Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Милляр георгий францевич

Главный злодей советских сказок – Георгий Милляр

Будущий актер появился на свет в начале ноября 1903 года в интеллигентной зажиточной семье. Его отцом был французский инженер Франц де Милье, приехавший в Россию передавать опыт мостостроителям. А мать, Елизавета Журавлева, была родом из Иркутска, родители которой трудились в горной промышленности по добыче золота.

Брачная жизнь молодых была недолгой – спустя три года после рождения сына Франц скончался. Однако финансовой нужды его семья не испытывала до тех пор, пока не грянули предреволюционные волнения в 1914 году.

Георгий Милляр в детстве и юности

Тогда маленького Георгия матери пришлось отправить подальше от Москвы в Геленджик к дедушке. На юге он прожил больше пяти лет, сменил фамилию на Милляр и с тех пор старался никому не рассказывать о своем аристократичном происхождении, как и о свободном владении тремя языками.

Георгий Милляр и его самая известная роль Бабы-Яги

После окончания школы Георгий устроился в местный театр бутафором. Начальство и коллеги хвалили старательного юношу, но даже и не подозревали о том, что на самом деле он грезил сценой и актерством. Однажды в 1920 году в театре неожиданного заболела актриса, которая должна была сыграть Золушку. Спектакль был под угрозой срыва, если бы не Георгий Францевич.

Милляр в роли Бабы-Яги в фильме-сказке «Морозко»

Он заверил режиссера, что блестяще справится с главной ролью. И действительно – труппу не подвел. Этот случай стал его звездным часом

На него обратили внимание многие, в том числе и знаменитый Александр Роу. Первая серьезная роль Георгия была в сказке Роу «По щучьему веленью», он сыграл царя Гороха

Актер Георгий Францевич Милляр

Известно, что на роль Бабы-Яги в сказку «Морозко» Роу планировал брать актрису. Пробы проходила и Фаина Раневская. Но Милляр с жаром принялся доказывать, что ни одна женщина не захочет перевоплощаться в такого некрасивого персонажа.

Милляр в роли Кощея Бессмертного в одноименном фильме

Так уродовать себя не страшно только мужчине. Роу решился и не пожалел. Образ сгорбленной старухи с крючковатым носом, обладающей вредным характером, Милляр списал с двух знакомых ему женщин – соседок по коммунальным квартирам.

Милляр и его роль Чудо-Юдо (фильм «Варвара-краса, длинная коса»)

В 16-ти сказках режиссера артист Георгий Милляр сыграл 30 ролей. В некоторых сказках он мастерски перевоплощался сразу в нескольких персонажей. Помимо Бабы-Яги, блестящими образами Милляра стали Кощей Бессмертный, Чудо-Юдо, злодей Квак, Черт.

Милляр сыграл Черта из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Работа в кино

Мечтой Георгия Францевича всегда был кинематограф. С 1931 года он сыграл несколько эпизодов в таких фильмах, как «Марионетки» и «Рваные башмачки».


Мечтой Георгия Милляра всегда был кинематограф

Но настоящей легендой его сделало многолетнее сотрудничество с режиссером Александром Роу. В каждом его фильме Милляр играл по 2, а то и по 3 главные роли, всего же сыграл 30 ролей в 16 сказках.

Первые пробы у Роу Милляр провалил — переволновался. Зато в следующий раз получил роль Царя Гороха в киносказке «По щучьему веленью» (1938).


Георгий Милляр в фильме «По щучьему веленью»

Коронной для Георгия Францевича стала роль Бабы-Яги. Впервые ее пришлось играть в фильме «Василиса Прекрасная» (1939). Изначально на нее пробовалась Фаина Раневская, но Милляр убедил режиссера, что мужчина справится лучше, ведь не каждая женщина согласится ради роли себя изуродовать. В этом фильме актер сыграл еще 2 роли — старика-отца и седого гусляра.

Георгий Милляр с режиссером Александром Роу на съемочной площадке

В 1941 году Георгий ушел из театра навсегда, всецело отдавшись кино. Милляр был увлеченным актером: сам создавал эскизы для костюмов, продумывал до мелочей жесты и мимику. Все его роли требовали сложного грима, который приходилось накладывать по 6 часов. Однажды гримеры сожгли актеру лицо перекисью водорода. Но он никогда не жаловался. «Раскрывая тайны звезд»: Георгий Милляр Кощея Милляр играл, будучи больным малярией. Актер подхватил болезнь во время эвакуации съемочной группы в Душанбе. Милляр весил 48 килограмм и буквально превратился в живой скелет, так что играть чудовище на этот раз мог почти без грима, особенно после того, как сбрил волосы и брови. Сам фильм стал признанной классикой не только у нас, но и за рубежом. Даже Питер Джексон, когда снимал «Властелин Колец», перенял у Роу его эпически-сказочный стиль. А в образе Саурона без труда узнается Кощей, созданный Милляром. Георгий Милляр. Вся нечистая сила Периодически актер играл эпизоды у других режиссеров. Например, папашу Эбенезера Дорсета в первом фильме Гайдая «Деловые люди» (1962) или французского солдата в «Войне и мире» (1967) Сергея Бондарчука. Но все же Георгий Францевич понимал: без Роу его карьера пойдет на спад.


Георгий Милляр в фильме «Война и мир»

Так оно и случилось. После смерти режиссера 28 декабря 1973 года Милляра постепенно начали забывать. Он играл эпизоды, озвучивал мультфильмы, выступал на детских мероприятиях, но уже не мог найти себя за пределами «сказочного амплуа». Георгий Францевич всегда мечтал о серьезных ролях, хотел сыграть Суворова и Вольтера. Но его мечта так и не исполнилась.

Вынужденная поездка в Геленджик

На фоне нарастания предреволюционных настроений, рассудительная родительница отправила Георгия в их дом в Геленджике. На тот момент никто еще не знал, что перемены в жизни страны не обойдут и их шикарный дом. Несколько квартир и дача, принадлежащие семейству, были экспроприированы в пользу государства. Возвращать ребенка в столицу, охваченную военными восстаниями и стычками, Елизавета сочла неправильным.

Поэтому на протяжении пяти лет ее сын жил вдали от столицы, учась в школе Геленджика. В то время как его мать влачила жалкое существование в одной комнате их некогда шикарной квартиры. Вся остальная площадь была занята поселенцами, определенными новой властью большевиков. Боясь лишний раз демонстрировать свои аристократичные корни, Журавлева сделала все возможное ради трансформации французской фамилии супруга в простую и незатейливую — Милляр.

Творческая жизнь Георгия Милляра

После окончания школы Милляр стал работать в театре Геленджика бутафором. Он мечтал стать актером, и однажды в 1920 году ему представилась такая возможность.

Неожиданно заболела одна из ведущих актрис театра, и руководство приняло решение об экстренной замене. В результате Милляр не просто заменил актрису, но и произвел своей игрой отличное впечатление. С этого времени его стали приглашать на различные небольшие роли.

 В 1924 году Георгий вернулся в Москву и поступил в актерскую школу при московском театре Революции (современный театр имени Маяковского).

Учеба ему давалась с трудом, проблемы с дикцией и специфическая внешность долго не давали юноше шансов на успех. После окончания учебы его приняли в труппу театра имени Маяковского. Он проработал там более 10 лет, завоевав славу интересного характерного актера. В копилке театральных работ Милляра имеются следующие роли: аптекарь («Ромео и Джульетта»), Герцог Альбано («Озеро Люль»), граф Людовико («Собака на сене») и многие другие.

В 1938 году Милляр ушел из театра, решив посвятить себя кинематографу. Сначала он играл эпизодические роли, но затем получил свою первую большую роль (царя Гороха) у Александра Роу в сказке «По щучьему велению». Сказка получилась просто потрясающей, и дети и взрослые были в восторге от фильма.

На волне успеха Роу начинает снимать детские сказки и приглашает Георгия Милляра сниматься практически во всех своих картинах. Благодаря этому тандему в классику детского кино вошли фильмы Роу и потрясающие актерские работы Милляра. Многие поколения помнят его Бабу-Ягу, Чудо-Юдо и Кощея Бессмертного. Отдельно следует выделить харизматичного черта в исполнении Милляра в фильме по повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В некоторых фильмах Роу Милляр играл не одну, а сразу несколько ролей.

Играл он не только в сказках, но и в других фильмах, у других режиссеров. Однако сказочные образы  Милляра были настолько яркими и самобытными, что режиссеры не рисковали давать ему роли серьезных или драматических героев.

Наш большой канал о покупках на AliExpress

Детство

Георгий Милляр появился на свет 7 ноября 1903 года в Москве, в Российской империи. Отец, Франц де Милье, происходил из марсельского аристократического рода. По профессии был инженером, консультировал русских по вопросам строительства мостов. Мать, Елизавета Алексеевна Журавлева, была дочерью иркутского золотопромышленника. Семья была богатой, имела огромную квартиру в центре Москвы и две дачи — в Подмосковье и Геленджике.

Франц де Милье умер в 1906 году в Ялте. Но детство будущего актера, лишившегося отца в три года, все же было счастливым.


Георгий Милляр в детстве

Георгий был домашним ребенком, изучал французский и немецкий, музыку (особенно любил Шаляпина), много читал. Тетя, известная театральная актриса, водила мальчика в театр.

В 7 лет мальчик впервые проявил склонности к актерству. Разрисовав лицо, он вышел в таком виде к домашним и попытался напугать их. Но вместо этого все развеселились.

С приходом советской власти эта идиллия подошла к концу. В Москве начались волнения, и мать от греха подальше увезла ребенка в Геленджик. Французскую фамилию оба сменили на более приземленное «Милляр».

Страницы биографии

  1. 1917 ‒ Георгий де Милье изменил французскую фамилию на Милляр, чтобы скрыть дворянское происхождение.
  2. 1917 – начало трудовой деятельности в качестве театрального бутафора в Геленджике.
  3. 1920 – театральный дебют в роли Золушки в постановке Геленджикского театра.
  4. 1924 – переезд в Москву и поступление в Школу юниоров при Московском театре Революции (с 1954 года – Театр имени В. В. Маяковского).
  5. 1927-1938 – работа в основной труппе Московского театра Революции роли аптекаря в «Ромео и Джульетте», Мокроносова в «Конце Криворыльска», графа Людовика в «Собаке на сене», Болтикова в «Инге».
  6. 1933-1935 – непродолжительный брак Г. Милляра с актрисой театра Революции.
  7. 1938 – дебют в кинематографе в роли царя Гороха в фильме-сказке А. Роу «По щучьему велению», начало многолетней дружбы с кинорежиссёром.
  8. 1938-1973 – период сотрудничества с А. Роу, во время которого артист снялся в 16 фильмах этого режиссёра, в том числе: «Василиса Прекрасная» (1939), «Марья-искусница» (1959), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961), «Морозко» (1964), «Варвара-краса, длинная коса» (1969), «Финист – Ясный Сокол» (1975).
  9. 1941 – начало постоянной работы в советском кино, съёмки в фильме А. Роу «Конёк-Горбунок», где артист исполнил три роли: царского спальника Чихиря, сказителя и разбойника.
  10. 1941-1944 – эвакуация в Душанбе, съёмки в фильмах «Мы с Урала», «Швейк готовится к бою», «Новые похождения Швейка», «Кащей Бессмертный».
  11. 1945 – премьера фильма А. Роу «Кащей Бессмертный», где Г. Милляра исполнил две роли: старичка и Кащея ‒ аллюзию на А. Гитлера.
  12. 1962 – роль папаши Эбенезера Дерсета в фильме А. Гайдая «Деловые люди».
  13. 1965 ‒ удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР».
  14. 1967 – эпизодическая роль французского солдата в фильме С. Бондарчука «Война и мир».
  15. 1969-1993 – свадьба и семейная жизнь с Марией Васильевной.
  16. 1988 – присвоение звания «Народный артист РСФСР».
  17. 1992 – последняя роль артиста в фильме режиссёра Сергея Гурзо «Ка-ка-ду».
  18. 1993, 4 июня – день смерти Г. Ф. Милляра, актёр похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Документы и фото из семейного архива, часть личных вещей были переданы наследниками в Музей кино.

Уверенный путь по сказочным тропам

В следующий фильм «Кощей Бессмертный» Роу уже сам приглашал своего любимого актера. Работа была начата в 1941 году и должна была стать своеобразной поддержкой для народа. Образ непобедимого русского воина, которому удается сломить силы зла, зарождал надежду в счастливый финал реального противостояния советских граждан. Кандидатура на роль главного злодея была сразу одобрена режиссером и сценаристом фильма.

Но сам Георгий Францевич долгое время отказывался принимать участие в работе. Он мотивировал отсутствием требуемого таланта, хотя все прекрасно понимали: найти лучшего Кощея не получится при всем желании. Поэтому создатели сказки решили действовать хитростью: они постоянно приглашали Милляра на роль эксперта и консультанта, влюбив его в постановку.

Затем были культовые работы Мастера в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», «Огонь, вода и….медные трубы», «Финист — ясный сокол» и масса других. В большинстве фильмов непревзойденный творец исполнял сразу несколько ролей, делая каждую из них уникальной и штучной. При этом сценические образы и путь к сказочным персонажам Георгий искал сам, частенько удивляя окружающих собственной оригинальностью.

Примечания

  1. ↑ . Чтобы помнили. Дата обращения 25 июля 2016.
  2. К гастролям Московского Театра Революции // Бурят-Монгольская правда. — 1927. — 28 июль (№  168 (1138)). — С. 4.
  3. Капков С. . СК НОВОСТИ (26 ноября 2003). Дата обращения 16 августа 2014.
  4. ↑ .
  5. Дмитриева М. . Собеседник (27 января 2011). Дата обращения 25 июля 2016.
  6. Парамонова К. . Журнал «Советский экран». Кулички.net. Дата обращения 24 июля 2013.
  7. Парамонова К. . Журнал «Советский экран». Кулички.net. Дата обращения 24 июля 2013.
  8. Татьяна Булкина. Поклон советскому кино. — М.: Издательский дом «Московия», 2011. — С. 322—325. — 384 с. — ISBN 5-7151-0333-9.

Вредные привычки и слухи о сексуальной ориентации

Георгий Милляр в роли Черта. Кадр из фильма А. Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки», 1961 год

Одно время ходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Милляра. Тогда это было очень серьезным обвинением — он вполне мог оказаться за решеткой.

Когда слухи достигли критического уровня, Александр Роу сделал «ход конем»: быстренько уговорил артиста жениться, чтобы пресечь нежелательные сплетни. «Избранницей» Георгия Францевича стала 60-летняя Мария Васильевна. Она жила в одной коммунальной квартире с артистом. Вдова с тремя детьми стала артисту настоящим другом и верной спутницей жизни.

Впрочем, друзья Милляра с возмущением относились к слухам о его «особенностях». Они считали — просто чиновники не могли простить Георгию Францевичу склонности к спиртному, вот и стали распускать сплетни.

Артист и в самом деле любил выпить. Ему принадлежит выражение: «Алкоголь — это средство, которое примиряет человека с действительностью». А самым любимым напитком у него был… тройной одеколон.

Критика и амплуа

В роли Бабы-Яги в фильме «Морозко». 1964 год

Игра Милляра получала высокие оценки специалистов. «Каждая его роль становилась маленьким шедевром», — сказал кинокритик Игорь Гавриков.

Милляр был ярко выраженным хара́ктерным актёром, мастером гротеска и буффонады. Его своеобразный голос, старчески дребезжащий, переламывающийся на утробное сопение, как нельзя лучше подходил для озвучивания сказочных злодеев, в первую очередь Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Чудища морского и т. д. Актёр практически сам придумал костюм и грим Бабы-Яги — бесформенное серое тряпьё, растрёпанные седые волосы, большой нос с бородавками, торчащие клыки, безумно поблёскивающие глаза. Баба-Яга Милляра получилась не просто страшной, но и в какой-то степени комичной, а в целом — очень узнаваемой. В кино Милляр чаще всего играл пожилых персонажей. Актёр предпочитал словам мимику и пластику. Он считал, что немое кино было гораздо выразительнее звукового. Милляр сам придумывал походку, жесты, правил сценарий. Самостоятельно выполнял все трюки в фильмах.

Сам актёр говорил, что мечтал сыграть и более серьёзные роли, такие как Вольтер, Суворов, Цезарь. «Сказочные образы — моя стихия, моя привязанность. Но как хочется сыграть однажды роль глубокую, психологическую. Слепить характер сильный, острый, самобытный. Шекспировский Цезарь, Вольтер, Суворов — вот о чем я, грешный, мечтаю», — говорил он. Однако в более серьёзном кино актёру не удалось полностью проявить свой талант. Тем не менее, режиссёры тянулись к нему, много и часто снимали в своих фильмах, хотя и обычно во второстепенных ролях.

Театр

Окончив школу в 1917 году, Георгий устроился работать бутафором в местный театр. Но на этой «черной работе» ему пришлось пребывать недолго. Актриса, которая должна была играть Золушку в детском спектакле, заболела, а заменить ее было некому. Милляр вызвался помочь и сыграл так, что стал одним из ведущих артистов.


Георгий Милляр в молодости

Но образования Георгию все же не хватало, поэтому он вернулся в Москву и обнаружил, что их подмосковная дача экспроприирована в пользу государства, а в просторной московской квартире им оставили всего одну комнату. В этой комнате актер жил до 1973 года.

Он поступил в актерскую школу при театре Революции (сейчас это театр им. Маяковского), в котором прослужил до 1938 года. Среди его театральных работ — аптекарь в «Ромео и Джульетте» и Граф Людовико в «Собаке на сене». Из-за проблем с дикцией Георгию не доверяли главных ролей, но страсть к актерству и врожденный талант превращали в феерию даже короткие выходы на сцену.

Фильмы

Работа Георгия Милляра в кино началась с небольших эпизодических ролей. А вот первую свою крупную роль актер получил в фильме-сказке Александра Роу «По щучьему велению» (1938). Он сыграл царя Гороха. Эта лента стала дебютной и для Роу, но говорящая щука, самоходная печь, ходящие задом наперед гуси настолько понравились зрителям, что режиссеру моментально поступил заказ на следующую сказку.

Следом была снята картина «Василиса прекрасная», где Георгий Милляр великолепно воплотил образ Бабы-Яги. Отдать женскую роль мужчине было самым верным решением, ведь, как говорил сам артист, ни одна женщина не позволила бы показать себя такой страшной на экране. Над образом Бабы-Яги Милляр работал самостоятельно – он наблюдал за женщинами преклонного возраста, перенимая у них мимику, походку, жестикуляцию. Кроме страшной старухи Милляр сыграл в фильме еще две роли, но в титрах был указан лишь раз.

В 1941 году на «Союздетфильме» приняли решение снять сказку с патриотическим окрасом «Конец Кощея Бессмертного». В образе Кощея создатели ленты видели исключительно Георгия Францевича, который долго не соглашался на съемки, сомневаясь в своих силах. Однажды на обсуждение эпизодов фильма актер явился с полностью обритой головой и без бровей. Так Милляр делал всегда на съемках, чтобы облегчить работу гримерам. Стало понятно – артист готов сниматься. Премьера сказки с аншлагом состоялась в День Победы.

Впоследствии Георгий Милляр стал самым «сказочным» актером в мире. Он блестяще сыграл множество негативных персонажей, воплощал образы ведьм, оборотней, чудищ и других представителей «сил тьмы». Бабу-Ягу артист в общей сложности сыграл около десяти раз, причем образ менялся от одной роли к другой. Он сам придумывал костюмы и любил, чтобы было пострашнее.

Милляр долгие годы сотрудничал с режиссером Александром Роу. В 16 картинах творца он исполнил три десятка ролей. Его ярчайшие образы – Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», Баба-Яга в «Морозко», царь подводный Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», придворный злодей Квак из «Марьи искусницы», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе» – до сих пор помнятся зрителю.

Георгий Милляр работал и с другими режиссерами, у которых ему удалось изобразить не менее ярких персонажей. Запомнились роли Наимудрейшего в сказке режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина», мистера Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудреца Селима в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злого колдуна Смога в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».

Помимо сказок Георгий Францевич снимался в других картинах. Он принял участие в таких фильмах, как «Кавказская пленница», «Баллада о Беринге и его друзьях», «Шаг с крыши», «Серебряное ревю». 

Появляясь даже в эпизоде, талантливейший актёр умел приковать к себе внимание. Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ

Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году

Фильмография Георгия Милляра насчитывает более сотни работ. Последний раз он снялся в фильме «Ка-ка-ду» в 1992 году.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации