Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Фантомас

Трилогия Юнебеля[править]

«Морда лица» юнебелевского Фантомаса приведена в начале статьи, а это — Фандор и Жюв.

Как можно понять из вышесказанного, в самой Франции за пять десятков лет Фантомас стал классическим злодеем, которым уже успели вдоволь повосхищаться, устать от него и решили над ним, наконец, посмеяться. Режиссёр Андре Юнебель спросил у тогда ещё здравствовавшего (и продолжавшего писать свой «кирпич») Марселя Аллена разрешения на использование его персонажей и приступил к работе над пародией.

Атмосфера была сделана куда светлее и мягче — в отличие от оригинала, тут никого по ошибке не казнят за Фантомасовы преступления, нет вычурных убийств при помощи огромного питона, и теперь злодей делает искусственные перчатки с чужими отпечатками, а не сдирает кожу с рук жертв. От оригинального сюжета остались разве что персонажи, да и то гротескно переделанные. В образе Фантомаса довели до абсурда его крутизну и зловещесть, особенно выжав педаль в плане его способности к перевоплощению и добавив к его образу эту незабываемую «зелёную резиновую морду». А вот комиссара Жюва, наоборот, упростили и опошлили, из умного и проницательного детектива сделав тем ещё идиотом с замашками Лироя Дженкинса. Образ Фандора тоже сильно изменили, вывели на передний план и не упомянули ни о том, что его родителей убил Фантомас, ни что «Фандор» — это вообще-то псевдоним. Невесту Фандора Элен же и вовсе не узнать: в оригинале она была бой-бабой со склонностью переодеваться в мужчину (!), курильщицей опиума (!!), злодейкой (!!!) и… дочерью Фантомаса (!!!!).

Время действия перенесли из начала XX века в шестидесятые, мадам Бельтам (леди Белтхэм) воскресили, а мрачный саспенс детективного триллера разбавили экшеном с невероятными гаджетами и трюками в стиле начавшейся чуть раньше и уже мегапопулярной бондианы. И, конечно, пародия содержит много оммажных отсылок к классикам: например, Фандор, изображающий поддельного Фантомаса, позирует на кладбище, нарядившись в маску и плащ, — это визуальная отсылка к классическому фильму 1913 года.

Юнебель не планировал останавливаться на третьей части и заявлял о планах снять этак с дюжину, причём четвёртую вообще задумывал снимать в СССР, зная, насколько там популярны его предыдущие детища. Но не срослось: заартачился сам Жан Марэ, который считал, что роли Фантомаса и Фандора несерьёзны и портят ему карьеру. Впоследствии в своей автобиографии он о «Фантомасе» вообще стыдливо промолчал. К тому же, ему не нравилось, что от грима и масок портится кожа, и что «лысеющий кривляка» де Фюнес «ворует шоу» у его героического Фандора. А вот для самого де Фюнеса эти фильмы стали настоящим прорывом: конечно, на тот момент он был уже известным и довольно кассовым актёром, но только сейчас нашёл подходящий для себя образ, к которому позже возвращался постоянно.

Особенности проката трилогии в СССР[править]

И вот мы подошли к тому, почему для советского и постсоветского зрителя Фантомас ассоциируется именно с пародийной трилогией от Юнебеля. В Союзе к тому времени мало кто помнил или знал, что вообще был такой персонаж: в дореволюционной России «Фантомаса» читали или смотрели экранизации Фейяда, но впоследствии в советской державе подобная тематика оказалась неуместной. Выходит, что в СССР, куда первый фильм доехал в 1967, получили пародию, не зная, на что вообще эта пародия, без контекста. Мало того: в каком-то журнале написали, что это вообще-то комедия, но на афишах написать забыли, и публика, не избалованная всякими боевиками и ужастиками, восприняла этот явный стёб на полном серьёзе.

Успех фильма в СССР удивил самих французов: 60 миллионов зрителей против 4,5 млн на родине. Конечно же, публике пришлись по нраву все эти погони, драки, неуловимый злодей, но также свою роль сыграла ещё и атмосфера западного мира: вся эта непривычная роскошь, типичная французская вежливость и прочее. И да, фансервис: все эти платья Элен выглядели по советским меркам очень откровенно. Многие смотрели фильм по несколько раз, отсюда и такое число зрителей. В итоге Фантомас стал в СССР по-своему культовой фигурой, ведь крутых героев здесь хватало, а вот с суперзлодеями было напряжно. В Фантомаса играли дети во дворах, о нём сочиняли анекдоты и страшилки (кстати, см. эпиграф)

За время фантомасного бума подскочило число всяких хулиганств, от телефонных розыгрышей наподобие «Внимание! Через несколько минут вас посетит Фантомас!» (иногда через эти несколько минут в окно влетал кирпич) до вандализма и даже грабежей, с оставленными на месте преступления «визитными карточками» Фантомаса. Подобные происшествия были запечатлены и в массовой культуре: например, в «Денискиных рассказах» или фильме «Анискин и Фантомас»

В 1970 г. фильмы, от греха подальше, сняли с экранов, хотя и вернули через три года.

Под конец упомянем, что каноничного Фантомаса советский зритель увидел уже в начале 1990-х, когда до него дошёл снятый ещё в 1979-80 году четырёхсерийный мини-сериал производства Франции и ФРГ, представляющий собой довольно близкие к оригиналу экранизации 1-3 и 5 томов. Впрочем, этот сериал не произвёл на зрителей особого впечатления. Книги, кстати, тоже начали издавать на русском примерно в то же время (всего было переведено 13 книг изо всей этой бесконечной истории).

Персонажи трилогии Юнебеля[править]

  • Собственно, Фантомас. Гад-франшизик в страшной высокотехничной маске, лысой, как череп и серо-голубой (при определённом освещении выглядит зелёной, хотя вообще это могут быть и разные маски). Виртуозный преступник, кроме выдающегося коварного интеллекта, обладающий довольно хорошей физической подготовкой, да и вообще какой-то дубовый (ударов Фандора, только что расшвырявшего головорезов, Фантомас будто не замечает). Ещё он круто водит автомобили, да и вообще любит всевозможную мудрёную технику. О том, что он «взрывает самолёты и пускает поезда под откос», сказано, но в кадре ничего подобного он не творит и вообще проявляет себя злодеем со стандартами (брата Элен, к примеру, и пальцем не тронул, да и с ней самой ведёт себя по-джентльменски). Культурный и вежливый, зачастую зловеще-хладнокровный. В общем, не удивительно, что многие зрители склонны болеть за Фантомаса, а не за противостоящих ему «хороших парней».
  • Комиссар Жюв. В отличие от своего прототипа показан, как тот ещё детектив-недотёпа, одержимый идеей поймать Фантомаса, но зачастую сам же срывающий попытки это сделать. Для Фандора играет роль балласта (хотя у Жюва есть свой, ещё более недотёпистый балласт — полицейский Бертран). Впрочем, иногда бывает весьма хитёр и проворен: например, трюк с сигарами против Фантомасовых головорезов провернул на «отлично». А ещё был фокус с фальшивой рукой («Тут я поворачиваюсь и убиваю третьей рукой двух бандитов»). Регулярно кричит вслед удравшему злодею или просто в небеса: «Я поймаю тебя, Фантомас, я поймаю тебя!»
  • Фандор. Журналист газеты «Le Point du Jour» и главный герой. В этом варианте ему подняли уровень крутизны: головорезов он расшвыривает, по крышам бегает, круто водит автомобили и мотоциклы. Собственно говоря, с того, как он сглупил, и начался сюжет: поначалу не веря в существование Фантомаса, журналист ради поднятия тиражей написал статью, включавшую фальшивое интервью с криминальным гением, где представил его в виде полоумного клоуна. Фантомас рассердился и пришёл познакомиться с журналистом лично. В целом, Фандора можно назвать «Такой крутой, что уже смешно»: Марэ в этой роли от души пародировал самого себя в ролях крутых парней.

История создания

В начале прошлого столетия французские беллетристы Марсель Аллен и Пьер Сувестр принялись за работу над серией книг о жестоком и необычном преступнике. Познакомились авторы за два года до этого – известный журналист Сувестр пребывал в поисках секретаря. На эту роль отлично подошел корреспондент Аллен, который, потеряв наследство отца, нуждался в дополнительном заработке.

Марсель Аллен и Пьер Сувестр

Как позднее шутили писатели, их объединила скверная юридическая практика в прошлом и неумение владеть художественным пером. Мужчины приняли предложение издателя Файра написать пятерку романов, идея же вылилась в 32 тома.

Первое произведение увидело свет в 1911 году и произвело фурор в кругах читающей публики. Хотя авторы вовсе не изобрели велосипед: образ Фантомаса напоминал неуловимого преступника, персонажа книги «Тайна желтой комнаты». Да и сюжет первого произведения, созданного парочкой журналистов, перекликался с работой писателя Гастона Леру.

Книги о Фантомасе

Имя главный герой получил случайно. Аллен назвал его Фантомусом, а издатель неправильно прочитал – Фантомас. Так и оставили.

Необычная технология написания романов сделала авторов очень плодовитыми и облегчила работу представителей киноиндустрии. Сувестр и Аллен выдавали по книге в месяц. Перед написанием очередного тома они встречались, чтобы обсудить основные вехи сюжета, а затем расходились и писали каждый свои главы. На очередной встрече пытались логично связать плоды своего труда в кульминационной главе.

Фантомас на иллюстрации

Скорость написания, конечно, сказывалась на качестве литературных произведений. Ляпы, стилистические ошибки – обычное дело в серии романов о Фантомасе. Зато кинематограф был рад – не возникало проблем с выпуском сиквелов, а значит – и с постоянным потоком доходов.

В 1914 году Пьер Сувестр скончался от «испанки» (разновидность гриппа), и Марселю Аллену пришлось сочинять истории о похождениях социопата в маске в одиночестве. В итоге серию романов дополнили еще 11 книг. Последняя вышла в свет в 1963 году.

Образ и биография

Этимология имени персонажа определяется как человек-фантом. Фантомас в романах предстает беспощадным, изощренным садистом, получающим удовольствие от способов убийства. Человек, скрывающий за маской истинное лицо, обладает талантом перевоплощений. Обычно творит темные дела в образе своей же жертвы или под именем людей, которых желает подставить.

Фантомас

В арсенале средств уничтожения у Фантомаса имеются серная кислота (флакон с жидкостью подменяет духи), лезвия бритвы (оказываются в ботинках в обувном магазине), взрывчатые вещества и даже крысы, зараженные чумой. Смерть антагониста не берет – чуть ли не в каждой книге он прощается с жизнью, но вновь воскресает.

Ранняя биография персонажа размыта и покрыта тайной, как и подобает жизни фантома. Картина собирается по крупицам. Родился главный герой французских романов в 1867 году, в возрасте 29 лет под именем эрцгерцога Хуана Нортома управлял княжеством Гессен-Ваймар в Германии. Здесь же обзавелся наследником Владимиром, а позже попал в поле зрения полиции и угодил в тюрьму.

Жилище Фантомаса

Но уже в 1895 году Фантомас живет в Индии, где у него рождается дочь Элен. Спустя еще два года антагонист попадает в Мексику и США, чтобы расшатать дела партнера по бизнесу. К концу столетия персонаж, присвоив имя Гурн, воюет в Африке, где заводит любовницу Мод, жену лорда Эдварда Белтама. Узнавшего об интрижке супруга Фантомас задушил. Эти события предваряют первый роман.

В книгах злодею пытаются противостоять полицейский детектив Жюв, а также корреспондент газеты «Капиталь» Фандор, который однажды станет возлюбленным Элен.

Биография

По Аллену и Сувестру, Фантомас родился в 1867 году. Его прошлое достаточно туманно. О предках известно лишь то, что они были английского или французского происхождения.

В 1892 году человек, ставший впоследствии Фантомасом, а в те годы известный как эрцгерцог Хуан Норт, находился в германском княжестве Гессе-Веймар. В это же время у Фантомаса родился сын Владимир.

Примерно в 1895 году Фантомас посетил Индию. В Индии от женщины-европейки у Фантомаса родилась дочь Элен.

В 1897 году Фантомас жил в США и в Мексике.

В 1899 году под именем Гурн в звании сержанта артиллерии участвовал во Второй Бурской войне. Под конец войны он стал адъютантом лорда Эдварда Белтама из Скотвел-Хилл и влюбился в его молодую жену леди Мод Белтам.

По возвращении в Европу (около 1900 года — вскоре после начала действия первого романа о Фантомасе) связь Гурна и леди Белтам была обнаружена на улице Левера её мужем. Когда лорд Белтам собирался выстрелить в леди Белтам, Гурн ударил его молотком и затем задушил. Впоследствии леди Белтам всегда разрывалась между чувствами к Фантомасу и ужасом перед его криминальными деяниями. В 1910 году она покончила жизнь самоубийством.

Интересные факты

  • Андре Юнебель планировал снять еще один фильм под названием «Фантомас в Москве», однако нашлась куча причин, по которым проект сорвался. Одна из них – Маре ни за что не хотел больше надевать резиновую маску и играть в непроницаемом гриме.
  • Сыгравшая Элен актриса Милен Демонжо в 1960-ых годах делила с Брижит Бордо титул самой красивой звезды телеэкранов.
  • Советский Союз «обменял» фильм «Анна Каренина» на право показа лент о Фантомасе. Но, прежде чем добраться до российского зрителя, французская трилогия претерпела цензурную правку.

Фантомас улыбается

  • Комедия Андре Юнебеля вошла в список лидеров проката в России, ей удалось привлечь 45,5 млн. зрителей.
  • Фантомас выступает в роли второстепенного героя в россыпи кинопроектов. В России фигурирует в эпизоде картин «Семь стариков и одна девушка», «Старики-разбойники». А в книжке Николая Носова «Незнайка на Луне» построен город под названием Фантомас.
  • В Ростове-на-Дону орудовала банда Толстопятовых. Группировку грабителей называли «Фантомасами» за то, что преступники во время работы надевали на лица чулки черного цвета.

Литература

Книги-исследования о Фантомасе
  • Alfu, L’Encyclopédie de Fantômas. Étude sur un classique, Paris, Alfu/Autoedition, 1981, 336 P. Réédition : Encrage, 2011.
  • Annabel Audureau, Fantômas : Un mythe moderne au croisement des arts, Presses universitaires de Rennes, 2010, 334 P.
  • Loïc Artiaga, Matthieu Letourneux, , Éditions Les Prairies Ordinaires, coll. «Singulières Modernités», 2013.
  • Étienne Barillier, Les Nombreuses Vies de Fantômas, Les Moutons électriques, coll. «Bibliothèque rouge», vol. 4, 2006.
  • Alfredo Castelli, Fantômas. Un secolo di terrore, Rome, Coniglio editore / Museo italiano del fumetto e dell’immagine, 2011, 240 P.
  • Thierry Thomas, Cependant Fantômas, éditions La Pionnière, 2009, — ISBN 978-2-908092-56-1.
  • Jean-Claude Vareille, L’Homme masqué, le justicier et le détective, Lyon, Presses universitaires de Lyon, coll. «Littérature et idéologie», 1989, 208 P.
Журналы и тематические сборники
  • Много авторов, «Fantômas ?… C’est Marcel Allain», La Tour de feu, cahier numéro 87-88, décembre 1965, 160 P.
Об иллюстраторе «Фантомаса» Джино Стараче
  • Thierry Thomas, Cependant Fantômas, seize aquarelles de Gino Starace, Paris, La Pionnière, collection » En regard «, 2009.
  • Alfu, Patrice Caillot, François Ducos, Gino Starace, l’illustrateur de «Fantômas», Amiens, Encrage, collection » Portraits «, 1987, 162 P.
Литература об экранизациях Фантомаса
  • Emmanuelle André, «De l’indice visuel à la trace fantômatique (Fantômas, Louis Feuillade, 1913—1914)», Double jeu. Théâtre / Cinéma, #8, «Les images aussi ont une histoire», Presses universitaires de Caen, 2011, p. 97-114.
  • Philippe Azoury, Jean-Marc Lalanne, Fantômas, style moderne, Centre Pompidou/Yellow Now, 2002.
  • Collectif, » Spécial Feuillade / Fantômas «, L’Avant-scène cinéma, #271—272, 1er — 15 juillet 1981, 98 p.
  • Marc Lemonier (préf. Mylène Demongeot), Sur la piste de Fantômas, Édition Hors Collection/Gaumont, 2005.
  • René Navarre (présention et notes de François-Marie Pons), Fantômas c’était moi. Souvenirs du créateur de Fantômas en 1913, L’Harmattan, coll. «Graveurs de mémoires», 2012.

Фантомас на экране

Книги Аллена и Сувестра пережили ряд экранизаций. Первым за воплощение Фантомаса в кино взялся гений немого кинематографа режиссер Луи Фейад, подарив зрителю пять фильмов. Во фраке, цилиндре и черной полумаске щеголял Рене Наварр. В каждой картине лицо актера менялось с помощью грима.

Рене Наварр в роли Фантомаса

В период с 1930 по 1940 годы мир увидел еще несколько постановок. Главные роли (Фантомаса и Жюва) исполняли Жан Галлан и Том Бурдель, Морис Тейнак и Александр Риньо. Впрочем, ленты не получили популярность и были холодно встречены критикой.

А вот комедийная версия приключений неуловимого преступника, созданная легкой рукой Андре Юнебеля в 1964 году, стала прорывом в череде постановок французских романов. Успех картины подтолкнул режиссера к съемкам еще двух фильмов. Трилогия включает:

  • «Фантомас» (1964)
  • «Фантомас разбушевался» (1965)
  • «Фантомас против Скотланд-Ярда» (1967)

Актеры и роли распределились следующим образом. Костюм Фантомаса примерил Жан Маре, которому пришлось носить зеленый грим или резиновую маску – и то, и другое было причиной жуткой аллергии. Актриса Милен Демонжо сыграла красавицу Элен, а бриллиантом режиссерской работы стал Луи де Фюнес – появление на экране невысокого растяпы полицейского Жюва неизменно вызывает улыбку.

Жан Маре в роли Фантомаса

Персонажи пользуются немыслимой для 60-ых годов техникой, в распоряжении героев гаджеты и сложные устройства. Например, «Запорожец» злодея превращается в самолет.

Популярность трилогии у советских зрителей не уступала зарубежным прокатам. Изощренный преступник стал кумиром мальчишек – после просмотра кино они создавали игры, где фигурирует Фантомас. Тому, кому досталась главная роль, закрашивали лицо синей краской. А на женщин Фантомас без грима и маски производил неизгладимое впечатление – у обаятельного Жана Маре появились сотни тысяч поклонниц в Стране Советов.

Иван Турист в роли Фантомаса

В 2008 году российские режиссеры попытались снять продолжение французской трилогии, где события разворачиваются много лет спустя. На съемочной площадке собрались Иван Турист (Юрий Салтыков), рок-певец Александр Ливер, художник и режиссер Николай Копейкин.

В скором будущем, возможно, поклонники Фантомаса вновь встретятся с кумиром. Французский постановщик Кристоф Ган еще в 2010 году задумал снять очередную версию романов о неуловимом убийце, но до сих пор проект в подвешенном состоянии – говорят, что создателям картины не удается договориться о концепции с продюсерами. Обнародовали лишь некоторые детали: фильм снимут в 3D, а роли исполнят Жан Рено и Венсан Кассель.

Предыстория франшизы Фантомаса[править]

Картинка, выбранная для обложки первого издания. Изначально представляла собой заготовку для рекламы каких-то таблеток. Авторство рисунка так и не удалось установить.

Итак, неуловимый и зловещий преступник под грозным псевдонимом «Fantômas» (что означает «Фантом», «Призрак») на момент обсуждаемой здесь экранизации был давно известным в мире злодеем-франшизиком, а в родной Франции обладал культовым статусом. Придумали его в соавторстве писатели Марсель Аллен и Пьер Сувестр ещё в 1911 году и к 1913 написали тридцать две (!) книги о нём, причём это были не маленькие рассказы. В среднем по роману в месяц, 15 000 страниц в общей сложности.

В целом образ зловещего мрачноватого преступника тогда был популярен, да и в самой саге о Фантомасе можно найти отсылки к различным похожим образам, например, к «Тайне жёлтой комнаты» Гастона Леру (1907) или его же «Призраку Оперы» (1910). Однако Фантомас показан весьма жуткой личностью, и чертами модных тогда «джентльменов-грабителей» вроде Арсена Люпена он не обладает. Фантомас — не просто гениальный преступник, а ещё и явный садист, получающий удовольствие от причинения другим страданий и смерти, а иногда вообще выглядящий террористом с какой-то сомнительной идеологией. Кто он на самом деле, никто не знал: злодей скрывался под разными именами и грозными прозвищами. Занимался он грабежами, вымогательством и убийствами, а крутой полицейский комиссар Жюв и бесстрашный журналист Фандор (которому пришлось косить под кассиршу) пытались его остановить — в общем, сюжет представлял собой типичный детектив про суперзлодея. Наиболее зловещим Фантомасовым умением была способность менять свой облик, гримируясь и меняя голос, да так, что его не узнавали те, кто с ним уже общался.

Рене Наварр в роли первого Фантомаса. Борода накладная, взгляд настоящий.

Обычная бульварная литература, но по тем временам получилось круто. Книги имели потрясающую популярность и были известны за рубежом, в том числе и в России: очень уж удачно вписывался дьявольский преступник в царившее тогда зловещее предчувствие заката «Прекрасной эпохи». Тогда же, в 1913-14 годах, популярная франшиза была впервые экранизирована — французский режиссёр Луи Фейяд снял пять немых фильмов по мотивам 1-3, 6 и 12 томов и уже после первого проснулся знаменитым. Публика была довольна тем, как автору удалось воплотить сюжеты, которые она уже успела к тому времени выучить наизусть. Конечно, очень многие сцены были выброшены, таковы уж особенности «немой» экранизации. Но в любом случае фильм снискал потрясающий успех, публика раскупала фигурки Фантомаса (от статуэток до ростовых манекенов) и называла в честь главгада рестораны и домашних животных.

Первая экранизация 1913 г.

И что более важно: если книги были хоть и интересным, но всё же довольно-таки бульварным чтивом, то первая экранизация, не нарушив полученный из книги образ, смогла привнести в него поэтично-фантастические черты, что привлекало даже интеллектуальную элиту, в том числе и сюрреалистов, которым пришёлся по душе гротескный образ злодея. Фильмы Фейяда стали классикой, его называют основоположником саспенса как приёма, а вклад самого режиссёра в развитие французского кино сравнивают, ни много, ни мало, с ролью Дюма-отца в литературе

К тому же эти фильмы ценятся за обилие в них видеозаписей тогдашнего Парижа, в том числе и в метро: не так уж много сохранилось с тех пор съёмок с такими видами.

Впрочем, в 1914 году, во-первых, скоропостижно скончался Сувестр, а затем и вовсе грянула Первая мировая война, и публике безо всяких фантомасов стало хватать жутких впечатлений. Позже, в 1926 году, Аллен вернулся к персонажу и по 1963 год в одиночку написал ещё одиннадцать книг, сюжеты которых становились всё более удивительными, включая противостояние в космосе (самая последняя книга). Неудивительно, что под конец вся эта эпопея Аллену, мягко говоря, поднадоела, и вообще он довольно-таки иронично относился к своему успеху, называл себя «литературным клоуном» и говорил, что их с Сувестром объединяло одно: неумение писать. Хотя, конечно, признавал, что славу и деньги ему принёс именно Фантомас.

За это время книги ещё дважды экранизировали французы (в 1933 и 1946), один раз — бельгийцы (в 1937). Кроме того, американцы в 1920 сняли своего немого многосерийного «Фантомаса»; правда, на оригинал он получился мало похож, да и до наших дней дожила только новеллизация. И только в 1964 году появился первый фильм комедийной трилогии, предмета данной статьи.

Примечания

  1. «Restait à trouver une illustration saisissante pour la couverture du premier volume. Aucun des projets présentés n’étant assez percutant, Fayard suggère alors de fouiller dans le carton rempli d’affiches publicitaires, qu’un dessinateur éconduit a laissé dans son bureau. Marcel Allain y déniche un projet d’affiche concernant les » Pillules Pink pour personnes pâles «. Elle représente un homme masqué en habit de soirée qui enjambe les toits de Paris; sa main droite laisse échapper dans le ciel une traînée de pilulles. Une idée à creuser, mais dont l’auteur a omis de laisser nom et adresse. Il ne s’est jamais fait connaître depuis la naissance du mythe à l’imagerie duquel il a contribué malgré lui. Voici comment : « Puisque vous tenez à cette affiche, propose Fayard, il n’y a qu’à effacer la traînée de pillules, remplacer la boîte par un poignard, et ça fera l’affaire…» Ainsi est née, selon l’expression de Robert Desnos, une image classique de l’onirologie parisienne. Elle n’a cessé d’inspirer illustrateurs et peintres. L’un d’eux, Magritte, s’est borné à la reproduire en remplaçant le poignard par une rose «, Francis Lacassin, préface de Fantômas, Paris, Robert Laffont, 1987, p.21-22 (цитата приводится по книге: Francis Lacassin, À la recherche de l’empire caché : mythologie du roman populaire, Paris, Julliard, 1991, p.129).
  2. Alfu, Patrice Caillot et François Ducos. Starace, l’illustrateur de Fantômas. — Amiens: éd. Encrage, 1987. — P. 160. — ISBN 2-906389-05-6.
  3. Juve contre Fantômas (англ.) на сайте Internet Movie Database
  4. Fantômas (англ.) на сайте Internet Movie Database
  5. Fantomas (англ.) на сайте Internet Movie Database
  6. Fantômas (англ.) на сайте Internet Movie Database

Примечания[править]

  1. Впрочем, то, что ещё в конце 32-го тома Фантомас и Жюв оказались родными братьями, тоже смотрится неплохо; вернувшись к роману в 1926, Аллен в первую очередь написал о том, что ничего такого не было, и вообще это Жюву приснилось.
  2. Кстати, Фейяд этот эпизод тоже «смягчил» — у него Жюв вовремя сообразил, что на гильотину отправляют не настоящего Фантомаса.
  3. Аллен ворчал именно по поводу показанного в фильме явного романтического интереса Фантомаса к Элен, пусть в данной адаптации эти двое и не родственники.
  4. Французская Википедия называет эту цифру, русская — «всего» 45 миллионов.
  5. Хотя в отражён: «Про Фантомаса увидев картину, / Выстроил дома малыш гильотину…» — это могло быть навеяно только той экранизацией.
  6. Впрочем, в первом фильме она показана надетой поверх маски Фандора (то бишь настоящего лица Жана Марэ).
  7. Эта привычка у него ещё с самой первой экранизации, только там были просто пустые карточки, на которых постепенно проявлялась подпись.

Литература

  • Priestman, Martin. The Cambridge Companion to Crime Fiction (неопр.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — С. 71—72. — ISBN 0-521-00871-9.
  • Green, Martin. Seven Types of Adventure Tale: An Etiology of a Major Genre (англ.). — Penn State Press (англ.)русск., 1991. — P. 197—198. — ISBN 0-271-02729-0.
  • Шарый, А. Знак F: Фантомас в книгах и на экране. — Новое литературное обозрение, 2007. — 160 с. — (Кумиры нашего детства). — 3000 экз. — ISBN 5-86793-517-5.
  • Alfu, L’Encyclopédie de Fantômas. Étude sur un classique, Paris, Alfu/Autoedition, 1981, 336 P. Réédition : Encrage, 2011.
  • Annabel Audureau, Fantômas : Un mythe moderne au croisement des arts, Presses universitaires de Rennes, 2010, 334 P.
  • Loïc Artiaga, Matthieu Letourneux, , Éditions Les Prairies Ordinaires, coll. «Singulières Modernités», 2013.
  • Étienne Barillier, Les Nombreuses Vies de Fantômas, Les Moutons électriques, coll. «Bibliothèque rouge», vol. 4, 2006.
  • Alfredo Castelli, Fantômas. Un secolo di terrore, Rome, Coniglio editore / Museo italiano del fumetto e dell’immagine, 2011, 240 P.
  • Thierry Thomas, Cependant Fantômas, éditions La Pionnière, 2009, — ISBN 978-2-908092-56-1.
  • Jean-Claude Vareille, L’Homme masqué, le justicier et le détective, Lyon, Presses universitaires de Lyon, coll. «Littérature et idéologie», 1989, 208 P.
  • Много авторов.  (фр.). Belphégor. Littératures populaires et culture médiatique (2013). — # 11-1 (тематический номер научного литературного журнала).
  • Много авторов, «Fantômas ?… C’est Marcel Allain», La Tour de feu, cahier numéro 87-88, décembre 1965, 160 P.
  • Emmanuelle André, «De l’indice visuel à la trace fantômatique (Fantômas, Louis Feuillade, 1913—1914)», Double jeu. Théâtre / Cinéma, #8, «Les images aussi ont une histoire», Presses universitaires de Caen, 2011, p. 97-114.
  • Philippe Azoury, Jean-Marc Lalanne, Fantômas, style moderne, Centre Pompidou/Yellow Now, 2002.
  • Collectif, » Spécial Feuillade / Fantômas «, L’Avant-scène cinéma, #271—272, 1er — 15 juillet 1981, 98 p.
  • Marc Lemonier (préf. Mylène Demongeot), Sur la piste de Fantômas, Édition Hors Collection/Gaumont, 2005.
  • René Navarre (présention et notes de François-Marie Pons), Fantômas c’était moi. Souvenirs du créateur de Fantômas en 1913, L’Harmattan, coll. «Graveurs de mémoires», 2012.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации