Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Александр прошкин

Официальные страницы

Википедия:
ru.wikipedia.org/wiki/…

Кинопоиск:
kinopoisk.ru/name/245665

Биография

Известный советский и российский кинорежиссер появился на свет в городе на Неве в семье советского живописца Анатолия Прошкина и переводчицы Анны Прошкиной. Детство Саши пришлось на военное лихолетье. Отец ушел на фронт, а мама с маленьким ребенком отправилась в эвакуацию, избежав блокадной жизни в Ленинграде.

По дороге железнодорожный состав, направляющийся в Кузбасс, был разбомблен немецкой авиацией, но Саша с мамой остались невредимыми.

Из военных лет Александр Анатольевич запомнил только мрачные шахты и пленных немцев. После завершения войны вся семья снова воссоединилась в городе на Неве. Он рос в творческой атмосфере – их дом часто посещали друзья отца, которые говорили об искусстве.

В школьные годы парень увлекся историей архитектуры, и родители думали, что свое будущее сын свяжет именно с этим направлением. Но после окончания школы Саша неожиданно для всех отнес документы в Институт театра, музыки и кинематографии и легко поступил на актерский факультет.

На выпускном курсе Александра Прошкина заметил Николай Акимов, режиссер Театра комедии, и пригласил талантливого юношу в труппу театра. Пять лет Прошкин успешно работал на сцене Театра комедии, его актерская карьера стремительно развивалась, но в 1968 году он решил сменить свою специальность. Актер уехал в Москву для обучения на Высших режиссерских курсах.

Телевидение того времени стремительно развивалось, и после завершения учебы Александр Прошкин пошел работать в Главную редакцию литературно-драматических программ. Он стал одним из первых телевизионных режиссеров, которые при подготовке телепрограмм использовали монтаж.

Более десяти лет он занимался съемками телевизионных спектаклей, в которых были задействованы актеры Александр Калягин, Владимир Этуш, Михаил Казаков, Лия Ахеджакова, Ирина Муравьева, Ролан Быков. Зрителям и критикам больше всего запомнились проекты «Доктор философии», «Пиквикский клуб», «Третий человек», «Война с саламандрами».

К съемкам кинофильмов Александр Прошкин обратился в 1975 году, создав один из первых советских сериалов «Ольга Сергеевна». Кинолента вызвала противоречивые суждения от восторженных похвал до абсолютного непонимания.  После дебютной картины в послужном списке Александра Анатольевича одна за другой появились картины «Стратегия риска», «Инспектор Гулл», «Частное лицо», «Опасный возраст».

В жанре биографии режиссер создал фильмы «Михайло Ломоносов» и «Николай Вавилов». Любовь и уважение зрителей Александру Прошкину принесли картины «Холодное лето пятьдесят третьего», в котором свою последнюю в жизни роль сыграл Анатолий Папанов, «Увидеть Париж и умереть» (с главной ролью великолепно справилась Татьяна Васильева), «Доктор Живаго», «Живи и помни», «Чудо», «Искупление».

В 2015 году на экранах появилось сразу два полнометражных фильма, снятых Александром Прошкиным. В социальной драме «Охрана» сюжет разворачивается вокруг жизни и судьбы рыжеволосой девушки Клавдии Глановой (Мария Коровина), работающей на сталелитейном заводе. Но есть у скромной труженицы большая мечта. В фильме также снимались Виктор Сухоруков, Антон Шагин, Ирина Вилкова, Алексей Кортнев.

«Райские кущи» – это драма о жизни циника и остроумного бабника Виктора Зилова (Евгений Цыганов). В жизни главного героя сплошные подарки от судьбы: карьерный рост, красивая жена, новая квартира. Но как в этом потоке благополучия вынести пустоту в душе? И как живется людям, зависящим от Виктора? Актерский ансамбль в этом проекте составили Чулпан Хаматова, Артем Семакин, Екатерина Смирнова.

Александр Прошкин живет и работает в Москве, но в столице чувствует себя чужим. Душой и телом он отдыхает в родном Питере, куда приезжает за вдохновением. Но и в городе на Неве Александру Анатольевичу уже не так комфортно, как раньше – много друзей юности умерло, а новые знакомства в его возрасте заводить трудно.

О личной жизни режиссер предпочитает не разговаривать, но искренне радуется успехам сына Андрея, избравшего для себя все ту же режиссерскую профессию.

Фильмы Александра Прошкина

ГодФильм
1972

Записки Пиквикского клуба

1975

Ольга Сергеевна

1976

Доктор философии

1978

Стратегия риска

1979Инспектор Гулл
1980Частное лицо
1981

Опасный возраст

1982

Вновь я посетил… (И. М. Смоктуновский читает стихи А. С. Пушкина)

1986

Михайло Ломоносов

1987

Холодное лето пятьдесят третьего…

1990

Николай Вавилов

1992

Увидеть Париж и умереть

1995Чёрная вуаль
1999Русский бунт
2003Трио
2006Доктор Живаго
2008Живи и помни
2009Чудо
2011Искупление
2015Райские кущи
2015Охрана

Александр Прошкин в новостях

13.08.2015 23:40
Выборг-2015. Победители уже известны
Закрылся кинофестиваль «Окно в Европу»

Училка,
Хани Мани,
Пык-пык-пык,
Развод по собственному желанию,
Вакантна жизнь шеф-повара,
Побег из Москвабада,
Корабли прошлых лет,
Камчатка — лекарство от ненависти,
Сухой. Выбор цели,
Мальчики и девочки «Доктора Живаго»,
Андрей хижина и его горе,
Надежда. Вокруг да около,
Христя,
Лабиринты любви,
Купава,
Волк Вася,
Последний рыцарь империи,
Охрана,
Норвег,
Москва никогда не спит,
Брат Дэян,

Олеся Фокина,
Александр Прошкин,
Бакур Бакурадзе,
Юсуп Разыков,
Пётр Тодоровский,
Роза Хайруллина,
Мира Тодоровская,
Ирина Купченко,

13.08.2015 19:32
Выборг-2015. Какие фильмы стоит запомнить
Яркие конкурсанты кинофестиваля «Окно в Европу»

Норвег,
Охрана,
Вакантна жизнь шеф-повара,
Побег из Москвабада,
Училка,

Юрий Арабов,
Александр Прошкин,
Евгений Миронов,
Ирина Купченко,

11.08.2015 15:29
Выборг-2015. Александр Прошкин рассказал о том, как сохранять прямую спину
На своём мастер-классе режиссёр объяснил, как снимает кино

Райские кущи,
Охрана,

Анатолий Папанов,
Александр Прошкин,
Чулпан Хаматова,
Владислав Дворжецкий,

07.08.2015 11:38
Открывается фестиваль «Окно в Европу»-2015
Он пройдёт с 7 по 13 августа

Милый Ханс, дорогой Пётр,
Единичка,
72 часа,
Охрана,
Дорога на Берлин,
Клинч,
Душа шпиона,

Александр Прошкин,
Сергей Пускепалис,
Мира Тодоровская,
Владимир Бортко,
Светлана Проскурина,
Кира Ангелина,
Петро Алексовски,

28.07.2015 16:59
Объявлена программа кинофестиваля «Окно в Европу»
Тринадцатый по счёты фестиваль пройдёт с 7 по 13 августа в Выборге

Вакантна жизнь шеф-повара,
Клинч,
Охрана,
Побег из Москвабада,
Давай меняться,
Развод по собственному желанию,
Последняя ночь,
Норвег,
Училка,
В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе,
Реверберация,
Душа шпиона,

Александр Прошкин,
Сергей Пускепалис,
Мира Тодоровская,
Владимир Бортко,
Рустам Ильясов,
Алёна Званцова,
Анна Ефремова,

18.06.2015 10:06
19 июня открывается Московский международный кинофестиваль-2015
Смотр пройдёт уже в 37-й раз

Владимир Хотиненко,
Александр Прошкин,
Андрей Кончаловский,
Александр Миндадзе,

07.11.2014 16:05
Репортаж со съёмочной площадки картины «Утиная охота»
Мы поговорили с исполнителем главной роли Евгением Цыгановым

Евгений Цыганов,
Александр Прошкин,
Дмитрий Куличков,
Виталий Хаев,
Чулпан Хаматова,
Агриппина Стеклова,

22.09.2013 18:43
В Благовещенске завершился 11 ОРФ кино и театра «Амурская осень»
Основные призы получили фильмы из программы «Кинотавра»

Меня это не касается,
Море,
Иуда,
Летящие над ветром листья,
Разносчик,
Шахта,
Война Принцессы,
Жажда,
Небесные жёны луговых мари,
Отдать концы,
Полёт. Три дня после катастрофы,
Иван сын Амира,
Майор,
Старший сын,
Деточки,
Особенности национальной охоты,

Олег Лукичёв,
Евгений Стычкин,
Виктор Сухоруков,
Александр Прошкин,
Пётр Красилов,
Нонна Гришаева,
Фёдор Добронравов,
Людмила Артемьева,
Александр Плаксин,
Владимир Гостюхин,
Семён Стругачёв,
Андрей Стемпковский,
Наталья Бочкарёва,
Юрий Быков,
Михаил Грубов,
Роман Курцын,
Владимир Алеников,
Алексей Шевченков,
Арсений Гончуков,
Евгений Пронин,
Юрий Норштейн,
Александр Новопашин,
Валерий Харченко,
Леонид Гайдай,
Ивар Калныньш,
Кшиштоф Занусси,
Игорь Касилов,
Александр Васютинский,
Павел Сафонов,
Таисия Крамми,
Аркадий Инин,

26.07.2013 22:02
Питчинг Министерства культуры: день четвёртый в фотографиях
Как проходил отбор фильмов, которые получат господдержку

Левиафан,

Андрей Звягинцев,
Гарик Сукачёв,
Александр Прошкин,
Виктор Гинзбург,
Андрей Прошкин,
Чулпан Хаматова,
Александр Роднянский,
Сергей Осипьян,
Пётр Буслов,
Константин Буслов,
Роман Прыгунов,
Иван Вырыпаев,
Фёдор Бондарчук,
Александр Миндадзе,
Мира Тодоровская,

Назад
Вперед

Фильмография

  • По дате
  • По рейтингу

Подробная информация о фильме

Комедия, Драма

2015

Режиссёр, Сценарист

В избранное

5.5

Подробная информация о фильме

Драма

2015

Режиссёр, Сценарист

В избранное

10.0

Подробная информация о фильме

Военный фильм, Драма, Исторический фильм

2011

Режиссёр

В избранное

5.5

Подробная информация о фильме

Драма, Исторический фильм

2009

Режиссёр

В избранное

Подробная информация о фильме

Драма

2008

Режиссёр, Сценарист

В избранное

7.4

Подробная информация о фильме

Драма

2005

Режиссёр

В избранное

Подробная информация о фильме

Криминал

2002

Режиссёр

В избранное

Подробная информация о фильме

Драма, Мелодрама

1999

Режиссёр

В избранное

Подробная информация о фильме

Мелодрама, Криминал

1995

Режиссёр

В избранное

Подробная информация о фильме

Боевик, Драма, Криминал

1987

Режиссёр

В избранное

Подробная информация о фильме

Биографический фильм, Драма, Исторический фильм

1986

Режиссёр

В избранное

Награды и номинации

«Спартак и Калашников»

  • 2002 — Главный приз МКФ «Кинотаврик» в Сочи
  • 2002 — Приз за самый увлекательный фильм МКФ детских фильмов в «Артеке»
  • 2002 — Приз «Сталкер» МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве
  • 2002 — Специальный приз жюри конкурса «Дебют» открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи
  • 2002 — Премия «Золотой орел» за лучший режиссерский дебют в игровом кино
  • 2003 — Приз за лучший детский фильм МКФ Banff World Media Festival в Банфе
  • 2003 — Главный приз II МКФ детских и юношеских фильмов в Буэнос-Айресе (Festival Internacional de Cine «Nueva Mirada» para la Infancia y la Juventud)
  • 2003 — Главный приз МКФ детских и юношеских фильмов в Злине

«Игры мотыльков»

  • 2004 — Приз зрительских симпатий МКФ «Меридианы Тихого» во Владивостоке
  • 2004 — Приз детского фонда ЮНИСЕФ МФ фильмов о правах человека «Сталкер»
  • 2004 — Приз «Но пораженье от победы ты сам не должен отличать» открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи

«Апельсиновый сок»

2010 — Гран-при — приз конкурса зрительских симпатий «Великолепная семерка «МК» за лучший полнометражный игровой фильм VIII Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера»

«Орда»

  • 2012 — приз «Серебряный Георгий» за лучшую режиссерскую работу на 34-м Московском международном кинофестивале
  • 2012 — Номинация на кинопремию Азиатско-Тихоокеанского региона за лучший фильм
  • 2012 — Номинация на национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» за лучший фильм
  • 2013 — Премия «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу. Фильм «Орда» претендовал на премию «Золотой орел» в двенадцати номинациях, в том числе в номинации Лучший фильм.

«Переводчик»

2015 — Профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино в категории «Лучшая режиссерская работа» и номинация на приз в категории «Лучший телевизионный фильм (1-4 серии)»

Биография

Детство и юность Андрея прошли в киноэкспедициях с отцом, известным режиссером Александром Прошкиным. А его переходный возраст совпал со съемками картин «Михайло Ломоносов» и «Холодное лето пятьдесят третьего».

Андрей Александрович с удовольствием вспоминает о том периоде: «В восьмом классе на заре перестройки оказаться на Соловках было безумно интересно и даже немножечко сюрреалистично. Такая своеобразная цыганщина. Встреча с такими актерами, как Анатолий Дмитриевич Папанов или Валерий Приемыхов. Жизнь в деревне. О чем еще 14-летний мальчишка может мечтать?.. Помню, к нам пришли местные, пожаловались, что некому убрать сено, и попросили помочь. Отец выделил людей из съемочной группы, включая меня, в помощь колхозникам. Вы же наверняка не знаете, как убирается сено. Сейчас я вам расскажу. Оно сгребается в стог. Подъезжает лошадь с привязанной к ней длинной веревкой. Этой веревкой сено обматывают и завязывают. Лошадь трогается, а чтобы стог не рассыпался во время движения, сверху на него сажают ребенка-подростка в качестве груза. Вот я этим самым грузом и работал. Потрясающие и незабываемые воспоминания…».

Неудивительно, что после школы юноша мечтал о поступлении во ВГИК, однако отец настоял на журналистике. «Я уже как-то сказал, что у меня тяжелая и трагическая наследственность, поскольку мой папа — режиссер. И моя учеба на факультете журналистики МГУ — это попытка не моя, а моих родителей (папы в первую очередь) спасти сына от этой тяжелой наследственности, — поясняет Андрей. — Я сам, как и многие мои ровесники, заканчивающие школу, не имел достаточно четких планов относительно своего будущего. Меня интересовало кино. Я был готов поступать во ВГИК. Но отец справедливо сказал: «В 17 лет заниматься кинорежиссурой рано и самонадеянно!».

Телевидение

В 1968 году Александр окончил Высшие режиссерские курсы при Гостелерадио СССР и до 1978 года работал режиссером в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. За 10 лет работы режиссер Прошкин поставил более 30 телевизионных спектаклей, среди которых «Пиквикский клуб», «Доктор философии», «Война с саламандрами», «Третий человек».

На телевидении Александр Прошкин всячески продвигал свою идею создания жанра ЖЗЛ – серии телефильмов о жизни выдающихся личностей России. В 1984 году она вылилась в проект историко-биографического сериала «Михайло Ломоносов». Этот сериал принес режиссеру огромную популярность.

В интервью «Российской газете», режиссер заметил, что каждая уважающая себя страна имеет фильмы о своих великих людях. В Великобритании, кажется, не осталось ни одного деятеля истории, культуры, о котором не снято картины. И поляки это же делают

Такое внимание к выдающимся личностям, героям нации — оно во многом зависит от самосознания общества. Я снимал «Михайло Ломоносова» с подспудной мыслью, что телевидение постепенно могло бы создать свою серию ЖЗЛ

К сожалению, этого не случилось и в обозримом будущем едва ли случится».

Интервью

О своих режиссерских итогах:

«А главный итог — я пока продолжаю существовать в профессии. И пока есть возможность работать. Чтобы там не говорили о фестивальных наградах и кассовых сборах фильмов, как определенном рубеже для кинорежиссера, я полагаю: в нашем цеху главный приз всегда — это возможность делать следующую картину. Особенно картину, которая тебе интересна и которая тебе нравится. Не могу сказать, что у меня все безоблачно в этом направлении. Но какие-то шансы есть. И это главное».

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, peoples.ru, vokrug.tv, fb.ru, ria.ru, 73online.ru, 7days.ru, gazeta.ru, kommersant.ru , kp.ru, newizv.ru.

Передачи

  • Academia
  • Big Opera – 2019
  • XX век
  • Абсолютный слух
  • Агора
  • Балетная энциклопедия
  • Белая студия
  • Библейский сюжет
  • Билет в Большой
  • Ближний круг
  • Большая опера – 2017 (пятый сезон)
  • Большая опера – 2019 (шестой сезон)
  • Большая опера (все сезоны)
  • Больше, чем любовь
  • Большие и маленькие
  • Большие Маленьким
  • Большой балет
  • БОЛЬШОЙ БАЛЕТ- 2018
  • Большой джаз
  • Власть факта
  • Война и мир. Читаем роман
  • Гении и злодеи
  • Гений
  • Главная роль
  • Документальная камера
  • Ехал Грека…
  • Жизнь замечательных идей
  • Завтра не умрет никогда
  • «Игра в бисер» с Игорем Волгиным
  • Искатели
  • Искусственный отбор
  • Картина мира с Михаилом Ковальчуком
  • Квартет 4×4. 1 сезон
  • Квартет 4×4. 2 сезон
  • Кинескоп с Петром Шепотинником
  • Кинопоэзия
  • Клуб «Шаболовка, 37»
  • Коллекция
  • Коллекция интервью
  • Кто мы?
  • Кто там…
  • Культ кино
  • Легенды балета XX века
  • Легенды мирового кино
  • Линия жизни
  • Любовь в искусстве
  • Магистр игры
  • Моя любовь – Россия!
  • МЫ – ГРАМОТЕИ!
  • Наблюдатель
  • Нано-Опера
  • Научный стенд-ап
  • Нефронтовые заметки
  • Новости культуры
  • Новости культуры с Владиславом Флярковским
  • Новости. Подробно
  • ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИИ НА САЙТЕ TVKULTURA.RU
  • Оркестр будущего
  • «Особый взгляд» с Сэмом Клебановым
  • Острова
  • Открытая книга
  • Открытый музей
  • Пешком…
  • Письма из провинции
  • Полиглот (все программы)
  • Послушайте!
  • Правила жизни
  • Пряничный домик
  • Пятое измерение
  • Романс – XXI век
  • Романтика романса
  • Рэгтайм, или Разорванное время
  • САС. Те, с которыми я…
  • Сати. Нескучная классика…
  • Синяя птица. Сезон 2017
  • Сита и Рама
  • Телескоп
  • «Тем временем. Смыслы» с Александром Архангельским
  • Царская ложа
  • Черные дыры. Белые пятна
  • Что делать?
  • Шедевры мирового музыкального театра
  • Шедевры старого кино
  • Щелкунчик. International Television Contest for Young Musicians ‘The Nutcracker’
  • Щелкунчик. XIX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XX Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • «Щелкунчик». XXI Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Щелкунчик. Международный телевизионный конкурс юных музыкантов
  • Энигма
  • Эрмитаж
  • 2 ВЕРНИК 2
  • 21th International Television Contest for Young Musicians «The Nutcracker»

Михайло Ломоносов (1986)

Биография, Драма, Исторический, Советский фильм

tagГении

Режиссер: Александр Прошкин

В ролях: Анатолий Васильев, Настя Деревщикова, Виктор Степанов

Фильм 1 — «От Недр Своих»: Фильм охватывает детские и юношеские годы Ломоносова. Большое впечатление производит на юношу посещение Соловецкого монастыря и беседы со старообрядцем Мошкарем. Стремление учиться приводит юношу в Москву. Впереди — Петербург и необыкновенная судьба…
Фильм 2 — «Врата Учености»: В Фильме “Врата учености” рассказывается о том, как Михайло Ломоносов продолжал образование в Германии, а затем, вернувшись на родину, возглавил борьбу за становление и развитие отечественной науки.
Фильм 3 — «Во Славу Отечества»: В Фильме “Во славу Отечества” события происходят спустя 20 лет и рассказывают о последних годах жизни ученого, ставшего академиком и получившего мировую известность за свои научные открытия.

О предпочтениях критики

Удивляет тенденция, которую поддерживает критика. В одной картине матерятся — значит, в другой должны материться еще больше. А третьей крупно покажут выкидыш — хотя это уже за пределами нормальных эстетических возможностей. Ни одному персонажу не сочувствуешь. А критики на такие возражения отвечают: это вписано в мировой контекст — и заткнитесь! Но у нас есть свой контекст, наша задача не ожесточать, а смягчать. Кино стало проповедовать право кулаком решать все проблемы. Но если для западного мира с его моральными устоями, развитым правовым сознанием и свободной прессой шоковое кино лишь способ встряхнуть людей, то у нас его воспринимают всерьез — как школу жизни.

Примечания

  1. ↑ // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  2. ↑  (недоступная ссылка). Вечерняя Москва (23 марта 2015). Дата обращения 26 марта 2015.
  3. . РИА Новости (1 ноября 2012). Дата обращения 4 ноября 2012.
  4. . World Film Festival of Montreal. Дата обращения 2 ноября 2012.
  5. . Труд (7 сентября 2012). Дата обращения 4 ноября 2012.
  6. . proficinema.ru. Дата обращения 17 апреля 2014.
  7. . piter.tv (12 мая 2014).
  8. . Сайт Союза кинематографистов России (16 мая 2014). Дата обращения 21 мая 2014.
  9. Валерий Кичин. . Российская газета (24 марта 2015). Дата обращения 26 марта 2015.
  10.  (недоступная ссылка). Дата обращения 18 ноября 2015.
  11. . Дата обращения 18 ноября 2015.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации