кинематографа, это грозило окончанием карьеры.

Но Екатерина была не так уж проста, как казалась

Пышная и веселая девушка сразу привлекла внимание режиссера, но она не спешила принять его ухаживания

Кадр из фильма «Колыбельная»

А однажды, просто потеряв терпение, Катя дала звонкую пощечину Пырьеву прямо во время съемок. Это был довольно смелый поступок!

Гневу режиссера не было предела. Многие говорили, что теперь Катерина не сможет сделать актерскую карьеру, и они были правы.

Глава «Мосфильма» — Пырьев поместил начинающую актрису в черный список киностудии. Теперь все режиссеры боялись приглашать ее в свои фильмы. Такова была его месть. Екатерина все же снималась в фильмах, но в эпизодических ролях.

Актриса на съемках фильма «Косолапый друг»

Она играла:

  • комбайнершу в фильме «Степь»;
  • почтальоншу в кинокартине «Чук и Гек»;
  • продавщицу мороженого («Алеша Птицын вырабатывает характер»);
  • дирижера («В один прекрасный день»);
  • комсомольского секретаря («Медовый месяц»);
  • нищую старицу в фильме «Человек с планеты Земля»;
  • злую проводницу в известном фильме «Баллада о солдате» и др.

Обидно, что такая талантливая актриса снималась только в эпизодических ролях, она была достойна большего.

Ссылки

Участие в музыкальных клипах

Семья

Первый муж – Всеволод Шестаков, такой же самодеятельный актер из студенческого театра МГУ, где они и познакомились. В будущем он стал ученым-гидрогеологом, хотя и не прекращал при этом увлекаться театром. В 1957 г. в семье родился сын Сергей. Мальчик появился на свет с синдромом Дауна. Несмотря на предложения врачей отправить ребенка в специализированный детский дом, Ия не отказалась от сына. В этом ее поддержали как муж, так и свекровь. С ребенком много занимались, это принесло свои плоды: Сергей выучил английский язык, неплохо рисует.

В результате, Ия прожила с мужем около 16 лет. Любовь уже давно прошла, но как признавалась актриса, она сохраняла семью ради сына. Разведясь, актриса сохранила хорошие отношения с бывшим мужем.


С мужем Анатолием Васильевым

Через несколько лет после развода, во время туристической поездки на Соловки, Саввина познакомилась с актером Анатолием Васильевым, ставшим ее вторым мужем. Они прожили более 30-ти лет в гражданском браке, лишь за несколько дней до кончины актрисы они зарегистрировали отношения.

Банши (Banshee)

Детство и юность

Воспитывал девочку отчим, который был военным. Из-за его профессии семье часто приходилось переезжать с одного города в другой, детские годы Ии проходили в Феодосии, Красном Лимане и Боринске Воронежской области. Несмотря на частые переезды, Саввина училась в школе хорошо и окончила её с золотой медалью. Она очень много читала, её увлекали любые книжки – от сказок до классических произведений. Часто принимала участие в постановках школьного театрального кружка.

Ещё в школьные года девушка стала мечтать о продолжении учёбы на филологическом факультете и поступать хотела только в МГУ. Ия думала, что получит диплом и станет учить деток в школе. Медаль давала Саввиной некоторые льготы при поступлении – не нужно было сдавать экзамены, а только проходить собеседование. Но, приехав в Москву, она узнала, что приём абитуриентов с медалями на филологический факультет уже окончен.

Подумав, Ия решила подать документы на журналистский факультет, который только что отделился в самостоятельный. Конкурс был тринадцать человек на одно место. Первые медалистки выходили с собеседования в шоке, их просили рассказать что-нибудь об истории китайской компартии. А Ию выручило имя. Когда она вошла и члены приёмной комиссии посмотрели её документы, то первым делом спросили, что значит такое оригинальное имя. Ия честно ответила: «Не знаю, не интересовалась». Потом спросили, кто у неё любимый поэт, Саввина ответила, что Маяковский и начала читать его стихи. Ей сказали прийти завтра. На следующий день девушка пришла в университет и узнала, что зачислена.

Спектакли

Поиск по алфавиту:

АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРС
ТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Остаться в живых (Lost)

Марина Неелова

Марина Мстиславовна стала известной еще на третьем курсе Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, снявшись в знаменитой музыкальной картине «Старая, старая сказка», вышедшей на экраны в 1968 году. Там ее партнерами были такие легендарные актеры, как Олег Даль, Владимир Этуш и Георгий Вицин.

В 1970 году из Москвы в Ленинград, подальше от начальства, приехал снимать свою дипломную работу выпускник Высших режиссерских курсов Васильев. На главную роль хрупкой героини его короткометражного телефильма «Цвет белого снега» пробовалось более ста девушек из балетных училищ, школ, даже просто с улицы. Однако никто не подходил. В конце концов с киностудии «Ленфильм», на которой вышла «Старая, старая сказка», прислали фотографию Нееловой.

Так была найдена актриса на главную роль в дипломной работе нашего героя, а в личной биографии режиссера Анатолия Васильева – его первая жена.

Вскорости он перевез Марину в Москву. Они поженились в 1970 году, сразу же после выхода «Цвета белого снега» на экраны. Свадебное торжество отмечали в легендарном ресторане грузинской кухни «Арагви». Свою молодую жену Анатолий привел в запущенную «хрущевку». Правда, вскоре он собственными руками перестелил весь пол и полностью ее отремонтировал, превратив во вполне приличное семейное гнездышко.

Пара прожила вместе всего восемь лет.

К этому времени брак двух независимых творческих личностей, постоянно занятых на съемках и работой в театре, полностью перегорел. Сама Неелова, признавая театральный гений Васильева, часто жаловалась на очень трудный характер мужа. Они разошлись тихо, без выяснений отношений, договорившись нигде не афишировать историю их взаимоотношений.

В биографии семьи Анатолия Васильева и Марины Нееловой словно бы стерты все страницы. Бывшие супруги совершенно прекратили общение и стойко выполняют данное друг другу обещание.

Биография

Родилась 26 декабря 1926 года в селе Ельцовке Сибирского, ныне Алтайского края.

Во времена столыпинской реформы родители Екатерины переселились на Алтай из Пензенской губернии. В числе переселенцев была и семья Бурлаковых, срубивших дом по соседству. Именно у подруги детства Евдокии Бурлаковой позаимствовала в дальнейшем свою фамилию героиня фильма «Приходите завтра…».

По окончании школы приехала в Москву, где после неудачной попытки поступления во ВГИК полгода проучилась в Землеустроительном институте. Зимой Савиновой удалось поступить на курсы Василия Ванина, однако вскоре она была отчислена, будучи, по словам Ванина, замечательной актрисой для театра, но не для кино.

Впоследствии Савинова, пройдя большой конкурс, всё же поступила во ВГИК — в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Институт она окончила в 1950 году с отличием. У Савиновой был великолепный певческий голос. По окончании ВГИКа она обучалась в Институте имени Гнесиных, где занималась вокалом. По словам мужа актрисы, во время учёбы в Гнесинском институте Савинову приглашали и в Большой театр, и на эстраду; на оба предложения актриса ответила отказом.

С будущим мужем, Евгением Ташковым, Савинова познакомилась во ВГИКе, — Евгений был её однокурсником. Они зарегистрировали брак спустя восемь месяцев после окончания института. В 1957 году у них родился сын Андрей.

В кино снималась с 1949 года. Первая заметная роль — Любочка в фильме «Кубанские казаки», режиссёром которого был Иван Пырьев. После участия в этом фильме все двери в кино перед Екатериной были закрыты волей «всемогущего» главы «Мосфильма» Ивана Пырьева, на притязания которого она не ответила. Пырьев фактически оказал неизгладимое влияние на судьбу Екатерины, исковеркав её жизнь.

После окончания ВГИКа Екатерина единственная со всего курса была приглашена работать во МХАТ, но, будучи уверенной, что её призвание — кино, она отказалась от этого предложения.

Её несколько раз приглашали на пробы серьёзных ролей в кино, утверждали, но через некоторое время, извиняясь, отказывали. По воспоминаниям актёров, Екатерина была в так называемом «чёрном списке» «Мосфильма».

С 1952 года играла в Театре-студии киноактёра. При этом крупных театральных ролей долгое время Савинова не получала. Так, например, она сыграла роль первой гостьи в спектакле «Бедность не порок» по одноимённой пьесе Александра Островского, и своей игрой в этой проходной роли заслужила уважение постановщика спектакля Алексея Дикого; Екатерина должна была играть одну из главных ролей (Кабаниха) в пьесе «Гроза», которая готовилась к постановке Алексеем Диким, однако спустя три месяца после начала репетиций спектакль был закрыт.

Самой крупной ролью Савиновой в кино стала роль Фроси Бурлаковой в картине «Приходите завтра…» (1963). Эта роль, принёсшая актрисе славу (роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года), была во многом биографична. Сценарий фильма написал специально для актрисы её муж, кинорежиссёр Евгений Ташков.

По воспоминаниям современников, картина «Приходите завтра…» снималась в обход запретов Пырьева (для этого съёмочной группе пришлось уехать из Москвы на Одесскую киностудию). Съёмки пытались запретить (Екатерину критики обвинили в бездарности), и Ташкову пришлось долго убеждать руководителя киностудии.

После участия в фильме «Приходите завтра…» Екатерина больше не получала крупных ролей. Единственной заметной ролью в кино после этого фильма стала роль кухарки в картине «Женитьба Бальзаминова».

Теория большого взрыва (The Big Bang Theory)

Роли Саввиной во МХАТе

Ия Саввина и актер и режиссер Олег Ефремов. Музей Московского художественного академического театра, Москва

В 1977 году художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пригласил Саввину присоединиться к его труппе. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову», — писала позже артистка. В этом театре Саввина дебютировала в спектакле «Дачники» режиссера Владимира Салюка. По словам Ефремова, вскоре она стала одной из основных актрис МХАТа и добавила его постановкам «чистого, интеллигентного звучания».

На сцене МХАТа ставили спектакли с участием актрисы: «Так победим!», «Заседание парткома». Часто Саввина играла в постановках по рассказам и пьесам Чехова — «Дяде Ване», «Вишневому саду» и другим, а в 1981 году совместно с другими актерами МХАТа она записала радиоспектакль «Чайка».

В 1990-х Ия Саввина приняла участие в проекте «Чехов и К°», который был посвящен столетнему юбилею МХАТа, играла в постановках «Новый американец» по произведениям Сергея Довлатова, «Кошки-мышки» и других. За главную женскую роль в спектакле «Рождественские грезы» режиссера Петра Штейна в 1999 году артистке присудили Высшую театральную премию Москвы — «Хрустальная Турандот».

Как Катя стала “кубанской казачкой”

В 1950 г. Савинова поступает на службу в Театр-студию киноактера, но продолжает мечтать о кино. Ее дебютом в кинематографе стала роль Любочки в картине знаменитого режиссера Ивана Пырьева “Кубанские казаки”, в которой она снялась на последнем курсе ВГИКа.


Любочка. “Кубанские казаки” 1949 г.

Актрису заметили и зрители, и режиссеры, но… Иван Пырьев славился как своей любвеобильностью, так и злопамятностью. Он сделал Екатерине недвусмысленное предложение, на которое девушка ответила пощечиной. Это происшествие поставило крест на ее кинокарьере. Савинова была далеко не единственной, чью творческую судьбу разрушил всесильный режиссер.


Иван Пырьев. Фото autogear. ru

Список продолжили его бывшая жена Марина Ладынина, Клара Румянова, Ия Арепина…

Екатерину приглашали, в основном, на проходные роли, которые иногда даже не значились в титрах. Случалось, что поступали интересные предложения и ее даже утверждали на роль, но в последний момент актриса получала отказ. Так произошло, например, с ролью Марютки в картине режиссера Григория Чухрая в “Сорок первом”. Марютку в итоге сыграла Изольда Извицкая, получившая за эту работу многочисленные награды. Савинова тяжело переживала свою невостребованность, но верила, что еще будет сниматься в главных ролях.

Фильмы

Ее карьера в кино началась с главной роли в фильме «Дама с собачкой». Режиссер Иосиф Хейфиц искал актрису и прислушался к рекомендации Алексея Баталова, который увидел Саввину в одной из постановок студенческого театра и был впечатлен ее игрой. Кинокартину оценили не только в СССР. Она была представлена за рубежом в Каннах, откуда артистка привезла спецприз. После показа фильма исполнительница получила одобрительное письмо от Фаины Раневской.


Ия Саввина (кадр из фильма «Дама с собачкой»)

Сама Ия Сергеевна с благодарностью вспоминала работу постановщика: благодаря его тактичности и профессионализму актриса сумела полюбить кинематограф на всю жизнь. Успешный старт повлиял на развитие творческой биографии актрисы в кино. Ее заметили режиссеры.

Кинокарьера развивалась динамично: Ия Саввина сумела воплотить на экране множество женских образов. Ее героини с разными судьбами и характерами всегда вызывали в сердцах зрителей теплый отклик. Репертуар Ии Сергеевны пополнился работами в кинокартинах «Грешница», «Звонят, откройте дверь», «В городе С». Особенной актриса считала роль Аси Клячиной в фильме «Асино счастье» Андрея Кончаловского.


Ия Саввина (кадр из фильма «Асино счастье»)

Режиссер не хотел брать Саввину, говорил, что ему нужна деревенская девчонка. Да и сама Ия сомневалась, что у нее получится играть с простыми людьми, ведь большинство исполнителей были жителями деревни и работниками колхоза. Съемки окончились в 1967 году, но 20 лет фильм пролежал на полках.

В 60-70-х у Ии Саввиной было много классических ролей. Она снималась в фильме «Лика — большая любовь Чехова», где сыграла сестру писателя. Сюжет рассказывает об истории создания знаменитой пьесы «Чайка». В 1973 году на экраны вышел сериал «Следствие ведут Знатоки», где Саввина сыграла Майю Багрову.

Не менее убедительной она была в роли хирурга-травматолога в картине «Каждый день доктора Калиниковой». В 1975 году у нее была главная роль в фильме «Дневник директора школы». Позднее Саввина появилась в драме «Чужая», где сыграла в паре с Георгием Жжёновым. Но большинству советских зрителей артистка запомнилась ролью в кинокомедии «Гараж» режиссера Эльдара Рязанова. Она сыграла Лидию Аникееву, заместителя председателя гаражного кооператива, в руках которой сосредоточена вся власть.

Фильм, в котором снялись Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, посмотрели почти 30 млн советских зрителей. Сам режиссер с восторгом отзывался о работе Ии Саввиной. Она стала одной из немногих актеров, что сумели быстро адаптироваться к необычной технике съемок — сразу тремя камерами с разных ракурсов.


Ия Саввина (кадр из фильма «Гараж»)

В 80-х в творчестве Саввиной был спад — ее фильмография пополнилась только 9 картинами. Тем не менее артистка успела отличиться главной ролью в драме о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье…», где ее партнером выступил Олег Ефремов. В 1987-м она появилась в главном актерском составе фильма Павла Чухрая «Запомните меня такой».

В 1990-х и 2000-х актриса продолжала сниматься, но среди ее ролей не было главных, больше эпизоды или роли второго плана. В 2003 году зрители увидели Ию Саввину в авангардной драме Кирилла Серебренникова «Постельные сцены», где она играла мать одного из главных героев. Последними работами актрисы стали роли в картинах «Ты меня слышишь?», «Слушая тишину», «Место под солнцем» и «Список влюбленных РФ».

Личная жизнь

В 2013 году Мерьем, живя в Турции и снимаясь в «Великолепном веке» познакомилась с Джаном Атешем, председателя правления брокерской компании «Martin&Martin». Спустя несколько месяцев отношений пара объявила о помолвке, однако в конце августа 2013 года стало известно, что Мерьем и Джан расстались. Актриса была на четвертом месяце беременности; несмотря на возражения её бывшего молодого человека, Мерьем решила сохранить ребенка. 10 февраля 2014 года женщина впервые стала мамой — она родила дочку Лару.

Метод

Обратная связь

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации