Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 1

Человек-амфибия (фильм, 1961)

Театр

Артист не скрывает, что любит театр намного больше, чем кино. Ведь здесь зрители рядом, а любому актеру необходимо постоянно доказывать, что он может достичь намного большего, чем от него ожидают.

В 1961 году, после окончания института, Владимир Коренев сумел поступить в труппу Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (позднее «Электротеатр “Станиславский”»). Нищий Филч в «Трехгрошовой опере» Бертольта Брехта и Кирпатый в «Днях Турбиных» Михаила Булгакова — его первые роли. Одной из лучших работ артиста становится Робин Гуд в одноименном спектакле, поставленном Екатериной Еланской в 1968 году.

За плечами знаменитости — десятки ролей в родном театре. Он играл в постановках «Собачье сердце», «Таланты и поклонники», «Коварство и любовь», «Мещанин-дворянин» и других. Коренев и сегодня выходит на сцену наравне с молодыми актерами, а также работает без второго состава.

Владимир Коренев и его жена Алла Константинова

В 2011 году он поставил спектакль «Опасные связи» Шодерло де Лакло на сцене Архангельского театра драмы имени М. Ломоносова.

До 2015 года Владимир Коренев занимался преподавательской деятельностью, заведовал кафедрой актерского мастерства на основанном им факультете театрального искусства Института гуманитарного образования и информационных технологий. Ставя со студентами дипломные спектакли, он реализовался и как режиссер.

В 2015 и 2016 годах артист появился в новых постановках «Электротеатра “Станиславский”». Этими спектаклями стали «Перед заходом солнца» и «Синяя птица».

Финал как начало

В судьбах людей ничего не изменилось. Сальватор продолжил свои научные изыскания, Зурита не бросил добывать жемчуг, Гуттиэре создала семью с хорошим человеком. Несчастны лишь Ихтиандр и его новый отец – Бальтазар, который после того, как сын навсегда покинул берега Аргентины, практически сошел с ума.

«Человек-рыба» же, посланный ученым за океан к своему другу, вряд ли там обретет долгожданное счастье. Как сказал Сальватор, он будет служить науке, и в этом его призвание. Личной жизни, человеческой, у Ихтиандра не будет никогда.

Сальватор, представитель науки, безжалостно вторгся в судьбу своего подопечного. Ради научных достижений он просто растоптал будущее Ихтиандра, запрятал его за стены одиночества, навсегда оставил его в мире рыб, отдалил от нормальной жизни.

Думается, муки совести ученый не испытывал, потому как считал, что создание Ихтиандра послужит на благо людей в будущем.

В ролях

  • Владимир Коренев — Ихтиандр (роль озвучил Юрий Родионов)
  • Анастасия Вертинская — Гуттиэре (роль озвучила Нина Гуляева)
  • Михаил Козаков — Педро Зурита, жених Гуттиэре
  • Николай Симонов — доктор Сальватор, отец Ихтиандра
  • Анатолий Смиранин — старик Бальтазар, отец Гуттиэре
  • Владлен Давыдов — журналист Ольсен

В эпизодах

  • Альберт Антонян — Кристо, ловец жемчуга
  • Нина Большакова — кафешантанная певичка
  • Александр Захаров — полицейский
  • Владимир Кудряшов — исполнитель танца
  • Николай Кузьмин — матрос
  • Михаил Медведев — боцман
  • Юрий Медведев — торговец рыбой
  • Анна Никритина — мать Зуриты
  • Ирина Орлик — исполнительница танца
  • Георгий Тусузов — эпизод
  • А. Шагинян — Санчо, парень на танцах
  • Станислав Чекан — Карлос, охранник тюрьмы (в титрах не указан)
  • Сергей Боярский — начальник охраны тюрьмы (в титрах не указан)
  • Анатолий Столбов — охранник тюрьмы (в титрах не указан)
  • Тито Ромалио-младший — мальчик-разносчик газет (в титрах не указан)

Сюжет

Рыбаки и ловцы жемчуга Буэнос-Айреса напуганы — в море появился таинственный «морской дьявол». Однако хладнокровный делец — владелец артели ловцов жемчуга Педро Зурита — решает поймать загадочное существо и приспособить его к делу. Он начинает патрулировать залив в надежде выследить «дьявола». Двоякодышащий человек с лёгкими и жабрами акулы — это юноша по имени Ихтиандр — результат смелых экспериментов доктора Сальватора с пересадкой органов. Ихтиандр слабо знаком с людьми и цивилизацией — он вырос в доме отца и в море, его друзья — дельфины.

Как-то раз Ихтиандр увидел выпавшую за борт и тонущую девушку и спас её от гибели. Эта мимолётная встреча изменяет жизнь юноши. Он впервые выходит в город и находит там очаровательную Гуттиэре, которая и не знает, кто её настоящий спаситель. Между молодыми людьми возникают чувства. Однако отец девушки, Бальтазар, настаивает на том, чтобы она вышла замуж по расчёту за Зуриту (которого девушка и считает своим спасителем). Гуттиэре сопротивляется, но, наконец, сдаётся, полагая, что Ихтиандр, на её глазах бросившийся в море, утонул, а её настоящий спаситель — Зурита.

После нескольких попыток Зурита, наконец, смог поймать «морского дьявола». Сальватор вытаскивает сына из лап Зуриты, но тот обвиняет доктора в нападении на его корабль. Доктора и Ихтиандра арестовывают и заключают в тюрьму. Однако друг Сальватора, влюблённый в Гуттиэре журналист Ольсен, помогает юноше бежать. Свободна теперь и Гуттиэре — её отец, болея душой за глубоко несчастную в браке с Зуритой дочь, в порыве ярости закалывает дельца. Но им не суждено обрести счастье: из-за того, что Ихтиандр в тюрьме слишком долго пребывал в бочке с водой, здоровье его ухудшилось, и теперь он уже не сможет покидать море.

Творческий путь Владимира Коренева

Интерес к актёрскому мастерству появился у Владимира Коренева ещё в школьном возрасте. Окончательно определиться с выбором будущей профессии юноше помогли занятия в драматическом кружке. После окончания школы он без сомнений отправился поступать в Институт театрального искусства, а уже спустя пару лет ему доверили сыграть малозаметную роль в художественном фильме «Жизнь прошла мимо».

Обучаясь на последнем курсе ВУЗа, Владимир узнал о проведении кастинга на ведущую роль в предстоящую картину «Человек-амфибия». Создатели ленты хотели взять в проект никому не известного актёра, поэтому решили выбирать среди студентов театральных институтов.

Фото: Instagram/serzhvaliev

Режиссёра фильма Владимир сумел покорить своими актёрскими способностями, поэтому талантливого студента и утвердили на роль.

После премьеры «Человека-амфибии» Коренев проснулся настоящей звездой. Ихтиандр был признан самым романтическим образом 60-х годов, что привело к моде на длинные волосы у мужчин и белые костюмы.

В Коренева влюбились все советские женщины, хотя критики встретили фильм довольно скептически. Картину просмотрело больше 60-ти миллионов советских граждан, что стало настоящим прорывом для начинающего актёра.

Получив громкую славу и популярность, Владимир Коренев не растерялся, а продолжил упорно работать. Сразу после окончания ГИТИСа он стал участником труппы Театра им. Станиславского, где продолжает работать по сегодняшний день.

Судьба Владимира Коренева. Земная любовь Ихтиандра

«Я люблю тебя и буду ждать всю жизнь», – письма с такими словами молодой Владимир Коренев получал мешками. Роль Ихтиандра в легендарном фильме «Человек-амфибия» сделала актера мечтой миллионов девушек. Сам Коренев вспоминает, что весь подъезд дома, где он жил, был исписан любовными признаниями. По этой причине ему не раз приходилось делать ремонт за свой счет. Каково же тогда было его жене Алефтине? Ведь на съемки картины «Человек-амфибия» ее муж уехал неизвестным актером, а вернулся кумиром всех женщин Советского Союза.

Детство актера прошло в Севастополе. Его папа был контр-адмиралом. «Отец воевал всю войну в Севастополе: шестнадцать осколочных ранений, три пулевых, две контузии. Он настоящий мужик!» – рассказал Владимир Коренев Борису Корчевникову. Однажды пятилетнего мальчика чуть не похитили: бездетная гречанка дала ему большую конфету и увела на корабль (по распоряжению Сталина всех местных греков отправляли в Грецию). Тогда отец поднял скандал, и ребенка нашли на готовом к отплытию судне. Позже семья перебралась в Таллин.

Фантастическое произведение Александра Беляева маленькому Володе ночью читал слепой дядя, приезжавший к ним из Читы. Толстый том был написан шрифтом Брайля. «В темноте он руками читал мне этот полный света, полный воздуха, с запахом морских волн роман. Есть какая-то предопределенность в наших судьбах», – уверен Коренев. В школе мальчик посещал драмкружок, где вместе с ним занимались Лариса Лужина, Игорь Ясулович, Виталий Коняев. Ребятам давали возможность играть на профессиональной сцене: в выходные они выступали в Русском драматическом театре. Сейчас Владимир Борисович говорит, что актерская профессия для него – это удовольствие и огромная радость.

С Алефтиной Константиновой Коренев познакомился в ГИТИСЕ. «Она была этакой тургеневской барышней. Это особое чудо – русская провинция, которая и воспитывает таких, как моя жена, – отметил Владимир Борисович. – Предложение мне сделала Алефтина. Она правильно сообразила, что меня надо женить». Начинающего актера взяли в Московский драматический театр имени Станиславского, там молодые и жили в декорационном сарайчике. Актер вспоминает, что трудился тогда очень много, ведь ему нужно было содержать жену и маленькую дочь.

«За ним бегали толпы. Ревновала я его безумно первое время. Не находила себе места. Только повернусь, а его уже увела за собой какая-нибудь Светка. Мне снились кошмары», – рассказала Алефтина Константинова в студии «Судьбы человека».

Картина «Человек-амфибия» сразу стала настоящим хитом, а Коренева с его бездонными голубыми глазами признали самым статным и красивым актером 60-х. А о том, что у него роман с Анастасией Вертинской, сыгравшей в экранизации романа Александра Беляева его возлюбленную, не судачил только ленивый. В какой-то момент слухи дошли и до Алефтины, которая тут же отправилась на съемки в Баку и устроила там настоящий скандал.

Долгое время Владимир Коренев оставался для всех романтичным Ихтиандром. «Я очень много снимался, я играл только характерные, отрицательные, комедийные роли: всяких стариков, злодеев и так далее. Больше я таких ролей специально играть не стал. Отказывался», – признался Владимир Борисович. Сегодня зрители знают его по ролям в таких фильмах, как «Десантный батя», «Последняя исповедь», «Если ты не со мной»… Но главным для актера остается работа в родном театре, в котором он служит уже больше 50 лет.

Ни оглушительная слава, в одночасье свалившаяся на Коренева, ни толпы поклонниц, ни ревность жены не смогли разрушить его семью. В отличие от многих актеров, чьи браки быстро распадались, Коренев считает, что ранняя женитьба спасла его от многих глупостей. И за то, что он сейчас имеет, актер благодарит свою супругу, с которой они вместе уже почти 60 лет. А еще народный артист признается, что за свою долгую жизнь он понял, что любовь – это вечный страх потерять ту, без которой он даже не может представить себе свою судьбу.

История и образ

Книга «Человек-амфибия» написана в 1927 году Александром Беляевым. Талантливый писатель был прикован к кровати из-за спондилита позвоночного столба. Диагноз не позволял литератору вести нормальный образ жизни и вынуждал заниматься любимым делом в лежачем положении.

Александр Беляев

Беляев написал множество произведений, среди которых романы, повести и рассказы. Фантастика как жанр стала отдушиной для писателя, а идеи, предложенные им в повествованиях, позднее использовались в научных исследованиях. Беляев погиб в 1942 году, оставив богатое наследие.

Роман «Человек-амфибия» обрел популярность при жизни автора. Он повествовал о приключениях необычного существа Ихтиандра и его возлюбленной, чей союз сломили стечение обстоятельств и жизненные перипетии. Книга включена для изучения в школьную программу, так как пропагандирует высокие моральные основы. Действие происходит в Буэнос-Айресе.

Роман «Человек-амфибия»

Сюжет строится вокруг юноши, который мог умереть из-за страшного заболевания, но был спасен профессором Сальваторе. Ученый решил, что проведенная операция спасет молодому человеку жизнь, и пересадил пациенту акульи жабры. Ихтиандр мог дышать под водой, дружил с подводными обитателями и получал удовольствие от времяпровождения в недрах океана.

Со временем рыбаки, заметившие странные происшествия (пропажу улова, необычные звуки), решили, что в заливе обитает «морской дьявол». Это прозвище закрепилось за юношей. Единственным человеком, не побоявшимся сверхсущества, стал Педро Зурита, капитан судна «Медуза». Он вместе с индейцем Бальтазаром решил изловить Ихтиандра и заставить добывать жемчуг с морского дна.

Ихтиандр и Сальваторе

Старания мужчин ни к чему не привели. Но однажды герой спас тонущую девушку, которая оказалась дочерью Бальтазара. Гуттиэре прочили брак с капитаном судна. Ее отец, узнав, что между девушкой и Ихтиандром возникли чувства, способствует ее отъезду. Возлюбленная Ихтиандра выходит замуж за капитана «Медузы».

Над Сальваторе и Ихтиандром вершат правосудие. Юноша пойман и заточен в тюрьму, а профессора осуждают за покушение на божественные полномочия, так как, создав необычное существо, он приблизил себя к Всевышнему. Осуждение окружающих приводит к тому, что Ихтиандра едва не отравили цианистым калием.

Ихтиандр и Гуттиэре

Его случайно удалось спасти, но организм юноши претерпел непоправимые изменения. Теперь нахождение на суше было смертельным. Герой уплывает к приятелю профессора Сальваторе на остров Туамоту, где обретает свободу.

Главная коллизия романа заключается в развязке. Тайна происхождения Ихтиандра раскрывается: становится понятно, что он – сын Бальтазара. Мать юноши умерла в родах, и младенца подкинули Сальваторе в надежде на спасение. Профессор оставил мальчика при себе, уверив всех, что лечение не помогло. Узнав правду, старик Бальтазар сходит с ума и тщетно взывает к волнам Тихого океана.

Ихтиандр

Ихтиандр – главный герой романа, добрый и умный молодой человек, помогающий нуждающимся. Писатель представил героя в образе своеобразного Робин Гуда, который грабил богатых ради утоления нужд бедных. Ихтиандр разрывает сети успешных рыбаков, раздавая их улов неимущим покорителям морских вод. Это романтический персонаж, способный на подвиги.

Храбрый, волевой и искренний юноша испытывает горячие чувства, не омраченные тяготами существования. Он верит людям. Наивность и чистота, граничащие с инфантильностью, делают Ихтиандра идеальным персонажем для кинематографа. Он бежит от ненависти и злости окружающего мира туда, где можно обрести свободу. Отвергнутый миром, в котором родился, юноша находит приют в морских водах.

Критика

Критики обвиняли создателей в том, что это не искусство, а «третьесортный жанр», что недопустимо «портить высокий вкус советского зрителя жанром приключенческого фильма». Нападки поутихли лишь года через три, когда фильм посмотрели более 100 миллионов зрителей.

«Литературная газета» окрестила экранного Ихтиандра «Тарзаном с жабрами»: «Ихтиандр? Какой там Ихтиандр! Тарзан с жабрами!». Критик А. Зоркий также писал: «Вместо живой стихии океана, повелителем и пленником которой был Ихтиандр, — этакая немыслимая красота моря, где плавают Ихтиандр и Гуттиэре, облачённые в эффектные костюмы, напоминающие серебряные обертки от шоколадных конфет. Что ж, и игра актёров гармонирует вполне сему пёстрому зрелищу. Нельзя без иронии глядеть на М. Козакова (Педро Зурита), мрачно играющего нечто предельно отрицательное и в высшей степени не существующее на земле, на Вл. Давыдова (Ольсен), которому приходится воплощать загадочный образ гонимого журналиста. Нельзя без сожаления глядеть на А. Вертинскую, которая не сумела стать ни гриновской Ассолью („Алые паруса“), ни беляевской Гуттиэре».

Литературовед и критик Станислав Рассадин обвинял фильм в «красивости» до приторности. Рассадин начал статью такими словами: «Об этом фильме можно было бы написать даже фельетон — слишком много в нем довольно элементарных накладок и самых незамысловатых банальностей. Но писать фельетон не хочется: фильм нравится зрителям. И даже будит чувства добрые».
«Подводные съёмки и вправду безупречны, — писал он, — и, наверное, это будет иметь большое значение для развития кинематографа, в особенности для приключенческих фильмов». «Но фальшь всего образного строя фильма, его легковеснейшая красивость настраивают на несерьёзное восприятие всего, что делается на экране, — даже того, за чем стоит следить, чем стоит восхищаться. Всё-таки даже самых замечательных технических новшеств мало для того, чтобы создать художественное произведение» — заключал критик.

Известный литературовед и критик Борис Галанов написал разгромный отзыв о фильме: «Успех вполне ремесленнического фильма „Человек-амфибия“, фильма, в котором нет ни настоящей красоты, ни хорошего вкуса, зато есть масса красивости и безвкусицы, вызывает не только огорчение и досаду. Успех этот заставляет призадуматься о судьбах жанра».

Критика фильма продолжалась и в последующие годы. Специализировавшийся на научной фантастике критик Всеволод Ревич написал, что политические идеи фильма «сведены к удручающей прямолинейности, художественные — к мелодраматическому любовному треугольнику и безвкусным, тарзаньим прогулкам Ихтиандра по крышам».

Киновед Олег Ковалов обратил внимание на то, что самую знаменитую «разносную» статью о фильме написал не догматик, а яркий «шестидесятник» и автор самого этого термина Станислав Рассадин. Его претензии он счёл чисто эстетическими: «Это вполне понятно: глаз человека 1960-х, адаптированный к эстетике неореализма и разнообразных „новых волн“ с их культом натуральных и неприглаженных фактур, невероятно раздражала сама условная эстетика ловко и увлекательно сделанной, к тому же — внешне эффектной вещи

Это казалось не просто дурновкусием, а стратегически опасным отступлением от жизненной правды…».

Несмотря на то, что советское кинематографическое руководство отнеслось к фильму с большим скепсисом (это была вторая полнометражная картина в кино молодого режиссёра Чеботарёва), картину ждал прокатный успех и долгая зрительская память. Немало способствовала успеху фильма и новаторская для советских зрителей того времени электронная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

«В структуре этого фильма, — считал О. Ковалов, — возможно, и бессознательно — закодировано образное высказывание о том, что такое глубоко „лабораторное“ создание, как советский человек, просто обречено, как рыба без воды, задыхаться в стихиях свободного мира».

Киновед и кинокритик А. В. Фёдоров написал, что успеху фильма помогли «не только уникальные для своего времени подводные съёмки и обаятельный дуэт В. Коренева и А. Вертинской», но и то, что он стал символом эпохи «оттепели».

А. В. Фёдоров дал также следующую оценку фильму:

В книге «Великие советские фильмы» (2011) картина отмечена как «единственная среди беляевских экранизаций несомненная удача в художественном и постановочном отношении».

«Человек-амфибия»

Наибольшую популярность и известность актеру, конечно же, принесла главная роль, сыгранная в этой советской фантастической кинокартине 1962 года. Его героя считали самым романтическим персонажем шестидесятых годов. В Ихтиандра влюблялись советские женщины самых разных возрастов. Вот как раз после выхода на экраны «Человека-амфибии» Коренев и стал очень популярным. И у самого актера о съемках остались только положительные воспоминания, настолько привлекли его таинственный подводный мир и его умиротворяющая тишина.

Кстати, многие ошибочно считают, что роль Ихтиандра – первая роль Владимира. Это не так. Первая его роль – это работа в фильме под названием «Жизнь прошла мимо». «Человека-амфибию» снимали лишь три года спустя. Картину посмотрели 65 миллионов телезрителей! Это был грандиозный успех! Стоит отметить, что кинокритики киноленту не оценили. Они утверждали, что фильм ожидает забвение в ближайшее время. Однако они ошибались. Да и отзывы их на мнение зрителей повлиять не могли.

Видео акулы под группой серфингистов, которые не сразу ее увидели

И мотивация, и словарный запас расширяется: почему детям должен читать папа

Посадка в плохо дренированную почву: ошибки при уходе за гортензиями в саду

Женщины после выхода фильма на экран пытались найти молодых людей, похожих на Ихтиандра внешне. А мужчины носили женские стрижки и белые костюмы.

А вот то, что съемки в этой картине для Коренева стали прорывом, – это факт. «Человек-амфибия» имел колоссальный успех. Многие современные кинокритики утверждают, что этот фильм положил начало новой эпохе в советском кинематографе. Популярность актера на тот момент настолько возросла, что возвратиться к привычной для него жизни артиста театра ему было крайне непросто.

Адаптация

Главной страстью Владимира Борисовича всегда оставался театр, где он мог играть характерных персонажей. Актёр жаловался, что некоторые кинорежиссёры считали его внешность неподходящей для социальных драм о жизни рабочих, колхозников и милиционеров. После распада Советского Союза Коренев на время и вовсе прекратил сниматься: как и многие артисты «старой закалки», он был недоволен теми сценариями, что предлагала киноиндустрия новой России. И всё же в начале нового тысячелетия Владимир стал появляться на телеэкранах.

Владимир Коренев в фильме «Оружие Зевса». Кадр из фильма

— Я дожил до таких времён, когда стало много халтуры, изготовленной на продажу. А я не могу обманывать себя, в моём возрасте трудно очаровываться чем-то средним, посредственным, я всё вижу, как сделано, — жаловался актёр в интервью порталу «Собеседник». — Но при этом я однажды для себя решил вопрос о съёмках в сериалах. Сначала, как и многие актёры моего поколения, отказывался, а потом понял, что зря. Зачем ложиться на рельсы прогресса? Если сериалы существуют, значит, они нужны людям.

Владимир Коренев в сериале «Слепой». Кадр из сериала

До середины текущего десятилетия Коренев совмещал съёмки в сериалах с преподаванием актёрского мастерства в Институте гуманитарного образования, но после 2015 года знаменитого актёра можно увидеть только на сцене Электротеатра «Станиславский».

Владимир Коренев в сериале «Алхимик. Эликсир Фауста». Кадр из сериала

В этом же театре играет и его дочь, актриса Ирина Коренева.

Ирина Коренева в сериале «Слепой». Кадр из сериала

Экранизации

Роман «Человек-амфибия» впервые экранизирован в 1961 году. Режиссеры Владимир Чеботарев и Геннадий Казанский сохранили лейтмотив литературной основы, но представили собственную интерпретацию. Фильм описывает существование получеловека-полурыбы в прибрежных водах латиноамериканской страны.

Владимир Коренев в роли Ихтиандра

Ключевой сценой является ссора капитана шхуны Педро Зуриты с невестой Гуттиэре. Девушка в порыве эмоций бросилась в воду и столкнулась лицом к лицу с акулой. От опасного хищника ее спас «морской дьявол» – Ихтиандр. Юноша доставил Гуттиэре на берег, а его заслуги присвоил себе Зурита.

История Ихтиандра становится достоянием общественности из-за статьи журналиста, которому доверился профессор Сальваторе. Прогуливавшийся по городу молодой человек, в чье существование не верил Зурита, был пойман. Проклинавшие его рыбаки требовали расправы. Киноистория имеет тот же финал, что и книга.

Поцелуй Ихтиандра и Гуттиэре

Главную роль сыграл Владимир Коренев, актер, чьи небесно голубые глаза приковывали к экрану тысячи зрительниц. В образе Гуриэтте выступила Анастасия Вертинская. Поцелуй молодых людей считается самым романтичным эпизодом картины. Семнадцатилетняя актриса была первой женщиной в Советском Союзе, появившейся в кадре почти обнаженной. Ее тело прикрывал полупрозрачный купальник, выглядевший чересчур эротично для консервативного советского кинематографа.

Экранный образ Ихтиандра был тщательно продуман. В фильме костюм героя украшен маленькими чешуйками из кинопленки, а основой служила ткань для плотных дамских чулок. Всего изготовили 4 костюма, на которые ушло 10 000 чешуек. Детали вручную нашивали на одежду персонажа.

Саид Дашук-Нигматулин в роли Ихтиандра

В 2004 году снята вторая одноименная лента. Идею о вечном одиночестве на киноэкране воплотил режиссер Александр Атанесян. В главной роли снялся Саид Дашук-Нигматулин. Фильму не удалось превзойти успех первой ленты, его крайне редко транслируют по телевидению.

Не идеально, но подходяще

Однако для команды съемщиков фантастической киноленты Крым был только меньшим из возможных зол. Действия романа А. Беляева происходят где-то в Латинской Америке, изначально и снимать предполагалось в Саргассовом море – оно прозрачно и богато насыщенной жизнью. Но на зарубежный вояж не дали денег.

В результате на роль Карибского моря «пробовались» Черное и Каспийское. Вода Каспия оказалась слишком мутной. В Крыму прозрачность тоже оставляла желать лучшего, но все же ситуация была более благоприятной. Пройдя же вдоль побережья Тавриды на фелюге, режиссер и оператор нашли несколько мест с подходящими видами. Зато Черное море относительно бедно рыбой и вообще жизнью. Кинематографистам пришлось идти на всевозможные ухищрения – надевать на камеру аквариумы-раструбы с рыбой и даже самостоятельно высаживать водоросли (кино вышло в 1961 году, компьютерная графика в то время была фантастикой похлеще человека-амфибии).

В результате художественный приключенческий фильм, холодно встреченный критикой, в 1962 г. выступил лидером советского проката, затем даже был удостоен наград международных фестивалей, а подводные съемки в нем давно считаются шедевром и классикой жанра.

Личная жизнь

Владимир Коренев прошел испытание славой. Он всю жизнь прожил с одной женщиной.

Будущую супругу Аллу Константинову он встретил в студенческой молодости, когда та училась на 3-м курсе. Владимир изначально не произвел сильного впечатления на нее, потому что на мужскую внешность девушка никогда не обращала внимания, хотя на юношу заглядывался весь институт. При росте 188 см вес молодого человека не превышал средних значений. Вскоре Аля увидела, насколько студент умен и интересен: его знания энциклопедические, он увлекательно рассказывал и не менее увлекательно писал.

Владимир Коренев и его дочь Ирина Коренева

2 апреля 1961 года Алла стала женой Владимира. Интересно, что предложение жениху сделала девушка, но, по словам Коренева, он был к этому шагу внутренне готов. После церемонии бракосочетания она отправилась на работу в театр, а Коренев — во ВГИК, его курс уезжал на съемки в Финляндию. На личную жизнь занятость артистов не повлияла, они сумели сохранить чувства.

Дочь Ирина Коренева пошла по стопам родителей и стала актрисой. Сейчас Алла, Ирина и Владимир Кореневы работают в одном театре и неразлучны ни дома, ни на работе.

Знаменитая актриса Маргарита Назарова, которая сыграла буфетчицу Марину в комедии «Полосатый рейс», могла стать избранницей Владимира Коренева, но этого не случилось, а непродолжительный роман быстро завершился.

История персонажа

В древних мифах и легендах многократно встречаются описания существ, ставших симбиозом человека и рыбы. Мечты человечества о возможности передвигаться по суше и так же ловко существовать под водой повлекли возникновение фантастических историй

Подводный мир, привлекавший внимание таинственностью и неизведанностью, стал местом, где обитали вымышленные существа

Ихтиандр

В числе героев небылиц и сказок оказались славянские русалки, арабские «жители моря», древнегреческие тритоны и сирены, кельтские селки (люди-тюлени). Ихтиандр – плод воображения, желающего представить миру существо, беспрепятственно покоряющее водное пространство.

«Человек-амфибия»

В кино успех и популярность принесла Владимиру Кореневу главная роль в картине «Человек-амфибия» (1962), а его персонаж был признан главным романтическим образом 1960-х годов. Миллионы женщин влюбились в глаза героя фильма, которые завораживали с первых минут просмотра киноленты.

Зрители полюбили артиста после фильма «Человек-амфибия», в котором он сыграл Ихтиандра. У него от участия в съемках культовой картины остались только приятные воспоминания: парень с удивлением открыл для себя диковинный подводный мир, а также его умиротворяющую тишину.

Владимир Коренев в роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия»

«Человек-амфибия» далеко не первый фильм актера. Впервые на экране он дебютировал в драме «Жизнь прошла мимо» в 1958-м, а через 3 года снялся уже в легендарной киноленте. Фильм посмотрели более 65 млн человек, что было огромным успехом.

Критики набросились на картину с неистовой яростью и предрекали ей скорое забвение, но этого не произошло. В итоге получилось иначе: женщины искали мужчин, похожих на Коренева, а мужчины, в свою очередь, начали носить длинные стрижки, одеваясь в белые костюмы. Лента была удостоена престижной международной премии «Серебряный парус».

Для Коренева съемки в фильме «Человек-амфибия» стали настоящим прорывом в карьере. Критики считают, что эта картина смогла начать новую эпоху советского кинематографа.

Владимир Коренев и Анастасия Вертинская

Крайне отрицательные отзывы критиков, которые увидели в киноленте гимн буржуазному обществу, не повлияли на общее отношение к фильму. Картина имела оглушительный успех. Кроме того, актриса Анастасия Вертинская также блистательно сыграла, исполнив роль Гуттиэре.

Во время съемок Владимир едва не погиб по халатности персонала. Матрос, который держал 60-килограммовую цепь с актером во время его погружения, случайно выпустил ее из рук. Коренева спас оператор, который стал свидетелем происшествия.

Артисту пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы вернуться к обычной творческой жизни, ведь у всех зрителей уже сложился прочный образ актера, знакомого им по роли Ихтиандра.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации