Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Географ глобус пропил (фильм)

Сюжет

Действие фильма происходит в 2012 году в Перми. Главный герой, 37-летний биолог Виктор Служкин (Константин Хабенский), уволенный из НИИ, от безденежья устраивается работать в школу учителем географии. Дома жена Надя (Елена Лядова), уставшая от повседневной суеты, бедности и бесперспективности, отказывается спать с мужем, просит Служкина «всё это закончить» и завести любовницу, но так, чтобы она об этом не знала. Его жизнь начинает меняться с появлением в ней бывшего одноклассника и близкого друга Будкина (Александр Робак) — состоятельного и успешного любимца женщин. Вскоре у Нади начинается роман с влюблённым в неё Будкиным. После серьёзного мужского разговора Служкин уступает супругу другу.

В школе Служкин не находит общий язык с классом, дети кажутся ему слишком разухабистыми, примитивными, не состоявшимися как личности. Из своих коллег географ выделяет лишь эффектную преподавательницу немецкого Киру Валерьевну (Евгения Брик), но та предпочла ему Будкина. Узнав, что Будкин бросил её ради Нади, Кира Валерьевна пытается соблазнить Служкина, но он напивается у неё в квартире и засыпает в наполненной ванне.

Служкин, проиграв в карты одному из учеников, соглашается отправиться с ним и его одноклассниками в давно обещанный поход, в сплав по реке на катамаране. Уже в электричке географ напивается в стельку с Градусовым (Андрей Прытков) — хулиганом и неформальным лидером класса, имеющим явно выраженные уголовные наклонности. Школьники, относящиеся к Служкину не как к учителю, а как к дворовому приятелю, снимают его с должности командира похода.

В последний день похода географ отправляется в ближайшую деревню, чтобы договориться о транспорте до железнодорожной станции, вместе с влюблённой в него школьницей Машей Большаковой (Анфиса Черных). По дороге Маша признаётся Служкину, что любит его, он отвечает взаимностью, но даёт понять, что вместе они быть не смогут. Начинается сильнейший ливень, оба промокают до нитки. Дойдя до деревни, они обнаруживают, что там уже давно почти никто не живёт. Маша едва не теряет сознание от холода, Служкин пытается взять её на руки, но сил нет. Проплутав до ночи, они выходят к жилью с людьми и находят дом, где топится печка. Маша теряет сознание на лестнице в промокшей одежде, Служкин приводит её в чувство, раздевает и отогревает, прижав к горячей печке, не давая упасть.

Утром, возвращаясь в лагерь, Служкин и Маша видят, как остальные участники похода самостоятельно преодолевают Долган, самый сложный и опасный порог на реке.

После похода директор школы, узнав из сделанного участниками похода ролика о пьянстве географа в походе и риске, которому он подвергал детей, просит Служкина написать заявление об увольнении по собственному желанию, и Служкин уходит из школы.

Опять нет денег даже на сигареты, и Служкин крутит самокрутку из чая. Надя возвращается к нему. Фильм завершает сцена, как Служкин глядит с высокого балкона на пермскую даль.

Театр

Еще студенткой Елена Лядова устроилась на работу в Московский театр юного зрителя. Сначала она воспринимала этот этап в своей карьере как нечто временное. Однако впоследствии актриса настолько прониклась энергетикой ТЮЗа и худрука Камы Гинкаса, что задержалась там на 10 лет.

Елена вспоминает: «У меня было просто фантастическое предложение в Питер, в сам БДТ – с предоставлением квартиры (представьте!), талонов на питание, повышенного актерского разряда и прочих благ. Я просто чувствовала себя маленькой такой Алисой Фрейндлих. Но выбрала ТЮЗ: потому что мама жила в Москве, мне не хотелось от нее уезжать. Да и Москва мне ближе Питера. Потом, это же ТЮЗ – с Генриэттой Яновской и Камой Гинкасом».

Поэтому, закончив в 2002 году высшее театральное училище имени Щепкина, Лядова стала постоянным членом труппы детского театра. В разные годы она исполнила роли в таких спектаклях, как: «Два клена», «Золотой петушок», «Счастливый принц», «Оловянные кольца», «Свидетель обвинения», «Сны изгнания», «Роберто Зукко», «Трамвай «Желание».

В 2012 году актриса покинула театральную сцену и с головой погрузилась в кинематограф. 

Фильмография: Актриса

  • Тварь (2019)
  • И-сайдер (2019) 
  • Презумпция невиновности (2018), сериал
  • Довлатов (2018)
  • Рубеж (2017)
  • День до… (2016)
  • Орлеан (2015)
  • Измены (2015), сериал
  • Левиафан (2014)
  • Везучая (2013)
  • Пепел (2013), сериал
  • Географ глобус пропил (2013)
  • Время Синдбада (2013), сериал
  • Соло на саксофоне (2012)
  • Я дождусь (2011)
  • Отрыв (2011), сериал
  • Инкассаторы (2011), сериал
  • Биение сердца (2011)
  • Плен страсти (2010)
  • Метель (2010)
  • Крыса (2010)
  • Когда зацветет багульник (2010)
  • Елена (2010)
  • Московский дворик (2009), сериал
  • Любовь на сене (2009)
  • Любка (2009)
  • Исчезнувшие (2009)
  • Возвращение Синдбада (2009), сериал
  • Бубен, барабан (2009)
  • Братья Карамазовы (2009), сериал
  • Защита (2008)
  • Изгнание (2007)
  • Завещание Ленина (2007), сериал
  • Солдатский декамерон (2005)
  • Собака Павлова (2005)
  • Космос как предчувствие (2005)

Биография

Агриппина Стеклова родилась в семье актера Владимира Стеклова. Столь редкое имя рыжеволосая девочка получила в честь своей бабушки. Как признается сама Агриппина, в детстве она очень стеснялась своего имени: «Представляясь, имя свое я произносила тихо, съедая первую букву, чтобы слышалось не Граня, а Аня. Но с возрастом я вообще убедилась, что все, казавшееся недостатками раньше, на самом деле — достоинства. И цвет волос, и мое имя, и фамилия».

Ребенок из актерской семьи, она знала мир театра с детства. Однако после школы не сразу решилась поступать в театральный вуз. Сначала хотела поступать на филфак МГУ, но гены взяли верх. Девушка подала документы в театральное. Агриппина поступила в ГИТИС на курс Марка Захарова.

Подготовка к съёмкам

Внешние изображения
Внешние изображения

В название фильма (как и книги) положена «ритмически организованная дразнилка», которую придумал двоечник Градусов про нового учителя.

Идея экранизации романа «Географ глобус пропил» принадлежит продюсеру Валерию Тодоровскому. Первоначально он хотел сам снимать, но потом привлёк к постановке режиссёра Александра Велединского. Сценарий был написан Велединским при участии Валерия Тодоровского и Рауфа Кубаева. Автор романа писатель Алексей Иванов не принимал участия в работе над сценарием. Но во время съёмок, когда снималась сцена урока на затоне, где Служкин рассказывает ученикам о Каме, по объёму не хватало текста. Тогда обратились к Алексею Иванову с просьбой написать недостающий текст, и в тот же вечер писатель прислал его. Создатели фильма, считая образ Служкина архетипичным для России, сочли возможным перенести действие романа из 1990-х в наши дни. От некоторых сюжетных линий пришлось отказаться, так как они не вмещались в двухчасовой формат фильма. Так, в фильме нет детских воспоминаний Служкина.

Актёры на главные роли были выбраны ещё на этапе написания сценария. Режиссёр Александр Велединский усматривает сходство Константина Хабенского с героем, изображённым на обложке первого издания романа. В романе главному герою Служкину 28 лет, в фильме герой Хабенского старше. Автор романа Алексей Иванов, увидев актёра на съёмках в костюме и в образе, абсолютно в него поверил.

Среди нескольких тысяч школьников Перми был проведён кастинг, чтобы отобрать 30 человек для съёмок. Детей в фильме сделали чуть старше: самому взрослому из них не 15, а 16 лет. На роль хулигана Градусова был отобран обычный пермский школьник Андрей Прытков, по внешности не похожий на книжного Градусова, но, по мнению Алексея Иванова, «попавший в самую точку».

Создание

Вид на реку Усьва с Усьвинских столбов.

В первых кадрах фильма фигурирует популярная среди пермяков надпись «Счастье не за горами», которая расположена на набережной реки Кама, возле вокзала Пермь-1.

Съёмки фильма прошли в 2011—2012 годах в Перми (микрорайонах Нижняя Курья, Водники, Разгуляй, Рабочий посёлок, Висим), посёлке Усьва Гремячинского района. В фильме показана река Усьва, по которой герои совершают сплав, и скалы Усьвинские Столбы. Каскадёрские съёмки проводились на пороге Ревун на реке Исеть в Свердловской области. Потом, чтобы увеличить ощущение опасности на реке, были использованы возможности компьютерной графики. Школьные эпизоды снимались в школе № 1 в Закамске.

Фильм снимался в общей сложности два года, было 34 съёмочных дня, две экспедиции и запланированный пятимесячный перерыв: для съёмок эпизода похода по реке ждали воды, которая бывает только на протяжении двух недель в мае, а в остальное время речка мелкая. Поэтому зимний блок снимался в ноябре 2011 года, а потом ждали до апреля, чтобы снять интерьеры школы, в окна которой «заглядывала» весна. Затем съёмочная группа переехала за 200 км от Перми снимать эпизоды похода.

Музыку для фильма написал гитарист группы «Аквариум» Алексей Зубарев. Кроме того, в фильме звучит множество песен — от классики до шансона. В трейлере фильма звучит песня «Я свободен!» группы «Кипелов». Эта же песня звучит в картине, но в исполнении не Кипелова, а одного из персонажей (в начале фильма в электричке её исполняет реально живущий в Перми уличный певец, работающий на станции Пермь-II). Русскую народную песню «Летел голубь» в фильме исполняет Елена Фролова.

Интересные факты

  • Елена Лядова среди тех актрис, кто пробовался на роль Вики в сериале «Моя прекрасная няня». «Я стояла в длинной серой очереди, — вспоминает Елена. — Меня не утвердили. Знаете, я расстроилась страшно и даже подумала, что, возможно, упустила свой единственный шанс прорваться в кинематограф».
  • В послужном списке артистки преобладают роли женщин с непростыми трагическими судьбами.
  • Елена довольно прохладно относится к участию в творческих экспериментах, если это не касается кино, но иногда соглашается: так, однажды она участвовала в концерте камерного хора с чтецкой программой.
  • Актрису дважды приглашали участвовать в шоу «Ледниковый период», но оба раза она отказалась.
  • В 2014 году в Москве на вручении премии «Человек года» по версии журнала GQ Лядова получила приз в номинации «Женщина года».

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, woman.ru, vokrug.tv, 7days.ru, 24smi.org, glamour.ru, interviewrussia.ru, eg.ru, HELLO.RU, trud.ru, psychologies.ru, elle.ru, all-stars.su, livestory.com, glamour.ru, sovsibir.ru, lenta.ru, online.68news.ru, lady.mail.ru.

Театр

В 1996 году Агриппина Стеклова получила диплом актрисы и поступила на службу в «Сатирикон». Уже в первой своей большой роли донны Либера в искрометной пьесе Карло Гольдони «Кьоджинские перепалки» она показала сценическое обаяние и темперамент. За годы работы в театре ею были сыграны: Горожанка в «Ромео и Джульетте», Проститутка в «Трехгрошовой опере», Трактирщица в спектакле «Жак и его Господин», Фру Теа Эльвстед в спектакле «Гедда Габлер», сразу три роли в шекспировском «Макбете» (Леди Макбетт, Леди Дункан и Первая ведьма), Королева Елизавета в «Ричарде III», Джейн Перкинс в «Смешных деньгах», Регана в «Короле Лире».

Актрису охотно приглашают другие театры и антрепризы. Сегодня Агриппина Стеклова удачно совмещает работу в «Сатириконе», в Театре на Малой Бронной и в Театре им. Ермоловой.

«Абсолютная драгоценность, начиная со своего внешнего вида. Очень одаренная. К тому же, Граня открытое, радушное существо, такое солнышко…», — так отзывается о ней худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин. Он не препятствует съемкам своих актеров в кино, если это не вредит театральной деятельности. Агриппине Стекловой удается совмещать это безболезненно. Она много и разнообразно снимается в кино.

Кино

Своим боевым крещением актриса считает съемки в фильме Николая Досталя «Мелкий бес». В целом, фильмография Агриппины Стекловой составляет более тридцати ролей. В ней есть выразительные эпизодические персонажи и главные роли. Хотя сама актриса сетует, что  в кино редко бывают интересные предложения. «Я с удовольствием снялась в фильме Александра Велединского «Географ глобус пропил». Сыграла школьного завуча, довольно жесткую женщину. Отличный текст, талантливый режиссер, прекрасные партнеры. Очень интересная роль – такой работы у меня еще не было! Также сыграла одну из главных героинь в телефильме «Мама по контракту», — рассказывает о своем кинематографическом опыте актриса в интервью порталу «Вокруг ТВ».

Одной из удачных своих ролей Стеклова считает образ Паньки, золовки главной героини в исторической драме «Жила-была одна баба». Зрители видели артистку в главной роли — поварихи Надежды — в апокалипсическом сериале «Корабль».

В одном из самых ожидаемых сериалов «Райские кущи» по пьесе Александра Вампилова режиссер пригласил Агриппину сыграть роль жены Саяпина Валерии. Эта героиня девушка энергичная, активная, но при этом идеал ее семейного счастья  — материальные блага. «Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь,» — заявляет она мужу на новоселье у Зиловых. Сегодня подобная женщина – явление чрезвычайно распространенное, что и облегчает и усложняет задачу актрисы. Сам режиссер описывает картину как серьезную, даже мрачноватую морализаторскую притчу о сегодняшнем дне, но сделанная в жанре гротескной и даже хулиганской комедии. Надеемся, что яркий талант Агриппины Стекловой органично впишется в «мрачноватую притчу».

Биография

Елена Лядова родилась в тамбовской области в семье военнослужащего. Когда Лене исполнилось шесть лет, она с родителями переехала в подмосковный город Одинцово. 

Посмотрев как-то музыкальный фильм «Карнавал» с Ириной Муравьевой в главной роли, девочка решила стать актрисой. В одном из интервью Лядова поделилась воспоминаниями: «Мне хотелось петь, как она, а все пусть смотрят на меня и плачут». Говорит, что в другой профессии себя не представляла.

Окончив школу, Елена отправилась штурмовать театральные вузы Москвы. Девушка провалилась на первых же турах во ВГИКе и в театральном институте имени Щукина, куда так мечтала попасть. Зато фортуна улыбнулась ей в стенах знаменитой «Щепки» при Малом театре. «Я занималась с репетитором, педагогом из Школы-студии МХАТ, он подобрал мне репертуар. Я была не знакома с театром, не имела представления, где и на кого учат, и поступала во все театральные институты. Щепкинское училище было единственным, куда меня приняли», — пояснила Лядова.

С педагогом из Щепкинского Риммой Солнцевой у актрисы сложились очень теплые отношения. «У Ленки огромная сила воли, — отмечала Римма Гавриловна. — Вот представьте: она жила в Подмосковье и каждый день ездила на учебу на электричке. Часто случалось, что расписание поездов сбивалось, она опаздывала, а я — педагог очень строгий: если ученик не пришел вовремя, не пускаю на занятия последующие две недели. Выставляла Лядову за дверь. Однако у нее есть, чему поучиться: жила далеко, но всегда тащила на себе огромный реквизит для этюдов — банки с огурцами, гладильную доску, чемоданы… 

А потом, чтобы не опаздывать, переехала в общежитие. Видно было, что девочка хочет работать. Но первые два курса ее не брали ни в один спектакль. Я поняла, что если сейчас ее не подтянуть, Лена так и не раскроется как актриса. Тогда у меня была идея поставить спектакль «Двое на качелях». Это очень сложная пьеса, и уверенности в том, что Лядова сможет вытянуть ее, не было.

В итоге я пошла на риск. Устроила Лене и ее однокурснику Сереже Загорельскому испытание — предложила им во время летних каникул приезжать ко мне на дачу на репетиции. Выдержат — значит, выйдет из них толк, а на нет и суда нет. Так вот ребята каждый день к десяти утра приезжали, и мы занимались до позднего вечера. А ведь им и погулять хотелось…» 

Общими усилиями Лядова вытащила пьесу и даже получила за нее премию на молодежном конкурсе. Потом со спектаклем «Двое на качелях» начинающая артистка успешно показывалась в театры.

Сама Елена так рассказала о своих студенческих годах: «Я жила в общежитии на 3-ей Тверской-Ямской, хотя могла бы продолжать жить и дома. Я же подмосковная девочка, из Одинцово, полчаса езды – и ты на Белорусском вокзале. Но мне хотелось такой театральной, студенческой жизни. Там я нашла друзей, с которыми иду по жизни до сих пор».

Примечания

  1. . Аргументы и факты (20 мая 2013). Дата обращения 2 июня 2013.
  2. . Комсомольская правда (19 июля 2013). Дата обращения 22 июля 2013.
  3. . Интерфакс (17 мая 2013). Дата обращения 2 июня 2013.
  4. . Комсомольская правда (9 июня 2013). Дата обращения 6 июля 2014.
  5.  (недоступная ссылка). РБК daily (2 апреля 2014). Дата обращения 6 июля 2014.
  6. . Сайт Алексея Иванова. Дата обращения 6 августа 2014.
  7. ↑ . Комсомольская правда (7 ноября 2011). Дата обращения 4 июля 2014.
  8. ↑ . kinote.info (13 ноября 2013). Дата обращения 4 июля 2014.
  9. ↑ . ProfiCinema.ru (24 мая 2013). Дата обращения 2 июня 2013.
  10.  (недоступная ссылка). moskprf.ru (10 ноября 2013). Дата обращения 4 июля 2014.
  11. . Российская газета (15 мая 2013). Дата обращения 2 июня 2013.
  12.  (недоступная ссылка)
  13. . КМ.ru (28 мая 2013). Дата обращения 2 июня 2013.
  14. . Дождь (2 декабря 2013). Дата обращения 4 июля 2014.
  15. Дмитрий Быков. . Московские новости (1 ноября 2013). Дата обращения 4 ноября 2013.
  16. Юрий Гладильщиков. . Московские новости (31 октября 2013). Дата обращения 4 ноября 2013.
  17.  (Проверено 15 октября 2015)
  18. Андрей Плахов.  (недоступная ссылка). kinohod.ru (28 июня 2013). Дата обращения 5 июля 2014.
  19. .
  20. . Filmpro.ru (9 июня 2013). Дата обращения 9 июня 2013.
  21. . Московский комсомолец (10 мая 2013). Дата обращения 2 июня 2013.
  22. . The Hollywood Reporter (9 июня 2013). Дата обращения 30 сентября 2017.
  23. . Интерфакс-Украина (21 июля 2013). Дата обращения 17 июля 2013.
  24. . Российская газета (14 сентября 2013). Дата обращения 3 сентября 2013.
  25. . ИА REGNUM (21 октября 2013). Дата обращения 19 октября 2013.
  26. . Российская газета (10 ноября 2013). Дата обращения 4 ноября 2013.
  27.  (недоступная ссылка). Невское время (22 ноября 2013). Дата обращения 22 ноября 2013.
  28. Валерий Кичин. . Российская газета (30 ноября 2013). Дата обращения 18 ноября 2013.
  29. . Национальная академия кинематографических искусств и наук России. Дата обращения 27 декабря 2013.
  30. . РИА Новости (4 февраля 2014). Дата обращения 4 февраля 2014.
  31.  (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (17 мая 2014). Дата обращения 21 мая 2014.

Награды

  • XXIV открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи:
    • Главный приз кинофестиваля
    • Приз За лучшую мужскую роль — Константину Хабенскому
    • Приз им. Микаэла Таривердиева За лучшую музыку к фильму — Алексею Зубареву
    • Приз жюри кинопрокатчиков
    • Специальный приз журнала «The Hollywood Reporter» — Анфисе Черных.
  • IV Международный Одесский кинофестиваль
    • Гран-при кинофестиваля по результатам зрительского голосования
    • приз за «Лучший фильм фестиваля».
  • XXI международный кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге

    приз «Золотая ладья» — 2 место в программе «Выборгский счёт».

    :

  • 3-й Международный кинофестиваль «Край света» на Сахалине:
    • приз почётного президента фестиваля Аллы Суриковой
    • Гран-при зрительского конкурса
    • приз за лучший актёрский состав.
  • XI Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» во Владивостоке

    приз имени Юла Бриннера — Анфисе Черных.

    :

  • VI кинофестиваль «Восток & Запад. Классика и Авангард» в Оренбурге:
    • приз за лучший сценарий имени Алексея Саморядова — Александру Велединскому, Рауфу Кубаеву, Валерию Тодоровскому,
    • приз за лучшую женскую роль — Елене Лядовой.
  • 23-й фестиваль восточноевропейских фильмов в Котбусе, Германия (2013)

    главный приз за лучший фильм.

    :

  • 7-й фестиваль «Спутник над Польшей», Варшава

    Гран-при с формулировкой «За баланс между острым социальным диагнозом современной России, любовью к персонажам и мудрым, полным понимания и юмора подходом к их проблемам».

    :

  • 21-й фестиваль российского кино в Онфлёре:
    • Главный приз фестиваля
    • приз за лучшую женскую роль — Елене Лядовой
  • Премия «Золотой орёл»
    • номинация за лучший игровой фильм
    • премия за лучшую режиссёрскую работу — Александру Велединскому
    • премия за лучшую мужскую роль — Константину Хабенскому
    • премия за лучшую женскую роль — Елене Лядовой
    • номинация за лучшую мужскую роль второго плана — Александру Робаку
    • номинация за лучшую музыку — Алексею Зубарёву
  • Премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России
    • премия за лучший фильм
    • премия за лучшую мужскую роль — Константину Хабенскому
    • премия за лучшую женскую роль — Елене Лядовой
  • Премия «Ника»:
    • премия за лучший фильм
    • премия за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский)
    • премия за лучшую женскую роль (Елена Лядова)
    • премия за лучшую режиссёрскую работу (Александр Велединский)
    • премия за лучшую музыку к фильму (Алексей П. Зубарев)
    • номинация на премию за лучшую сценарную работу (Александр Велединский, Рауф Кубаев, Валерий Тодоровский)
    • номинация на премию за лучшую мужскую роль второго плана (Александр Робак)
    • номинация на премию «Открытие года» (Анфиса Черных)
  • XXII кинофестиваль «Виват кино России!» (Санкт-Петербург):
    • приз «За лучшую режиссуру» (Александр Веледенский)
    • приз «За лучшую женскую роль» (Елена Лядова)
    • приз прессы
    • спецприз жюри «За лучшую роль года» (Константин Хабенский)
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации