Андрей Смирнов
Время чтения: ~26 мин.
Просмотров: 0

Шуранова антонина николаевна, актриса: биография, личная жизнь, фильмография

Ранние годы

Будущая героиня фильма «Доверие» (1975 год) появилась на свет в Севастополе. Так сложилось, что тяжелое военное время пришлось на период детства, и тяготы, связанные с тем временем, легли на ее плечи сполна. Будучи ребенком, она не только переживет войну, но и запомнит ее на всю жизнь. Когда прорвали блокаду Ленинграда, мать Тони взяла девочку и двух ее сестер и переехала в этот большой город. Здесь будущая актриса поступила в школу и отучилась семь лет, затем перешла в техникум. Ее задачей было получить как можно скорее специальность, чтобы можно было найти работу и наконец начать помогать матери. Закончив техникум, юная Тоня устроилась садовником. Так сложилось, что работать ей довелось в Выборгском районе культурной столицы.

Будущая звезда фильма «Опасный поворот» (1972 год) отличалась разнообразием и многочисленностью увлечений, но все они были связаны с театральной жизнью. У юной Тони была заветная мечта – выступать на театральной сцене. Она посещала занятия по искусствоведению, организованные в тот период в Эрмитаже, пела и принимала участие в постановках на эрмитажной сцене. В те времена актерам приходилось откровенно непросто: чтобы было, в чем выступать, они собственноручно шили костюмы, используя старинные шали и скатерти, сохранившиеся в закромах шляпы и веера.

Семья

Она родилась в крестьянской семье. Ее отец был белорусом, который в 1917 году стал самым настоящим активистом революции, участником боев в Гражданской войне. В 1929 году он стал выпускником военно-политической академии РККА им.Толмачева в Петрограде.

Мать Атонины Шурановой была из купеческой московской семьи. В 1916 году она окончила профессиональное училище Варвары Лепешкиной, а в 1923 году вместе со своим супругом переехала в Крым. Там отец актрисы стал военным комиссаром на береговых сооружениях.

Семья Антонины Шурановой любила литературу, изучала иностранные языки. Известно, что ее отец обладал хорошим голосом, играл на пианино и пел.

К 1939 году у актрисы Антонины Шурановой было уже две сестры. Именно тогда отца семейства репрессировали, исключив из партии. Он был арестован, допрошен, а в итоге тяжело заболел и умер в 1940 году. После этой истории мать Антонины Шурановой получила анонимку с посланием, что ей нужно срочно уехать из города, если она хочет оставить детей в живых. Не теряя ни минуты, она уехала в Ленинград к сестре. Вскоре началась война, и семья эвакуировалась. Теперь они жили в селе Нифонтово, Вологодской области, где был организован детский сад для находящихся в эвакуации. В этот период Шурановой Антонине довелось пережить тяжелый труд, голод. Тем не менее были в этой жизни позитивные мгновения. Так, силами находящихся в эвакуации женщин был открыт драмкружок. В нем ставились пьесы для местных жителей. Актрисой нередко была мать Антонины.

Фильмы

Знаковой в творческой биографии Антонины Шурановой стала роль княжны Марьи Болконской в легендарном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир». Актриса тогда заканчивала институт и мечтала об академическом театре, потому от съемок решительно отказалась. Но «Мосфильм» забросал деканат требовательными телеграммами, и девушке пришлось согласиться. Когда из 17 претенденток осталось пять, появился спортивный интерес – кого же выберут, вспоминала актриса.

Антонина Шуранова в фильме «Война и мир»

Так же поначалу Тоня отвергла приглашение на участие и в биографическом фильме «Чайковский». Согласилась лишь потому, что ее героиня Надежда фон Мекк – возрастная и привлекла молодую актрису сложностью и противоречивостью. Актрисе пришлось погрузиться в аристократическую жизнь. На съемочной площадке Шуранова кормила огромных английских догов, училась ездить верхом в мужском седле, едва не лишилась зубов от удара лошади.

Наиболее сильное впечатление на Антонину произвел исполнитель главной роли великого русского композитора Иннокентий Смоктуновский. Работу с ним актриса считала подарком судьбы.

Антонина Шуранова в фильме «Чайковский»

Позднее Антонине Николаевне достались небольшие роли в детском фильме «Шаг с крыши», мелодраме «Странные взрослые» со Львом Дуровым и Александром Демьяненко. Зрителям запомнилась сдержанная и утонченная Олуэн Пиил в драме Владимира Басова «Опасный поворот».

Одну из главных ролей Шуранова сыграла в драме о жизни врачей скорой помощи «Дела сердечные». Партнерами актрисы стали Георгий Тараторкин и его супруга Екатерина Маркова, Анатолий Папанов.

Антонина Шуранова в фильме «Дела сердечные»

В совместной советско-финской постановке «Доверие» Тоня воплотила образ соратницы Владимира Ленина, пламенного теоретика марксизма Розы Люксембург. В роли вождя мирового пролетариата выступил Кирилл Лавров.

Популярнейшая «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова также не обошлась без участия Антонины Шурановой. На экране актриса предстала в роли Анны Петровны Войницевой, хозяйки усадьбы, в которой разворачивается действие фильма. Картина с восторгом принята зрителями, удостоена массы наград. Общеизвестна также история о том, как пришлось похудеть исполнителю главной роли Александру Калягину, чтобы вписаться в требования режиссера.

Антонина Шуранова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»

Революционерка, писательница, дипломат, возлюбленная Николая Гумилева — таким стал персонаж Ларисы Рейснер, воплощенный Шурановой в фильме-монографии о жизни и творчестве поэта «И вечный бой… Из жизни Александра Блока».

В новом российском кинематографе талант Антонины Николаевны оказался не очень востребован. У Бориса Галкина актриса, наряду с Ириной Розановой, Владиславом Галкиным, Сергеем Арцибашевым, появилась в касте военной драмы «22 июня, ровно в 4 часа».

Антонина Шуранова в сериале «Улицы разбитых фонарей»

Экранную мать Елены Сафоновой Шуранова исполнила в третьей части нашумевшей мелодрамы «Зимняя вишня». В не менее известном сериале «Улицы разбитых фонарей» сыграла эпизодическую роль, в «Бандитском Петербурге» — искусствоведа, жену главного героя – вора в законе в исполнении Кирилла Лаврова.

Похожие и отличающиеся

Многим казалось, что Антонина Шуранова и ее избранник совершенно друг другу не подходят. Она была замкнутой и строгой, он – буйным, с выраженным темпераментом. Впрочем, друзья признавали, что их любовь была столь сильна, что никакие преграды и противоречия не могли помешать. Они играли вместе в постановках и ставили новые сами, а затем вместе оставили ТЮЗ как протест против ложного обвинения директора, их учителя Карагодского.

Следующим шагом в карьере Шурановой стало «Интерателье», тогда же она отыграла сделавшую ее еще более популярной роль в «Филумене Мартурано». Критики сойдутся во мнении, что это было блистательное выступление, и сыграть еще лучше было бы просто невозможно. Наконец, Антонина перейдет в ГТС, где проработает до самой кончины. Среди самых известных ее героинь за этот период – Васса Железнова. Причиной смерти Антонины Шурановой будет рак. До последних дней своей жизни она мужественно сражалась с онкологией, выступала на сцене любимого театра, всем своим видом показывая, что даже такая страшная болезнь не в силах ее сломить.

Начало карьеры

Одним из первых фильмов Антонины Шурановой стала картина «Война и мир», и именно на ней обычно заостряют внимание все составители ее биографий. Качества, присущие ее удивительному актерскому таланту, в полной мере раскрылись, когда она исполняла в этой киноленте княжну Марью

Известно, что когда шла подготовка к работе над фильмом, в Ленинград съемочная команда приехала, чтобы среди местных актеров найти кого-то, кто подошел бы на роль Болконского. Это произошло в 1963-м. Сложилось так, что заехали в кинематографический институт и пригласили желающих на пробы, в том числе озвучив возможность принять участие в съемках в роли княжны Марьи. Тоня не упустила момента. В этот момент девушка училась на четвертом курсе.

Как потом будет рассказывать журналистам и составителям ее биографий Антонина Шуранова, ей очень тяжело дается плакать в реальной жизни. На пробах перед потенциальной исполнительницей роли поставили задачу отыграть сцену, в которой умирает старый Болконский. Она сразу убедила себя – успеха здесь не добиться. Задачей актрисы было ворваться в княжескую комнату, узнав последние новости, расплакаться в изголовье кровати. Сдержанная было дело княжна словно взрывается чувствами, предельно открывается зрителю. Тона, перепуганная самой возможностью принять участие в пробах, должна была на них заплакать.

После фильма

Уже окончив институт, Шуранова по приглашению Зиновия Корогодского ушла работать в ТЮЗ им. Брянцева. Эта эпоха была золотой для ленинградских театров. 3 величайших режиссера – Товстоногов, Корогодский и Владимиров ставили в 70-х годах великолепные спектакли.

На них съезжались театралы с разных концов страны. Тем не менее Тоня имела предубеждения в отношении детского театра. Но в скором времени приняла его дух. Ей удалось это, когда она осознала, что и со зрителями детского возраста стоит общаться со всей цельностью эмоций взрослых людей. Благодаря этому она добилась успеха и удовлетворенности в театре.

Сам Корогодский говорил про Антонину, что она стала звездой поколения 60-х. Он служил на Северном флоте, когда был выпущен фильм с ее участием. Тогда для матросов поощрением были билеты на спектакли с ее участием. Каждую героиню она освещала своими глазами, талантом, необычайной чистотой души. Она всегда носила в себе некую тайну.

После войны

Шурановы вернулись в Ленинград в 1944 году. Спустя два года Антонина уже училась в третьем классе, а ее мать стала швеей. Жили в бедности, но будущая актриса приносила домой хорошие оценки, увлекалась биологией, любила ходить в драмкружок.

С целью помочь матери она стала учиться в техникуме, а затем работать в садовом хозяйстве. Так прошло три года. Затем ее посетила идея поступить и на биологический факультет, и в театральный институт. Насколько иначе биография Антонины Шурановой могла бы сложиться, выбери она первый вариант! Однако, поступив и туда, и туда, она остановила свой выбор на театре. На вступительном экзамене Тоня прочитала монолог Настасьи Филипповны, героини из «Идиота» Достоевского, а также басню «Молодая вдова» Лефонтена. Уже с 1962 года она училась в Ленинградском театральном институте.

Воспоминания

Тоня никогда не стремилась стать легендарной. Ей не нужно было пытаться всем угодить. Она вызывала уважение своим умением говорить «нет». И она вполне себе это позволяла. Однажды она была единственной, кто встал и вышел во время просмотра не самого удачного фильма молодого Романа Смирнова.

Он преисполнился благодарности к ней за ее честность. Порой театру, репетирующему со Смирновым, хочется слышать ее уникальный альт, желающий удачи и рассказывающий о ее любимой Италии.

Многие отмечают ее человеческую порядочность и некий трепет, всегда в ней живший. Всегда с ней оставался этот знаменитый «Марьин» взгляд с лучистыми глазами. Он обнимал все вокруг с глубокой любовью. Сама Антонина говорила, что княжна обучила ее слезам и жалости, в то же время придав ей много ранимости. Следы от роли, в которую актриса вжилась, еще долго преследовали ее, наложив отпечаток на ее личность.

Ей нужно было стараться, чтобы стать другой – слабой и сильной, великой и ничтожной в своих ролях. Но всегда она была королева своих поступков и жизни. Наверняка она испытывала на себе зависть окружающих. Еще будучи студенткой прославилась. Роли ее были интересными, разнообразными. Мужчины к ней тянулись, а в мужьях у нее был красавец Александр Хочинский. Но мало кто понимал, что сила ее – от полного страдания. Гордая посадка головы – от унижений. Мудрость – от горького опыта, вера – от потерь.

Антонина Шуранова оставила свой неизгладимый след в русском кино и театре. А в 2006 году про нее вышел документальный фильм «В живых сердцах оставить свет…».

Фильмография

  • 1967 — В огне брода нет — красноармеец
  • 1967 — Особое мнение
  • 1969 — Вам! — пролетарий
  • 1970 — Цвет белого снега — мастер по ремонту турникетов
  • 1971 — Бумбараш — Лёвка Демченко, цыган-красноармеец
  • 1971 — Тень — исполнение песни
  • 1973 — Заячий заповедник — Жора
  • 1973 — Великие голодранцы — Симонов
  • 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — Сергей «Кожаный»
  • 1974 — Баллада о парнишке
  • 1975 — Ар-хи-ме-ды! — Леонид Кошелев, худрук филармонии
  • 1975 — Необыкновенное воскресенье — исполнение песен
  • 1975 — Воздухоплаватель — механик-француз
  • 1975 — Время-не-ждёт — исполнитель песни за кадром
  • 1976 — Строговы — Фёдор Ильич Соколовский, революционер, бывший гувернёр Голованова-младшего
  • 1976 — Рождённая революцией — Родькин
  • 1976 — Туфли с золотыми пряжками — плут
  • 1976 — Если я полюблю… — Сергей
  • 1977 — Свидетельство о бедности — Соколов Станислав Павлович, инспектор уголовного розыска
  • 1977 — Деревья умирают стоя — певец
  • 1978 — Три ненастных дня — певец в баре теплохода «Тарас Шевченко»
  • 1978 — Женщина, которая поёт — Валентин Сергеевич, тренер, муж певицы Стрельцовой
  • 1979 — Город принял
  • 1979 — По данным уголовного розыска… — бывший уголовник Миша Костров («Червонец»)
  • 1979 — Сегодня или никогда — Евгений Трофимов
  • 1980 — Эскадрон гусар летучих — исполнитель песен за кадром
  • 1981 — Синяя ворона — Гы / Моруак
  • 1981 — Всем чертям назло (мультфильм)
  • 1984 — Дорога к себе — Вова
  • 1985 — Грустить не надо (музыкальный телефильм) — исполнение песни
  • 1989 — Когда мне будет 54 года — Юрий Ярцев
  • 1990 — Когда святые маршируют — Илья Мендель
  • 1990 — Шаги императора — рассказчик
  • 1991 — Пустыня
  • 1992 — Генерал — Борис Пастернак
  • 1992 — Странные мужчины Семёновой Екатерины — Геннадий
  • 1993 — «Романс о Санта Крусе» — Педро
  • 1993 — Юноша из морских глубин
  • 1994 — Жизнь и приключения четырёх друзей. История 2 — военный моряк, хозяин овчарки Вархата

Уникальная и необычная

Антонина Николаевна Шуранова родилась в последний апрельский день 1936 года. Ее родной город – Севастополь. Когда ленинградская блокада была прорвана, девушка переехала в этот столичный город, где ее уникальный талант получил гораздо большие просторы для реализации, нежели в родных краях. А дар ей был присущ и правда особенный – юная Тоня могла создавать героинь, наполненных внутренними переживаниями, живущих напряженной жизнью, при этом играла она их лаконично и сдержанно, максимально просто, в то же время остро. И в наши дни такие качества и способности актрисы ценятся исключительно высоко, а для своего времени она была исключительным открытием.

В будущем сыгравшая в фильме «Война и мир» Антонина Шуранова отличалась умом и энергией, сильной волей и способностью быстро и четко понять логику повествования и характера своего персонажа. Для нее не составляло труда почувствовать противоречивость характера героини, выпавшей ей. Актриса была сложной, но цельной. Какую бы роль она ни отыгрывала, Тоня всегда учитывала обстоятельства, характер персонажа, и искусство ее было настолько велико, что каждая героиня становилась интеллектуально сложной. Все ее персонажи отличаются способностью остро мыслить, глубиной психологических переживаний, богатством чувства. Ни неопределенности, ни расплывчатости в них не найти

Шуранова не играла надломленных женщин – все они были цельными, привлекающими внимание, влюбляющими в себя

Театр и кино

После службы в армии молодой артист продолжает играть в родном ТЮЗе, совмещая работу с учебой в Ленинградском институте театра музыки и кинематографии.

На сцене актер воплотил более 60 образов. Ему одинаково хорошо удавались все роли от серьезных трагических до легких и изящных комедийных. Постановка «Кошка, которая гуляла сама по себе» выявила в артисте режиссерский талант.

В образе веселого, хитрого и отважного цыганского парня Левки в фильме «Бумбараш», весело распевающего песни вместе с В.Золотухиным, неизвестного до этого артиста узнали миллионы зрителей. Всего же в его фильмографии около 40 кинокартин, где главных ролей мало, но в каждой, даже второстепенной, артист не остался незамеченным

Во всей его творческой карьере Александра сопровождала музыка. Обладая прекрасным задушевным голосом и умением играть на гитаре, он не только сопровождал песней свои роли, но и выступал как эстрадный певец, озвучивал песни в фильмах. Есть и композиторский проект. Самой запоминающейся работой над озвучиванием музыкального материала фильма явился цикл на стихи Дениса Давыдова в картине «Эскадрон гусар летучих».

Личная жизнь

Несмотря на ошеломляющий успех у женщин, в биографии Хочинского было всего 3 официальных союза. Первой женой Александра стала Ирина Асмус, ставшая впоследствии известной благодаря роли Ириски, которую знал каждый ребенок СССР по передаче «АБВГДейка».

Ирина Асмус, первая жена Александра Хочинского

Знакомство будущих супругов состоялось в ТЮЗе. Свадьбу молодые сыграли еще до ухода актера в армию. Вынужденная разлука и стала причиной развода. Уход жены стал ударом для Хочинского, который решился на еще один поход в ЗАГС только через 7 лет. Следующей избранницей стала художница Марина Азизян, но супруги вскоре разошлись.

Долговременный союз у Хочинского сложился с коллегой по цеху Антониной Шурановой. Они познакомились на службе в ТЮЗе, но на тот момент оба были несвободны — Александр был женат на Ирине, Антонина также была замужем.

Александр Хочинский и его жена Антонина Шуранова

Дружба переросла во взаимные чувства, и через 14 лет знакомства Шуранова покинула второго мужа и ушла к Хочинскому.

Как таковой свадьбы у актеров не было – пара просто зашла в ЗАГС расписаться в перерыве между репетициями, поскольку на съемках сотрудница местной гостиницы отказалась селить их в один номер.

Детей у актера ни в одном браке не было.

Обратная сторона медали

Многих интересует причина смерти Антонины Шурановой. Женщина скончалась от рака, на пять лет пережив своего мужа, с которым прожила счастливую жизнь. Известно, что в повседневности она вела жизнь ленинградского интеллигента, не прибеднялась, но и не изображала из себя слишком богатую. Она была востребована, никогда не жаловалась и в любых обстоятельствах умела найти применение своим талантам и знаниям. Антонина была скромной женщиной, вела себя достойно и с честью. Многие называют ее эталоном актерского мастерства. Ее круг друзей был довольно небольшим, в отличие от мужа; она избегала театральных сообществ. Эта женщина не относилась к категории общедоступных, хотя легко шла на контакт и в целом была довольно общительной. Отмечают, что Тоня великолепно рассказывала истории про все на свете. Ее любимыми книгами были фантастические, и друзья, близкие вспоминают, что читала она взахлеб.

Могила Антонины Шурановой находится на Серафимовском кладбище. Она похоронена рядом со столь горячо любимым ею мужем. Александр умер у жены буквально на руках в 1998-м. Впервые в 1996-м он оказался в клинике с желудочными язвами и сердечной гипертрофией. Она и сама признавала, что муж ее был легкомысленным и не понимал, что своим поведением и небрежным отношением к здоровью убивает себя. Он прекратил курить, но не смог отказаться от алкоголя. 11 апреля он вышел из дома, собирался на репетицию, но вдруг вернулся, почувствовав себя нехорошо. Лицо мужчины побледнело, Тоня запаниковала и вызвала скорую. 2,5 часа медицинской помощи не помогли – сердце так и не начало снова перекачивать кровь. Женщина не плакала, сохраняла спокойствие, такой же она предстала перед людьми и на похоронах. Уже после смерти мужа она не могла находиться долго вне дома, ей все казалось, что он рядом. В тот момент помогли те люди, которых раньше муж приводил домой.

Антонина Шуранова скончалась в возрасте 66 лет. Перед этим она долго болела раком. Панихиду организовали на ее последнем рабочем месте, в ГТС. Как говорили знакомые, Тоня была готова к тому, чтобы покинуть этот мир. Поле смерти мужа ее не радовала работа, хотя она старалась изо всех и, принимала предложения на участие в кинофильмах и спектаклях, но видно было – женщина угасает быстро, вместе с уходом мужа завершилась пора ее счастья.

Личная жизнь

Проработав в ТЮЗе практически 20 лет, Тоня сыграла многочисленные роли, перезнакомилась со всеми актерами. В том числе со своим будущим мужем – Александром Хочинским.

Познакомились Антонина Шуранова и Александр Хочинский, когда оба уже имели супругов. Но их влекло друг к другу. Знакомство состоялось, когда Александр участвовал в дипломном спектакле «Конек Горбунок», играя Спальника, а Шуранова стала в нем Царь-девицей. Завязалась дружба семьями: Антонина с ее мужем, с которым они расписались еще на первом курсе, и Александр с женой Ирой Асмус, которая впоследствии ушла из жизни при трагических обстоятельствах: клоунесса сорвалась с цирковой верхотуры. Вместе они проводили много времени.

Затем Александр отправился служить, где и открылся его артистический талант. Первое время он считался поющим молодым человеком, но затем стал актером. Известным стал его дует с Виктором Федоровым. Они превосходно пели, но не осталось ни единой кассеты с его записями.

Разведясь с женой, он расписался с художницей. А Тоня второй раз вышла замуж за врача.

Проходя службу в армии, Хочинский приходил в семью Антонины, оставаясь с ночевкой. Муж ее был этим недоволен. А Саша после завтрака уходил, пропадая на целые сутки. Ему было свойственно возникать неожиданно и так же пропадать. Он будто плыл по жизни, по одному ему ведомому течению.

Так продолжалось какое-то время: будущие супруги сходились с другими и разводились на глазах друг у друга до одного момента. Они вместе ставили спектакль по Киплингу «Кошка, которая гуляла сама по себе». Роли актеров были чувственные: Саша был Диким Мужчиной, а Тоня – Дикой Женщиной. Это их сблизило.

И в один прекрасный момент Шуранова забрала свои вещи и переехала к Хочинскому. Она уже поняла, что с бывшим мужем, не понимавшим ни ее, ни театр, она оставаться не хочет. Он возмущался, что она задерживалась в театре. А она говорила, что театр – не станок, который можно выключить по гудку и уйти. Муж стал чужим.

Когда Шуранова ушла к Александру, началось светлое время.

Их 14 лет связывала дружба, она была старше его на 7 лет. А вместе они стали жить с 1976 года в коммунальной квартире. Семьи, проживавшие в ней, стали одной семьей. До прихода в квартиру Антонины Хочинского обстирывала и кормила соседка Люся. Когда пришла Шуранова, та оставляла жильцам записки: «Тоня, твои пироги – под полотенцем, а Сашина бражка – в ковшике». Но свадьбы между Тоней и Сашей не состоялось, они только расписались. Произошло это так. Когда-то сотрудники гостиницы во время гастролей отказывались селить их в один номер, и Хочинский предложил поставить в паспорта штампы. До этого момента они прожили вместе 7 лет, а тут в перерыве между репетициями стали мужем и женой.

Дуэт Шурановой и Хочинского – один из самых ярких. Александр был буйным, темпераментным, а Антонина – замкнутой, строгой и целеустремленной. Казалось, что между ними лежит пропасть, но чувства их сметали всякие противоречия между ними.

Их жизнь на Покровке окуталась слухами и байками. Хочинский был очень коммуникабельным, и его знала вся Покровка, друзей у него было очень много. Дом их всегда наполнялся людьми, и все считали себя лучшим другом Александра. Антонина с Александром играли в театральном дуэте, ставили пьесы, а затем вместе ушли из ТЮЗа вместе с отставкой в 1986 году режиссера Корогодского. Его ложно обвинили в мужеложестве, отстранив от должности. В те годы началась перестройка, возникло множество новых театральных студий, и в период 1990-1993 годов Шуранова стала актрисой в «Интерателье». Специально для нее был поставлен спектакль «Андромаха» Рассина. Однако публика не оценила его, и спектакль состоялся не более 10 раз. В 1993 году «Интерателье» закрылся.

Шуранова продолжала работать на радио и дубляже. В 1995 году она играла в Театре Сатиры на Васильевском. Годы были тяжелыми, зал никогда не был полным, спектаклей новых не ставилось. Однако руководитель Владимир Словохотов отмечал, что Шуранова намолила театр, оставив особое ощущение в нем: когда в него входишь, не хочешь уйти. Тем не менее она сыграла лишь в 3 спектаклях здесь.

Кинотеатр и успехи

Хотя Антонина Шуранова не признавал себя великой актрисой, хотя ей довелось исполнить относительно мало ролей в фильмах, критики считают, что она была одной из самых выдающихся женщин в кинематографе в своем времени. Отмечают то, как великолепно она отыграла свою роль в фильме «Чайковский», а ведь поначалу женщина хотела от нее отказаться, и лишь после долгих уговоров передумала. Надежда, которую нужно было сыграть, была старше актрисы, и это был первый случай, когда Антонине пришлось исполнить роль зрелой женщины. В конечном счете положительное решение было принято из-за сложности героини и противоречивого актера, присущего ей. Относительно влияния Надежды на Чайковского споры ходили давно, ведь этих людей связывали сложные отношения. Одни говорили, что баронесса была спасением музыканта, другие считали эту связь драматичной. Одни видели женщину расчетливой и умной, другие – безответно влюбленной, а иные усматривали в отношениях с Чайковским дружбу без намека на корысть. Впрочем, создатели фильма пересмотрели всю историю на свой лад.

Несмотря на достоверно известный образ Надежды, в фильме героиня выступает светской львицей, этакой женщиной-вамп, которой настоящая баронесса не была. В то же время признается, что она практична и суха, но иногда музыка преображает ее и позволяет другим увидеть восхитительный духовный мир. Практицизм остается в прошлом, баронесса с головой погружается в любовь, несмотря на очевидную тщетность любых усилий. Страсть во всем ее величии и обречении привлекли Шуранову. Потом она будет говорить, что отыграть эту роль для нее оказалось «страшно интересно», одновременно с этим крайне трудно.

Уникальная и необычная

Антонина Николаевна Шуранова родилась в последний апрельский день 1936 года. Ее родной город – Севастополь. Когда ленинградская блокада была прорвана, девушка переехала в этот столичный город, где ее уникальный талант получил гораздо большие просторы для реализации, нежели в родных краях. А дар ей был присущ и правда особенный – юная Тоня могла создавать героинь, наполненных внутренними переживаниями, живущих напряженной жизнью, при этом играла она их лаконично и сдержанно, максимально просто, в то же время остро. И в наши дни такие качества и способности актрисы ценятся исключительно высоко, а для своего времени она была исключительным открытием.

В будущем сыгравшая в фильме «Война и мир» Антонина Шуранова отличалась умом и энергией, сильной волей и способностью быстро и четко понять логику повествования и характера своего персонажа. Для нее не составляло труда почувствовать противоречивость характера героини, выпавшей ей. Актриса была сложной, но цельной. Какую бы роль она ни отыгрывала, Тоня всегда учитывала обстоятельства, характер персонажа, и искусство ее было настолько велико, что каждая героиня становилась интеллектуально сложной. Все ее персонажи отличаются способностью остро мыслить, глубиной психологических переживаний, богатством чувства. Ни неопределенности, ни расплывчатости в них не найти

Шуранова не играла надломленных женщин – все они были цельными, привлекающими внимание, влюбляющими в себя

История непростой любви

Конечно же, жизнь с обаятельным и непосредственным Александром Хочинским была непростой. Артист был очень открытым и доверчивым человеком, абсолютно беспомощным в быту.

Обожал, когда его узнавали на улице, даже если это был милиционер, который принял его за уголовника по ориентировке. Со всеми соглашался выпить. Представлял собутыльников Шурановой как своих друзей.

Актер мог уйти гулять с собакой и вернуться через сутки. Или сесть на поезд и укатить в другой город. Просто потому, что ему так захотелось.

Но Антонина принимала его таким как есть. Все бытовые вопросы взвалила на себя. Носилась с ним как с ребенком. Возможно, поэтому детей у пары и не было.

Личная жизнь

В студенческие годы Тоне понравился
однокурсник Николай, за которого она вскоре вышла замуж. Оба были молоды,
неопытны, эмоциональны. Наверное, это и послужило разрыву отношений.

Антонина Шуранова в молодости. Фото: pinterest.com

Со вторым мужем, который был медицинским
работником, сразу жили хорошо. В ТЮЗе Антонина играла во многих спектаклях,
часто задерживалась после репетиций, что и привело к ссорам и размолвкам.
Супруги не выдержали столь напряженной обстановки в семье и подали на развод.

С Александром Хочинским Антонина была знакома
больше десяти лет. Артист ей нравился, особенно когда брал гитару и пел задушевные
романсы. Он тоже побывал два раза в браке, которые оказались не очень
счастливыми.

На одном из спектаклей Александр и Тоня
почувствовали взаимную симпатию, начали общаться, а позже решили жить вместе.
Супруги положительно влияли друг на друга и понимали всё с полу слова. Семь лет
прожили в гражданском браке, и только когда на гастролях их отказались селить в
один номер, решили пожениться.

Антонина Шуранова в молодости. Фото: kino-teatr.ru

В девяностые годы предложений сниматься почти
не поступало, Александр участвовал в творческих вечерах и концертах.
Одиннадцатого апреля 1998 года Хочинский почувствовал недомогание. Врачи
«скорой помощи» делали все возможное, чтобы сердце артиста забилось, но этого
не произошло.

Контент от партнера

Контент от партнера

Антонина Шуранова. Фото: kino-teatr.ru

После смерти супруга Антонина Николаевна
перестала общаться с коллегами, замкнулась, похудела. После обследования в
больнице врачи сообщили об онкологическом заболевании. Шуранова до последних
дней участвовала в спектаклях, старалась не поддаваться болезни, выполняла все
предписания медиков.

К сожалению, Народная артистка РСФСР ушла из жизни
пятого мая 2003 года, и была похоронена возле любимого мужа на Серафимовском
кладбище в Санкт-Петербурге.

1+

Уход талантливого актёра

После злоупотребления алкоголем, у Хочинского обнаружились многочисленные язвы желудка, и оказалось сильно увеличено сердце. Курить он бросил, но выпивать так и не перестал.

За два года до смерти артист попал в больницу. На ухудшении самочувствия сказались проблемы в театре. После увольнения с поста главного режиссера их любимого начальника Зиновия Когородского, супруги тоже решили покинуть театр. Позже они долго не могли найти постоянное место работы. Александр Юрьевич очень переживал по этому поводу, что не могло не сказаться на его больном сердце.

Когда же пару наконец пригласили в Театр Сатиры и жизнь, казалось бы, наконец-то стала налаживаться, Хочинский внезапно скончался.

Это было 11 апреля 1998 года. Супруги собирались в театр. Вдруг Александр Юрьевич почувствовал себя плохо. Приехавшая «скорая» сделала все возможное, но так и не смогла завести сердце актёра.

Контент от партнера

Контент от партнера

Антонина Шуранова пережила своего возлюбленного на пять лет.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на

13+

Первый фильм

По воспоминаниям однокурсников, она с самого начала отличалась профессионализмом, могла бы продолжать школу своих гениальных педагогов. Этим она выделялась на своем курсе, а однажды ее заметил ассистент Сергея Бондарчука, который набирал актеров в фильм «Война и мир».

Сама Антонина Шуранова о съемках в фильмах не мечтала, она была уверена в том, что нефотогенична. Помимо этого, институт не любил отпускать студентов на съемки. Ей самой хотелось выступать на театральной сцене. Но как-то раз на лекциях побывала женщина необычной внешности и опросила студентов, хотели бы они попробовать себя в «Войне и мире».

Началась шумиха, а студенты шутили, распределяя между собой роли. Антонина громко сказала о княжне Марье, что она «плакса с костлявой спиной», которую нужно сыграть ее сокурснице. Однако ассистентка услышала это и внезапно порекомендовала самой Тоне сыграть эту роль. Но та отказалась. Женщина же настаивала на своем, она пошла за Тоней в трамвай, а затем зашла к ней в гости. Взяв несколько ее фото, она уехала.

Вскоре из Москвы будущей актрисе пришла телеграмма с приглашением выехать на кинопробы в картине «Война и мир» на роль княжны Марьи.

Но сама Тоня не восприняла это всерьез и отшучивалась. Преподаватели удивлялись телеграмме, не видя в студентке княжны Марьи. Тем не менее кинодеятели стали забрасывать деканат приглашениями, адресованными Шурановой. И в итоге ее отпустили «посмотреть Москву».

Уже на месте, по воспоминаниям Тони, она играла в кинопробах, будучи одетой в маленькое платье, которое буквально «трещало по швам». На ее волосах был шиньон, чьи пряди торчали во все стороны, грим, по воспоминаниям актрисы, был «дурацким». Тем не менее в пробах она участвовала не менее 4 раз, правда, без энтузиазма и стараний.

Каждый раз партнеры были разными, но «тулуп», надетый на нее, оставался все тем же. Вскоре было объявлено, что в отборе осталось 17 претенденток, и Антонина была среди них. Затем осталось 11, 9, 5. И на этом моменте в актрисе проснулся азарт. Конкурентки никогда не сталкивались друг с другом, это было подстроено намеренно: когда одна заходила на пробы, другая выходила из дальней двери. Как-то раз Шуранова была в гримерке, когда услышала, как все зашептали: «Идет, идет!». И появился Сергей Федорович Бондарчук.

Он подошел к девушке, рассматривая ее со всей внимательностью. Она ерзала и сползала со стула, руководствуясь желанием приветствовать режиссера, но затем вспомнила, что он мужчина, а она — женщина, и остановилась. Затем ее пронзила мысль о том, что она студентка, и снова она начала сползать. Все это, улыбаясь, наблюдал режиссер. Актрисе стало невыносимо стыдно, и она покрылась румянцем, смутившись до слез. В точности, как княжна. В итоге она сдалась, опустив глаза, и осталась на стуле.

С лаской осматривая ее, Бондарчук расспросил девушку о ее карьере, а затем ушел, шепнув что-то ассистентам. И с этого мгновения вокруг Тони началась возня. Наступил период отношений со съемочной группой. Вокруг нее носился целый ураган: кто-то снимал «тулуп», кто-то нес новую одежду, кто-то причесывал, а кто-то – гримировал.

Затем из распахнутой двери появился Кторов, старый Болконский, объявив, что он теперь Тонин отец. Он и стал учителем девушки на съемках. Он напоминал счастливой наивной актрисе, радующейся тому, что ее забирали на машине, о том, что вокруг нее возятся, пока она нужна в кино. А когда кончатся съемки – и билета обратного не купят. Это актриса вспоминала в своем интервью.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации