Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Готика (2003)

«Притворство» (2019)

The Act

Ди Ди (Патриция Аркетт) всю жизнь положила на алтарь служения своей дочери Джипси (Джои Кинг). Девочка больна всем на свете: эпилепсия, аллергия, рассеянный склероз, отставание в развитии… Она не встает с инвалидного кресла и разговаривает тоненьким детским голоском. Но Ди Ди героически несет свою ношу, вызывая всеобщее сочувствие и собирая щедрые пожертвования. Благотворительная организация строит кукольный розовый домик в Миссури, в котором мать и дочь (обе в розовом) поселяются после урагана «Катрина», уничтожившего их документы.

«Притворство» — великолепно разыгранная опытной Аркетт и юной Кинг история болезни, ужас которой ощущаешь особенно сильно, когда на экране появляется надпись: «Основано на реальных событиях».

Самое обсуждаемое за неделю

Все Кино Сериалы Игры Аниме

  • 111Создатели «Пацанов» высмеяли женскую сцену «Мстителей: Финала» — она была слишком тупой и надуманной
  • 67«Дюна» легко может заработать в мировом прокате миллиард — так считают аналитики
  • 53Технический прогресс, сила богатырская и зубастый Колобок — вышел трейлер фэнтези «Последний богатырь: Корень зла»
  • 44Брюс Уиллис опять играет Джона Макклейна из «Крепкого орешка»
  • 39Николас Кейдж отражает инопланетное вторжение с помощью боевых искусств в трейлере фильма «Джиу-джитсу»
  • 39RU77 — ответ украинских разработчиков на польский Cyberpunk 2077
  • 38Милла Йовович воюет с гигантскими чудовищами в трейлере «Охотника на монстров»
  • 36Актриса из ребута «Зачарованных» назвала Холли Мэри Комбс и Роуз Макгоуэн жалкими
  • 34«Для Эмилии Кларк это было унизительно» — Николай Костер-Вальдау о съёмках первого сезона «Игры престолов»
  • 30Тизер «Путешествия в Индию: На пороге бессмертия» — третий фильм из серии «Вий 3D» обещает битву с зомби

Врач и пациент

Взаимоотношения врача и пациента часто становились предметом самых серьёзных медицинских исследований. А в такой области, как психиатрия, касающейся самых потаённых глубин человеческих душ, этот вопрос приобретает особый смысл. Доктор, возомнивший себя богом, терзает, убивает, подчиняет себе женщин, превращая их в игрушки для себя и своего друга детства — шерифа. Он полностью уверен в своей безнаказанности, он – столп общества, предмет подражания.

Его жена, Миранда, со своим рациональным подходом к проблемам пациентов, находится на грани профессионального провала. Пытаясь объяснить душевные болезни физиологическими процессами, она разговаривает заученными цитатами из учебников, не понимая тех, чьи души пытается лечить, не доверяя им. Она, дипломированный врач-психиатр, живёт бок о бок с маньяком, убийцей, и не чувствует этого. Она со слепым обожанием смотрит в его глаза  до того момента, пока реальность не откроет ей страшную правду  — как это ни парадоксально, устами призрака.

Сойти с ума, чтобы понять правду

Сны и реальность, искажённая из-за действия лекарств – вот новый мир, в который попадает доктор Миранда. Оказалось, что врач и пациент очень быстро могут поменяться местами, и санитары, вчера раболепно кланяющиеся «жене босса», будет ей ловко выкручивать руки. И претензий к ним не может быть никаких – они просто делают свою работу. Ты можешь кричать, что нормальна, объяснять все свои действия с логической и рациональной точки зрения – тебе будут с усмешкой кивать (или устало выслушивать, отводя взгляд) и прописывать новые дозы галоперидола. Это страшная правда, лишённая любой мистики.

У зрителя «Готики» есть выбор: воспринимать происходящее с Мирандой с мистической или с рациональной точки зрения. Он может верить в то, что путь к пониманию ситуации ей указал призрак, что это призрак, вселившийся в неё, отомстил своему убийце, или попробовать, как и сама Миранда, объяснить всё логически. Грубое прикосновение к тайным струнам человеческой души может вызвать совершенно непредсказуемую реакцию, необъяснимую наукой. И в этом тоже искать мистику бессмысленно.

Классическая готика

Родоначальником жанра ужасов является “готический роман”, популярный в XVIII-XIX веках. Этот термин появился из-за пристрастия авторов разворачивать свои мрачные истории в старинных замках готической постройки — с винтовыми лестницами, скрипящими в темноте дверьми, скользящими по стенам подземелий тенями. Готический роман зародился в 1764 г. в Англии стараниями Хораса Уолпола (“Замок Отранто”), чье черное дело продолжили А. Радклифф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р. Мэтьюрин, М. Шелли, Б. Стокер. В жанре готики отметились и многие знаменитости: Байрон, Готорн, Гофман, Гюго, Мериме, Уайльд.

Эдгар Аллан По разделил готический роман на два новых жанра: триллер и детектив. Семена, брошенные По, упали на благодатную почву, и триллер превратился в один из наиболее популярных жанров. Целые орды авторов бросились пугать народ: Бирс, Эверс, Мейринк, Рампо, Блэквуд, Мэйчен, Ходжсон. Истории о заброшенных зловещих домах, под завязку набитых призраками, о проклятом золоте затонувших кораблей, об оживших мертвецах, выползающих из разрытых могил, и прочих милых пустяках издавались во всем мире.

Вот кто заварил кашу…

В 20-40-е годы XX века в триллере произошла революция. Он разделился на два направления: хоррор и саспенс. Родоначальник хоррора Говард Филлипс Лавкрафт наполнил свои мистические истории древними демонами, зомби, загадочными чудовищами, доводившими читателя до исступления. Саспенс, прежде всего, в лице творений ученика Лавкрафта Роберта Блоха, стал частью криминального жанра. Романы Блоха “Психо”, “Ночь Потрошителя” и другие — слегка затянутые, даже нудноватые вначале, с нарочито обыденным антуражем — вдруг оборачиваются таким ужасом, что сердце готово выпорхнуть из груди.

Готическое кино

“Битлджус”, “Эдвард Руки-Ножницы” и “Ворон” — вот символы киноготики. Два первых фильма сняты самым готическим режиссером Тимом Бертоном. Сюжет, антураж, главные герои — все в этих лентах пронизано готикой. Объект фанатичного поклонения готов —- “Ворон” Алекса Пройаса. Его герой Эрик Дрэйвен в исполнении Брэндона Ли (погибшего на съемках!) породил настоящий культ: и стиль одежды, и макияж Эрика стал образчиком для подавляющего большинства поклонников.

Стоит также упомянуть немые фильмы ужасов начала XX века (“Носферату”, “Кабинет доктора Калигари”), фильмы ужасов студии Hammer (прежде всего, “Дракула” с Бэлой Лугоши), фильмы с участием таких “монстров”, как Лон Чэйни, Борис Карлофф, Питер Кушинг и Кристофер Ли. Ну, и конечно, современные ленты: “Интервью с вампиром” Нила Джордана, “Дракула Брэма Стокера” Копполы, пародийная “Семейка Аддамс” Б. Зоннефельда. Отдельно стоит назвать готический мультфильм “Nightmare Before Christmas”. Самый готический современный актер — безусловно, Джонни Дэпп.

Атмосфера фильма

Главное в «Готике» – не детективная составляющая, хотя классический маньяк-убийца, скрывающийся под маской врача-психиатра, заставляет нас вспомнить выдающегося психотерапевта, многоуважаемого доктора Ганнибала Лектора. Но страшный «бог» и хозяин исправительного заведения для душевнобольных преступников, доктор Дуглас Грей, появляется в кадре ненадолго – только для того, чтобы погибнуть под ударами топора.

Мистически мрачная атмосфера фильма имеет вполне реальное объяснение —  в сумасшедшем доме для преступников нет места радости и надежде. Проливные дожди, тёмные краски, униформа медицинского персонала, воспалённые глаза пациентов – всё складывается в одну картину, как кусочки паззла. Отчаянный взгляд несчастной девушки Клои, которая молит о помощи, но встречается только с глухой стеной непонимания, будет страшно отомщён: её лечащий врач, Миранда, в самом скором времени превратится в такого же изгоя, ищущего доверия и сочувствия.

«Изгой» (2016–2017)

Outcast

В городке под пышным названием Рим люди так часто становятся одержимыми демонами, что местный священник (Филип Гленистер) уже поднаторел в их изгнании. Но демоны не исчезают, а лишь затаиваются на время. Эффективно изгонять их получается только у Кайла Барнса (Патрик Фьюджит), который нехотя занимается экзорцизмом. Самого же Кайла сверхъестественная дрянь преследует с детства.

Назвать сериал можно было бы «Экзорцист поневоле», но авторы выбрали название поскучнее. По счастью, это единственное, что в сериале скучно. Южная готика всегда близко подбиралась к территории хоррора; в экранизации комиксов Роберта Киркмана (автора «Ходячих мертвецов») они сливаются в удушающем тесном объятии.

Финал фильма

Вновь доктор Миранда оказалась одна на пустынной улице. Казалось бы, злоключения подошли к концу. Но на середине дороги она вновь видит призрак, и это тоже призрак невинной жертвы. Значит ли это, что неупокоенные души избрали её в качестве посредника? Или разбуженная интуиция обострила её чувства до такой степени, что теперь, пройдя через ад, претерпев насилие над своей личностью, она понимает жертв такого насилия лучше, чем кто-либо другой, научившись сопереживать им?

Этот вопрос остаётся без ответа. Ведь в нашем мире слишком много зла, и мы, как доктор Миранда, зачастую живём с ним бок о бок, не понимая этого, не видя его и привыкнув к нему.

Сюжет

Доктор Миранда Грей вместе со своим мужем Дугласом работает в тюремной психиатрической больнице для женщин-преступниц, признанных невменяемыми. Пациентка Клои утверждает, что в больнице она подвергается сексуальному насилию, но Миранда не верит ей, считая что это фантазия на почве ранее перенесённого насилия (Клои насиловал отчим, в итоге она убила его). Тем же вечером по дороге домой Миранда едва не сбивает стоящую на шоссе девушку. Миранда бросается к девушке, но в следующий момент обнаруживает себя в камере больницы: оказывается, прошло уже несколько дней. Бывший коллега и друг, а теперь её лечащий врач доктор Пит Грэм рассказывает, что в вечер аварии она, вернувшись домой, убила Дугласа. Её признали невменяемой. Никто не верит в историю о девушке, встреченной на дороге. Никакие умозаключения Миранды не воспринимаются всерьёз — все считают её опасной сумасшедшей.

Между тем вокруг Миранды творятся странные события: к ней является призрак девушки, которую она едва не сбила на шоссе. Случайно Миранда узнаёт, что виденная ею девушка — дочь директора клиники Парсонса, Рэйчел, некоторое время назад покончившая жизнь самоубийством. Когда призрак появляется в следующий раз, Миранда обращается к нему по имени, после чего дверь камеры открывается. Миранда хочет бежать, но вместо этого ей удаётся пройти к камере Клои и убедиться, что кто-то действительно её насилует. Лица насильника не видно, но видна татуировка на его груди, изображающая охваченную огнём женщину (Anima Sola (англ.)русск.). Миранда зовёт на помощь, охрана приходит, но её рассказу о насильнике опять никто не верит. Следующей ночью в камере Миранды снова появляется призрак Рейчел и начинает её избивать, ударяя о стены камеры. Когда прибегает медсестра и охрана, Миранда, воспользовавшись моментом, бежит. Дежурный охранник выпускает её из больницы и отдаёт ключи от своей машины.

Призрак, появившийся в машине, приводит её к дому Миранды, где та вспоминает события вечера, когда был убит Дуглас. Миранда осознаёт, что мужа её руками убил вселившийся в неё призрак Рэйчел Парсонс, которая не покончила с собой, а была убита Дугласом. Дуглас часто пропадал на ранчо, якобы занимаясь ремонтом дома. Миранда отправляется туда и в амбаре, заваленном хламом, обнаруживает подвальное помещение, где находит кровать с кандалами и видеокамеру. На оставшейся в видеокамере кассете сохранилась запись сцены, где Дуглас насилует девушку. Полиция, преследующая Миранду, добирается до ранчо; Миранду арестовывают, а в подвале находят ещё живую жертву. Дело забирает ФБР, а Миранду помещают в камере полицейского участка. Ночью в камеру приходит шериф Райан. Миранда рассказывает ему, что у Дугласа должен был быть помощник. По просьбе Райана она даёт психологический портрет этого человека, крайне непривлекательный. Шериф выходит из себя и признаётся, что сообщником и учеником её мужа был он сам. Миранда понимает, что не выйдет из участка живой. Завязывается схватка, во время которой через расстёгнутую рубашку Миранда видит на груди шерифа татуировку в виде горящей в огне женщины.

В участке гаснет свет, что ещё в больнице всегда предвещало появление призрака. Миранда бежит из камеры и пытается спрятаться. Шериф преследует её, расстреливая из дробовика всё вокруг. Появившийся призрак Рэйчел отвлекает шерифа и провоцирует его на выстрел, который вызывает возгорание газа из ранее повреждённой выстрелом трубы. Это даёт Миранде время, чтобы убить шерифа выстрелом из подобранного здесь же пистолета. После схватки появляется доктор Грэм и просит прощения у Миранды за то, что не верил ей.

Эпилог. Прошло несколько месяцев. Ночь, городская улица, Миранда прощается с уезжающей Клои. Их обеих оправдали, признали вменяемыми и выпустили. Клои рассказывает, что продолжает видеть пугающие сны. Она считает, что открыв дверь в потусторонний мир, её уже невозможно закрыть. Миранда утверждает, что она для себя эту дверь закрыла «…и выбросила ключ». Но после того, как Клои садится в такси и уезжает, Миранда видит стоящего посередине дороги мальчика. Когда мчащаяся пожарная машина просто проходит сквозь него, становится понятным, что история отношений Миранды с призраками ещё не закончена. В последних кадрах фильма крупным планом показывается висящая на столбе листовка «Пропал ребёнок» с портретом мальчика, которого Миранда видела несколько секунд назад.

Вера и доверие

Вопрос доверия – главный психологический смысл фильма «Готика». Его задают себе все герои, его задаёт зритель, глядя на экран. «Как можно доверять человеку, который думает, что ты сумасшедший?» — спрашивает Клои у Миранды, и этот же вопрос вскоре эхом отразится в беседе Миранды и её друга, доктора Грэма. Чтобы помочь человеку, надо уметь его понять. Чтобы понять его, надо проявить сочувствие и сопереживание. Никакие цитаты самых великих светил не в силах заменить простого человеческого доверия.

Любой из нас попадает в ситуацию, когда слышит от близкого человека слова: «Просто верь мне! Просто доверяй!» Для этого не нужно видеть привидения, читать загадочные надписи на стенах, сидеть в сумасшедшем доме. Но как часто мы откликаемся на подобный призыв? Доктор Миранда тоже оказалась к нему глуха, и потому ей понадобилось выйти за пределы разумного, чтобы понять и принять происходящее. Она из последних сил держится за рационализм, который, как она думала, помогал ей, но на самом деле завёл в полный жизненный тупик. Ведь вопрос не в том, чтобы верить в призраков; вопрос в том, чтобы уметь смотреть на жизнь под разными углами, доверять интуиции, прислушиваться к движениям своей души.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации