Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Илья хржановский

Детство и юность

В раннем детстве Илья мечтал стать генералиссимусом, так как очень любил книгу о походах Суворова. Подробности детских и юношеских лет кинорежиссёра не известны.

С 1992 по 1993 год, после окончания художественной школы, молодой человек обучался в Боннской академии художеств (Высшей школе искусств) на факультете живописи. В детстве Илья 11 лет занимался изобразительным искусством. Но в юношеские годы он понял, что живопись не является делом его жизни. Илью серьёзно заинтересовала кинорежиссура. При этом родители Ильи всегда мечтали, чтобы сын стал профессиональным художником. В 1992 году молодой человек переехал из Германии в Москву.

Позже Илья получил режиссёрское образование в известном Институте кинематографии (ВГИКе) имени Герасимова в Москве. Мастером курса у талантливого молодого человека был выдающийся учитель и Народный артист СССР (1986) Хуциев Марлен Мартынович. При поступлении набрал больше всех баллов. Хуциев учил Илью и его однокурсников, прежде всего, перфекционизму в творчестве и выполнении любой работы. Также обучал при любых обстоятельствах не отступать от своих целей.

В 1997 году Илья дебютировал на Международном фестивале КУКАRT со спектаклем «То, что чувствую». В 1998 году молодой режиссёр успешно окончил творческий вуз.

Биография режиссёра

Илья Хржановский родился 11 августа 1975 года в столице России — Москве. Он является внуком достаточно известного в прошлом художника и артиста Юрия Хржановского. Так что нет ничего удивительного, что Илья в итоге также решил избрать творческий путь. Ещё в молодые годы Илья Хржановский понял, с чем хочет связать свою жизнь. Изначально он пошёл в местное учебное заведение, в котором обучался живописи. Но вскоре Илья понял, что его больше тянет к кинематографу, который в те годы уже имел серьёзный успех, хоть и находился во временном упадке.

Всё это привело к тому, что Илья Хржановский поступил на режиссёрский факультет ВГИКа, который с успехом окончил. Свои первые работы он стал снимать ещё в далекие 90-е. Но особого успеха они Илье не принесли. Далее мы поговорим о его более знаменитых фильмах.

На съемках «Дау» издевались над младенцами?

«Дау» вызвал много скандалов, в первую очередь из-за якобы настоящего насилия на съемках. Особенно возмутила общественность сцена с плачущими младенцами, над которыми по сюжету проводят опыты. Полиция Харькова даже начала расследование, чтобы выяснить, не мучили ли их.

Хржановский говорит, что с младенцами находились медсестры и нянечки, а на их съемку у них были разрешения от органов опеки (это были сироты). Режиссер утверждает, что никого не мучили, а плакали они просто потому, что младенцы вообще часто плачут.

Илья Хржановский говорит, что на площадке действовали строгие правила, по которым невозможно допустить причинение физических травм — в случае чего всегда можно было остановить съемку, повернувшись в камеру и сказав слово «стоп».

Кадр из проекта «Дау». Фото: vesti.ua

Фильмы

Илья Андреевич не из тех, кто штампует кинокартины каждый год. Его режиссерская фильмография к 2020-му, по сравнению с другими коллегами, достаточно малочисленная. Причем из масштабного «Дау» впоследствии родились и «Дау. Наташа», и «Дау. Дегенерация». Но каждый из детищ Хржановского неизменно вызывал бурную реакцию как зрителей, так и критиков.

Выпущенная в 1998-м «Остановка» с Еленой Захаровой, Федором Бондарчуком, Гошей Куценко, Степаном Михалковым «выстрелила» через год. Короткометражка увезла с собой дипломы жюри со «Святой Анны» и «Молодости» и отдельный приз фестиваля, прошедшего в Сен-Пьер-де-Корпс.

После продолжительного перерыва настал черед и комедии «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина, не оставившей равнодушными больше десяти международных кинематографических смотров. Хотя на родине, за исключением «Кинотавра», постмодернистская энциклопедия ужасов русской жизни подверглась обвинениям. Звучала формулировка — «за очернение действительности и мат», и долго не выдавалось прокатное удостоверение.

Однако эти трудности оказались незначительными по сравнению с тем, что ждало новое творение режиссера, создававшееся изначально также в тандеме с автором «Нормы», «Голубого сала» и «Дня опричника».

Сначала оно задумывалось как биографическая история о жизни и творчестве выдающегося физика Льва Ландау. В итоге за 15 лет работа превратилась в масштабный арт-проект с самой большой съемочной локацией в Европе (эдакий «диктаторский Диснейленд»).

Режиссер Бахтиер Худойназаров и Илья Хржановский

По задумке автора в круглосуточном производстве участвовали непрофессиональные актеры (Дау играл дирижер Теодор Курентзис, а его сына — музыкант Николай Воронов). Причем снимались они без какого-либо сценария на руках, полностью полагаясь на импровизацию. Для полного погружения в довоенную сталинскую эпоху артисты на площадке не снимая носили одежду того времени, не пользовались гаджетами и не произносили современные слова.

Детище рождалось в муках — тяжелым был не столько сам сюжет, сколько сопутствующие проблемы. То Минкультуры России отсудило выделенную субсидию, то Госкино Украины взыскало пеню, то незадолго до премьеры прекратилась поддержка Eurimages и т. д.

В 2019-м на трех площадках Парижа состоялась долгожданная премьера отснятого 700-часового материала, сопровождавшегося инсталляциями, перформансами. Из него к марту 2020-го удалось смонтировать 16 отдельных фильмов.

Фильм «Дау»

Этот фильм является самым настоящим долгостроем, до сих пор не вышедшим в прокат. Сложно поверить, что работа над «Дау» началась уже практически десять лет назад. Во время написания сценария данное кино получило звание одного из самых перспективных проектов мира. Но из-за различных трудностей съемки данной киноленты продлились вплоть до 2016 года. Именно тогда было объявлено о том, что «Дау» находится на стадии пост-продакшн. Однако премьера киноленты так и не состоялась.

В этом фильме рассказывается о жизни советского физика Льва Ландау, хорошо известного многим людям. Фильм снят за солидные по меркам нашего кино деньги в размере десяти миллионов долларов. Съемки проходили как в России, так и в странах СНГ. В создании, помимо нашей страны, также принимали участие Германия и Швеция. Так что с полной уверенностью можно заявить, что данное творение режиссёра получится достаточно масштабным.

Сценарий основан на мемуарах, так что, скорее всего, всё снято с максимальной биографической точностью. Да и режиссер Илья Хржановский явно не из тех людей, кто любит приукрашивать истории. Главные роли сыграли актёры из самых разных стран. Но от услуг звёзд и профессионалов режиссёр вновь решил отказаться.

Ну а нам остается лишь ждать и надеяться, что фильм «Дау» выйдет как можно скорее.

О самом первом фильме «Дау»

Изначально Хржановский планировал снимать «Дау» по сценарию Владимира Сорокина, но впоследствии появилась концепция Института, и проект двинулся в другую сторону.

— Вообще, ходят упорные слухи, что существует дописанный сценарий Сорокина, и он чуть ли не полностью был экранизирован до того момента, пока вы не начали снимать.

— Насчет полностью написанного сценария Сорокина, от которого не осталось ничего: он был полностью переработан мной и всякими разными западными скрипт-докторамиСкрипт-докторами в кино называют приглашенных авторов, помогающих подправить детали в тексте или переписать сценарий фильма.. По этому сценарию были сняты весь питерский и харьковский блоки и часть институтского московского блока.

— Какая это часть от фильма?

Фестивали и дальнейшая судьба «Дау» в прокате

— Почему вы передумали по поводу интервью, почему вы вдруг решили давать их всем, а раньше не давали никому? Потому что фильм попал в фестивальный цикл?

— Конечно. Мы начинаем выходить из собственной территории на чужие. Я человек правил, если ты начинаешь играть по чужим правилам, то надо играть по этим правилам, их соблюдая, или не входить в эту игру.

— Получается, что вы попытаетесь в этом году попасть на все крупнейшие фестивали большой тройки, как в свое время Кесьлевский с трилогией «Три цвета»?

— В принципе, да, фильмы будут выходить на разных фестивалях в течение ближайших двух лет и будут выходить в прокат, а в какой‑то момент выйдет главный DAU-продукт — онлайн-платформа DAU, на которой можно будет увидеть всю матрицу материалов «Дау».

— Почему понадобилось в России подавать десять фильмов на получение прокатного удостоверения, если в итоге фильмы выходят по отдельности и на фестивалях, и в прокате?

Фильм «4»

Первый настоящий успех пришёл к режиссёру именно после этого фильма, вышедшего в прокат 8 декабря 2005 года. Эта картина имеет серьёзные возрастные ограничения. Так что молодым и особо впечатлительным рекомендуется воздержаться от просмотра. Кинокартина получилась по-настоящему бунтарской и новаторской для российского кино. Именно поэтому фильм «4» получил столько лестных отзывов со стороны критиков, а также получил немало призов в Европе.

В центре сюжета фильма «4» три самых обычных и на первый взгляд не похожих друг на друга человека, которые раньше даже не догадывались о существовании друг друга. Вечером, после тяжелого трудового дня, мясник, настройщик роялей и проститутка встречаются в ночном баре Москвы, чтобы отдохнуть после непростого трудового дня. В итоге между этими случайными незнакомцами завязывается беседа. Они рассказывают друг другу различные небылицы, которые придумывают в меру своей больной фантазии…

В кинокартине снялся именитый российский музыкант Сергей Шнуров, исполнивший одну из главных ролей. Учитывая тот факт, что лидер «Ленинграда» появляется в кино достаточно редко и, как правило, лишь в эпизодах, для поклонников его творчества это отличная возможность оценить актёрский талант этой неординарной личности. В остальных ролях играли преимущественно малоизвестные люди, не обладающие серьёзным актёрским опытом. Но несмотря на это, все они удачно вписались в свои роли, благодаря чему мы и получили этот шедевр российского кинематографа.

Примечателен и тот факт, что изначально фильм «4» задумывался как обычная короткометражка. Но за четыре года съемок он в итоге разросся до полного метра. Думаем, каждый киноман и любитель авторского кино обязательно должен ознакомиться с этой нестандартной лентой.

Озвучивание мультфильмов

— Песенка радости — Медвежонок

— Серая шейка

— Дедушка и внучек — Медвежонок

— Когда зажигаются ёлки — Медвежонок

— Крепыш — Крепыш

— Лесные путешественники — Хомяк

— Каштанка — Каштанка

— Крашеный лис — Ёж

— Козёл-музыкант — Ёж

— На лесной эстраде — Ёж

— Подпись неразборчива — Ёж

— Стрела улетает в сказку — медвежонок Топтыгин / Филин / лай Бобика

— Мойдодыр — Медведь / Барсук

— В лесной чаще — Филин

— Необыкновенный матч — Медвежонок-ведущий / деревянный вратарь

— Снеговик-почтовик — Филин / лай Дружка

— Пирожок — Шарик

— Маленький Шего — Сабэ

— Кораблик — червячок

— Чудесный колодец — Медвежонок

— Лесная история — Крот

— Старые знакомые — Медвежонок-ведущий / деревянный вратарь

— Сказка о Снегурочке — Медвежонок

— Верлиока — Ёж

— Краса ненаглядная — Ворон / Медвежонок

— Приключения Буратино — одна из лягушек

— Разные колёса — Ёж

— Человечка нарисовал я — маляр Прохор / житель Царства лжи

— Тринадцатый рейс — собака

— Чиполлино — лай собаки Пылесосика

— Две сказки — ёж Колючая Голова / Ворона

— Кто сказал «мяу»? — Лягушка / лай Щенка

— Случай с художником — голосовые эффекты (в титрах не указан)

— Миллионер — читает текст (в Большом Фитиле) / голосовые эффекты / бульдог

— Вот так тигр! — Щенок

— Светлячок № 4. Наш карандаш — медвежонок / клоун (в титрах не указан)

— Беги, ручеёк — крот / лягушки

— Следы на асфальте — лай Щенка

— Происхождение вида

— Хочу бодаться! — щенок

— Старые заветы — оформление шумов

— Маугли. Похищение — один из бандерлогов

— Маугли

Последняя охота Акелы — белая кобра

— Внимание, волки! — звуковое оформление

— Сладкая сказка — медвежонок Миша

— По собственному желанию (Фитиль № 97) — таксист

— Лесная хроника — Барсук / Ёж

— Только для взрослых. Выпуск 1 — звуковое оформление

— Чужие следы — собака

— Домик на колёсах — собака

— Добился своего (Фитиль № 109) — прохожий / пёс

— Волшебный мешочек — худой медведь

— Незнайка в Солнечном городе

Встреча с волшебником — Булька

— Раздобыл заяц магнитофон — Ёж

— Последняя невеста Змея Горыныча — Алексей в облике щенка

Биография

Родился 30 ноября 1939 года в Москве. Отец — художник и эстрадный артист Юрий Борисович Хржановский, потомок ссыльных поляков. Дед по отцу — Борис Феликсович Хржановский, директор книжного издательства И. Д. Сытина в Иркутске, в советское время — директор издательства «Академкнига» в Москве. Мать — Вера Михайловна, урождённая Берлинская. Дядя — советский дирижёр и пианист Павел Берлинский. Двоюродный брат — виолончелист и основатель квартета имени Бородина Валентин Берлинский.

Родители познакомились в Иркутске, после революции перебрались в Ленинград вслед за братьями Веры Михайловны. Там его отец, выступавший в жанре дивертисмента, сблизился с актёром Эрастом Гарином и его женой Хесей Локшиной, которые после переезда в Москву приложили все усилия, чтобы семья Хржановских последовала за ними. Поселились в Мансуровском переулке, а через год у супругов родился сын Андрей.

В 1962 году окончил ВГИК (мастерская Л. В. Кулешова и А. С. Хохловой). По словам Хржановского, на «Союзмультфильм» его привёл случай: из-за большого количества выпускников режиссёрского факультета единственной возможностью снять дипломный фильм, не тратя годы в ожидании своей очереди, были съёмки на студии неигровых фильмов. Но мультфильм «Жил-был Козявин» (1966) не хотели допускать до защиты из-за подозрений в сюрреализме до тех пор, пока завкафедры Сергей Герасимов не определил его как «наш, социалистический сюрреализм».

Свой следующий мультфильм «Стеклянная гармоника» (1968) Хржановский описывает как «историю сегодняшего дня… про власть денег над нашими душами, про культуру, которой затыкают рот». Сдача фильма руководству пришлась на день ввода советских войск в Прагу. В итоге он был положен «на полку», а режиссёру на следующий день вручили повестку в армию и определили во флот в звании командира взвода батареи реактивных установок. Хржановский решил «повидать мир» и перешёл в пехотную роту, направлявшуюся в зону боевых действий, где отслужил два года. В перестроечное время, когда показ «полочных» фильмов стал одним из программных пунктов нового руководства Союза кинематографистов, вдруг выяснилось, что на тираж «Гармоники» плёнки не хватило, и премьеру вновь отложили.

Среди своих работ особо выделяет «пушкиниану» — мультфильмы по мотивам творчества А. С. Пушкина «В мире басен» (1973) и «День чудесный» (1975), а также биографическую трилогию «Я к вам лечу воспоминаньем…» (1977), «И с вами снова я…» (1980), «Осень» (1982) на основе рисунков и черновиков поэта, в 1987 году объединенную в один полнометражный фильм «Любимое мое время».

Кроме того, ему принадлежат фильмы на основе рисунков Сергея Бархина («Лев с седой бородой», 1995), Федерико Феллини («Долгое путешествие», 1997), Иосифа Бродского («Полтора кота», 2002). Впоследствии замысел получил развитие в полнометражном фильме «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» (2009). Все четыре фильма были отмечены кинопремиями «Ника», а также различными международными премиями.

С 1988 по 1990 год Хржановский возглавлял творческое объединение «» при «Союзмультфильме», был членом худсовета студии.

С 1982 года преподаёт во ВГИКе, заведует кафедрой режиссуры анимационного фильма. В 1993 году совместно с Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном и Фёдором Хитруком организовал школу-студию «ШАР» для производства мультфильмов и подготовки профессиональных аниматоров, где он занимает должности художественного руководителя, председателя Совета учредителей и педагога по режиссуре.

Сын — кинорежиссёр И. А. Хржановский.

.

Поиск ответа

Личная жизнь и интересные факты

Илья в разводе. Режиссёр был женат два раза. Его первой супругой была актриса Александра Куликова. Молодые люди познакомились ещё в студенческие годы во время учёбы в Институте кинематографии. Долгий период они дружили, а позднее эти отношения переросли в любовь, и они поженились. В этом браке у супругов родился сын Андрей. Молодой человек на сегодняшний день уже снялся в главной роли в картине «Крылья», а также принял участие в театральной постановке БДТ «Лето одного года».

Илья Хржановский с актерами проекта «Дау»

Второй раз Илья был женат на Светлане Марич, которая являлась заместителем аукционного дома «Филипс». В этом браке у них родилась дочь, которую назвали Марией. В 2018 году Илья и Светлана развелись по неизвестным причинам.

С 2009 года Илья не давал интервью. В 2020 году он прервал своё молчание. Теперь его многочисленные интервью можно прочитать в различных интернет-изданиях. А всё по причине выхода его фестивального фильма «Дау». Илья продолжает активно выступать на разных пресс-конференциях, общаться с журналистами и критиками.

Режиссёр имеет пагубную привычку – он курит. Илья уверен, что обладает особенным творческим даром создания авторского кино, которого никто не имеет.

НАШИ ЛЮДИ

JWoww
Живопись

американская художница

JR (художник)
Живопись

это флайпостинг  больших черно-белых изображений в публичных местах, в манере освоения антропогенной среды граффити-художниками

Alva Noto
Живопись

сценическое имя звукового художника Карстена Николая , работающего в стилях экспериментальной электронной музыки , одного из основателей лейбла raster-noton

Яшке, Владимир Евгеньевич
Живопись

российский художник и поэт

Яшвиль, Наталья Григорьевна
Живопись

русская художница и общественная деятельница

Яхилевич, Михаил Фритиофович
Живопись

российский и израильский художник, дизайнер, художник сцены

Ясуи, Сотаро
Живопись

японский художник

Ясновский, Фёдор Иванович
Живопись

русский художник-пейзажист, мастер акварели

Призы и награды

«Остановка»

Диплом жюри по разделу игрового кино ОРК студенческих и дебютных фильмов «Св. Анна-1999» (Москва);

Приз жюри в категории короткометражных фильмов, приз от Примагаз Груп (Франция) МКФ в Сан-Пьер-де-Корпс-1999 (Франция);

Диплом жюри МКФ «Молодость-1999» (Киев, Украина).

«4»

Премия имени Тео Ван Гога, Золотой Кактус, Международный кинофестиваль в Роттердаме, Голландия 2005 год

Лучшая режиссёрская работа, Международный кинофестиваль в Буэнос-Айресе (Аргентина) 2005 год

Гран-при фестиваля, Международный кинофестиваль в Сиэтле, США 2005 год

Гран-при фестиваля, Международный кинофестиваль в Трансильвании (Румыния), 2005 год

Лучшая операторская работа, Международный кинофестиваль в Трансильвании (Румыния), 2005 год

Специальный приз жюри, Открытый российский кинофестиваль Кинотавр

Специальный приз жюри, Международный кинофестиваль «Золотой Абрикос», Ереван (Армения)2005 год

Лучшая режиссёрская работа, Международный кинофестиваль в Афинах (Греция) 2005 год

Лучшая режиссёрская работа, Международный кинофестиваль в Анталии (Турция)2005 год

Лучший звук, Международный кинофестиваль в Вальдивии (Чили)2005 год

Премия «Плоды Таланта», Международный кинофестиваль в Бангкоке (Таиланд)2005 год

«Дау»

Лучший представленный проект в рамках Рынка европейских проектов («Sofia Meetings») Международного кинофестиваля в Софии (Болгария) (2005).

«Наташа» и насилие

В прессе Хржановского обвиняют в том, что он срежиссировал реальное насилие над личностью, которое было показано в фильме «Дау. Наташа», где в сцене допроса главной героини ее вынуждают засунуть в себя горлышко от бутылки.

— Вы довольно уклончиво описывали свое воздействие на то, что происходило на съемочной площадке. Понятно, что вы режиссер, вы курируете весь процесс, но вы всегда говорили, что отказались от управления актерами напрямую. Таким образом, они становятся перформерами, сами себе режиссерами.

Все спрашивают в основном про сцену допроса: насколько она была срежиссирована или сымитирована? Например, кинокритики Антон Долин и Андрей Плахов пишут, что это все была постановка (сама Наташа говорила об этом на пресс-конференции), а часть фем-сообщества считает, что вы изнасиловали женщину бутылкой.

— Бутылка туда даже не входит, вообще говорить не о чем. Это сцена, в которой есть пощечина и опасность бутылки, вот и все. Но из‑за того, что там реальные чувства, реальный страх, реальное право владеть человеком и реальное признание этого права, возникают такие ощущения.

Всегда, когда в фильме планировались крайне резкие по действию сцены, мы все проговаривали. Такие сцены всегда требуют огромного напряжения и ответственности по обе стороны камеры.

— А какая еще была режиссура на площадке? Понятно, что это в основном мыслительно-метафизическая работа, как я понимаю, но все же: было ли у вас какое‑то прямое воздействие на то, что происходило на площадке? Вас обвиняют в том, что вы, например, руководили, кто с кем спит на площадке, кто кого бьет. Было ли такое, чтобы вы предлагали людям этим заняться?

— С этим проектом все очень просто: здесь на экране видна реальность отношений. И ввиду как раз того, что это не снятый под кадр кусочек, а как бы длящаяся во времени сцена, вы видите, что, допустим, ЛюкАстролог Люк Биже — один из героев фильма «Дау. Наташа». и Наташа по-настоящему испытывают друг к другу некие чувства — это история про них. ОляОльга Шкабарня — исполнительница роли буфетчицы Института. и Наташа тоже испытывают что‑то друг к другу в этот момент — история и про них тоже.

Я мог какие‑то вещи координировать, точнее, корректировать, но не мог на них настаивать помимо воли участников. Я мог предполагать, что у этих людей могут возникать соответствующие ощущения. Или, например, я понимал, что мне нужно, чтобы ко второй сцене пьянки буфетчицы устали. Тогда я отправил в этот день всю группу, в том числе ту группу, которая была не на площадке, не в Институте, а работала в офисе — я всех отправил питаться не в офисный буфет, а в институтский, потому что мне надо было, чтобы Наташа и Оля были по-настоящему уставшими к моменту этой сцены.

— Верите ли вы, что у актеров «Дау», как предполагает часть русского фейсбука, мог развиться стокгольмский синдром в связи с тем, что они снимались у вас?

— Я не очень верю, что у них развивается стокгольмский синдром. Вообще, это очень показательно, что это обсуждают именно в русском фейсбуке.

— Давайте так, остались ли какие‑то незакрытые конфликты с кем‑то, кто снимался в «Дау»? Не по поводу денег, а чисто эмоциональных — абьюз, харассмент, токсичность и прочее, — по поводу чего копают под вас сейчас журналисты Variety?

— У меня был один незакрытый конфликт с Эндрю , художником, который очень хотел приехать на проект «Дау». Он был студентом Марины Абрамович, многократно звонил и настаивал на своем приезде. Пригласить его было не моей инициативой. Я это сделал по просьбе Марины. И дальше он реально испугался нашего пространства. Он испугался факта, что он мог что‑то проделать с людьми и что люди тоже могут получать право что‑то с ним проделывать. Вот с ним, наверное, есть незакрытый какой‑то конфликт.

Личная жизнь

Режиссер, в течение 10 лет не общавшийся с представителями СМИ, от подробностей личной жизни всегда воздерживался. В 2009-м в разговоре с Дмитрием Быковым Илья подтвердил, что на тот момент был не женат, а от союза с актрисой Александрой Куликовой у него растет сын.

Молодые люди познакомились еще во времена учебы в институте. Вскоре дружба переросла в более глубокие чувства, и влюбленные сыграли свадьбу. Несмотря на появление общего ребенка, семья впоследствии не выдержала испытание расстоянием и временем: Хржановский работал в Москве, а его супруга — в Санкт-Петербурге.

Андрей пошел по стопам матери — в раннем возрасте уже выходил на сцену БДТ и снимался в кино, а образование получил в Лондоне, где и сейчас живет его отец. Женщина неоднократно рассказывала в интервью, что он не зовет ее матерью, а обращается исключительно по имени.

Илья Андреевич также не забывал о наследнике, упомянув о нем в размышлениях об изменениях в современном мире:

Второй раз мужчина вступил в брак с заместителем главы аукционного дома Phillips Светланой Марич, пары родилась дочь Мария. В 2018-м выяснилось, что супруги подали на развод.

Профессиональная деятельность

После окончания ВГИКа Илья с 1998 по 2002 год занимался рекламной деятельностью, где работал продюсером и режиссёром. Фильмография Ильи на сегодня состоит более чем из 10 разножанровых киноработ. Илья является достаточно разносторонней личностью. В 1994 году в 19 лет снялся в качестве актёра в короткометражной ленте «Выходец из метро». Ко всем своим картинам режиссёр также сам пишет сценарии. Также Илья является продюсером четырёх кинопроектов.

С 2005 года является соучредителем компании «Феномен-Филмз». В 2009 году – соучредитель «Феномен-Украина», а в 2010 – компании «Феномен Берлин Фильмпродакшн» (в Германии). В 2011 году подобную компанию создали в Великобритании. На сегодняшний день Илья осуществляет монтаж и продюсирование различных проектов: полнометражных фильмов, сериалов и т.д.

В качестве кинорежиссёра Илья дебютировал в 1998 году, когда снял короткометражную ленту «Остановка». Молодой человек снимал картину совместно с режиссёром Артёмом Михалковым. Проект имеет много призов и наград на разных кинофестивалях. В этой киноработе главные роли исполняли известные актёры: Елена Захарова, Фёдор Бондарчук, Василий Чернышёв, Степан Михалков, Гоша Куценко и другие.

Следующей работой режиссёра стала комедия «Четыре», премьера которого состоялась осенью 2005 года. Одну из главных ролей в фильме сыграл известный и скандальный артист Сергей Шнуров.

В 2009 году Илья начал снимать арт-хаусный драматический проект «Дау», состоящий из 16 фильмов. Проект находился в производстве долгие десять лет. Изначально в работе рассказывалась биография известного советского учёного-физика, Нобелевского лауреата Льва Ландау. Но в итоге, основной темой картины стало повествование о насилии в период тоталитарной эпохи. Илья считает, что суть фильма заключается в поисках главного героя, который знает, что он гений, счастья в работе, дружбе и любви. Ведущие роли в фильме сыграли Теодор Курентзис и Радмила Щёголева.

Только через десять лет состоялась кинопремьера работы. В 2020 году фильм получил Гран-при на Берлинском кинофестивале за лучшую операторскую работу. Картина вызвала большой резонанс в обществе, так как отличалась скандальным и провокационным сюжетом фильма. В Украине картина вызвала скандал в связи со съёмкой детей в сценах медицинских опытов. Также открылось два уголовных дела по статьям пытки и пропаганда жестокости. В России некоторые части проекта «Дау» запрещены для всеобщего показа в кино. Кинорежиссёр опровергает все обвинения в свой адрес.

Илья является членом Европейской академии киноискусств, а также членом гильдии кинорежиссёров России. С 2019 года кинорежиссёр является художественным руководителем Мемориального центра «Бабий Яр».

Илья Хржановский сейчас

В конце февраля 2020-го на Берлинале состоялся премьерный показ двух «Дау» — «Наташи» и «Дегенерации», вызвавших немало бурных обсуждений и настоящий ажиотаж.

Хржановскому, завоевавшему «Серебряного медведя» с формулировкой «За выдающийся художественный вклад», пришлось отбиваться от обвинений в пропаганде порнографии и совершенном в ходе съемок насилии (психическом, физическом и сексуальном).

Илья Андреевич неоднократно выступал с заявлением, что на площадке не царил никакой террор, закон с правами человека не был нарушен. Его в этом утверждении поддержали и оператор Юрген Юргес, и исполнительница главной роли в «Наташе» Наталия Бережная, и сорежиссер Екатерина Эртель.

В апреле того же года режиссер дал откровенное интервью Ксении Собчак, в котором поделился подробностями работы над проектом «Дау», а также собственными взглядами на искусство и современные реалии.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации