Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Евгений харитонов

Табу снято…

Только в постперестроечный период в России берутся публиковать произведения запретного автора. Отечественные СМИ, в числе которых — «Митин журнал», «Русский курьер», «Часы», «Столица», с удовольствием берутся за это дело. В конце 80-х в СССР публикуется пьеса Харитонова «Дзынь», написанная специально для детей. Это некая интерпретация сказки Одоевского «Городок в табакерке». Эту пьесу, написанную Евгением Харитоновым, поставит режиссер Евгений Марчелли. Ее увидят зрители в 1989 году.

В 1993 году московское издательство «Глагол» выпускает двухтомник работ Евгения Владимировича «Слезы на цветах». В него вошли не только рассказы Евгения Владимировича, но и воспоминания его друзей: Романа Виктюка, Дмитрия Пригова, Сергея Соловьева, Василия Аксенова. Подготовкой материала к выпуску занимался поэт Ярослав Могутин.

Только после этого отечественный читатель подробно узнал о том, кто такой прозаик Евгений Харитонов, книги которого не хотели выпускать в Советском Союзе. Он наконец стал известным у себя на родине. Примечателен тот факт, что Ярослав Могутин поныне считает, что «Слезы на цветах» — это актуальный для современного поколения сборник, выдержанный в стиле радикализма.

На Западе двухтомник взялись издавать известные издательства Rowohlt и Serpent’s Tail. К произведениям Харитонова за границей стали проявлять громадный интерес.

Творчество

Печатается с 1984 г. Опубликовав несколько рассказов в периодической печати (журналы «Техника-молодежи», «Смена») и в антологиях («Наши в космосе»), уже к 1991 году вектор творческих интересов сместился от прозы к литературной и кинокритике и поэзии. Автор свыше 500 публикаций в России и за рубежом, посвященных различным аспектам научной фантастики в литературе и искусстве: от историко-литературных очерков и биографий до статей по актуальным вопросам жанровой литературы, кино и комикса, библиографических указателей, статей и рецензий о современной поэзии, очерков по истории рок-музыки.
Область интересов как критика: история русской литературы, забытые имена русской литературы, болгарская фантастическая словесность, жанровый кинематограф, библиография, современная поэзия, литературный и художественный авангард.

Автор биографических статей в «Энциклопедии фантастики: Кто есть кто» (Под ред. Вл. Гакова; Минск, 1995), в справочнике «Русская фантастика XX века в именах и лицах» (М.: Мегатрон, 1998), биографическом словаре С. И. Чупринина «Новая Россия: Мир литературы» (М., 2003).

Составитель и комментатор первого Полного Собрания Сочинений классика советской научной фантастики Александра Романовича Беляева (издательство «Эксмо», 2009—2010).

Первые поэтические публикации состоялись в конце 1980-х гг. в самиздате. Первая печатная поэтическая книга «Непроза» (2002). В поэзии обильно использует приёмы фонетической, звуковой и визуальной поэзии, литературной комбинаторики (палиндром, анаграмма и т. д.). Автор нескольких поэтических книг и альбомов визуальной поэзии. Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки, публиковались в журналах «Дети Ра», «Новый мир», «Футурум АРТ», «Иностранная литература», «Черновик», «Дружба народов» и др., включены в российские и зарубежные антологии «Orizont Testamentar: Miniatura Poetica Rusa» (Румыния, 2006), «Верлибр нового тысячелетия» (Тверь, 2007), «Болгария в русской поэзии» (М., 2008), «Небесная механика» (Рига, 2008), «arTronic Sound Anthology 1» (2009), ‘1 Minute Autohypnosis…’ (Испания, 2012), «Жанры и строфы современной русской поэзии: В 3 т. Е. В. Степанов» (М., 2013), «Свобода ограничения» (М., 2014), «НАШКРЫМ» (NY, 2014), «Антология ПО. Том 2» (М, 2015), «Крымские страницы русской поэзии» (СПб, 2015), «Raza de acțiune: Poeti Rusi Contemporani & Poeti Israelieni Contemporani» (Editura SAGA — Israel, 2017) и др.

На ниве писательства

А запомнился ли он как «инженер человеческих душ»? Евгений Харитонов, творчество которого у сотрудников КГБ не вызывало никакого восхищения, явился автором гей-манифеста «Листовка», поэтому-то его популярность как писателя не была масштабной. Более того, в эпоху строительства коммунизма редакторы не хотели иметь с ним дела только потому, что он в достаточно откровенной форме пронизывал свои произведения темой гомосексуализма. Печатание, хотя и редкое, вызывало целую волну негодования и неприятие к автору, который продолжал пребывать в подпольном статусе. Так или иначе, но на передний план выходили такие направления, как концептуализм и постмодернизм, и многие прозаики, в числе которых был и Харитонов, пытались оперировать языком этих течений.

Погруженный в себя

Евгений Владимирович не был публичным человеком и редко кого впускал в свой внутренний мир. В конце 70-х был убит его возлюбленный, и Харитонов, которого чекисты поспешили сделать обвиняемым № 1 в этом преступлении, тяжело переживал эту трагедию. После чего он еще больше замкнулся в себе. Начинающий драматург и поэт воспринимался некоторой частью общества как «подпольный житель столицы». Его поведение порой красноречиво свидетельствовало об этом. В частности, Харитонов Евгений (поэт) сам про себя писал, что искал такую работу, чтобы никто в нее не вмешивался и чтобы при этом была возможность меньше контактировать с коллегами.

В начале 80-х его произведения могли попасть на страницы альманаха «Каталог», выпуском которого занималось американское издательство. В это издание должны были войти работы непубликуемых писателей СССР. Но произведения Евгения Владимировича изначально не попали в альманах благодаря усилиям сотрудников КГБ.

Основная информация

ID

123776988

Можно редактировать:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Домен

z.pestrikova

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Имя

Евгения

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Фамилия

Харитоновская

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Отчество

не указано

Можно редактировать:
нет

Обязательно к заполнению:
нет

Можно скрыть настройками приватности:
нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Пол

женский

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
нет

Дата рождения

6 ноября

Можно редактировать:
да

Обязательно к заполнению:
да

Можно скрыть настройками приватности:
да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Александр Обухов — мэр в эмиграции (1908–1917)

Александр Евлампиевич Обухов был последним царским мэром Екатеринбурга. Он пробыл на посту почти три срока. Если Симанов занимался городским благоустройством, то Обухов взялся за образование. Он увеличил количество школ, организовал строительство новых зданий для городских начальных училищ. Обухов пробил идею открытия в Екатеринбурге первого вуза — Уральского горного института. При нём в Екатеринбурге появился новый Городской театр, ныне — Театр оперы и балета. Со сцены Городского театра в 1917 году было объявлено о победе новой власти.

Александр Обухов пришёлся не по вкусу революционной демократии и покинул пост городского головы. Некоторое время он был ратником Пермской пешей дружины государственного ополчения, но в начале января 1918 года его уволили в запас. Летом 1919 года Обухов покинул Екатеринбург и спустя какое-то время оказался в Харбине. Он и его супруга Александра Николаевна скончались и похоронены в Гонконге.

Библиография (выборочно)

Работы по истории литературы, кино и комикса (фантастика, славистика, поэзия)

  • Фантастика на страницах периодики: Опыт библиографии. Вып. 1: 1990/1991 гг. — М.: Стожары, 1992. — 82 с.
  • Женский цех фантастики: Писательницы, критики, переводчицы: Крат. био-библиографический справочник. — М.: Гном, 1995. — 48 с.
  • Фантастический самиздат. 1967—1999. Периодика, сборники: Аннотированный каталог-указатель. — Липецк, 1999. — 16 с.
  • Наука о фантастическом: Био-библиографический справочник. — М.: Мануфактура, 2001. — 244 с. — ISBN 5-93084-020-2.
  • Харитонов Евгений, Щербак-Жуков Андрей. На экране — чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка. 1909—2002 /НИИ Киноискусства Министерства культуры РФ; Журнал фантастики «Если». — М.: В.Секачев, 2003. — 320 с.- ISBN 5-86676-009-6.
  • Болгария фантастическая: Обозрение болгарской фантастической прозы и критики. — София (Болгария): Аргус, 2003. — 192 с. — (Сер. «Нова българска фантастика»). — ISBN 954-570-114-5.
  • Фантастический печатный самиздат 1966—2006 гг. СССР. СНГ. Россия: Библиогр. справочник. — М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2015. — 54 с.: илл.

Поэзия / Визуальная поэзия

  • Во-Ум!: Книга стихов /Предисл. Джулии Фоулз. — London: DP, 1999. — 70 с.
  • НЕПрОЗА, или Картинки за выставкой: (Стишьевая книга). — М.: МОЛ СЛ РФ; В. Секачев; «ХХХ», 2003. — 80 с. — ISBN 5-86676-009-6.
  • Внеклассное чтение: Четвертая книга стихов и верлибров. — Рязань: Поверенный, 2005. — 72 с. — ISBN 5-93550-090-6.
  • Ямуямбурою: Стихи этого века (2006—2002). — М.: Вест-Консалтинг, 2007. — 130 с. — (Б-ка журнала «Футурум АРТ»). — ISBN 5-85-677-112-X.
  • Легко: Автографы рубежа (1981—2001) / Художеств.-производств. Артель сестер Хрулёвыхъ представляет. — М.: Вест-Консалтинг, 2007. — 50 с. — (Б-ка журн. «Футурум АРТ»). 50 нумер. экз. — . — ISBN 978-5-903321-04-9.
  • МИ НА МИ РА: Заумные, звучарные и комбинаторные стихи / Обложка: Татьяна Бонч-Осмоловская. — М.: Вест-Консалтинг, 2008. — 104 с. — ISBN 978-5-903321-26-1.
  • Последният ден на ягодовата поля / Последний день Земляничной поляны: Стихове: (Книга-билингва) / Превод от руски Хр. Пощаков; Пред. Ник. Светлев; Ил. Калин Николов. — София: Аргус, 2010 (фактически 2011). — 64 с. — ISBN 978-954-570-177-1. — На болг. и рус. яз.
  • This Is Visual Poetry: . — Kingston (US): Chapbook, 2010. — 18 p.
  • Die Roboter: / авт. Предисл. Сергей Бирюков. — Madrid : Ediciones del Hebreo Errante. 2012. — 80 с.
  • Как этот дым : Некоторые освобожденные стихи 2001—2013 гг. / авт. предисл. Д. Ю. Цесельчук; Союз Литераторов России. — М. : Вест-Консалтинг, 2013. — 40 с. — (Серия «Визитная карточка» ; Библиотека альманаха «Словесность»). — ISBN 5-86676-022-3.
  • Панин Игорь, Харитоновъ Евгений В. Книга о… : поэмы / авт. предисл. Авигдор Эскин. — М.: У Никитских Ворот, 2013. — 20 с. — ISBN 978-5-91366-788-5.
  • Наталия Черных, Вилли Мельников, Александр Курбатов, Евгений Харитонов. Золушка кормит себя: Стихи / гравюры и коллажи Виктора Гоппе. — М. : Виктор Гоппе, 2016.

Редактор-составитель

  • Слепая Свобода («С гимном смеха и плача…»): Поэзия андеграунда /Сост. и издатели . — М.: МНЛО «Раритет», 1991. — 38 с.
  • Фантастика и приключения: В 2 т. /Сост., авт. предисл. и коммент. В. И. Пищенко и Е. В. Харитонов. — М.: Дрофа; Вече, 2002. — (Библиотека отечественной классической художественной литературы в 100 т.).
  • А. Р. Беляев. Полное Собраний Сочинений: В 7 тт. / Сост., авт. предисл. Евгений Харитонов и Дмитрий Байкалов; Коммент. Евгения Харитонова. — М.: Эксмо, 2009—2010. — (Серия «Отцы-основатели. Русскрое пространство). 5100 экз.

Пётр Харитонов — ссыльный мэр (1826–1829)

Первым из глав Екатеринбурга, кто познал славу и изгнание, был Пётр Харитонов. Он был известен тем, что завершил амбициозный проект строительства дворца на Вознесенской горке и устроил там парк. Сегодня мы называем это здание дворец Расторгуева-Харитонова, а парк — Харитоновским.

В 22 года Пётр Харитонов женился на богатой наследнице Марии Львовне Расторгуевой. Стал следить за делами обширного хозяйства. В 1824 году в его доме останавливался император Александр I. Неудивительно, что на выборах 1826 года, когда Харитонову было 32 года, за него проголосовало большинство купечества. Казалось, что позиции Харитонова незыблемы. Но новый император Николай I не разделял либеральных настроений своего брата Александра. Пётр Харитонов стал жертвой интриг и несчастливого стечения обстоятельств.

По мнению многих историков, Николай I решил прижать старообрядцев, и Харитонов попал под раздачу. Поводом послужило расследование о злоупотреблениях на Кыштымских заводах, которыми управлял родственник Харитонова Григорий Зотов. Дослужить на посту городского головы Петру Харитонову позволили, но сразу после этого отправили в ссылку. Одни исследователи считают, что Харитонова сослали в Кексгольм, другие — на Соловки. В Екатеринбурге он больше не появлялся.

Илья Симанов — осуждённый и разорённый мэр (1884–1894)

Илья Симанов избирался мэром два срока подряд. Его история самая обидная и поучительная для Екатеринбурга. Он провёл первую для города выставку «Экспо» — Сибирско-Уральскую научно-промышленную выставку 1887 года. Трудно найти область городского хозяйства, которой он бы не занимался.

Он был инициатором проведения городской переписи Екатеринбурга (1887), издал книгу «Город Екатеринбург», рассказывающую абсолютно всё о городе и горожанах в 1889 году. Впервые обязал домовладельцев мостить улицы, участвовал в работе многих благотворительных обществ. Ему должность мэра принесла скорее убытки, так как большую часть дохода, который он получал от своей предпринимательской деятельности (был мукомолом), он жертвовал на нужды города.

Симанова должны были избрать городским головой в третий раз, но это оказалось не на руку губернской администрации. Илья Иванович отказался выдвигаться на очередной срок, но отказаться от участия в делах города не смог. Продолжал работу в городской думе. Продолжал жертвовать на благотворительность.

В 1904 году произошла катастрофа. Он не смог покрыть выданные векселя. Это была нередкая ситуация в бизнесе, обычно стороны договаривались, но кредитор отказался ждать и подал в суд. Симанова обвинили в умышленном банкротстве, в 1907 году он был признан виновным: лишён наград, званий. Имущество Симанова было распродано с торгов. В том числе и знаменитая Симановская мельница. Не спасли от позора сотни тысяч, пожертвованные на нужды города. Город ничем не помог. Постепенно скандал утих.

В 1913–1918 годах Илья Симанов работал в городской управе, занимаясь городским благоустройством. Только через 12 лет после краха, в 1916 году, Симанов был восстановлен в правах. В июле 1919 года был вынужден покинуть Екатеринбург, и о дальнейшей судьбе бывшего городского головы ничего неизвестно.

Кинематограф

Свою первую кинороль — лейтенанта Григорьева — начинающий актер получил в военно-патриотической драме «Брестская крепость» режиссера Александра Котта.
Он также снимался в лентах: «Любовь и прочие глупости», «По горячим следам», «След», «Жила-была одна баба», «Орда» и многих других.

Среди последних работ артиста стоит отметить его яркие образы в таких фильмах и сериалах, как: «Самара» — Никита, «Бомбила. Продолжение» — Юрий Зотов, «Москва. Три вокзала» — Николай, «Братаны-4» — оперативник, «Косатка» — Алексей Ивашев, «Крыша мира» — Степан, «Адвокат-9» — Сысоев.

«История одного назначения»

В 2018 актер получил главную роль в исторической драме «История одного назначения» режиссера Авдотьи Смирновой, где перевоплотился в писателя Льва Толстого.

Пронзительный и трагический рассказ о событиях, участником которых оказывается сам граф Лев Николаевич Толстой. В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу вдохновленный передовыми идеями столичный поручик Григорий Колокольцев, происходит преступление.

Солдату, на плечи которого ложится вина, грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного. Острая история о сложности выбора и верности собственным идеалам основана на реальных событиях.

«Кроме Евгения Харитонова, я ни одного артиста на роль Толстого не пробовала. Сергей Сельянов (продюсер — Прим.Russia.tv), когда мы ему показали последний вариант сценария, сказал: «Все хорошо, а теперь главный вопрос — кто будет играть Толстого?» Я честно ответила: не знаю. А потом я попала на спектакль «Обыкновенная история» в Гоголь-центр, и там в трех маленьких — даже не ролях, а практически эпизодах — увидела Женю, и сразу после спектакля позвонила Пармас: «Похоже, я нашла Толстого». Я увидела очень большой актерский диапазон. Кроме того, в Жене есть та пластическая составляющая, которая мне была важна, ведь Толстой, каким он сам себя описывал, — нечто с длинными руками, которыми он неправильно размахивает, большими ушами, большим носом… И еще Женя Харитонов без грима фантастически похож на Толстого, если посмотреть на фотографию молодого писателя, где тот еще без бороды, без усов, совсем юный. Но сходство лица меня волновало меньше всего, потому что при нынешних возможностях грима все можно сделать. Но вот та особенность, какая-то непохожесть, нескладность стала решающей. Мы сделали пробу. Женя очень нервничал, мы репетировали, у меня репетиционный период всегда проходит до съемок. И что-то получалось, что-то нет, был даже момент, когда я дрогнула и позвонила Кириллу Серебренникову: «Кира, немедленно мне расскажи, как управлять артистом Харитоновым, где у него джойстик?» И Кирилл дал мне очень ценный профессиональный совет, я им не поделюсь ни с кем, но он мне рассказал, как работать с артистом Харитоновым, и я успокоилась. Начали снимать. В первый день, естественно, все психовали. Съемки начались с Ясной Поляны. И вот на первом объекте, в Ясной Поляне Женя почувствовал, что он нашел Толстого. И дальше мы уже шли спокойно и уверенно. Для меня это мой Толстой, и он такой», — рассказывает создатель картины.
В картине также снимались — Алексей Смирнов, Филипп Гуревич, Ирина Горбачева, Елизавета Янковская, Игорь Золотовицкий, Анна Михалкова, Сергей Уманов, Анна Пармас, Андрей Смирнов, Лукаш Симлат, Алексей Макаров, Кирилл Васильев, Татьяна Колганова, Анна Рыцарева.

Официальные страницы и социальные сети

Инстаграм:
instagram.com/khariton…

Кинопоиск:
kinopoisk.ru/name/2329996

Биография

Евгений Харитонов – талантливый и востребованный российский актёр театра и кино. Родился Евгений на Сахалине в 1976 году. В небольшом городке Поронайск семья жила на улице Октябрьской. С детства Евгению пророчили карьеру военного. О школьных годах актёра ничего не известно.

Биография

После получения школьного аттестата юноша поступил в Сахалинское театральное училище в мастерскую Полянкина Анатолия Евсеевича. После окончания учебного заведения в 1998 году молодой человек один сезон работал в Южно-Сахалинском театре имени Чехова. Позже он переехал в Астрахань, где устроился в Астраханский драматический театр. Через год актёр уезжает в Тамбов, куда его пригласил местный театр.

Позднее Евгений получил высшее образование в институте культуры в городе Москва (МГУКИ), где обучался на курсе Зыкова Виктора Ивановича и Скорика Николая Лаврентьевича.

Евгений Харитонов имеет достаточно большой театральный опыт. Играл на сцене разных театров, среди которых Пензенский драматический театр имени Луначарского, где актёр играл в спектаклях «Ветер шумит в тополях», «Вишнёвый сад», «Господа Головлёвы», «Клинический случай» и «Месье Амилькар». Позже работал в Тамбовском театре.

С 2014 года по сегодняшний день Евгений является актёром в труппы Кирилла Серебренникова «Гоголь-центра». Регулярно принимает участие в разножанровых спектаклях. Среди постановок, в которых играл Евгения, самыми яркими и интересными являются «Хармс. МЫР», «Обыкновенная история», «Мандельштам. Век-волкодав», «Маяковский. Трагедия», «Боженька», «Палачи» и «Петровы в гриппе».

Параллельно работе в различных театрах актёр вёл корпоративы, трудился грузчиком, охранником. Чтобы прокормить семью, Евгений брался за любую работу.

В кино Евгений начал сниматься с 2010 года, когда ему уже было 35 лет. Только за первый год в кинематографе Евгений принял участие сразу в пяти кинопроектах: «Брестская крепость», «Любовь и прочие глупости», «По горячим следам», «След» и «Черкизона. Одноразовые люди».

Фильмография актёра состоит более чем из 30 полнометражных фильмов и телесериалов. Телезрителям артист запомнился по фильмам «Бомбила. Продолжение» (прапорщик Юрий Зотов), «Касатка» (Алексей Ивашев), «Психологини» (музыкант Вадик), «Вокально-инструментальный ансамбль» (Витя) и «История одного назначения» (Лев Толстой).

За 2019-начало 2020 года актёр снялся в картинах «Заступники», «ИП Пирогова-2», «Магомаев», «Француз», «Водоворот», «Мир, дружба, жвачка» и «Мятеж». Во второй половине 2020 года Евгения можно будет увидеть в четырёх кинокартинах: биографической драме «Доктор Лиза», детективе «Заключение», спортивной комедии «Маленький воин» и проект «Фантом».

Личная жизнь

Сегодня Евгений Харитонов женат второй раз. Первой супругой актёра была его коллега по театральным подмосткам по Пензенскому драматическому театру – артистка Вера Дупенко (1981 года рождения). Именно в театре в 2002 году молодые люди познакомились. В 2006 году состоялась их свадьба. Через год семья пополнилась, у актеров родился сын, которого назвали Фёдором. Несмотря на рождение сына, брак достаточно быстро распался.

В 2018 году Евгений Харитонов снова женился. Его супругой стала актриса и режиссёр Екатерина Ефимова. Имеет красный пояс по карате. Девушка владеет разговорным английским языком и базовыми знаниями французского языка. По первому образованию артистка является педагогом дошкольного образования. У пары есть общий ребенок, который родился в 2020 году Официально пара оформила отношения два года назад. Но до брака они проживали вместе уже три года.

Познакомились артисты в общежитии возле «Гоголь-центра». Екатерина покорила Евгения своей открытостью и честностью. В театре супруги играли в одном спектакле «Чемодан-блюз» по рассказам Сергея Довлатова. Тексты артисты всегда учат вместе. Так как супруги из одной сферы, они отлично понимают друг друга.

Сын актёра Фёдор от первого брака проживает со своей матерью в городе Пенза. Подросток растёт умным, артистичным и подвижным ребёнком.

Интересные факты

  • Рост Евгения Харитонова составляет 185 см.
  • Актёр является мастером спорта по греко-римской борьбе. Но на сегодняшний день Евгений забросил спорт, даже с гантелями не занимается.
  • Имеет пагубную привычку – курит.
  • Евгений Харитонов по характеру интроверт.
  • В семье артистов есть любимый питомец – собака, которую они взяли из приюта, помесь дворняжки с бельгийской овчаркой по кличке Лев.
  • Сегодня супруги проживают в Подмосковье в посёлке Мосрентген, где родилась Екатерина.
  • Евгений является домоседом, любит читать и гулять с собакой по лесу.

Под запретом

Но даже акцент на своей автобиографии и словесная красота изложения не могли побудить руководство издательств СССР опубликовать его рассказы. Исключение составило лишь одно творение маэстро под названием «Духовка».

Это простой монолог, сочетающий в себе романтичную утонченность и откровенность, о теме запретных влечений. Обычный парень рассказывает о своей любви к парню с гитарой. Автор попытался приоткрыть читателю новые картины мира, отличные от тех, которые зиждутся на тривиальных развлечениях эпохи застоя. Другими словами, этот серый мир провинциальной духовки наскучил герою до предела.

Некоторые собратья по перу, в частности поэт Всеволод Некрасов, также не могли понять приверженность Харитонова к однополой любви. Возмущала не столько принадлежность Евгения Владимировича к геям, сколько то, как он осмелился освещать запретную тему в отечественной литературе. Речь идет, например, о рассказах «Рассказ одного мальчика. Как я стал таким», «Непьющий русский». Однако язык и стиль изложения просто восхищали его коллег. И несмотря на всю подоплеку дела, он заслужил право считаться вторым Буниным в русской словесности.

В центре сюжета произведений Харитонова – человек, ощущающий себя изгоем в обществе, которое считает постыдным проявлять свои чувства и эмоции. И все-таки, несмотря на специфичность выбранной темы, Евгений Владимирович, по мнению некоторых коллег, — один из лучших прозаиков, изданных в 90-е.

Финал творческого пути

Прозаик скончался 29 июня 1981 года в Москве вскоре после того, как завершил работу над пьесой «Дзынь». Ему только-только исполнилось сорок лет. Причина смерти – инфаркт, случившийся на одной из столичных улиц. Он должен был встретиться на свежем воздухе с поэтессой Татьяной Щербиной (прозаик очень сдружился с ней в последнее время) и показать ей свое финальное произведение, но не успел. Тело писателя было погребено на его малой родине, в Новосибирске.

Спустя несколько месяцев после ухода из жизни Харитонова ему в заочном порядке была присуждена подпольная на тот момент награда — премия Андрея Белого.

***

Разумеется, я пишу сейчас по канве Харитонова. Как он сам когда-то написал «По канве Рустама». Просто потому, что это невероятно заразительно и азартно: добиваться, чтобы между текстом и жизнью не оставалось зазора. Хотя риск, конечно, неслабый. Вот, например.

Я решила позвонить поэту и писателю Татьяне Щербине — это ей Харитонов обещал показать пьесу «Дзынь», которую закончил накануне ночью. Днем 29 июня 1981-го он забрал текст у машинистки и пошел с ним по Пушкинской улице (сейчас Большая Дмитровка). Там у него оторвался тромб и он умер (подробнее об этом в материале OpenSpace.Ru).

В разговоре с Татьяной я посетовала, что не могу найти ни одного харитоновского сборника. Поздно вечером мы решили позвонить Александру Шаталову, основателю издательства «Глагол». Шаталов не брал трубку. На следующий день он позвонил Щербине, пока она спала. А потом он уже не мог говорить — 15 февраля 2018 года его не стало. Книжку мне дала Людмила Абрамова.

Больше ни с кем, кроме Абрамовой и Щербины, я решила не встречаться. Все имена, упомянутые в обоих интервью, сохранены — вдруг кто-то вслед за мной захочет потянуть за ниточку и размотает клубок еще нескольких потаенных отдель-ных советских жизней, как будто специально ускользающих от яркого света.

Сюда стоит добавить, что:

– при жизни Харитонова не печатали (если не считать пару переводов из немецкой поэзии);

– по просьбе Абрамовой Владимир Высоцкий несколько раз передавал стихи Харитонова на Запад;

– первой посмертной публикацией, подготовленной еще самим автором, стала подборка текстов в альманахе «Каталог» («Ардис», 1982);

– за год до смерти, весной 1980-го, Харитонов стал участником альманаха «Каталог» («Каталог клуба беллетристов») вместе с Феликсом Берманом, Николаем Климонтовичем, Евгением Козловским, Евгением Поповым, Владимиром Кормером и Дмитрием Александровичем Приговым (последнего пригласил уже сам Харитонов). Это был не только шаг отчаяния «непечатных писателей» (так называется посвященное клубу эссе Харитонова), но и честная попытка договориться с властью. О создании клуба его члены объявили 18 ноября 1980 года в письме, отправленном в ЦК КПСС. Вечером того же дня трое из семи были задержаны КГБ. Когда к Харитонову пришли с обыском, он потерял сознание;

– Харитонов обижался, когда Людмила Петрушевская называла его гениальным режиссером. Ему чудилось, что это унижает его как писателя (см. об этом в названных выше воспоминаниях Олега Дарка);

– две моих собеседницы, Татьяна Щербина и Людмила Абрамова, рассказали мне иногда взаимоисключающие вещи, а еще опровергли некоторые сведения из комментариев к сборнику «Под домашним арестом»;

– у Харитонова не одна (как считается) и не две пьесы (к «Дзынь» Абрамова добавляет еще диалог «Маша и Петр»). Их на самом деле гораздо больше. Например, стихотворение «В транспортном агентстве» — это, безусловно, пьеса, только в стихах. Плюс сценарий мультфильма «Кошечка моей собачки», который хочется посоветовать режиссерам, — из него и сегодня может выйти шедевр;

– премьера спектакля «Очарованный остров» по сценарию и в режиссуре Харитонова состоялась в Театре мимики и жеста 28 декабря 1972 года. По воспоминаниям поэта Елены Гулыги, он сохранялся в репертуаре почти десять лет;

– взгляды Харитонова на современный ему театр изложены во время его выступления на вечере памяти Александра Румнева в ЦДРИ 11 февраля 1980 года;

– когда Харитонова «попросили» (насчет этого мои респонденты тоже не сошлись) из Театра мимики и жеста, он ушел в ДК «Москворечье», где не только репетировал суперавангардные для того времени выступления участников группы «Последний шанс», но занимался, скажем так, лечебной пластикой — разработал собственный комплекс упражнений, который помогал освободиться от заикания;

– если в каком-то медицинском сборнике вам попадется ссылка на статью Харитонова «Жестовая терапия для заикающихся взрослых» — не сомневайтесь, это тот Харитонов.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации