Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Чародеи

История создания

Сценарий

Первоначально братья Стругацкие написали сценарий, по сути представлявший собой переложение «Суеты сует» (второй части повести «Понедельник начинается в субботу») с новыми сюжетными линиями. Этот сценарий (под названием «Понедельник начинается в субботу») впервые был опубликован в журнале «Уральский следопыт» в 1980 году (в современных изданиях публикуется под названием «Чародеи»).

Однако Бромбергу такой сценарий не понравился (у него было недостаточно шансов пройти цензуру), и Стругацкие были вынуждены полностью переделать его по указаниям режиссёра. В результате была создана новогодняя история, в которой только использовались некоторые персонажи и имена сотрудников НИИЧАВО. Впервые сценарий телефильма был опубликован в сборнике «Неизвестные Стругацкие. От „Понедельника…“ до „Обитаемого острова“: черновики, рукописи, варианты».

История позже повторилась с другой экранизацией Стругацких — «Дни затмения» и режиссёром Александром Сокуровым, несколько раньше — со сценарием фильма «Сталкер», снятого Тарковским. В итоге в фильмах от содержания книг, «по мотивам» которых они сняты, осталось очень немного.

Борис Стругацкий отзывался о фильме «Чародеи» так:

Подбор актёров

На роль Ивана Пухова претендовали Сергей Проханов (был забракован худсоветом через день после начала съёмок), Игорь Костолевский (Бромберг посчитал, что он не вписывается в общий тон фильма), Ивар Калныньш, Николай Ерёменко, Альберт Филозов, Игорь Старыгин и Олег Янковский (был забракован из-за возраста). Александра Абдулова изначально отказывался утверждать Худсовет, но поскольку поджимали сроки, то съёмки начались без исполнителя главной мужской роли (в сцене песни «Три белых коня» на общих планах вместо Абдулова был заснят дублёр).

На роль Алёны Саниной пробовались Ирина Алфёрова (Бромберг не смог увидеть в ней образ ведьмы), Ирина Муравьёва (была забракована из-за возраста), Елена Цыплакова (Бромберг аналогично не увидел в ней ведьмы), Наталья Белохвостикова (Бромберг посчитал её слишком аристократичной для ведьмы), Елена Проклова, Елена Коренева, Лариса Удовиченко, Наталья Вавилова.

На роль Киры Шемаханской также пробовались Маргарита Терехова, Алиса Фрейндлих и Наталья Гундарева.

На роль Ивана Киврина также пробовались Николай Гринько и Олег Басилашвили.

На роль Виктора Коврова также пробовались Евгений Стеблов, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Вениамин Смехов.

Съёмки

Большая часть сцен на улицах Китежграда была снята в Суздале. Почти все внутренние сцены в НУИНУ снимались в новом корпусе телецентра «Останкино», построенном к Олимпийским играм 1980 года, для наружных сцен были сняты московская гостиница «Союз» (Левобережная ул., д. 12) и суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр» (на общих планах здание было результатом комбинированных съёмок — крыша от «Турцентра», стены от «Союза»). В «Турцентре» же снимали и новогодний банкет в финале фильма. Эпизоды в фойе НУИНУ и в мастерской Брыля и Коврова снимались во Дворце культуры ЗИЛа. Песню «Ведьма-речка» снимали в Останкинском ботаническом саду.

По воспоминаниям режиссёра фильма Константина Бромберга, когда началась съёмка, над съёмочной группой завис настоящий НЛО. Пока оператор Константин Апрятин разворачивал стационарную камеру объективом вверх, объект исчез.

Музыка и песни

Песни из фильма были выпущены фирмой «Мелодия» на виниловой пластинке под названием «„Представь себе“. Песни из телефильма „Чародеи“». Композитор — Евгений Крылатов, текст песен — Леонид Дербенёв, музыкальное сопровождение — ВИА «Добры молодцы».

Название песни Вступительные слова Исполнитель
Только сердцу не прикажешь Подвластны магу ночь и день, и даже ход планет. И всемогущ ты, чародей, и в то же время нет. Жанна Рождественская и Владислав Лынковский
Серенада Пусть мы не рядом, мы с вами не рядом, пусть обменяться лишь словом мы можем. Если любовь есть с первого взгляда, с первого слова должна быть тоже. ВИА «Добры молодцы» и Леонид Серебренников
Загадка женщины В словах никогда не расскажешь об этом. Ищи, не ищи, у любви всё равно нет точных путей и готовых ответов. Лишь знаю одно, я знаю одно. Ирина Отиева
Кентавры Утро первого века пахнет мёдом и мятой, белки рыжие скачут по кедровым стволам, и весёлой толпою мчат кентавры куда-то, может быть, на прогулку, а быть может, по важным делам. ВИА «Добры молодцы»
Подойду я к зеркалу Тень ночная, смутная дремлет на полу. Подойду я к мудрому древнему стеклу. Жанна Рождественская
Спать пора Спать пора, и не вздумай со мною ты спорить, и не вздумай глаза открывать до утра. Михаил Светин
Три белых коня Остыли реки, и земля остыла, и чуть нахохлились дома. Лариса Долина
Песенка о снежинке Когда в дом входит год младой, а старый уходит вдаль, снежинку хрупкую спрячь в ладонь, желание загадай. Ольга Рождественская и ВИА «Добры молодцы»
Ведьма-речка Как на Лысой горе чёртов камень лежит, из-под камня того Ведьма-речка бежит. Ирина Отиева
Представь себе Представь себе весь этот мир, огромный весь, таким, какой он есть, на самом деле есть, с полями, птицами, цветами и людьми, но без любви, ты представляешь, без любви. Александр Абдулов
Песенка про костюмчик Главное, чтобы костюмчик сидел непринуждённо, легко и вальяжно. Эммануил Виторган и Михаил Светин
Говорят, а ты не верь Говорят, что с каждым годом этот мир стареет, солнце прячется за тучи и слабее греет. Ирина Отиева, Александр Абдулов, Ольга Рождественская, Семён Фарада и ВИА «Добры молодцы»

В фильме Эммануил Виторган, Михаил Светин и Александр Абдулов (за исключением «Серенады») сами исполняют свои песни. За Александру Яковлеву, Екатерину Васильеву и Анну Ашимову пели соответственно Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Ольга Рождественская (кроме песни «Три белых коня», которую исполнила Лариса Долина).
На пластинке фирмы «Мелодия» с песнями из телевизионного фильма «Чародеи» музыкальные номера записаны в том варианте, в котором они звучали в фильме, за исключением песни «Представь себе». Она записана в исполнении Леонида Серебренникова, а в фильме её поёт Александр Абдулов.

Конфликты

Так начали снимать фильм «Чародеи». Актёры и роли были подобраны. Процесс пошёл. Вся съёмочная бригада на протяжении работы над фильмом косо смотрела на Яковлеву. За скверный характер за глаза её так и называли: «ведьма». Александра могла гримироваться по три часа подряд. Она требовала от гримеров, чтобы каждая ресничка лежала отдельно. Актриса тщательно проверяла каждый костюм, кричала на осветителей, своими придирками порой доводила всю группу до полного исступления. Однажды бригада даже не выдержала и объявила Яковлевой бойкот. С ней перестали все разговаривать. Однако актрису ничуть не смутило и это. С оператором и режиссёром она оставалась всегда в хороших отношениях.

Особенно сложно отношения у Яковлевой складывались с Гафтом. Если с Абдуловым у неё получалось играть буквально на одном дыхании, то с этим актером возникали проблемы. Всё дело в том, что Гафт не выносил, когда его партнёры не знали текста наизусть. Как-то, после того как Александра перепутала слова, произошел конфликт. Съёмки проходили на эмоциях. Потому и картина получилась такой эмоциональной, такой яркой, такой красивой! Смотрите, и вы ни в коем случае не пожалеете!

Как выбрать правильное значение диафрагмы

Для получения красивых снимков необходимо научиться настраивать и работать с разными элементами и функциями камеры. Новичку стоит потренироваться с кадрами, внимательно изучить все возможности объектива.

Для пейзажа подойдут широко раскрытые лепестки — на максимум. Когда планируется снимать портрет, следует сократить размер элемента на 2/3

Это позволит получить размытый фон и сконцентрировать внимание на главном объекте в кадре

У каждой камеры есть максимальный размер раскрытия лепестков. Если оно составляет f/1.4 или f/1.8, то объектив довольно хороший. Обычно такие аппараты стоят дороже. На минимальное значение можно не обращать внимания. Большинство современных камер способны уменьшить размер до f/16. Более уменьшенное значение вряд ли потребуется фотографу в повседневных съёмках.

@Luminar

Стоит отметить, что если используется специальный зум-объектив, он может менять максимально заданное значение диафрагмы. Только дорогостоящая zoom аппаратура позволяет сохранять установленный размер лепестков в объективе в постоянном режиме.

Чтобы научиться понимать, как работать с количеством поступающего света, необходимо практиковаться. Для этого выбираются разные объекты съёмок, условия освещения и прочее.

Диафрагма относится к одному из наиболее важных параметров в фотоаппарате. От неё напрямую зависит, каким получится кадр. Она влияет на яркость, размытость фона. Правильно настроенная и выбранная позиция лепестков, отвечающих за расширение и сужение объектива, влияет на глубину резкости и то, каким в итоге получится фото.

При помощи данного элемента можно получить и другие эффекты на изображении. Желательно поэкспериментировать, чтобы добиться потрясающего результата и научиться чувствовать размер лепестков, уметь сопоставить их с условиями съёмки. В этом начинающему фотографу поможет постоянная практика. Главное, не бояться менять настройки и пробовать что-то новое.

Последние статьи

  •   16 знаменитостей, которые были близкими друзьями, но стали заклятыми врагами: Ксения Собчак и Анастасия Волочкова и др сегодня, 19:03
  •   Художники с особенностями, которые не могли рисовать, но умудрялись творить и стали знаменитыми сегодня, 17:13
  •   Можно ли материться, но прослыть культурным человеком, или Почему русский мат сегодня так популярен сегодня, 16:22
  •   10 лучших современных английских детективов, которые читаешь на одном дыхании сегодня, 13:58
  •   За что в СССР попадали в тюрьму: Самогоноварение, однополая любовь и другие правонарушения из советского Уголовного кодекса сегодня, 11:56
  •   Почему поэт Твардовский никогда не посвящал стихи супруге, с которой прожил вместе больше 40 лет сегодня, 10:18
  •   Взлет и падение звезды «Карнавальной ночи» Юрия Белова: Из-за чего известный актер попал в психиатрическую клинику сегодня, 09:15
  •   Почему Сергей Безруков и Екатерина Гусева и другие отечественные актеры больше не хотят сниматься вместе 18.10.2020, 23:24
  •   «Божественная комедия» глазами художников и скульпторов прошлого: Боттичелли, Блейк, Роден и др 18.10.2020, 22:50
  •   Кто и за что подавал в суд на шоу «Битва экстрасенсов» и ее участников 18.10.2020, 18:10

Все статьи

Карьерист и обманщик Сатанеев

В сказочный сюжет фильма внесены и банальные интриги, столь свойственные учреждениям. Есть свой нечистоплотный карьерист и в ленте “Чародеи”. Актеры и роли фильма (что уж говорить!) сбалансированы идеально. Отрицательный и комедийный сюжетообразующий персонаж Аполлон Митрофанович Сатанеев (в повести — профессор Выбегалло) блестяще сыгран Валентином Гафтом.

Он изначально мечтает стать первым заместителем Шемаханской. Потом его аппетиты увеличиваются, и сплетник уже метит на ее место. Но кроме того, этот чиновник от науки пытается построить свое счастье на чужом несчастье. Он стремится разлучить главных героев фильма: Аленушку и Иванушку. У Сатанеева свой интерес. Он хочет жениться на Алене Игоревне. Первый зам легко обманывает ослепленную ревностью Шемаханскую в том, что Иван Киврин и Аленушка тайно любят друг друга.

Главная роль

Немного конкретики. Актёры фильма «Чародеи», как уже выше упоминалось, подбирались нелегко. Взять, к примеру, хотя бы главную роль. Режиссёр изначально был категорично настроен на игру в фильме Александра Абдулова. Однако теленачальство было против. Ведь в биографии Абдулова присутствовало так называемое «чёрное пятно» — роман с американкой, считавшейся шпионкой. На роль Ивана был рекомендован Сергей Проханов (звезда кинофильма «Усатый нянь»). Этот актёр, напротив, был в своё время женат на дочери маршала. То есть получал зелёный свет.

С руководством спорить было непросто. Поэтому снимали Проханова. Хотя оператору было по-тихому скомандовано снимать артиста лишь со спины. В итоге режиссёр добился игры Абдулова. Но вот в тех эпизодах, где Иван стоит спиной – Проханов!

В поисках ведьмы

Таким образом, главная персона была уже подобрана для картины «Чародеи». Актёры и роли продумывались дальше. Необходимо было выбрать Алёну, заколдованную в злую ведьму из ревности начальницей Шемаханской. На эту роль пробовалось множество красивых и хороших актрис. Изначально взгляд пал на Цыплакову Лену. Однако очаровательной женщине не хватило своеобразного демонизма. Абдуловым была предложена Проклова. В ней прослеживался некий лиризм. Но и она не подходила на роль ведьмы. На пробах всем понравилась Алфёрова. Она была действительно хороша. Помешал семейный альянс: актриса была замужем за Абдуловым. Острота отношений в кадре заметно терялась.

После появления на кастинге Яковлевой Александры сомнений не осталось. Женщина вела себя очень уверенно, броско, вызывающе. Одним словом, настоящая потрясающая ведьма! Не зря в жизни мужчин она равнодушными не оставляла. В Александру были влюблены Миронов Андрей и Даль Олег. Актриса трижды побывала замужем. «Ведьминский» характер красавицы выдерживать её избранники долго не могли. Но вот режиссёр высоко ценил её кипучую энергию.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации