Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Не надо ничего бояться

Увлечение эзотерикой

Алла Сергеевна, неоднократно рассуждающая о театре как об инструменте для общения людей с космосом, всегда увлекалась эзотерикой. Многие нюансы личного и творческого характера она объясняет с точки зрения, близкой к оккультной. Артистка признается, что всегда чувствовала себя «женщиной в преклонном возрасте»:      «Я появилась на свет с 40-летней душой… Даже в юном возрасте мои внутренние ощущения были близки к сорока». Речь идет о «последней реинкарнации», после которой душа «больше не возвращается».

Женщина рассказывала, что в результате «вычислений реинкарнации», она выяснила, что была в Древней Греции актрисой, а в ГДР — алхимиком. Она была одной из первых, кто обратился в лабораторию академика А. Г. Спиркина, и познакомилась с сильнейшими экстрасенсами. После она изменила свое отношение к потустороннему миру. В какой-то мере она осознала, что дверь, которую они пытались открыть, пока заперта, а рядом с ней начинается шаманство… Актриса отошла от этих людей, и связывающих с ними проблем.

В основе ее разработок лежит «методика определения психологической энергетики». По этой теме она преподавала мастер-классы канадцам, грекам, японцам, итальянцам и французам. Выходя на сцену, она воздействовала на зал гипнозом, вовлекая подавляющее количество людей в зале.

«Я кое-что осознала в своей профессиональной деятельности, когда мне довелось встретиться с профессиональным гипнотизером. Ему удавалось ввести в транс целые залы, и таких результатов можно достичь, если действие распространяется на 30% зрителей. При более низких параметрах ничего не выйдет, несмотря на то, в какой хорошей форме не находился бы гипнотизер. Так же и в театре: «есть 30%, можно считать, что зал ваш, в противном случае выступление обречено на провал», — делится опытом звезда.

В авторском издании «Бегущая строка памяти» она делилась впечатлениями того, как подняла тему «психологического воздействия» на зал с В. Высоцким, и увидела в нем своего единомышленника. Женщина также призналась, что была единственной в театре, кто знал о зависимости Владимир Семёновича, и считала, что именно наркотики обеспечивали такой всплеск психологической энергии, которую можно было физически ощутить. «Находясь рядом с ним на сцене, я остро ощущала направленность ее потоков», — вспоминала она.

Театр

В 1964 году, блестяще окончив «Щуку», актриса поступила на службу в Театр на Таганке. Исполняла ведущие роли в спектаклях, поставленных Юрием Любимовым, Анатолием Эфросом, Романом Виктюком.

В начале 90-х Алла Демидова создала собственный Театр «А» и начала сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом.

Актриса делится: «Театр «А» возник от необходимости. В свое время Роман Виктюк поставил на сцене «Таганки» «Федру», а Любимову это не нравилось — спектакль явно выбивался из репертуара. Я выкупила «Федру» у «Таганки», и мы стали выезжать на гастроли уже под шапкой Театра «А». Когда появился новый спектакль «Квартет», в Москве мы его стали играть на малой сцене «Таганки», арендуя ее».

Последнее десятилетие артистка находится в «свободном плавании». Исключение составил только Театр «Школа драматического искусства», где в спектакле Анатолия Васильева она сыграла Донну Анну в пушкинском «Каменном госте».

Театральные работы

Студенческий театр МГУ:

Лида Петрусова — «Такая любовь» (П. Когоут). Постановка Ролана Быкова  

Театральное училище им. Б.В.Щукина:

  • Мадам Фризетт — «Фризетт» (водевиль Лабиша). Режиссер Александр Ширвиндт
  • Миссис Мун — «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли) Режиссер Владимир Шлезингер
  • Главная роль — «Далекое» (А. Афиногенов). Режиссер Анна Орочко

Театр на Таганке:

  • Госпожа Янг — «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехт). Режиссер Юрий Любимов   
  • Вера — «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов). Постановка Юрия Любимова  
  • Миссис Мун — «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун» (Дж.-Б. Пристли). Режиссер Серафима Бирман
  • «Антимиры» (Андрей Вознесенский). Постановка Юрия Любимова
  • «10 дней, которые потрясли мир» (Народное представление в двух частях, с пантомимой, цирком, буффонадой и стрельбой по мотивам книги Джона Рида). Постановка Юрия Любимова
  • «Павшие и живые» (Поэтическое представление). Постановка Юрия Любимова
  • «Дознание» (П. Вайс). Режиссер Петр Фоменко
  • Эльмира — «Тартюф» (Ж.-Б. Мольер, перевод М. Донского). Постановка Юрия Любимова
  • Жена — «О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился» (П. Вайс). Режиссер Михаил Левитин
  • Пани Боженцкая — «Час пик» (Ежи Ставинский). Постановка Юрия Любимова
  • Гертруда — «Гамлет» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Юрия Любимова
  • Кабаниха — «Бенефис» (Артисты — А.Н. Островскому). Постановка Юрия Любимова
  • Василиса Милентьевна — «Деревянные кони» (Федор Абрамов). Постановка Юрия Любимова
  • Раневская — «Вишневый сад» (А.П. Чехов). Постановка Анатолия Эфроса
  • Пульхерия Александровна, мать Раскольникова — «Преступление и наказание» (по роману Ф.М. Достоевского). Постановка Юрия Любимова
  • «Владимир Высоцкий» (Поэтическое представление) Постановка Юрия Любимова 
  • Маша — «Три сестры» (А.П. Чехов). Постановка Юрия Любимова
  • Элина — «Прекрасное воскресенье для пикника». Постановка Анатолия Эфроса
  • Марина Мнишек — «Борис Годунов» (А.С. Пушкин). Постановка Юрия Любимова
  • Донна Анна, Луиза, Маргарита — «Пир во время чумы» (А.С. Пушкин)
  • Электра — «Электра» (Софокл). Постановка Юрия Любимова

Театр «А»:

  • Федра — «Федра» (М. Цветаева). Постановка Романа Виктюка
  • Мертей — «Квартет» (Х. Мюллер). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
  • «Медея» (Х. Мюллер — Еврипид). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)
  • «Гамлет-урок» (У. Шекспир, перевод Б. Пастернака). Постановка Теодороса Терзопулоса (Греция)

Театр «Школа драматического  искусства»:

Донна Анна, Лаура — «А.С. Пушкин. «Каменный гость» и другие стихи». Постановка Анатолия Васильева

Личная жизнь Аллы Демидовой

В 1961 году во время учебы в театральном училище Алла встретила будущего мужа Владимира Валуцкого, отчисленного из ВГИКа за пародию на фильмы о Ленине. Позже он был восстановлен в институте, получил диплом и стал киносценаристом таких известных фильмов и сериалов, как «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Благословите женщину», «Мэри Поппинс, до свидания», «Диверсант», «Адмирал», «Есенин», «Шпион».

Алла с Володей были полными противоположностями друг другу. Она – жесткая и волевая, он – скромный и мягкий. В отличие от Демидовой у него было совсем другое детство, полное заботы и любви. В день свадьбы многие готовы были держать пари, что новоиспеченные супруги не проживут вместе и года. Но их, как и положено противоположностям, безудержно притягивало словно магнитом. Брак Демидовой и Валуцкого продлился больше полувека, детей у них не было.

Начинали семейную жизнь в квартире с родителями Володи. Свекрови невестка не понравилась сразу, она считала, что из актрисы не может получиться хорошая жена. Но Валуцкий очень умело лавировал между мамой и супругой, сглаживая то и дело назревающие конфликты.

Алла Демидова с супругом

В личной жизни для Аллы на первом месте была духовная составляющая, поэтому физическую измену она считала пустяком, не стоящим внимания. О том, что у мужа есть дочь, Демидова узнала через пять лет после ее рождения. Кроме этих отношений, почти четырнадцать лет продолжался его тайный роман с актрисой Надеждой Репиной, точно как в фильме «Зимняя вишня», сценарий к которому писал Валуцкий.

Алла не закатывала никаких скандалов, все стойко пережила. Никакие любовницы, сплетни и интриги не могли отобрать у нее главного – духовного единения с мужем. Им всегда было интересно вдвоем. Оба больше всего ценили тишину и возможность заниматься любимым творчеством. Каждую минуту им было о чем поговорить, и о чем помолчать.

Когда Володе поставили диагноз – онкология, Алла в течение пяти лет ухаживала за любимым супругом, боролась за каждый день его жизни. Она верила, что вместе одержат победу над страшной болезнью. Но не получилось…

Никаких «я»!

Мы же всю жизнь живем в масках.

Так устроены люди. Когда человек говорит, что он без маски, он или лукавит, или не хочет замечать своих масок.

Я вот сижу с вами сейчас разговариваю — и играю роль актрисы, которая отвечает на вопросы. На которые она отвечала сто тридцать два раза. Но роль играю. Да.

Вы не обижайтесь, обычно люди спрашивают о том, что они про меня уже знают, а чего не знают — о том и спросить не могут.

Чего хочется от жизни? Вопрос на полдня разговора. Скажу так, не прочь была бы вернуться в детство, но с этим опытом. Тогда жизнь была бы совсем другая. И не моя.

Религия нужна, она людей делает лучше. Ее люди обязательно должны были придумать.

Когда человеку все дозволено, это катастрофа. У него нет моральных запретов, и он будет ломиться во все открытые двери.

Умер исполнитель главной роли в рок-опере «Иисус Христос — Суперзвезда»

Почему всю жизнь стою отдельно? Вначале это было от застенчивости. Да и сейчас тоже. Театральные актеры — люди застенчивые. И с масками нам жить легче как никому другому.

У меня есть несколько масок, когда я могу закрыть свою застенчивость.

Знаете, давно заметила, что хорошенькая внешне актриса со средними способностями может хорошо играть в жизни. И ей многое удается, не в профессии, а в жизни.

Вообще сцена по молодости — это игра. В человеке заложено ощущение игры генетически. Возьмите сегодняшний все больший уход в интернетную виртуальность, это все из этой самой генетической схемы.

Сцена в молодости — это абсолютно виртуальная жизнь. Потом все это перерастает в чувство долга. Болен ты или здоров, но ты должен это делать. Если ты откажешься, то ты уже не актер.

У артистки муж умер или мама в реанимации погибает, она в этот же вечер выходит на сцену и играет. Для меня это понятно, и не возникает никаких вопросов.

Если у женщины умирает муж, но остались маленькие дети, она же все равно будет готовить им кашу и суп. Чувство долга. Так и здесь.

Вот если ты играешь самого себя в предлагаемых обстоятельствах, тогда трудно. Но обычно роль делается в театре по-другому. Никаких «я». Только отстраненно.

Фильмы

Кинодебют Аллы Демидовой состоялся в 1957 году. Она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино Алла тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической мелодраме «Дневные звезды» о ленинградской писательнице Ольге Берггольц.

Алла Демидова в фильме «Щит и меч»

После этого фильма актриса уже снимается много и плодотворно. На ее счету и жизненные трагедии «Ты и я», и детективные истории «Собака Баскервилей», и классические экранизации «Чайка» и «Щит и меч». Особняком в фильмографии Аллы Демидовой стоит фантастическая лента «Бегство мистера Мак-Кинли», где она снова смогла сыграть вместе с любимым партнером Владимиром Высоцким.

Алла Демидова в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»

В 90-е годы Алла попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса отечественного кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в 21 веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах

Прежде всего, нужно обратить внимание на ее роль состоятельной вдовы из мелодрамы «Настройщик», трагикомедию «Русские деньги», являющуюся экранизацией пьесы Александра Островского, и комедию Киры Муратовой «Вечное возвращение». В этом фильме партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков

Дебют в кино

В 1957 году Алла снялась в военной драме «Ленинградская симфония», где перевоплотилась в образ студентки. Затем актриса появилась в эпизодах следующих фильмов: «Первое свидание», «Девять дней одного года», но в титрах ее фамилия не значится. В 1964 году Демидова получила главную роль в короткометражной ленте «Что такое теория относительности».

Первая популярность к артистке пришла в 1966 году, после выхода автобиографической ленты «Дневные звезды». Фильм поставлен по мотивам одноименного произведения Ольги Берггольц, в котором показана история жизни советской поэтессы. В следующем году Алла сыграла бортпроводницу Ольгу Ивановну в короткометражке «Стюардесса».

В 1968 году творческая копилка Демидовой пополнилась такими работами, как:

  • «Времена года»;
  • «Живой труп»;
  • «Служили два товарища»;
  • «Степень риска»;
  • «Шестое июля»;
  • «Щит и мечь».

В 1970 году Алла сыграла одну из главных ролей в драме Юлия Карасика «Чайка». Экранизация одноименной повести А. П. Чехова получила высокую награду на кинофестивале в Чикаго «Серебряный Хьюго» в номинации «Лучший актерский ансамбль».

В 1971 году Алла блестяще перевоплотилась в известную украинскую поэтессу Лесю Украинку в картине «Иду к тебе». В том же году актриса получила главную роль в мелодраме Ларисы Шепитько «Ты и я». Партнерами Демидовой по съемочной площадке стали такие артисты, как: Леонид Дьячков, Юрий Визбор, Наталья Бондарчук, Леонид Марков, Олег Ефремов, Мстислав Запашный.

В 1985 году Алла сыграла главную героиню Елену Протасову в драме Леонида Пчелкина «Дети солнца». События фильма разворачиваются в начале ХХ века, в период научного расцвета, но вскоре людей ожидает грандиозная военная катастрофа – Первая мировая война.

В образе лауреата государственной премии СССР Алла предстала в научной фантастике «Бегство мистера Мак-Кинли».

Затем Демидова снялась в череде разноплановых картин, среди которых: «Аленький цветочек», «Отец Сергий», «Стакан воды», «Звездопад», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Пиковая дама».

Партнерами Демидовой на съемочной площадке стали: Иннокентий Смоктуновский, Евгения Симонова, Александр Лазарев-старший, Богдан Ступка, Наталья Гундарева.

С приходом 90-х годов актриса стала меньше сниматься в кино, больше внимания уделяя собственному проекту – «Театру А». В 1998 году актриса сыграла одну из главных ролей  в драме «Незримый путешественник». Следующей киноработой Демидовой стала криминальная лента украинского производства «Настройщик». В картине Киры Муратовой снялись такие именитые артисты: Рената Литвинова, Нина Русланова, Георгий Делиев, Наталья Бузько.

В 2006 году Демидова воплотила образ самолюбивой, деспотичной помещицы Меропии Давыдовны, снявшись в комедии «Русские деньги». Фильм снят по мотивам произведения «Овцы и волки».

В 2017 году Алла сыграла в драме Рустама Хамдамова «Мешок без дна». Премьера картины состоялась в январе 2018 года, а несколькими месяцами ранее, работу представили на международном кинофестивале «ММКФ».

Театр

Тем не менее, театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но она сама стремилась в другой коллектив – в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза.

Алла Демидова и Александр Яцко в спектакле “Федра”

Пришлось соглашаться на «Таганку». Возможно, именно внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.

После этого режиссер долгое время использовал ее только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали ее пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до пика своей популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет».

Алла Демидова в спектакле “Носферату”

В 1986 году в коллективе театра начинаются разногласия, и Алла Демидова принимает решение покинуть сцену, ставшую родной. Недолго она сотрудничает с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов организовывает собственный «Театр А», который специализируется на классике и особенно на античной драматургии.

Литература

Алла Демидова является автором более десяти книг об искусстве, театре, коллегах и актерской профессии.

«Писать начала случайно, хотя сегодня понимаю, что на самом деле случайности — это лишь звенья в длинной цепи закономерности, — рассказывает актриса. — Еще в самые советские времена меня попросили написать статью о профессии в газету «Правда». Я написала целый «подвал».

После смерти Владимира Высоцкого ни в одной газете мы не смогли дать приличный некролог. Неожиданно мне звонит приятель из «Советской России»: «Шеф ушел в отпуск, если сможешь за один день написать о Высоцком, я это поставлю в номер! Пиши как можно больше!» Я тут же написала, использовав в работе свои дневниковые записи о нем. Возможно, эта статья стала одной из причин, по которой мне впоследствии заказали книгу о театральных работах Высоцкого».

Книги:

  • «Вторая реальность» (1980)
  • «А скажите, Иннокентий Михайлович…» (1988)
  • «Владимир Высоцкий» (1989)
  • «Тени зазеркалья» (1993)
  • «Бегущая строка памяти» (2000)
  • «Ахматовские зеркала» (2004)
  • «Заполняя паузу» (2007)
  • «В глубине зеркал» (2008)
  • «Письма к Тому» (2010)
  • «Зеркальный лабиринт» (2013)
  • «Ностальгия по памяти» (2016)
  • «Итальянские путешествия. Путешествие на озеро Гарда» (2017)

«…В названии всех моих книг, так или иначе, зашифровано зеркало. Первую книгу я назвала «Вторая реальность» (то есть отраженная), вторую  — «Тени зазеркалья»… Я люблю зеркала. Но отношение к зеркалу у меня мистическое. В японском театре «Но» перед выходом на сцену есть, как говорят, зеркальная комната. Актер, отражаясь во множестве зеркал, должен внутренне сконцентрировать эти отражения в одно и только после этого выйти на сцену».

Биография Аллы Демидовой

Родилась девушка в Москве. Род по папе у неё были золотопромышленниками. Отец – Сергей Демидов, погиб на войне, защищая Варшаву. И девочка практически не видела его. Мать – Александра Демидова, полностью взяла воспитание дочери на себя. Она была образованной женщиной и работала в МГУ.

Алла, будучи ещё пяти летней девочкой, знала чего хочет, и шла к своей мечте. Для исполнения этой мечты она много работала над собой. Она в школе вовсю занималась саморазвитием, но ей в основном доставались роли мальчиков. После окончания школы, девушка, не задумываясь, подала документы в театральное, но, к сожалению её, не взяли из-за дикции, она немного шепелявила.

Девушка очень расстроилась, и решилась тогда на шаг, о котором она даже и не думала, стала экономистом. Она всячески пыталась забыть свою детскую мечту, и жить дальше. Даже немного побыла педагогом. Но всё — таки свою мечту она не предала. И спустя некоторое время решилась на второй шанс, хотя дикция её не поменялась в лучшую сторону. И даже не смотря на то, что она долго занималась с логопедом. На этот раз её мечта перевоплотилась в реальность. Чему актриса была безгранично рада. Она стала студенткой театрального.

С этого момента начинается творческая биография Аллы Демидовой. Учёба ей далась на отлично. И её пригласили в театр на Таганке. Но ей всегда хотелось работать в Вахтанговском театре, но она опять получила отказ, как в первый раз разочарованию её не было придела. И она согласилась на Таганку.

У Аллы было огромное противостояние с этим режиссером, что и привело к провалу, на её дебюте в «Герое нашего времени». После этого, ей долго давали роли в массовке. Но зрители, даже в таких маленьких ролях заметили Демидову, её манеру игры, её пластику.

В 70-х, Алле выпала возможность попасть в тандем к самому Высоцкому. Их игра вызывала огромный интерес у зрителей. Критики, их дуэт называли огнём и льдом. У них возникла суперская идея, которая всё перевернула с ног на голову. Но к сожалению воплатить её не удалось, смерть друга всё перевернула в жизни Аллы.

1986 год стал критическим для всего театра. Тогда женщина пошла на сложный шаг, кинула всё, и создала свою стихию. В нём ставили в основном классику, и античную драматургию. Также, уже около 30 лет, Алла занимается писательством. Она выпустила более 8 книг. В этих книгах она описывает свою театральную жизнь.

Что касается игры в кино, то её первый опыт состоялся в 57 году. Это была, какая — то драма. Но сама актриса к этой работе, как и к нескольким другим, относилась с подозрением, она не очень верила в кино. Её первым и настоящим успехом стала картина про писательницу, где её всё удалось показать.
Именно после этого фильма, её кино карьера пошла вверх. Она усердно работала над всеми работами. На её счету множества кинокартин.

В 90-е годы, она не очень часто снималась. Это был своего рода стоп в этой сфере. Актрисе конечно предлагали всякие роли, но всё было не то, для такого таланта это упадок, поэтому она отказывала. А вот с наступлением 21 века, она снова начала появляться на экранах. С этого момента, на её счету было много интерестных и не забываемых ролей.

Полвека в браке

Алла Сергеевна никогда не была обделена вниманием мужчин, вот только представители сильного пола немного побаивались холодной и неприступной красавицы. Однако артистке и не нужны были ухажеры, ведь у нее был любимый муж

Со сценаристом Владимиром Валуцким они познакомились в 1961 году, вскоре они узаконили свои отношения. В браке супруги прожили полвека, и только смерть их разлучила. Пять лет назад Валуцкого не стало.

Оказывается, Франция находится всего в 850 км от границы США

Не только друг, но отличный помощник. В Китае собака помогает хозяйке на работе

Самый простой способ уберечь ценные вещи на пляже (нужен всего один подгузник)

В интервью журналисту Борису Корчевникову Алла Сергеевна призналась, что ее брак сложно было назвать идеальным. Муж нередко заводил интрижки на стороне. Настоящим ударом для Демидовой стала новость о том, что у супруга есть внебрачная дочь. Сама Алла Сергеевна так и не познала радости материнства.

Неутешительные итоги

«Способного» леса не хватило и на сорок лет. Хотя власти стремились в пятидесятиверстной окружности от горного завода «к строению железных, медных и других горных заводов не допускать», частное предпринимательство стремилось только к прибыли. Уже построенный Лугиниными медеплавильный завод на реке Миасс пользовался той же «лесной дачей» что и «главный» Златоустовский завод. Были и другие охотники использовать редкий в этих краях «способный» лес.

Зачем Демидов построил на Урале падающую Невьянскую башню

В начале XIX в. Златоустовские заводы были переданы в казну, а еще через сто лет «способный» лес на Урале кончился совсем. «Заводы, как здесь говорят… сильно обрубились, то есть вырубили леса вокруг себя»20. Результатом безудержного использования ресурсов стало то, что уже в начале ХХ в. уральские заводы предлагалось уничтожить, срыть и «вновь их построить с другим географическим расположением»21.

На Южном Урале горные заводы как самостоятельные центры экономического и культурного развития существовали недолго. Заводы зависели от своих владельцев, а леса стали свидетелями и жертвой развязанной заводчиками «междоусобной» войны, победа в которой стала поражением не отдельных промышленников, но промышленности огромной страны в целом. Тем не менее некоторые из созданных тогда заводов работают и по сей день.

Редакция выражает благодарность за помощь в подготовке материала заместителю директора Объединенного государственного архива Челябинской области Н.А. Антипину.

Под Тагилом нашли печи, в которых плавили серебро для Демидовых

1. Иванов А.В. Горнозаводская цивилизация. М., 2014. С. 15.

2. Леднев В. Уральские заводчики Лугинины и их потомки // Урал. 2002. N 12.

3. Черкасова А.С. Рождение индустриальной цивилизации Урала и Демидовы. XVIII век // Культура индустриального Урала (XVIII-XX вв.). Сб. статей. Екатеринбург, 2010. С. 5-6.

4. Объединенный Государственный архив Челябинской области (ОГАЧО). Ф. И-227. Оп. 1. Д. 93. Л. 414.

5. Там же. Л. 405об.

6. Там же. Л. 185.

7. Лугинин Илларион (Ларион) Иванович // Тульский биографический словарь. Тула, 1996. Т. 1. С. 326.

8. ОГАЧО. Ф. И-227. Оп. 1. Д. 93. Л. 405.

9. Черников В.Г. Год рождения 1757. Хроника Нижне-Кыштымского завода от Никиты Демидова до Александра Вольхина. Екатеринбург, 1997. С. 9.

10. Литвер Л. Вековая сила // Миссия. 2017. N 6 (142). С. 20.

11ОГАЧО. Ф. И-227. Оп. 1. Д. 93. Л. 99об.-100.

12. Черников В.Г. Год рождения 1757. С. 12.

13. ОГАЧО. Ф. И-227. Оп. 1. Д. 93. Л. 87.

14. Там же. Л. 87об.

15. Там же. Л. 87-88.

16. Там же. Л. 97об.-98.

17. Там же. Л. 125-125об.

18. Там же. Л. 182.

19. Там же.

20. Озеров И.Х. Горные заводы Урала. М., 1910. С. 4.

21. Там же. С. 7.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации