Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 0

Фильм движение вверх: актеры и роли

Чем закончился фильм “Движение вверх”

Наступает день финальной игры. В последний момент Гаранжин меняет состав игроков, которые выйдут на старте. Он пытается тактически переиграть команду, возглавляемую тренером Генрии Айбом. Команде Гаранжина удается серьезно вырваться вперед по очкам, однако американцы начинают играть жестко, много прессингуют и догоняют противника. За 6 секунд до финальной сирены сборная СССР ведет с разницей в одно очко. После вынужденного фола американцам впервые в матче удается вырваться вперед.

Когда остается всего 3 секунды до конца матча, сборная СССР только начинает разыгрывать мяч, как раздается сирена. Матч окончен. Сборная США начинает бурно праздновать свою победу. Но тут помощнику тренера, Сергею Моисееву, удается заметить, что с таймером явно была какая-то проблема. Вместо оставшихся трех секунд на нем осталась только одна секунда. А после этого таймер вообще стал показывать иное время. Моисеев требует, чтобы сборной СССР дали доиграть положенные три секунды. Выслушав просьбу помощника тренера, судьи выставляют на таймере три секунды и дают сборной СССР доиграть матч. За эти три секунды Иван Едешко делает длинный пас на Александра Белова, которому удается забросить мяч в корзину. Сборная СССР выигрывает со счетом 51:50.

После победы все игроки сборной, осознав, как много для них сделал Гаранжин, отдают все свои премии за финальную игру тренеру, чтобы тот мог оплатить операцию своему сыну.

Матч за икру

По сюжету, когда баскетболисты прилетели в Америку, то играли с местными в баскетбол за контрабандную черную икру. После проигрыша они напились в баре. Этого вообще не было ни в мемуарах, ни в действительности. К слову, американцы не были настолько непобедимыми. Сильными, да, но не настолько – СССР обыгрывало в баскетболе США на чемпионатах мира, но этот факт опустили, чтобы показать, насколько значимым был для сборной Советского Союза Кондрашин. Да, был. Но и до него сборная побеждала.

Да и сам баскетбол не был настолько уж масштабным видом спорта по сравнению с хоккеем и футболом, чтобы от сборной и тренера требовали невыполнимого. Давление было, но никаких громких заявлений с уходом из спорта от Кондрашина на пресс-конференциях не было.

Владимир Гаранжин – главный тренер сборной СССР по баскетболу (Владимир Машков)

Прототипом Гаранжина стал тренер Владимир Кондрашин, который как и по сюжету фильма тренировал ленинградский «Спартак», а параллельно с 1970 по 1976-й возглавлял основную команду страны Советов. Обладал невероятным тренерским чутьем, отличался умением решать задачу нестандартными способами – попридержать лидера команды на скамейке запасных, выпустить на площадку завзятого запасного. В общем, это в киноленте отражено достаточно ярко. Впрочем, фамилию тренера пришлось изменить ввиду претензий со стороны родственников, которые посчитали, что в ленте многое из биографии Кондрашина оказалось искаженным, и в жизни он не был таким.
Драматическая роль Гаранжина доверена одному из самых выдающихся отечественных актеров современного российского кино – Владимиру Машкову. Мастер справился с задачей блестяще. Некоторые зрители поспешили назвать роль лучшей у Машкова, с чем можно поспорить. Просто этот талантливый человек по определению не может играть плохо, а потому какая его роль лучшая – вопрос дискуссионный.
Гаранжин – целеустремленный тренер, ставящий задачу перед собой и подопечными, и успешно решающий ее. Хороший психолог, умеет найти общий язык с людьми, даже с теми, кто ему не очень симпатизирует. Может твердо настоять на своем и злобно пошутить, разряжая напряженную обстановку при ссоре баскетболистов: «Пойдете лампочки вкручивать – лестница не понадобится…».
И подбодрить своих подопечных в нужный момент: «Страусы! Расправьте крылья!».
Владимир Машков – актер, которого планомерно исключали из одного театрального училища, потом из школы-студии МХАТ (за буйный нрав), но спасибо Олегу Табакову. Один гений разглядел другого и принял в «Табакерку». Дебютировал Володя в кино в 1989 году, снявшись сразу в трех фильмах. В 90-е признан одним из лучших актеров поколения. Снялся в фильме «Вор», который номинировался на «Оскар». Принял участие в съемках голливудского боевика «В тылу врага», где представлен в роли сербского киллера. Может вжиться в любой образ – во всех ролях превосходен. Недаром идет первым в списке актеры и роли в нашумевшем фильме 2017 года «Движение вверх».

Избранная фильмография:

  • «Подмосковные вечера»;
  • «Русский бунт»;
  • «Олигарх»;
  • «Идиот»;
  • «Ликвидация»;
  • «Край»;
  • «Григорий Р.»;
  • «Экипаж».

Режиссер фильмов: «Сирота казанская» и «Папа».

Сергей Белов – один из ведущих игроков сборной (Кирилл Зайцев)

В роли Сергея Белова снялся Кирилл Зайцев. Интересно, что поначалу режиссер видел Кирилла исполнителем другой роли – литовца Модеста Паулаускаса. Но затем переиграл план и не прогадал. Зайцев в образе баскетболиста с непростым характером, не доверяющим никому и никого к себе не подпускающим близко, смотрится великолепно. Вот как самокритично его персонаж характеризует свои взаимоотношения с партнерами по команде: «Они – отличные. Это я – товарищ так себе…».
Кирилл Зайцев родился в Волгограде, но на данный момент работает в ближнем зарубежье, в Рижском русском театре. Фильмография молодого актера не очень обширная, это и понятно. У него все впереди. Снялся в следующих картинах:

  • «Вирус»;
  • «Троцкий»;
  • «На Париж» и нескольких других.

ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Теперь пробежимся по сюжетным линиям. Правда ли, что автор золотого броска Александр Белов испытывал большие проблемы с сердцем? Да, он умер в возрасте 26 лет. Постоянно жаловался на боли в груди, и Кондрашин в «Спартаке» давал ему отдохнуть в каждой игре минуту-другую.

23 января 1977 года, когда команда проходила таможенный досмотр на выезд из СССР на соревнования, в сумке Белова были обнаружены иконы. Вспыхнул скандал, замелькали статьи в центральной печати.

Александр был лишен звания заслуженного мастера спорта, а также стипендии. Потерял место в национальной сборной. Хотя мелкая контрабанда — водка, икра, видеотехника — была обычным явлением для советских спортсменов тех лет. Но политическое руководство страны выбрало большого во всех смыслах спортсмена и устроило показательный процесс.

А еще возможно, что Белов стал жертвой провокации. Кто-то пытался занять его место в стартовой пятерке советской сборной, при этом ослабив ленинградский «Спартак». Так или иначе скандал и отлучение от баскетбола стали страшным ударом для спортсмена.

В августе 1978 года Белова пригласили на сборы, но через несколько дней он почувствовал себя плохо и через два месяца скончался от редкой болезни — саркомы сердца.

Вдова Белова оказалась недовольна тем, как отразили в фильме ее мужа.

Кондрашин

С тренером Кондрашиным самая сложная история. Ссоры с вдовой достигли такого уровня, что киностудия изменила фамилию на вымышленную – на Гаранжина. Это сделано для юридической защиты против исков, мол, персонаж вымышленный, к реальному человеку отношения не имеет.

По сюжету Гаранжин спекулировал валютой, чтобы собрать деньги для лечения сына, который мог передвигаться только в инвалидной коляске. От эмоций в конце, Юрий (сын) даже встал, настолько на него повлияла победа. Но реальность была совсем другой. Да, у Кондрашина действительно рос сын Юрий, страдающий от церебрального паралича. Операций ни в СССР, ни в США не проводилось, денег не собиралось, а сын на всю жизнь и по сей день прикован к инвалидному креслу.

То, как мы видим тренера в фильме, далеко от настоящего характера тренера – об этом говорят все, кто лично был с ним знаком. Немного угрюмый, замкнутый и молчаливый, он выполнял все, что от него требовалось, а в кинокартине скорее показан собирательный образ советского тренера.

Техника в баскетболе

Нам простым непрофессионалам это и заметно не было, но оказывается, советские баскетболисты использовали нескольку другую технику для игры. В частности, в фильме вы видите броски сверху, так называемые «слэм-данки», но в 70-ые в СССР они почти не использовались, а в США и вовсе были запрещены.

Режиссер Мегердичев прокомментировал, что не пытался дословно передать игру, а хотел показать баскетбол в целом, добавив соответствующие эффекты для зрелищности.

Справедливости ради, нужно отметить, что кое-кто все-таки пытался следовать канонам. Мы это рассказывали в интересных фактах о фильме вот здесь. Художник по костюмам даже скопировал ткани для трусов – у американцев хлопок, а у советских баскетболистов – сатин. Вот это подход!

Интересные факты о фильме «Движение вверх»

В основу фильма легла автобиографическая книга великого баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх».
Золото Олимпиады-72 – первая в истории олимпийская победа отечественных баскетболистов.
Баскетбол в последний раз привлекал внимание отечественных кинематографистов в 1975 году, когда на экраны вышла лента «Центровой из поднебесья».
Финальная версия сценария «Движения вверх» была 22-й.
Консультантами проекта выступили участник золотого матча Иван Едешко, а также сын Сергея Белова, Александр, который исполнил небольшую роль (игрока сборной СССР Геннадия Вольнова) и стал постановщиком всех игровых баскетбольных сцен в фильме.
Съемки проходили в июле-ноябре 2016 года.
Число актеров массовых сцен в некоторые дни достигало 500 человек.
CG Factory («Экипаж», «Он – дракон», «Метро») под руководством Александра Горохова создала систему клонирования массовки, позволяющую работать с фотореалистичными персонажами на планах от сверхобщих до средних по крупности.
Подавляющее большинство баскетболистов в фильме – профессиональные баскетболисты и в жизни. Дебютирующий в кино баскетболист Александр Ряполов 1,5 месяца занимался актерским мастерством, чтобы достоверно сыграть Алжана Жармухамедова.
В рамках подготовки к съемкам исполнители главных ролей тренировались по несколько часов в день на протяжении нескольких месяцев.
Художник по костюмам Сергей Стручев подробно изучил архивные фото- и видеоматериалы, нюансы кроя и фактур тканей, которые в тот период использовались в спорте в нашей стране и за рубежом

Так, например, выяснилось, что трусы баскетболистов советской сборной шились из хлопчатобумажного сатина, в то время как американцы уже играли в трикотаже. «Это мы соблюли, – делится Сергей, – но некоторыми другими документальными вещами вынуждены были пожертвовать в пользу эстетической и кинематографической правды. К примеру, в картине у советских баскетболистов не такая тесная и узкая игровая форма, как была на самом деле».
Специально для проекта было пошито более 500 костюмов – «гражданских» и спортивных комплектов.
На актерах массовых сцен можно увидеть винтажную одежду конца 1960-х-начала1970-х годов.
Для главных героев было создано по четыре комплекта игровой формы, а также спортивные костюмы и повседневные образы.
Для эпизодов мюнхенской Олимпиады была воспроизведена историческая форма спортсменов из десятка стран.
Для картины заказали более 20 «исторических» баскетбольных мячей – по советским стандартам, для международных соревнований и мягких, использовавшихся во время трюков.
На подготовительном этапе в течение полугода оператор и режиссер производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поисках наиболее выигрышных выразительных средств. В том числе Игорь Гринякин пробовал снимать, передвигаясь на роликовых коньках (снятые таким образом сцены вошли в фильм).
Баскетбол снимали шесть операторских команд на шесть камер – уникальный случай в отечественной киноиндустрии. Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи «шестым» игроком на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура Q-take.
Систему для камеры-«паука» с нуля создали молодые инженеры из МГУ. Она быстрее, мобильнее и дешевле всех зарубежных аналогов.
Съемки финальной игры продолжались месяц.
Под потолком спортивных арен было подвешено 800 кВт теплого света, что позволило снимать в высоком разрешении 4К.
Первый показ «Движения вверх» для профессионалов состоялся 27 ноября 2017 года в рамках 104-го Российского кинорынка в Москве. Фильм встретили овацией.

Генри Айба – тренер сборной США (Джон Сэвэдж)

Айба с американской сборной дважды выигрывал олимпийское золото. Выиграл бы и третье, если бы в финале ему не попалась изумительная команда Кондрашина и не случай с пресловутыми 3 секундами, которые решили исход встречи.
Роль Альбы исполнил Джон Сэвэдж – не совсем чужой нам актер. Дело в том, что в одном из американских фильмов Андрея Кончаловского, а именно – «Возлюбленные Марии» Джон сыграл главного героя. К тому же артист снялся в оскароносной ленте «Охотник на оленей», где изобразил Стивена Пушкова – человека со славянскими корнями.
Еще харизматичный мужчина снялся в таких кинофильмах и сериалах, как:

  • «Волосы»;
  • «Луковое поле»;
  • «Тонкая красная линия»;
  • «Темный ангел»;
  • «Твин Пикс».

Критика

Ещё до выхода фильма в прокат он вызвал резкую критику со стороны вдовы Владимира Кондрашина Евгении Кондрашиной и вдовы Александра Белова Александры Овчинниковой, а также сына Владимира Кондрашина Юрия. По их мнению, авторы фильма вторглись в их частную жизнь, включив информацию о ней в сценарий без их согласия. 19 апреля 2017 года мать и сын Кондрашины и Овчинникова подали на ООО «Студия ТриТэ» Никиты Михалкова в Пресненский районный суд города Москвы иск «о запрете распространения информации о частной жизни», в удовлетворении которого решением суда от 4 сентября 2017 года истцам было отказано (в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела ответчик внёс изменения в сценарий с учётом обстоятельств, изложенных в исковом заявлении).

10 января 2018 года, в интервью медиахолдингу «РБК», режиссёр «Движения вверх» Антон Мегердичев рассказал, что несколько раз общался с Кондрашиной и Овчинниковой и после беседы с ними у него было ощущение, что они поняли друг друга, но, в то же время, у него сложилось впечатление, что они «о чём-то договорились». Мегердичев также заявил, что относится к персонажам фильма с «таким уважением, какое только можно представить», а также сказал следующее: «Ни один человек, который делал „Движение вверх“, не ставил себе целью обидеть и оскорбить… А, наоборот, возвысить и сделать героев из команды, и они шли до последнего, чтобы найти какой-то контакт ».

25 января 2018 года Кондрашины и Овчинникова в интервью агентству «Росбалт» подтвердили, что встречались с создателями ленты. Однако, по словам Овчинниковой, родственники изначально отвечали им, что против утверждения данного сценария: «Слёзы? Эмоции? Они этого добились. Но исторической правды там нет никакой», — заявила Овчинникова.

30 мая 2018 года видеоблогер и обозреватель фильмов BadComedian (Евгений Баженов) выпустил обзор фильма. Баженов подверг критике фильм за несоответствие историческим фактам, раскритиковал актёрскую игру, использование кинематографических штампов и сценарий, обвинив картину в плагиате американского фильма «Мираж на льду» о победе хоккейной сборной США над СССР в 1980 году на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде. Обзор длиной в 138 минут (на 5 минут больше, чем сам фильм), набравший 24,3 млн просмотров (больше, чем посмотрело сам фильм), 802 тысяч лайков и 24 тысяч дизлайков (на 01.10.2020), заслужил благодарность Юрия Владимировича Кондрашина.

Судьба героев

Из всех игроков той сборной меньше всего повезло Александру Белову. В 26 лет он скончался от неизлечимой болезни сердца, но до этого переживал непростые времена отстранения от спорта.

После того победоносного матча Белова уличили в контрабанде икон, хотя выдвигали гипотезы о подрыве репутации и ослаблении команды за счет наговоров. В любом случае, был огромный скандал со всеми вытекающими – отстранение от участия в играх, лишение наград. Белова восстановили в 1978 году, но уже было поздно – болезнь подкосила буквально через пару дней после новости, и он уже не встал. С женой они прожили в браке всего год, детей не было.

Сергей Белов после ухода из большого спорта сделал успешную карьеру тренера, принося России награды и призовые места. Он скончался в 2013 году.

Из всей команды в живых сейчас Иван Едешко, Модестас Паулаускас и Анатолий Поливода. Последний в фильме не упоминается. Сейчас он живет на Украине.

А вот и видео с той знаковой игры.

На этом у нас все. Мы постарались рассказать про все исторические факты и вымысел в фильме, как было на самом деле, какой была судьба героев, где правда и мифы, и где реальная история. Как видите, несоответствия есть, и они существенные, но теперь вы знаете, на каких событиях основан фильм. Кстати, вы его уже смотрели? Что думаете?

Сюжет фильма «Движение вверх» (2017)

На Олимпиаде 1972 года в Мюнхене в финальном матче по баскетболе встретились сборные СССР и США. Более принципиального соперника для советских спортсменов быть не могло и, конечно же, явными фаворитами были американцы. Но в этот день впервые за 36 лет команда США была обыграна нашей сборной. Никто даже помыслить не мог о том, что это возможно — обыграть великолепных непогрешимых американцев на Олимпийских играх.

Для сборной СССР этот путь к финалу и победе оказался тяжелым, да и мало кто верил, что она даже дойдет до решающего матча. В финале команде пришлось столкнуться лицом к лицу с самыми заклятыми своими соперниками – они играли со сборной США. С самого начала они понимали, что одержать победу над этой командой практически невозможно. Но они не собирались падать духом и так просто отдавать эту победу. Бывают победы, которые навсегда меняют ход дальнейшей истории. И именно эта победа стала одной из таких. Это были легендарные для сборной СССР «три секунды», которые подарили им триумф.

Никто и представить себе не мог, что американцы будут повержены. Но советские баскетболисты смогли это сделать и навсегда вошли в историю. Они понимали, что если проиграют, это будет означать поражение страны, поэтому сделали все, чтобы не допустить этого. Тренер советской сборной проделал колоссальную работу, и он был уверен в своих игроках. Он собственноручно создал очень сильную команду, он с первых дней верил в своих игроков, и он сделал невозможное – он вывел команду на совершенно новый уровень. Он заставил весь мир восхититься этой командой и поверить в нее.

ГОМЕЛЬСКИЙ ПРОТИВ КОНДРАШИНА

Вдова Владимира Кондрашина тоже резко осудила фильм — слишком много художественных допущений в сценарии. К примеру, мелодраматический сюжет о том, что тренеру нужны были деньги на операцию для ребенка.

Но их сыну в 1972 году было уже 20 лет. Какой же это ребенок? Поэтому фамилии персонажей пришлось изменить. Так Кондрашин (герой Машкова) превратился в Гаранжина.

Александр Гомельский («папа») и Владимир Кондрашин («батюшка», Петрович) полтора десятилетия конкурировали друг с другом и на площадке, и в начальственных кабинетах за место главного тренера сборной СССР. Значительная часть советской творческой интеллигенции была на стороне Кондрашина.

Причины этого эстетического выбора опишет в 1971 году писатель Василий Аксенов в «Рассказе о баскетбольной команде, играющей в баскетбол»:

Кондрашин сменит Гомельского на посту главного тренера сборной СССР в 1970 году, после того как советская команда займет третье место на чемпионате мира в Любляне. Гомельский сменит Кондрашина, когда сборная СССР в 1976 году займет третье место на Олимпийских играх в Монреале.

Владимир Петрович умер в 1999 году, посмертно включен в Зал славы ФИБА.

Вступление

Осторожно, спойлеры. «Движение вверх» – это российский фильм, основанный на реальных событиях о том, как прошла знаменитая и в каком-то смысле роковая игра на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене между сборными СССР и США

В тот год Советский Союз не просто выиграл в баскетбол, а сделал это с триумфом, забив решающий бросок на последних трех секундах. Прямо как в кино

«Движение вверх» – это российский фильм, основанный на реальных событиях о том, как прошла знаменитая и в каком-то смысле роковая игра на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене между сборными СССР и США. В тот год Советский Союз не просто выиграл в баскетбол, а сделал это с триумфом, забив решающий бросок на последних трех секундах. Прямо как в кино.

Не мудрено, что эту историю использовали как основу для сюжета фильма. Создатели опирались на одноименную книгу Белова и в целом придерживались фактов, но слишком большие расхождения между правдой и вымыслом оказались настолько существенными, что это вылилось в скандал.

Все началось еще во время утверждения сценария – вдовы Кондрашина и Белова не могли смириться с тем, в каком свете выставили их мужей, но так и не добились ощутимых изменений сценария. По словам создателей, фильм получился бы плохим. Дошло до того, что вдовы решили судиться с киностудией Михалкова за клевету.

Авторы фильма настаивают, что имеют право на художественные отступления, в конце концов, это же не хроника. Но нам все же стало интересно, что из представленного в фильме является правдой, а что вымыслом.

Несоответствия реальности

  • Показанный стиль игры «осовременен»; он разительно отличается от того, как реально играли в 1972 году. Броски из-под ноги, «гвозди» сверху, сломанные щиты и многое другое появилось гораздо позже. В NCAA эти приёмы вообще были запрещены до 1976 года.
  • Тренер в фильме носит фамилию Гаранжин, а не Кондрашин. Это связано с тем, что сценаристы не нашли взаимопонимания со вдовой тренера Владимира Кондрашина, которая имела свой взгляд на его личность. Также его сын в 1972 году был уже совершеннолетним и так и не выздоровел.
  • Модестас Паулаускас никогда не был антисоветчиком и не готовился бежать из СССР; до последнего времени он тренировал школьников в Калининградской области.
  • Проблемы со здоровьем у Александра Белова начались только в 1976 году.
  • В воспоминаниях баскетболистов нет упоминания об игре в Гарлеме с местными жителями.
  • Прямой трансляции матча сборной СССР с США в Советском Союзе не было.
  • По сюжету фильма Алжан Жармухамедов, страдающий близорукостью, узнаёт о существовании контактных линз на выездной тренировке в США (новейшая разработка, которой якобы ещё нет в СССР). В действительности, первые контактные линзы появились в СССР ещё в 1927 году. По словам самого Жармухамедова, в мюнхенском финале он играл ещё без линз, а носить их начал позже.
  • До 1972 года Сборная США действительно ни разу не проигрывала на Олимпиадах, однако на чемпионатах мира и годов советские баскетболисты под руководством Александра Гомельского дважды побеждали сборную США.

О фильме

В основу фильма частично легла автобиографическая книга советского баскетболиста Сергея Белова «Движение вверх» (2011), посвящённая 30-летию летней Олимпиады 1980 года в Москве.

В картине также затронута трагедия, произошедшая с 5 по 6 сентября 1972 года на Олимпиаде в Мюнхене, когда палестинскими террористами были расстреляны 11 членов олимпийской сборной Израиля, когда обстановка в городе была накалена до предела, что наложило отпечаток на атмосферу Олимпиады. После трёхдневной неопределённости в связи с терактом существовал риск прекращения XX летних Олимпийских игр и отмены ещё не завершившихся соревнований, что для рвавшихся к победе и осознававших собственную силу спортсменов стало бы страшным разочарованием. Несмотря на возобновление стартов, настроение у всех было подавленным, а напряжение вокруг финальной игры — крайне высоким.

Григорий Моисеев – помощник Гаранжина (Андрей Смоляков)

Прототипом Моисеева стал помощник Кондрашина – Сергей Башкин. Его имя и фамилию также было решено изменить, как и в случае с персонажем главного тренера. Эту роль постановщику доверили еще одному «мастодонту» нового российского кино – Андрею Смолякову.
Моисеев – правая рука Гаранжина, они всегда работают вместе и поддерживают друг друга в трудную минуту. Мужик с твердым характером и ясным умом. Дорожит дружбой и чистыми отношениями, но однажды смалодушничал и едва не поссорился с Владимиром.
Андрей Смоляков, также, как и Машков, воспитанник Табакова. В кино начал сниматься еще в середине 70-х. Разноплановый актер. Одинаково убедительно играет как положительных героев, так и отпетых негодяев. В последние годы артиста часто приглашают на съемки серьезных сериалов. Особенно удалась ему роль следователя Черкасова – героя нескольких детективных постановок. Вот некоторые заметные фильмы и сериалы, в которых сыграл Андрей:

  • «День рождения Буржуя»;
  • «Дети Арбата»;
  • «Штрафбат»;
  • «Побег»;
  • «Высоцкий. Спасибо, что живой»;
  • «Сталинград»;
  • «Звезда»;
  • «Родина»;
  • «Викинг».

НЕ АНТИСОВЕТЧИК

Еще одна линия фильма — антисоветский настрой Модестаса Паулаускаса. Он был капитаном сборной СССР в 1969-1974 годах, то есть лицом команды.

Когда в 1976 году Паулаускас заканчивал карьеру, ему устроили прощальный матч, половину которого он провел в форме «Жальгириса», а вторую — в форме сборной СССР.  Так что вопрос о благонадежности капитана никогда не стоял. Да и сейчас, с 2005 года, он два раза в неделю тренирует школьников в Краснознаменске (Калининградская область).

По словам Паулаускаса, «в Шакяе в спортшколе я веду несколько групп. А сюда, в Краснознаменск, меня гонит ностальгия по моей советской юности. Я хочу слышать русскую речь и помогать ребятам».

…Можно долго говорить о «Движении вверх». Но лучше посмотреть самим. И есть статистика: просмотры страниц в Википедии по запросу «финал баскетбольного турнира Олимпийских игр — 1972» за последний месяц выросли в 38 раз. То есть молодежь заинтересовалась темой, о которой раньше даже не слышала.

Та теплота, с которой показаны все игроки великой сборной со всеми индивидуальными переживаниями и рефлексией, заставляет сопереживать им каждую секунду. В этом фильме столько тепла, любви и драматизма, что сложно сдержать эмоции.

Но фильм не только о великих советских игроках. Что отличает нас от тех парней, в которых никто, кроме тренера, не верил? Сегодня ситуация в спорте, к сожалению, похожая — у нас тоже есть чиновники, думающие вместо спорта о своих интересах, и среди нас по-прежнему живут великие спортсмены и великие тренеры, которых невозможно сломить. Эти несгибаемые люди всеми силами будут доказывать на Олимпиаде в Пхенчхане, что мы способны победить даже там, где в нас не верят даже свои.

Материал подготовил

Степан Строев.

Фото «РИА Новости»,

Сюжет

1970 год. У мужской сборной СССР по баскетболу меняется главный тренер. Новый наставник Владимир Гаранжин, до этого возглавлявший ленинградский «Спартак», ставит условие обновления команды. В команде не должен преобладать ЦСКА, но будут представлены игроки из других спортивных клубов республик СССР. Первый большой старт — чемпионат Европы 1971 года — проходит успешно. Однако Гаранжин вынашивает более амбициозные планы: он сообщает на пресс-конференции, что на предстоящих Олимпийских играх в Мюнхене собирается обыграть сборную США. Заявления тренера пугают спортивных чиновников, для которых главное — достойно выступить на крупнейших соревнованиях в год пятидесятилетия СССР и сохранить свои посты.

Гаранжин начинает тренировки по новой методике, он изменяет подход к физической подготовке. Однако главное для него — он должен вдохновить команду и убедить подопечных в том, что они смогут обыграть непобедимых до того момента американцев. Гаранжин добивается большего количества товарищеских матчей за рубежом.

Между тем внутри самой сборной СССР много проблем. Во время прохождения таможни часть игроков поймана при попытке провезти контрабанду; в Спорткомитете намекают, что в случае проигрыша делу может быть дан ход. Капитан сборной литовец Модестас Паулаускас постоянно разлагает коллектив антисоветскими разговорами, а во время серии товарищеских матчей в США Александр Белов падает после игры на пол от непонятного приступа. Ему предписана длительная госпитализация, и его участие в сборной становится под вопросом. Самому Гаранжину необходимо провести операцию своему прикованному к инвалидной коляске сыну Шурке, которую не делают в СССР. Несмотря на это, Гаранжин продолжает тренировки, настраивая игроков только на победу.

Начинаются Олимпийские игры в Мюнхене. Сборные СССР и США уверенно двигаются к финалу. 4 сентября в Мюнхене происходит теракт. После перерыва и траура проведение спортивных состязаний продолжается. Чиновники обсуждают возможность отказаться от дальнейших игр, но Председатель федерации баскетбола СССР решает, что сборной необходимо играть дальше. В ночь с 9 на 10 сентября страна у телевизоров наблюдает финал баскетбольного турнира.

В начале игры советские баскетболисты добиваются преимущества: они постоянно ведут до 10 очков. Ближе к концовке подопечные Генри Айба собираются и берут противника в жёсткий прессинг. Игроки сборной СССР начинают нервничать и ошибаться. За 6 секунд до сирены, когда советские баскетболисты ведут с разницей в одно очко, Александр Белов отдаёт пас, который перехватывает противник. Зураб Саканделидзе вынужден сфолить. Игрок сборной США Дуглас Коллинз успешно пробивает оба штрафных броска, и американцы впервые ведут в счёте. За три секунды до конца наступает драматическая развязка. Мяч введён и звучит сирена. Казалось, матч проигран, американцы начинают праздновать успех, но Моисеев замечает проблему с таймером, на котором вместо трёх секунд осталась одна, а затем таймер вообще показывает некорректную информацию. Порядок восстанавливается, и мяч возвращается сборной СССР. Пасом через всю площадку Иван Едешко передаёт мяч Александру Белову, и тот забрасывает его в корзину. Победа сборной СССР со счетом 51:50.

В раздевалке, ожидая решения судей, все игроки сборной СССР отдают свои премиальные за финал Гаранжину на операцию сыну.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации